Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г.
N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Рос-
сийской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания
убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Прави-
тельства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Поло-
жения об организации и ведении гражданской обороны в городе Моск-
ве" и в целях реализации единой государственной политики в области
создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе
Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального
толкования положений нормативных документов в области защиты насе-
ления, обеспечения планомерного строительства общегородских объек-
тов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе
комплексного проектирования, необходимого финансирования и совер-
шенствования нормативных требований к размещению защитных сооруже-
ний гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений граж-
данской обороны в городе Москве (приложение).
2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правитель-
ства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансиро-
вании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны
на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительст-
ва Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск-
вы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансиро-
вания, проектирования и строительства защитных сооружений граж-
данской обороны в г.Москве".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюко-
ва П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Ресина В.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 января 2010 г. N 25-ПП
Положение
о размещении защитных сооружений гражданской обороны
в городе Москве
1. Введение
Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средс-
твах защиты является обязательной функцией всех органов исполни-
тельной власти города Москвы и организаций независимо от их орга-
низационно-правовых форм и форм собственности.
Руководители органов исполнительной власти и организаций го-
рода Москвы независимо от формы собственности несут персональную
ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных
фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осу-
ществлять мероприятия по предоставлению населению защитных соору-
жений гражданской обороны:
строительство новых, поддержание в состоянии постоянной го-
товности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техни-
ческое обслуживание и модернизация существующих защитных сооруже-
ний гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;
приспособление в мирное время и военное время заглубленных
помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространс-
тва для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство в военное время
(далее - особый период) недостающих быстровозводимых убежищ граж-
данской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий
простейшего типа.
Положение разработано на основании:
Конституции Российской Федерации, Федерального закона от
12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Прези-
дента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской
обороне", постановления Правительства Российской Федерации от
29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объек-
тов гражданской обороны", постановления Правительства Российской
Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения терри-
торий к группам по гражданской обороне", постановления Правитель-
ства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития граж-
данской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы
от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об органи-
зации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановле-
ния Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке
планирования, финансирования, проектирования и строительства за-
щитных сооружений гражданской обороны в г.Москве", распоряжения
Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении,
финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданс-
кой обороны на территории города Москвы", распоряжения Правитель-
ства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений
в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП",
государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих разме-
щение защитных сооружений гражданской обороны в пределах террито-
рии города Москвы.
2. Основные термины и определения
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к за-
щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на
территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ве-
дении военных действий или вследствие этих действий, является сос-
тавной частью национальной безопасности страны.
Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, време-
ни, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пост-
радавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью
людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях ре-
ализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных
бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, -
территория, на которой расположен город, иной населенный пункт,
имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися
в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возник-
новения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.
Трудоспособное население - часть населения страны, определяе-
мая на основании данных государственной статистики, независимо от
того, участвует оно в общественном производстве или нет.
Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий,
учреждений и организаций, расположенных в границах проектной заст-
ройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а
также работающей смены дежурного и линейного персонала предприя-
тий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к груп-
пам по гражданской обороне.
Работающая смена дежурного линейного персонала организаций -
рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, располо-
женных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизне-
деятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской
обороне.
Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженер-
ное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирова-
ния инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обес-
печивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники
и имущества от воздействия современных средств поражения, поражаю-
щих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных ве-
ществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и
катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедс-
твий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное
время в интересах экономики.
Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженер-
ное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам про-
ектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей,
техники и имущества от воздействия современных средств поражения,
поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактив-
ных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый
период для восполнения недостающего фонда средств коллективной за-
щиты населения.
Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданс-
кой обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с
целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый
период.
Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное
заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установлен-
ные сроки.
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ
ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных реше-
ний, направленных на обеспечение защиты населения и территорий,
снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенно-
го характера и природного характера, опасностей возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также ди-
версий и террористических актов.
Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий граж-
данской обороны - установленные нормативными документами требова-
ния по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на
защиту населения, промышленно-производственного персонала и макси-
мальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраст-
руктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также
воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной террито-
рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей
или окружающей и природной среде.
3. Область применения
3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и
расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при
разработке градостроительных планов развития территорий, проектов
планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований
размещения объектов строительства, градостроительных планов зе-
мельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и со-
оружений на территории города Москвы независимо от их ведомствен-
ной принадлежности и форм собственности.
3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, про-
ектных организаций, органов, специально уполномоченных решать за-
дачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы
управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.
4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных
сооружениях гражданской обороны на территории
города Москвы
Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат
следующие категории населения города Москвы:
трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской
обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки
города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;
работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений
и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в
защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на террито-
рии этих предприятий или вблизи них;
работники работающей смены дежурного линейного персонала ор-
ганизаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый
период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых
в нормативном радиусе сбора укрываемых;
нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслужива-
ющий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих уч-
реждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных соо-
ружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения
медицинских учреждений.
5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны
на территории города Москвы
5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений
гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющи-
ми соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом
действующих норм и коэффициентов применительно к определению обще-
го количества трудоспособного населения по городу Москве на теку-
щий период времени.
5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к
размещению на стадии разработки документации по планировке терри-
тории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию
населения.
5.2.1. На стадии разработки документации по планировке терри-
тории определяется общее количество населения, подлежащего укры-
тию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской оборо-
ны с учетом существующих.
5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматрива-
ются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торго-
вого, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в
отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в
соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией
по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потреб-
ности и возможностей по освоению подземного пространства.
5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земель-
ных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматри-
ваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке про-
ектами планировки территорий.
5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не
предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый
период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих
категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях
гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положе-
ния.
5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской
обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раз-
дел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального
подчинения, определяется решением федеральных органов исполнитель-
ной власти и Правительства Российской Федерации.
6. Финансирование строительства и имущественно-земельные
отношения
6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных
сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, раз-
мещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюд-
жета города Москвы, производится за счет средств города в рамках
городского государственного заказа.
6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных
сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, раз-
мещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных
источников финансирования, производится за счет средств застройщи-
ка.
6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных
сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей рабо-
тающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих
свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещае-
мых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств
учреждений и организаций.
6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных
сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а
также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по мес-
ту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет
средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию)
объекта.
6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство за-
щитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета го-
рода Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования
(пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с
площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по
проекту численности укрываемых.
6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета горо-
да Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность
города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком
(инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный
срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представ-
лять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет доку-
ментов для оформления прав собственности города Москвы на завер-
шенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской
обороны) в установленном порядке.
6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений граж-
данской обороны на период от завершения строительства и ввода в
эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распо-
рядительным документом Правительства Москвы (префекта администра-
тивного округа города Москвы).
6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на за-
щитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения граж-
данской обороны передаются в хозяйственное ведение специализиро-
ванным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в
соответствии с действующими нормативными документами.
6.9. Финансирование строительства защитных сооружений граж-
данской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию
(раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федераль-
ного подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов
бюджета Российской Федерации.