В целях повышения эффективности исполнения функций Правитель-
ства Москвы по организации и развитию системы экологического обра-
зования, просвещения и пропаганды, формированию экологической
культуры населения, активизации взаимодействия государственных и
общественных экологических организаций:
1. Создать Координационный общественный совет по вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды.
2. Утвердить:
2.1. Положение о Координационном общественном совете по во-
просам экологического образования, просвещения и пропаганды (при-
ложение 1) и персональный состав Координационного общественного
совета по вопросам экологического образования, просвещения и про-
паганды (приложение 2).
2.2. Концепцию проекта "Центр экологического образования,
просвещения и пропаганды" (приложение 3).
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению Правительства Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
Положение
о Координационном общественном совете по вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды
I. Общие положения
1.1. Координационный общественный совет по вопросам экологи-
ческого образования, просвещения и пропаганды (далее - Совет) яв-
ляется консультативным органом по формированию и проведению единой
городской политики по вопросам экологического образования, просве-
щения и пропаганды.
1.2. Для работы в Совете привлекаются представители органов
государственной власти города Москвы, ведущие высококвалифициро-
ванные специалисты Российской Федерации и города Москвы, занимаю-
щиеся вопросами экологического образования и просвещения, управле-
нием охраной окружающей среды и природопользования.
1.3. В своей деятельности Совет руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей
среды", Экологической доктриной Российской Федерации, законами го-
рода Москвы, иными нормативными правовыми актами Российской Феде-
рации и города Москвы в области экологического просвещения и вос-
питания, охраны окружающей природной среды и рационального приро-
допользования.
1.4. Организационно-техническое обеспечение Совета осущест-
вляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы.
2. Задачи и функции Совета
2.1. Основной задачей Совета является консультационное со-
действие в развитии системы экологического образования просвещения
и пропаганды, формировании экологической культуры населения, акти-
визации взаимодействия государственных уполномоченных органов
власти города Москвы в области охраны окружающей среды, образова-
ния и просвещения с общественными экологическими организациями.
2.2. Функции Совета:
- разработка рекомендаций и предложений по развитию системы
экологического образования и просвещения на всех уровнях: дошколь-
ное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
- разработка рекомендаций по совершенствованию нормативной
правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части эколо-
гического образования, просвещения, развития общественных институ-
тов управления природоохранной деятельностью;
- внесение предложений по установлению приоритетных направле-
ний городской политики в области экологического образования, про-
свещения и пропаганды;
- консультативная и методическая помощь в подготовке целевых
программ и подпрограмм по вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды;
- оценка перспектив внедрения передовых отечественных и зару-
бежных научных и практических разработок в области экологического
образования, просвещения и пропаганды;
- разработка рекомендаций и предложений для организации работ
по привлечению внимания общественности к решению задач повышения
экологической культуры населения;
- консультативная и научно-методическая помощь в реализации
проекта по функционированию Центра экологического образования,
просвещения и пропаганды, в том числе заслушивание планов работ и
отчетов о направлениях и объемах расходования бюджетных средств
при реализации целевых городских программ.
3. Структура и организация работы Совета
3.1. Совет формируется из числа представителей органов госу-
дарственной власти города Москвы, ведущих ученых, преподавателей,
специалистов-практиков, представителей общественности, занимающих-
ся вопросами экологического образования, просвещения и пропаганды.
3.2. Права Совета:
- разрабатывать рекомендации для государственных органов ис-
полнительной власти города Москвы, префектур административных ок-
ругов, управ районов, муниципалитетов районов и участвовать в их
работе в пределах компетенции Совета;
- создавать экспертные и рабочие группы с привлечением сто-
ронних специалистов, в том числе представителей комплексов город-
ского управления; вносить предложения и рекомендации по совершен-
ствованию нормативной правовой базы Российской Федерации и города
Москвы в части экологического образования, просвещения, развития
общественных институтов управления природоохранной деятельностью;
- принимать участие в подготовке целевых программ и подпрог-
рамм по вопросам экологического образования, просвещения и пропа-
ганды и вносить предложения по установлению приоритетных направле-
ний городской политики в области экологического образования, про-
свещения и пропаганды;
- взаимодействовать со средствами массовой информации в целях
освещения деятельности Совета;
- оказывать консультативную и научно-методическую помощь в
реализации проекта по функционированию Центра экологического обра-
зования, просвещения и пропаганды, в том числе заслушивать планы
работ и отчеты о направлениях и объемах расходования бюджетных
средств при реализации целевых городских программ.
3.3. Совет возглавляет президиум, состоящий из 7 человек.
Состав президиума избирается из числа членов Совета. Председатель
президиума избирается решением членов президиума
3.4. Решения, принимаемые президиумом и Советом, оформляются
протоколами и носят рекомендательный характер.
3.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не
реже двух раз в год.
.
Приложение 2
к распоряжению Правительства Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
С О С Т А В
Координационного общественного совета по вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды
Барановский - президент Российского Зеленого креста,
Сергей Игоревич академик РАЕН (по согласованию)
Баришпол - председатель президиума Центрального
Иван Федотович совета Всероссийского общества охраны
природы (по согласованию)
Богдан - директор Института содействия обществен-
Людмила Георгиевна ным инициативам (ИСАР) (по согласованию)
Бочин - министр Правительства Москвы, руководитель
Леонид Арнольдович Департамента природопользования и охраны
окружающей среды города Москвы
Быстрицкая - народная артистка СССР (по согласованию)
Элина Авраамовна
Винокуров - заместитель руководителя Департамента
Владимир Арнольдович природопользования и охраны окружающей
среды города Москвы
Владимиров - ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Альберт Ильич (по согласованию)
Глазачев - директор Международного центра по
Станислав Николаевич разработке технологий эколого-педагогического
образования (по согласованию)
Грачев - председатель Комитета по экологии
Владимир Александрович Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
(по согласованию)
Данилина - директор ЭкоЦентра "Заповедники"
Наталья Романовна (по согласованию)
Захлебный - руководитель Центра теории и методики
Анатолий Никифорович Экологического образования РАО, д.п.н.
(по согласованию)
Исаев - директор Центра по проблемам экологии
Александр Сергеевич и продуктивности лесов РАН, академик РАН
(по согласованию)
Карпов - президент Ассоциации "Аналитика",
Юрий Александрович член-корреспондент РАН (по согласованию)
Кавтарадзе - заведующий кафедрой управления природными
Дмитрий Николаевич ресурсами МГУ им. М.В. Ломоносова
(по согласованию)
Кезина - руководитель Департамента образования
Любовь Петровна города Москвы, академик РАО
(по согласованию)
Клюкина - директор Государственного Дарвиновского
Анна Иосифовна музея (по согласованию)
Кузнецов - президент РАЕН, член-корреспондент РАН
Олег Леонидович (по согласованию)
Лосев - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Ким Семенович (по согласованию)
Мамедов - профессор Российской академии
Низами Мустафаевич государственной службы при Президенте
Российской Федерации, эксперт ООН по
вопросам экологического образования
(по согласованию)
Новоточинов - директор международных программ Комитета
Алексей Алексеевич национальных и неолимпийских видов спорта
России (по согласованию)
Степаненко - заместитель председателя Комиссии по
Вера Станиславовна экологической политике Московской городской
Думы (по согласованию)
Осипов - директор института геоэкологии РАН,
Виктор Иванович академик РАН (по согласованию)
Петросян - ректор Открытого экологического
Валерий Самсонович университета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор (по согласованию)
Попов - заместитель председателя Комитета
Алексей Иванович общественных связей города Москвы
(по согласованию)
Саркисов - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик
Павел Джибраелович РАН (по согласованию)
Хлопиков - директор Московского
Владимир Петрович эколого-образовательного комплекса
(по согласованию)
Черников - профессор Московской сельскохозяйственной
Владимир Александрович академии им. К.А.Тимирязева
(по согласованию)
Щербаченко - председатель Комитета по телекоммуникациям
Михаил Львович и средствам массовой информации города
Москвы (по согласованию)
Ягодин - президент Московской ассоциации
Геннадий Алексеевич экологического образования,
член-корреспондент РАН (по согласованию)
.
Приложение 3
к распоряжению Правительства Москвы
от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП
Концепция проекта
"Центр экологического образования, просвещения и пропаганды"
1. Цели, задачи и функции проекта
Главными целями проекта "Центр экологического образования,
просвещения и пропаганды" (далее ЦЭОПП) являются:
1. Содействие в решении задач Экологической доктрины Россий-
ской Федерации в части экологического образования и просвещения и
развития гражданского общества как условия реализации государ-
ственной политики в области экологии;
2. Содействие повышению уровня экологической культуры и эко-
логической информированности широких слоев населения, включая:
- создание специализированной постоянно действующей демон-
страционной площадки для пропаганды передовых достижений в области
экологического образования, просвещения, рационального природо-
пользования и охраны окружающей среды;
- создание эффективной организационной структуры и базы для
повышения экологической культуры населения, образовательного уров-
ня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;
- проведение экологического обучения населения и образова-
ния, включая: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное,
профессиональное;
- создание условий для пропаганды экологических знаний, до-
стижений в области экологического просвещения, создания детских и
молодежных экологических центров, опыта эффективного взаимодей-
ствия общественных экологических организаций и объединений с орга-
нами государственной власти города Москвы.
Достижение поставленных целей предусматривает решение ряда
задач:
- аккумулирование и распространение знаний в области органи-
зации экологического образования, просвещения и пропаганды;
- аккумулирование и распространение знаний в области реализа-
ции общественных экологических проектов и инициатив;
- аккумулирование и распространение экспертных знаний в об-
ласти реализации эффективных природоохранных мероприятий и "чис-
тых" производств;
- содействие в пропаганде на межрегиональном и международном
уровнях достижений московских и российских организаций и предприя-
тий в области экологического образования и просвещения, охраны ок-
ружающей среды и рационального природопользования;
- реализация программ и проектов по повышению уровня культуры
широких слоев населения и привлечению общественности к решению
проблем охраны окружающей среды;
- аккумулирование и распространение экологической информа-
ции.
2. Позиционирование ЦЭОПП
В настоящее время в Москве (впрочем, как и в России в целом)
нет ни одного специализированного центра по масштабной пропаганде
экологических знаний. Существующие экологические центры работают,
как правило, с узкими целевыми аудиториями. Отдельные периодичес-
кие издания, выставочные мероприятия и конференции экологической
направленности не в полной мере удовлетворяют потребности общества
в получении экологической информации. Идея ЦЭОПП базируется на
создании доступной самому широкому кругу москвичей и жителей дру-
гих регионов постоянно действующей пропагандистской и информацион-
ной площадки, представляющей интересы как государственных, так и
общественных экологических организаций.
В результате реализации проекта, ЦЭОПП будет выполнять следу-
ющие функции:
- интегратор потенциала участников проекта в части поставлен-
ных целей;
- база для развития сети экологического образования, просве-
щения в городе Москве и пропаганды достижений научных и образова-
тельных центров;
- база для пропаганды достижений и результатов деятельности
органов государственной власти города Москвы и Российской Федера-
ции в области охраны окружающей среды и экологического просвеще-
ния;
- база для пропаганды результатов деятельности общественных
экологических организаций и объединений;
- информационный, консультативный и выставочный центр;
- центр поддержки инновационных и инвестиционных проектов в
области экологического образования, просвещения и охраны окружаю-
щей среды;
- экологический информационный центр по работе с населением.
3. Инициаторы проекта:
- Департамент природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Э.А.Быстрицкая, народная артистка СССР;
- Всероссийское общество охраны природы.
4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП
На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об ох-
ране окружающей среды" в ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации находится организация и развитие
системы экологического образования и просвещения, формирование
экологической культуры.
Москва солидарна с призывом Президента Российской Федерации
на Госсовете 11 июня 2003 уделять экологическим проблемам должное
внимание и нацелена на решение задач, определенных Экологической
доктриной Российской Федерации, связанных с реализацией законных
прав граждан на благоприятную окружающую среду, на получение эко-
логической информации. Москва принимает во внимание решение ООН
провести в 2004-2015 годах декаду образования для устойчивого раз-
вития. Непременным условием эффективной государственной политики
является демократизация государственного управления через широкое
вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в под-
готовку принятия решений. Это реализуется через просветительскую
работу, направленную на повышение социальной активности граждан,
осознание личной ответственности, сопричастности и заинтересован-
ности в достижении экологического благополучия города и страны.
5. Управление проектом
Для управления проектом создается автономная некоммерческая
организация "Центр экологического образования, просвещения и про-
паганды". Учредителями выступают:
- Всероссийское общество охраны природы;
- Московская ассоциация экологического образования;
- Государственное учреждение "Центр по выполнению работ и
оказанию услуг природоохранного назначения";
- ЗАО "Объединенный павильон "Наука и образование" ГАО ВВЦ.
Каждый из учредителей имеет большой опыт работы в области
экологического образования, просвещения и пропаганды, располагает
подготовленными профессиональными кадрами. Планируется привлечение
к работе Центра партнерских организаций (научных, промышленных,
образовательных и общественных) г.Москвы и Российской Федерации
для использования их профессионального и организационно-техничес-
кого потенциала. Стратегическое планирование деятельности ЦЭОПП
осуществляет Координационный общественный совет по экологическому
образованию, просвещению и пропаганде.
6. Исходные предпосылки для реализации проекта
Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встре-
чи с потенциальными участниками проекта. Выявлен круг заинтересо-
ванных партнеров из числа профессиональных образовательных центров
средней и высшей школы, учреждений дополнительного экологического
образования, общественных экологических организаций, а также науч-
ных и промышленных учреждений и предприятий. Инициатива по реали-
зации проекта ЦЭОПП поддержана также рядом международных экологи-
ческих организаций. В проекте предусматривается организация до-
ступной широкому кругу посетителей постоянно действующей демонст-
рационной площадки. Демонстрационная площадка ЦЭОПП (предположи-
тельно на ВВЦ) должна стать доступным источником получения эколо-
гической информации для природопользователей, общественных органи-
заций, образовательных учреждений и населения. С этой целью подпи-
сывается соглашение о сотрудничестве между Департаментом природо-
пользования и охраны окружающей среды города Москвы и Государст-
венным акционерным обществом "Всероссийский выставочный центр".
7. Основные направления деятельности ЦЭОПП:
7.1. Организация системы образования и просвещения (программы
для детей, специалистов-экологов, общественных организаций, насе-
ления).
7.2. Организация Клуба неправительственных организаций эколо-
гической и гуманитарной направленности.
7.3. Организация работы по пропаганде экологической культуры
и принципов устойчивого развития в средствах массовой информации.
7.4. Организация общественной приемной для населения.
7.5. Организация тематических экскурсий, выставок, ярмарок,
презентаций, фестивалей.
7.6. Организация и проведение Дня эколога, экологического
праздника в рамках Дня города, детских экологических и спортивных
праздников.
7.7. Участие в выполнении проектов (НИР) в области охраны ок-
ружающей среды, образования и пропаганды экологических знаний и
идей устойчивого развития.
7.8. Создание информационного фонда, включающего банк данных
о деятельности неправительственных экологических организациях,
технологиях и производителях экологической продукции и услуг, биб-
лиотеку, видео- и кинотеку по экологической тематике и проблемам
устойчивого развития.
7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет.
7.10. Консалтинговые, информационные и иные услуги для приро-
допользователей и населения.
7.11. Распространение специальной, правовой, методической и
популярной экологической литературы, кино- и видеопродукции по
профилю деятельности.
7.12. Участие в российских и международных проектах (выстав-
ках, конгрессах, конференциях, конкурсах и др.).
8. Источники финансирования
В качестве основных источников финансирования деятельности
ЦЭОПП рассматриваются:
- доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных, презентацион-
ных), проводимых на территории ГАО ВВЦ;
- доходы от информационно-консультативной деятельности;
- вклад партнеров в форме консультаций, готовых технологий,
инвестиционных ресурсов, вычислительной техники, специализирован-
ных услуг, результатов исследований, организационной поддержки;
- займы и кредиты, предоставляемые на льготных условиях бюд-
жетом города Москвы, банками и другими финансовыми институтами на
реализацию проекта;
- добровольные финансовые и имущественные взносы партнеров и
учредителей АНО "ЦЭОПП";
- гранты фондов и других финансовых институтов, международных
организаций и программ;
- средства городского и федерального бюджета в рамках целевых
экологических программ.
Финансовые средства, поступающие на реализацию мероприятий
проекта, распределяются с учетом рекомендаций Координационного об-
щественного совета по вопросам экологического образования, просве-
щения и пропаганды. Автономная некоммерческая организация "ЦЭОПП"
будет ежегодно отчитываться о своей деятельности, включая направ-
ления и объемы расходования бюджетных средств, перед Координацион-
ным общественным Советом по вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды.
9. Информационное обеспечение проекта
С целью информационного обеспечения проекта планируется соз-
дание собственного сайта ЦЭОПП в сети Интернет, использование ре-
сурсов уже существующих сайтов Департамента природопользования и
охраны окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества ох-
раны природы и других заинтересованных партеров.
Информационная поддержка обеспечивается со стороны Департа-
мента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
Департамента образования города Москвы, московских периодических
изданий городского и окружного уровня, местных средств информации
ГАО ВВЦ (при условии размещения демонстрационной площадки ЦЭОПП на
территории ВВЦ).
Верно: