Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 242-ПП от 19 апреля 2005 года

О проекте закона города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве»

     В  соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы  от
12 сентября 2000 г. N 726 "О мерах по совершенствованию законопро-
ектной работы в органах исполнительной власти города", во исполне-
ние распоряжения Мэра Москвы от 19 января 2004 г.  N 1-РМ "О Плане
первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти
города Москвы на 2004 год", рассмотрев проект закона города Москвы
"О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Моск-
ве", Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О начальном и  сред-
нем профессиональном образовании в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 апреля 2005 г. N 242-ПП



                                                       ПРОЕКТ



                              ЗАКОН
                          ГОРОДА МОСКВЫ



              О НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
                   ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ





     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права граждан на общедоступное,  бесплатное и качественное началь-
ное профессиональное и на конкурсной основе среднее профессиональ-
ное образование в государственных образовательных учреждениях  го-
рода  Москвы в различных формах и объеме,  установленном государс-
твенными образовательными стандартами;  организацию и деятельность
образовательных  учреждений  и организаций,  реализующих образова-
тельные программы начального и среднего профессионального  образо-
вания;  определяет  формы  участия  субъектов системы начального и
среднего профессионального образования,  партнеров,  физических  и
юридических лиц в развитии начального и среднего профессионального
образования в городе Москве,  отвечающего потребностям  профессио-
нального развития и самоопределения личности, развития инфраструк-
туры и рынка труда города Москвы.



     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     Статья 1. Система начального и среднего профессионального об-
               разования в городе Москве

    Система начального и среднего профессионального образования  в
городе Москве включает:
     совокупность преемственных и  интегрированных образовательных
программ и государственных стандартов начального и  среднего  про-
фессионального  образования;
     сеть реализующих их образовательных учреждений и  организаций
начального  и среднего профессионального образования различных ор-
ганизационно-правовых форм,  типов и видов;
     уполномоченный орган исполнительной власти  города  Москвы  в
области образования, подведомственные ему учреждения, предприятия,
образовательные организации по подготовке и  переподготовке  инже-
нерно-педагогических кадров;
     общественные организации, государственно-общественные коорди-
национные советы по подготовке работников квалифицированного труда
(рабочих и служащих) и специалистов.

     Статья 2. Цели начального и среднего  профессионального обра-
               зования

     Начальное и среднее профессиональное образование  осуществля-
ется в целях:
     1) получения гражданами профессионального образования,  отве-
чающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопре-
делении, потребностям общества в эффективной профессиональной дея-
тельности граждан, потребностям экономики города в стабильном раз-
витии;
     2) эффективного и планомерного развития городской хозяйствен-
ной инфраструктуры;
     3) обеспечения квалифицированными кадрами предприятий и орга-
низаций, осуществляющих свою деятельность на территории города;
     4) подготовки работников квалифицированного труда (рабочих  и
служащих)  и  специалистов,  отвечающих  требованиям  современного
уровня квалификации,  передовым технологиям и  прогнозам  развития
отраслей.

     Статья 3. Политика в области начального и среднего профессио-
               нального образования в городе Москве

     1. Приоритетными направлениями  деятельности  органов  власти
города Москвы в области начального  и  среднего  профессионального
образования являются:
     1) удовлетворение потребностей граждан  в  высококачественных
профессиональных образовательных услугах с одновременным повышени-
ем их образовательного уровня, включение молодежи в производитель-
ный труд;
     2) обновление содержания начального и среднего профессиональ-
ного  образования,  педагогических  технологий в указанной области
образования и профессиональной подготовки обучающихся, студентов;
     3) расширение перечня профессий и специальностей,  предлагае-
мых обучающимся, студентам с ограниченными возможностями  здоровья
(имеющим отклонения в физическом или психическом развитии) в обра-
зовательных учреждениях начального  и  среднего  профессионального
образования;
     4) повышение  конкурентоспособности выпускников образователь-
ных учреждений начального и среднего профессионального образования
на рынке труда;
     5) формирование механизма прогнозирования,  мониторинга и го-
сударственного регулирования подготовки работников квалифицирован-
ного труда (рабочих и служащих),  имеющих начальное и среднее про-
фессиональное образование,  в соответствии с потребностями граждан
и рынка труда;
     6) создание необходимых экономических условий для развития  и
совершенствования материально-технической базы образовательных уч-
реждений начального и среднего профессионального образования;
     7) усиление взаимодействия образовательных учреждений началь-
ного и среднего профессионального образования  с  производством  и
сферой  услуг по подготовке высококвалифицированных кадров и повы-
шению их квалификации, развитие социального партнерства.
     2. Политика в области начального и среднего профессионального
образования предусматривает:
     1) демократический, государственно-общественный  характер уп-
равления начальным и средним профессиональным образованием;
     2) получение  гражданами начального и среднего профессиональ-
ного образования,  отвечающего потребностям профессионального раз-
вития и самоопределения личности, общества, экономики и рынка тру-
да города;
     3) формирование городского заказа на профессиональное  обуче-
ние  работников  квалифицированного  труда  (рабочих и служащих) и
специалистов с учетом потребностей рынка труда;
     4) развитие различных форм социального партнерства;
     5) осуществление дифференцированной,  личностно-ориентирован-
ной социальной поддержки обучающихся,  студентов, педагогических и
инженерно-педагогических работников;
     6) многообразие  и  вариативность  образовательных  программ,
форм их интеграции в начальном и среднем профессиональном  образо-
вании;
     7) сохранение и укрепление здоровья обучающихся,  студентов в
системе начального и среднего профессионального образования.
     3. Органы государственной власти города Москвы  разрабатывают
и реализуют политику города Москвы в области начального и среднего
профессионального образования на основе межведомственного  подхода
при  участии работодателей,  общественных объединений,  профессио-
нальных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и уче-
нических советов,  молодежных организаций,  иных объединений граж-
дан.
     4. Организационной  основой  политики города Москвы в области
начального и среднего профессионального образования является  Мос-
ковская целевая городская программа развития образования.

     Статья 4. Реализация  права граждан на получение начального и
               среднего профессионального образования

     1. Органы государственной власти города  Москвы  обеспечивают
гражданам  государственные гарантии прав на получение начального и
среднего профессионального образования путем создания и  поддержки
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования и реализации комплекса мер по социальной защите обуча-
ющихся,  студентов, педагогических и инженерно-педагогических кад-
ров.
     2. Органы  государственной власти города Москвы создают усло-
вия, способствующие общедоступности и бесплатности получения граж-
данами начального профессионального образования.
     3. Органы государственной власти города Москвы создают  усло-
вия  для  получения  гражданами  на  конкурсной основе бесплатного
среднего профессионального образования в пределах  государственных
образовательных стандартов,  если образование данного уровня полу-
чается впервые.
     4. Ограничения при поступлении  в образовательные  учреждения
начального  и среднего профессионального образования допускаются в
случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
     5. Расходы  на  содержание граждан,  нуждающихся в социальной
поддержке, в период получения ими начального и среднего профессио-
нального  образования  полностью  или частично покрываются за счет
средств бюджета города Москвы.  Категории граждан, которым предос-
тавляется  данная  поддержка,  порядок и размеры ее предоставления
устанавливаются законом города Москвы.
     6. Органы  государственной власти города Москвы создают усло-
вия для получения начального и среднего профессионального  образо-
вания гражданами с ограниченными возможностями здоровья и их соци-
альной адаптации.

     Статья 5. Государственные образовательные  стандарты  началь-
               ного и среднего профессионального образования

     1. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования в городе Москве реализуются в соответствии  с
требованиями государственных образовательных стандартов начального
и среднего профессионального образования, включающих федеральный и
Московский региональный компоненты,  определяющие обязательный ми-
нимум содержания профессиональных образовательных программ, макси-
мальный объем учебной нагрузки обучающихся,  студентов, требования
к уровню подготовки выпускников.
     2. Государственные  образовательные  стандарты  начального  и
среднего профессионального образования являются основой  объектив-
ной оценки уровня образования, квалификации выпускников.
     3. Основные положения, порядок разработки, утверждения и вве-
дения  в  действие  Московского регионального компонента государс-
твенных образовательных стандартов начального и среднего професси-
онального образования устанавливаются Правительством Москвы.
     4. Органы государственной власти города  Москвы  обеспечивают
финансовые,  материально-технические и кадровые ресурсы, необходи-
мые для реализации федерального и Московского регионального компо-
нентов  государственного  образовательного  стандарта начального и
среднего профессионального образования государственными  образова-
тельными учреждениями города Москвы.

.

                                - 6 -

     Глава II. СИСТЕМА  НАЧАЛЬНОГО  И  СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
               ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ


     Статья 6. Реализация образовательных  программ  начального  и
               среднего  профессионального образования в образова-
               тельных учреждениях и организациях города Москвы

     1. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования в городе Москве реализуются в государственных
образовательных учреждениях начального и среднего профессионально-
го образования,  в других государственных образовательных учрежде-
ниях,  в  которых  созданы  условия для реализации образовательных
программ начального и среднего  профессионального  образования,  в
порядке,  установленном типовыми положениями о соответствующих ти-
пах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностя-
ми,  устанавливаемыми правовыми актами города Москвы,  принятыми в
соответствии с настоящим Законом,  а также в негосударственных об-
разовательных организациях.
     2. Колледжи  -  государственные  образовательные   учреждения
среднего профессионального образования,  реализующие преемственные
и  интегрированные  образовательные  программы  основного  общего,
среднего (полного) общего,  начального профессионального (базового
и повышенного уровней) и среднего  профессионального  (базового  и
повышенного уровней) образования,  обеспечивающие обучающимся воз-
можность последовательного повышения своего общеобразовательного и
профессионального  уровней и роста конкурентоспособности выпускни-
ков на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслево-
му принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям
и специальностям,  обеспечивающим потребности одной отрасли произ-
водства или городского хозяйства в целом по городу,  и по террито-
риально-отраслевому принципу,  предусматривающему организацию обу-
чения  по профессиям и специальностям,  обеспечивающим потребности
городского хозяйства на конкретной территории.
     3. В целях обеспечения непрерывности и интеграции всех ступе-
ней профессионального образования образовательные  учреждения  на-
чального  и  среднего  профессионального образования города Москвы
осуществляют взаимодействие с соответствующими им по профилю обра-
зовательными учреждениями высшего профессионального образования, в
том числе путем предоставления студентам вузов на возмездной осно-
ве  возможности овладения рабочими профессиями и стажировки по со-
ответствующему профилю подготовки в порядке,  установленном  феде-
ральным законодательством и законодательством города Москвы.
     4. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования реализуются в следующих  формах:  очная,  оч-
но-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, в том числе с использо-
ванием дистанционных образовательных технологий.
     5. Сроки обучения при интеграции и сопряжении образовательных
программ в образовательных учреждениях,  реализующих  начальное  и
среднее профессиональное образование, могут быть изменены.
     6. Получение в государственном образовательном учреждении на-
чального или среднего профессионального образования по второй про-
фессии (специальности), независимо от формы обучения, производится
за плату, вносимую обучающимися или направившими их предприятиями,
организациями, за исключением случаев, установленных настоящим За-
коном.

     Статья 7. Реализация иных образовательных программ в  образо-
               вательных учреждениях  и организациях  начального и
               среднего профессионального образования

     1. Учреждения начального и среднего профессионального образо-
вания могут реализовывать  программы  дополнительного  образования
детей,  дополнительные  профессиональные образовательные программы
начального профессионального и среднего профессионального  образо-
вания,  программы переподготовки,  повышения квалификации, а также
подготовки работников соответствующего уровня квалификации по  ус-
коренной форме обучения.
     2. В целях совершенствования воспитательной работы среди обу-
чающихся  учреждений начального и среднего профессионального обра-
зования,  координации взаимодействия образовательных учреждений  в
системе воспитания и дополнительного образования детей,  обеспече-
ния их участия в мероприятиях федерального и международного  уров-
ня, предупреждения негативных социальных явлений в детской и моло-
дежной среде,  осуществления программно-методического  обеспечения
образовательных учреждений в системе начального и среднего профес-
сионального образования города Москвы могут создаваться  специали-
зированные центры развития дополнительного образования детей худо-
жественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультур-
но-спортивной,  туристско-краеведческой, социально-педагогической,
военно-патриотической и другой направленности.
     3. Учреждения начального и среднего профессионального образо-
вания по договорам с органами по труду и службами занятости,  про-
изводственными объединениями, предприятиями, учреждениями и други-
ми организациями могут осуществлять  профессиональную  подготовку,
которая  дает  возможность  ускоренного  приобретения обучающимися
трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и
не сопровождается повышением образовательного уровня.
     4. При  учреждениях  начального  и среднего профессионального
образования могут быть организованы курсы (группы)  профессиональ-
ной  подготовки  отдельных лиц за счет их средств или средств объ-
единений,  предприятий, учреждений и других организаций, направив-
ших их на обучение.
     5. Подготовка,  переподготовка,  обучение вторым профессиям и
повышение  квалификации рабочих (служащих),  незанятых граждан,  а
также высвобождаемых работников осуществляется по дневной,  вечер-
ней  (сменной)  формам обучения,  с отрывом и без отрыва от произ-
водства,  путем сочетания этих форм, а также посредством индивиду-
ального обучения или в рамках экстерната.

     Статья 8. Итоговая аттестация и присвоение  квалификации  вы-
               пускникам образовательных учреждений  (организаций)
               начального и среднего профессионального образования

     1. Образовательные   учреждения  (организации)  начального  и
среднего профессионального  образования,  имеющие  государственную
аккредитацию  и реализующие профессиональные и общеобразовательные
программы, выдают лицам, освоившим соответствующую образовательную
программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную ат-
тестацию,  документ государственного образца об уровне образования
и  квалификации по профессии (специальности),  а лицам,  прошедшим
аттестацию только по профессии (специальности) - документ об уров-
не квалификации.
     2. Учреждения и организации,  не имеющие  государственной ак-
кредитации, выдают по завершении обучения лицам,  прошедшим аттес-
тацию,  документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензи-
ей), заверенный печатью учреждения или организации. Форма докумен-
та определяется самим образовательным учреждением или  организаци-
ей.
     3. Квалификационные разряды, классы,  категории,  присвоенные
выпускникам, не могут быть снижены при приеме их на работу.


     Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И РА-
                БОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕ-
                НИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА-
                ЗОВАНИЯ


     Статья 9. Сохранение здоровья обучающихся, студентов  образо-
               вательных  учреждений  и  организаций  начального и
               среднего профессионального образования

     1. Образовательные  учреждения  и  организации  начального  и
среднего  профессионального образования создают условия для охраны
и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, сту-
дентов путем реализации комплекса мероприятий по выполнению норм и
требований, установленных нормативными правовыми актами Российской
Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
     2. Медицинское обслуживание обучающихся,  студентов  осущест-
вляется закрепленными за образовательными учреждениями и организа-
циями начального и среднего профессионального образования учрежде-
ниями здравоохранения.
     3. Реализация образовательных программ начального и  среднего
профессионального образования для обучающихся, студентов с ограни-
ченными возможностями здоровья может осуществляться  по  индивиду-
альным учебным планам,  а также на основе сочетания различных форм
организации образовательного процесса и сдачи квалификационных эк-
заменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальны-
ми возможностям обучающихся, студентов.
     4. Образовательные  учреждения  и  организации  начального  и
среднего профессионального образования создают условия для получе-
ния  обучающимися,  студентами  с ограниченными возможностями здо-
ровья,  детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родите-
лей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи.
     5. Образовательные  учреждения  (организации)  начального   и
среднего профессионального образования создают условия для обеспе-
чения обучающихся,  студентов горячим питанием в установленном по-
рядке за счет средств бюджета города Москвы и собственных средств.
В образовательном учреждении (организации) предусматривается поме-
щение для организации питания обучающихся, студентов.
     6. Во время прохождения производственной практики обучающиеся
обеспечиваются  индивидуальными  средствами  защиты:  спецодеждой,
спецобувью,  очками,  масками,  противошумами,  шлемами, касками и
другими индивидуальными средствами защиты - по нормам, установлен-
ным для рабочих соответствующих профессий.

     Статья 10. Меры социальной поддержки обучающихся и студентов

     1. Обучающиеся и студенты государственных образовательных уч-
реждений начального и среднего профессионального образования, обу-
чающиеся  по очной форме обучения и получающие образование за счет
средств бюджета города Москвы, обеспечиваются стипендиями в разме-
ре,  определяемом правовыми актами города Москвы, но не ниже уста-
новленных для соответствующих категорий обучающихся, студентов фе-
деральных  образовательных  учреждений соответствующих типов и ви-
дов,  спецодеждой, местами в общежитиях и/или интернатах, льготным
или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными мерами со-
циальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми  актами
города Москвы.
     2. Образовательные  учреждения  и  организации  начального  и
среднего профессионального образования, исходя из конкретных усло-
вий, выбирают форму дополнительного материального обеспечения обу-
чающихся, студентов (стипендия, бесплатное питание) в пределах вы-
деленных ассигнований в соответствии  с  пожеланиями  обучающихся,
студентов, их родителей (законных представителей).
     3. Обучающимся,  студентам образовательных учреждений и орга-
низаций начального и среднего профессионального образования по ве-
черней (сменной) и заочной формам обучения в установленном порядке
предоставляются  льготы в соответствии с федеральным законодатель-
ством и правовыми актами города Москвы.

     Статья 11. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставших-
                ся без попечения родителей, и детей с ограниченны-
                ми возможностями здоровья

     1. В период обучения в государственных образовательных учреж-
дениях начального и среднего профессионального  образования  дети-
сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограни-
ченными возможностями здоровья получают постоянную психологическую
поддержку, необходимую адаптационную коррекцию и помощь квалифици-
рованного специалиста-психолога.
     2. Детям-сиротам,  детям, оставшимся без попечения родителей,
и детям с ограниченными возможностями здоровья, закончившим обуче-
ние  по  избранной ими программе,  обеспечивается преимущественное
право на трудоустройство в соответствии  с  федеральным  законода-
тельством,  законами  и иными нормативными правовыми актами города
Москвы о квотировании рабочих мест.
     3. В течение трех лет по окончании государственного образова-
тельного учреждения начального и среднего профессионального  обра-
зования дети-сироты,  дети,  оставшиеся без попечения родителей, и
дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощь специ-
алистов образовательного учреждения, которое они окончили, в соци-
ально-трудовой адаптации и трудоустройстве.
     4. Дети-сироты,  дети,  оставшиеся без попечения родителей, и
дети с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке
проходят ежегодные медицинские осмотры, консультации по профессио-
нальному самоопределению и тренинги по социальной адаптации и тех-
нологии трудоустройства на современном рынке труда.
     5. Дети-сироты и дети,  оставшиеся без  попечения  родителей,
получившие  основное общее или среднее (полное) общее образование,
имеют право на обучение на курсах по подготовке  к  поступлению  в
государственные образовательные учреждения среднего и высшего про-
фессионального образования города Москвы без взимания платы.  Раз-
мер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
     6. Дети-сироты  и  дети,  оставшиеся без попечения родителей,
имеют право на получение первого и второго  начального  профессио-
нального образования без взимания платы. Размер и порядок возмеще-
ния расходов на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
чения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.
     7. Дети-сироты  и  дети,  оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся во всех типах государственных образовательных учрежде-
ний  начального  и  среднего  профессионального образования города
Москвы,  а также обучающиеся,  потерявшие в период обучения  обоих
или единственного родителя, зачисляются  на полное государственное
обеспечение до окончания ими данного образовательного  учреждения.
     8. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
обучающимся в государственных образовательных учреждениях,  помимо
полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, раз-
мер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят  процентов  по
сравнению  с  размером стипендии,  установленной для обучающихся в
данном образовательном учреждении, сто процентов заработной платы,
начисленной в период производственного обучения и производственной
практики,  а также ежегодное пособие на приобретение учебной лите-
ратуры и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипен-
дии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с
начала  учебного года за счет средств,  выделяемых государственным
образовательным учреждениям из бюджета города Москвы. Размер и по-
рядок увеличения стипендии,  выплаты пособия на приобретение учеб-
ной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются Прави-
тельством Москвы.
     9. При предоставлении обучающимся,  студентам  из  числа  де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академичес-
кого отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь
период  полное государственное обеспечение,  им выплачивается сти-
пендия.
     10. Дети-сироты и  дети,  оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся в государственных образовательных  учреждениях  города
Москвы, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригород-
ном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз
в год к месту жительства и обратно к месту учебы.  Порядок проезда
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  обучаю-
щихся в государственных образовательных учреждениях города Москвы,
определяется Правительством Москвы.

     Статья 12. Меры социальной поддержки работников государствен-
                ных образовательных учреждений начального  и сред-
                него профессионального образования

     1. Должностные  оклады  и тарифные ставки рассматриваются как
гарантируемый минимум заработной платы для соответствующих  квали-
фикационных групп педагогических,  инженерно-педагогических и дру-
гих работников. Уровень оплаты труда преподавательского и инженер-
но-педагогического состава образовательных учреждений начального и
среднего профессионального  образования  устанавливается  не  ниже
уровня оплаты труда педагогических работников  общеобразовательных
учреждений города Москвы соответствующих квалификационных групп.
     2. Государственные образовательные  учреждения  начального  и
среднего  профессионального образования в пределах имеющихся у них
средств на оплату труда могут  самостоятельно  определять  размеры
доплат и надбавок,  премий и других выплат стимулирующего характе-
ра.
     3. Педагогическим и инженерно-педагогическим работникам госу-
дарственных образовательных учреждений начального и среднего  про-
фессионального  образования города Москвы предоставляются меры со-
циальной поддержки в соответствии с законодательством города Моск-
вы в области образования.


     Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ   НАЧАЛЬНЫМ
              И  СРЕДНИМ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ  ОБРАЗОВАНИЕМ  В ГОРОДЕ
              МОСКВЕ


     Статья 13. Уполномоченный орган исполнительной власти  города
                Москвы в области образования

     1. Управление в области образования города Москвы осуществля-
ется  уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в
области образования.  Положение об уполномоченном органе  исполни-
тельной  власти  города  Москвы в области образования утверждается
Правительство Москвы.
     2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области образования осуществляет:
     1) проведение региональной государственной политики в области
начального и среднего профессионального образования;
     2) общее руководство и координацию деятельности образователь-
ных учреждений начального и среднего профессионального образования
и их взаимодействие с окружными органами управления образованием и
отраслевыми,  функциональными и территориальными органами исполни-
тельной власти города Москвы;
     3) организацию контроля  качества реализуемых образовательных
программ начального,  среднего и дополнительного профессионального
образования, контроль соответствия качества подготовки выпускников
образовательных учреждений начального,  среднего и дополнительного
профессионального  образования требованиям квалификационных харак-
теристик;
     4) иные полномочия.

     Статья 14. Государственно-общественные координационные советы
                города Москвы  по подготовке квалифицированных ра-
                бочих кадров

     1. В целях  координации деятельности по подготовке работников
квалифицированного труда  (рабочих  и  служащих)  и  специалистов,
привлечения  общественности,  научных и деловых кругов к поддержке
начального и среднего профессионального образования в Москве орга-
ны  государственной  власти города Москвы могут создавать как вре-
менные, так и постоянно действующие совместные городские координа-
ционные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
     2. Положение о городском государственно-общественном  коорди-
национном совете города  Москвы  по  подготовке  квалифицированных
рабочих кадров и положения об отраслевых государственно-обществен-
ных координационных советах по подготовке квалифицированных кадров
и их состав утверждаются Правительством Москвы.
     3. Положения об окружных государственно-общественных  коорди-
национных советах города Москвы  по  подготовке  квалифицированных
рабочих кадров и их состав утверждаются префектами  административ-
ных округов.
     4. Деятельность членов государственно-общественных координа-
ционных советов по подготовке  квалифицированных  рабочих  кадров
осуществляется на общественных началах.

     Статья 15. Специализированные  организации по контролю за ка-
                чеством профессионального образования

     С целью независимой оценки качества профессиональной подгото-
вки и соответствия уровня квалификации выпускников образовательных
учреждений  и  организаций начального и среднего профессионального
образования города Москвы,  а также уровня профессиональной квали-
фикации  рабочих  и  специалистов предприятий и организаций города
Москвы государственным  образовательным  стандартам  начального  и
среднего профессионального образования,  квалификационным характе-
ристикам (профессиональным стандартам),  в том числе международным
стандартам качества, в городе Москве могут создаваться специализи-
рованные организации по контролю за качеством реализации образова-
тельных  программ в образовательных учреждениях и организациях на-
чального и среднего профессионального образования в формах  и  по-
рядке,  предусмотренных  федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.


     Глава V. ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО  ПРОФЕС-
              СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


     Статья 16. Партнерство в области начального и  среднего  про-
                фессионального образования города Москвы

     1. Партнерство в области начального и среднего профессиональ-
ного образования ориентировано на повышение адекватности результа-
тов деятельности  образовательных  учреждений  потребностям  сферы
труда,  приближение  уровня  подготовки специалистов к требованиям
отраслей экономики и конкретных работодателей,  укрепление  связей
обучения  с  производством,  привлечение дополнительных источников
для обновления и развития материально-технической  базы  образова-
тельных учреждений. Партнерство осуществляется путем создания сис-
темы отношений между государственными образовательными учреждения-
ми начального и среднего профессионального образования,  предприя-
тиями и иными организациями города Москвы всех форм  собственности
-  работодателями  и  их  объединениями,  органами государственной
власти города Москвы,  органами службы занятости,  органами  госу-
дарственно-общественного управления начальным и средним профессио-
нальным образованием, профессиональными союзами и признается одним
из  ведущих механизмов развития образовательных учреждений началь-
ного и среднего профессионального образования.
     2. Взаимодействие партнеров осуществляется на  основе  заклю-
чаемых ими договоров и  соглашений,  направленных  на  обеспечение
основных  аспектов модернизации начального и среднего профессиона-
льного образования в городе Москве в области содержания  образова-
ния, кадрового и материально-технического обеспечения  образовате-
льного процесса, обеспечения соответствия  структуры  и  масштабов
подготовки специалистов потребностям отраслей экономики.
     3. Основными направлениями взаимодействия партнеров в области
начального  и среднего профессионального образования являются:
     1) привлечение работодателей к разработке  учебно-программной
документации по подготовке специалистов, учитывающей современные и
перспективные требования к уровню подготовки специалистов, органи-
зации практического обучения с использованием технологической базы
предприятий,  обеспечению контроля качества подготовки выпускников
при проведении их государственной итоговой аттестации;
     2) развитие взаимодействия образовательных учреждений с орга-
нами государственной службы занятости населения по созданию эконо-
мических условий для обеспечения занятости, в том числе содействие
в трудоустройстве выпускников; заключение и реализация договоров о
подготовке специалистов;
     3) привлечение  образовательными  учреждениями  специалистов,
имеющих опыт профессиональной деятельности в  соответствующих  от-
раслях производства, к проведению теоретических и практических за-
нятий, руководству курсовым и дипломным проектированием;
     4) привлечение финансовых  средств  работодателей на развитие
образовательных учреждений, проведение ремонтных работ, предостав-
ление  современного оборудования образовательным учреждениям.  До-
пускается на договорной основе использование и обновление  работо-
дателями  материальной  базы  образовательных  учреждений  в целях
обеспечения процесса обучения и переподготовки кадров для  субъек-
тов  малого  предпринимательства и развития системы ученичества на
ремесленных предприятиях.  Образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования вправе на безвозмездной ос-
нове предоставлять предприятиям  и  организациям  -  работодателям
производственные  и  иные  помещения для размещения оборудования и
иных материально-технических ресурсов,  передаваемых на баланс об-
разовательных учреждений в рамках партнерства.

     Статья 17. Содействие  трудоустройству  выпускников образова-
                тельных  учреждений  и  организаций  начального  и
                среднего профессионального образования

     1. Образовательные  учреждения  и  организации  начального  и
среднего профессионального образования содействуют трудоустройству
своих выпускников путем заключения с предприятиями и организациями
- заказчиками квалифицированных кадров и обучающимися,  студентами
образовательных учреждений и организаций договоров о трудоустройс-
тве  выпускников  этих образовательных учреждений и организаций на
предприятия (в организации) в соответствии с полученной  специаль-
ностью (квалификацией).
     2. Особенности квотирования рабочих