Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 260-РП от 11 февраля 2008 года

Об утверждении Концепции городской целевой программы «Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве» (2009—2011 гг.)

     В соответствии  с  распоряжением  Правительства   Москвы   от
26 июня 2007 г.  N 1285-РП "О плане работы Правительства Москвы на
второе полугодие 2007 года" и в целях формирования единой  городс-
кой  политики в области развития телекоммуникаций и средств массо-
вой информации в городе Москве:
     1. Утвердить  Концепцию городской целевой программы "Развитие
телекоммуникаций и  средств  массовой   информации   в   г.Москве"
(2009-2011 гг.) (приложение).
     2. Возложить функции государственного заказчика городской це-
левой  программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой ин-
формации в г.Москве" (2009-2011 гг.) на Комитет по  телекоммуника-
циям и средствам массовой информации города Москвы.
     3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  инфор-
мации  города Москвы разработать городскую целевую программу "Раз-
витие телекоммуникаций и средств массовой информации  в  г.Москве"
(2009-2011 гг.)  и  представить  ее  на  утверждение Правительства
Москвы во II квартале 2008 г.
     4. Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам меж-
регионального сотрудничества,  массовых коммуникаций, спорта и ту-
ризма Виноградова В.Ю.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                          Приложение
                                          к распоряжению
                                          Правительства Москвы
                                          от 11 февраля 2008 г.
                                          N 260-РП













               КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
               "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ
                МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г.МОСКВЕ"
                         (2009-2011 гг.)


                            СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБОСНОВАНИЕ  СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГ-
РАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ ...................................................2
2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ  ПРОГРАММ-
НО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ...............................................5
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ  ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММ-
НО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА...............................................6
4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И
РИСКОВ,  ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕ-
МЫ...............................................................6
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ,  МЕРОПРИЯТИЯМ ПРОГРАММЫ,
ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД
РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ............................7
5.1. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ПЕЧАТНЫХ  СРЕДСТВ
МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ..............................................8
5.2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ  МАС-
СОВОЙ ИНФОРМАЦИИ................................................11
5.3. ПОДДЕРЖКА ЧТЕНИЯ...........................................17
5.4. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КНИЖНОГО РЫНКА.....................21
5.5. РАЗВИТИЕ ЛЕГАЛЬНОГО РЫНКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ И ПРОГРАММНОЙ
ПРОДУКЦИИ.......................................................23
5.6. ПРОИЗВОДСТВО И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ  ТЕЛЕФИЛЬ-
МОВ.............................................................27
5.7. КАДРОВАЯ ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛИ.................................30
5.8. ИНФОРМАЦИОННАЯ   ПОДДЕРЖКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКВЫ..........................................................31
6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАМ-
МЫ..............................................................35
7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГО-
РОДА МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ.......35
8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И РАЗРАБОТЧИКАМ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ...............................................36
9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО  ФОРМАМ  И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ...............................................36

     1. ОБОСНОВАНИЕ  СООТВЕТСТВИЯ  РЕШАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГ-
РАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРО-
ДА МОСКВЫ
     Москва в силу столичных функций, а также существенного эконо-
мического потенциала представляет собой ключевой в Российской  Фе-
дерации  центр производства и потребления информации независимо от
способов ее передачи и распространения.  При этом уровень интереса
к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфи-
ческой продукции существенно уступает уровню интереса к  телевиде-
нию, радио, Интернету как способам передачи информации.
     Сложившаяся ситуация меняет структуру воспринимаемой потреби-
телем  информации.  Концепция  вещания телевидения и радио сегодня
ориентируется преимущественно на экономический  результат  (прежде
всего,  рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что
приводит к преобладанию  развлекательных,  музыкальных,  новостных
программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просве-
тительским передачам, адресованным телезрителю и слушателю, желаю-
щему повысить свой образовательный и культурный уровень. В резуль-
тате у потребителя существенно снижается интерес и  потребность  в
чтении полиграфической продукции, особенно среди детей и молодЕжи,
так как смотреть и слушать то,  что развлекает приятнее  и  легче,
чем  читать  и вникать в смысл прочитанного.  Максимальная степень
независимости телевидения и радиовещания от потребностей  конкрет-
ного региона, в данном случае это Москва, закрепляет вышеназванную
модель теле- и радиовещания.
     Влияние  органов  власти  региона  на  концепции  вещания фе-
деральных  каналов практически отсутствует,  так как полномочия по
лицензированию и контролю за электронными СМИ закреплены за  феде-
ральными органами исполнительной власти.  Поэтому поддержка произ-
водства и распространения информационных продуктов (программ,  те-
лефильмов), соответствующая спросу на них в городе, а также созда-
ние и распространение контента,  содержание  и  качество  которого
представляется  оптимальным  для жителей города,  является задачей
Правительства Москвы и не может полностью оставаться в ведении фе-
деральных органов исполнительной власти. Международный опыт наибо-
лее успешных средств массовых телекоммуникаций и СМИ с точки  зре-
ния  качества  и разнообразия получаемой гражданами информационной
продукции показывает,  что используемые в них модели регулирования
поддержки массовых коммуникаций, выбора программной политики прин-
ципиально децентрализованы (Германия, Бельгия и т.д.). Кроме того,
вопросы регулирования находятся преимущественно в компетенции  об-
щественных структур (Франция, Германия, Великобритания).
     Москва является центром развития СМИ в  России.  Здесь  самый
высокий среднегодовой доход у населения,  именно Москва определяет
образ России в целом, следовательно, город может и должен ориенти-
роваться в показателях развития телекоммуникаций и СМИ не на сред-
нероссийские значения,  а на позиции крупнейших мировых  мегаполи-
сов.  При  этом  роль  и потенциал СМИ в обеспечении имиджа города
трудно переоценить.
     Государственная политика  сегодня  учитывает общемировые тен-
денции развития электронных массовых коммуникаций (ключевой из ко-
торых является отделение производства контента от способов его пе-
редачи) и  начинает  ориентироваться  на  принцип  технологической
нейтральности  -  отсутствие зависимости способов регулирования от
технической возможности передачи информации. Сейчас сложно прогно-
зировать  развитие  технологий,  но можно определиться с политикой
относительно содержания информационных продуктов,  передаваемых  в
наиболее доступных сетях -  эфирном,  кабельном вещании,  печатных
СМИ.  Именно содержание играет решающую роль в воздействии на соз-
нание жителей города,  их образованность,  способность к обучению,
социальной и экономической мобильности,  способность  самореализа-
ции, на качество их жизни в целом.
     Сейчас во многом развитие телекоммуникаций и СМИ  воспринима-
ется как задача, самостоятельно решаемая посредством рынка, а так-
же федерального регулирования.  Это создает ситуацию,  при которой
электронные массовые коммуникации -  ключевой элемент современного
информационного общества, недостаточно ориентированы на выполнение
задач Правительства Москвы в части информирования граждан, обеспе-
чения их образовательной,  новостной,  иной значимой информацией в
соответствии  с  политикой города в сфере воздействия на различные
социальные группы.  Технологически Москва остается лидером в сфере
развития  телекоммуникаций  и  СМИ по отношению к регионам России;
основные частные игроки (как операторы,  так и производители  кон-
тента) находятся  именно в Москве.  Однако некоторые субъекты Рос-
сийской Федерации самостоятельно,  без федеральной поддержки,  уже
начинают переход на цифровое вещание;  в ряде регионов характерис-
тики развития электронных СМИ превышают московские (по темпам рос-
та отдельных показателей).  Политика органов власти города  Москвы
по  отношению к СМИ и телекоммуникациям часто носит нескоординиро-
ванный характер,  что приводит к  дублированию  финансирования,  в
частности,  поддержке  СМИ,  чьи возможности по охвату аудитории и
концепции содержания не в полной мере  соответствуют  потребностям
города.
     В то же время сохраняется особый уровень доверия населения  к
неэлектронным,  печатным средствам массовой информации. Информиро-
вание населения о политике,  проводимой Правительством Москвы, об-
щественное обсуждение социальных проектов,  диалог, обратная связь
с жителями города возможны на страницах регулярно издаваемых газет
и  журналов.  Основа технологии,  обеспечивающей беспрепятственную
коммуникацию печатных СМИ с обществом - стабильный выход  периоди-
ки,  качественные услуги типографий и распространителей. Современ-
ные технологии печати и распространения прессы требуют  значитель-
ных инвестиций  в  материально-технические  средства.  Предприятия
участники отрасли не обладают собственными  оборотными  средствами
для  самостоятельного  развития  технологий на современном уровне.
Участие города в функционировании  полиграфической  базы,  системы
распространения печатных СМИ,  экспедиционно-логистической системы
позволяет сохранить общий темп развития отрасли и в некоторой мере
сдерживать рост стоимости печатного слова для читателей.
     Целью программы является создание в городе Москве условий для
развития СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, дос-
тупности и разнообразию лучшим международным образцам при выполне-
нии принципов информационной безопасности и  соответствия  текущим
социально-экономическим  приоритетам  города,  а  также содействие
формированию благоприятного образа Москвы  посредством  проведения
целенаправленной информационной политики Правительства Москвы.
     Соответствие приоритетным целям развития. С точки зрения раз-
вития  экономики  города  темпы  развития отрасли телекоммуникаций
превышают темпы развития экономики в целом. С точки зрения качест-
ва  и доступности государственных услуг телекоммуникации и СМИ вы-
полняют не столько роль информирования, сколько во многом формиро-
вания общественного мнения,  в том числе по отношению к детям, мо-
лодежи, пожилым людям.  В этой ситуации создание качественного ин-
формационного продукта и гарантированное доведение его до  москви-
чей становится принципиальной задачей города особенно  в  условиях

 давления информационного потока со стороны иностранных производи-
телей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов ин-
формирования жителей города о деятельности  Правительства  Москвы,
связана  также с реализацией в городе национальных проектов,  иных
значимых программ,  что в целом влияет на образ Москвы (как эконо-
мики города, так и его социального фона).

     2. ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ  РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ  ПРОГРАММ-
НО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

     Проблема создания благоприятных условий для развития  отрасли
массовых  коммуникаций в Москве характеризуется следующими особен-
ностями:
     - системность характера проблемы;
     - актуальность развития СМИ и  телекоммуникаций  для  каждого
жителя города ежедневно и напрямую;
     - недостаточный уровень межведомственного взаимодействия;
     - невозможность решения проблемы простым увеличением финанси-
рования при текущей системе управления;  необходимость  разработки
новых управленческих технологий, обеспечения качественного измене-
ния нормативной правовой базы.
     Разработка программы развития отрасли средств массовых комму-
никаций,  обеспечение максимально эффективного освещения  деятель-
ности Правительства Москвы в средствах массовой информации, а так-
же реализация поставленных задач, возможны только при значительной
межведомственной координации  и  требуют вовлечения органов власти
города Москвы.
     Преимущества достижения поставленных задач программно-целевым
методом обусловлены:
     - необходимостью  и возможностью оценки мероприятий по созда-
нию условий для развития отрасли телекоммуникаций и СМИ и формиро-
ванию  имиджа Москвы в терминах конечных результатов и закрепления
ответственности за значения показателей;
     - необходимостью  выстраивания программы работ,  как минимум,
на среднесрочную перспективу,  поскольку решение задач по созданию
условий  для развития отрасли массовых коммуникаций связаны с раз-
витием инфраструктуры и не  могут  быть  полностью  реализованы  в
краткосрочном периоде.
     3. ХАРАКТЕРИСТИКА  И  ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРОБЛЕМНОЙ
СИТУАЦИИ В РАССМАТРИВАЕМОЙ СФЕРЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОГРАММНО-ЦЕ-
ЛЕВОГО МЕТОДА

     Прогноз развития  отрасли средств массовых коммуникаций и СМИ
в Москве в условиях отсутствия программно-целевого метода отражает
тенденцию к последовательному снижению темпов роста ключевых пока-
зателей развития отрасли.  Так, последние два года последовательно
снижается количество ежегодно регистрируемых в Москве  печатных  и
электронных СМИ. Темп снижения тиражей газет практически в три ра-
за выше,  чем в среднем по России. В соответствии с общероссийской
тенденцией последовательно снижается интерес жителей города к чте-
нию и полиграфической продукции в целом (книги,  газеты, журналы).
Не  используются в полной мере возможности Правительства Москвы по
позитивному информационному воздействию на жителей города с  целью
реализации  социально-экономической политики через наиболее эффек-
тивный канал коммуникаций - печатные и электронные СМИ.
     При отсутствии программно-целевого метода может произойти ут-
рата лидерства Москвы в сфере развития СМИ среди других  субъектов
Российской Федерации  (по  таким  показателям,  как рост отрасли),
прежде всего за счет перемещения компаний в иные регионы  с  более
активной государственной политикой в данной сфере. Размытость пол-
номочий в условиях отсутствия программы с определением ответствен-
ности  за  результат приведет к фрагментарности освещения деятель-
ности Правительства Москвы и отдельных органов власти,  отсутствию
ясного и четкого понимания скоординированной работы органов испол-
нительной власти города в сфере телекоммуникаций и СМИ.

     4. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,  ОЦЕНКА ПРЕИМУЩЕСТВ И
РИСКОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

     Существуют следующие  альтернативные  варианты развития теле-
коммуникаций и средств массовой информации в городе Москве:
     1. Развитие  телекоммуникаций  и  средств массовой информации
всеми органами исполнительной власти города Москвы при номинальном
закреплении данной сферы за  Комитетом  по   телекоммуникациям   и

средствам массовой информации города Москвы (далее - Комитет)  или
сохранение статус-кво.
     Основным преимуществом данного варианта  является  отсутствие
необходимости увеличения средств, выделяемых на развитие отрасли.
     Основные риски данного варианта связаны с:
     - отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности,
связанных с развитием отрасли телекоммуникаций и средств  массовой
информации;
     - замедлением темпов развития отрасли в связи  с  отсутствием
системных,  комплексных  мероприятий,  скоординировано реализуемых
несколькими органами исполнительной власти города Москвы;
     - дублированием расходов на одинаковые по целевой аудитории и
содержанию средства массовой информации.
     2. Комплексное решение проблемы в рамках единой городской це-
левой программы.
     Можно выделить  следующие основные преимущества данного вари-
анта решения проблемы:
     - наличие  четких  и  измеримых результатов оценки реализации
программных мероприятий;
     - повышение  эффективности реализуемых мероприятий за счет их
скоординированной реализации несколькими  органами  исполнительной
власти города Москвы;
     - расширение спектра реализуемых мероприятий (воздействие  на
новые  целевые аудитории,  а также расширение спектра используемых
инструментов) за счет их скоординированной реализации  несколькими
органами исполнительной власти города Москвы.
     Основные риски данного варианта связаны с необходимостью  ад-
министрирования процесса реализации программы, а также с необходи-
мостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий.

     5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ И  ЗАДАЧАМ,  МЕРОПРИЯТИЯМ  ПРОГРАММЫ,
ЦЕЛЕВЫМ ИНДИКАТОРАМ И ПОКАЗАТЕЛЯМ,  ПОЗВОЛЯЮЩИМ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕА-
ЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ

     Для достижения поставленной в Концепции цели требуется  выде-
лить следующие направления деятельности,  соответствующие решаемым
задачам:
     1. Создание  условий  для  развития  отрасли печатных средств
массовой информации.
     2. Создание условий для развития электронных средств массовой
информации.
     3. Поддержка чтения.
     4. Развитие инфраструктуры книжного рынка.
     5. Развитие  легального  рынка  аудиовизуальной и программной
продукции.
     6. Производство и распространение отечественных телефильмов.
     7. Кадровая поддержка развития отрасли.
     8. Информационная  поддержка деятельности Правительства Моск-
вы.
     5.1. Создание  условий  для развития отрасли печатных средств
массовой информации

     Ситуация с производством и распространением  печатных  СМИ  в
Москве  характеризуется значительным разнообразием продаваемых СМИ
при неравномерности распределения точек распространения по районам
города,  а  также  неравномерным распределением социально значимых
СМИ (включая издаваемые при поддержке города)  по  стационарным  и
нестационарным точкам продаж.  Несмотря на принятие ряда норматив-
ных правовых актов в  данной  сфере  (постановления  Правительства
Москвы  от 25 апреля 2006 г.  N 274-ПП "Об упорядочении размещения
объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы",  от  27
февраля  2007 г.  N 122-ПП "Об утверждении Регламента подготовки в
режиме "одного окна" Комитетом по  телекоммуникациям  и  средствам
массовой информации города Москвы разрешения на размещение объекта
мелкорозничной сети для распространения печатной продукции с рук")
доступность точек продаж печатных СМИ существенно ниже европейских
норм.  Правовая база требует дальнейшего развития и для достижения
эффекта шаговой доступности печатных СМИ для различных районов го-
рода,  в том числе в местах нового строительства. Данная задача не
решается исключительно рыночными механизмами.  Установка киосков и
тем более обеспечение решения задачи ее социально значимыми печат-
ными СМИ, требует значительных издержек. В данный момент апробиру-
ются механизмы конкурсного распределения  мест  для  строительства
киосков  с включением в требования к победителю по распространению
социально значимых СМИ, однако это конструктивное направление не-
обходимо распространять на все новые объекты строительства, разви-
вать правовые и экономические механизмы.
     Целью по данному направлению является увеличение  доступности
печатных СМИ для жителей города.
     Задачи:
     1. Создание  условий  для расширения сети распространения пе-
чатной продукции и сокращение логистических издержек.
     2. Расширение  сети распространения социально значимой перио-
дической печатной продукции.
     3. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подве-
домственных полиграфических предприятий.
     Для решения  поставленных проблем Комитет располагает следую-
щими инструментами.
     1. Создание  условий  для расширения сети распространения пе-
чатной продукции и сокращение логистических издержек.
     Для решения данной задачи Комитет:
     - выдает разрешения  на  размещение  нестационарных  объектов
("ручников").  Представляется  целесообразным  с  целью  повышения
удобства заявителей и  эффективности  исполнения  административных
процедур разработать административный регламент исполнения функции
по выдаче таких разрешений;
     - определяет конкурсные условия и проводит конкурс по распре-
делению возводимых  стационарных  точек  распространения  печатной
продукции.  Целесообразно  включить во все инвестиционные конкурсы
по распределению земельных участков под строительство  офисов  или
жилых домов обязательство застройщика по возведению  площадей  для
размещения стационарных точек распространения печатной продукции;
     - взаимодействует  с  префектурами  административных  округов
города Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг города
Москвы,  Департаментом имущества г.  Москвы, Москомархитектурой по
выделению  участков  для  создания киосков мелкорозничной торговли
печатной продукции в районах существующей застройки,  а также  под
логистические комплексы распространения печатной продукции; выдаче
разрешений на торговлю;
     - заключает соглашения совместно с крупнейшими сетями  супер-
маркетов или магазинов шаговой доступности об обязательном включе-
нии  в  ассортимент  печатной  продукции совместно с Департаментом
потребительского рынка и услуг города Москвы;
     Для повышения эффективности деятельности Комитета по  данному
направлению  представляется целесообразным создать постоянно дейс-
твующий координационный совет,  объединяющий представителей  круп-
нейших издательств периодической печатной продукции, логистических
компаний,  владельцев и арендаторов точек распространения, общест-
венных организаций отрасли,  а также представителей Межведомствен-
ной комиссии по вопросам потребительского рынка,  ГУП  "Московский
метрополитен", ГУП  "Гормост",  префектур административных округов
города Москвы,  Департамента потребительского рынка и услуг города
Москвы.  Цель  данного координационного совета состоит в выработке
правил регулирования рынка распространения печатной продукции.
     2. Расширение  сети распространения социально значимой перио-
дической печатной продукции.
     Для решения данной задачи Комитет включает в конкурсные усло-
вия пункт о получении точек для торговли печатной продукцией и пе-
речень требований по распространению социально значимой продукции.
     Необходимо расширить взаимодействие с почтой, ТСЖ, транспорт-
ными предприятиями,  студенческими отрядами по распространению пе-
чатной продукции.
     3. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подве-
домственных полиграфических предприятий.
     К основным  полиграфическим предприятиям Правительства Москвы
относятся: ОАО "Полиграфический комплекс "Пушкинская площадь", ИПК
"Московская правда", ГУП "Вымпел", ГУП Типография "На Люсиновской"
и ряд других.
     Все предприятия,  за  исключением  ОАО  "Пушкинская площадь",
нуждаются в технической модернизации,  в некоторых случаях  доста-
точно значительной.  Однако, следует отметить, что полиграфические
предприятия во всем мире традиционно является самым  неблагоприят-
ным звеном в цепочке создания добавленной стоимости при производс-
тве любой полиграфической продукции. Иными словами, доля стоимости
(и прибыли), приходящаяся на полиграфические предприятия минималь-
на.
     Кроме того,  отрасль, с одной стороны, испытывает разрушающее
влияние конкуренции из-за низких входных барьеров (при  оборудова-
нии низкого качества и обеспечиваемым им спектром услуг). С другой
стороны,  приобретение качественного оборудования при  техническом
перевооружении (например,  при переходе на цветную печать) требует
существенных инвестиций,  срок окупаемости которых (в  силу  малой
прибыли) достаточно велик.
     Мировые тенденции развития полиграфической отрасли,  а  также
политика,  реализуемая Федеральным агентством по печати и массовым
коммуникациям по отношению к подведомственным предприятиям, состо-
ят в консолидации предприятий и создании  многопрофильных  холдин-
гов, оказывающих максимально широкий спектр услуг.
     Правительство Москвы  уже  располагает  одним полиграфическим
холдингом -  ОАО "Пушкинская площадь",  максимально конкурентоспо-
собным в условиях России.  Следовательно,  расходовать средства на
обширную инвестиционную программу других полиграфических предприя-
тий нецелесообразно.
     Говоря о политике  по  отношению  к  частным  полиграфическим
предприятиям, следует сосредоточить усилия на взаимодействии с об-
щественными объединениями отрасли и,  в случае  необходимости,  на
административной  и законодательной поддержке выдвигаемых ими ини-
циатив.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Количество точек распространения печатной продукции  (ста-
ционарных  и  нестационарных) на 1000 жителей по различным районам
города Москвы.
     2. Количество  точек распространения печатной продукции (ста-
ционарных и нестационарных) в городе.
     3. Количество  точек распространения печатной продукции (ста-
ционарных и  нестационарных) на 1 кв.км по различным районам горо-
да.
     4. Доля точек распространения печатной продукции,  в  которых
присутствует социально значимая продукция;
     5. Тираж печатных СМИ,  издаваемых при поддержке Комитета,  а
также тираж печатных СМИ,  издаваемых при поддержке органов испол-
нительной власти города Москвы и объемом бюджетного финансирования
отрасли.

     5.2. Создание условий для развития электронных средств массо-
вой информации

     Основной целью московских телерадиокомпаний  является  макси-
мальное  удовлетворение  потребностей аудитории,  в первую очередь
Московского региона, в обеспечении конституционного права граждан
на получение социально значимой информации,  а также информации о
различных сферах жизни города, государства и общества в целом.
     Москва традиционно  является центром притяжения для компаний,
работающих в сфере телекоммуникаций и электронных средств массовой
информации.  В  настоящее время существуют устойчивые мировые тен-
денции в сфере производства и распространения электронных  средств
массовой  информации  и  систем  массовых коммуникаций.  Первая из
них - использование цифровых технологий и переход к цифровому  ве-
щанию. В Европе переход от аналогового к цифровому наземному эфир-
ному вещанию запланирован к 2012,  в России - к 2015 году. Исполь-
зование  цифровых методов обработки сигналов позволяет существенно
увеличить емкость  существующих  частотных  каналов,  приводит  не
только  к  совершенно новому набору и качеству предоставляемых ус-
луг,  но и ставит новые задачи по созданию условий  для  адаптации
сферы массовых коммуникаций и пользователей к рыночным условиям, а
также нормативно-правовому обеспечению.  Активно развивается теле-
видение высокой четкости (ТВЧ),  на которое уже ориентируется зна-
чительное число производителей  телевизионных  приемников.  Вторая
тенденция - развитие новых видов услуг, обеспечивающих распростра-
нение телерадиоконтента по мультисервисным сетям,  домовым  компь-
ютерным сетям,  по сетям фиксированной и мобильной телефонной свя-
зи. Многие субъекты Российской Федерации в инициативном порядке (а
также  при поддержке федеральных органов) проводят собственные ра-
боты в данном новом и комплексном направлении развития электронных
СМИ.
     Крупнейшим оператором  сетей  кабельного телевидения в городе
Москве является ОАО "Мостелеком", сети которого охватывают 9 адми-
нистративных округов города Москвы (кроме Юго-Восточного админист-
ративного округа города Москвы).
     В настоящее время ОАО "Мостелеком"  ведет строительство новой
широкополосной мультисервисной сети, отвечающей требованиям совре-
менных технологий.  Создание указанной сети  позволит  существенно
повысить техническое качество телевещания,  обеспечить распростра-
нение 27-ми и более ТВ каналов,  включая спутниковые  (в  открытом
аналоговом доступе).  Срок окончания работ -  2009 год. Мультисер-
висная сеть даст возможность организовать  общегородскую  инфраст-
руктуру сбора телеметрических данных с жилого фонда и повысить эф-
фективность работы общегородских коммунальных служб.  Кроме  того,
пользователи сети получат дополнительную возможность доступа в Ин-
тернет.
     Другим крупным  сетевым  оператором  является ЗАО "Комкор-ТВ"
(торговая марка AKADO).  Оператор ведет активное строительство се-
тей,  обеспечивающих жителей качественным телевизионным вещанием и
дополнительными услугами.  В зоне охвата сети полностью  находятся
четыре административных округа города Москвы:  Центральный,  Севе-
ро-Восточный,  Северо-Западный и Зеленоградский.  Кроме того, сеть
охватывает  большие участки территории в Западном,  Юго-Западном и
Южном административных округах города Москвы.
     Для информирования населения о различных сферах жизни города,
государства и общества в целом Правительством Москвы учреждены те-
лерадиокомпании "ТВ Центр",  "ТВ Столица", "ТВ Столица плюс", Кон-
церн "Радио-Центр"  и "Школьник ТВ".  Сегодня телеканал "ТВ Центр"
по охвату аудитории далеко вышел за рамки регионального. Его пере-
дачи смотрят более чем в 460 городах и населенных пунктах 76 реги-
онов России.  Аудитория канала -  свыше 90 миллионов зрителей (62%
населения страны).  Сохранив в  качестве  определяющей  социальную
направленность  вещания,  телеканал в условиях резко обострившейся
конкуренции увеличил постоянную аудиторию в Москве на 9,5%, в Рос-
сии - на 13,8%.  Завершилось принципиальное формирование сетки ве-
щания, подготовлены и вышли в эфир 15 новых цикловых телепроектов,
большинство которых хорошо приняты аудиторией,  получили признание
телевизионного сообщества.
     Телеканал "ТВ Столица"  является городским кабельным информа-
ционным круглосуточным каналом,  осуществляющим  вещание  на  всей
территории города.
     Полноценно функционирует созданный в 2006 году кабельный  те-
леканал "Столица плюс" на 11 специальном канале.
     Телекомпания "Школьник ТВ"  производит школьные учебные прог-
раммы и образовательные фильмы для московских школ,  которые  рас-
пространяются также в других регионах России в  пакете телеканалов
компании "Космос ТВ".
     Концерн "Радио-Центр" формирует программы радиостанций "Гово-
рит Москва"  и "Общественное Российское Радио".  В настоящее время
аудитория радиостанции "Говорит Москва"  составляет 900 тыс. чело-
век.   Радиостанция  "Общественное  Российское  Радио"  за  период
2006-2007 гг.  на треть расширила сеть городов вещания и в настоя-
щее  время осуществляет трансляцию радиопрограмм в эфире 33 регио-
нов России,  потенциальная аудитория радиослушателей составляет 20
млн. человек.
     В связи с развитие цифровых технологий вещания и производства
контента  стоит острейшая проблема технической модернизации обору-
дования телекомпаний,  находящихся в ведении города  ("ТВ  Центр",
"ТВ  Столица",  "Столица Плюс",),  создание собственной производс-
твенной базы телеканала "ТВ  Столица".  Сегодня  физический  износ
технологического оборудования ОАО "ТВ Центр" составляет около 70%,
устарело программное обеспечение, требуется модернизация комплекса
подготовки  и выдачи в эфир информационных программ канала.  Стоит
задача обеспечить доставку программ "ТВ Столица"  и "Столица Плюс"
до каждой московской квартиры.
     Говоря о  развитии  инфраструктуры  и  техническом  оснащении
электронных СМИ, необходимо отметить потребности кабельных телека-
налов "ТВ Столица"  и "Столица плюс"   в выделении  дополнительных
помещений для размещения и строительстве новых студий. В настоящее
время технологическое оборудование телеканала "ТВ Столица" мораль-
но и физически устарело, а телеканал "Столица плюс", не имея собс-
твенного оборудования, арендует его у Департамента имущества горо-
да Москвы.
     Требует выхода на качественно новый уровень городское  радио-
вещание.
     Особым вопросом является содержательное наполнение теле-, ра-
диоканалов.  Московские теле- и радиоканалы несут большую  общест-
венную  нагрузку.  Широко  освещается  деятельность  Правительства
Москвы по реализации программ социальной направленности.  При этом
одной из основных задач является наглядная информационная поддерж-
ка реализации в Москве приоритетных национальных проектов, ежегод-
ных программ социально-экономического развития города.
     Цели: создание  в городе условий для развития электронных СМИ
и телекоммуникаций,  соответствующих по  качеству,  доступности  и
разнообразию  лучшим международным образцам при соблюдении принци-
пов информационной безопасности и  соответствия  текущим  социаль-
но-экономическим приоритетам города.
     Задачи:
     1. Разработка технической политики,  направленной на развитие
электронных СМИ и телекоммуникаций.
     2. Обеспечение  всех жителей города многоканальным качествен-
ным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных  обще-
доступных теле- и радиоканалов и предоставление дополнительных ус-
луг.
     3. Техническое обеспечение распространения контента,  создан-
ного при поддержке Правительства Москвы.
     4. Выработка  и  апробация механизмов перехода от аналогового
на цифровое вещание.
     5. Совершенствование нормативно-правовой базы развития элект-
ронных СМИ.
     Для решения  поставленных проблем Комитет располагает следую-
щими инструментами:
     1. Разработка программной и технической политики,  направлен-
ной на развитие электронных средств массовой информации
     Основное направление  развития  технической  инфраструктуры -
модернизация оборудования компаний,  поддерживаемых Правительством
Москвы ("ТВЦ",  "ТВ Столица",  "Столица Плюс"),  создание аппарат-
но-студийного комплекса  Концерна  "Радио-Центр",  обеспечивающего
производство и трансляцию с помощью современных средств телекомму-
никаций, необходимого количества специализированных (тематических)
радиоканалов.
     Одним из направлений развития  регионального  вещания  канала
"ТВ Центр" должно стать создание проектов спутникового распростра-
нения совместных программ, где программа канала "ТВ Центр" исполь-
зуется в качестве "несущей".
     С переходом окружных студий кабельного телевидения на отдель-
ный канал,  "ТВ Столица" становится городским круглосуточным кана-
лом, а телеканал "Столица Плюс" - территориальным каналом окружно-
го и районного уровня. В связи с этим остро стоит задача полноцен-
ного  содержательного  наполнения  телеканалов.  Необходимо  более
конструктивное, тесное взаимодействие держателя лицензии - телека-
нала "Столица Плюс"  с окружными студиями кабельного телевидения в
целях более значительного обеспечения его содержательного наполне-
ния,  включая подготовку регламентов  взаимодействия,  определение
требований к окружным студиям кабельного телевидения,  условий со-
финансирования в зависимости от допуска к эфиру районных и  окруж-
ных студий на определенное время.
     В части кабельного телевидения, наиболее значимого для города
способа доставки сигнала до конечного потребителя,  требуется раз-
витие конкуренции и обеспечение полного охвата  жителей  вещанием.
Рост  тарифов и особенности продажи услуги (пакеты каналов) на ка-
бельное телевидение,  особенно для  социально  незащищенных  групп
граждан,  приводит к увеличению доли затрат жителей на телевидение
в общем доходе.
     Условием поддержки  кабельных  каналов должно быть проведение
ими определенной политики,  ориентированной на  клиента,  а  также
предоставление определенного времени вещания для целей, определяе-
мых органами государственной власти города Москвы.
     Требуется разработка  механизмов  поддержки социально незащи-
щенных слоев населения в части доступа к телеканалам (прежде  все-
го,  отсутствие ущемления данных категорий населения при доступе к
пакетам каналов), а также при переходе к цифровому вещанию.
     2. Разработка  методологии и организация на постоянной основе
мониторинга объема и качества услуг электронных СМИ  и  операторов
телекоммуникаций  и  связи,  распространение  телерадиоконтента на
территории города Москвы и стоимости услуг указанных операторов, а
также мониторинга программного наполнения городских телеканалов.
     Полномочия органов власти субъекта  Российской  Федерации  не
позволяют  осуществлять  функцию  контроля  за работой электронных
средств массовой информации.  В этой связи актуальным является ор-
ганизация  на  постоянной основе в городе мониторинга объема и ка-
чества услуг электронных СМИ и операторов телекоммуникаций и  свя-
зи,  занимающихся  распространение телерадиоконтента на территории
города Москвы и стоимости услуг указанных операторов,  а также мо-
ниторинга программного наполнения городских телеканалов.
     В целях систематизации этой работы необходимо  также  создать
постоянно обновляемую городскую базу данных электронных СМИ и опе-
раторов телекоммуникаций и связи.  В  ней  будет  аккумулироваться
техническая информация, в первую очередь, данные по социально-эко-
номическим  аспектам отрасли:  тарифная политика,  доступность тех
или иных услуг по территориальному и социальному  принципам,  доля
затрат  на получение по телекоммуникационным сетям теле- и радиоп-
рограмм в бюджете жителей города и иные значимые параметры.
     Создание (в том числе во взаимодействии с действующими систе-
мами  мониторинга зрительской аудитории телеканалов) системы мони-
торинга и базы данных по телекоммуникационным операторам и  элект-
ронным  СМИ позволит городу взять на себя оперативное реагирование
на низкое качество  вещания  (как  правило,  население  обращается
именно в городские органы власти, не делая разницу между федераль-
ными,  региональными и муниципальными полномочиями), участвовать в
формировании  тарифной  политики  операторов  и электронных СМИ за
счет участия города в программах развития сетей,  системно органи-
зовать работу с жалобами населения.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Количество электронных СМИ и телекоммуникационных операто-
ров, их перечень и объемы их бюджетного финансирования.
     2. Перечень предоставляемых услуг.
     3. Качество предоставляемых услуг, качество трансляции, коли-
чество каналов и т.п.
     4. Доля аналогового и цифрового вещания.
     5. Социально-экономические  показатели:  охват,  стоимость по
различным видам услуг,  доля затрат на получение по телекоммуника-
ционным сетям теле- и радиопрограмм в среднем доходе жителей горо-
да и т.д.
     6. Охват  аудитории  телеканалов  "ТВ  Центр",  "ТВ Столица",
"Столица плюс" и радиостанции "Говорит Москва"
     7. Возможность выбора абонентом пакета каналов
     8. Объем бюджетного финансирования в расчете на одного  поль-
зователя (абонента).

     5.3. Поддержка чтения

     Миссия, направленная на поддержку чтения состоит в том, чтобы
сформировать у москвичей ясное понимание того,  что их  социальный
статус, профессиональный рост, возможности самореализации напрямую
связаны с уровнем их литературной грамотности,  со степенью освое-
ния мирового и отечественного литературного наследия.
     В настоящий момент книжная отрасль в России функционирует  на
рыночных  принципах  и,  следовательно,  основным  ориентиром  для
участников рынка является извлечение прибыли. Между тем традицион-
но книга выполняет важнейшие культурные, социальные, образователь-
ные и просветительские функции,  для реализации которых, как пока-
зывает мировой опыт,  необходима государственная поддержка. В рам-
ках политики Правительства Москвы по отношению к  жителям  города,
базирующейся  на принципах социальной ответственности,  совершенно
необходимо создание равного культурного и  социального  пространс-
тва,  обеспечение высоких стандартов жизни каждого москвича в дан-
ной сфере.
     Между тем,  для России характерно сокращение доли активно чи-
тающих людей,  составляющей сейчас в  России  приблизительно  23%,
тогда как в развитых странах - приблизительно 52 - 56%.  Доля сис-
тематически читающей  молодежи  в Российской Федерации снизилась с
48%  (1991 г.) до 28%  (2005 г).  Если в 1991 г. 79% жителей нашей
страны  читали  хотя бы одну книгу в год,  то в 2005 г.  эта цифра
составила 63%.  В 1991 г.  61%  россиян ежедневно читали газеты, в
2005  г.  - только 24%.  Для журналов аналогичные цифры составляют
16% и 7%  соответственно. В 70-е годы регулярно читали детям в 80%
семей,  сегодня - только в 7%.  Выбор и профессиональной,  и худо-
жественной литературы для чтения говорит о падении  вкуса  даже  в
интеллектуальной среде.
     С одной стороны, падение интереса к книгам обусловлено объек-
тивным снижением значимости книг как источников информации. С дру-
гой стороны,  данная ситуация усугубляется следующими  негативными
тенденциями развития книжного рынка в городе Москве:
     - падение качества производимой продукции;
     - недостаточное количество книжных магазинов;
     - сокращение ценовой доступности книжной продукции.
     Следует подчеркнуть,  что реализация программы поддержки чте-
ния состоит не в попытке замены рыночных отношений в  книжной  от-
расли города Москвы административными мерами, а представляет собой
лишь мягкую корректировку рыночных стимулов рыночными же методами.
     Цель данного  направления - увеличение числа активных читате-
лей среди жителей Москвы.
     Задачи:
     1. Увеличение тиражей и количества названий качественной  ли-
тературы, в том числе выпуск аудиокниг;
     2. Расширение сети распространения литературы;
     3. Обеспечение равных возможностей доступа к качественной ли-
тературе для различных категорий жителей города Москвы;
     4. Информационная поддержка реализуемых мероприятий.
     Для решения поставленных проблем Комитет располагает  следую-
щими инструментами.
     1. Увеличение тиражей и количества названий качественной  ли-
тературы.
     Инструментом Правительства Москвы,  направленным  на  решение
задачи  по  увеличению  тиражей и количества названий качественной
литературы  является  книгоиздательская  программа   Правительства
Москвы, реализуемая Городским советом по книгоизданию и Комитетом.
     Требуется изменить систему формирования программы.  Целесооб-
разно сформировать тематические направления качественной литерату-
ры,  издание которой поддерживается Правительством Москвы,  и пре-
доставлять средства тем издательствам, продукция которых в большей
степени соответствует приоритетам, установленным Городским советом
по книгоизданию.  Иными словами,  необходимо перейти от  характера
формирования издательского портфеля,  когда инициатива по формиро-
ванию тематики принадлежит издательствам,  к активной политике оп-
ределения направлений и тематики литературных произведений.
     В первом  приближении можно определить целевую нишу литерату-
ры,  поддерживаемую в рамках издательской программы  Правительства
Москвы,  как книги, направленные на формирование толерантного соз-
нания и профилактику экстремизма в  обществе,  развитие  межнацио-
нального общения,  патриотическое воспитание граждан,  проекты  по
истории города Москвы,  посвященные его жителям, проекты по науке,
культуре,  книги, направленные на пропаганду здорового образа жиз-
ни,  лучших достижений в сфере науки, культуры и искусства, проек-
ты,  посвященные памятным датам истории Отечества, проекты для де-
тей и молодежи, классическую литературу. Более детальное определе-
ние должно быть разработано Городским советом по книгоизданию.
     При определении возможности и условий предоставления поддерж-
ки при отборе конкретных проектов, в качестве вспомогательных кри-
териев при сравнении заявок различных проектов, кроме литературно-
го содержания книги, целесообразно использовать такие критерии как
качество издания, стоимость, включая стоимость печати и вознаграж-
дение  издательства,  доля  издательства по финансированию издания
книги, возможности издательства по распространению тиража.
     2. Расширение сети распространения литературы.
     Можно выделить следующие каналы распространения литературы  и
соответствующие  им инструменты обеспечения продвижения качествен-
ной литературы:
     1. Городские публичные библиотеки.
     Инструменты распространения:  подготовка совместного  проекта
между Комитетом и Департаментом культуры города Москвы о направле-
нии определенной доли тиража во все городские библиотеки.
     2. Школьные библиотеки.
     Инструменты распространения:  заключение соглашения между Ко-
митетом  и  Департаментом  образования города Москвы о направлении
определенной доли тиража во все школьные библиотеки.
     3. Подведомственные книжные магазины:  "Московский дом книги"
и "Эдельвейс".
     Инструменты распространения:  установление требований по обя-
зательному распространению определенной доли тиража  всех  книг  в
рамках программы.
     4. Книжные магазины, неподведомственные Комитету.
     Инструменты распространения:
     - включение в условия поддержки проектов издательства  обяза-
тельств издательства по распространению части тиража через книжные
магазины и использование в качестве вспомогательного критерия под-
держки издательства по распространению продукции;
     - активная информационная политика Комитета среди книжных ма-
газинов по продвижению издаваемых книг.
     Более подробно проблема расширения инфраструктуры книжных ма-
газинов  рассматривается  при описании следующего направления дея-
тельности Комитета.
     3. Обеспечение  равных возможностей по доступу к качественной
литературе для различных категорий жителей города Москвы.
     Подготовка совместного проекта Комитетом и Департаментом пот-
ребительского рынка и услуг города Москвы, предусматривающего воз-
можность приобретения обладателями социальной карты москвича книж-
ной продукции по льготным ценам.
     Подготовка совместного  проекта Комитетом и рядом заинтересо-
ванных органов исполнительной власти  города  Москвы  (Департамент
семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент социаль-
ной защиты населения города  Москвы),  предусматривающего  возмож-
ность  распространения  книжной продукции при получении гражданами
каких-либо социальных услуг (например,  при  получении  социальной
ипотеки и т.п.).
     4. Информационное сопровождение реализации Программы.
     Реализация данной Программы должна сопровождаться  комплексом
информационных мероприятий пропагандирующего характера:
     - организация проведения массовых мероприятий, пропагандирую-
щих чтение,  приобщающих детей  к  книге: разнообразные  конкурсы,
фестивали, школьные олимпиады, встречи с писателями;
     - заказ популяризирующих программ на телеканалах и радиостан-
циях,  с которыми взаимодействует Комитет в рамках своей  деятель-
ности;
     - осуществление информирования  о  возможности  использования
социальной  карты  москвича  для получения скидок при приобретении
книг (размещение плакатов в  поликлиниках,  Собесах,  организациях
инвалидов и т.п.).
     5. Проведение книжных выставок и ярмарок,  в том  числе  сов-
местно  с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникаци-
ям.
     6. Проведение  совместно  с крупнейшими издательствами специ-
альных акций по продаже книг со скидкой определенным группам насе-
ления (студентам, пенсионерам).
     7. Мониторинг книжной продукции,  выпускаемой  при  поддержке
других органов исполнительной власти города Москвы.
     Следует отметить, что реализация данной Программы должна соп-
ровождаться информационной поддержкой, призванной представлять об-
раз Москвы как одного из крупнейших в мире  культурных  центров  и
работать  на  имидж Правительства Москвы,  четко придерживающегося
принципов социальной и культурной ответственности  перед  жителями
города.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Доля жителей города Москвы, являющихся активными читателя-
ми (по результатам опросов).
     2. Общий выпуск книг в рамках программы на 1 тысячу населения
в год, в том числе для семейного чтения.
     3. Объем реализации литературы (в том числе бесплатной),  из-
данной в рамках издательской программы.
     4. Среднее  количество  выдач одной книги,  изданной в рамках
программы, в городских библиотеках Москвы за одной год (на основа-
нии выборки).

     5.4. Развитие инфраструктуры книжного рынка

     Данное направление  деятельности Комитета имеет вспомогатель-
ное значение по отношению к направлению "Программа поддержки  чте-
ния".  Если "Программа поддержки чтения" больше концентрируется на
вопросах содержания книжной продукции,  то данное направление свя-
зано с инфраструктурой распространения книг.
     Основная проблема инфраструктуры распространения книг в Моск-
ве состоит в том, что количество книжных магазинов в Москве недос-
таточно и существенно отстает от количества  магазинов  в  городах
Европы  (например,  в Москве действует 300 книжных магазинов,  а в
Париже - около 3000).  С одной стороны,  данная ситуация  является
объективным  следствием  развития интернет-торговли и ростом стои-
мости приобретения или аренды недвижимости. Однако, учитывая боль-
шие территориальные размеры Москвы,  а также тот факт, что для су-
щественной части населения книжные магазины являются  единственным
способом приобретения книг,  Правительство Москвы, в рамках созда-
ния единого культурного пространства города, должно способствовать
увеличению количества книжных магазинов.
     Цель данного направления: увеличение количества книжных мага-
зинов и их площади.
     Задачи:
     1. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подве-
домственных книжных магазинов.
     2. Создание условий для развития коммерческих книжных магази-
нов, в том числе малого и среднего бизнеса.
     Для решения стоящих задач Комитет располагает следующими инс-
трументами.
     1. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подве-
домственных книжных магазинов.
     Целесообразно реализовать  в качестве одного из вариантов по-
вышения эффективности -  привлечение на конкурсной основе к управ-
лению  подведомственными  предприятиями частных управляющих компа-
ний, получающих процент от чистой прибыли управляемых предприятий.
     2. Создание условий для развития коммерческих книжных магази-
нов.
     Разработка вариантов расширения площадей книжных магазинов.
     Привлечение участников рынка к созданию городской  справочной
службы,  содержащей сведения об ассортименте и стоимости продукции
в книжных магазинах города Москвы.
     Также может  рассматриваться  создание  сети  книжных  интер-
нет-магазинов с оперативной доставкой (в качестве поддержки малого
предпринимательства молодежи),  рекламой магазинов за счет бюджета
Комитета.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Количество книжных магазинов в городе.
     2. Площадь книжных магазинов в городе на душу населения.
     3. Объем продаж печатной продукции (товарооборот)  в  расчете
на душу населения.
     4. Динамика прибыли  подведомственных  книжных  магазинов  на
рынке Москвы по сравнению с динамикой книжного рынка города.
     5. Отношение средней цены книги к среднему  месячному  доходу
населения (используется  исключительно в режиме мониторинга,  а не
постановки цели).

     5.5. Развитие  легального  рынка  аудио,  видео и программной
продукции

     Правительство Москвы,  городские  правоохранительные органы и
судебная система активно работают  по  пресечению  изготовления  и
распространения  в  городе  контрафактной  продукции,  в том числе
контрафактных CD и DVD дисков. При этом основное внимание уделяет-
ся обеспечению устойчивого функционирования потребительского рынка
города,  защите его от контрафактной и фальсифицированной  продук-
ции.  Наиболее  проблемными местами сегодня являются открытые роз-
ничные рынки и ситуация с лоточной торговлей.
     В отношении  рынков  Правительство  Москвы города активно ис-
пользует предоставленные последними изменениями в законодательстве
права  в  области определения форм организации торговли в городе и
контроля за деятельностью администраций рынков.  В частности, при-
нято решение о закрытии в Москве в течение 2007 года открытых рын-
ков, специализирующихся на торговле промышленными товарами и заме-
не их на торговые комплексы современных форматов. В таких комплек-
сах используются не только кассовые аппараты,  но и ведется элект-
ронный учет продаваемой продукции, обеспечивается ее полная серти-
фикация.  Таким образом, Правительство Москвы перекрывает доступ к
потребителю основной части распространителей контрафактной продук-
ции.
     В отношении работающих в городе открытых рынков,  в соответс-
твии с Федеральным законодательством, применяются меры для органи-
зации ответственной работы управляющих компаний, которые не должны
допускать к торговле предприятия и предпринимателей,  не прошедших
установленных процедур регистрации или привлекающих к работе неза-
конных мигрантов.  Исключение этих факторов обеспечит прозрачность
работы продавцов и станет препятствием для  продажи  фальсифициро-
ванной и контрафактной продукции.
     Вместе с тем,  новое законодательство об организации торговли
нуждается в определенной доработке, особенно в части конкретизации
мер по привлечению к ответственности управляющих  компаний  рынков
за  допущенные  на рынках нарушения.  Правоприменительная практика
показала необходимость более четкого формулирования в законе усло-
вий и процедуры таких действий.
     Несколько иная ситуация складывается сегодня в сфере лоточной
торговли. Правовым  актом  Российской Федерации с 27 марта 2007 г.
лоточная торговля CD и DVD-дисками полностью запрещена.  Учитывая,
что она ведется стихийно,  бороться с ней можно,  только привлекая
сотрудников органов внутренних дел, которые будут пресекать каждый
подобный случай.
     Из-за высокой прибыльности  лоточной  торговли,  существующие
административные рычаги в виде штрафов и конфискации распространя-
емой продукции не приводят к неприемлемым для торговца контрафакт-
ной продукцией экономическим последствиям.  Тем не менее, действия
правоохранительных органов Москвы в этом направлении  в  последнее
время заметно активизировались. В I квартале 2007 г. к ответствен-
ности за несанкционированную торговлю  и  распространение  контра-
фактной  продукции  в городе привлечено около 2,5 тысячи нарушите-
лей, что в три раза больше, чем за тот же период 2006 года.
     Однако основа проблемы заключается не в распространении,  а в
производстве контрафактной продукции.  В Москве ощущается  влияние
массива "пиратских" оптических дисков, которые производятся в дру-
гих регионах страны и за рубежом. В результате после введения пол-
ного  запрета  на лоточную торговлю,  реализаторы контрафакта ищут
ниши в других сегментах рынка, поскольку значительный объем произ-
водимой  и ввозимой контрафактной продукции стимулирует постоянный
поиск новых мест для сбыта пиратской продукции.
     Для противодействия изготовлению контрафактных дисков сегодня
требуются системные меры.  В этой связи, в тесном контакте с феде-
ральными органами власти продолжается  работа  по  двум  важнейшим
направлениям. Это создание системы, позволяющей эффективно опреде-
лять производителя контрафактного диска,  а также создание реестра
объектов авторского права и смежных прав.
     В Москве  разработана  методика  проведения  трассологических
экспертиз.  Несменные  части установленного оборудования по произ-
водству компакт-дисков оставляют на  каждом  диске,  произведенном
данной  конкретной машиной,  индивидуальные следы,  по которым эта
машина может быть идентифицирована.  С учетом количества  машин  в
России  библиотека контрольных образцов на сегодняшний день соста-
вит более 150 дисков. В настоящее время идет создание электронного
каталога образцов оптических носителей. Необходимость формирования
реестра объектов авторского права и смежных прав вызвана практикой
работы  пиратских структур,  которые заключают фиктивные авторские
договоры с подставными лицами и компаниями  и  используют  их  для
ухода от ответственности. Российское законодательство не предпола-
гает обязательной государственной регистрации произведений и  объ-
ектов смежных прав. Поэтому создается неправительственная структу-
ра с привлечением Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
и объединений правообладателей,  в которой заинтересованные авторы
и владельцы прав могли бы закрепить свое правообладание, а пользо-
ватели  - получить информацию о действительных владельцах того или
иного объекта прав.  На базе городского реестра легальной  аудио-,
видеопродукции создана информационная система,  проведены консуль-
тации с региональными торгово-промышленными палатами,  которые бу-
дут обеспечивать функционирование реестра по всей стране.
     Это обеспечит прозрачность оборота объектов авторских и смеж-
ных  прав,  даст возможность правоохранительным органам оперативно
привлекать к ответственности производителей контрафактной  продук-
ции.
     Цель данного направления:  увеличение количества лицензионной
и  ограничение  доли контрафактной продукции в оптовых и розничных
сетях города.
     Задачи:
     1. Содействие правоохранительным органам в вопросах  пресече-
ния и профилактики распространения в городе контрафактной аудиови-
зуальной продукции.  Взаимодействие с федеральными органами власти
в вопросах пресечения производства контрафактной продукции.
     2. Организация работы по формированию позитивного  обществен-
ного  мнения  в вопросах легального использования интеллектуальной
собственности и защиты авторских и смежных прав.
     3. Социальная реклама в части использования легальной продук-
ции.
     4. Развитие  технических  средств борьбы с контрафактной про-
дукцией.
     Инструменты:
     Ключевые мероприятия в сфере борьбы с контрафактной продукци-
ей разбиваются на два блока:  организационный и технологический. К
организационному блоку относится создание устойчивого  взаимодейс-
твия  с федеральными органами исполнительной власти в части совер-
шенствования законодательства об интеллектуальной собственности, с
контролирующими  органами  в  части  совершенствования надзорной и
правоприменительной  деятельности.  Для  повышения   эффективности
борьбы с контрафактной продукцией требуется активное использование
в работе данных единого реестра объектов и обладателей  авторского
права и смежных прав.
     В целях совершенствования правоприменительной практики  необ-
ходимо  повышать квалификацию сотрудников подразделений правоохра-
нительных органов,  занимающихся борьбой с контрафактной продукци-
ей, прокуратуры и судов. В этой связи необходимо организовать обу-
чение указанных  категорий сотрудников на базе имеющегося в городе
специализированного учебного заведения - Российского государствен-
ного института интеллектуальной собственности.
     Необходимо продолжить  совершенствование  работы Комплекса по
проведению экспертиз,  исследований,  хранению,  транспортировке и
уничтожению контрафактной продукции на базе Государственного  уни-
тарного предприятия города Москвы "Информзащита", в том числе соз-
данной в его рамках трассологической лаборатории. В первую очередь
необходимо  решить  вопрос  с  размещением Комплекса в помещениях,
обеспечивающих его бесперебойную работу.
     Требуется обеспечить взаимодействие с  участниками  рынка,  а
также их объединениями для совершенствования системы распростране-
ния легальной продукции.
     Необходимо разработать  систему поддержки распространения ле-
гально выпущенной аудио-,  видеопродукции, компьютерных информаци-
онных носителей путем решения вопросов,  связанных  с  размещением
торговых  точек,  реализующих аудио- и видеопродукцию,  в сети су-
ществующих и планируемых к открытию торговых центров, а также отк-
рытием в местах массовой торговли соответствующей продукцией мага-
зинов-дискаунтеров,  реализующих  оптические  диски по минимальным
ценам.
     Требуется проведение мероприятий по формированию  позитивного
общественного мнения среди молодежи и студентов и неприемлемые от-
ношения к использованию нелицензионной аудио-,  видео- и программ-
ной продукции. В частности предлагается проведение открытых уроков
по  основам  интеллектуальной  собственности и ее защите в школах,
колледжах и вузах города.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Объем  рынка  легальной аудиовизуальной продукции (в стои-
мостном выражении).
     2. Объем легальной продукции, распространяемой через сеть Ин-
тернет и иные новые технологии (в стоимостном выражении).
     3. Доля контрафактной продукции, реализуемой в городе (в про-
центном выражении).

     5.6. Производство и распространение отечественных телефильмов

     В рамках Городской целевой программы  создания  отечественных
телефильмов, действовавшей в 2005-2007  гг.,  успешно  реализовано
производство телефильмов,  отвечающих интересам общества. Только в
2006 году выпущено 20 телефильмов и сериалов. В 2007 году планиру-
ется  завершить  работу  над  32  игровыми и тремя документальными
фильмами.
     В соответствии с Программой создания отечественных  телефиль-
мов  на  2008-2010 гг.,  утвержденной постановлением Правительства
Москвы,  основными тематическими направлениями поддержки  являются
следующие:
     - детское и юношеское;
     - военно-патриотическое;
     - документальное;
     - экранизация отечественной и зарубежной классики;
     - освещение проблем современной жизни.
     Опираясь на  возможности государственного заказа при создании
телефильмов, проводится активная политика с целью эффективного ис-
пользования богатого культурного и литературного наследия.
     Московские программы предполагают государственное регулирова-
ние  и стимулирование кинопроцесса.  В этой связи очевидной предс-
тавляется необходимость выработки определенных приоритетов.  Прин-
ципиальная  установка  Программ  состоит  в  ориентации на проекты
нравственного и культурного содержания, отвечающие духовным запро-
сам зрителей. Подобные произведения, требующие определенной работы
зрителя при их восприятии,  должны конкурировать на телеканалах  с
произведенной  ими продукцией.  Надо иметь в виду,  что московская
Программа телефильмов в первую очередь  ставит  задачу  социальной
рентабельности, а не экономической.
     Программа на 2008-2010 гг.  сформирована таким  образом,  что
учитывает  на  различные интересы и тенденции,  существующие в об-
ществе.  Это,  в первую очередь,  отечественные телефильмы детской
тематики, создание которых в настоящее время в кинематографе прак-
тически отсутствует,  но актуальность данной тематики не  вызывает
сомнений,  фильмы  направленные  на  нравственное и патриотическое
воспитание молодежи,  экранизации литературных  произведений  оте-
чественной  и зарубежной классики,  а также хронико-документальные
фильмы.
     Сегодня на первое место выходит пропаганда телефильмов  Прог-
раммы,  которая  должна  способствовать их продвижению в телеэфир.
Это серьезная работа,  успех которой принесет  длительный  положи-
тельный результат. Комитет приступил к созданию фонда качественных
отечественных картин Программы,  которые, будут неоднократно вост-
ребованы и оценены зрителями. Существуют такие моменты в жизни об-
щества, когда появляется острая потребность в произведениях глубо-
кого социального и культурного содержания.
     В целях продвижения телефильмов Программы целесообразно учас-
тие в международных и российских телерынках и телефестивалях,  ши-
рокая информационная поддержка как готовых фильмов,  так и на ста-
дии их производства.
     В связи с тем,  что постановлением  Правительства  Москвы  от
25 декабря 2007 г. N 1163-ПП утверждена Городская целевая програм-
ма  создания  отечественных  телефильмов  в городе Москве на 2008-
2010 гг.,  во избежание дублирования мероприятий программ,  предс-
тавляется  целесообразным  включение мероприятий целевой программы
создания отечественных телефильмов в городе Москве в 2009-2010 гг.
в  качестве подпрограммы Городской целевой программы "Развитие те-
лекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве".
     Цели: создание многообразных по тематике и жанрам телефильмов
и телесериалов,  ориентированных на широкую зрительскую аудиторию,
высоко нравственного и художественного уровня, отвечающих духовным
запросам зрителей.
     Задачи:
     1. Создание фильмов,  направленных на гражданское, нравствен-
ное,  патриотическое и художественное воспитание россиян и повыше-
ние образовательного уровня молодежи
     2. Поддержка московских творческих кадров и столичных  кинос-
тудий.
     3. Расширение аудитории телефильмов,  подготовленных в рамках
программы Правительства Москвы.
     4. Расширение сети распространения телефильмов,  подготовлен-
ных в рамках программы Правительства Москвы.
     Инструменты:
     1. Финансирование,  в том числе софинансирование производства
телефильмов.
     2. Разработка  системы  оценки эффективности программы произ-
водства телефильмов,  а также определение способов ее повышения, в
том числе за счет оптимизации административных процедур.
     3. Размещение телефильмов Программы на центральных  и  других
телеканалах,  а также распространение по кабельному и спутниковому
телевидению, DVD и других носителях.
     4. Оперативное  взаимодействие  с  телевизионными и дистрибь-
юторскими компаниями по продвижению фильмов на телеканалы.
     Производство высокохудожественных  фильмов не будет иметь ни-
какого эффекта,  если эти фильмы будут положены на полку. Следова-
тельно, необходимо:
     - заключать соглашения с телевизионными каналами, получающими
финансирование  со стороны Правительства Москвы о показе (возможно
не премьерном) ряда телевизионных фильмов,  произведенных в рамках
Программы создания отечественных телефильмов;
     - отдавать предпочтение телевизионным проектам тех режиссеров
или продюсеров, которые предусматривают в дальнейшем содействовать
организации показа снятых телевизионных фильмов.
     5. Взаимодействие с профессиональным сообществом и обществен-
ными организациями при формировании Программы создания отечествен-
ных телефильмов.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Количество фильмов,  произведенных в рамках Программы соз-
дания отечественных телефильмов,  в том числе для семейного  прос-
мотра.
     2. Общая  и  средняя аудитория показов телефильмов,  снятых в
рамках Программы создания отечественных телефильмов.
     3. Участие фильмов, произведенных в рамках Программы создания
отечественных телефильмов в международных конкурсах.

     5.7. Кадровая поддержка отрасли

     Ситуация в отрасли средств  массовых  коммуникаций  в  городе
Москве характеризуется не только чрезвычайным разнообразием печат-
ных и электронных средств массовой информации,  но и вовлечением в
отрасль большого количества работников как творческого,  так и уп-
равленческого профилей.  Соответственно, важным элементом развития
отрасли является повышение квалификации сотрудников СМИ, подготов-
ка специалистов всех уровней для издательств,  агентств,  типогра-
фий,  так  как текущая ситуация с уровнем квалификации кадров,  по
мнению самих участников рынка, неудовлетворительная. Поскольку не-
посредственно  повышением  квалификации  занимаются работники либо
самостоятельно,  либо в рамках корпоративных  программ  профессио-
нального роста, то Комитету целесообразно сосредоточиться на реше-
нии общеотраслевых, системных задач, вырабатывая решения совместно
с объединениями участников рынка.
     Цель: создание условий, способствующих повышению квалификации
и  профессиональному  росту  сотрудников  отрасли средств массовых
коммуникаций города Москвы.
     Задачи:
     1. Проведение регулярного мониторинга рынка труда в отрасли.
     2. Повышение  качества  профессиональных  стандартов  в сфере
массовых коммуникаций.
     Для решения этих задач Комитет располагает следующими инстру-
ментами:
     1. Проведение  регулярного  мониторинга рынка труда в отрасли
(совместно с крупнейшими объединениями и предприятиями отрасли):
     - организация  проведения  мониторинга рынка труда в отрасли,
предполагающее,  в том числе, выявление специальностей, по которым
наблюдается дефицит сотрудников нужной квалификации;
     - подготовка и регулярное издание сборника  "Профессиональные
работники медиаиндустрии города Москвы".
     2. Повышение квалификации штатных сотрудников СМИ,  учрежден-
ных Комитетом, другими органами исполнительной власти города Моск-
вы.
     3. Поддержка учебных заведений отрасли,  в первую очередь на-
ходящихся в сфере ведения Правительства Москвы.
     4. Повышение качества профессиональных стандартов  в  отрасли
(совместно с крупнейшими объединениями и предприятиями отрасли):
     - организация проведения исследования потребностей отрасли  в
учебных  программах  профессиональной  подготовки и переподготовки
кадров;
     - заключение соглашений с высшими учебными заведениями,  рас-
положенными в городе Москве,  по  совместной  разработке  программ
профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
     - софинансирование выпуска образовательной и профессиональной
литературы  в  рамках программ профессиональной подготовки и пере-
подготовки кадров.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Количество лиц, прошедших обучение по программам професси-
ональной подготовки и переподготовки кадров, разработанных и внед-
ренных при участии Комитета
     2. Тираж  сборников по вопросам исследования кадрового потен-
циала отрасли, реализованный в текущем году.

     5.8. Информационная   поддержка   деятельности  Правительства
Москвы

     Средства массовой информации играют здесь решающую роль - как
в освещении деятельности органов исполнительной власти власти, так
и  в  создании  системы обратной связи,  мониторинга общественного
мнения и общественных настроений.  Нет более чувствительного инди-
катора результативности деятельности власти, чем средства массовой
информации. В 2006 году в рамках освещения деятельности Правитель-
ства Москвы организовано 46 пресс-конференций членов Правительства
Москвы, руководителей органов исполнительной власти города Москвы.
19  из них транслировались в сети Интернет в режиме реального вре-
мени - на сайте Информационного центра  Правительства  Москвы.  По
итогам пресс-конференций  опубликовано  и вышло в эфире более трех
тысяч материалов.
     Возрастает популярность   интернет-портала    Информационного
центра  Правительства  Москвы.  Он  дает возможность знакомиться с
важнейшими официальными документами Правительства  Москвы,  опера-
тивными анонсами значимых городских мероприятий, актуальной инфор-
мацией.  В 2006 году его посетили свыше 650  тысяч  пользователей,
что в полтора раза больше, чем год назад. Показателен рост интере-
са пользователей к трансляциям пресс-конференций в режиме реально-
го времени. Сейчас за их проведением следят в среднем около 1 тыс.
посетителей сайта. Материалы сайта обновляются несколько раз в те-
чение дня.
     Цель: освещение и разъяснение мероприятий по реализации прог-
рамм  социально-экономического  развития,  содействие формированию
благоприятного образа Москвы посредством проведения целенаправлен-
ной информационной политики Правительства Москвы.
     Задачи:
     1. Обеспечение  максимально широкого представительства СМИ на
мероприятиях, патронируемых или организуемых органами исполнитель-
ной власти города Москвы.
     2. Планомерное,  системное информирование о текущей  деятель-
ности Правительства Москвы.
     3. Выявление отношения граждан и организаций к решениям  Пра-
вительства Москвы.
     4. Взаимодействие с органами исполнительной власти, оказываю-
щими поддержку СМИ, а также непосредственно с учрежденными или фи-
нансируемыми органами исполнительной власти города  Москвы  средс-
твами массовой информации.
     Для решения данных задач Комитет располагает следующими  инс-
трументами.
     1. Обеспечение максимально широкого представительства СМИ  на
мероприятиях, патронируемых или организуемых органами исполнитель-
ной власти города Москвы.
     С этой целью Комитет:
     - рассылает в средства массовой информации (в том  числе  ин-
тернет-СМИ) сведения о таких мероприятиях;
     - заключает соглашения со средствами массовой информации, фи-
нансируемыми органами исполнительной власти города Москвы,  о под-
готовке публикаций по итогам проведения мероприятий;
     - обеспечивает  участие на мероприятиях представителей подве-
домственных СМИ ("Тверская, 13" и "Москвичка").
     2. Планомерное,  системное  информирование о текущей деятель-
ности Правительства  Москвы,  органов исполнительной власти города
Москвы.
     Для решения данной задачи Комитет:
     - ведет интернет-сайт Комитета, выполняющего функцию предста-
вительства в сети Интернет  Информационного  центра  Правительства
Москвы;
     - еженедельно организует пресс-конференции руководителей  ор-
ганов исполнительной власти города Москвы;
     - оказывает финансовую поддержку подготовки и  выпуска  круп-
нейшими общественно-политическими изданиями (в  том  числе  интер-
нет-изданиями) специальных тематических страниц, посвященных жизни
города Москвы и деятельности Правительства Москвы.
     Целесообразно разработать систему  оценки  эффективности  ис-
пользования  бюджетных  средств в данной сфере с учетом ожидаемого
среднего и суммарного тиража изданий  или  количества  посетителей
сайта (для интернет-СМИ),  объема тематических страниц,  периодич-
ности выхода страниц, рубрикатора, ожидаемой стоимости;
     - финансирует издание отдельных тематических сборников,  пос-
вященных решениям Правительства Москвы в определенной области;
     - курирует деятельность подведомственных СМИ;
     - организует конкурсы на присуждение премий Москвы в  области
журналистики.
     Целесообразно активно развивать новые направления работы  ин-
тернет-портала.  Это - мобильная версия сайта, позволяющая пользо-
вателям мобильных устройств получать новостные  материалы,  это  и
технология SMS-вещания,  при которой абонент "Новость дня"  опера-
тивно получает на мобильный телефон наиболее актуальные сообщения.
     При этом важно четкое и однозначное разграничение функций Ко-
митета и Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы
     3. Выявление  отношения граждан и организаций к решениям Пра-
вительства Москвы.
     Для осуществления   информационного   взаимодействия  органов
исполнительной власти  города  Москвы и жителей Комитет организует
исследования общественного мнения, мнения представителей организа-
ций о решениях Правительства Москвы.  Прежде всего, это проведение
мониторинга СМИ в части реакции общества на действия и решения ор-
ганов государственной власти города Москвы, а также проведение со-
циологических исследований и опросов общественного мнения.

     Тематика опросов общественного мнения в настоящий момент фор-
мируется  по  предложениям  департаментов,  комитетов и управлений
города Москвы.  В 2006 году было проведено 24 социологических исс-
ледований и опросов. Данное направление требует усиления в связи с
необходимостью  мониторинга качества и доступности бюджетных услуг
(например,  "одно окно", "колл-центр" с системой оперативного реа-
гирования и т.п.). Следует отметить, что в настоящий момент данное
направление существенно недофинансировано и требует  кардинального
увеличения количества опросов и улучшения их качества.
     Для обеспечения  обратной связи граждан и организаций с орга-
нами исполнительной власти города Москвы предлагается создать сис-
тему оперативного определения мнения москвичей по актуальным  воп-
росам. Например, в течение одного или двух дней накануне или после
обсуждения того или иного вопроса на заседании Правительства Моск-
вы получить данные о том, что думают граждане об этой проблеме.
     4. Взаимодействие с  органами  исполнительной  власти  города
Москвы, оказывающими поддержку СМИ,  а также непосредственно с уч-
режденными или финансируемыми органами исполнительной власти горо-
да Москвы средствами массовой информации.
     В настоящий  момент большинство органов исполнительной власти
города Москвы  выступают  в  качестве учредителей СМИ,  освещающих
проблематику развития отраслей,  курируемых учредителями, и финан-
сируют их деятельность.
     Важно подчеркнуть,  что  Комитет не ставит целью получить фи-
нансовый контроль над отраслевыми СМИ,  учрежденными другими орга-
нами исполнительной власти города Москвы,  однако как орган испол-
нительной власти  города Москвы,  отвечающий за освещение деятель-
ности Правительства Москвы, Комитет считает необходимым реализацию
следующих мероприятий:
     - осуществление систематического мониторинга всех СМИ (в  том
числе интернет-СМИ), учрежденных или финансируемых органами испол-
нительной власти  города  Москвы (определение выходных параметров:
тираж, периодичность выхода, объем содержания, объем поддержки);
     - обеспечение единых подходов в освещении деятельности Прави-
тельства Москвы и иных органов государственной власти города Моск-
вы. Поскольку Комитет не может и не ставит своей целью администра-
тивное  влияние на политику учредителей и редакций СМИ учрежденных
или финансируемых органами исполнительной  власти  города  Москвы,
наиболее  перспективной формой воздействия на СМИ является выделе-
ние средств на публикации, проведение специализированного конкурса
среди изданий,  учрежденных органами исполнительной власти  города
Москвы, дополнительная материальная поддержка победителей конкурса
и т.п.  Именно такая непрямая поддержка должна  рассматриваться  в
качестве основного инструмента Комитета в обеспечении информацион-
ного единства в освещении политики Правительства Москвы.
     Возможно, в перспективе по инициативе учредителей Комитет бу-
дет  организовывать конкурс на печать и распространение нескольких
СМИ, учрежденных  различными органами исполнительной власти города
Москвы, добиваясь за счет увеличения заказа снижения себестоимости
производства.
     Целевые индикаторы по данному направлению:
     1. Среднее количество информационных сообщений в СМИ  по  ре-
зультатам мероприятий, патронируемых или организуемых Правительст-
вом Москвы.
     2. Средняя  суммарная аудитория СМИ,  освещающих деятельность
Правительства Москвы на постоянной основе (по видам СМИ).
     3. Среднее количество посетителей сайта Комитета.
     4. Количество исследований мнений граждан и организаций горо-
да Москвы,  проведенных на основании репрезентативной  выборки  за
год.
     5. Доля СМИ,  учрежденных или финансируемых органами исполни-
тельной власти  города Москвы,  полные сведения о которых присутс-
твуют в базе данных Комитета.

     6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     Средства бюджета города Москвы на реализацию мероприятий  го-
родской целевой программы, внебюджетные источники финансирования.

     7. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРО-
ДА МОСКВЫ В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     В формировании и реализации целевой программы  предполагается
участие следующих органов исполнительной власти города Москвы:
     - осуществляющих расходы на поддержку печатных и  электронных
СМИ (Департамент образования города Москвы,  Департамента семейной
и молодежной политики города Москвы,  Департамент физической куль-
туры и спорта города Москвы, Департамент социальной защиты населе-
ния города Москвы и т.д.);
     - обеспечивающих  развитие  инфраструктуры   телекоммуникаций
(Департамент транспорта и связи города Москвы, Управление информа-
тизации города Москвы) во взаимодействии с органами местного само-
управления);
     - обеспечивающих информационную поддержку деятельности Прави-
тельства Москвы (Комитет общественных связей города Москвы,  Коми-
тет межрегиональных связей и национальной политики города  Москвы,
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы).
     Контроль за реализацией Программы осуществляют:
     - Департамент экономической политики и развития города Москвы
в рамках предоставленных полномочий;
     - Контрольно-счетная палата города Москвы;
     - Главное  управление  государственного  финансового контроля
города Москвы;
     - другие органы исполнительной власти города Москвы в  рамках
своей компетенции.

     8. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКАМ И  РАЗРАБОТЧИКАМ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     Государственный заказчик  программы - Комитет по телекоммуни-
кациям и средствам массовой информации города Москвы.
     Основной разработчик программы - Комитет по телекоммуникациям
и средствам массовой информации города Москвы.

     9. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕ-
ЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

     Управление программой  базируется на следующих управленческих
принципах:
     - мероприятия программы по каждому направлению носят неоднок-
ратный характер, то есть в обязательном порядке содержат разработ-
ку и утверждение нормативных правовых актов,  проведение пилотного
внедрения,  мониторинг результатов внедрения, обучение вовлеченных
служащих и должностных лиц;
     - результаты программы (промежуточные и  конечные)  в  обяза-
тельном порядке ежеквартально публикуются в сети Интернет и печат-
ных СМИ;
     - по  каждому  направлению формируются мероприятия по монито-
рингу результативности программы,  обеспечиваемые  государственным
заказом на проведение статистических работ, социологических иссле-
дований и опросов общественного мнения (в зависимости от выбранных
индикаторов результативности).
     Государственный заказчик  программы:
     - обеспечивает  согласованность действий органов исполнитель-
ной власти города Москвы по реализации программных мероприятий;
     - обеспечивает  создание  и  взаимодействие  с  общественными
структурами (общественными советами),  участвующими в  мониторинге
исполнения программы;
     - несет ответственность за реализацию программы в целом;
     - готовит  ежеквартальный и ежегодный отчет о ходе реализации
программы;
     - организует  внедрение информационных технологий в целях уп-
равления реализацией программы и контроля за ходом программных ме-
роприятий;
     - организует размещение информации, в том числе в электронном
виде, о ходе и результатах реализации программы, проведении торгов
и т.д.;
     - государственный  заказчик программы представляет в Департа-
мент экономической политики и развития города Москвы  два  раза  в
год  краткие  отчеты о ходе выполнения программных мероприятий для
обеспечения мониторинга хода реализации целевой программы.


         Верно: