Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 25-ПП от 19 января 2010 года

Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

      Во исполнение  Федерального  закона  от  12  февраля 1998 г.
N 28-ФЗ "О гражданской обороне",  постановления Правительства Рос-
сийской Федерации от 29 ноября 1999 г.  N 1309 "О порядке создания
убежищ и иных объектов гражданской обороны",  постановления Прави-
тельства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Поло-
жения об организации и ведении гражданской обороны в городе  Моск-
ве" и в целях реализации единой государственной политики в области
создания фонда защитных сооружений гражданской  обороны  в  городе
Москве,  исключения  неоднозначного толкования или индивидуального
толкования положений нормативных документов в области защиты насе-
ления, обеспечения планомерного строительства общегородских объек-
тов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на  основе
комплексного проектирования,  необходимого финансирования и совер-
шенствования нормативных требований к размещению защитных сооруже-
ний гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений граж-
данской обороны в городе Москве (приложение).
     2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правитель-
ства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансиро-
вании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны
на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительст-
ва Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).
     3. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск-
вы от 15 мая 2001 г.  N 444-ПП "О порядке планирования, финансиро-
вания,  проектирования  и  строительства защитных сооружений граж-
данской обороны в г.Москве".
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюко-
ва П.П.  и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве  Москвы
Ресина В.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 января 2010 г. N 25-ПП


                            Положение
       о размещении защитных сооружений гражданской обороны
                         в городе Москве

     1. Введение

     Выполнение задач  по  укрытию населения в коллективных средс-
твах защиты является обязательной функцией всех  органов  исполни-
тельной власти города Москвы и организаций независимо от их  орга-
низационно-правовых форм и форм собственности.
     Руководители органов  исполнительной власти и организаций го-
рода Москвы  независимо  от формы собственности несут персональную
ответственность за создание и обеспечение сохранности  накопленных
фондов  коллективных  средств  защиты и обязаны планировать и осу-
ществлять мероприятия по предоставлению населению защитных  соору-
жений гражданской обороны:
     строительство новых,  поддержание  в состоянии постоянной го-
товности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техни-
ческое  обслуживание и модернизация существующих защитных сооруже-
ний гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;
     приспособление в  мирное  время  и военное время заглубленных
помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространс-
тва для укрытия населения;
     подготовка в мирное время и  строительство  в  военное  время
(далее  - особый период) недостающих быстровозводимых убежищ граж-
данской обороны с упрощенным внутренним  оборудованием  и  укрытий
простейшего типа.
     Положение разработано на  основании:
     Конституции Российской   Федерации,  Федерального  закона  от
12 февраля 1998 г.  N 28-ФЗ "О гражданской обороне",  Указа Прези-
дента Российской Федерации от 8 мая 1993 г.  N 643 "О  гражданской
обороне",  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
29 ноября 1999 г.  N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объек-
тов  гражданской обороны",  постановления Правительства Российской
Федерации от 3 октября 1998 г.  N 1149 "О порядке отнесения терри-
торий к группам по гражданской обороне",  постановления Правитель-
ства Москвы от 7 мая 2002 г.  N 330-ПП "О Концепции развития граж-
данской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы
от 18 марта 2008 г.  N 182-ПП "Об утверждении Положения об органи-
зации и ведении гражданской обороны в городе Москве",  постановле-
ния Правительства  Москвы  от  15 мая 2001 г.  N 444-ПП "О порядке
планирования,  финансирования,  проектирования и строительства за-
щитных сооружений  гражданской  обороны в г.Москве",  распоряжения
Правительства Москвы от 19 июня 2003 г.  N 1051-РП "О  размещении,
финансировании,  проектировании и строительстве объектов гражданс-
кой обороны на территории города Москвы",  распоряжения Правитель-
ства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений
в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП",
государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих разме-
щение защитных сооружений гражданской обороны в пределах  террито-
рии города Москвы.

     2. Основные термины и определения

     Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к за-
щите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на
территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ве-
дении военных действий или вследствие этих действий, является сос-
тавной частью национальной безопасности страны.
     Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту,  време-
ни, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пост-
радавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью
людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях ре-
ализации опасных и вредных  факторов  особого  периода,  стихийных
бедствий, техногенных аварий и катастроф.
     Территория, отнесенная  к  группе  по гражданской обороне,  -
территория,  на которой расположен город,  иной населенный  пункт,
имеющий важное оборонное и экономическое значение,  с находящимися
в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возник-
новения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.
     Трудоспособное население - часть населения страны, определяе-
мая на основании данных государственной статистики,  независимо от
того,  участвует оно в общественном производстве или нет.
     Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий,
учреждений и организаций, расположенных в границах проектной заст-
ройки города и продолжающих свою деятельность в особый  период,  а
также  работающей  смены дежурного и линейного персонала предприя-
тий,  обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к груп-
пам  по гражданской обороне.
     Работающая смена дежурного линейного персонала организаций  -
рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, располо-
женных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизне-
деятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской
обороне.
     Защитное сооружение  гражданской обороны (убежище) - инженер-
ное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирова-
ния инженерно-технических  мероприятий гражданской обороны и обес-
печивающее в течение определенного времени укрытие людей,  техники
и имущества от воздействия современных средств поражения, поражаю-
щих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных  ве-
ществ,  опасностей,  возникающих в результате последствий аварий и
катастроф на потенциально опасных объектах,  либо стихийных  бедс-
твий  в  районах  размещения этих объектов и используемое в мирное
время в интересах экономики.
     Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженер-
ное сооружение с упрощенным оборудованием,  отвечающее нормам про-
ектирования  инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
и обеспечивающее в течение определенного  времени  укрытие  людей,
техники  и имущества от воздействия современных средств поражения,
поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактив-
ных  веществ,  создается  путем ускоренного строительства в особый
период для восполнения недостающего фонда средств коллективной за-
щиты населения.
     Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях  гражданс-
кой  обороны)  -  сбор,  размещение и жизнеобеспечение населения с
целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное  время  и  особый
период.
     Нормативный радиус сбора - расстояние,  обеспечивающее полное
заполнение  защитного сооружения гражданской обороны в установлен-
ные сроки.
     Инженерно-технические мероприятия  гражданской  обороны  (ИТМ
ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных реше-
ний,  направленных  на  обеспечение защиты населения и территорий,
снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенно-
го  характера  и природного характера,  опасностей возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также ди-
версий  и  террористических  актов.
     Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий  граж-
данской  обороны - установленные нормативными документами требова-
ния по проектированию и осуществлению ИТМ  ГОЧС,  направленных  на
защиту населения, промышленно-производственного персонала и макси-
мальное снижение возможного ущерба объектов экономики  и  инфраст-
руктуры  от природных,  техногенных и военных опасностей,  а также
воздействий возникающих при этом  вторичных  поражающих  факторов.
     Чрезвычайная ситуация  -  обстановка на определенной террито-
рии, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы,  стихийного или иного бедствия,  которые могут повлечь
или повлекли за собой человеческие жертвы,  ущерб  здоровью  людей
или окружающей и природной среде.

     3. Область применения

     3.1. Документ  предназначен для определения мест размещения и
расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны  при
разработке градостроительных планов развития территорий,  проектов
планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований
размещения  объектов  строительства,  градостроительных планов зе-
мельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и со-
оружений  на территории города Москвы независимо от их ведомствен-
ной принадлежности и форм собственности.
     3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, про-
ектных организаций,  органов, специально уполномоченных решать за-
дачи гражданской обороны,  задачи по предупреждению  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций на территории города Москвы (далее - органы
управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

     4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных
        сооружениях гражданской обороны на территории
        города Москвы

     Укрытию в защитных сооружения  гражданской  обороны  подлежат
следующие категории населения города Москвы:
     трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской
обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки
города и находящихся в нормативном радиусе сбора  укрываемых;
     работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений
и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в
защитных сооружениях гражданской обороны,  размещаемых на террито-
рии этих предприятий или вблизи них;
     работники работающей смены дежурного линейного персонала  ор-
ганизаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый
период,  - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых
в нормативном радиусе сбора укрываемых;
     нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслужива-
ющий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих уч-
реждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных соо-
ружениях гражданской обороны,  размещаемых по  месту  расположения
медицинских учреждений.

     5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны
        на территории города Москвы

     5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений
гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющи-
ми соответствующую лицензию (разрешение)  по  расчетам,  с  учетом
действующих норм и коэффициентов применительно к определению обще-
го количества трудоспособного населения по городу Москве на  теку-
щий период времени.
     5.2. Защитные сооружения гражданской  обороны  планируются  к
размещению  на стадии разработки документации по планировке терри-
тории с учетом необходимой потребности и достаточности по  укрытию
населения.
     5.2.1. На стадии разработки документации по планировке терри-
тории определяется  общее количество населения,  подлежащего укры-
тию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской оборо-
ны с учетом существующих.
     5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматрива-
ются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торго-
вого, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в
отдельно стоящих  подземных,  подземно-наземных гаражах-стоянках в
соответствии с утвержденной в установленном порядке  документацией
по  планировке территорий,  с учетом необходимой расчетной потреб-
ности и возможностей по освоению подземного пространства.
     5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов  земель-
ных участков защитные сооружения гражданской обороны  предусматри-
ваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке про-
ектами планировки территорий.
     5.3. Размещение защитных сооружений  гражданской  обороны  не
предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый
период и не имеющих в нормативном  радиусе  сбора  соответствующих
категорий населения,  подлежащих укрытию  в  защитных  сооружениях
гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положе-
ния.
     5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской
обороны для защиты категорий населения,  подлежащих укрытию  (раз-
дел 4) на предприятиях,  в учреждениях и организациях федерального
подчинения, определяется решением федеральных органов исполнитель-
ной власти и Правительства Российской Федерации.

     6. Финансирование строительства и имущественно-земельные
        отношения

     6.1. Финансирование  проектирования  и строительства защитных
сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, раз-
мещаемых в районах застройки,  осуществляемой за счет средств бюд-
жета города Москвы,  производится за счет средств города в  рамках
городского государственного заказа.
     6.2. Финансирование проектирования и  строительства  защитных
сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, раз-
мещаемых в районах застройки,  осуществляемой за счет внебюджетных
источников финансирования, производится за счет средств застройщи-
ка.
     6.3. Финансирование  проектирования  и строительства защитных
сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей рабо-
тающей смены предприятий,  учреждений и организаций,  продолжающих
свою деятельность в период мобилизации и военное время,  размещае-
мых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств
учреждений и организаций.
     6.4. Финансирование  проектирования  и строительства защитных
сооружений гражданской обороны для  нетранспортабельных больных, а
также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по мес-
ту расположения медицинских  учреждений,  осуществляется  за  счет
средств  субъектов,  осуществляющих  строительство (реконструкцию)
объекта.
     6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство за-
щитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета  го-
рода  Москвы  или  за  счет внебюджетных источников финансирования
(пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с
площадью  участков,  соответствующей размещению БВУ необходимой по
проекту численности укрываемых.
     6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета горо-
да Москвы,  а также по объектам,  передача которых в собственность
города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с  застройщиком
(инвестором),  заказчикам  (застройщикам) строительства в месячный
срок после  сдачи  объектов строительства в эксплуатацию представ-
лять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет  доку-
ментов для  оформления  прав собственности города Москвы на завер-
шенные строительством  объекты  (защитные  сооружения  гражданской
обороны) в установленном порядке.
     6.7. Эксплуатирующая  организация  защитных  сооружений граж-
данской обороны на период от завершения строительства  и  ввода  в
эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется  распо-
рядительным  документом Правительства Москвы (префекта администра-
тивного округа города Москвы).
     6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на за-
щитные сооружения гражданской обороны  защитные  сооружения  граж-
данской  обороны  передаются в хозяйственное ведение специализиро-
ванным организациям города Москвы для  дальнейшей  эксплуатации  в
соответствии с действующими нормативными документами.
     6.9. Финансирование строительства защитных  сооружений  граж-
данской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию
(раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федераль-
ного подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов
бюджета Российской Федерации.