Обращение Московской городской Думы
№ 22 от 15 ноября 2006 года
О необходимости принятия Национальной программы развития чтения и грамотности в Российской Федерации
Председателю Правительства
Российской Федерации
М.Е.Фрадкову
Уважаемый Михаил Ефимович!
В современном мире грамотность - это не просто набор знаний и
навыков, а функциональная способность и готовность человека к активному
их применению в реальной жизни.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости информатизации школ,
о создании современной образовательной информационной среды. Это важно
и правильно, но существует и другой аспект проблемы: компьютер входит
в жизнь наших детей, вытесняя хорошую книгу. Сменилась модель детского
чтения: появились бездарные <решебники>, готовые сочинения,
низкосортные журналы для подростков, которые вытесняют хорошую
классическую литературу. Возраст от 10 до 12 лет считается наиболее
критическим в процессе привлечения школьника к чтению. И сейчас
отчетливо видно, что чтение перестало быть необходимым досугом для
подрастающего поколения.
Весь российский опыт построения образования, основанный на
традициях книжной культуры, к большому сожалению, постепенно уходит
в прошлое, чтение перестает быть национальной культурной традицией.
По результатам специализированных международных тестов грамотности
(PIRLS, PISA) и национальных исследований качества чтения учащихся
в возрасте 14-15 лет, Россия находится среди стран с наихудшими
показателями.
Во многих странах (например, в Великобритании, Франции,
Швеции, Португалии, Китае, США) приняты национальные программы чтения.
Их цель - приобщить подрастающее поколение к чтению и содействовать
повышению грамотности населения. Результаты данных программ наглядно
демонстрируют, что повышение уровня грамотности населения оказывает
определяющее влияние на экономику государства, уровень культуры, на
качество жизни отдельного человека и всего общества.
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации
отсутствует национальная программа развития чтения и грамотности,
которая бы устанавливала конкретные цели по повышению уровня чтения
и грамотности в стране, определяла план конкретных мероприятий
поддержки и популяризации чтения.
Считаем, что национальная программа развития чтения и
грамотности должна быть и в Российской Федерации. Необходим
государственный подход к формированию у детей позитивного отношения
к чтению как к современному, доступному, необходимому инструменту
формирования и развития образованного, культурного, мыслящего
человека.
Полагаем, что Национальная программа развития чтения и
грамотности в Российской Федерации должна иметь достаточную
финансовую обеспеченность и стать составной частью приоритетного
национального проекта <Образование>.
На заседании постоянной комиссии Общественного совета
Центрального федерального округа, которое проходило в Московской
городской Думе, обсуждался и был поддержан проект Национальной
программы развития чтения и грамотности в Российской Федерации,
разработанный по заказу Российского Книжного Союза. Данный проект
предлагает комплекс мероприятий по развитию системы популяризации
чтения, библиотечной системы, системы дополнительного образования.
Цель предлагаемой национальной программы - повышение грамотности и
общекультурного уровня нации, способствующего успешности и росту
благосостояния каждого человека и конкурентоспособности Российской
Федерации.
На основании изложенного Московская городская Дума просит
Вас обратить внимание на данную проблему и дать поручение
Правительству Российской Федерации рассмотреть и принять Национальную
программу развития чтения и грамотности в Российской Федерации.
П.п. Председатель Московской В.М.Платонов
городской Думы