Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 256 от 6 октября 2004 года

О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации

    Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 21 июля 
1994 года № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации",


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации Указа
Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об
утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения".
    2. Утвердить текст запроса (приложение).
    3. Поручить депутату Московской городской Думы М.И.Москвину-
Тарханову представлять Московскую городскую Думу при рассмотрении
указанного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации.
    4. Поручить Аппарату Московской городской Думы оплатить
государственную пошлину в размере, определенном Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской
Федерации".
    5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Приложение
    к постановлению Московской
    городской Думы
    от 6 октября 2004 года
    № 256


    Конституционный Суд Российской Федерации
    Заявитель: Московская городская Дума
    Адрес: 127994, Москва, ГСП-4, ул. Петровка, 22
    Наименование и адрес государственного органа,
    издавшего нормативный акт:
    Президент Российской Федерации
    Адрес: Москва, Кремль


    ЗАПРОС
    о соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президента
    Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении
    Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального
    (общероссийского) значения"


    Пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 20
февраля 1995 года № 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического
и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" (далее -
Указ Президента Российской Федерации № 176) утвержден представленный
Правительством Российской Федерации Перечень объектов исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения и
установлено, что к объектам исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и
культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в
соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа
1960 года № 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в
РСФСР" (приложение № 1) с дополнениями согласно постановлениям Совета
Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 и от 7 сентября 1976 года
№ 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1976 года
№ 2026-р и от 15 августа 1980 года № 1297-р, постановлениям Совета
Министров РСФСР от 21 мая 1982 года № 303, от 26 сентября 1983 года
№ 443 и от 11 июля 1984 года № 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР
от 9 января 1990 года № 27-р и от 25 января 1990 года № 80-р,
постановлению Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 года
№ 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации
от 5 июля 1993 года № 1190-р и от 23 июля 1993 года № 1301-р (СП РСФСР,
1976, № 17, ст. 134; 1982, № 13, ст. 84; 1984, № 13, ст. 108; Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 28,
ст. 2662; № 30, ст. 2827).
    Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе
соответствия Указа Президента Российской Федерации № 176 части 3 статьи
11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, статьям
83-89, части 3 статьи 90, пунктам "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции
Российской Федерации.
    Указ Президента Российской Федерации № 176 применяется судами и
органами исполнительной власти как одновременно регулирующий
отношения собственности, приватизации и вопросы охраны памятников
истории и культуры.
    Указом Президента Российской Федерации № 176 все памятники
истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного
(республиканского) значения и принятые в установленном порядке на
государственный учет и охрану в период с 1960 по 1994 год, были отнесены к
объектам исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения и были включены в утвержденный Перечень
объектов исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения.
    В указанный Перечень без учета мнения субъектов Российской
Федерации были включены:
    1) объекты, ранее отнесенные в установленном порядке к недвижимым
памятникам истории и культуры местного значения или вновь выявленным
объектам, представляющим историческую, научную, художественную или
иную культурную ценность (далее - вновь выявленные объекты);
    2) объекты, не отнесенные к памятникам истории и культуры или вновь
выявленным объектам нормативными правовыми актами и не состоявшие на
момент вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176
на государственном учете и охране в органах охраны памятников истории и
культуры.
    Необходимо отметить, что понятия "объект исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и
"памятник истории и культуры республиканского (федерального) значения"
не являются идентичными.
    Понятие "объект историко-культурного наследия общероссийского
значения" использовано в постановлении Верховного Совета Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской
Федерации № 3020-1) для обозначения объектов историко-культурного
наследия, относящихся к федеральной собственности, и имеет
"имущественный" характер.
    Содержание данного понятия, а также состав (перечень) объектов
историко-культурного наследия общероссийского значения в данном
постановлении определены не были.
    Понятие "недвижимый памятник истории и культуры" использовано
законодательством СССР и РСФСР для обозначения объектов
недвижимости, отнесенных в установленном порядке к памятникам истории
и культуры определенной категории историко-культурного значения (с
указанием конкретного вида недвижимого имущества, объектного и
имущественного состава, наименования, местонахождения, категории и иных
обязательных характеристик), и имеет "историко-культурный" характер.
    В Российской Федерации на момент вступления в силу Указа
Президента Российской Федерации № 176 действовал порядок охраны и
использования памятников истории и культуры, установленный Законом
РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" (далее - Закон РСФСР "Об охране и использовании
памятников истории и культуры") и постановлением Совета Министров СССР
от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и
использовании памятников истории и культуры".
    В данных нормативных правовых актах отсутствует какое-либо
упоминание об объектах исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения, а все недвижимые памятники
истории и культуры подразделяются на категории общесоюзного,
республиканского или местного значения исключительно в целях их учета и
охраны.
    Указанными актами был установлен порядок владения, пользования и
распоряжения недвижимыми памятниками истории и культуры,
находящимися в государственной собственности, вне зависимости от их
категории историко-культурного значения.
    На основании статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации
о культуре и в соответствии с пунктом 2 статьи 21 действовавшего на тот
момент Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в
РСФСР" все памятники и историко-культурные территории были отнесены к
культурному наследию народов Российской Федерации, которое в составе
культурных, исторических ценностей народов республик, входящих в
Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев,
областей может находиться в собственности субъектов Российской
Федерации и является культурным достоянием народов Российской
Федерации.
    Указанным Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными
правовыми актами никакого соответствия между объектами исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения и
недвижимыми памятниками истории и культуры какой-либо категории
историко-культурного значения (например, республиканской) установлено
не было.
    Только Указом Президента Российской Федерации № 176 было
установлено правовое содержание понятия "объект исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
    Следовательно, представляется неправомерным утверждение, что до
вступления в силу Указа Президента Российской Федерации № 176 было
осуществлено разграничение объектов государственной собственности на
основании их принадлежности к недвижимым памятникам истории и
культуры какой-либо категории историко-культурного значения.
    Таким образом, Указом Президента Российской Федерации № 176 на
основании постановления Верховного Совета Российской Федерации 
№ 3020-1 к федеральной собственности отнесены все недвижимые
памятники истории и культуры государственного (республиканского)
значения, а также значительное количество недвижимых памятников истории
и культуры местного значения, вновь выявленных объектов и иных объектов
недвижимости, не отнесенных к памятникам истории и культуры
нормативными правовыми актами, и сформирован перечень объектов
федеральной собственности в сфере культурного наследия народов
Российской Федерации.
    Указанное отнесение осуществлено без учета мнения субъектов
Российской Федерации и только к одной из форм собственности
(федеральной), что противоречит статье 214 части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации.
    Указ Президента Российской Федерации № 176 неправомерно
рассматривать в качестве нормативного правового акта об отнесении
объектов к категории памятников республиканского (федерального)
значения, так как Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" и Основами законодательства Российской Федерации о
культуре был предусмотрен иной порядок отнесения объектов к памятникам
истории и культуры республиканского значения и определения состава
(перечня) объектов культурного наследия народов Российской Федерации
соответственно.
    Необходимо отметить, что в соответствии с порядком, определенным
Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и
культуры", после вступления в силу постановления Верховного Совета
Российской Федерации № 3020-1 Правительством Российской Федерации
неоднократно принимались распоряжения о включении объектов в список
памятников истории и культуры государственного (республиканского)
значения (например, распоряжения Правительства Российской Федерации от
5 июля 1993 года 
№ 1190-р и от 23 июля 1993 года № 1301-р). Данные распоряжения были в
установленном порядке согласованы с субъектами Российской Федерации и
не содержали норм об отнесении объектов недвижимости к объектам
исторического и культурного наследия федерального (общероссийского)
значения.
    В дальнейшем Указом Президента Российской Федерации от 5 мая
1997 года № 452 (далее - Указ Президента Российской Федерации № 452)
"Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения" из Перечня объектов
исторического и культурного наследия федерального (общероссийского)
значения были исключены некоторые памятники истории и культуры. Тем
самым было подтверждено, что понятия "объект исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения" и
"памятник истории и культуры" нельзя считать идентичными и применять
как синонимы.
    В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002
года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия
были отнесены:
    1) памятники истории и культуры республиканского значения,
принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством
РСФСР и законодательством Российской Федерации;
    2) объекты исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения.
    Это еще одно доказательство того, что понятия "объект
исторического и культурного наследия федерального (общероссийского)
значения" и "памятник истории и культуры" в законодательстве не являются
идентичными.
    При принятии Указа Президента Российской Федерации № 176 не была
принята во внимание статья 214 части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которой отнесение
государственного имущества к федеральной собственности и к
собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном законом, а также не были учтены исторически сложившиеся
имущественные права субъектов Российской Федерации на памятники
истории и культуры, связанные с многолетней реализацией ими бремени
собственника на содержание указанных объектов, что предусмотрено статьей
234 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве
одного из оснований приобретения права собственности.
    В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской
Федерации о культуре состав (перечень) объектов культурного наследия
народов Российской Федерации определяется Правительством Российской
Федерации по представлению субъектов Российской Федерации.
    Статья 18 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников
истории и культуры" устанавливала, что отнесение недвижимых памятников
истории и культуры к категории памятников республиканского значения
производится Советом Министров РСФСР.
    Таким образом, на момент вступления в силу Указа Президента
Российской Федерации № 176 право принятия решения об отнесении
памятников к категории республиканского (федерального) значения
принадлежало исключительно Правительству Российской Федерации.
    Данная неопределенность в вопросе соответствия Указа Президента
Российской Федерации № 176 Конституции Российской Федерации нашла
свое отражение в Указе Президента Российской Федерации № 452, в котором
вопросы уточнения состава объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения были отнесены к ведению
Правительства Российской Федерации.
    Учитывая вышеизложенное, неопределенность в вопросе соответствия
Указа Президента Российской Федерации № 176 Конституции Российской
Федерации заключается в следующем:
    1) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации
не могут быть вопросы разграничения государственной собственности и/или
отнесения имущества, находящегося в государственной собственности,
исключительно к одной из форм собственности (федеральной), так как эти
вопросы отнесены пунктом "г" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов и должны решаться исключительно путем принятия
соответствующего закона;
    2) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации
не могут быть вопросы формирования перечней объектов федеральной
собственности в сфере культурного наследия народов Российской
Федерации, так как это не определено статьями 83-89 Конституции
Российской Федерации в качестве полномочий Президента Российской
Федерации, а отнесено пунктами "в" и "г" части 1 статьи 114 Конституции
Российской Федерации к компетенции Правительства Российской
Федерации;
    3) предметом регулирования указов Президента Российской Федерации
не могут быть вопросы отнесения памятников истории и культуры, вновь
выявленных объектов и иных объектов недвижимости к категории
памятников республиканского (федерального) значения и формирования
перечня культурного наследия народов Российской Федерации, так как это
не определено статьями 83-89 Конституции Российской Федерации в
качестве полномочий Президента Российской Федерации, а является одним
из вопросов обеспечения проведения в Российской Федерации единой
государственной политики в области культуры, находящейся в соответствии
с пунктом "в" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации в
ведении Правительства Российской Федерации;
    4) Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят в
противоречие положениям Гражданского кодекса Российской Федерации,
Основ законодательства Российской Федерации о культуре и Закона РСФСР

"Об охране и использовании памятников истории и культуры", что не
допускается частью 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации;
    5) Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят без учета
мнения субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов.
    Таким образом, можно констатировать существование
неопределенности в вопросе соответствия Указа Президента Российской
Федерации № 176 части 3 статьи 11, пунктам "г" и "д" части 1 статьи 72,
части 2 статьи 76, статьям 83-89, части 3 статьи 90 и пунктам "в" и "г"
части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации.
    На основании части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации
и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума
просит Конституционный Суд Российской Федерации рассмотреть вопрос о
соответствии Конституции Российской Федерации Указа Президента
Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 "Об утверждении
Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального
(общероссийского) значения" как акта:
    1) принятого с превышением полномочий;
    2) имеющего недопустимый для данного вида нормативных правовых
актов предмет регулирования;
    3) нарушившего с момента вступления в силу Гражданский кодекс
Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о
культуре и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и
культуры";
    4) неправомерно относящего к федеральной собственности все
памятники истории и культуры республиканского значения, значительную
часть памятников истории и культуры местного значения, вновь выявленных
объектов и иных объектов недвижимости, не отнесенных к памятникам
истории и культуры другими нормативными правовыми актами;
    5) принятого по предмету совместного ведения Российской Федерации
и ее субъектов без учета мнения и интересов субъектов Российской
Федерации.

    Приложение:

    1. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года 
№ 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного
наследия федерального (общероссийского) значения".
    2. Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 452

"Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия
федерального (общероссийского) значения".
    3. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании
памятников истории и культуры".
    4. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации".
    5. Квитанция об уплате государственной пошлины.