В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
12 сентября 2000 г. N 726 "О мерах по совершенствованию законопро-
ектной работы в органах исполнительной власти города", во исполне-
ние распоряжения Мэра Москвы от 19 января 2004 г. N 1-РМ "О Плане
первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти
города Москвы на 2004 год", рассмотрев проект закона города Москвы
"О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Моск-
ве", Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О начальном и сред-
нем профессиональном образовании в городе Москве" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 апреля 2005 г. N 242-ПП
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией
права граждан на общедоступное, бесплатное и качественное началь-
ное профессиональное и на конкурсной основе среднее профессиональ-
ное образование в государственных образовательных учреждениях го-
рода Москвы в различных формах и объеме, установленном государс-
твенными образовательными стандартами; организацию и деятельность
образовательных учреждений и организаций, реализующих образова-
тельные программы начального и среднего профессионального образо-
вания; определяет формы участия субъектов системы начального и
среднего профессионального образования, партнеров, физических и
юридических лиц в развитии начального и среднего профессионального
образования в городе Москве, отвечающего потребностям профессио-
нального развития и самоопределения личности, развития инфраструк-
туры и рынка труда города Москвы.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Система начального и среднего профессионального об-
разования в городе Москве
Система начального и среднего профессионального образования в
городе Москве включает:
совокупность преемственных и интегрированных образовательных
программ и государственных стандартов начального и среднего про-
фессионального образования;
сеть реализующих их образовательных учреждений и организаций
начального и среднего профессионального образования различных ор-
ганизационно-правовых форм, типов и видов;
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области образования, подведомственные ему учреждения, предприятия,
образовательные организации по подготовке и переподготовке инже-
нерно-педагогических кадров;
общественные организации, государственно-общественные коорди-
национные советы по подготовке работников квалифицированного труда
(рабочих и служащих) и специалистов.
Статья 2. Цели начального и среднего профессионального обра-
зования
Начальное и среднее профессиональное образование осуществля-
ется в целях:
1) получения гражданами профессионального образования, отве-
чающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопре-
делении, потребностям общества в эффективной профессиональной дея-
тельности граждан, потребностям экономики города в стабильном раз-
витии;
2) эффективного и планомерного развития городской хозяйствен-
ной инфраструктуры;
3) обеспечения квалифицированными кадрами предприятий и орга-
низаций, осуществляющих свою деятельность на территории города;
4) подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и
служащих) и специалистов, отвечающих требованиям современного
уровня квалификации, передовым технологиям и прогнозам развития
отраслей.
Статья 3. Политика в области начального и среднего профессио-
нального образования в городе Москве
1. Приоритетными направлениями деятельности органов власти
города Москвы в области начального и среднего профессионального
образования являются:
1) удовлетворение потребностей граждан в высококачественных
профессиональных образовательных услугах с одновременным повышени-
ем их образовательного уровня, включение молодежи в производитель-
ный труд;
2) обновление содержания начального и среднего профессиональ-
ного образования, педагогических технологий в указанной области
образования и профессиональной подготовки обучающихся, студентов;
3) расширение перечня профессий и специальностей, предлагае-
мых обучающимся, студентам с ограниченными возможностями здоровья
(имеющим отклонения в физическом или психическом развитии) в обра-
зовательных учреждениях начального и среднего профессионального
образования;
4) повышение конкурентоспособности выпускников образователь-
ных учреждений начального и среднего профессионального образования
на рынке труда;
5) формирование механизма прогнозирования, мониторинга и го-
сударственного регулирования подготовки работников квалифицирован-
ного труда (рабочих и служащих), имеющих начальное и среднее про-
фессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан
и рынка труда;
6) создание необходимых экономических условий для развития и
совершенствования материально-технической базы образовательных уч-
реждений начального и среднего профессионального образования;
7) усиление взаимодействия образовательных учреждений началь-
ного и среднего профессионального образования с производством и
сферой услуг по подготовке высококвалифицированных кадров и повы-
шению их квалификации, развитие социального партнерства.
2. Политика в области начального и среднего профессионального
образования предусматривает:
1) демократический, государственно-общественный характер уп-
равления начальным и средним профессиональным образованием;
2) получение гражданами начального и среднего профессиональ-
ного образования, отвечающего потребностям профессионального раз-
вития и самоопределения личности, общества, экономики и рынка тру-
да города;
3) формирование городского заказа на профессиональное обуче-
ние работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и
специалистов с учетом потребностей рынка труда;
4) развитие различных форм социального партнерства;
5) осуществление дифференцированной, личностно-ориентирован-
ной социальной поддержки обучающихся, студентов, педагогических и
инженерно-педагогических работников;
6) многообразие и вариативность образовательных программ,
форм их интеграции в начальном и среднем профессиональном образо-
вании;
7) сохранение и укрепление здоровья обучающихся, студентов в
системе начального и среднего профессионального образования.
3. Органы государственной власти города Москвы разрабатывают
и реализуют политику города Москвы в области начального и среднего
профессионального образования на основе межведомственного подхода
при участии работодателей, общественных объединений, профессио-
нальных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и уче-
нических советов, молодежных организаций, иных объединений граж-
дан.
4. Организационной основой политики города Москвы в области
начального и среднего профессионального образования является Мос-
ковская целевая городская программа развития образования.
Статья 4. Реализация права граждан на получение начального и
среднего профессионального образования
1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
гражданам государственные гарантии прав на получение начального и
среднего профессионального образования путем создания и поддержки
образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования и реализации комплекса мер по социальной защите обуча-
ющихся, студентов, педагогических и инженерно-педагогических кад-
ров.
2. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия, способствующие общедоступности и бесплатности получения граж-
данами начального профессионального образования.
3. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия для получения гражданами на конкурсной основе бесплатного
среднего профессионального образования в пределах государственных
образовательных стандартов, если образование данного уровня полу-
чается впервые.
4. Ограничения при поступлении в образовательные учреждения
начального и среднего профессионального образования допускаются в
случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
5. Расходы на содержание граждан, нуждающихся в социальной
поддержке, в период получения ими начального и среднего профессио-
нального образования полностью или частично покрываются за счет
средств бюджета города Москвы. Категории граждан, которым предос-
тавляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления
устанавливаются законом города Москвы.
6. Органы государственной власти города Москвы создают усло-
вия для получения начального и среднего профессионального образо-
вания гражданами с ограниченными возможностями здоровья и их соци-
альной адаптации.
Статья 5. Государственные образовательные стандарты началь-
ного и среднего профессионального образования
1. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования в городе Москве реализуются в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов начального
и среднего профессионального образования, включающих федеральный и
Московский региональный компоненты, определяющие обязательный ми-
нимум содержания профессиональных образовательных программ, макси-
мальный объем учебной нагрузки обучающихся, студентов, требования
к уровню подготовки выпускников.
2. Государственные образовательные стандарты начального и
среднего профессионального образования являются основой объектив-
ной оценки уровня образования, квалификации выпускников.
3. Основные положения, порядок разработки, утверждения и вве-
дения в действие Московского регионального компонента государс-
твенных образовательных стандартов начального и среднего професси-
онального образования устанавливаются Правительством Москвы.
4. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
финансовые, материально-технические и кадровые ресурсы, необходи-
мые для реализации федерального и Московского регионального компо-
нентов государственного образовательного стандарта начального и
среднего профессионального образования государственными образова-
тельными учреждениями города Москвы.
.
- 6 -
Глава II. СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 6. Реализация образовательных программ начального и
среднего профессионального образования в образова-
тельных учреждениях и организациях города Москвы
1. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования в городе Москве реализуются в государственных
образовательных учреждениях начального и среднего профессионально-
го образования, в других государственных образовательных учрежде-
ниях, в которых созданы условия для реализации образовательных
программ начального и среднего профессионального образования, в
порядке, установленном типовыми положениями о соответствующих ти-
пах и видах образовательных учреждений, в том числе с особенностя-
ми, устанавливаемыми правовыми актами города Москвы, принятыми в
соответствии с настоящим Законом, а также в негосударственных об-
разовательных организациях.
2. Колледжи - государственные образовательные учреждения
среднего профессионального образования, реализующие преемственные
и интегрированные образовательные программы основного общего,
среднего (полного) общего, начального профессионального (базового
и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и
повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся воз-
можность последовательного повышения своего общеобразовательного и
профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускни-
ков на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслево-
му принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям
и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли произ-
водства или городского хозяйства в целом по городу, и по террито-
риально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обу-
чения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности
городского хозяйства на конкретной территории.
3. В целях обеспечения непрерывности и интеграции всех ступе-
ней профессионального образования образовательные учреждения на-
чального и среднего профессионального образования города Москвы
осуществляют взаимодействие с соответствующими им по профилю обра-
зовательными учреждениями высшего профессионального образования, в
том числе путем предоставления студентам вузов на возмездной осно-
ве возможности овладения рабочими профессиями и стажировки по со-
ответствующему профилю подготовки в порядке, установленном феде-
ральным законодательством и законодательством города Москвы.
4. Образовательные программы начального и среднего профессио-
нального образования реализуются в следующих формах: очная, оч-
но-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, в том числе с использо-
ванием дистанционных образовательных технологий.
5. Сроки обучения при интеграции и сопряжении образовательных
программ в образовательных учреждениях, реализующих начальное и
среднее профессиональное образование, могут быть изменены.
6. Получение в государственном образовательном учреждении на-
чального или среднего профессионального образования по второй про-
фессии (специальности), независимо от формы обучения, производится
за плату, вносимую обучающимися или направившими их предприятиями,
организациями, за исключением случаев, установленных настоящим За-
коном.
Статья 7. Реализация иных образовательных программ в образо-
вательных учреждениях и организациях начального и
среднего профессионального образования
1. Учреждения начального и среднего профессионального образо-
вания могут реализовывать программы дополнительного образования
детей, дополнительные профессиональные образовательные программы
начального профессионального и среднего профессионального образо-
вания, программы переподготовки, повышения квалификации, а также
подготовки работников соответствующего уровня квалификации по ус-
коренной форме обучения.
2. В целях совершенствования воспитательной работы среди обу-
чающихся учреждений начального и среднего профессионального обра-
зования, координации взаимодействия образовательных учреждений в
системе воспитания и дополнительного образования детей, обеспече-
ния их участия в мероприятиях федерального и международного уров-
ня, предупреждения негативных социальных явлений в детской и моло-
дежной среде, осуществления программно-методического обеспечения
образовательных учреждений в системе начального и среднего профес-
сионального образования города Москвы могут создаваться специали-
зированные центры развития дополнительного образования детей худо-
жественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультур-
но-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической,
военно-патриотической и другой направленности.
3. Учреждения начального и среднего профессионального образо-
вания по договорам с органами по труду и службами занятости, про-
изводственными объединениями, предприятиями, учреждениями и други-
ми организациями могут осуществлять профессиональную подготовку,
которая дает возможность ускоренного приобретения обучающимися
трудовых навыков выполнения определенной работы или группы работ и
не сопровождается повышением образовательного уровня.
4. При учреждениях начального и среднего профессионального
образования могут быть организованы курсы (группы) профессиональ-
ной подготовки отдельных лиц за счет их средств или средств объ-
единений, предприятий, учреждений и других организаций, направив-
ших их на обучение.
5. Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и
повышение квалификации рабочих (служащих), незанятых граждан, а
также высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечер-
ней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от произ-
водства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивиду-
ального обучения или в рамках экстерната.
Статья 8. Итоговая аттестация и присвоение квалификации вы-
пускникам образовательных учреждений (организаций)
начального и среднего профессионального образования
1. Образовательные учреждения (организации) начального и
среднего профессионального образования, имеющие государственную
аккредитацию и реализующие профессиональные и общеобразовательные
программы, выдают лицам, освоившим соответствующую образовательную
программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную ат-
тестацию, документ государственного образца об уровне образования
и квалификации по профессии (специальности), а лицам, прошедшим
аттестацию только по профессии (специальности) - документ об уров-
не квалификации.
2. Учреждения и организации, не имеющие государственной ак-
кредитации, выдают по завершении обучения лицам, прошедшим аттес-
тацию, документ об уровне квалификации (в соответствии с лицензи-
ей), заверенный печатью учреждения или организации. Форма докумен-
та определяется самим образовательным учреждением или организаци-
ей.
3. Квалификационные разряды, классы, категории, присвоенные
выпускникам, не могут быть снижены при приеме их на работу.
Глава III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, СТУДЕНТОВ И РА-
БОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕ-
НИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА-
ЗОВАНИЯ
Статья 9. Сохранение здоровья обучающихся, студентов образо-
вательных учреждений и организаций начального и
среднего профессионального образования
1. Образовательные учреждения и организации начального и
среднего профессионального образования создают условия для охраны
и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, сту-
дентов путем реализации комплекса мероприятий по выполнению норм и
требований, установленных нормативными правовыми актами Российской
Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы.
2. Медицинское обслуживание обучающихся, студентов осущест-
вляется закрепленными за образовательными учреждениями и организа-
циями начального и среднего профессионального образования учрежде-
ниями здравоохранения.
3. Реализация образовательных программ начального и среднего
профессионального образования для обучающихся, студентов с ограни-
ченными возможностями здоровья может осуществляться по индивиду-
альным учебным планам, а также на основе сочетания различных форм
организации образовательного процесса и сдачи квалификационных эк-
заменов в соответствии с медицинскими показаниями и индивидуальны-
ми возможностям обучающихся, студентов.
4. Образовательные учреждения и организации начального и
среднего профессионального образования создают условия для получе-
ния обучающимися, студентами с ограниченными возможностями здо-
ровья, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родите-
лей, бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи.
5. Образовательные учреждения (организации) начального и
среднего профессионального образования создают условия для обеспе-
чения обучающихся, студентов горячим питанием в установленном по-
рядке за счет средств бюджета города Москвы и собственных средств.
В образовательном учреждении (организации) предусматривается поме-
щение для организации питания обучающихся, студентов.
6. Во время прохождения производственной практики обучающиеся
обеспечиваются индивидуальными средствами защиты: спецодеждой,
спецобувью, очками, масками, противошумами, шлемами, касками и
другими индивидуальными средствами защиты - по нормам, установлен-
ным для рабочих соответствующих профессий.
Статья 10. Меры социальной поддержки обучающихся и студентов
1. Обучающиеся и студенты государственных образовательных уч-
реждений начального и среднего профессионального образования, обу-
чающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет
средств бюджета города Москвы, обеспечиваются стипендиями в разме-
ре, определяемом правовыми актами города Москвы, но не ниже уста-
новленных для соответствующих категорий обучающихся, студентов фе-
деральных образовательных учреждений соответствующих типов и ви-
дов, спецодеждой, местами в общежитиях и/или интернатах, льготным
или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными мерами со-
циальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами
города Москвы.
2. Образовательные учреждения и организации начального и
среднего профессионального образования, исходя из конкретных усло-
вий, выбирают форму дополнительного материального обеспечения обу-
чающихся, студентов (стипендия, бесплатное питание) в пределах вы-
деленных ассигнований в соответствии с пожеланиями обучающихся,
студентов, их родителей (законных представителей).
3. Обучающимся, студентам образовательных учреждений и орга-
низаций начального и среднего профессионального образования по ве-
черней (сменной) и заочной формам обучения в установленном порядке
предоставляются льготы в соответствии с федеральным законодатель-
ством и правовыми актами города Москвы.
Статья 11. Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставших-
ся без попечения родителей, и детей с ограниченны-
ми возможностями здоровья
1. В период обучения в государственных образовательных учреж-
дениях начального и среднего профессионального образования дети-
сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети с ограни-
ченными возможностями здоровья получают постоянную психологическую
поддержку, необходимую адаптационную коррекцию и помощь квалифици-
рованного специалиста-психолога.
2. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,
и детям с ограниченными возможностями здоровья, закончившим обуче-
ние по избранной ими программе, обеспечивается преимущественное
право на трудоустройство в соответствии с федеральным законода-
тельством, законами и иными нормативными правовыми актами города
Москвы о квотировании рабочих мест.
3. В течение трех лет по окончании государственного образова-
тельного учреждения начального и среднего профессионального обра-
зования дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и
дети с ограниченными возможностями здоровья получают помощь специ-
алистов образовательного учреждения, которое они окончили, в соци-
ально-трудовой адаптации и трудоустройстве.
4. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и
дети с ограниченными возможностями здоровья в обязательном порядке
проходят ежегодные медицинские осмотры, консультации по профессио-
нальному самоопределению и тренинги по социальной адаптации и тех-
нологии трудоустройства на современном рынке труда.
5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
получившие основное общее или среднее (полное) общее образование,
имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в
государственные образовательные учреждения среднего и высшего про-
фессионального образования города Москвы без взимания платы. Раз-
мер и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются норма-
тивными правовыми актами города Москвы.
6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
имеют право на получение первого и второго начального профессио-
нального образования без взимания платы. Размер и порядок возмеще-
ния расходов на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попе-
чения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами го-
рода Москвы.
7. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся во всех типах государственных образовательных учрежде-
ний начального и среднего профессионального образования города
Москвы, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих
или единственного родителя, зачисляются на полное государственное
обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
8. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
обучающимся в государственных образовательных учреждениях, помимо
полного государственного обеспечения выплачиваются стипендия, раз-
мер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по
сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в
данном образовательном учреждении, сто процентов заработной платы,
начисленной в период производственного обучения и производственной
практики, а также ежегодное пособие на приобретение учебной лите-
ратуры и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипен-
дии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с
начала учебного года за счет средств, выделяемых государственным
образовательным учреждениям из бюджета города Москвы. Размер и по-
рядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учеб-
ной литературы и письменных принадлежностей устанавливаются Прави-
тельством Москвы.
9. При предоставлении обучающимся, студентам из числа де-
тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академичес-
кого отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь
период полное государственное обеспечение, им выплачивается сти-
пендия.
10. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей,
обучающиеся в государственных образовательных учреждениях города
Москвы, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригород-
ном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз
в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучаю-
щихся в государственных образовательных учреждениях города Москвы,
определяется Правительством Москвы.
Статья 12. Меры социальной поддержки работников государствен-
ных образовательных учреждений начального и сред-
него профессионального образования
1. Должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как
гарантируемый минимум заработной платы для соответствующих квали-
фикационных групп педагогических, инженерно-педагогических и дру-
гих работников. Уровень оплаты труда преподавательского и инженер-
но-педагогического состава образовательных учреждений начального и
среднего профессионального образования устанавливается не ниже
уровня оплаты труда педагогических работников общеобразовательных
учреждений города Москвы соответствующих квалификационных групп.
2. Государственные образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования в пределах имеющихся у них
средств на оплату труда могут самостоятельно определять размеры
доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характе-
ра.
3. Педагогическим и инженерно-педагогическим работникам госу-
дарственных образовательных учреждений начального и среднего про-
фессионального образования города Москвы предоставляются меры со-
циальной поддержки в соответствии с законодательством города Моск-
вы в области образования.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНЫМ
И СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ГОРОДЕ
МОСКВЕ
Статья 13. Уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области образования
1. Управление в области образования города Москвы осуществля-
ется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в
области образования. Положение об уполномоченном органе исполни-
тельной власти города Москвы в области образования утверждается
Правительство Москвы.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области образования осуществляет:
1) проведение региональной государственной политики в области
начального и среднего профессионального образования;
2) общее руководство и координацию деятельности образователь-
ных учреждений начального и среднего профессионального образования
и их взаимодействие с окружными органами управления образованием и
отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполни-
тельной власти города Москвы;
3) организацию контроля качества реализуемых образовательных
программ начального, среднего и дополнительного профессионального
образования, контроль соответствия качества подготовки выпускников
образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного
профессионального образования требованиям квалификационных харак-
теристик;
4) иные полномочия.
Статья 14. Государственно-общественные координационные советы
города Москвы по подготовке квалифицированных ра-
бочих кадров
1. В целях координации деятельности по подготовке работников
квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов,
привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке
начального и среднего профессионального образования в Москве орга-
ны государственной власти города Москвы могут создавать как вре-
менные, так и постоянно действующие совместные городские координа-
ционные советы по подготовке квалифицированных рабочих кадров.
2. Положение о городском государственно-общественном коорди-
национном совете города Москвы по подготовке квалифицированных
рабочих кадров и положения об отраслевых государственно-обществен-
ных координационных советах по подготовке квалифицированных кадров
и их состав утверждаются Правительством Москвы.
3. Положения об окружных государственно-общественных коорди-
национных советах города Москвы по подготовке квалифицированных
рабочих кадров и их состав утверждаются префектами административ-
ных округов.
4. Деятельность членов государственно-общественных координа-
ционных советов по подготовке квалифицированных рабочих кадров
осуществляется на общественных началах.
Статья 15. Специализированные организации по контролю за ка-
чеством профессионального образования
С целью независимой оценки качества профессиональной подгото-
вки и соответствия уровня квалификации выпускников образовательных
учреждений и организаций начального и среднего профессионального
образования города Москвы, а также уровня профессиональной квали-
фикации рабочих и специалистов предприятий и организаций города
Москвы государственным образовательным стандартам начального и
среднего профессионального образования, квалификационным характе-
ристикам (профессиональным стандартам), в том числе международным
стандартам качества, в городе Москве могут создаваться специализи-
рованные организации по контролю за качеством реализации образова-
тельных программ в образовательных учреждениях и организациях на-
чального и среднего профессионального образования в формах и по-
рядке, предусмотренных федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
Глава V. ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 16. Партнерство в области начального и среднего про-
фессионального образования города Москвы
1. Партнерство в области начального и среднего профессиональ-
ного образования ориентировано на повышение адекватности результа-
тов деятельности образовательных учреждений потребностям сферы
труда, приближение уровня подготовки специалистов к требованиям
отраслей экономики и конкретных работодателей, укрепление связей
обучения с производством, привлечение дополнительных источников
для обновления и развития материально-технической базы образова-
тельных учреждений. Партнерство осуществляется путем создания сис-
темы отношений между государственными образовательными учреждения-
ми начального и среднего профессионального образования, предприя-
тиями и иными организациями города Москвы всех форм собственности
- работодателями и их объединениями, органами государственной
власти города Москвы, органами службы занятости, органами госу-
дарственно-общественного управления начальным и средним профессио-
нальным образованием, профессиональными союзами и признается одним
из ведущих механизмов развития образовательных учреждений началь-
ного и среднего профессионального образования.
2. Взаимодействие партнеров осуществляется на основе заклю-
чаемых ими договоров и соглашений, направленных на обеспечение
основных аспектов модернизации начального и среднего профессиона-
льного образования в городе Москве в области содержания образова-
ния, кадрового и материально-технического обеспечения образовате-
льного процесса, обеспечения соответствия структуры и масштабов
подготовки специалистов потребностям отраслей экономики.
3. Основными направлениями взаимодействия партнеров в области
начального и среднего профессионального образования являются:
1) привлечение работодателей к разработке учебно-программной
документации по подготовке специалистов, учитывающей современные и
перспективные требования к уровню подготовки специалистов, органи-
зации практического обучения с использованием технологической базы
предприятий, обеспечению контроля качества подготовки выпускников
при проведении их государственной итоговой аттестации;
2) развитие взаимодействия образовательных учреждений с орга-
нами государственной службы занятости населения по созданию эконо-
мических условий для обеспечения занятости, в том числе содействие
в трудоустройстве выпускников; заключение и реализация договоров о
подготовке специалистов;
3) привлечение образовательными учреждениями специалистов,
имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих от-
раслях производства, к проведению теоретических и практических за-
нятий, руководству курсовым и дипломным проектированием;
4) привлечение финансовых средств работодателей на развитие
образовательных учреждений, проведение ремонтных работ, предостав-
ление современного оборудования образовательным учреждениям. До-
пускается на договорной основе использование и обновление работо-
дателями материальной базы образовательных учреждений в целях
обеспечения процесса обучения и переподготовки кадров для субъек-
тов малого предпринимательства и развития системы ученичества на
ремесленных предприятиях. Образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования вправе на безвозмездной ос-
нове предоставлять предприятиям и организациям - работодателям
производственные и иные помещения для размещения оборудования и
иных материально-технических ресурсов, передаваемых на баланс об-
разовательных учреждений в рамках партнерства.
Статья 17. Содействие трудоустройству выпускников образова-
тельных учреждений и организаций начального и
среднего профессионального образования
1. Образовательные учреждения и организации начального и
среднего профессионального образования содействуют трудоустройству
своих выпускников путем заключения с предприятиями и организациями
- заказчиками квалифицированных кадров и обучающимися, студентами
образовательных учреждений и организаций договоров о трудоустройс-
тве выпускников этих образовательных учреждений и организаций на
предприятия (в организации) в соответствии с полученной специаль-
ностью (квалификацией).
2. Особенности квотирования рабочих