Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 226 от 3 октября 2012 года

Об отзыве на проект федерального закона N 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации»

Рассмотрев проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 3 октября 2012 г. N 226
ОТЗЫВ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
N 121965-6 "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В Московскую городскую Думу поступил проект федерального закона N 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в области образования.
Однако заметим, что в тексте законопроекта, на наш взгляд, содержится ряд неточностей, которые могут отрицательно сказаться на возможности реализации отдельных его положений.
В частности, требуется уточнить перечень полномочий субъекта Российской Федерации в области образования исходя из содержания других статей законопроекта, а также действующего в настоящее время законодательства в области образования.
Так, часть 2 статьи 22 законопроекта определяет, что государственной является образовательная организация, созданная в том числе субъектом Российской Федерации. Часть 2 статьи 10 законопроекта предусматривает осуществление полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъекта Российской Федерации за конкретными территориями в соответствии с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, законопроект не исключает возможность существования образовательных организаций субъектов Российской Федерации и реализацию такими организациями общеобразовательных программ. Однако в перечне полномочий субъекта Российской Федерации, устанавливаемом в части 1 статьи 9 законопроекта, полномочие по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования в образовательных организациях субъекта Российской Федерации отсутствует. Вместе с тем в статье 59 проекта федерального закона N 121975-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", излагающей в новой редакции подпункты 13-14.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", исключается соответствующее полномочие субъекта Российской Федерации, в настоящее время предусмотренное подпунктом 13.1 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона. Отсутствие такого полномочия влечет за собой невозможность его финансового обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, что недопустимо с точки зрения обеспечения государственных гарантий конституционного права граждан на общедоступное и обязательное общее образование.
Представляется также целесообразным конкретизировать, права каких граждан на получение бесплатного общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования должен обеспечивать субъект Российской Федерации. Так, в целях реализации принципа общедоступности образовательных учреждений каждый субъект Российской Федерации должен обеспечить прежде всего их территориальную доступность, а именно создать условия для безопасного перемещения (проезда) детей от места проживания к образовательной организации и обратно. При формировании своего бюджета субъект Российской Федерации предусматривает в нем денежные средства в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории субъекта, на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, руководствуясь при этом данными регистрационного учета, который в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав. Таким образом, наряду с закреплением обязанности субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению получения гражданами образования и обеспечению территориальной доступности образовательных организаций необходимо уточнить, что указанная обязанность возникает у субъекта Российской Федерации прежде всего перед гражданами, имеющими место жительства на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Кроме того, следует более четко определить размер бюджетного финансирования муниципальных и частных образовательных организаций, поскольку формулировка "в размере, необходимом и достаточном" позволит толковать указанную норму расширительно и неоднозначно.
В настоящее время Федеральным законом от 28 февраля 2012 года N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 10-ФЗ) была установлена обязанность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оказывать содействие гражданам в получении дошкольного образования в форме финансового обеспечения негосударственных образовательных организаций в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных учреждений.
Принимая новый законодательный акт, нельзя допускать ухудшения существующего положения, кроме того, очевидно, что столь быстрая отмена положений Федерального закона N 10-ФЗ свидетельствует о нестабильности законодательства, о неустоявшейся системе регулирования сферы образования, поэтому представляется необходимым учесть в законопроекте вопрос финансового обеспечения негосударственных образовательных организаций.
Одновременно предлагается исключить дублирование гарантий права граждан на получение дошкольного образования. Так, частью 2 статьи 66 законопроекта предусмотрено, что размер взимаемой с родителей платы устанавливается учредителем образовательной организации с учетом материального положения родителей (законных представителей) обучающихся. На практике это выражается в частичном (от 20 до 100 процентов) освобождении от платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации. При этом в части 4 указанной статьи предполагается выплата компенсации в размере от 20 до 70 процентов среднего размера родительской платы, которая, по сути, является возвратом части внесенных родительских средств, что может быть однократно учтено при установлении размера родительской платы.
В соответствии со статьей 17 законопроекта образование может быть получено и в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) с правом последующего прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Для обучающихся, получающих образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, законопроектом устанавливаются последствия неосвоения содержания образовательных программ (статья 67). Однако последствия неосвоения содержания образовательных программ общего образования при семейной форме обучения или при самообразовании законопроектом не предусмотрены.
В связи с изложенным предлагается внести в законопроект следующие изменения.
1. В части 1 статьи 9:
1) пункт 3 после слов "прав граждан" дополнить словами ", имеющих место жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,", слова "и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" заменить словами "для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации";
2) пункт 4 после слов "получения гражданами" дополнить словами ", имеющими место жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,", слова "и достаточном для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами" заменить словами "для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации";
3) дополнить пунктами следующего содержания:
"__) обеспечение государственных гарантий прав граждан, имеющих место жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях субъекта Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;
__) обеспечение получения гражданами, имеющими место жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, дошкольного образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;".
2. Часть 4 статьи 66 исключить.
3. Статью 67 законопроекта дополнить нормой, предусматривающей последствия неосвоения образовательных программ обучающимися, получающими образование в форме семейного образования и самообразования.
Московская городская Дума поддерживает законопроект с учетом указанных замечаний.