Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 224-ПП от 25 марта 2008 года

О проекте закона города Москвы «О социальном обслуживании населения города Москвы»

     В целях удовлетворения потребностей граждан в доступном и ка-
чественном социальном обслуживании, учитывая распоряжение замести-
теля Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы  от  20 апреля 2007 г.
N 76-РЗМ "О подготовке проекта закона города Москвы "О  социальном
обслуживании населения города Москвы", Правительство Москвы поста-
новляет:
     1. Одобрить  проект закона города Москвы "О социальном обслу-
живании населения города Москвы" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Департаменту  социальной  защиты  населения  города Москвы
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти горо-
да Москвы до 1 июля 2008 г. подготовить и представить в Правитель-
ство Москвы проекты правовых актов города Москвы,  предусматриваю-
щих меры по реализации закона города Москвы "О социальном обслужи-
вании населения города Москвы" после его принятия.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Шве-
цову  Л.И. и  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Пет-
рова А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 25 марта 2008 г. N 224-ПП

                                                         ПРОЕКТ

                      Закон города Москвы

       "О социальном обслуживании населения города Москвы"

     Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в сфере со-
циального обслуживания населения города Москвы (далее - социальное
обслуживание),  с  целью  удовлетворения  потребностей населения в
доступном и качественном социальном обслуживании.

                     Глава 1. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

     В настоящем Законе используются понятия,  применяемые в феде-
ральном законодательстве, а также следующие понятия:
     1) государственная система социального обслуживания  -  сово-
купность уполномоченных органов исполнительной власти города Моск-
вы в сфере социального обслуживания,  а также государственных  уч-
реждений города Москвы, оказывающих населению услуги в сфере соци-
ального обслуживания (далее - государственные учреждения  социаль-
ного обслуживания);
     2) клиент социальной службы (далее - клиент) - гражданин, на-
ходящийся  в трудной жизненной ситуации либо социально опасном по-
ложении, которому в связи с этим предоставляются услуги социально-
го обслуживания;
     3) способность к самообслуживанию - способность самостоятель-
но удовлетворять основные жизненные потребности, осуществлять пов-
седневную бытовую деятельность, в том числе соблюдать личную гиги-
ену, а также способность к самостоятельному передвижению;
     4)  обстоятельства,  объективно   препятствующие   выполнению
членами  семьи  или близкими родственниками обязанностей по  уходу
за  неспособным  к  самообслуживанию гражданином - продолжительная
болезнь  (более одного месяца),  инвалидность, пенсионный возраст,
отдаленность  проживания   от  нуждающегося  в  уходе  гражданина,
частые и  продолжительные  командировки  и  другие обстоятельства;
     5) трудная жизненная ситуация - совокупность факторов и усло-
вий,  объективно нарушающих нормальную жизнедеятельность, действие
которых гражданин или семья  не  может  преодолеть  самостоятельно
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклон-
ным возрастом,  болезнью, одиночество, малообеспеченность, беспри-
зорность или безнадзорность несовершеннолетних, отсутствие опреде-
ленного места жительства, другое);
     6) социально  опасное положение - совокупность причин и усло-
вий,  вызывающих неблагоприятное социальное  положение  семьи  или
гражданина, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение ро-
дителей или иных законных представителей несовершеннолетних, неис-
полнение  ими  своих обязанностей по воспитанию детей,  обучению и
(или) содержанию или жестокое обращение с детьми;
     7) городской  стандарт социального обслуживания - установлен-
ные правовыми  актами города Москвы требования к объему и качеству
услуг в сфере социального обслуживания;
     8) стационарное социальное обслуживание -  оказание  клиентам
услуг  социального  обслуживания в условиях постоянного проживания
либо временного пребывания в учреждениях стационарного социального
обслуживания;
     9) нестационарное социальное обслуживание -  оказание  клиен-
там, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации либо
в социально опасном положении,  услуг социального обслуживания без
проживания в учреждениях социального обслуживания;
     10) социальная адаптация - система мероприятий,  направленных
на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной си-
туации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружа-
ющей его среде жизнедеятельности;
     11) социальная реабилитация - система мероприятий, направлен-
ных  на  восстановление  утраченных гражданином социальных связей,
социального статуса, устранение или максимально полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности;
     12) работник социальной службы  -  работники  государственных
учреждений социального обслуживания.

     Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

     Правовой основой настоящего  Закона  являются  общепризнанные
принципы и нормы международного права,  Конституция Российской Фе-

дерации,  федеральные законы, регулирующие отношения в сфере соци-
ального  обслуживания,  Устав города Москвы и другие законы города
Москвы.

     Статья 3. Основные принципы социального обслуживания

     Социальное обслуживание в городе Москве основывается на прин-
ципах:
     1) гуманности, милосердия, добровольности, уважения достоинс-
тва личности, социальной справедливости, учета этнокультурных тра-
диций;
     2) адресности,  законности,  конфиденциальности,  открытости,
профессиональной компетентности;
     3) обеспечения  равных возможностей и доступности услуг соци-
ального обслуживания для граждан;
     4) приоритетности предоставления социальных услуг несовершен-
нолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
     5) выбора форм и ориентации социального обслуживания на инди-
видуальные потребности граждан;
     6) комплексности социального обслуживания;
     7) профилактической направленности;
     8) соблюдения прав человека и гражданина;
     9) ответственности органов государственной власти и  учрежде-
ний, а также должностных лиц за предоставление гарантированных ус-
луг в сфере социального обслуживания.

     Статья 4. Лица, имеющие право на социальное обслуживание

     1. Жителям города Москвы гарантируется возможность  получения
услуг  в сфере социального обслуживания в соответствии с федераль-
ными законами и законами города Москвы независимо от  пола,  расы,
национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убежде-
ний,  принадлежности к общественным объединениям и других  обстоя-
тельств.
     2. Иностранным гражданам,  лицам без гражданства, в том числе
беженцам, гарантируются те же права в сфере социального обслужива-
ния, что и гражданам Российской Федерации, если иное не установле-
но  федеральными  законами  и нормами международных договоров Рос-
сийской Федерации.
     3. Социальное обслуживание лиц, занимающихся бродяжничеством,
и бездомных граждан, находящихся на территории города Москвы, осу-
ществляется в порядке, установленном федеральными законами и зако-
нами города Москвы.

        Глава 2. Услуги социального обслуживания и порядок
         их предоставления в государственных учреждениях
                     социального обслуживания

     Статья 5. Виды услуг социального обслуживания

     Услуги социального обслуживания, заключающиеся в оказании уч-
реждениями социального обслуживания помощи клиенту для преодоления
им социально опасного положения или  трудной  жизненной  ситуации,
подразделяются на следующие виды:
     1) социально-экономическая услуга;
     2) социально-медицинская услуга;
     3) социально-психологическая услуга;
     4) социально-педагогическая услуга;
     5) социально-бытовая услуга;
     6) культурно-досуговая услуга;
     7) социально-правовая услуга;
     8) консультирование;
     9) социальное сопровождение;
     10) социальная реабилитация;
     11) иные виды услуг социального обслуживания.

     Статья 6. Основания и порядок предоставления услуг
               социального обслуживания

     1. Социальное  обслуживание  в  государственных   учреждениях
социального  обслуживания  осуществляется  по желанию  граждан  на
постоянной  или  временной основе (от одного до шести месяцев)  на
основании:
     1) личного заявления гражданина или его опекуна,  попечителя,
другого законного представителя;
     2) выявленной работником государственного учреждения социаль-
ного обслуживания в порядке,  установленном Правительством Москвы,
нуждаемости граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситу-
ации либо в социально опасном положении, с согласия гражданина.
     2. Социальное  обслуживание отдельных категорий граждан может
осуществляться без их согласия в случае и порядке, предусмотренном
федеральными законами.
     3. Зачисление на социальное обслуживание осуществляется после
проведения оценки индивидуальной нуждаемости в услугах социального
обслуживания,  определяющей степень  потребности  гражданина  либо
семьи в услугах социального обслуживания (с учетом факторов, опре-
деляющих социально опасное положение или трудную жизненную  ситуа-
цию), необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности.
     4. Оценка индивидуальной нуждаемости  в  услугах  социального
обслуживания осуществляется государственным учреждением социально-
го обслуживания в течение одного месяца с момента обращения по по-
воду необходимости обеспечения гражданина либо семьи,  находящейся
в трудной жизненной ситуации либо в социально  опасном  положении,
услугами  социального обслуживания,  за исключением срочного соци-
ального обслуживания, предоставляемого немедленно по просьбе граж-
данина.
     5. Оказание услуг социального обслуживания, кроме оказываемых
отделением срочного социального обслуживания,  оформляется догово-
ром между клиентом (его законным представителем) и учреждением со-
циального обслуживания.
     6. Форма примерного договора на  оказание  услуг  социального
обслуживания утверждается Правительством Москвы.

     Статья 7. Территориальный перечень гарантированных услуг
               социального обслуживания

     1. Территориальный перечень гарантированных услуг социального
обслуживания (далее - Территориальный перечень гарантированных ус-
луг) утверждается Правительством Москвы.
     2. В Территориальный перечень гарантированных услуг включают-
ся бесплатные услуги социального  обслуживания,  оказание  которых
необходимо  клиентам  в  целях поддержания их нормальной жизнедея-
тельности с учетом основных форм и видов социального обслуживания,
установленных настоящим Законом.
     3. Дополнительные услуги,  оказываемые клиентам по их просьбе
сверх Территориального перечня гарантированных услуг, предоставля-
ются за плату.
     Статья 8. Бесплатное  социальное  обслуживание  населения
               в государственных учреждениях социального
               обслуживания

     1. Бесплатное социальное обслуживание населения  в  государс-
твенных  учреждениях  социального  обслуживания  предоставляется в
рамках:
     1) Территориального перечня гарантированных услуг;
     2) городских стандартов социального обслуживания;
     3) по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
     2. Бесплатное социальное обслуживание населения  в  государс-
твенных учреждениях социального обслуживания предоставляется граж-
данам:
     1) не  способным к самообслуживанию в связи с преклонным воз-
растом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые
могут обеспечить им помощь и уход;
     2) находящимся в социально опасном положении или трудной жиз-
ненной ситуации,  в связи со стихийными бедствиями,  катастрофами,
иными чрезвычайными ситуациями,  пострадавшим в результате  воору-
женных и межэтнических конфликтов;
     3) несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуа-
ции;
     4) иным категориям лиц,  имеющим право на бесплатное социаль-
ное обслуживание в порядке, установленном Правительством Москвы.
     3. Внеочередное  бесплатное  социальное  обслуживание в госу-
дарственных учреждениях социального обслуживания предоставляется:
     1) несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуа-
ции (дети-инвалиды;  дети с ограниченными возможностями  здоровья;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беспризор-
ные дети, а также несовершеннолетние, подвергающиеся насилию);
     2) ветеранам  Великой  Отечественной  войны  и приравненным к
ним лицам;
     3) находящимся в трудной жизненной ситуации беременным женщи-
нам, в том числе несовершеннолетним и одиноким;
     4) находящимся  в трудной жизненной ситуации одиноким родите-
лям, разведенным женщинам и мужчинам, вдовам и вдовцам, в том чис-

ле несовершеннолетним,  воспитывающим детей, включая детей-инвали-
дов;
     5) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста
и инвалидам,  не способным самостоятельно обеспечить свою нормаль-
ную жизнедеятельность и лишенным постороннего ухода, помощи и под-
держки;
     6) одиноким гражданам старше 80 лет;
     7) лицам, подвергшимся насилию;
     8) семьям, находящимся в социально опасном положении;
     9) иным установленным Правительством Москвы категориям  граж-
дан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
     4. Порядок предоставления бесплатного социального  обслужива-
ния  определяется Правительством Москвы в соответствии с настоящим
Законом.

     Статья 9. Социальное обслуживание населения в учреждениях
               социального обслуживания на условиях частичной
               или полной оплаты

     1. Порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания  в
государственных  учреждениях социального обслуживания определяются
Правительством Москвы.
     2. Тарифы  (цены) на платные услуги социального обслуживания,
оказываемые населению в  государственных  учреждениях  социального
обслуживания,  устанавливаются уполномоченным органом исполнитель-
ной власти города Москвы в сфере ценовой и тарифной политики.
     3. Условия  и  порядок  оплаты услуг социального обслуживания
иными организациями  социального  обслуживания  и  индивидуальными
предпринимателями устанавливаются ими самостоятельно.

        Глава 3. Обеспечение прав клиентов государственных
               учреждений социального обслуживания

     Статья 10. Обеспечение прав граждан на социальное
                обслуживание и (или) отказ от социального
                обслуживания

     1. Социальное обслуживание осуществляется на основании  обра-
щения  гражданина,  его  опекуна,  попечителя,  другого  законного
представителя,  органа государственной власти, органа местного са-
моуправления, общественного объединения.
     2. В специализированные государственные учреждения социально-
го  обслуживания для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной
реабилитации (социальные приюты для детей,  социально-реабилитаци-
онные центры для несовершеннолетних,  центры помощи детям,  остав-
шимся  без попечения родителей),  принимаются несовершеннолетние в
соответствии с порядком,  установленным  федеральными  законами  и
правовыми актами города Москвы.
     3. Граждане,  а  также  их законные представители имеют право
отказаться от услуг социального обслуживания.  В случае отказа  от
социального обслуживания гражданам, а также их законным представи-
телям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
     4. Отказ  граждан от социального обслуживания,  который может
повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их
жизни,  оформляется  письменным заявлением граждан или их законных
представителей, подтверждающим получение информации о последствиях
отказа.

     Статья 11. Обеспечение прав граждан на информацию в сфере
                социального обслуживания

     1. Органы  государственной власти  города Москвы обеспечивают
реализацию  права  на информацию о видах и формах социального обс-
луживания, показаниях  на получение услуг социального обслуживания
и об условиях их оплаты,  а также других условиях их  предоставле-
ния. Указанная информация предоставляется бесплатно.
     2. Информация о  перечне  предоставляемых  услуг  социального
обслуживания, формах и методах социального обслуживания предостав-
ляется социальными работниками непосредственно гражданам,  а в от-
ношении лиц,  не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установлен-
ном законом порядке недееспособными, - их законным представителям.
     3. Граждане,  направляемые в стационарные учреждения социаль-
ного обслуживания,  а также их законные представители должны  быть
предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в
указанных учреждениях и видами предоставляемых ими услуг  социаль-
ного обслуживания.
          Глава 4. Виды и формы социального обслуживания
                         в городе Москве

     Статья 12.  Виды социального обслуживания

     1. Социальное обслуживание осуществляется в следующих видах:
     1) нестационарное социальное обслуживание;
     2) стационарное  социальное обслуживание (в том числе предос-
тавление временного приюта);
     3) предоставление жилого помещения в домах специализированно-
го жилищного фонда города Москвы системы социального обслуживания.
     2. Социальное  обслуживание по желанию граждан может осущест-
вляться на постоянной или временной основе.

     Статья 13. Основные формы нестационарного социального
                обслуживания

     Нестационарное социальное  обслуживание осуществляется в сле-
дующих основных формах:
     1) организация горячего питания;
     2) доставка продуктов на дом;
     3) обеспечение остро нуждающихся лиц одеждой, обувью и други-
ми предметами первой необходимости;
     4) предоставление санитарно-гигиенических услуг;
     5) содействие в организации стирки и химчистки одежды  и  ре-
монта обуви;
     6) помощь в организации ремонта и уборки жилого помещения;
     7) наблюдение за состоянием здоровья, оказание первичной дов-
рачебной помощи;
     8) предоставление  патронажных услуг и выполнение медицинских
процедур в соответствии с назначением лечебно-профилактических уч-
реждений;
     9) сопровождение в государственные медицинские  учреждения  и
доставка лекарственных средств;
     10) помощь в получении экстренных медико-психологических  ус-
луг;
     11) организация уличной работы с гражданами,  находящимися  в
социально опасном положении, на территории города Москвы;
     12) оказание юридической помощи и иных консультативных  услуг
в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
     13) предоставление временного приюта,  в том  числе  ночлега;
     14) приобретение  билетов для возвращения к месту постоянного
проживания;
     15) оплата жилищно-коммунальных услуг и телефона;
     16) содействие в обеспечении топливом и (или) водой при  обс-
луживании граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального
отопления и (или) водоснабжения;
     17) организация  захоронения  одиноких  граждан,  не  имеющих
родственников;
     18) содействие  в оформлении правоустанавливающих документов,
социальных выплат и "социальной карты москвича";
     19) помощь в написании писем и заявлений;
     20) оказание  социально-психологической  помощи   нуждающимся
гражданам,  осуществляющим уход на дому за тяжело больными преста-
релыми родителями, детьми-инвалидами, другими близкими родственни-
ками;
     21) оформление подписки на периодические издания, доставка по
просьбе клиентов книг и иной печатной продукции;
     22)  проведение санитарно-просветительной работы;
     23) содействие в организации досуга;
     24) иные формы социального обслуживания в соответствии с пра-
вовыми актами города Москвы.

     Статья 14.  Социальное обслуживание на дому

     1. Гражданам,  частично утратившим способность к самообслужи-
ванию  и нуждающимся в постоянном или временном нестационарном со-
циальном обслуживании, обслуживание на дому предоставляется непос-
редственно  по месту их проживания в соответствии с индивидуальной
нуждаемостью в  виде  социально-бытовых  и  иных услуг социального
обслуживания в порядке, установленном Правительством Москвы.
     2. Социальное обслуживание на дому осуществляется социальными
работниками государственных учреждений социального обслуживания:
     1) не реже 2 раз в неделю в отношении граждан  пожилого  воз-
раста и инвалидов,  частично утративших способность к самообслужи-
ванию;
     2) в неотложном порядке в виде разовых услуг социального обс-
луживания в отношении граждан,  частично утративших способность  к
самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,  болезнью,  инва-
лидностью, остро нуждающихся в социальной поддержке.
     3. Кроме надомных услуг социального обслуживания,  предусмот-
ренных Территориальным перечнем гарантированных  услуг,  гражданам
могут  быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной
или частичной оплаты.

     Статья 15. Социально-медицинское обслуживание  на дому

     1. Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется
гражданам,  нуждающимся  в надомных услугах социально-медицинского
характера, в форме:
     1) наблюдения за состоянием здоровья;
     2) оказания первичной  доврачебной помощи;
     3) обеспечения ухода с учетом состояния здоровья;
     4) содействия в оказании санитарно-гигиенических  или  патро-
нажных услуг;
     5) проведения санитарно-просветительной работы;
     6) оказания социально-психологической помощи гражданам,  осу-
ществляющим уход на дому за тяжело больными престарелыми родителя-
ми, детьми-инвалидами, другими близкими родственниками, в том чис-
ле в период после понесенной ими утраты в связи со  смертью  члена
их семьи.
     2. Прием на обслуживание осуществляется при отсутствии проти-
вопоказаний  к  принятию  на социально-медицинское обслуживание на
дому.
     3. Социально-медицинское  обслуживание на дому с учетом инди-
видуальной нуждаемости осуществляется специализированными  отделе-
ниями государственных учреждений социального обслуживания,  в штат
которых входят медицинские  работники,  профессиональная  деятель-
ность  которых  регулируется  законодательством об охране здоровья
граждан. Периодичность посещения граждан пожилого возраста и инва-
лидов  на дому социальными работниками и медицинскими сестрами ус-
танавливается не реже 3 раз в неделю.
     4. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим хрони-
ческим алкоголизмом, карантинными инфекционными заболеваниями, ак-
тивной  формой туберкулеза,  тяжелыми психическими расстройствами,
венерическими или другими социально опасными заболеваниями, требу-
ющими  лечения  в  специализированных учреждениях здравоохранения,
может быть отказано в предоставлении социально-медицинского обслу-
живания на дому.
     5. Отказ от предоставления гражданам пожилого возраста и  ин-
валидам социальных услуг по основаниям,  определенным в части чет-
вертой настоящей статьи, подтверждается совместным заключением ор-
гана социальной защиты населения и учреждения здравоохранения.

     Статья 16. Социальное сопровождение

     1. Социальное  сопровождение осуществляется социальными служ-
бами временно или постоянно с целью оказания гражданам  и  семьям,
находящимся  в трудной жизненной ситуации либо в социально опасном
положении,  услуг социального обслуживания, а также предотвращения
опасных для здоровья и благополучия последствий вследствие необес-
печенности указанными услугами.
     2. Социальное сопровождение предоставляется:
     1) несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуа-
ции  (детям-инвалидам;  детям  с  ограниченными возможностями здо-
ровья;  детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергающимся насилию);
     2) воспитанникам детских государственных учреждений  для  де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окон-
чания пребывания в указанных учреждениях;
     3) семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
     4) одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста
и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к само-
обслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки;
     5) лицам, подвергнувшимся насилию;
     6) многодетным семьям;
     7) семьям с детьми-инвалидами.
     3. Предоставление  социального  сопровождения  осуществляется
путем проведения постоянного социального надзора,  регулярного по-
сещения,  оказания необходимой социальной поддержки во взаимодейс-
твии с работниками государственных учреждений социального обслужи-
вания,  здравоохранения, образовательных учреждений, органов внут-
ренних дел, органов опеки и попечительства и других организаций.
     Статья 17. Социально-консультативная помощь

     1. Социально-консультативная помощь предоставляется в  учреж-
дениях  социального  обслуживания клиентам в виде информирования о
перечне услуг по оказанию консультативной помощи  государственными
учреждениями  социального  обслуживания,  консультаций по вопросам
социально-бытового и  социально-медицинского обеспечения жизнедея-
тельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой за-
щиты.
     2. Клиентам,  остро нуждающимся в социальной поддержке, соци-
ально-консультативная помощь в государственных  учреждениях  соци-
ального обслуживания оказывается в неотложном порядке.
     3. Социально-консультативная помощь может оказываться в  уст-
ной,  письменной форме,  а также с использованием телефона и (или)
электронных средств коммуникаций. Форма консультативной помощи оп-
ределяется по выбору гражданина.
     4. Социально-консультативная  помощь направлена на психологи-
ческую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем
и предусматривает:
     1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной по-
мощи;
     2) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориен-
тации и трудоустройстве;
     3) правовую помощь в пределах компетенции учреждений социаль-
ного обслуживания;
     4) профилактику  различного  рода   социально-психологических
отклонений и социальных конфликтов;
     5) работу с семьями лиц,  состоящих на социальном  обслужива-
нии, содействие в организации их досуга;
     6) иные меры по созданию социального благополучия.

     Статья 18. Срочное социальное обслуживание

     1. Срочное социальное обслуживание осуществляется бесплатно в
целях  оказания неотложной помощи разового характера остро нуждаю-
щимся в социальной поддержке пожилым гражданам и инвалидам, а так-
же другим гражданам,  находящимся в трудной жизненной ситуации,  с
целью удовлетворения их первичных социально-бытовых и иных нужд.
     2. Срочное  социальное обслуживание включает услуги,  предус-
мотренные Территориальным перечнем гарантированных услуг.

     Статья 19. Предоставление адресной социальной помощи остро
                нуждающимся гражданам и семьям с детьми

     1. Адресная социальная  помощь  предоставляется  гражданам  и
семьям с детьми,  находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде
денежных средств, продуктов питания, в том числе горячего питания,
средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обу-
ви и других предметов первой необходимости.
     2. В государственных учреждениях социального обслуживания ма-
териальная помощь предоставляется, как правило, единовременно.
     3. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и ост-
ро нуждающимся в социальной поддержке, материальная помощь предос-
тавляется в неотложном порядке, в том числе путем разового обеспе-
чения горячим питанием или продуктовыми наборами.
     4. Порядок  предоставления адресной социальной помощи,  в том
числе неотложной материальной помощи, гражданам, остро нуждающимся
в социальной поддержке, устанавливается Правительством Москвы.

     Статья 20. Социальное обслуживание  населения  в  дневное
                время

     1. Социальное обслуживание в дневное время осуществляется пу-
тем оказания  социально-бытовых,  социально-медицинских,  культур-
но-досуговых и иных социальных услуг непосредственно по месту  на-
хождения учреждения социального обслуживания.
     2. Социальное обслуживание в дневное время предоставляется:
     1) гражданам  пожилого возраста и инвалидам,  в том числе де-
тям-инвалидам, частично сохранившим способность к самообслуживанию
и  активному передвижению и нуждающимся в услугах социального обс-
луживания,  либо не сохранившим указанную способность и вследствие
этого нуждающимся в услугах социального обслуживания на период от-
сутствия членов семьи, обеспечивающих уход за ними на дому;
     2) другим лицам,  в том числе несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации,  или семьям,  находящимся в  трудной
жизненной ситуации,  либо гражданам, находящимся в социально опас-
ном положении,  а также лицам, занимающимся бродяжничеством и без-
домным гражданам.
     Статья 21. Предоставление социально-реабилитационных услуг

     1. Социально-реабилитационные   услуги   в    государственных
учреждениях социального обслуживания оказываются инвалидам,  в том
числе детям-инвалидам,  лицам с ограниченными возможностями, несо-
вершеннолетним  правонарушителям,  другим  гражданам,  попавшим  в
трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в оказании им  профессио-
нальной, социальной, психологической помощи.
     2. Социально-реабилитационные услуги для  пожилых  граждан  и
инвалидов  (в  том  числе детей-инвалидов) предоставляются в соот-
ветствии с рекомендациями учреждений здравоохранения по проведению
реабилитационных, оздоровительных мероприятий и/или индивидуальной
программой реабилитации инвалида,  разработанной учреждением меди-
ко-социальной экспертизы.
     3. Социально-реабилитационные услуги несовершеннолетним  пре-
доставляются на основе ходатайств должностных лиц органов и учреж-
дений системы профилактики беспризорности и безнадзорности в соот-
ветствии с программой реабилитации, утверждаемой руководителем уч-
реждения социального обслуживания.
     4. Продолжительность  пребывания в реабилитационном отделении
учреждения социального обслуживания  граждан,  указанных  в  части
первой настоящей статьи, определяется характером и сроками необхо-
димых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.

     Статья 22. Дополнительные формы социального обслуживания на
                предприятиях потребительского рынка  и услуг

     1. В порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы,
предприятиями потребительского рынка и услуг лицам льготных  кате-
горий  предоставляются дополнительные формы социального обслужива-
ния:
     1) обслуживание в аккредитованных социальных магазинах с пре-
доставлением скидки на товары социально необходимого набора  (пот-
ребительской  корзины)  в  размерах,  установленных Правительством
Москвы;
     2) получение по льготным ценам бытовых услуг, перечень, пери-
одичность оказания которых и уровень ценовых скидок устанавливают-
ся Правительством Москвы;
     3)  получение  в  аккредитованных  социальных  предприятиях
общественного питания комплексных обедов, наценка на которые  не
должна превышать 60 % (шестидесяти процентов).
     2. Порядок аккредитации предприятий потребительского рынка  и
услуг, а также порядок компенсации затрат аккредитованным социаль-
ным предприятиям потребительского рынка  и  услуг  устанавливаются
Правительством Москвы.

     Статья 23. Стационарное социальное обслуживание

     1. Стационарное социальное обслуживание в условиях постоянно-
го и временного проживания в учреждениях социального  обслуживания
предоставляется гражданам,  частично или полностью утратившим спо-
собность к самообслуживанию и/или передвижению и вследствие  этого
нуждающимся  в  постоянном  постороннем  уходе (гражданам пожилого
возраста и инвалидам,  частично или полностью  утратившим  способ-
ность  к  самообслуживанию  и  нуждающимся по состоянию здоровья в
постоянном постороннем уходе и наблюдении,  несовершеннолетним де-
тям,  находящимся в трудной жизненной ситуации, детям с ограничен-
ными возможностями).
     2. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в ста-
ционарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания,  про-
филированных  в  соответствии  с возрастом граждан,  состоянием их
здоровья и социальным положением.
     3. Стационарное социальное обслуживание включает:
     1) меры по созданию для граждан наиболее адекватных  их  воз-
расту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
     2) реабилитационные мероприятия медицинского,  социального  и
лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помо-
щи,  организацию их отдыха и досуга,  питания,  посильной трудовой
деятельности.
     4. Стационарное социальное обслуживание предусматривает:
     1) размещение клиентов в жилых помещениях государственных уч-
реждений системы социального обслуживания в порядке и на условиях,
установленных федеральными законами и законами города Москвы;
     2) организацию питания, трудотерапии, отдыха и досуга;
     3) обеспечение помещениями для участия в реабилитационных ме-
роприятиях, трудовой терапии,  бытовом обслуживании, культурно-до-
суговой деятельности;
     4) обеспечение помещениями для получения образования  детьми-
инвалидами и инвалидами молодого возраста;
     5) содействие в получении бесплатной медицинской помощи в го-
сударственных медицинских организациях;
     6) оказание комплекса услуг социального обслуживания в  соот-
ветствии с индивидуальной нуждаемостью клиента социальной службы и
проведение мероприятий медицинского, психологического и социально-
го характера.
     5. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими не-
достатками  в  государственные стационарные учреждения социального
обслуживания,  предназначенные для проживания детей с психическими
расстройствами.
     6. Граждане пожилого возраста и инвалиды, иные граждане, про-
живающие  в государственных учреждениях социального обслуживания и
нуждающиеся в специализированной медицинской помощи,  направляются
администрацией  указанных  учреждений  на обследование и лечение в
государственные учреждения здравоохранения.
     7. Граждане,  частично или полностью утратившие способность к
самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе,  из
числа  освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рециди-
вистов и других лиц,  за которыми в соответствии с действующим фе-
деральным законодательством установлен административный надзор,  а
также престарелые граждане, ранее судимые или неоднократно привле-
кавшиеся  к  административной ответственности за нарушение общест-
венного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством,
направляемые из учреждений органов внутренних дел,  при отсутствии
медицинских противопоказаний и по их личному  желанию  принимаются
на  социальное  обслуживание в специальные стационарные учреждения
социального обслуживания (специальные отделения) в порядке,  опре-
деляемом Правительством Москвы.
     8. В отношении граждан, проживающих в государственных стацио-
нарных  учреждениях  социального обслуживания,  не допускается ис-
пользование   средств   физического   сдерживания,   лекарственных
средств,  а  также  их  изоляция  в  целях  наказания или создания
удобств для персонала указанных учреждений.
     9. Граждане,   проживающие   в   стационарных     учреждениях
социального обслуживания  и постоянно нарушающие установленный по-
ложением об учреждении социального обслуживания  порядок  прожива-
ния,  могут  быть по их желанию или по решению суда,  принятому на
основании представления администрации указанных учреждений,  пере-
ведены  в специальные стационарные учреждения социального обслужи-
вания.

     Статья 24. Основные формы стационарного социального
                обслуживания

     Стационарное социальное обслуживание осуществляется в следую-
щих основных формах:
     1) предоставление одежды, обуви, постельных принадлежностей и
других предметов первой необходимости,  средств санитарии и гигие-
ны, средств ухода в установленном порядке;
     2) предоставление в пользование оборудования, в том числе ме-
бели;
     3) содействие в организации оказания услуг предприятиями тор-
говли и связи, а также информационных услуг;
     4) содействие в организации  проезда  на  обучение,  лечение,
консультации;
     5) приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;
     6) обеспечение условий для отправления религиозных обрядов;
     7) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
     8) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
     9) проведение медицинских и социальных  реабилитационных  ме-
роприятий,  в  том  числе  для  инвалидов на основе индивидуальных
программ реабилитации;
     10) организация получения бесплатной медицинской помощи в го-
сударственных медицинских учреждениях;
     11) содействие  в  получении  протезно-ортопедической  и  зу-
бопротезной помощи;
     12) обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;
     13) содействие в направлении по заключению врачей на санатор-
но-курортное лечение;
     14) содействие в получении бесплатных юридических, психологи-
ческих и иных консультационных услуг;
     15) обеспечение представительства в  органах  государственной
власти, в том числе в суде с целью защиты прав и интересов клиента
социального обслуживания;
     16) оказание помощи в написании и оформлении писем, обращений
и других документов;
     17) оказание  содействия  в  реализации  права  на пенсионное
обеспечение и предоставление других социальных выплат;
     18) создание условий для дошкольного воспитания детей и полу-
чения детьми школьного образования  по  специальным  программам  с
учетом их физических возможностей и умственных способностей;
     19) создание условий для получения образования инвалидами  по
специальным  программам с учетом их физических возможностей и умс-
твенных способностей;
     20) создание  условий для обучения доступным профессиональным
навыкам и использования остаточных трудовых возможностей,  участия
в трудовой терапии;
     21) содействие в обеспечении книжной и иной печатной  продук-
цией;
     22) обеспечение культурно-досуговой деятельности;
     23) обеспечение  при  снятии с социального обслуживания одеж-
дой,  обувью и единовременным денежным пособием по нормативам, ут-
вержденным правовыми актами города Москвы;
     24) организация ритуальных услуг либо содействие в  организа-
ции  ритуальных  услуг  членам  семьи,  близким  родственникам или
представителям (законным представителям) умершего клиента социаль-
ного обслуживания;
     25) иные формы социального обслуживания.

     Статья 25. Социальное обслуживание несовершеннолетних в
                государственных  специализированных учреждениях
                города Москвы

     1. Социально-медицинское  обслуживание  в  специализированных
учреждениях для несовершеннолетних,  нуждающихся в социальной реа-
билитации (далее - специализированные учреждения для несовершенно-
летних,  нуждающихся  в социальной реабилитации),  предоставляется
детям,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации, беспризорным де-
тям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
     2. В условиях непрерывного реабилитационного  процесса  несо-
вершеннолетним оказываются услуги социального обслуживания с обес-
печением доступности и своевременности квалифицированной  социаль-
ной,  правовой,  медико-педагогической,  психологической помощи на
основе индивидуальных и групповых программ  социальной  реабилита-
ции, включающих  профессионально-трудовой,  учебно-познавательный,
социокультурный,  физкультурно-оздоровительный  и иные компоненты,
организуется социальный патронаж. Конкретные виды услуг социально-
го обслуживания отражаются в индивидуальной и групповой программах
реабилитации несовершеннолетнего.
     3. Услуги социального обслуживания несовершеннолетним,  нахо-
дящимся в трудной жизненной ситуации, могут предоставляться без их
письменного заявления в случаях и порядке, установленном федераль-
ными законами.
     4. Отчисление воспитанников из  специализированных  государс-
твенных  учреждений социального обслуживания осуществляется в слу-
чае и порядке,  предусмотренном федеральными законами  и  законами
города Москвы.
     5. По окончании пребывания  в  специализированном  учреждении
несовершеннолетние могут приниматься на социальное сопровождение в
порядке и условиях, установленных настоящим законом.

     Статья 26. Предоставление временного приюта

     1. Временный приют в специализированном  государственном  уч-
реждении  социального  обслуживания  временного  пребывания города
Москвы (далее - специализированное государственное учреждение  со-
циального обслуживания временного пребывания) осуществляется в ре-
жиме круглосуточного пребывания и предоставляется:
     1) детям,  оказавшимся  в  трудной жизненной ситуации,  в том
числе детям-сиротам,  детям,  оставшимся без попечения  родителей,
безнадзорным несовершеннолетним;
     2) лицам, занимающимся бродяжничеством и бездомным гражданам,
в том числе не имеющим документов,  удостоверяющих личность,  либо
освободившимся из мест лишения свободы;
     3)  иногородним  гражданам,  оказавшимся  в  городе  Москве  в
ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, и нуждающимся в оказании
медико-социальной помощи;
     4) гражданам,  пострадавшим  от  физического или психического
насилия,  стихийных бедствий, в результате террористических актов,
вооруженных и межэтнических конфликтов;
     5) другим клиентам социальной службы,  нуждающимся в  предос-
тавлении временного приюта.
     2. Прием в специализированное государственное учреждение  со-
циального обслуживания временного пребывания производится на осно-
вании личного заявления гражданина,  осмотра его  дежурным  врачом
(фельдшером) и санитарной обработки (при необходимости).
     3. Бесплатное питание  лиц,  занимающихся  бродяжничеством  и
бездомных граждан, пребывающих (ночующих) в специализированных го-
сударственных учреждениях социального обслуживания временного пре-
бывания, организуется:
     1) в домах ночного пребывания и социальных гостиницах - путем
раздачи продуктов быстрого приготовления;
     2) в центрах социальной адаптации и на территории санпропуск-
ников,  других государственных учреждений социального обслуживания
для лиц, занимающихся бродяжничеством и бездомных граждан, - путем
предоставления горячего питания.
     4. При предоставлении временного приюта  иногородним  гражда-
нам, оказавшимся в городе Москве в ситуации, угрожающей их жизни и
здоровью,  соответствующее специализированное государственное  уч-
реждение  социального обслуживания оказывает им содействие в восс-
тановлении утраченных  социальных  связей,  поиске  родственников,
отправке  к прежнему месту жительства и приобретении железнодорож-
ных билетов в порядке, установленном Правительством Москвы.
     5. Для  иногородних граждан,  нуждающихся в постороннем уходе
или с ограниченными  физическими  возможностями,  срок  временного
пребывания продлевается до решения вопроса их жизнеустройства.

     Статья 27. Предоставление жилого помещения в домах
                специализированного жилищного фонда города
                Москвы социального использования

     1. Жилые  помещения  в  домах  специализированного  жилищного
фонда города  Москвы системы социального обслуживания предназнача-
ются для проживания граждан,  не обеспеченных жилыми помещениями в
городе  Москве и нуждающихся в предоставлении им медицинских и со-
циально-бытовых услуг (дееспособным и имеющим способность к  само-
обслуживанию гражданам пожилого возраста и инвалидам).
     2. Порядок и условия предоставления жилых помещений  в  домах
специализированного жилищного фонда города Москвы системы социаль-
ного обслуживания и пользования такими жилыми помещениями устанав-
ливаются Правительством Москвы.
     Статья 28. Социальные жилые дома

     1. Социальные  жилые дома относятся к специализированному жи-
лищному фонду города Москвы и являются стационарными  учреждениями
социального обслуживания,  предназначенными для постоянного прожи-
вания пожилых граждан,  супружеских пар,  других семей пенсионного
возраста  и  инвалидов  (при условии передачи принадлежащего им на
праве собственности жилья городу Москве) и создания условий для их
самореализации и удовлетворения основных жизненных потребностей.
     2. Ограничениями для вселения в социальные жилые дома являют-
ся: карантинные инфекционные, психические, онкологические и другие
тяжелые  заболевания,  туберкулез в открытой форме,  полная утрата
способности к самообслуживанию,  а также наличие алкогольной и/или
наркотической зависимости.
     3. Лицам,  проживающим  в социальных жилых домах,  утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем  уходе,
предоставляется обслуживание социальным работником и социально-бы-
товая помощь,  предусмотренная Территориальным перечнем гарантиро-
ванных  услуг,  а  также организуется предоставление на договорной
основе дополнительных платных услуг по желанию проживающих.
     4. Порядок  предоставления  жилой  площади в социальных жилых
домах, организации социально-бытового, медицинского, культурного и
других видов обслуживания, а также посильной трудовой деятельности
проживающих в  социальных жилых домах граждан устанавливается Пра-
вительством Москвы.

          Глава 5. Государственные стандарты социального
                   обслуживания в городе Москве

     Статья 29. Государственные стандарты социального
                обслуживания в городе Москве

     1. Государственные стандарты социального обслуживания в горо-
де Москве (далее - государственные стандарты социального  обслужи-
вания) обеспечивают решение следующих задач:
     1) определение единых требований к объему и качеству, порядку
и условиям социального обслуживания;
     2) обеспечение клиентов информацией о перечне,  качестве, ре-
зультатах и формах социального обслуживания;
     3) соблюдение прав граждан на получение качественного и  сво-
евременного  социального обслуживания на основе адресного подхода,
с учетом индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбо-
ра форм и методов получения социального обслуживания;
     4) защита интересов клиентов социального обслуживания;
     5) регулирование  отношений  в сфере социального обслуживания
между органами исполнительной власти города Москвы,  государствен-
ными учреждениями социального обслуживания и клиентами;
     6) объективная оценка деятельности государственных учреждений
социального обслуживания;
     7) расширение спектра услуг социального обслуживания за  счет
развития негосударственного сектора социального обслуживания.
     2. Установление государственных стандартов социального обслу-
живания осуществляется Правительством Москвы.
     3. Государственные стандарты социального обслуживания  учиты-
ваются  при  определении  объемов финансирования из бюджета города
Москвы государственных учреждений социального обслуживания  города
Москвы,  а также объемов государственного заказа на предоставление
услуг социального обслуживания негосударственными организациями  в
сфере социального обслуживания.
     4. В целях оценки уровня обеспеченности государственными  со-
циальными гарантиями в сфере социального обслуживания и их влияния
на качество жизни населения в городе Москве осуществляется монито-
ринг  в  области реализации государственных стандартов социального
обслуживания в порядке, установленном Правительством Москвы.

     Статья 30. Содержание государственных стандартов социального
                обслуживания в городе Москве

     1. Государственный стандарт социального обслуживания включает
требования,  обеспечивающие необходимый уровень доступности и  ка-
чества услуги социального обслуживания в целом,  а также на каждом
этапе ее предоставления, включая внесение запроса об оказании ука-
занной услуги,  его оформление и регистрацию,  ожидание услуги, ее
получение,  контроль качества услуги и рассмотрение жалоб (претен-
зий) клиентов.
     2. Государственный стандарт социального  обслуживания  должен
содержать:
     1) перечень категорий клиентов  социального  обслуживания,  в
том числе их специальных категорий;
     2) перечень документов, необходимых для оказания услуги соци-
ального обслуживания;
     3) требования к сроку оказания услуги социального  обслужива-
ния,  а также к срокам на совершение действий,  принятие решений в
процессе оказания услуги социального обслуживания;
     4) исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании ус-
луги социального обслуживания;
     5) описание результата, который должен получить клиент;
     6) требования к должностным лицам и специалистам,  непосредс-
твенно  обеспечивающим  оказание  услуги социального обслуживания,
включая требования к их служебному поведению и квалификации;
     7) требования  к месту предоставления услуги социального обс-
луживания с учетом его транспортной и пешеходной доступности;
     8)  режим  работы   государственного  учреждения  социального
обслуживания,    оказывающего   услугу  социального  обслуживания,
порядок доступа и обращения  в указанное учреждение;
     9) очередность предоставления услуги социального обслуживания
в  случае превышения спроса на услугу социального обслуживания над
возможностью ее предоставления без ожидания,  в том числе сроки  и
условия ожидания оказания услуги социального обслуживания;
     10) требования к информационному обеспечению  клиентов  соци-
ального  обслуживания  при обращении за получением услуги и в ходе
ее оказания;
     11) особенности  предоставления услуги социального обслужива-
ния отдельным категориям граждан;
     12) порядок  подачи,  регистрации  и рассмотрения претензий и
жалоб на несоблюдение городского норматива социального  обслужива-
ния;
     13) порядок исправления возможных недостатков оказанной услу-
ги социального обслуживания и возмещения ущерба.
     3. Государственный стандарт  социального  обслуживания  может
содержать  иные  положения,  необходимые  для повышения качества и
доступности услуг социального обслуживания.

     Статья 31. Социальные нормы и нормативы обеспеченности
                населения услугами социального обслуживания

     Социальные нормы и нормативы обеспеченности населения услуга-
ми социального обслуживания в государственных учреждениях социаль-
ного обслуживания,  нормативы и тарифы на гарантированные социаль-
ные услуги устанавливаются Правительством Москвы.

     Глава 6. Система социального обслуживания и организация
         деятельности в области социального обслуживания
                         в городе Москве

     Статья 32. Государственная система социального обслуживания
                в городе Москве

     Государственная система  социального  обслуживания  в  городе
Москве состоит из уполномоченных органов исполнительной власти го-
рода Москвы в сфере социального обслуживания и государственных уч-
реждений социального обслуживания,  оказывающих населению социаль-
ные услуги:
     1) центры социального обслуживания;
     2) комплексные центры социального обслуживания;
     3) центры социальной помощи семье и детям;
     4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
     5) социальные приюты для детей и подростков;
     6) центры социальной реабилитации и досуговой работы с  инва-
лидами;
     7) центры социальной реабилитации  для детей-инвалидов;
     8) психоневрологические интернаты;
     9) детские дома-интернаты для умственно отсталых детей;
     10) пансионаты для ветеранов войны и труда;
     11) геронтопсихиатрические центры;
     12) пансионаты для инвалидов по зрению;
     13) реабилитационные центры для инвалидов;
     14) социально-реабилитационные центры ветеранов войн и Воору-
женных Сил;
     15) кризисные центры помощи женщинам;
     16) учреждения социальной помощи для бездомных  граждан;
     17) учреждения для содержания иностранных граждан с  несовер-
шеннолетними детьми;
     18) социальные жилые дома;
     19) центры технических средств реабилитации;
     20) реабилитационные центры по социальной адаптации инвалидов
и участников военных действий;
     21) иные учреждения, определяемые Правительством Москвы.
     Статья 33. Управление и контроль в сфере социального
                обслуживания в городе Москве

     1. Управление государственной системой социального обслужива-
ния  осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы в сфере социального обслуживания.
     2. Уполномоченные  органы исполнительной власти города Москвы
в сфере социального обслуживания несут ответственность за  обеспе-
чение качества, доступности социального обслуживания, обеспечивают
контроль за соблюдением городских стандартов социального  обслужи-
вания в государственной системе социального обслуживания,  утверж-
дают типовые положения,  штатные нормативы и структуру  учреждений
социального обслуживания.
     3. Контроль за деятельностью по предоставлению услуг социаль-
ного обслуживания организациями социального обслуживания населения
осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти  го-
рода  Москвы в сфере социального обслуживания в порядке,  установ-
ленном Правительством Москвы.

     Статья 34. Иные организации и лица, оказывающие услуги
                социального обслуживания

     1. Социальное обслуживание наряду с государственными учрежде-
ниями социального обслуживания осуществляется иными  организациями
независимо от формы собственности,  в том числе общественными, не-
коммерческими организациями,  профессиональными ассоциациями, бла-
готворительными и религиозными организациями, а также индивидуаль-
ными предпринимателями.
     2. Негосударственные  организации и индивидуальные предприни-
матели оказывают услуги социального обслуживания в соответствии  с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в
том числе на конкурсной основе,  с учетом городских стандартов со-
циального обслуживания.

     Статья 35. Попечительские и общественные советы в
                государственных учреждениях социального
                обслуживания

     1. В государственных учреждениях социального обслуживания мо-
гут создаваться попечительские и общественные советы в целях  осу-
ществления  общественного контроля за деятельностью учреждений со-
циального обслуживания, соблюдением ими федерального законодатель-
ства и законодательства города Москвы.
     2. Деятельность попечительского  и/или  общественного  совета
осуществляется  в соответствии с положением о попечительском и/или
общественном совете.

     Статья 36. Взаимодействие государственных учреждений
                социального обслуживания с некоммерческими
                организациями

     Государственные учреждения  социального обслуживания осущест-
вляют взаимодействие с некоммерческими организациями при  оказании
ими добровольной помощи клиентам социального обслуживания.

    Глава 7. Информационное, финансовое и кадровое обеспечение
          деятельности в сфере социального обслуживания

     Статья 37. Информационное обеспечение социального
                обслуживания

     1. В целях обеспечения доступности информации о системе соци-
ального обслуживания в городе Москве уполномоченными органами  ис-
полнительной власти города Москвы в сфере социального обслуживания
создается Карта социального обслуживания города Москвы,  размещае-
мая  в  отраслевых  информационных ресурсах (на официальном интер-
нет-сайте  уполномоченных  органов  исполнительной  власти  города
Москвы,  информационных  стендах учреждений и организаций и других
средствах информации).
     2. Карта социального обслуживания города Москвы включает:
     1) общую характеристику  социального  обслуживания  в  городе
Москве;
     2) расположение государственных учреждений и организаций  со-
циального обслуживания на карте города и маршруты движения общест-
венного транспорта;
     3) характеристику каждого учреждения и организации социально-
го обслуживания,  условия получения в них услуг социального обслу-
живания;
     4) государственные стандарты социального обслуживания в горо-
де Москве;
     5) информацию о времени,  месте и порядке оказания консульта-
тивной помощи по вопросам социального обслуживания;
     6) тексты федеральных законов и иных нормативных правовых ак-
тов Российской Федерации,  а также законов и иных  правовых  актов
города Москвы, регулирующих вопросы социального обслуживания.
     3. Карта социального обслуживания города Москвы формируется в
порядке,  установленном  уполномоченными  органами  исполнительной
власти города Москвы в сфере социального обслуживания.

     Статья 38. Финансовое обеспечение социального обслуживания

     1. Финансирование государственных учреждений социального обс-
луживания города Москвы и мероприятий,  осуществляемых в соответс-
твии с настоящим Законом, является расходным обязательством города
Москвы.
     2. Финансирование негосударственных  организаций  социального
обслуживания осуществляется:
     1) из источников,  предусмотренных их уставами  либо  другими
учредительными документами,  и иных источников, не запрещенных за-
конодательством;
     2) за счет средств бюджета города Москвы в случае привлечения
указанных организаций к предоставлению услуг социального  обслужи-
вания на конкурсной основе в соответствии с федеральным  законода-
тельством  и  законодательством города Москвы в области размещения
государственного заказа,  а также в иных случаях,  предусмотренных
бюджетным законодательством Российской Федерации.

     Статья 39. Профессиональная деятельность по социальному
                обслуживанию

     1. Профессиональная  деятельность по социальному обслуживанию
осуществляется работниками учреждений социального  обслуживания  и
иными специалистами,  имеющими профессиональное образование, соот-
ветствующее требованиям и характеру выполняемой работы,  при нали-
чии  оснований,  условий и в порядке,  предусмотренном федеральным
законодательством и законодательством города Москвы.
     2. Для определения уровня профессиональной подготовки работни-
ков государственных учреждений социального обслуживания  и  выдачи
им квалификационных аттестатов проводится аттестация.
     3. Порядок и условия проведения аттестации  работников  госу-
дарственных   учреждений  социального  обслуживания   определяются
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере
социального обслуживания.
     4. Сведения о работниках,  получивших квалификационный аттес-
тат,  заносятся в реестр   в порядке, установленном уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы  в  сфере  социального
обслуживания.

     Статья 40. Меры социальной поддержки работников
                государственных учреждений социального
                обслуживания

     1. Социальным работникам,  занятым в государственных учрежде-
ниях социального обслуживания,  предоставляются следующие меры со-
циальной поддержки:
     1) предоставляется специальная одежда, обувь и инвентарь либо
производится выплата денежной компенсации на их приобретение;
     2) выплачивается денежная компенсация расходов за  проезд  на
транспорте общего пользования (кроме такси) при исполнении служеб-
ных обязанностей;
     3) выплачивается  компенсация  за оплату квартирного телефона
абонентам телефонных сетей ОАО "МГТС" (за исключением  междугород-
них и международных переговоров);
     4) обеспечивается повышение квалификации за счет работодателя
1 раз в 5 лет;
     5) обеспечивается право при исполнении служебных обязанностей
на внеочередное обслуживание лечебно-профилактическими и фармацев-
тическими предприятиями,  едиными информационно-расчетными центра-
ми, учреждениями пенсионного  фонда  Российской  Федерации,  меди-
ко-социальной экспертизы и Фонда социального страхования, предпри-
ятиями торговли,  общественного питания,  быта, связи, отделениями
сбербанка, учреждениями, оказывающими юридические услуги;
     6) обеспечивается бесплатный профилактический осмотр и обсле-
дование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблю-
дение в государственных учреждениях здравоохранения.
     2. Работникам стационарных учреждений социального  обслужива-
ния,  проживающим в Московской и других близлежащих областях, про-
изводится выплата компенсаций на проезд пригородным  железнодорож-
ным транспортом к месту работы и обратно.
     3. Медицинским работникам государственных учреждений социаль-
ного  обслуживания  предусматриваются  меры социальной поддержки в
порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законода-
тельством  для  медицинских  работников государственных учреждений
здравоохранения.
     4. Педагогические  работники государственных учреждений соци-
ального обслуживания,  состоящие в трудовых отношениях  с  данными
учреждениями, имеют право на меры социальной поддержки в порядке и
на условиях, которые предусмотрены федеральным законодательством и
законодательством  города Москвы для педагогических работников го-
сударственных учреждений образования.
     5. Перечень должностей, примерный перечень и нормы бесплатной
выдачи специальной одежды, обуви и инвентаря, размер денежной ком-
пенсации на их приобретение,  а также порядок и условия предостав-
ления иных мер социальной поддержки устанавливаются Правительством
Москвы.

                Глава 8. Заключительные положения

     Статья 41. Ответственность лиц, занятых в сфере социального
                обслуживания

     1. Действия или бездействие государственных органов, учрежде-
ний и организаций независимо от форм собственности,  а также долж-
ностных лиц,  повлекшие нарушения прав граждан в сфере социального
обслуживания, могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, по-
печителем, другим законным представителем в органах  государствен-
ной власти либо в суде.
     2. Ответственность лиц,  занятых в сфере социального обслужи-
вания,  за нарушение настоящего Закона, если их действия (бездейс-
твие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента соци-
альной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в
порядке и на основаниях, предусмотренных федеральным законодатель-
ством и законодательством города Москвы.
     Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон  вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования.




                              Верно: