Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 246-ПП от 2 апреля 2002 года

О Концепции развития воздушнотранспортной системы города Москвы до 2005 года

     Воздушный транспорт является одной из важнейших  составляющих
коммуникационной системы внешнего транспорта города Москвы, связы-
вающей его с регионами России и зарубежными странами.
     По мере развития Москвы все более возрастает потребность в ис-
пользовании авиационных технологий для обеспечения эффективной ра-
боты городских служб и жизнедеятельности города.
     Превращение Московского авиационного узла (МАУ) в современный
международный авиатранспортный центр и дальнейшее развитие воздуш-
но-транспортной системы города может дать существенный рост допол-
нительных поступлений в городской бюджет,  способствовать развитию
туризма и внешних связей города.
     В целях  обеспечения  эффективного развития системы воздушных
сообщений,  использования современных авиационных  технологий  для
нужд  городского  хозяйства и повышения безопасности жизнедеятель-
ности города Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить Концепцию развития воздушно-транспортной системы
города Москвы до 2005 года (далее - Концепция), согласно  приложе-
нию к настоящему постановлению.
     2. Органам исполнительной власти города Москвы при разработке
нормативно-правовых  актов,  программ  и  планов развития города в
части, касающейся воздушно-транспортной системы города Москвы, ру-
ководствоваться Концепцией (п.1).
     3. Возложить на Управление транспорта и  связи  Правительства
Москвы  функции уполномоченного органа Правительства Москвы по ко-
ординации развития воздушно-транспортной системы  города  с  феде-
.

                              - 2 -

ральными органами исполнительной власти,  структурными подразделе-
ниями Правительства Москвы,  предприятиями и организациями отрасли
воздушного транспорта.
     4. Принять к сведению, что коллегия Минтранса России  приняла
решение  о создании межведомственного постоянно действующего Коор-
динационного совета по развитию аэропортов Московского авиаузла  и
о  продолжении в 2002 году работы над схемой комплексного развития
Московского авиаузла на период до 2015 года с участием  Правитель-
ства Москвы и Правительства Московской области, включая:
     - подготовку предложений по коренному улучшению экологической
обстановки, связанной с эксплуатацией и развитием аэропортов;
     - урегулирование правоотношений по использованию земель аэро-
портов московского авиаузла;
     - установление влияния развития аэропортов на социально-эконо-
мическую ситуацию территорий, на которых они расположены;
     - выработку схем обслуживания авиапассажиров в городе  Москве
и  Московской  области  и  доставки их в аэропорты существующими и
перспективными видами транспорта с минимальными затратами времени.
     5. Департаменту науки  и  промышленной политики Правительства
Москвы по заявке Управления транспорта и связи Правительства Моск-
вы  и  Департамента  природопользования  и охраны окружающей среды
Правительства Москвы предусматривать в  планах  развития  науки  и
технологий в 2002 - 2004 годах за счет и в пределах средств,  пре-
дусмотренных в бюджете города Москвы на науку, проведение НИОКР по
реализации  основных  направлений  развития  воздушно-транспортной
системы города Москвы, определенных Концепцией (п.1).
     6. Возложить на  Управление  городского  заказа Правительства
Москвы функции городского инвестора на закупку 10 серийных  легких
вертолетов для нужд города (3 единицы - в  2003г.,  4 - в 2004г. и
3 - в 2005г.).
     7. Департаменту  экономической  политики и  развития г.Москвы
при формировании инвестиционных программ Правительства  Москвы  на
2003 - 2005 годы по заявке Управления городского заказа Правитель-
ства Москвы предусматривать выделение лимитов капитальных вложений
на закупку оборудования в соответствии с пунктом 6 настоящего пос-
тановления.
     8. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы:
     8.1. Совместно с Москомархитектурой в III квартале  2002 года
с участием Министерства  транспорта  Московской области и ОАО "Мос-
ковская монорельсовая дорога" подготовить и внести  предложения  в
Правительство  Москвы  о совершенствовании транспортного сообщения
нового международного терминала аэропорта Внуково с городом  Моск-
вой с использованием монорельсового транспорта.
     8.2. В 2-месячный  срок  подготовить  и внести  предложения в
Минтранс России по совершенствованию действующего порядка лицензи-
рования и  эксплуатации авиалиний с учетом интересов города Москвы
и авиапредприятий (авиакомпаний) города.
     8.3. По согласованию с Комитетом здравоохранения Москвы, ГУВД
г.Москвы, Главным управлением ГО ЧС в г.Москве и  Управлением  го-
родского  заказа  Правительства  Москвы  в 2002 году подготовить и
заключить с ОАО "Камов" договор на поставку в 2003 году сертифици-
рованных вариантов легкого вертолета,  предназначенных для исполь-
зования в интересах служб города Москвы (пп.6,7).
     8.4. С  участием  ОАО   "Международный  аэропорт  Внуково"  в
III квартале 2002 года подготовить и внести предложения  в  Прави-
тельство  Москвы  о развитии в 2003-2005 годах в аэропорту Внуково
услуг для обеспечения деятельности бизнес-авиации и туризма.
     8.5. Совместно  с  Главным  управлением  ГО ЧС  в г.Москве  в
III квартале 2002 года по согласованию с  заинтересованными  феде-
ральными органами подготовить и представить на утверждение в уста-
новленном порядке Положение о городском реестре объектов  наземной
авиационной инфраструктуры независимо от их принадлежности,  вклю-
чая аэродромы, вертодромы, вертолетные площадки, площадки для ава-
рийных посадок, а также объекты, подлежащие маркировке в соответс-
твии с установленными правилами.
     9. Главному управлению ГО ЧС в г.Москве:
     9.1. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства
Москвы в 3-месячный срок подготовить и представить в установленном
порядке проект распорядительного документа по  созданию  государс-
твенного  унитарного авиационного предприятия на базе службы авиа-
ционного и инженерного обеспечения вертолетных площадок ГУП города
Москвы "Спецпредприятие при Правительстве Москвы".
     9.2. Совместно с Управлением транспорта и связи Правительства
Москвы,  Москомархитектурой,  Московским земельным комитетом и Де-
партаментом  природопользования  и  охраны окружающей среды Прави-
тельства Москвы в 2002 году провести  инвентаризацию  существующих
объектов  авиационной инфраструктуры города и представить их пере-
чень для включения в  городской  реестр  в  установленном  порядке
(п.8.5).
     10. Центру   Государственного   санитарно-эпидемиологического
надзора в городе Москве совместно с Департаментом природопользова-
ния и охраны окружающей среды Правительства Москвы в первом  полу-
годии  2002  года организовать и провести замеры шумового воздейс-
твия и степени загрязнения  атмосферного  воздуха  от  воздействия
воздушных судов в жилых районах, прилегающих к аэропортам Внуково,
Остафьево и Шереметьево,  оценить степень риска  для  населения  и
принять в установленном порядке меры по приведению указанного воз-
действия до уровня допустимых санитарно-гигиенических нормативов.
     11. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды
Правительства Москвы в 2002 году в рамках работы по ведению Эколо-
гической карты города Москвы выделить зоны  акустического  диском-
форта,  загрязнения  атмосферного воздуха и других негативных воз-
действий на окружающую среду от воздушно-транспортной системы  го-
рода Москвы.
     12. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы,  еже-
годно, начиная с декабря 2002 года,  представлять в  Правительство
Москвы доклад о ходе выполнения настоящего постановления.
     13. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ак-
сенова П.Н.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 2 апреля 2002 года  N 246-ПП



                            КОНЦЕПЦИЯ

              РАЗВИТИЯ ВОЗДУШНО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
                   города  МОСКВЫ до 2005 года


                           Содержание:

     1. Основные положения.
     2. Цели,  задачи и  принципы  развития  воздушно-транспортной
системы города Москвы.
     3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы.
     3.1. Поддержка  деятельности  авиакомпаний и развития авиали-
ний.
     3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла.
     3.3 Направления развития рынка реализации  авиатранспортных  и
других сопутствующих услуг.
     4. Применение авиационных технологий в городе.
     4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в инте-
ресах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве.
     4.2. Основные  направления  развития авиационного обеспечения
городских служб и применения авиационных технологий.
     4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации.
     4.2.2. Развитие авиационной инфраструктуры  города  Москвы  в
интересах городской авиации и коммерческих перевозок.
     4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой.
     5. Основные направления деятельности в области охраны окружаю-
щей среды,  связанные  с  функционированием  воздушно-транспортной
системы.
     6. Основные мероприятия по реализации Концепции.

                      1. Основные положения

     Бурное развитие Москвы за последнее десятилетие,  превращение
города в один из крупнейших мировых центров бизнеса,  науки, куль-
туры,  образования и туризма объективно  создает  необходимость  и
предпосылки для развития воздушных сообщений.  Воздушный транспорт
является одним из важнейших элементов коммуникационной системы го-
рода,  связывающей его как с регионами России, так и с зарубежными
странами, и в то  же  время,  как  показали  события  11  сентября
2001 года в США, - источником повышенной опасности.
     В общем объеме перевозок магистральными видами транспорта  на
долю  воздушного  транспорта в Москве приходится в настоящее время
около 20 %  всего пассажирооборота и существенная часть грузопере-
возок.
     В структуре авиаперевозок, выполняемых воздушным транспортом,
на долю Московского авиаузла (МАУ) приходится более 40 %  отправок
пассажиров (в том числе в  международном сообщении - 75 %) и более
45 %  отправок грузов (в том числе более 80 %  - международных) от
общего объема соответствующих показателей в Российской Федерации.
     В Москве  зарегистрированы  и  осуществляют свою деятельность
наиболее значимые в России авиакомпании:  "Аэрофлот  -  Российские
авиалинии",  "Ист-Лайн",  "Трансаэро",  "Атлант-Союз" и др. В Мос-
ковском регионе функционирует несколько  крупнейших  аэродромов  и
аэропортов страны, в том числе "Шереметьево", "Внуково" и "Домоде-
дово".
     В Москве созданы и действуют системы авиационного обеспечения
экстренной медицинской помощи, деятельности правоохранительных ор-
ганов, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. С
развитием Москвы все более возрастает потребность в  использовании
авиационных  технологий для обеспечения эффективной работы городс-
ких служб и жизнедеятельности города.
     Сделав значительный  шаг  вперед в развитии транспортной инф-
раструктуры за последнее десятилетие, Москва стоит перед необходи-
мостью комплексного решения ряда задач, связанных с развитием воз-
душно-транспортной системы и дальнейшим внедрением в жизнь  города
авиационных технологий.
     Концепция развития воздушно-транспортной системы городе Моск-
ве представляет собой систему взглядов на цели,  задачи,  основные
принципы  и  направления  развития  воздушно-транспортной  системы
города Москвы в интересах городского хозяйства и населения города.
     Под воздушно-транспортной  системой в настоящей Концепции по-
нимается совокупность сложных взаимосвязанных  элементов  (подсис-
тем),  обеспечивающих выполнение авиаперевозок пассажиров и грузов
и авиационных работ. В число указанных системообразующих элементов
входят: авиапредприятия (авиакомпании), аэропорты (аэродромы, вер-
тодромы) и наземные службы обеспечения полетов  (топливо-заправоч-
ные  комплексы и система обслуживания и ремонта авиационной техни-
ки), система организации и управления воздушным движением, система
продажи авиаперевозок и другие элементы.
     Концепция является основой для:
     - формирования  и  проведения единой политики городских влас-
тей, субъектов хозяйственной деятельности и общественных организа-
ций,  населения города в области развития и совершенствования воз-
душно-транспортной системы Москвы;
     - разработки  и  реализации целевых программ развития воздуш-
но-транспортной системы города Москвы;
     - координации  деятельности  городских властей с федеральными
органами  исполнительной  власти  в  области  развития  воздушного
транспорта и использования авиационных технологий;
     - совершенствования и дальнейшего развития  нормативно-право-
вой  базы  в  области гражданской авиации,  затрагивающей интересы
города Москвы и ее жителей.
     Правовую и методологическую базу Концепции составляют Консти-
туция Российской Федерации, федеральные законы в области воздушно-
го транспорта и  авиационной  деятельности,  экологии,  экономики,
градостроительства и другие,  Концепция развития гражданской авиа-
ционной деятельности Российской Федерации, Устав и законодательст-
во города Москвы.
     В Концепции отражены проблемы, связанные с состоянием воздуш-
ного транспорта,  как частью общей системы транспортного комплекса
Москвы,  использованием авиационных технологий в интересах городс-
ких служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, сформулированы
цели,  принципы  и  основные  направления деятельности по развитию
воздушно-транспортной системы города до 2005 года.

                2. Цели,задачи и принципы развития
           воздушно-транспортной системы города Москвы

     Главными целями развития воздушно-транспортной системы го-
рода Москвы являются:
     - превращение  Московского  авиационного  узла в  современный
международный авиатранспортный центр,  соответствующий  геополити-
ческому положению города,  удовлетворяющий в наибольшей мере спрос
на перевозки пассажиров,  грузов,  авиационные работы  (услуги)  и
авиационные технологии;
     - увеличение вклада в экономику Московского региона  за  счет
дополнительных налоговых поступлений в бюджеты города и области от
реализации авиатранспортных и  других  сопутствующих  (туристских)
услуг, развития внутреннего и въездного туризма;
     - повышение доходности, эффективности и безопасности функцио-
нирования  системы  воздушных  сообщений  и использования в городе
авиационных технологий, создание дополнительных, в том числе высо-
коквалифицированных рабочих мест.
     Достижение этих  целей  связано с решением следующих основных
задач:
     - содействие дальнейшей интеграции воздушно-транспортной сис-
темы города  Москвы  в международную систему воздушных перевозок и
общую систему транспортного комплекса города;
     - развитие сферы услуг, связанных с функционированием воздуш-
но-транспортной системы города;
     - проведение политики расширения имущественных прав города  в
авиационно-транспортной системе и сфере ее обслуживающей;
     - повышение  эффективности  использования  полномочий  города
Москвы как акционера открытых акционерных обществ гражданской ави-
ации;
     - стимулирование разработки и внедрение современных  техноло-
гий  в авиационные системы перевозок и продажи (бронирования) ави-
атранспортных, других транспортных и сопутствующих услуг, аэропор-
тового обслуживания и другие службы сервиса гражданской авиации;
     - развитие материальной базы  и  совершенствование  структуры
авиационного  обеспечения  служб города,  коммерческих перевозок и
авиационных работ.
     Решение перечисленных выше задач должно осуществляться с уче-
том следующих основных принципов реализации  политики  города  Мо-
сквы:
     - координация  деятельности  и  согласование  разрабатываемых
программ  и проектов развития воздушно-транспортной системы города
с заинтересованными федеральными органами  исполнительной  власти,
Правительством Московской области и другими субъектами;
     - согласование с  уполномоченными  органами,  осуществляющими
государственное  регулирования авиационной деятельности в Московс-
ком авиационном узле,  интересов Москвы и Московской  области  при
регулировании использования воздушного пространства, рынка авиаци-
онных перевозок, аэропортовой деятельности, модернизации авиацион-
ной инфраструктуры и другое;
     - включение проектов развития воздушного транспорта и авиаци-
онных технологий в Москве в инвестиционные программы города;
     - содействие притоку отечественных и зарубежных  внебюджетных
финансовых  средств  и  других ресурсов в развитие воздушно-транс-
портной системы города;
     - всемерная поддержка авиакомпаний, предприятий и организаций
города Москвы,  других  регионов России и зарубежья,  деятельность
которых способствует росту объемов авиационных и других видов  пе-
ревозок, развитию туризма, увеличению налоговых поступлений в бюд-
жет города и созданию дополнительных рабочих мест;
     - обеспечение экологической безопасности города,  связанной с
авиационной  деятельностью  в  Московском авиационном узле,  в том
числе обеспечение экологических требований охраны окружающей  сре-
ды, благоприятных условий проживания населения, а также социальной
защиты населения,  подверженного негативному воздействию различных
факторов авиационной деятельности.
     Вышеуказанные цели и задачи,  а также принципы реализации по-
литики органов исполнительной власти города Москвы, определяют ос-
новные направления развития воздушно-транспортной системы.
     Степень достижения  и  реализации  поставленных целей и задач
развития воздушно-транспортной  системы  города Москвы будет зави-
сеть от координации усилий всех заинтересованных  субъектов  госу-
дарственной  власти  - федеральных органов исполнительной власти и
органов власти субъектов Российской Федерации - Москвы и  Московс-
кой области.
     С учетом мирового опыта деятельности региональных  властей  в
области  развития воздушных сообщений основными направлениями дея-
тельности органов власти заинтересованных  субъектов  федерации  -
Москвы и Московской области будут являться:
     - участие в развитии инфраструктуры, обеспечивающей современ-
ный  уровень качества в обслуживании потребителей авиатранспортных
услуг, включая агентское, банковское, страховое и другие виды обс-
луживания;
     - участие в управлении и развитии аэропортов МАУ;
     - обеспечение результативности принятых форм защиты прав пот-
ребителей авиационных услуг;
     - участие в обеспечении  безопасности  авиаперевозок,  предо-
твращении террористических актов на воздушном транспорте;
     - создание механизма экологической защиты населения и окружа-
ющей среды от неблагоприятных факторов авиационной деятельности.

      3. Развитие системы воздушных сообщений города Москвы
                     и связанной с ней сферы

     3.1 Поддержка деятельности авиакомпаний и развития авиалиний.

     В настоящее время Москва связана более  чем  200  регулярными
авиалиниями с городами Российской Федерации,  СНГ и дальнего зару-
бежья.  Указанная сеть маршрутов обеспечивает постоянное воздушное
сообщение  Москвы с административными центрами и крупными городами
России,  СНГ и других стран.В то же время практически нарушена су-
ществовавшая  ранее  система местных воздушных линий,  связывавшая
Москву с областными центрами и городами соседних регионов.
     Существующие авиалинии  эксплуатируются  российскими и иност-
ранными авиакомпаниями. 80 % объема авиаперевозок выполняется рос-
сийскими предприятиями-авиаперевозчиками.
     В Москве  зарегистрировано  45  авиакомпаний,  осуществляющих
свою деятельность на рынке авиационных перевозок.
     Имеет место тенденция к перераспределению  объемов  перевозок
на Московском рынке в пользу региональных авиакомпаний. В том чис-
ле,  передача региональным авиаперевозчикам ряда наиболее доходных
маршрутов из аэропортов Московского авиаузла,  не связанных с мес-
том их базирования.
     Хотя вопрос лицензирования авиалиний относится к ведению спе-
циально уполномоченного федерального органа исполнительной  власти
- Минтранса России,  он непосредственно связан с региональными ин-
тересами, так как определяет направление  поступления  доходов  от
эксплуатации авиалиний и потребность в количестве рабочих мест.
     Спрос на пассажирские авиаперевозки в МАУ удовлетворяется.  В
то же время возникает сезонное превышение спроса на некоторых нап-
равлениях,  не обеспеченное  возможностями  авиаперевозчиков,  что
связано,  в первую очередь, с их ограниченными провозными емкостя-
ми.
     Более динамичными темпами, по сравнению с пассажирскими, раз-
виваются грузовые авиаперевозки,  имеющие важное значение для раз-
вития международных и внутренних экономических связей Москвы.
     Наиболее значимой общей проблемой авиакомпаний,  обеспечиваю-
щих авиасообщения города,  также как и других российских авиапере-
возчиков, является проблема обновления парка воздушных судов.
     Основными направлениями  участия  города  в  развитии системы
воздушных сообщений  в области  деятельности предприятий-авиапере-
возчиков являются:
     - содействие  развитию  системы  воздушных  сообщений  города
Москвы с административными центрами и городами других  регионов  и
стран;
     - участие в совершенствовании системы государственного  регу-
лирования  рынка воздушных сообщений Москвы и поддержка московских
авиакомпаний при лицензировании авиалиний;
     - поддержка московских авиакомпаний,  осуществляющих обновле-
ние парка воздушных судов и участие  в  государственной  программе
лизинга отечественной авиатехники;
     - содействие созданию объединений (альянсов) отечественных  и
зарубежных  авиакомпаний,  позволяющих  обеспечивать  условия  для
удовлетворения сезонных колебаний спроса на авиаперевозки и увели-
чения трансферных, в том числе международных перевозок.

     3.2. Участие в развитии аэропортов Московского авиаузла.

     Важнейшая составляющая  системы  воздушных сообщений Москвы -
аэропорты Московского авиационного узла, к которым относятся Шере-
метьево, Внуково, Домодедово и Быково.
     Комплексная оценка современного состояния указанных элементов
дана  в  "Схеме  комплексного  развития  Московского  авиаузла  до
2015г.", разработанной в 2001 году по заданию  Правительства  Рос-
сийской Федерации.  В  соответствии с этим,  существующие основные
технологические мощности аэропортов обеспечивают фактический объем
авиаперевозок,  однако используются нерационально.  При недозагру-
женности аэродромных и аэровокзальных комплексов аэропортов Внуко-
во  и Домодедово в аэропорту Шереметьево они функционируют на пре-
деле своих возможностей.
     При комплексном  подходе имеющиеся 7 взлетно-посадочных полос
Московского авиаузла обеспечивают сложившуюся интенсивность  поле-
тов,  а  также расчетное количество взлетно-посадочных операций на
средне-срочную перспективу (до 2015г.). Строительство новых взлет-
но-посадочных полос в аэропортах МАУ в этот период не требуется.
    Пассажирские комплексы аэропортов (кроме аэропорта Домодедово)
требуют как увеличения действующих мощностей (Шереметьево,  сектор
МВЛ во Внуково), так и проведения неотложных работ по модернизации
с целью коренного повышения уровня сервиса,  связанного с обслужи-
ванием пассажиров.
     Все аэропорты  МАУ обладают резервными мощностями по обслужи-
ванию грузовых авиаперевозок.
     Существующая транспортная инфраструктура не обеспечивает дос-
тавку авиапассажиров из Москвы в аэропорты и транзитные  перевозки
между аэропортами с минимальными затратами времени.  Недостаточная
пропускная способность Ленинского проспекта,  Киевского шоссе, Ка-
ширского  шоссе,  Ленинградского  проспекта и Ленинградского шоссе
приводит к чрезмерному осложнению дорожной  обстановки,  задержкам
автотранспорта в пути и несвоевременному прибытию в аэропорты.
     Сравнение общих  пассажиропотоков  и  совокупного  количества
взлетно-посадочных операций аэропортов  города  Москвы  с  другими
крупными городами мира показывает, что они значительно уступают не
только аналогичным городским аэропортовым системам,  но и входящим
в них отдельным аэропортам.
     Москва, занимая выгодное геополитическое положение на межкон-
тинентальных трассах Европа - Тихоокеанский регион и Северная Аме-
рика - Азия фактически не использует свой потенциал крупного  меж-
дународного транзитного узла.
     Доля транзитных пассажиров от общего их количества в аэропор-
тах МАУ составляет не более 5%, в то время как в аэропортах Франк-
фурта,  Амстердама,  Парижа  и  других городов Западной Европы она
превышает 40%.
     Завершенная в настоящее время  федеральными  органами  оценка
технических возможностей развития аэропортов и наиболее рациональ-
ного использования имеющихся мощностей определила общую  стратеги-
ческую перспективу МАУ, которая предполагает сохранение в эксплуа-
тационном состоянии всех аэропортов Московского авиаузла,  а также
развитие аэропортов Внуково,  Домодедово и Шереметьево,  исходя из
роста объемов перевозок и интенсивности движения воздушных  судов.
При этом ограничиваются в существующих объемах пассажирские и гру-
зовые перевозки в аэропорту Быково.
     Имеющиеся резервные мощности и перспективы дальнейшего разви-
тия  основных  аэропортов МАУ - Внуково,  Домодедово и Шереметьево
позволяют ограничить коммерческие перевозки с  использованием  аэ-
родромов государственной и экспериментальной авиации,  а также аэ-
родромов совместного базирования, и, в первую очередь, оказывающих
неблагоприятное экологическое воздействие на жилые районы. К числу
последних относится аэропорт Остафьево,  развитие  которого  соот-
ветствует лишь корпоративным интересам.
При этом основным принципом дальнейшего  развития  аэропортов  МАУ
должен стать комплексный подход,  предполагающий рассмотрение всех
аэропортов как элементов единой авиационной системы и предусматри-
вающий рациональное использование всех имеющихся мощностей.
     Реализация этого принципа в  условиях,  когда  аэропорты  МАУ
представляют собой самостоятельные предприятия, осуществляющие не-
зависимую хозяйственную деятельность и конкурирующие друг  с  дру-
гом, практически невозможна.
     Аэропорты МАУ по своему статусу и территориальной  принадлеж-
ности  затрагивают экономические интересы трех субъектов государс-
твенной власти - Российской Федерации,  города Москвы и Московской
области.  Каждый  из  них действует исходя из своих интересов,  не
имея общей согласованной программы.
     Задачи комплексного развития аэропортов МАУ,  превращение его
в транзитный узел мирового значения, в чем непосредственно заинте-
ресованы  как федеральные,  так и региональные власти,  невозможен
без гармонизации и согласования интересов всех сторон.  От решения
этого вопроса зависит как достижение самой цели развития МАУ,  так
и темпы продвижения к ней.
     Превращение аэропортов МАУ в единый функциональный комплекс с
одной управляющей компанией, находящейся под контролем федеральных
и  региональных властей,  и наделенной полномочиями управлять всем
имуществом и землей всех аэропортов, проводить единую коммерческую
политику,  обеспечивающую  получение  максимального экономического
эффекта, является определяющей целью политики Правительства Москвы
в отношении развития Московского авиационного узла.
     Важнейшим этапом и  механизмом  достижения  этой  цели  может
стать  создание по решению Правительства Российской Федерации ФГУП
"Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)".
     Кроме того,  реализации данной цели будет способствовать соз-


дание постоянно действующего единого консультативного органа  трех
властей (Правительства Российской Федерации,  Правительства Москвы
и Правительства Московской области), который обеспечит координацию
действий  субъектов  власти в отношении развития аэропортов и свя-
занных с ними проблем территорий.
     Наряду с достижением этой цели, основными направлениями поли-
тики города Москвы в отношении модернизации, развития и совершенс-
твования аэропортов и аэропортовой деятельности являются:
     - обеспечение быстрого, надежного транспортного сообщения аэ-
ропортов с Москвой,  Московской областью и между  собой,  а  также
улучшение транспортного обслуживания авиапассажиров;
     - содействие развитию неавиационной деятельности в аэропортах
и увеличению доли их доходов за счет указанной сферы;
     - решение совместно с федеральными и региональными властями и
администрациями аэропортов проблем в области экологии, связанных с
функционированием аэропортов;
     - участие  в  модернизации  и  создании новых технологических
комплексов в аэропортах;
     - содействие  созданию  на базе МАУ крупного транзитного узла
(хаба) обеспечивающего удобные стыковки  рейсов  для  потребителей
авиатранспортных услуг по основным направлениям авиаперевозок;
     - создание благоприятных условий для деятельности аэропортов,
способствующих увеличению объемов перевозок авиапассажиров, грузов
и почты, повышению уровня безопасности авиаперевозок;
     - создание инфраструктуры,  развитие системы услуг и формиро-
вание благоприятных условий для функционирования бизнес-авиации.

     Основными направлениями и  формами  реализации  перечисленных
выше задач являются:
в области развития инфраструктуры транспортного сообщения города с
аэропортами и между аэропортами:
     - повышение пропускной способности существующих автомобильных
маршрутов путем реконструкции дорог и  строительства  транспортных
сооружений  в соответствии с городской и областной программами до-
рожно-мостового строительства;
     - строительство  новых  автомагистралей  на  направлениях, не
обеспечивающих требуемую интенсивность автомобильного сообщения;
     - перераспределение  пассажирских  потоков и снятие части су-
ществующей нагрузки на автомобильные маршруты путем развития  дру-
гих современных видов транспорта (железнодорожный, монорельсовый и


др.) и использования новых технологий  регистрации  пассажиров  на
конечных  точках маршрутов в городе с последующей доставкой непос-
редственно к борту воздушного судна.
     Непосредственными задачами развития транспортного сообщения с
аэропортами города являются:
     к аэропорту Внуково:
     - реконструкция Киевского шоссе от  совхоза  "Московский"  до
"Внуково" с расширением магистрали до 4 полос в одном направлении;
     - расширение Боровского шоссе  от  поселка  "Рассказовка"  до
"Внуково" до 3 полос движения;
     - строительство транспортных сооружений на Ленинском проспек-
те;
     - создание скоростной монорельсовой транспортной  системы;
     к аэропорту Шереметьево:
     - расширение  Ленинградского  шоссе  до поворота на Шереметь-
ево-2 до 4 полос движения в каждом направлении  со  строительством
транспортных сооружений;
     - строительство магистрали Останкино - Химки в Москве и обхо-
де г.Химки до МКАД на 3 - 4 полосы движения в каждом направлении;
     - создание скоростной железнодорожной  транспортной  системы,
соединяющей аэропорт Шереметьево с Москвой;
     к аэропорту Домодедово:
     - реконструкция  транспортных сооружений на Каширском шоссе в
пределах города;
     - повышение пропускной способности железнодорожного сообщения
на направлении Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово  путем  мо-
дернизации существующей и создания новой инфраструктуры.
     Улучшение транспортного сообщения между аэропортами и  созда-
ние условий для превращения МАУ в узловой "хаб" может быть достиг-
нуто:
     - на первом этапе - за счет увеличения протяженности создава-
емой транспортной системы Москва - Шереметьево до аэропортов  Вну-
ково и Домодедово;
     - в последующем путем - создания прямых  маршрутов  (вне  го-
родских агломераций), связывающих аэропорты между собой, на основе
новых видов транспорта (монорельсовый и др.).
     Комплексное решение указанных задач в области развития транс-
портной инфраструктуры,  требующих привлечения значительных инвес-
тиций, может быть реализовано при условии консолидированного учас-
тия в их решении федеральных органов исполнительной власти и орга-

.

                              - 12 -

нов  власти  субъектов  Российской Федерации - Москвы и Московской
области, а также средств бюджетов соответствующих уровней.
     В области создания благоприятных условий для деятельности аэ-
ропортов:
     - создание льготных режимов землепользования для  аэропортов,
включая привокзальные площади;
     - резервирование земель,  обеспечивающих перспективное разви-
тие аэропортов в соответствии с их генеральными планами.
     В области  развития  технологических комплексов аэропортов:
     - участие совместно с аэропортами в создании новых и модерни-
зации существующих объектов, относящихся к сфере обслуживания пас-
сажиров,  включая аэровокзальные комплексы, паркинги, отели и дру-
гие объекты службы сервиса;
     - развитие существующих и создание  новых комплексов  бизнес-
авиации, включая  пассажирские  терминалы,  комплексы технического
обслуживания воздушных судов деловой авиации и другое;
     - создание  инфраструктуры  и  развитие технологий выполнения
операций по регистрации пассажиров,  обработке багажа  и  доставки
пассажиров современными видами транспорта.

           3.3. Направления развития рынка реализации
          авиатранспортных и других сопутствующих услуг.
     В Москве за последнее десятилетие создано и активно действует
значительное  количество  структурных системообразующих элементов,
необходимых для обеспечения рынка реализации авиаперевозок,  вклю-
чая  широкую сеть агентств,  осуществляющих бронирование и продажу
авиаперевозок, автоматизированные системы бронирования (АСБ) и ин-
формационно-справочные  системы,  Транспортная  клиринговая палата
(ТКП), обеспечивающая функционирование систем статистики, расписа-
ния,  тарифов  и  взаиморасчетов по проданным авиаперевозкам между
агентами и авиакомпаниями России и стран СНГ.
     Количество действующих  в Москве специализированных агентств,
а также туристических агентств,  осуществляющих продажу регулярных
и  чартерных  авиаперевозок,  практически  полностью удовлетворяют
имеющийся спрос на данные услуги,  как по внутренним, так и по за-
рубежным  авиасообщениям.  Однако  не  все пункты продажи оснащены
современным оборудованием, рядом агентств осуществляется продажа в
местах, не приспособленных для этого, допускаются нарушения правил
оформления бланков авиабилетов и т.д. Недостаточен контроль за де-
ятельностью пунктов продажи в городе Москве.
     Проблемы указанного сегмента рынка авиатранспортных услуг на-
ходятся, прежде всего, в сфере технологий продаж, не в полной мере
соответствующих международным стандартам,  и связаны с недостаточ-
ным уровнем развития российских  систем  бронирования,  их  слабой
совместимостью между собой.
     Действующие на  рынке  механизмы  защиты  прав его участников
направлены,  в основном, на обеспечение гарантий авиаперевозчикам,
в  меньшей степени агентствам и фактически никак не защищают инте-
ресы потребителя - пассажира.
     Устанавливаемые многими  авиакомпаниями  на внутренних рейсах
низкий временной интервал между бронированием и продажей авиабиле-
тов  фактически  не дает возможности использовать услугу предвари-
тельного бронирования.
     Недостаточная информационная  доступность  действующих   схем
построения тарифов авиакомпаний фактически лишает потребителя воз-
можности эффективного и удобного выбора при приобретении авиапере-
возок.
     Одной из  главных  задач  дальнейшего  развития рынка продажи
авиатранспортных услуг является создание отечественной авиационной
распределительной системы бронирования (АРС),  построенной по меж-
дународным принципам и технологиям,  заложенным в ведущих зарубеж-
ных  системах  аналогичного класса.  Ввод в действие такой системы
может существенно расширить  возможности  потребителей  авиатранс-
портных услуг, обеспечить защиту информационной безопасности стра-
ны, а также способствовать предотвращению террористических актов.
     Перспективными направлениями развития рынка продажи авиапере-
возок являются также использование Интернет-технологий,  позволяю-
щих потребителю (пассажиру) получить информацию о расписании авиа-
рейсов, осуществлять заказ и бронирование авиабилетов в любое вре-
мя  суток в он-лайновом режиме,  осуществление продажи электронных
авиабилетов и использование электронных расчетов.
     Несмотря на определенные достижения,  на рынке авиаперевозок,
фактически, отсутствует организованный рынок бронирования и прода-
жи  грузовых  перевозок,  а чартерные перевозки осуществляются без
контроля перевозимых пассажиров и оплаты,  что в современных усло-
виях может нанести безопасности страны серьезный урон.
     Дальнейшее развитие рынка реализации авиатранспортных услуг в
городе Москве должно предусматривать:
     - совершенствование и развитие технологий  реализации  авиат-
ранспортных услуг (в том числе с использованием Интернета),  внед-
рение международных стандартов и технологий в практику  функциони-
рования систем бронирования и продажи, расписания, тарифов и взаи-
морасчетов за проданные перевозки;
     - расширение  спектра предоставляемых услуг для потребителей:
возможность бронирования и продажи наряду с  авиаперевозками  сме-
шанных  и  трансферных  перевозок,  а  также  других сопутствующих
(включая туристские) услуг на  базе  создания  полнофункциональной
распределительной системы бронирования и системы взаиморасчетов по
проданным услугам;
     - развитие информационно-справочных услуг в области авиапере-
возок,  смешанных перевозок,  туристских услуг,  созданием единого
информационного бюро;
     - развитие сферы туристских и других сопутствующих услуг  для
прибывающих и транзитных пассажиров;
     - создание эффективной системы контроля за деятельностью сис-
темы  продажи комплексных авиатранспортных,  других транспортных и
туристских услуг;
     - создание и ведение единой базы данных бронирований и продаж
для обеспечения информацией правоохранительных,  фискальных и дру-
гих компетентных органов;
     - развитие технологий электронных расчетов в системе  продажи
авиаперевозок,  обеспечивающих пассажиру упрощение процедуры доку-
ментального оформления покупки авиабилета;
     - создание  системы гарантий и обеспечение защиты прав потре-
бителей авиатранспортных и других сопутствующих  (туристских)  ус-
луг;
     - создание и развитие организованного  рынка  бронирования  и
продажи  грузовых  авиаперевозок,  включая  разработку и внедрение
современных вычислительных систем и информационных технологий.
     Для решения вышеперечисленных задач необходимо:
     - способствовать внедрению на рынке авиаперевозок авиационной
распределительной  системы  бронирования  и  созданию на ее основе
полнофункциональной распределительной системы, обеспечивающей упо-
рядочение  процессов бронирования и продажи авиаперевозок и других
сопутствующих услуг,  контроль за функционированием системы прода-
жи,  защиту прав потребителей авиатранспортных услуг,  возможность
создания эффективной системы информационной  безопасности  и  пре-
дотвращения террористических актов;
     - разработать и внедрить на основе существующей системы взаи-
морасчетов на воздушном транспорте систему взаиморасчетов по комп-
лексным транспортным и туристским услугам;
     - разработать и внедрить систему стимулирования предприятий и
организаций, обеспечивающих применение современных методов, техно-
логий  и вычислительных средств для бронирования и продажи авиапе-
ревозок, информирования и взаиморасчетов;
     - обеспечить согласованное участие и привлечение в сферу про-
дажи авиаперевозок различных видов современных технологий сервиса,
включая информационные, банковские и страховые.
     Учитывая большое значение для авиатранспортного процесса сис-
тем  бронирования и продажи авиаперевозок,  расписания,  тарифов и
взаиморасчетов,  участие Москвы в создании  и  развитии  указанных
систем  является  одним из приоритетных направлений инвестиционной
политики города.

          4. Применение авиационных технологий в городе

     4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в инте-
ресах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве.

     Опыт развития крупнейших городов-мегаполисов мира  свидетель-
ствует  о широком использовании авиации и авиационных технологий в
интересах муниципальных служб и обеспечения жизнедеятельности  го-
рода.
     В США и Западной Европе существуют  развитые  воздушно-транс-
портные системы, включающие десятки владельцев-эксплуатантов,круп-
ные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значи-
тельную часть составляют частные.  Эти системы развиваются в соот-
ветствии с планами городов и регионов. При общей тенденции к огра-
ничению деятельности крупных аэропортов,  находящихся внутри мега-
полисов,  и выводу их за пределы городской черты, активно развива-
ется инфраструктура вертодромов и вертолетных площадок.
     Вертолетный транспорт - важная отрасль  городского  хозяйства
этих  стран.  Использование вертолетов значительно повышает эффек-
тивность работы городских служб и транспортных коммуникаций. Сферы
применения вертолетов в крупных городах и густонаселенных регионах
достаточно разнообразны и условно разделяются на два основных нап-
равления: в интересах городских и федеральных служб и в коммерчес-
ких целях.  При этом значительный процент от общего объема коммер-
ческих перевозок составляют корпоративные и туристические полеты.
     Основными преимуществами  применения  вертолетов  в  условиях
крупного города являются:
     - скорость  перемещения,  позволяющая  существенно  экономить
время,  которое является самым важным фактором при проведении спа-
сательных, медико-эвакуационных, противопожарных работ, совершения
деловых поездок;
     - способность одинаково успешно совершать посадки как на  аэ-
родромы  и  на специально предназначенные для этого небольшие пло-
щадки,  так и на совершенно не оборудованные для этих целей участ-
ки;
     - отсутствие необходимости в выделении больших участков земли
при создании необходимой инфраструктуры.
     Координация всех действий по развитию авиационной инфраструк-
туры осуществляется органами городского управления.
     Вертолетные площадки,  предназначенные для муниципального ис-
пользования,  имеют,  в  основном,  медицинскую специализацию.  Их
строительство и  эксплуатация  осуществляется  за  счет  городских
средств,  средств  страховых  компаний  и  медицинских учреждений,
средств различных общественных организаций и частных лиц.
     Большая часть  вертолетных площадок,  расположенных в крупных
городах мира,  предназначена для коммерческого использования.  Го-
родские вертодромы, предназначенные для совместного использования,
как правило находятся в муниципальной собственности  и  сдаются  в
аренду управляющим компаниям.
     Москва, как один из крупнейших городов мира, объективно испы-
тывает необходимость решения ряда проблем,  свойственных мегаполи-
сам.  Среди них потребность в повышении оперативности реагирования
городских  служб  (в первую очередь,  правоохранительных,  аварий-
но-спасательных,  противопожарных, экстренной медицинской помощи и
др.)  в условиях ограниченной пропускной способности автомагистра-
лей и,  как следствие,  затрудненного дорожного движения, особенно
при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, высокая плот-
ность населения и большое количество функционально взаимосвязанных
между  собой объектов,  значительно повышают опасность последствий
техногенных аварий,  что вызывает необходимость осуществления пос-
тоянного мониторинга окружающей среды, инженерных и иных техничес-
ких систем и коммуникаций.  Использование авиационных средств (и в
первую  очередь вертолетов) дает возможность решения перечисленных
выше проблем.
     В условиях  плотной городской застройки вертолеты имеют преи-
мущество перед другими средствами в  проведении  ряда  специальных
работ и,  в первую очередь,  строительно-монтажных,  а также в ка-
честве транспортного средства для доставки пассажиров и грузов.
     В настоящее  время  в  Москве  действует система авиационного
обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстрен-
ной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные
работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного
зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города. В
то же время практически не развита система транспортных пассажирс-
ких перевозок и воздушного туризма.
     Общее количество  вертолетовылетов  за  период  1997-2001 гг.
составило  более 6000.  Свыше 80%  летного ресурса израсходовано в
целях оказания экстренной медицинской помощи, обеспечения правоох-
ранительной деятельности и проведения инженерного и экологического
мониторинга.
     Для организации, планирования и методического обеспечения вы-
полнения полетов созданы специальные подразделения в соответствую-
щих городских службах.
     Сравнение результатов развития и применения авиационных  тех-
нологий в Москве,  основанных на использовании вертолетного транс-
порта,  с другими крупными городами мира  показывает  значительное
отставание в этой области.  Масштабы применения авиационных техно-
логий в Нью-Йорке,  Париже и других крупных городах мира в десятки
раз  превышают  достигнутый  в Москве уровень как по интенсивности
выполнения полетов,  так и по количеству вертолетной техники и ор-
ганизаций,  осуществляющих ее применение и эксплуатацию.  На такой
же порядок отличаются созданные в городах сети оборудованных  вер-
толетных площадок.  Значительно выше в зарубежных мегаполисах уро-
вень функционального развития строительства вертолетных  площадок,
использующего  для их оборудования крыши зданий и другие специаль-
ные сооружения.
     В целях дальнейшего развития авиационных технологий в интере-
сах городского хозяйства и жизнеобеспечения  города,  его  воздуш-
но-транспортной системы необходимо решение трех основных задач:
     - развитие авиационной техники и  насыщение  парка  городской
авиации  легкими вертолетами,  обеспечивающими решение специальных
задач в интересах городских служб,  коммерческих перевозок и авиа-
работ;
     - развитие городской авиационной  инфраструктуры,  включающей
вертодромы и вертолетные площадки;
     - организация безопасного использования воздушного пространс-
тва над городом.
     При этом использование авиационных технологий в городе  может
осуществляться  при обеспечении санитарно-гигиенических и экологи-
ческих норм охраны окружающей среды.

     4.2 Основные  направления  развития  авиационного обеспечения
городских служб и применения авиационных технологий

     4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации.

     Одной из  основных проблем использования авиационных техноло-
гий в городе является отсутствие  легких  вертолетов.  Практически
соответствуют требованиям,  предъявляемым к типоразмеру авиатехни-
ки,  лишь вертолеты ВО-105 и ВК-117 производства  фирмы  "Еврокоп-
тер",  используемые  в  системе  экстренной медицинской помощи МЧС
России. Другие сферы деятельности, в которых могли бы успешно при-
меняться  подобные вертолеты,  обеспечиваются отечественной верто-
летной техникой среднего класса (Ка-32,  Ми-8).  В  результате  не
только  сужаются  возможности  использования вертолетов в условиях
города (повышенные требования к размерам и оборудованию  вертолет-
ных площадок), но и существенно ухудшаются экономические показате-
ли ввиду высоких эксплуатационных расходов применяемой отечествен-
.

                              - 19 -

ной авиатехники. Зарубежные вертолеты имеют значительно лучшие ре-
сурсные и топливные характеристики и в результате почти вдвое ниже
стоимость  эксплуатации  по  сравнению  с используемыми городскими
службами в Москве вертолетами Ка-32А и Ми-8.
     Модернизация парка вертолетной техники для города должна быть
ориентирована преимущественно на использование вертолетов  легкого
класса, создаваемых отечественной авиационной промышленностью. Эти
вертолеты должны быть приспособлены для применения в городских ус-
ловиях,  оборудованы  специальным  снаряжением,  просты и дешевы в
эксплуатации.
     В соответствии  с потребностями города (на расчетную перспек-
тиву до 2005 года) вертолетный парк для решения задач в  интересах
городских служб должен включать:
     - 10 вертолетов легкого класса;
     - 3 - 4 вертолета среднего класса;
     - 1 - 2 вертолета тяжелого класса.
     Опыт организации  эксплуатации  вертолетов в рамках отдельных
ведомств и служб города Москвы,  разными авиапредприятиями показал
недостатки такого децентрализованного способа их использования:
     - значительное удорожание стоимости эксплуатации авиатехники;
     -   отсутствие  возможности  обеспечения  взаимозаменяемости
авиатехники и равномерного расходования имеющегося ресурса;
     - снижение оперативности согласования вопросов взаимодействия
вертолетов различного назначения;
     - отсутствие единой методики  в  подготовке  летных  экипажей
вертолетов и наземных специалистов;
     - сложность организации управления вертолетами  в  воздухе  и
невозможность одновременного использования в одном районе вертоле-
тов различной принадлежности и назначения.
     Совершенствование применения авиации в городе для обеспечения
оперативных служб, проведения авиационных работ и оказания различ-
ных вертолетных услуг,  включая транспортные перевозки, может быть
достигнуто в случае создания городского специализированного  авиа-
ционного предприятия,  обеспечивающего организацию, планирование и
использование авиационных технологий в городе.
     При этом должно быть обеспечено:
     - координация применения авиации различных ведомств при  воз-
никновении чрезвычайных ситуаций в городе;
.

                              - 20 -

     - создание технической системы  для  обеспечения  управлением
вертолетами;
     - сокращение бюджетных расходов города на содержание  и  экс-
плуатацию вертолетов при организации централизованной эксплуатации
авиатехники (в одном авиапредприятии);
     - осуществление  долгосрочного планирования и координации ме-
роприятий (в том числе  финансового  обеспечения)  по  поддержанию
летной годности и модернизации принадлежащей городу авиатехники;
     - получение дополнительных средств от коммерческой эксплуата-
ции вертолетов города.
     При этом городские службы  -  потребители  авиационных  услуг
осуществляют планирование применения вертолетов в  пределах  выде-
ленных лимитов летного ресурса.
     Кроме применения авиатехники для нужд городских служб целесо-
образно использовать ее и для коммерческих целей,  включая авиапе-
ревозки (аэротакси), в том числе в аэропорты города, туристические
обзорные полеты,  проведение видеосъемок и репортажей, рекламные и
другие специальные полеты. При этом,кроме вертолетов,могут исполь-
зоваться и другие легкие летательные аппараты и  воздухоплаватель-
ные средства.

     4.2.2. Развитие  авиационной  инфраструктуры  города Москвы в
       интересах городской авиации и коммерческих перевозок

     Создание и развитие городской наземной  авиационной  инфраст-
руктуры является неотъемлемым условием для использования в интере-
сах городских служб авиационных технологий и применения авиации  в
городе.
     В настоящее время в Москве имеется определенная инфраструкту-
ра для применения авиации, включающая в себя:
     - внутригородские аэродромы - Центральный (Ходынка) и Тушино;
     - вертодром - Солнцево;
     - вертолетные  площадки - 5 у городских клинических больниц и
2 на МКАД.
     Городской аэродром Тушино и вертодром  Солнцево  используются
для базирования авиапредприятий-эксплуатантов вертолетов.
     Аэродром Центральный  используется  только  в  исключительных
случаях в интересах работы предприятий авиационной промышленности.
Предусмотрено дальнейшее развитие территории Ходынского  поля  для
создания музея авиации и космонавтики,  а также ее застройки комп-
лексом зданий гостинично-жилищного,  культурно-делового  и  торго-
во-выставочного назначения.
     Оборудованные вертолетные площадки  у  городских  клинических
больниц  используются  вертолетами  ГУАП МЧС России для выполнения
медико-эвакуационных работ.
     Количество функционирующих  вертолетных площадок не соответс-
твует потребностям такого мегаполиса как Москва.  При этом сущест-
вующие площадки не отвечают нормативным требованиям.
     Высокий уровень эффективности применения вертолетов  для  вы-
полнения ряда специальных работ (санитарные перевозки, эвакуацион-
ные и спасательные работы при  возникновении  чрезвычайных  ситуа-
ций), подтвержденный опытом работы вертолетных подразделений муни-
ципальных служб выдвигает необходимость расширения сети  вертолет-
ных площадок на территории города.  Учитывая мировой опыт,  верто-
летными  площадками  должны  быть оборудованы все ведущие лечебные
учреждения города, и в первую очередь оказывающие специализирован-
ную экстренную медицинскую помощь.
     Отсутствие развитой вертолетной инфраструктуры в черте города
сдерживает использование вертолетов в коммерческих целях.
     Для организации нормальной работы вертолетов по всей террито-
рии Москвы необходима разветвленная,  хорошо организованная, тесно
связанная с  основными зонами обслуживания сеть вертолетных площа-
док.
     Фундаментом общегородского  плана  создания  авиационной инф-
раструктуры может стать учет (инвентаризация) всех существующих на
сегодняшний день  в  Москве  территорий объектов (независимо от их
принадлежности) и рассмотрения их с точки зрения использования для
тех или иных видов авиационных работ.
     Необходимо также определить зоны возможного размещения и мес-
та  строительства  новых вертолетных площадок в соответствии с су-
ществующими потребностями и с учетом перспективного развития горо-
да  при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических требо-
ваний охраны окружающей среды.
     Назрела потребность создания сети вертолетных посадочных пло-
щадок,  расположенных в непосредственной близости от основных  зон
обслуживания:  деловые кварталы, крупные центры развлечений, меди-
цинские учреждения.  Такая сеть позволит организовать  эффективную
работу вертолетного транспорта в Москве.
     Опыт развития авиационной инфраструктуры в городских  агломе-
рациях  за рубежом показывает,  что учитывая объективные трудности
создания вертолетных площадок в городе традиционным способом,  не-
обходимо активно использовать и другие способы,  в том числе, обо-
рудование вертолетных площадок на крышах зданий  и  сооружений.  В
Москве, в условиях широкомасштабного городского строительства есть
реальная возможность создания таких площадок.
     Расположение вертолетных  площадок на крышах зданий и припод-
нятых платформах экономически более выгодно (не требует отчуждения
большого количества земли), удобно для эксплуатации с точки зрения
свободных воздушных  подходов  и  исключения  несанкционированного
доступа на рабочую поверхность вертодрома.
     В настоящее время в Москве назрела  необходимость  разработки
генерального  плана  развития наземной авиационной инфраструктуры,
который предусматривал бы создание вертолетных площадок при проек-
тировании крупных градостроительных комплексов, административных и
гостиничных зданий,  деловых центров,  медицинских  учреждений,  а
также создание условий по обслуживанию вертолетов в аэропортах для
налаживания воздушных связей "город-аэропорт".

     4.2.3. Организация воздушного движения над городом Москвой.

     В настоящее  время  над городом Москвой установлена запретная
зона, в которой полеты могут выполняться только с разрешения Гене-
рального штаба Вооруженных сил Российской Федерации для выполнения
специальных заданий.
     В подавляющем большинстве столиц и крупных городов, воздушное
пространство не имеет ограничений на полеты,  подобных действующим
в Москве.
     Однако, интенсивность полетов вертолетов над городом, обеспе-
чивающих оперативные городские службы и выполняющих другие задачи,
возросла до уровня,  требующего введения регламентирования исполь-
зования  воздушного  пространства  в соответствии с международными
авиационными стандартами, признаваемыми Российской Федерацией.
     Необходимо создание  органа  обслуживания воздушного движения
воздушных судов над Москвой.  Этому органу целесообразно делегиро-
вать полномочия, достаточные для осуществления функций организации
использования воздушного пространства над Москвой в интересах всех
ведомств.  В качестве такого органа может быть организовано допол-
нительное направление (сектор/секторы  УВД)  на  базе  Московского
центра автоматизированного управления воздушным движением  или  по
решению Правительства   Российской  Федерации  создан  специальный
центр УВД (в форме ФГУП).
     Одновременно с решением вопроса о создании органа организации
воздушного движения (ОВД) над Москвой необходимо развивать  техни-
ческие  средства,  обеспечивающие  управление  воздушным движением
воздушных судов  специализированного  городского  авиапредприятия,
как пользователя воздушного пространства.
     Основные принципы  и  положения,  определяющие  реорганизацию
действующего  порядка  использования воздушного пространства (ИВП)
над Москвой должны быть  определены  уполномоченными  федеральными
органами и могут включать:
     - определение структуры воздушного пространства над  городом,
включая  организацию  сети  маршрутов,  разрабатываемых из условий
обеспечения максимальной безопасности населения,  особо охраняемых
объектов  окружающей  среды  и важных объектов города (над водными
акваториями, основными магистралями и промышленными зонами);
     - установление над Москвой особого порядка использования воз-
душного пространства  и  специального  диспетчерского обслуживания
воздушного движения с особым режимом полетов;
     - выполнение полетов воздушных судов в воздушном пространстве
над городом по правилам визуальных полетов;
     - разработку и введение в действие специальных правил,регули-
рующих допуск  воздушных судов к полетам над городом,  имея в виду
допуск только двухдвигательных вертолетов,  соответствующих требо-
ваниям по уровню шумового воздействия;
     - обязательная сертификация действующих посадочных площадок в
черте города;
     - допуск экипажей воздушных судов к выполнению полетов в воз-
душном  пространстве  с  особым  режимом полетов после прохождения
специальной подготовки;
     - обязательная   сертификация  лиц  оперативно-диспетчерского
состава органа УВД для управления воздушным движением  на  высотах
ниже нижнего эшелона и специальная доподготовка для управления по-
летами в воздушном пространстве с особым режимом полетов.
     Развитие системы  организации воздушного движения над городом
должно предполагать проведение комплекса мероприятий, включающих в
себя создание органа обслуживания воздушного движения над городом,
оснащение его современными системами управления полетами и контро-
ля за воздушным пространством,  а также разработку нормативно-пра-
вовой базы, регулирующей использование воздушного пространства.

      5. Основные направления деятельности в области охраны
         окружающей среды, связанные с функционированием
                  воздушно-транспортной системы

     Охрана окружающей среды,  связанная с функционированием  воз-
душного транспорта,  является одной из важных задач, стоящих перед
Правительством Москвы.
     Интенсивная деятельность авиатранспортных предприятий в аэро-
портах Шереметьево, Внуково и Домодедово сопровождается значитель-
ными объемами эмиссии загрязняющих окружающую среду продуктов сго-
рания, шумовыми воздействиями и электромагнитными излучениями.
     В настоящее время наиболее существенные экологические пробле-
мы сложились в аэропорту с наибольшей интенсивностью движения воз-
душных судов - Шереметьево,  где фоновые концентрации загрязняющих
веществ в  атмосферном  воздухе,  в  том числе и авиапредприятиями
(диоксид серы,  диоксид азота и др.), по данным Московского центра
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже в настоя-
щее время почти в 1,5-3,0 раза превышают предельно-допустимые кон-
центрации. Увеличение нагрузки на другие аэропорты (Внуково, Домо-
дедово) может привести к появлению в них аналогичных проблем.
     Проблемы экологии в отношении города,  связанные  с  деятель-
ностью аэропортов Московского авиаузла наиболее остро касаются шу-
мового воздействия на территории жилой застройки города.  Под воз-
действием авиационного шума находится около 5-10%  площади городс-
кой территории,  при этом в наибольшей степени подвержены воздейс-
твию:
     - от деятельности аэропорта Внуково  -  районы  Теплый  Стан,
Ясенево, Коньково,  Северное Бутово (Юго-Западный административный
округ); Тропарево,  Внуково,  Солнцево  (Западный административный
округ);
     - от  деятельности  аэропорта  Остафьево - район Южное Бутово
(Юго-Западный административный округ);
     - от  деятельности аэропорта Шереметьево - район Молжаниновс-
кий, Митино (Северо-Западный административный округ);г.Зеленоград.
     В ущерб потребностям города в дополнительных объемах жилищно-
го фонда и необходимости развития городских территорий перспектив-
ной застройки осуществляется реконструкция и наращивание гражданс-
кой авиационной деятельности на аэродроме Остафьево,  не  обуслов-
ленное экономическими потребностями развития отрасли.
     Сложившаяся неблагоприятная экологическая ситуация в ряде ра-
йонов  города,  связанная с авиационной деятельностью в Московском
авиационном узле, требует принятия неотложных мер по ee улучшению.
     Основными направлениями  деятельности  Правительства Москвы в
период до 2005 года в области решения экологических проблем,  свя-
занных  с  функционированием  воздушно-транспортной системы должны
быть:
     - проведение  исследований  экологического состояния аэропор-
тов, включая подробную инвентаризацию источников выбросов в атмос-
ферный воздух и сбросов на почву и в водоемы загрязняющих веществ,
а также оценки влияния деятельности аэропортов на компоненты окру-
жающей среды и условия жизни и здоровья населения;
     - разработка методик определения выбросов от воздушных  судов
различного типа (в том числе от вертолетов легкого, среднего и тя-
желого класса) и оценка воздействия выбросов на атмосферный воздух
в режиме разогрева, взлета и совершения полета;
     - разработка природоохранных  мероприятий  для  существующего
состояния объектов аэропортов с целью их приведения к нормативному
экологическому уровню и поддержание его с учетом перспектив разви-
тия;
     - создание систем мониторинга акустической  обстановки,  воз-
душной  вибрации,  загрязнения атмосферного воздуха,  почвы и воды
открытых водоемов в аэропортах,  на прилегающих территориях  и  по
маршрутам полетов воздушных судов, а также контроля за выполнением
защитных мероприятий в реальном масштабе времени;
     - введение  дифференцированных  ограничений по количеству вы-
полняемых взлетно-посадочных операций для конкретных типов воздуш-
ных  судов  с учетом обеспечения требуемого шумового баланса и до-
пустимого уровня выбросов в зоне жилой застройки в дневное и  ноч-
ное время;
     - использование  планировочных  и  строительно-конструктивных
мер по снижению авиационного шума в жилых помещениях;
     - использование системы экологических сборов в аэропортах  за
превышение шумов и эмиссии;
     - обеспечение  выполнения  экологических  и санитарных норм и
правил при проектировании вертолетных площадок  и  вертодромов  на
территории  города и разработки требований к летательным аппаратам
для внутригородского использования.
     Разработка и реализация конкретных мер в области решения эко-
логических  проблем  на основе указанных направлений деятельности,
международных норм и мировой практики взаимодействия городов и му-
ниципальных образований с авиационными органами должна обеспечить:
     - установление реальных размеров зон воздействия авиационного
шума  и других неблагоприятных факторов авиационной деятельности в
Московской воздушной зоне с учетом оценки риска для здоровья насе-
ления,  а также их согласованных и утвержденных изменений на перс-
пективу развития до 2020 года;
     - установление  совместно  с  Минтрансом России и аэропортами
МАУ перечня обязательных мероприятий, обеспечивающих согласованное
снижение экологического загрязнения окружающей среды, включая вве-
дение более жестких мер при выполнении полетов в ночное время;
     - выработку  механизма  контроля  установленных  мероприятий,
включая создание автоматизированного  технического  мониторинга  в
реальном масштабе времени;
     - создание правовой и законодательной базы применения системы
контроля,  введение  целевых  экологических  аэропортовых сборов и
штрафных санкций за превышение  установленных  допустимых  уровней
неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
     - разработку системы компенсационных мероприятий для  населе-
ния,  проживающего в районах с повышенным воздействием неблагопри-
ятных экологических факторов авиационной деятельности.
     В интересах обеспечения безопасности  населения  должна  быть
ограничена  авиационная  деятельность (применением легкомоторных и
спортивных летательных аппаратов) на аэродромах,  расположенных  в
районах  непосредственно прилегающих к территориям жилой застройки
(Остафьево, Мячково, Быково, Тушино, Центральный).
     Должны быть определены возможности обеспечения перспективного
развития городских территорий в районах Молжаниновка - Новоподрез-
ково, Южное Бутово - Щербинка.
     В целях  повышения  возможностей  экологического  мониторинга
территории города и принятия  оперативных  мер  по  предотвращению
возникновения угрозы  экологической  опасности необходимо создание
постоянно действующей системы использования  авиационных  техноло-
гий.
     Дистанционный мониторинг,  выполняемый на основе  комплексной
аэросъемки,  позволяет  за  короткое  время получать информацию об
экологическом состоянии значительных  территорий,  с  минимальными
затратами на единицу площади при широком наборе регистрируемых па-
раметров.
     Опыт использования вертолетов для проведения экологического и
инженерного мониторинга города показывает необходимость дальнейше-
го развития этих работ.

         6. Основные мероприятия по реализации Концепции.

     Концепция развития воздушно-транспортной системы города Моск-
вы предполагает решение трех основных задач:
     - развитие системы воздушных сообщений города Москвы;
     - совершенствование применения авиационных технологий в инте-
ресах городских служб и обеспечения жизнедеятельности города;
     - обеспечение экологической безопасности территории города  и
его населения, связанной с авиационной деятельностью.
     Решение этих задач и реализация целей,  выдвинутых  в  данной
Концепции предполагает:
     - разработку соответствующих программ;
     - организацию  тесного  взаимодействия с органами федеральной
власти и Правительством Московской области;
     - изучение и использование опыта развития воздушно-транспорт-
ных систем и авиационных технологий в крупных мегаполисах мира.
     Для проведения  этой работы должны привлекаться соответствую-
щие заинтересованные структурные подразделения Правительства Моск-
вы. Осуществление непосредственной деятельности по реализации Кон-
цепции и ее координация должны быть возложены на Управление транс-
порта и связи Правительства Москвы - как на отраслевой  профильный
орган городского управления.

                              Верно: