В целях повышения надежности обеспечения населения города
Москвы качественной питьевой водой, восстановления и охраны источ-
ников питьевого водоснабжения, защиты окружающей природной среды
от воздействия загрязняющих веществ и рационального использования
водных ресурсов Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию городской целевой среднесрочной прог-
раммы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 гг. и на перспекти-
ву до 2020 года (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города
Москвы, Департаменту экономической политики и развития города
Москвы принять участие в формировании государственным заказчиком-
координатором Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и бла-
гоустройства города Москвы городской целевой среднесрочной прог-
раммы "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 гг. и на перспекти-
ву до 2020 года.
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы:
3.1. Обеспечить разработку и в IV квартале 2009 г. предста-
вить на утверждение Правительства Москвы городскую целевую средне-
срочную программу "Чистая вода Москвы" на период 2010-2012 гг. и
на перспективу до 2020 года (далее - Программа).
3.2. При разработке проекта Программы в целях исключения дуб-
лирования обеспечить контроль соответствия мероприятий Программы
основным документам:
- актуализированному Генеральному плану города Москвы на пе-
риод до 2025 года;
- Генеральной схеме водоснабжения города Москвы на период
до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы
от 14 марта 2006 г. N 176-ПП "О развитии систем водоснабжения и
канализации города Москвы на период до 2020 года";
- Городской целевой среднесрочной программе по реабилитации
малых рек и водоемов на территории города Москвы на 2009-2011 гг.,
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября
2008 г. N 1004-ПП;
- приоритетным национальным проектам "Здоровье" и "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России".
4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы совместно с префектурами административных
округов города Москвы обеспечить публикацию материалов о качестве
воды, путях экономного использования питьевой воды в быту в го-
родских, окружных, районных средствах массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюко-
ва П.П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 марта 2009 г. N 226-ПП
К О Н Ц Е П Ц И Я
городской целевой среднесрочной
программы "Чистая вода Москвы"
на период 2010-2012 гг.
и на перспективу до 2020 года
О Г Л А В Л Е Н И Е
стр.
1. Цели Программы....................................... 4
2. Содержание и основные разделы Программы.............. 5
2.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономи-
ческого развития города Москвы ...................... 5
2.2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом............................ 6
2.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации
в водном секторе города Москвы без использования
программно-целевого метода .......................... 7
2.4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы .......................... 12
2.5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам ....................... 13
2.5.1. Оценка и прогноз состояния поверхностных и подземных
водоисточников Московского региона. Защита водных
ресурсов от антропогенного воздействия .............. 13
2.5.2. Оценка и прогноз водопотребления. Водосбережение и
рациональное водопользование ........................ 15
2.5.3. Внедрение в водном секторе современных инновационных
технологий .......................................... 16
2.5.4. Оценка существующей нормативно-правовой базы в водном
секторе и подготовка предложений по ее
совершенствованию ................................... 17
2.5.5. Здоровье человека и безопасность питьевой воды ...... 18
2.5.6. Повышение качества очистки сточных вод с целью
улучшения состояния водных объектов ................. 19
2.5.7. Повышение инвестиционной привлекательности водного
сектора ............................................. 20
2.5.8. Подготовка и развитие кадрового потенциала водного
сектора ............................................. 21
2.5.9. Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное
достижение целей Программы .......................... 22
3. Социальные аспекты Программы. Информационное
сопровождение ........................................ 22
4. Предложения по источникам финансирования Программы ... 23
5. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации Программы .. 24
6. Предложения по государственным заказчикам и
разработчикам Программы ............................. 24
7. Предложения по формам и методам управления реализацией
Программы ............................................ 25
8. Результаты реализации Программы ...................... 25
9. Заключение ........................................... 26
1. Цели Программы
Основополагающим условием повышения комфорта проживания и
здоровья жителей города Москвы является создание экологически бе-
зопасной водной среды, доступность оказываемых услуг, надежность
централизованного водоснабжения и водоотведения, эффективное и
сбалансированное развитие водного сектора столицы.
Понятие водного сектора включает систему источников водоснаб-
жения, подготовки питьевой воды, ее транспортировки, систему тех-
нического водоснабжения, отведения городских сточных вод, их
очистки и сброса очищенных сточных вод в водные объекты. Задачи
благоустройства и реабилитации водных объектов на территории горо-
да Москвы решаются Городской целевой среднесрочной программой по
реабилитации малых рек и водоемов на территории города Москвы на
2009-2011 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы
от 28 октября 2008 г. N 1004-ПП.
Главной целью городской целевой среднесрочной программы "Чис-
тая вода Москвы" на период 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020
года (далее - Программа) является гарантированное обеспечение жи-
телей Московского мегаполиса чистой питьевой водой по доступной
цене, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на
этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни человека.
Под чистой питьевой водой понимается вода, качество которой
соответствует нормативным требованиям.
Программа определяет комплекс взаимно увязанных мероприятий,
осуществляемых органами исполнительной и законодательной власти,
организациями промышленного и финансового сектора, научными орга-
низациями, реализация которых обеспечит поэтапное достижение цели.
Основные задачи и направления Программы сформулированы в данной
Концепции.
В основу разработки Концепции положены результаты изучения
существующего положения в водном секторе столицы, анализа качества
предоставляемых жителям столицы услуг по водоснабжению и водоотве-
дению, состояния нормативной правовой базы отрасли на федеральном
и региональном уровнях, современных технологических и технических
решений, передовых экономических механизмов организации и управле-
ния отраслью.
Программа разрабатывается на среднесрочный период 2010-
2012 гг. и на перспективу до 2020 года с учетом основных направ-
лений государственной программы "Чистая вода".
Программа является многоцелевой и межотраслевой, так как зат-
рагивает интересы различных сфер экономики и отраслей промышлен-
ности. Межрегиональное значение Программы определяется необходи-
мостью надежного обеспечения качественными услугами водоснабжения
и водоотведения городов центральной части Московской области, рис-
ком антропогенных загрязнений источников водоснабжения города
Москвы, расположенных на территории Московской, Смоленской и
Тверской областей, воздействием сбросов очищенных вод Москвы на
водные объекты, расположенные на территории Московской, Рязанской
и Нижегородской областей.
В целом Программа направлена на создание отлаженной и гибкой
системы управления водным сектором в интересах жителей Московского
мегаполиса.
2. Содержание и основные разделы Программы
2.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Прог-
раммы приоритетным задачам социально-экономического развития горо-
да Москвы
Обеспечение населения города Москвы чистой питьевой водой
нормативного качества, безопасность водопользования являются одним
из главных приоритетов социальной политики Правительства Москвы,
лежат в основе здоровья и благополучия человека. При этом безопас-
ность питьевого водоснабжения - важнейшая составляющая здоровья
населения.
В настоящее время по качеству питьевой воды и степени очистки
сточных вод город Москва находится на уровне развитых стран мира.
Однако повышение уровня антропогенного загрязнения территории ис-
точников питьевого водоснабжения, ужесточение нормативов качества
питьевой воды, значительный износ сооружений и оборудования водно-
го сектора, отсутствие резервного водоисточника определяют акту-
альность проблемы гарантированного обеспечения жителей московского
мегаполиса чистой питьевой водой и выводят ее в приоритетные зада-
чи социально-экономического развития города Москвы. Возрастающие
экологические требования предписывают необходимость повышения ка-
чества очистки сточных вод.
Программа должна быть увязана со следующими документами:
- актуализированным Генеральным планом города Москвы на пе-
риод до 2025 года;
- Генеральной схемой водоснабжения города Москвы на период
до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы
от 14 марта 2006 г. N 176-ПП "О развитии систем водоснабжения и
канализации города Москвы на период до 2020 года".
Программа должна учитывать:
- приоритетные национальные проекты - "Здоровье" и "Доступное
и комфортное жилье - гражданам России";
- послание Президента Российской Федерации Федеральному Соб-
ранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.;
- Концепцию долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоря-
жением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
N 1662-р.
Для решения задачи по гарантированному обеспечению жителей
Московского мегаполиса чистой питьевой водой необходима организа-
ция совместных действий органов исполнительной и законодательной
власти, предприятий водного сектора, инвесторов, технических и на-
учных специалистов, населения столицы по созданию в водном секторе
эффективных, качественно новых, современных форм и методов управ-
ления, социально-ответственной бизнес-среды, научного и техничес-
кого потенциала.
2.2. Обоснование целесообразности решения проблемы программ-
но-целевым методом
Масштабность проблемы определяет необходимость разработки
Программы с использованием программно-целевого решения комплекса
организационно-технических, правовых, экономических, социальных,
научных и других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реа-
лизации Программы, поскольку они:
- входят в число приоритетов социальной политики Правительст-
ва Москвы;
- носят межотраслевой и межведомственный характер;
- не могут быть решены в пределах одного финансового года и
требуют значительных бюджетных расходов;
- требуют проведения институциональных преобразований, нап-
равленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
- требуют проведения единой технической политики, направлен-
ной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилуч-
ших, доступных технологий, современного оборудования;
- носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет
существенное положительное влияние на социальное благополучие жи-
телей города Москвы, экологическую безопасность, увеличение про-
должительности жизни, дальнейшее экономическое развитие города
Москвы.
Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это
проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ве-
домств или в рамках одного города.
Применение программно-целевого метода при разработке Програм-
мы должно обеспечить эффективное решение системных проблем в вод-
ном секторе города Москвы за счет реализации комплекса программных
мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
2.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в
водном секторе города Москвы без использования программно-целевого
метода
Централизованное водоснабжение жителей столичного региона
осуществляется, в основном, из поверхностных источников Москворец-
ко-Вазузской и Волжской систем, расположенных на водосборной пло-
щади 55 тыс.кв.км на территории трех областей.
Подготовка воды питьевого качества производится на пяти стан-
циях: Западной, Юго-Западной и Рублевской, использующих воду Моск-
ворецкого источника, Северной и Восточной, использующих воду Волж-
ского источника. Станции водоподготовки общей производительностью
6,7 млн.куб.м/сутки обеспечивают подачу воды потребителям города
Москвы и 13-ти городов центральной части Московской области.
Применяемая технология водоподготовки решает задачу получения
качества питьевой воды, удовлетворяющего нормативным требованиям.
Однако ухудшение состояния источников водоснабжения, возрастающий
риск их антропогенного загрязнения в условиях постоянного ужесто-
чения нормативов качества питьевой воды обуславливают необходи-
мость внедрения современных эффективных технологий.
Транспортировка питьевой воды осуществляется по радиаль-
но-кольцевой системе трубопроводов протяженностью более 11 тыс.км.
Водопроводная сеть является одним из самых уязвимых элементов в
системе водоснабжения города Москвы. Установленный нормативный
срок службы исчерпали около 5,3 тыс.км труб. Ежегодный прирост
самортизированных сетей водоснабжения достигает 200 км. Объем ре-
конструкции на сегодняшний день составляет 170 км или 1,5% от их
общей протяженности. Для сокращения объема самортизированных тру-
бопроводов потребность в замене ветхих водопроводных труб - не ме-
нее 340 км или 3% от общей протяженности сетей.
Наибольшее количество повреждений происходит на трубопрово-
дах, проложенных в 1970-1980 гг. из стали, железобетонных коммуни-
кациях 1980-х годов прокладки и чугунных трубах со сроком эксплуа-
тации более 50 лет. Особую обеспокоенность вызывают трубопроводы
из железобетона протяженностью 22,51 км и серого чугуна протяжен-
ностью 3 498 км, из которых 55,6 км превысили 100-летний срок экс-
плуатации. Повреждения на данных инженерных коммуникациях связаны
со значительным изливом воды и нанесением ущерба городу.
Производительность системы технического водоснабжения состав-
ляет 830 тыс.куб.м/сутки. Источниками воды являются река Москва и
Клязьминское водохранилище. Кроме того, в городе Москве создана и
функционирует система промышленного водоснабжения с использованием
доочищенных сточных вод Курьяновских очистных сооружений. Протя-
женность трубопроводов для подачи технической воды - 220,8 км.
Система канализации (водоотведения) представляет собой комп-
лекс инженерных сооружений: более 7,7 тыс.км сетей, 139 насосных
станций, 4 комплекса очистных сооружений (Курьяновский, Люберец-
кий, Зеленоградский, Южнобутовский) суммарной производительностью
6,345 млн.куб.м/сутки.
В канализационную сеть города Москвы поступают сточные воды
столичного мегаполиса, а также 15 подмосковных городов и несколь-
ких десятков поселков, расположенных в центральной части Московс-
кой области. Канализационная сеть, как и водопроводная, имеет вы-
сокий износ. Протяженность самортизированных сетей, включая каналы
большого диаметра (до 3,5 м), составляет 46-69% в зависимости от
диаметра. На сегодняшний день объемы реконструкции и перекладки
канализационных трубопроводов недостаточны и составляют 74 км или
0,95% от общей протяженности. Для обеспечения устойчивого водоот-
ведения и функционирования канализационной системы города Москвы
необходимо проведение ежегодной реконструкции канализационных ка-
налов и напорных трубопроводов в объеме 1,5% от общей протяженнос-
ти 116 км.
Очистные сооружения обеспечивают очистку сточных вод от орга-
нических загрязнений и взвешенных веществ в соответствии с проект-
ными показателями. Однако в соответствии с современными норматив-
ными требованиями качество очистки должно быть повышено, прежде
всего по соединениям азота и фосфора, для достижения требований к
водным объектам культурно-бытового назначения и поэтапного дости-
жения нормативов, установленных для водных объектов рыбохозяйс-
твенного назначения. Обеспечение безопасности водных объектов тре-
бует также создания сооружений обеззараживания очищенных сточных
вод.
Существующий в городе Москве водный сектор в целом обеспечи-
вает потребности города в получении соответствующих услуг по во-
доснабжению и водоотведению, а также по поддержанию приемлемого
экологического состояния водного фонда города Москвы и не является
сдерживающим фактором в развитии города, реализации городских
программ. В то же время имеется ряд важных задач, которые необхо-
димо решать для гарантированного обеспечения надежной работы водо-
хозяйственного комплекса при ухудшении качества воды в источниках
водоснабжения города Москвы, ужесточении нормативов качества пить-
евой воды с учетом перспективного развития города Москвы и его
инфраструктуры.
К таким техническим задачам относятся:
1. Обеспечение качества питьевой воды в условиях роста антро-
погенной нагрузки на водоисточники. Это одна из наиболее острых
проблем в настоящее время. Водосборная территория источников во-
доснабжения города Москвы подвержена значительному хозяйственному
освоению, что негативно отражается на качестве воды источников во-
доснабжения и значительно осложняет технологию водоподготовки,
требует увеличения затрат на подготовку питьевой воды необходимого
качества.
2. Проработка вопроса об использовании подземных вод Московс-
кого бассейна для целей питьевого водоснабжения. Это позволит
иметь резерв на случай экстремальных ситуаций.
3. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению надеж-
ности трубопроводов и сокращению всех видов неучтенных расходов
воды, которые сократились и в настоящее время составляют менее 10%
от общего объема воды, подаваемого городу. Однако стабилизация
достигнутого уровня неучтенных расходов воды требует разработки и
реализации крупномасштабных мероприятий по обеспечению надежности
трубопроводов. Основным потребителем воды является население горо-
да Москвы (71%). Именно в жилищном фонде наблюдаются наибольшие
потери, обусловленные некачественной эксплуатацией внутренних во-
допроводов, износом оборудования, избыточными напорами во внутри-
домовых системах холодного и горячего водоснабжения, недостаточным
количеством квартирных приборов учета воды.
4. Обеспечение санитарной надежности и высокого качества
питьевой воды при ее транспортировке по разводящей водопроводной
сети в условиях значительного износа трубопроводов, снижения водо-
потребления и, соответственно, уменьшения скорости движения воды в
трубах.
5. Совершенствование методов и оборудования для очистки при-
родной и сточной воды, внедрение новых технологий.
6. Сокращение утечек из канализационной сети путем ее модер-
низации.
7. Повышение качества очистки сточных вод путем реконструкции
действующих очистных сооружений, обеспечение обеззараживания очи-
щенных вод.
8. Повышение надежности энергоснабжения водного сектора,
обеспечение оптимального энергосберегающего режима работы системы
водоснабжения и водоотведения города.
Кроме технических задач, имеются и экономические проблемы:
1. Несовершенство методического обеспечения формирования та-
рифов на водоснабжение и водоотведение.
2. Участие федеральных органов власти в процессе тарифного
регулирования, как следствие несовершенства законодательства в
части разграничения полномочий между уровнями государственной
власти.
3. Отсутствие механизма компенсаций организациям водопровод-
но-канализационного хозяйства дополнительных затрат, возникающих в
результате воздействия антропогенных факторов.
4. Отсутствие экономического стимулирования водопользовате-
лей, внедряющих инновационные природоохранные технологии, а также
проводящих активную работу, направленную на ресурсосбережение, в
условиях ужесточения требований природоохранного законодательства
и нормативов качества воды.
5. Установление для всех водных объектов, в том числе Моск-
вы-реки, нормативов сброса загрязняющих веществ на уровне ПДК для
рыбохозяйственных водоемов приводит к тому, что водоканалы обязаны
сбрасывать сточные воды, очищенные фактически до уровня питьевой
воды. Неоправданные производственные затраты на очистку сточных
вод влекут за собой рост тарифов на услуги водоснабжения и водоот-
ведения, платы населения за коммунальные услуги.
6. Отставание по внедрению новейших информационных технологий
управления, а также новейших мировых тенденций эффективной органи-
зации бизнес-процессов на предприятиях водного сектора.
7. Требование оптимизации налоговой системы с учетом взаимоу-
вязки интересов органов государственной власти, потребителей услуг
водоснабжения и водоотведения, а также ресурсоснабжающих организа-
ций.
Прогноз развития ситуации в водном секторе Московского мега-
полиса без использования программно-целевого метода предполагает
низкие темпы модернизации и реконструкции систем водоснабжения и
водоотведения, отсутствие реформы управления, недостаточность
средств и ресурсов для обеспечения устойчивого развития системы.
Прогнозируется, что в этом случае к 2020 году:
- сохранится недостаточная эффективность отрасли, выражающая-
ся в одновременном росте эксплуатационных расходов и увеличении
износа основных фондов;
- средний износ оборудования и сетей достигнет 70%;
- не будет обеспечена требуемая санитарная надежность разво-
дящей сети и гарантированная подача воды населению питьевой воды
нормативного качества и в требуемых количествах;
- усилится зависимость от зарубежного оборудования;
- замедлится развитие прикладной науки в области водоснабже-
ния и водоотведения;
- увеличится потребление энергетических ресурсов в результате
увеличения потерь в процессе производства и доставки питьевой воды
потребителям;
- ухудшится экологическое состояние источников питьевого во-
доснабжения и территории города Москвы;
- в отсутствии механизмов отбора и применения новейших техно-
логий в водном секторе, отсутствии современной технической базы
для производства современного оборудования и материалов не будет
обеспечено техническое перевооружение и реконструкция отрасли,
сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение сбросов
сточных вод и выбросов загрязняющих веществ;
- снизится инвестиционная привлекательность водного сектора;
- не улучшится качество жизни населения.
2.4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Разработка вариантов развития водного сектора города Москвы
должна быть выполнена в Программе на основе прогнозных данных по
развитию города, его инфраструктуры, основным водопотребителям.
При анализе и прогнозе развития водного сектора города Москвы
должны быть оценены и проанализированы:
- целесообразность разработки объединенной системы водоснаб-
жения города Москвы и Московской области с использованием подзем-
ных вод и учетом Генеральной схемы водоснабжения города Москвы на
период до 2020 года;
- потребление воды основными категориями потребителей (насе-
ление, коммунально-бытовой сектор, промышленность);
- возможность увеличения объемов продаж воды на территории
Московской области;
- технологически обоснованный уровень неучтенных расходов во-
ды в сети;
- тенденции сокращения водопотребления с учетом изменения в
инфраструктуре города Москвы, реализации мероприятий по наладке и
рационализации внутренних систем водоснабжения зданий, прогнозиру-
емого парка водосчетчиков;
- показатели качества воды на выходе станций водоподготовки с
учетом реализации современных технологий;
- соотношение реального водопотребления, существующей и прог-
нозной мощности сооружений водоподготовки;
- экономическая целесообразность развития системы промышлен-
ного водоснабжения на базе доочищенных сточных вод;
- количество промпредприятий и объектов, прогнозируемых к
подключению к системе промышленного водоснабжения; целесообраз-
ность использования грунтовых и дренажных вод для этих целей;
- показатели качества воды на выходе очистных сооружений с
учетом реализации современных технологий;
- соотношение существующей и прогнозной мощности очистных со-
оружений канализации (с учетом внедрения новых технологий).
На основании результатов оценки и анализа в Программе будут
рассмотрены возможные варианты развития водного сектора - макси-
мальный (оптимистический), средний и минимальный (пессимистичес-
кий).
Особое внимание в рамках Программы планируется уделить вопро-
су безопасного использования бутилированной воды, бытовых фильтров
и локальных установок доочистки питьевой воды. Данное направление
рассматривается не как альтернатива, а как дополнительное направ-
ление к централизованному водоснабжению.
Результаты исследований бутилированной воды из торговой сети
города свидетельствуют об отсутствии в большинстве образцов воды
микроэлементов, обеспечивающих ее физиологическую полноценность,
что приводит к неоправданным затратам жителями средств на ее по-
купку.
Рынок бытовых и локальных устройств доочистки воды в наши дни
весьма обширен. Однако в документации на эти устройства отсутст-
вует конкретная информация о концентрациях удаляемых загрязнений,
эффективности и ресурсе работы устройства при разных уровнях заг-
рязнения воды, несмотря на обязательные требования соответствующе-
го государственного стандарта. Потребитель такого устройства инди-
видуального или коллективного пользования не может подобрать необ-
ходимый ему фильтр и тем более квалифицированно эксплуатировать
его. Отсутствует система контроля качества воды после доочистки на
уже установленных коллективных локальных устройствах, в том числе
в дошкольных, лечебных и других социальных учреждениях. Следствием
является нанесение вреда здоровью из-за излишнего обессоливания
воды, развития в доочистных устройствах микроорганизмов, залповых
выносов в очищаемую воду загрязнений.
Учитывая имеющийся спрос населения города Москвы и социальных
предприятий, школ, больниц, детских учреждений на использование
бутилированной воды и доочистных устройств, в Программе необходимо
предусмотреть предложения по решению вопросов, связанных с реали-
зацией комплекса мер по обеспечению контроля за локальными уста-
новками водоочистки, организации квалифицированной эксплуатации
этих установок, контроля за качеством бутилированной воды и ее ре-
ализацией.
2.5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым инди-
каторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Прог-
раммы по годам
2.5.1. Оценка и прогноз состояния поверхностных и подземных
водоисточников Московского региона. Защита водных ресурсов от ант-
ропогенного воздействия
Продолжающийся рост антропогенной нагрузки на поверхностные
источники водоснабжения города Москвы, риск их техногенного заг-
рязнения, изменение условий формирования поверхностного и грунто-
вого стока, снижение самоочищающей способности рек, усиление про-
цессов эрозии почв и вынос взвеси и органических веществ в ниже-
расположенные водоемы требуют комплексного рассмотрения в Програм-
ме вопросов оценки, прогноза и мониторинга состояния поверхностных
и подземных источников водоснабжения города Москвы, защиты водных
ресурсов московского региона от загрязнения сточными водами.
В этой связи необходимо регулярное уточнение водохозяйствен-
ного балансa для бассейнов рек Москвы, Вазузы и Верхней Волги. Это
позволит более обоснованно планировать (оперативно и на долгосроч-
ную перспективу) использование вод, переброску и регулирование
речного стока, более эффективно управлять водными ресурсами Мос-
ковской водохозяйственной системы, даст возможность определить ме-
роприятия по удовлетворению потребностей в воде всех водопотреби-
телей и водопользователей.
Поверхностные источники:
- оценка и прогноз качественных и количественных изменений в
гидрологическом режиме и качестве воды в поверхностных водоисточ-
никах под воздействием хозяйственной деятельности на площади во-
досбора;
- разработка предложений по улучшению экологического состоя-
ния источников питьевого водоснабжения города Москвы;
- мониторинг источников водоснабжения города Москвы и объек-
тов на территории водосбора этих источников, воздействующих на
них, выполнение водоохранных работ при хозяйственном освоении тер-
ритории;
- проверка на соответствие действующему законодательству име-
ющихся водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов - ис-
точников питьевого водоснабжения города Москвы, зон санитарной ох-
раны;
- разработка проектов зон санитарной охраны источников питье-
вого водоснабжения города Москвы.
Подземные источники:
- оценка разведанных запасов подземных вод;
- анализ необходимости создания резервного водоснабжения го-
рода Москвы с использованием подземных вод, а также варианта
объединенной системы водоснабжения города Москвы и Московской об-
ласти;
- оценка предельно возможного водоотбора системой существую-
щих артезианских скважин; параметры депрессионной воронки;
- объем необходимого использования артезианских вод для тех-
нического водоснабжения.
Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами:
- усиление контроля за деятельностью водопользователей, рас-
положенных на площади водосбора. Определение ответственности водо-
пользователей за качество воды в водном объекте - источнике водос-
набжения;
- ужесточение режима хозяйственной деятельности в водоохран-
ных зонах.
2.5.2. Оценка и прогноз водопотребления. Водосбережение и ра-
циональное водопользование
Целью работ по данному разделу Программы должна быть оценка и
обоснование величины рационального удельного водопотребления при
минимизации потерь воды.
Для этого в Программе необходимо:
- выполнить оценку демографической, производственной, гра-
достроительной ситуации в городе Москве до 2020 года и прогноз во-
допотребления, сравнить эти данные с расчетными, полученными по
разным методикам и нормативным документам, и зарубежными данными;
- разработать технико-экономические предложения по обеспече-
нию рационального удельного водопотребления, снижению нерациональ-
ного водопользования и потерь воды, оптимизации управления давле-
нием в городской водопроводной сети.
В качестве первоочередных мероприятий по достижению рацио-
нального удельного водопотребления в Программе должны быть разра-
ботаны предложения по следующим направлениям:
- организация мониторинга всех водопотребителей в городе
Москве с точки зрения оценки состояния внутренних санитарно-техни-
ческих систем зданий;
- замена воды питьевого качества на природную или частично
очищенную воду для ряда водопотребителей при соответствующем тех-
нико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании;
- совершенствование учета водопотребления;
- завершение перехода на расчеты управляющих организаций с
населением за фактическое потребление воды исходя из показаний
приборов учета;
- проведение работ по нормализации и контролю за давлением;
- совершенствование технологии обнаружения утечек воды;
- сокращение нерационального водопользования на предприятиях
города Москвы;
- строительство систем оборотного водоснабжения;
- установка антивандальной санитарно-технической арматуры в
культурно-бытовом секторе и бюджетных организациях.
2.5.3. Внедрение в водном секторе современных инновационных
технологий
В Программе необходимо:
- разработать методологию комплексной оценки и обоснования
применения наилучших доступных технологий в водном секторе;
- сформировать базу данных наилучших доступных технологий,
рекомендованных для применения в системе водоснабжения и водоотве-
дения города Москвы;
- выполнить оценку надежности и эффективности систем подго-
товки питьевой воды, оценить гарантированную полную производитель-
ность станций водоподготовки, обеспечивающую повышение их техноло-
гической и санитарно-гигиенической надежности при прогнозном изме-
нении водопотребления и ужесточении требований к качеству питьевой
воды;
- определить объемы модернизации станций водоподготовки с ис-
пользованием передовых технологий для обеспечения перспективных
требований к качеству питьевой воды;
- определить пути устойчивого развития научного и техническо-
го потенциала, стимулирования производства отечественного оборудо-
вания, технологий и материалов, необходимых для создания и обеспе-
чения функционирования систем водоснабжения и водоотведения города
Москвы в соответствии с современными стандартами;
- определить объемы модернизации городских очистных сооруже-
ний с использованием наилучших доступных энергоэффективных техно-
логий с целью снижения воздействия хозяйственной деятельности на
водные объекты;
- разработать оптимальную стратегию планирования восстановле-
ния трубопроводов городской водопроводной и канализационной (само-
течной и напорной) сети Москвы на основе научно-обоснованного под-
хода к решению проблемы реконструкции и модернизации сети. При вы-
боре методов восстановления трубопроводов приоритетом должны быть
методы бестраншейной (без производства раскопок) реконструкции и
оснащение современными средствами противоаварийной защиты;
- разработать стратегию управления всеми видами потерь воды
для решения задачи их минимизации;
- сформировать базу данных наилучших доступных технологий,
рекомендованных для применения в системе водоснабжения и водоотве-
дения города Москвы;
- предусмотреть разработку и создание на базе МГУП "Мосводо-
канал" универсального опытно-промышленного комплекса по отработке
инновационных технологий и оборудования для очистки природных и
сточных вод;
- предусмотреть использование научно-технического потенциала
малых предприятий Московского региона для решения задач водного
сектора;
- предусмотреть повышение надежности энергоснабжения водопро-
водно-канализационных сооружений;
- предусмотреть широкое внедрение энерго- и теплосберегающих
технологий, направленных на развитие альтернативной энергетики в
водном секторе;
- разработать рекомендации по оптимизации бизнес-процессов и
внедрению современных механизмов управления водным сектором.
2.5.4. Оценка существующей нормативно-правовой базы в водном
секторе и подготовка предложений по ее совершенствованию
Для города Москвы, как и для других городов России, проблема
гарантированного обеспечения населения чистой питьевой водой тре-
буемого качества в достаточном количестве связана с правовыми и
экономическими проблемами отрасли.
В первую очередь, в этом разделе Программы необходимо внесе-
ние следующих предложений.
Водное законодательство:
- наделение Правительства Российской Федерации правом утверж-
дения перечня водных объектов рыбохозяйственного значения;
- ужесточение требований к хозяйственной деятельности в водо-
охранных зонах водных объектов, используемых для целей питьевого
водоснабжения;
- предоставление права субъектам Российской Федерации осу-
ществлять бюджетное финансирование природоохранных мероприятий в
отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственнос-
ти;
- принятие технических регламентов "О безопасности питьевой
воды" и "О безопасности водоотведения";
- переход к системе нормирования воздействия хозяйственной
деятельности на водные объекты на основе наилучших доступных тех-
нологий и поэтапного достижения нормативов качества очистки сточ-
ных вод;
- гармонизация нормативных требований к качеству воды водных
объектов с европейским законодательством;
- замена системы индивидуальных разрешений на сбросы загряз-
няющих веществ в водные объекты для природопользователей, применя-
ющих наилучшие доступные технологии, на декларирование соответс-
твия требованиям законодательства с обязательным проведением эко-
логического аудита;
- экономическое стимулирование природопользователей, внедряю-
щих наилучшие природоохранные технологии.
Законодательство о налогах и сборах:
- осуществление платы по договорам водопользования, а также
платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде налого-
вых платежей (водный налог, экологические налоговые платежи);
- выработка предложений по установлению для предприятий от-
расли благоприятных налоговых условий (льготирование) на федераль-
ном и региональном уровне.
Земельное законодательство:
- ограничение оборотоспособности находящихся в государствен-
ной или муниципальной собственности земельных участков в водоох-
ранных зонах водохранилищ, используемых для целей питьевого водос-
набжения;
- установление права доступа организаций водопроводно-канали-
зационного хозяйства на территорию земельных участков других собс-
твенников для эксплуатации водопроводных и канализационных сетей.
2.5.5. Здоровье человека и безопасность питьевой воды
Безопасность питьевого водоснабжения является одной из глав-
ных составляющих безопасности и здоровья человека. В этом разделе
Программы необходимо решение следующих вопросов:
- гигиеническая оценка риска для здоровья населения при пот-
реблении воды из системы централизованного водоснабжения (оценка с
ранжированием по показателям качества, возрастным и социальным
группам населения и т.д.);
- анализ результатов оценки риска и разработка рекомендаций
по улучшению качества питьевой воды применительно к условиям горо-
да Москвы;
- оценка возможности загрязнения водоисточников новыми токси-
кантами антропогенного происхождения, в том числе фармацевтически-
ми препаратами;
- оценка использования артезианских скважин промышленных
предприятий города Москвы для питьевых целей;
- изучение гидрогеологического происхождения родников и клю-
чей;
- обустройство родников и ключей, как декоративных элементов
ландшафта, и использование их в реализации образовательных прог-
рамм по воспитанию бережного отношения к водным ресурсам;
- разработка технических требований и определение условий
применения бытовых систем доочистки питьевой воды в условиях горо-
да Москвы;
- создание эффективной системы контроля бутилированной воды,
поступающей в торговую сеть города Москвы.
2.5.6. Повышение качества очистки сточных вод с целью улучше-
ния состояния водных объектов
Надежное водоотведение и эффективная очистка сточных вод яв-
ляются одной из важнейших составляющих экологической безопасности
водных объектов. В данном разделе Программы необходимо решение
следующих вопросов:
- оценка влияния сброса загрязняющих веществ с очищенными
сточными водами на водные объекты;
- создание единой информационной базы данных мониторинга вод-
ных объектов;
- оценка допустимого антропогенного воздействия на водные
объекты московского региона;
- разработка мероприятий по повышению надежности работы кана-
лизационной сети с целью минимизации экологических рисков;
- ужесточение контроля за работой локальных очистных сооруже-
ний промышленных предприятий, выполнением плана природоохранных
мероприятий предприятиями-водопользователями, в том числе по ре-
конструкции очистных сооружений, ужесточение требований по приему
производственных сточных вод в коммунальную канализацию;
- определение объема необходимых мероприятий по модернизации
сооружений для очистки сточных вод с применением современных тех-
нологий;
- определение приоритетности и сроков модернизации сооружений
на основе технико-экономического обоснования.
2.5.7. Повышение инвестиционной привлекательности водного
сектора
В этом разделе Программы необходимо разработать предложения
по совершенствованию законодательства в области государственного
регулирования, определяющего сферы ответственности частного бизне-
са, органов государственной власти, запуском в водном секторе кон-
цессионных механизмов, переходом к долгосрочным тарифам, созданию
инвестиционных институтов и развитию других механизмов государс-
твенно-частного партнерства.
Данный раздел Программы должен включать следующие мероприя-
тия:
- создание благоприятной бизнес-среды в водном секторе;
- использование механизмов государственно-частного партнерст-
ва;
- привлечение частных инвестиций (создание института частных
операторов) и внебюджетных средств для обеспечения долгосрочного
финансирования проектов реконструкции и модернизации объектов во-
доснабжения и водоотведения, развития и применения новейших техно-
логий в водном секторе;
- постепенный переход на установление экономически обоснован-
ного тарифа, включающего в себя как затраты, необходимые на содер-
жание, так и расходы на реконструкцию и модернизацию водопровод-
но-канализационного хозяйства;
- разработка критериев и анализ доступности услуг водоснабже-
ния и водоотведения с учетом действующих и прогнозных тарифов;
- принципы разработки и утверждения программы комплексного
развития систем коммунальной инфраструктуры города Москвы.
2.5.8. Подготовка и развитие кадрового потенциала водного
сектора
В данном разделе Программы необходимо предусмотреть реализа-
цию мероприятий по совершенствованию системы управления подготов-
кой кадров в целях сохранения, укрепления и развития кадрового по-
тенциала водного сектора.
В сфере развития начального и среднего профессионального об-
разования планируется осуществление политики в области труда и за-
нятости, восполнения потребностей в трудовых ресурсах и подготовки
рабочих кадров, а именно:
- создание отраслевых учреждений профессионального образова-
ния, учебных центров и городских учебно-производственных ресурсных
центров для практической подготовки квалифицированных рабочих кад-
ров на основе современных технологий;
- обеспечение участия работодателей в работе центров профес-
сиональной ориентации обучающихся в целях совершенствования систе-
мы трудового воспитания и профессиональной ориентации детей и мо-
лодежи;
- поддержка предприятий водного сектора, осуществляющих соз-
дание рабочих мест для учащейся молодежи;
- сотрудничество предприятий с государственными образователь-
ными учреждениями начального и среднего профессионального образо-
вания по подготовке квалифицированных рабочих;
- организация подготовки мастеров производственного обучения
рабочих кадров и преподавателей специальных дисциплин на базе про-
фильных федеральных государственных образовательных учреждений
высшего профессионального образования.
В целях достижения и поддержания высокого уровня компетенции
руководителей и квалификации специалистов необходимо:
- создание единой системы повышения квалификации кадров выс-
шего и среднего звена в учебных заведениях города, в том числе на
базе наиболее эффективных, организационно и технически развитых
предприятий водного сектора;
- развитие системы профессиональной переподготовки специалис-
тов в высших учебных заведениях для получения дополнительного об-
разования.
Для обеспечения преемственности процесса управления предприя-
тиями водного сектора необходимым условием является подготовка
кадрового резерва, которая включает в себя:
- применение эффективных форм и методов оценки управленческих
кадров для отбора и включения в резерв;
- создание единой системы управления формированием, подготов-
кой и профессиональным развитием резерва;
- обеспечение условий для должностного роста управленческих
кадров и их плановой ротации.
2.5.9. Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное
достижение целей Программы
Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение
целей и задач Программы, должны позволить оценить масштаб меропри-
ятий Программы и соответствие системы водоснабжения и водоотведе-
ния Москвы уровню международных стандартов и современных инженер-
ных решений для аналогичных систем жизнеобеспечения городов мега-
полисов мира.
К основным из них следует отнести:
- количество неудовлетворительных проб питьевой воды у потре-
бителя;
- удельное водопотребление в жилом секторе города Москвы;
- износ трубопроводов, количество самортизированных трубопро-
водов (в процентах от общей протяженности сети);
- интенсивность отказов на водопроводных и канализационных
сетях;
- величина неучтенных расходов и потерь воды;
- обеспеченность населения города Москвы централизованным во-
доснабжением и водоотведением (в процентах от численности населе-
ния);
- относительная стоимость услуг водоснабжения и водоотведения
в бюджете семьи;
- удельное энергопотребление на водоподготовку и подачу
1 куб.м питьевой воды, транспортировку и очистку сточных вод.
3. Социальные аспекты Программы. Информационное сопровождение
Программа должна показать преимущества, особенности и безо-
пасность использования системы централизованного водоснабжения,
локальных систем доочистки, бутилированной воды.
Программа должна предусматривать обязательный учет обществен-
ного мнения, поэтому рекомендуемым шагом при ее разработке являет-
ся проведение социологических исследований и организация общест-
венного обсуждения проблем. Учет общественного мнения позволяет
более точно сформулировать приоритетные цели и возможности их дос-
тижения, получить согласие будущим действиям, в том числе измене-
ниям тарифов, сокращению потребления и т.д. Основными вопросами,
на которые необходимо получить ответы, являются:
- демографическая ситуация и прогноз на 15-20 лет;
- недостатки водоснабжения, вызывающие наибольшие нарекания
населения, и основные пожелания по улучшению ситуации;
- использование локальных систем доочистки и бутилированной
воды.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее
мероприятий населением - основным потребителем услуг в коммуналь-
ной сфере.
Учет общественного мнения предполагает:
- организацию регулярного опроса населения о качестве комму-
нальных услуг по водоснабжению и водоотведению;
- анализ доступности для потребителей услуг водоснабжения и
водоотведения с учетом действующих и прогнозных тарифов;
- информационную работу по установке приборов учета воды у
населения;
- вовлечение общественных организаций и граждан в процесс ре-
ализации Программы, создание новой модели поведения, образования и
просвещения в водной сфере.
Соответствующая информационно-разъяснительная работа органи-
зуется государственным заказчиком совместно с префектурами, упра-
вами и общественными организациями с использованием печатных и
электронных средств массовой информации, а также путем проведения
выставок, конференций и семинаров.
4. Предложения по источникам финансирования Программы
В этом разделе Программы должно содержаться обоснование ре-
сурсов, необходимых для реализации Программы, сроков и источников
финансирования в погодовой разбивке по источникам финансирования,
а также направлениям использования (по разделам, статьям бюджетной
классификации) для мероприятий, источником финансирования которых
является бюджет города Москвы.
Программа реализуется за счет средств бюджета города Моск-
вы, федерального бюджета, средств организаций и внебюджетных ис-
точников.
Мероприятия по защите источников водоснабжения Москвы имеют
большое значение и для других субъектов Российской Федерации, яв-
ляются одним из предметов разрабатываемой Водной стратегии России
и для выполнения их должны быть привлечены на паритетной основе
средства субъектов Российской Федерации и средства федерального
бюджета.
Наряду с традиционными источниками финансирования в данном
разделе проводится анализ других инвестиционных источников финан-
сирования, в том числе возможности привлечения финансовых средств
жителей.
Рассматривается обеспечение привлеченных средств. Это -
средства государственных или иных инвесторов, средства промышлен-
ных предприятий, которые привлекаются в процессе государствен-
но-частного партнерства. В Программе необходимо разработать основ-
ные критерии проектов, позволяющих привлекать финансирование из
коммерческих источников.
5. Предложения по участию органов исполнительной власти горо-
да Москвы в формировании и реализации Программы
В формировании и реализации Программы принимают участие:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
города Москвы;
Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства го-
рода Москвы;
Департамент экономической политики и развития города Москвы;
Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
Департамент природопользования и охраны окружающей среды го-
рода Москвы.
6. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается назначить
Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города
Москвы, государственным заказчиком-координатором - Департамент жи-
лищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Разработчики программы определяются на конкурсной основе в
установленном порядке.
7. Предложения по формам и методам управления реализацией
Программы
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом
ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком-координа-
тором Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоуст-
ройства города Москвы.
Для управления реализацией Программы государственный заказ-
чик-координатор обеспечивает:
- по представлению разработчика Программы систематизацию ста-
тистической и аналитической информации о реализации программных
мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- организацию независимой оценки показателей результативности
и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым
индикаторам и показателям;
- внедрение информационных технологий управления реализацией
Программы, а также осуществление контроля за ходом программных ме-
роприятий;
- организацию в установленном порядке отбора исполнителей
Программы;
- подготовку предложений по распределению средств федерально-
го бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
- предоставление в установленные сроки Правительству Москвы
отчета о ходе реализации мероприятий Программы, их финансировании
и результативности.
8. Результаты реализации Программы
Реализация Программы, разработанной на основе Концепции, поз-
волит обеспечить:
- бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей
жителей столицы России в чистой питьевой воде в необходимом коли-
честве и требуемого качества независимо от состояния источников
водоснабжения;
- предупреждение негативного влияния на здоровье человека не-
качественной бутилированной воды и неудовлетворительной работы ло-
кальных очистных устройств путем создания системы их контроля и
эксплуатации;
- снижение экологических рисков, связанных с поступлением
загрязняющих веществ в систему канализации и водные объекты, сок-
ращением утечек из канализационной сети;
- внедрение системы комплексного мониторинга режима и состоя-
ния водных объектов региона;
- формирование новых правовых отношений в водном секторе меж-
ду производителями и потребителями воды для обеспечения комфортной
жизнедеятельности населения города и инфраструктуры;
- устойчивость и надежность финансовых потоков отрасли в час-
ти платежей и налогов;
- создание привлекательной бизнес-среды в водном секторе,
формирование благоприятных условий для привлечения внебюджетных
средств для финансирования проектов реконструкции и модернизации
объектов водоснабжения и водоотведения;
- повышение качества и надежности услуг водоснабжения и водо-
отведения;
- вовлечение общественных организаций и граждан в процесс ре-
ализации Программы, создание новой модели поведения, образования и
просвещения в водном секторе, привлечение к процессу реализации
Программы средств массовой информации;
- создание эффективной системы информационного обеспечения
задач управления водным сектором города Москвы;
- создание экологически безопасной водной среды, улучшение на
этой основе состояния здоровья и увеличения продолжительности жиз-
ни человека.
9. Заключение
Обеспечение населения питьевой водой высокого качества - один
из главных вопросов социально-экономической политики Правительства
Москвы, обусловленный заботой о здоровье и благополучии человека.
Представленная Концепция определяет комплекс взаимно увязан-
ных программных мероприятий, реализация которых позволит, с одной
стороны, наиболее бережно использовать имеющиеся водные ресурсы, а
с другой, - обеспечить максимально благоприятное и комфортное про-
живание в мегаполисе.
Соответствовать требованиям нового времени может только ка-
чественно новый водный сектор - финансово стабильный, экономически
эффективный и динамично развивающийся. Реализация Программы подни-
мет на новый уровень функционирование водного сектора, гарантиро-
ванно обеспечит жителей московского мегаполиса чистой питьевой во-
дой по доступной цене и на этой основе улучшит состояние здоровья
и увеличит продолжительность жизни.
Верно: