Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 243-ПП от 11 апреля 2006 года

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и использования фондов государственных унитарных предприятий города Москвы

В целях реализации статей 9, 16 и 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлений Правительства Москвы от 3 июня 2003 года N 419-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 771-ПП), от 13 июля 2004 г. N 484-ПП "О выполнении плана мероприятий на 2003 год по реализации Концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года и плане мероприятий на 2004-2005 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1050-ПП), а также дальнейшего совершенствования управления государственными унитарными предприятиями города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по порядку формирования и использования фондов государственного унитарного предприятия города Москвы: резервного, развития производства, развития социальной сферы и материального поощрения (приложение 1).
2. Утвердить Методические рекомендации по порядку формирования и использования фонда оплаты труда государственного унитарного предприятия города Москвы (приложение 2).
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 11 апреля 2006 г. N 243-ПП
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДОВ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ:
РЕЗЕРВНОГО, РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА, РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ И МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ
Основной задачей настоящих Методических рекомендаций является разработка единого подхода при планировании размеров фондов унитарного предприятия, формируемых из чистой прибыли. Методические рекомендации применяются при разработке планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок и источники формирования, общие требования к размеру, а также направлениям использования следующих фондов государственных унитарных предприятий города Москвы (далее - фонды предприятий):
- резервного;
- развития производства;
- развития социальной сферы (по необходимости);
- материального поощрения.
Состав фондов предприятия формируется в соответствии с уставом предприятия.
1.1. Источником образования фондов предприятий - резервного, развития производства, развития социальной сферы и материального поощрения - является чистая прибыль, формируемая в порядке, установленном нормативно-методическими документами Министерства финансов Российской Федерации по бухгалтерскому учету и отчетности.
1.2. Целями образования и использования фондов предприятий являются:
- резервного - исключительно покрытие убытков предприятий предшествующих отчетных периодов (в том числе по безвозвратным долгам);
- развития производства - осуществление мероприятий по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции, обеспечивающих повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, повышение эффективности использования имущества предприятий;
- развития социальной сферы - реконструкция, строительство новых объектов социальной сферы;
- материального поощрения - вознаграждение руководителя предприятия <*>, материальное поощрение и помощь работникам предприятия, а также для решения социальных задач трудового коллектива <**>.
2. Общий размер фондов предприятия в части, формируемой за счет чистой прибыли, не должен превышать разницы между суммой чистой прибыли по данным бухгалтерского учета и отчетности и суммами:
- отчислений от чистой прибыли предприятия в бюджет города Москвы за использование государственного имущества в размере, определяемом порядком, установленным нормативно-правовым актом города Москвы;
- платежей по процентам за пользование заемными средствами, привлеченными предприятием;
- необходимыми для восполнения недостатка собственных оборотных средств.
Далее эта часть чистой прибыли понимается как часть чистой прибыли, подлежащая распределению в фонды предприятия.
3. Фонды предприятий образуются по нормативам в процентах от части чистой прибыли, подлежащей распределению в фонды, устанавливаемым ежегодно на основании планово-экономических расчетов, выполняемых предприятиями. Нормативы образования фондов включаются в план (программу) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждаемый городским органом исполнительной власти, к ведению которого оно отнесено. После утверждения данного плана (программы) нормативы образования фондов предприятия утверждаются приказом руководителя предприятия.
4. Авансовые отчисления в фонды предприятий из чистой прибыли могут осуществляться по итогам каждого квартала нарастающим итогом в соответствии с данными формы 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках" и нормативами, установленными согласно пункту 3 настоящего приложения. Сумма отчислений в каждый из фондов предприятия определяется произведением части чистой прибыли, подлежащей распределению в фонды, и норматива образования соответствующего фонда.
5. Предприятия вправе использовать средства фондов исключительно в соответствии с целями, установленными пунктом 1.2 настоящего приложения:
- резервного - на покрытие убытков предшествующих отчетных периодов (в том числе по безвозвратным долгам);
- развития производства - исходя из технологической и экономической целесообразности: финансирования замены изношенных машин и оборудования, транспортных средств, автоматизации и компьютеризации производственных процессов, а также других мероприятий модернизации, технического перевооружения и реконструкции предприятия, на осуществление капитальных вложений, не связанных с объектами социальной сферы;
- материального поощрения - материального поощрения и помощи работникам предприятия, а также для решения социальных задач трудового коллектива;
- развития социальной сферы - реконструкция и строительство новых объектов социальной сферы в соответствии с социальной программой предприятия.
5.1. Средства фонда материального поощрения допускается расходовать на цели вознаграждения руководителя предприятия по результатам рассмотрения на балансовых комиссиях органов исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия, результатов их финансово-хозяйственной деятельности, отчетов предприятий и их руководителей и при условии удовлетворительной оценки деятельности предприятий и их руководителей.
5.2. Не израсходованные по итогам очередного отчетного периода (квартала, года) средства всех фондов предприятий могут быть использованы в следующих отчетных периодах, а средства фонда материального поощрения - по итогам следующих отчетных периодов в соответствии с условиями, установленными пунктом 5.1 настоящего приложения.
--------------------------------
<*> В соответствии с требованиями действующих нормативных документов (постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 и письмом Минтруда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ).
<**> Не включаются затраты на оплату труда, материального поощрения и выплаты социального характера, выплачиваемые в соответствии с трудовыми договорами, коллективными соглашениями и другими локальными актами и учитываемые в соответствии с требованиями действующего законодательства (трудового, налогового и правил ведения бухгалтерской отчетности) в расходах (себестоимости) предприятия при определении чистой прибыли.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 11 апреля 2006 г. N 243-ПП
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящие Методические рекомендации предназначены для обеспечения единого порядка при планировании размеров средств, направляемых на оплату труда работников государственных унитарных предприятий города Москвы (ГУП). Методические рекомендации применяются при разработке планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Настоящие Методические рекомендации не распространяются на унитарные предприятия, оплата труда работников которых производится в особом порядке, утвержденном нормативными документами Правительства Москвы (дирекции единого заказчика районов города Москвы, генеральные дирекции единого заказчика округов города Москвы и т.п.) <*>.
--------------------------------
<*> Распоряжения Мэра Москвы от 5 июня 1998 г. N 568-РМ (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 21 октября 2005 г. N 2106-РП) "О величине максимального фонда оплаты труда работников предприятий жилищного хозяйства", от 6 августа 1999 г. N 844-РМ (в редакции распоряжения Мэра Москвы от 30 декабря 1999 г. N 1542-РМ) "О мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства", распоряжение Правительства Москвы от 30 ноября 2005 г. N 2411-РП "О повышении заработной платы работников жилищного хозяйства города Москвы" и Методика формирования сметы доходов и расходов по эксплуатации жилищного фонда, утвержденная первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляком Ю.В. 3 сентября 2004 г., и т.п.
1. Общие положения
1.1. В целях улучшения социальной защищенности работников ГУП, образования стабильного источника оплаты труда, экономического стимулирования работников предприятия формируют фонды оплаты труда (ФОТ).
1.2. Фонд оплаты труда ГУП формируется по нормативам в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих Методических рекомендаций и должен зависеть от конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
2. Порядок формирования фонда оплаты труда ГУП
2.1. Размер фонда оплаты труда на очередной год (квартал, месяц) определяется по нормативу, устанавливаемому в долях от суммарных доходов ГУП: суммы выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), операционных и внереализационных доходов предприятия.
2.2. Норматив формирования ФОТ устанавливается приказом руководителя ГУП на очередной квартал либо год и, как правило, в течение этих периодов не подлежит изменению. Нормативы формирования ФОТ по кварталам рекомендуется устанавливать на предприятиях с сезонным характером производства и сбыта товаров, продукции, работ или услуг.
На предприятиях, товары, продукция, работы, услуги которых реализуются по регулируемым ценам (тарифам), нормативы формирования ФОТ могут изменяться одновременно с введением новых цен (тарифов).
2.3. Норматив формирования ФОТ ГУП на текущий плановый год (квартал) рекомендуется определять в следующем порядке:
2.3.1. Определяется расчетный фактический норматив образования ФОТ как частное от деления суммы средств, направленных на оплату труда работников предприятия за соответствующий период (год, квартал) последнего отчетного года, на сумму выручки (нетто), операционных и внереализационных доходов (п. 2.1) за этот же период.
2.3.2. Рассчитывается показатель планового темпа роста производительности труда как отношение показателя производительности труда (выработки) одного работника предприятия в текущем плановом периоде (год, квартал) к аналогичному показателю за соответствующий период последнего отчетного года. При этом показатель производительности труда (выработки) определяется как частное от деления выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), операционных и внереализационных доходов предприятия на среднесписочную численность работников за соответствующие периоды.
2.3.3. В случае если показатель планового темпа роста производительности труда (выработки) одного работника ниже планируемых (прогнозируемых) темпов инфляции текущего планового года (квартала) к соответствующему периоду последнего отчетного года, для целей формирования ФОТ принимаются темпы инфляции текущего планового года (квартала) к соответствующему периоду последнего отчетного года. Значения планируемых (прогнозных) годовых темпов инфляции принимаются в соответствии с показателем "Среднемесячная зарплата в % к предыдущему году" из Прогноза социально-экономического развития города Москвы на очередной плановый период, ежегодно утверждаемого соответствующим постановлением Правительства Москвы. Значения квартальных темпов инфляции принимаются как корень четвертой степени от значений планируемых (прогнозных) годовых темпов инфляции.
2.3.4. Плановый норматив формирования ФОТ предприятия на текущий плановый год (квартал) определяется как произведение расчетного фактического норматива образования ФОТ (п. 2.3.1) на показатель планового темпа роста производительности труда (пп. 2.3.2 или 2.3.3).
2.4. Плановый размер фонда оплаты труда ГУП на очередной год (квартал, месяц) определяется как произведение суммы выручки (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), операционных и внереализационных доходов предприятия на плановый норматив формирования ФОТ (пункт 2.3.4).
2.5. В составе планового размера ФОТ предприятия могут выделять часть, направляемую на стимулирующие выплаты, устанавливаемую в долях от ФОТ ГУП.
3. Порядок использования фонда оплаты труда ГУП
3.1. Средства ФОТ используются для оплаты труда работников предприятий в соответствии с действующим законодательством, коллективными договорами (соглашениями), трудовыми договорами с работниками, а также локальными актами предприятия, регулирующими оплату труда работников.
3.2. Средства ФОТ, фактически направленные на оплату труда работников за отчетный год, квартал, месяц, включаются в состав расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг (или накладные расходы).
3.3. В случае выделения в составе ФОТ части, направляемой на стимулирующие выплаты, эта часть ФОТ используется на цели премирования, выплаты стимулирующих доплат и надбавок к должностным окладам, ставкам оплаты труда работников в соответствии с коллективным трудовым договором и (или) локальным актом предприятия, который должен определять порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера конкретным категориям работников.
3.4. Фактическая сумма части ФОТ, направляемая на стимулирующие выплаты, определяется с учетом выполнения (перевыполнения, невыполнения) важнейших показателей программы (плана) финансово-хозяйственной деятельности предприятия за очередной год, квартал, месяц: прибыли (убытка), объема услуг населению и других. Например, при перевыполнении показателей программы (плана) прибыли до налогообложения (снижения убытков) за очередной квартал на 1% сумма части ФОТ, направляемая на стимулирующие выплаты за этот квартал, может увеличиваться на 1%, но не свыше 50% суммы прироста чистой прибыли (снижения убытков) в сравнении с программой (планом). Выбор конкретного показателя, используемого для корректировки размера части ФОТ, направляемой на стимулирующие выплаты по итогам очередного отчетного периода, осуществляется предприятием с учетом его основного вида деятельности.
3.5. Руководители ГУП (за исключением руководителей дотационных предприятий) из части ФОТ, направляемой на стимулирующие выплаты, не премируются <*>. Ежегодное вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия руководителю ГУП выплачивается в порядке и размерах, установленных в трудовом договоре с руководителем ГУП, в соответствии с действующими нормативными документами из чистой прибыли, как правило, из фонда материального поощрения предприятия.
--------------------------------
<*> В соответствии с требованиями действующих нормативных документов (постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. N 210 и письмо Минтруда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 727-РБ) оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада (устанавливается в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии) и вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности (выплачиваемого за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление).
4. Заключительные положения
На основе настоящих Методических рекомендаций руководители государственных унитарных предприятий города Москвы обеспечивают разработку и утверждают локальный акт предприятия - Положение о порядке формирования и использования фонда оплаты труда.