Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение заместителя мэра Москвы
№ 23-РЗМ от 3 сентября 2001 года

О внесении изменений и дополнений в распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. N 6-РЗП «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения»

В целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирования у них основ готовности к школьному обучению и реализации Программы развития новых форм дошкольного образования в современных социально - экономических условиях, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (письмо Минобразования России от 10 апреля 2000 г. N 106/23-16):
1. Внести изменения и дополнения в распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 11 января 1999 г. N 6-РЗП "Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения", изложив приложение к распоряжению в новой редакции (приложение).
2. Московскому комитету образования обеспечить методическое руководство деятельностью дошкольных образовательных учреждений, имеющих группы кратковременного пребывания.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на председателя Московского комитета образования Кезину Л.П.
Первый заместитель Мэра Москвы
Л.И. Швецова
Приложение
к распоряжению первого заместителя
от 3 сентября 2001 г. N 23-РЗМ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение направлено на реализацию положений Конвенции о правах ребенка, ст. 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании".
1.2. Положение призвано регулировать деятельность групп кратковременного пребывания, созданных в дошкольных образовательных учреждениях и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
1.3. В своей деятельности группы кратковременного пребывания руководствуются Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и другими нормативно - правовыми актами по вопросам образования, социальной защиты прав и интересов детей.
1.4. Группы кратковременного пребывания ставят своей целью обеспечить всестороннее развитие детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, формирование у них основ готовности к школьному обучению.
1.5. Настоящее Положение предназначено для регулирования процесса создания и функционирования следующих групп кратковременного пребывания:
1.5.1. "Адаптационная группа" - для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Группа создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения.
1.5.2. "Группа развития" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Группа создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых.
1.5.3. "Будущий первоклассник" - для детей в возрасте 5-6 лет. Группа создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
1.5.4. "Группа для детей, у которых русский язык не является родным" - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Группа создается с целью обеспечения адаптации ребенка в русскоязычной среде, овладения навыками русской речи, формирования основ готовности к школьному обучению.
1.5.5. "Группа для детей с отклонениями в развитии" - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого - медико - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно - методической поддержки родителей.
1.5.6. "Особый ребенок" - для детей - инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания систематической психолого - медико - педагогической помощи детям - инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.
1.5.7. "Играя, обучаюсь" - для детей от 1,5 до 7 лет. Группа создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению.
1.5.8. "Группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня" - для детей от 2 до 7 лет. Группа создается с целью оказания помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми.
1.6. Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.
1.7. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группу кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, работников группы, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.
2. Порядок создания групп кратковременного пребывания
2.1. Группы кратковременного пребывания любого вида создаются в дошкольных образовательных или образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста при наличии необходимых материально - технических условий и кадрового обеспечения (в пределах выделенных средств). Помещения должны отвечать педагогическим и санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
2.2. Количество групп кратковременного пребывания в учреждении устанавливается окружным управлением образования в зависимости от потребности населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
2.3. Группы кратковременного пребывания открываются приказом окружного управления образования по согласованию с районными Управами.
2.4. Для открытия групп кратковременного пребывания необходимы:
- штатное расписание;
- режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей;
- список детей;
- заявления родителей (законных представителей);
- образовательная программа.
2.5. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу.
2.6. Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается в зависимости от вида группы в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи.
2.7. Прием детей в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.
2.8. Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп кратковременного пребывания не допускаются.
2.9. Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.
2.10. Группы кратковременного пребывания функционируют:
- с организацией питания воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по меню и денежным нормам питания для дошкольных образовательных учреждений в зависимости от режима работы группы;
- с организацией питания воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по специальному меню, утвержденному в ЦГСЭН, и денежным нормам питания для дошкольных образовательных учреждений, в зависимости от режима работы группы;
- без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3,5 часов.
2.11. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее группы кратковременного пребывания, руководствуется индивидуальным штатным расписанием, утвержденным Московским комитетом образования. Для всех видов групп кратковременного пребывания устанавливаются следующие штатные единицы:
- 0,5 единицы воспитателя; 0,5 единицы помощника воспитателя; 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25 единицы педагога-психолога - из расчета на одну группу;
- 0,25 единицы воспитателя физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; - 0,25 единицы медицинской сестры - из расчета на две группы.
2.12. Дополнительно устанавливаются штатные единицы для следующих видов групп кратковременного пребывания:
- "Группа развития" - 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на две группы (при наличии бассейна);
- "Будущий первоклассник" - 0,25 единицы учителя - логопеда из расчета на одну группу;
- "Группа для детей, у которых русский язык не является родным" - 0,5 единицы педагога дополнительного образования из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на две группы (при наличии бассейна);
- "Группа для детей с отклонениями в развитии" - 0,25 единицы учителя - логопеда, 0,25 единицы учителя - дефектолога, 0,25 единицы медицинской сестры по массажу, 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии - из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на две группы (при наличии бассейна);
- "Особый ребенок" - 0,25 единицы учителя - логопеда, 0,25 единицы учителя - дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу, 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии, 0,25 единицы медицинской сестры ЛФК - из расчета на одну группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на две группы (при наличии бассейна).
3. Организация образовательного процесса
3.1. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно - ориентированное развитие ребенка.
3.3. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей.
3.4. В группах кратковременного пребывания допускается организация дополнительных образовательных услуг за рамками основной деятельности в установленном порядке (за счет увеличения продолжительности пребывания детей).