Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 2438-РП от 31 декабря 2003 года

О создании Координационного общественного совета по вопросам экологического образования, просвещения и пропаганды и Центра экологического образования, просвещения и пропаганды

     В целях повышения эффективности исполнения функций Правитель-
ства Москвы по организации и развитию системы экологического обра-
зования,  просвещения  и  пропаганды,  формированию  экологической
культуры  населения,  активизации взаимодействия государственных и
общественных экологических организаций:
     1. Создать Координационный  общественный  совет  по  вопросам
экологического образования, просвещения и пропаганды.
     2. Утвердить:
     2.1. Положение о Координационном общественном совете  по  во-
просам экологического образования, просвещения и пропаганды  (при-
ложение 1)  и  персональный состав  Координационного общественного
совета по вопросам экологического образования,  просвещения и про-
паганды (приложение 2).
     2.2. Концепцию  проекта  "Центр  экологического  образования,
просвещения и пропаганды" (приложение 3).
     3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить
на  первого заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                                      Приложение 1
                               к распоряжению Правительства Москвы
                               от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП




                            Положение
        о Координационном общественном совете по вопросам
       экологического образования, просвещения и пропаганды


     I. Общие положения

     1.1. Координационный  общественный совет по вопросам экологи-
ческого образования,  просвещения и пропаганды (далее - Совет) яв-
ляется консультативным органом по формированию и проведению единой
городской политики по вопросам экологического образования, просве-
щения и пропаганды.
     1.2. Для  работы  в Совете привлекаются представители органов
государственной власти города Москвы,  ведущие  высококвалифициро-
ванные специалисты Российской Федерации и города Москвы,  занимаю-
щиеся вопросами экологического образования и просвещения, управле-
нием охраной окружающей среды и природопользования.
     1.3. В своей деятельности Совет руководствуется  Конституцией
Российской  Федерации,  Федеральным  законом "Об охране окружающей
среды", Экологической доктриной Российской Федерации, законами го-
рода Москвы,  иными нормативными правовыми актами Российской Феде-
рации и города Москвы в области экологического просвещения и  вос-
питания,  охраны окружающей природной среды и рационального приро-
допользования.
     1.4. Организационно-техническое  обеспечение  Совета осущест-
вляется Департаментом природопользования и охраны окружающей среды
города Москвы.

     2. Задачи и функции Совета

     2.1. Основной  задачей  Совета  является консультационное со-
действие в развитии системы экологического образования просвещения
и пропаганды, формировании экологической культуры населения, акти-
визации  взаимодействия  государственных  уполномоченных   органов
власти города Москвы в области охраны окружающей среды,  образова-
ния и просвещения с общественными экологическими организациями.

     2.2. Функции Совета:
     - разработка рекомендаций и предложений по  развитию  системы
экологического образования и просвещения на всех уровнях: дошколь-
ное, школьное, вузовское, дополнительное, профессиональное;
     - разработка  рекомендаций  по  совершенствованию нормативной
правовой базы Российской Федерации и города Москвы в части  эколо-
гического образования, просвещения, развития общественных институ-
тов управления природоохранной деятельностью;
     - внесение предложений по установлению приоритетных направле-
ний городской политики  в области экологического образования, про-
свещения и пропаганды;
     - консультативная и методическая помощь в подготовке  целевых
программ  и  подпрограмм  по  вопросам экологического образования,
просвещения и пропаганды;
     - оценка перспектив внедрения передовых отечественных и зару-
бежных научных и практических разработок в области  экологического
образования, просвещения и пропаганды;
     - разработка рекомендаций и предложений для организации работ
по привлечению  внимания общественности  к решению задач повышения
экологической культуры населения;
     - консультативная  и  научно-методическая помощь в реализации
проекта по  функционированию  Центра  экологического  образования,
просвещения и пропаганды,  в том числе заслушивание планов работ и
отчетов о направлениях и объемах  расходования  бюджетных  средств
при реализации целевых городских программ.

     3. Структура и организация работы Совета

     3.1. Совет  формируется из числа представителей органов госу-
дарственной власти города Москвы,  ведущих ученых, преподавателей,
специалистов-практиков, представителей общественности, занимающих-
ся вопросами экологического образования, просвещения и пропаганды.
     3.2. Права  Совета:
     - разрабатывать рекомендации для государственных органов  ис-
полнительной власти города Москвы,  префектур административных ок-
ругов,  управ районов,  муниципалитетов районов и участвовать в их
работе в пределах компетенции Совета;
     - создавать  экспертные  и рабочие группы с привлечением сто-
ронних специалистов,  в том числе представителей комплексов город-
ского управления;  вносить предложения и рекомендации по совершен-
ствованию нормативной правовой базы Российской Федерации  и города
Москвы в части экологического образования,  просвещения,  развития
общественных институтов управления природоохранной деятельностью;
     - принимать участие в подготовке целевых программ и  подпрог-
рамм по вопросам экологического образования,  просвещения и пропа-
ганды и вносить предложения по установлению приоритетных направле-
ний городской политики в области экологического образования,  про-
свещения и пропаганды;
     - взаимодействовать со средствами массовой информации в целях
освещения деятельности Совета;
     - оказывать  консультативную  и  научно-методическую помощь в
реализации проекта по функционированию Центра экологического обра-
зования,  просвещения и пропаганды,  в том числе заслушивать планы
работ и отчеты о направлениях  и  объемах  расходования  бюджетных
средств при реализации целевых городских программ.
     3.3. Совет возглавляет президиум,  состоящий  из  7  человек.
Состав президиума избирается из числа членов Совета.  Председатель
президиума избирается решением членов президиума
     3.4. Решения,  принимаемые президиумом и Советом, оформляются
протоколами и носят рекомендательный характер.
     3.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не
реже двух раз в год.

.

                                                      Приложение 2
                               к распоряжению Правительства Москвы
                              от 31 декабря 2003 г. N 2438-РП


                           С О С Т А В
        Координационного общественного совета по вопросам
       экологического образования, просвещения и пропаганды

Барановский            - президент Российского Зеленого креста,
Сергей Игоревич          академик РАЕН (по согласованию)


Баришпол               - председатель президиума Центрального
Иван Федотович           совета Всероссийского общества охраны
                         природы (по согласованию)

Богдан                 - директор Института содействия обществен-
Людмила Георгиевна       ным инициативам (ИСАР) (по согласованию)

Бочин                  - министр Правительства Москвы, руководитель
Леонид Арнольдович       Департамента природопользования и охраны
                         окружающей среды города Москвы

Быстрицкая             - народная артистка СССР (по согласованию)
Элина Авраамовна

Винокуров              - заместитель руководителя Департамента
Владимир Арнольдович     природопользования и охраны окружающей
                         среды города Москвы

Владимиров             - ректор РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Альберт Ильич            (по согласованию)

Глазачев               - директор Международного центра по
Станислав Николаевич     разработке технологий эколого-педагогического
                         образования (по согласованию)

Грачев                 - председатель Комитета по экологии
Владимир Александрович   Государственной Думы Федерального
                         Собрания Российской Федерации
                         (по согласованию)

Данилина               - директор ЭкоЦентра "Заповедники"
Наталья Романовна        (по согласованию)

Захлебный              - руководитель Центра теории и методики
 Анатолий Никифорович    Экологического образования РАО, д.п.н.
                         (по согласованию)

Исаев                  - директор Центра по проблемам экологии
Александр Сергеевич      и продуктивности лесов РАН, академик РАН
                         (по согласованию)

Карпов                 - президент Ассоциации "Аналитика",
Юрий Александрович       член-корреспондент РАН (по согласованию)

Кавтарадзе             - заведующий кафедрой управления природными
Дмитрий Николаевич       ресурсами МГУ им. М.В. Ломоносова
                         (по согласованию)

Кезина                - руководитель Департамента образования
Любовь Петровна         города Москвы, академик РАО
                        (по согласованию)

Клюкина               - директор Государственного Дарвиновского
Анна Иосифовна          музея (по согласованию)

Кузнецов              - президент РАЕН, член-корреспондент РАН
Олег Леонидович         (по согласованию)

Лосев                 - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Ким Семенович           (по согласованию)


Мамедов                - профессор Российской академии
Низами Мустафаевич       государственной службы при Президенте
                         Российской Федерации, эксперт ООН по
                         вопросам экологического образования
                         (по согласованию)

Новоточинов            - директор международных программ Комитета
Алексей Алексеевич       национальных и неолимпийских видов спорта
                         России (по согласованию)

Степаненко             - заместитель председателя Комиссии по
Вера Станиславовна       экологической политике Московской городской
                         Думы (по согласованию)

Осипов                 - директор института геоэкологии РАН,
Виктор Иванович          академик РАН (по согласованию)

Петросян               - ректор Открытого экологического
Валерий Самсонович       университета МГУ им. М.В. Ломоносова,
                         профессор (по согласованию)

Попов                  - заместитель председателя Комитета
Алексей Иванович         общественных связей города Москвы
                         (по согласованию)

Саркисов               - ректор РХТУ им. Д.И. Менделеева, академик
Павел Джибраелович       РАН (по согласованию)

Хлопиков               - директор Московского
Владимир Петрович        эколого-образовательного комплекса
                         (по согласованию)

Черников               - профессор Московской сельскохозяйственной
Владимир Александрович   академии им. К.А.Тимирязева
                         (по согласованию)

Щербаченко             - председатель Комитета по телекоммуникациям
Михаил Львович           и средствам массовой информации города
                         Москвы (по согласованию)

Ягодин                 - президент Московской ассоциации
Геннадий Алексеевич      экологического образования,
                         член-корреспондент РАН (по согласованию)

.



                                                      Приложение 3
                              к распоряжению Правительства  Москвы
                              от 31 декабря 2003 г.   N 2438-РП



                        Концепция  проекта
   "Центр экологического образования, просвещения и пропаганды"

     1. Цели, задачи и функции проекта
     Главными целями проекта  "Центр  экологического  образования,
просвещения и пропаганды" (далее ЦЭОПП) являются:
     1. Содействие в решении задач  Экологической доктрины Россий-
ской Федерации  в части экологического образования и просвещения и
развития гражданского общества  как  условия  реализации  государ-
ственной политики в области экологии;
     2. Содействие повышению уровня экологической культуры и  эко-
логической информированности широких слоев населения, включая:
     - создание специализированной  постоянно  действующей  демон-
страционной площадки для пропаганды передовых достижений в области
экологического образования,  просвещения,  рационального  природо-
пользования и охраны окружающей среды;
     - создание эффективной организационной структуры и  базы  для
повышения экологической культуры населения, образовательного уров-
ня и профессиональных навыков и знаний в области экологии;
     - проведение  экологического  обучения  населения и образова-
ния, включая: дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное,
     профессиональное;
     - создание условий для пропаганды  экологических знаний,  до-
стижений в области экологического просвещения,  создания детских и
молодежных экологических  центров,  опыта эффективного  взаимодей-
ствия общественных экологических организаций и объединений с орга-
нами государственной власти города Москвы.
     Достижение поставленных  целей  предусматривает  решение ряда
задач:
     - аккумулирование  и распространение знаний в области органи-
зации экологического образования,  просвещения и пропаганды;
     - аккумулирование и распространение знаний в области реализа-
ции общественных экологических проектов и инициатив;
     - аккумулирование  и  распространение экспертных знаний в об-
ласти реализации эффективных природоохранных мероприятий  и  "чис-
тых" производств;
     - содействие в пропаганде на межрегиональном и  международном
уровнях достижений московских и российских организаций и предприя-
тий в области экологического образования и просвещения, охраны ок-
ружающей среды  и  рационального природопользования;
     - реализация программ и проектов по повышению уровня культуры
широких слоев  населения  и  привлечению  общественности к решению
проблем охраны окружающей среды;
     - аккумулирование  и распространение экологической информа-
ции.
     2. Позиционирование ЦЭОПП

     В настоящее время в Москве  (впрочем, как и в России в целом)
нет ни одного специализированного центра по масштабной  пропаганде
экологических знаний.  Существующие экологические центры работают,
как правило,  с узкими целевыми аудиториями. Отдельные периодичес-
кие  издания,  выставочные мероприятия и конференции экологической
направленности не в полной мере удовлетворяют потребности общества
в  получении  экологической  информации.  Идея ЦЭОПП базируется на
создании доступной самому широкому кругу москвичей и жителей  дру-
гих регионов постоянно действующей пропагандистской и информацион-
ной площадки,  представляющей интересы как государственных,  так и
общественных экологических организаций.
     В результате реализации проекта, ЦЭОПП будет выполнять следу-
ющие функции:
     - интегратор потенциала участников проекта в части поставлен-
ных целей;
     - база для развития сети экологического образования,  просве-
щения в городе Москве и пропаганды достижений научных  и образова-
тельных центров;
     - база для пропаганды достижений и  результатов  деятельности
органов  государственной власти города Москвы и Российской Федера-
ции в области охраны окружающей среды и  экологического  просвеще-
ния;
     - база для пропаганды результатов  деятельности  общественных
экологических организаций и объединений;
     - информационный, консультативный и выставочный центр;
     - центр  поддержки  инновационных и инвестиционных проектов в
области экологического образования,  просвещения и охраны окружаю-
щей среды;
     - экологический информационный центр по работе с населением.

     3. Инициаторы проекта:
     - Департамент  природопользования  и  охраны окружающей среды
города Москвы;
     - Департамент образования города Москвы;
     - Э.А.Быстрицкая, народная артистка СССР;
     - Всероссийское общество охраны природы.

     4. Основание и обоснование создания ЦЭОПП
     На основании статьи 6 и статьи 72 Федерального закона "Об ох-
ране окружающей среды" в ведении  органов  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  находится организация и развитие
системы экологического  образования  и  просвещения,  формирование
экологической культуры.
     Москва солидарна с призывом Президента  Российской  Федерации
на  Госсовете 11 июня 2003 уделять экологическим проблемам должное
внимание и нацелена на решение задач,  определенных  Экологической
доктриной  Российской Федерации,  связанных с реализацией законных
прав граждан на благоприятную окружающую среду,  на получение эко-
логической  информации.  Москва  принимает во внимание решение ООН
провести в 2004-2015 годах декаду образования для устойчивого раз-
вития.  Непременным  условием эффективной государственной политики
является демократизация государственного управления через  широкое
вовлечение  общественных организаций и всех слоев населения в под-
готовку принятия решений.  Это реализуется через  просветительскую
работу,  направленную  на повышение социальной активности граждан,
осознание личной ответственности,  сопричастности и заинтересован-
ности в достижении экологического благополучия города и страны.

     5. Управление проектом

     Для управления  проектом  создается автономная некоммерческая
организация "Центр экологического образования,  просвещения и про-
паганды". Учредителями выступают:
     - Всероссийское общество охраны природы;
     - Московская ассоциация экологического образования;
     - Государственное учреждение "Центр  по  выполнению  работ  и
оказанию услуг природоохранного назначения";
     - ЗАО "Объединенный павильон  "Наука и образование" ГАО ВВЦ.
     Каждый из  учредителей  имеет  большой  опыт работы в области
экологического образования,  просвещения и пропаганды, располагает
подготовленными профессиональными кадрами. Планируется привлечение
к работе Центра партнерских  организаций  (научных,  промышленных,
образовательных  и общественных)  г.Москвы  и Российской Федерации
для использования их профессионального и  организационно-техничес-
кого  потенциала.  Стратегическое  планирование деятельности ЦЭОПП
осуществляет Координационный общественный совет по  экологическому
образованию, просвещению и пропаганде.

     6. Исходные предпосылки для реализации проекта

     Инициаторами проекта проведены консультативные рабочие встре-
чи с потенциальными участниками проекта.  Выявлен круг заинтересо-
ванных партнеров из числа профессиональных образовательных центров
средней и высшей школы,  учреждений дополнительного экологического
образования, общественных экологических организаций, а также науч-
ных и промышленных учреждений и предприятий.  Инициатива по реали-
зации  проекта ЦЭОПП поддержана также рядом международных экологи-
ческих организаций.  В проекте предусматривается  организация  до-
ступной широкому кругу  посетителей постоянно действующей демонст-
рационной площадки.  Демонстрационная площадка ЦЭОПП  (предположи-
тельно на ВВЦ) должна стать доступным источником  получения эколо-
гической информации для природопользователей, общественных органи-
заций, образовательных учреждений и населения. С этой целью подпи-
сывается соглашение о сотрудничестве между Департаментом  природо-
пользования и охраны окружающей среды  города Москвы  и Государст-
венным акционерным обществом "Всероссийский выставочный центр".

     7. Основные направления деятельности ЦЭОПП:

     7.1. Организация системы образования и просвещения (программы
для детей,  специалистов-экологов, общественных организаций, насе-
ления).
     7.2. Организация Клуба неправительственных организаций эколо-
гической и гуманитарной направленности.
     7.3. Организация  работы по пропаганде экологической культуры
и принципов устойчивого развития в средствах массовой  информации.
     7.4. Организация  общественной  приемной для населения.
     7.5. Организация тематических экскурсий,  выставок,  ярмарок,
презентаций, фестивалей.
     7.6. Организация и  проведение  Дня  эколога,  экологического
праздника в рамках Дня города,  детских экологических и спортивных
праздников.
     7.7. Участие в выполнении проектов (НИР) в области охраны ок-
ружающей среды,  образования и пропаганды экологических  знаний  и
идей устойчивого развития.
     7.8. Создание информационного фонда,  включающего банк данных
о деятельности   неправительственных  экологических  организациях,
технологиях и производителях экологической продукции и услуг, биб-
лиотеку,  видео-  и кинотеку по экологической тематике и проблемам
устойчивого развития.
     7.9. Создание информационного сайта в сети Интернет.
     7.10. Консалтинговые, информационные и иные услуги для приро-
допользователей и населения.
     7.11. Распространение специальной,  правовой,  методической и
популярной  экологической  литературы,  кино-  и видеопродукции по
профилю деятельности.
     7.12. Участие  в российских и международных проектах (выстав-
ках, конгрессах, конференциях, конкурсах и др.).

     8. Источники финансирования

     В качестве  основных  источников  финансирования деятельности
ЦЭОПП рассматриваются:
     - доходы от мероприятий (выставочно-ярмарочных, презентацион-
ных), проводимых на территории ГАО ВВЦ;
     - доходы от информационно-консультативной деятельности;
     - вклад партнеров в форме консультаций,  готовых  технологий,
инвестиционных ресурсов,  вычислительной техники, специализирован-
ных услуг, результатов исследований, организационной поддержки;
     - займы и кредиты,  предоставляемые на льготных условиях бюд-
жетом города Москвы,  банками и другими финансовыми институтами на
реализацию проекта;
     - добровольные финансовые и имущественные взносы партнеров  и
учредителей АНО "ЦЭОПП";
     - гранты фондов и других финансовых институтов, международных
организаций и программ;
     - средства городского и федерального бюджета в рамках целевых
экологических программ.
     Финансовые средства,  поступающие  на  реализацию мероприятий
проекта, распределяются с учетом рекомендаций Координационного об-
щественного совета по вопросам экологического образования, просве-
щения и пропаганды. Автономная некоммерческая организация  "ЦЭОПП"
будет ежегодно отчитываться о своей деятельности, включая  направ-
ления и объемы расходования бюджетных средств, перед Координацион-
ным общественным Советом по вопросам  экологического  образования,
просвещения и пропаганды.

     9. Информационное обеспечение проекта

     С целью информационного обеспечения проекта планируется  соз-
дание собственного сайта ЦЭОПП в сети Интернет,  использование ре-
сурсов уже существующих сайтов Департамента  природопользования  и
охраны окружающей среды города Москвы, Всероссийского общества ох-
раны природы и других заинтересованных партеров.
     Информационная поддержка  обеспечивается  со стороны Департа-
мента природопользования и охраны окружающей среды города  Москвы,
Департамента  образования города Москвы,  московских периодических
изданий городского и окружного уровня,  местных средств информации
ГАО ВВЦ (при условии размещения демонстрационной площадки ЦЭОПП на
территории ВВЦ).


     Верно: