В целях формирования единой городской программы в области
обеспечения безопасности населения и территорий столицы от угроз
различного характера:
1. Утвердить Концепцию комплексной городской целевой програм-
мы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспече-
ния безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг. (прило-
жение).
2. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8
апреля 2009 г. N 614-РП "О разработке проекта комплексной городс-
кой целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с прес-
тупностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на
2011-2015 гг." (далее - комплексная программа) определить госу-
дарственными заказчиками комплексной программы департаменты, коми-
теты и управления города Москвы.
3. Управлению координации деятельности по обеспечению безо-
пасности города Москвы обеспечить координацию и взаимодействие го-
сударственных заказчиков, правоохранительных органов и других ве-
домств при разработке мероприятий комплексной программы в соот-
ветствии с ее структурой, утвержденной рабочей группой по разра-
ботке проекта комплексной городской целевой программы профилактики
правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности
граждан в городе Москве на 2011-2015 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Коробчен-
ко В.А.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение к распоряжению
Правительства Москвы
от 8 октября 2009 г. N 2625-РП
Концепция
комплексной городской целевой программы профилактики
правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения
безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг.
Основание разработки
Распоряжение Правительства Москвы от 8 апреля 2009 г.
N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целевой прог-
раммы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обес-
печения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг.".
1. Общие положения
Концепция комплексной городской целевой программы профилакти-
ки правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопас-
ности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг. (далее - Концепция)
представляет собой официально принятую систему взглядов на цели,
задачи, основные принципы и направления деятельности в области
обеспечения безопасности объектов жизнедеятельности и социальной
сферы города, защиты населения Москвы от преступных посягательств.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют:
1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1
"О безопасности".
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. N 537.
3. Концепция безопасности города Москвы, утвержденная поста-
новлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654.
4. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и го-
рода Москвы, устанавливающие правовые основы обеспечения безопас-
ности личности, общества, государства, определяющие систему безо-
пасности и ее функции, порядок организации и финансирования орга-
нов обеспечения безопасности.
Концепция является основой для разработки и реализации комп-
лексной городской целевой программы профилактики правонарушений,
борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе
Москве на 2011-2015 гг. (далее - Программа).
Концепция содержит взгляды и основные положения, имеющие дол-
говременный характер и закладываемые в основу формирования Прог-
раммы.
В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы, сформули-
рованы цель, задачи Программы и методы их решения.
Концепция определяет наиболее приоритетные направления по
обеспечению безопасности города, формы реализации Программы и не-
обходимые для этого источники финансирования.
Концепция формирует основные показатели эффективности Прог-
раммы и дает предварительную оценку результата реализации ее ме-
роприятий.
Концепция является обязательным документом при разработке
Комплексной городской целевой программы профилактики правонаруше-
ний, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в
городе Москве на 2011-2015 гг.
2. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-
целевого метода
В городе Москве ведется целенаправленная работа по повышению
безопасности столицы. В первую очередь это относится к предупреж-
дению террористической деятельности, проявлений различных форм
экстремизма, социальных конфликтов.
Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня прес-
тупности, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими право-
нарушениями. Предпринимаются конкретные меры и скоординированные
действия по своевременному предупреждению, защите и оперативной
ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф
и аварий.
Деятельность Правительства Москвы и правоохранительных орга-
нов в области обеспечения общественного порядка и борьбы с прес-
тупностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения
и города в целом.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы
не является достаточной. Экономическая нестабильность в стране и
мире, снижение жизненного уровня населения, изменение миграционных
процессов, рост социальной напряженности обусловливают сохранение
различных видов угроз устойчивому развитию Москвы.
В условиях экономического кризиса на криминальную обстановку
в городе серьезное влияние оказывает рост числа преступлений, со-
вершенных иногородними, ранее судимыми лицами и лицами, не имеющи-
ми постоянного источника дохода.
В 2008 году ранее судимыми лицами совершено (по законченным
делам) 14153 (+15,4%) преступления, в том числе 4676 (+15,8%)
средней тяжести и 3550 (+2,7%) тяжких и особо тяжких. Указанной
категорией лиц совершено 123 убийства, 5830 краж, 1379 грабежей,
503 разбойных нападений, 167 преступлений, связанных с незаконным
оборотом оружия и 1552 преступления по линии незаконного оборота
наркотиков.
За отчетный период (по законченным делам) зарегистрировано
38745 (+8,7%) преступлений, совершенных приезжими, из них 15072
(+11,8%) жителями ближнего и 237 (+53,9%) дальнего зарубежья.
Лицами, не имеющим постоянного источника дохода в городе, со-
вершено 14153 (+15,4%) преступления или более половины от числа
раскрытых. Из числа лиц, привлеченных к ответственности за совер-
шение преступлений, в том числе и иногородних, 65,1% не работали,
следовательно, не имели средств к существованию, что и явилось, в
большинстве случаев, основной причиной совершения ими противоправ-
ных деяний.
В связи с этим при разработке Программы необходимо учитывать
складывающуюся криминогенную ситуацию в условиях мирового финансо-
вого кризиса, жесткой экономии и сокращения выделения бюджетных
средств, сложной миграционной ситуации и возможного наплыва в го-
род асоциальных элементов, склонных к правонарушениям.
3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы
Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Феде-
рации, в котором проживает около 6% населения государства. Пло-
щадь Москвы составляет 1081 кв. км. Москва является политическим,
административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным
и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы
находятся свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 19 ра-
диационных, 48 химических, 7 биологически (эпидемиологически)
опасных объектов, около 3800 образовательных учреждений, свыше
3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных
учреждений и пожароопасных объектов, а также органы законодатель-
ной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федера-
ции.
В современных условиях негативные факторы криминогенного,
террористического, техногенного и природного характера представля-
ют одну из наиболее реальных угроз стабильному социально-экономи-
ческому развитию Москвы, повышению качества жизни горожан. Нега-
тивное воздействие этих факторов не ослабевает, становится все бо-
лее масштабным и оказывает ощутимое влияние не только на психоло-
гический климат в городе, но и имеет ощутимые экономические пос-
ледствия, способствует снижению привлекательности Москвы как цент-
ра деловой активности и туризма.
В силу ряда геополитических условий, в первую очередь, стату-
са столицы, географического положения, относительно высокого уров-
ня жизни Москва является центром притяжения наркобизнеса. По экс-
пертным оценкам в городе насчитывается более 150 тысяч наркозави-
симых лиц. При этом сохраняется устойчивая тенденция роста уровня
преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств,
психотропных и сильнодействующих веществ и наркотизации населения.
Большие проблемы возникают при обеспечении безопасности на
объектах социальной сферы.
В современной ситуации особое внимание должно быть уделено
безопасности на транспорте, предотвращению дорожно-транспортных
происшествий.
Несмотря на недопущение в 2008 году террористических акций,
проблема противодействия террористическим проявлениям остается
первоочередной в деятельности правоохранительных органов.
Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся на
территории города Москвы уникальных, в том числе особо опасных,
технически сложных и уникальных объектов, а также активное освое-
ние подземного пространства повышает уровень террористических уг-
роз, как на отдельных уникальных объектах, так и на территориаль-
но-высотных комплексах.
Остаются проблемой пожары и техногенные катастрофы, которые
из разряда стихийных бедствий, в некоторых случаях, переходят в
класс инструментов преступной конкурентной борьбы, проведения ди-
версий т.п.
В 2008 году в городе Москве произошло 68 чрезвычайных ситуа-
ций, 27408 аварий, происшествий и пожаров, в результате которых
пострадало 20329 человек, погибло 1460 человек.
Особое опасение вызывает состояние пожарной безопасности в
Москве. За 2008 год произошло более 10 тыс. пожаров, потери от ко-
торых составили около 358 млн. рублей. При пожарах погибло 331 че-
ловек, 461 человек получили травмы.
Несмотря на общее снижение количества пожаров, обоснованную
тревогу вызывает противопожарное состояние жилищного фонда города
Москвы. Проведенный анализ показывает, что в нем происходит более
70% всех пожаров и именно здесь погибает более 85% всех жертв по-
жаров.
За 10 последних лет в жилом секторе города произошло 94 084
пожара, из них в квартирах - 25 725, лестничных клетках - 17 912,
мусоропроводах - 25 601, лифтах - 2 671, балконах - 6 844, под-
вальных помещениях - 1 788 и чердачных помещениях - 312.
В настоящее время более 20% установок автоматической пожарной
защиты в жилых домах находятся в неисправном состоянии, в 17% жи-
лых домов внутренний противопожарный водопровод в неработоспособ-
ном состоянии, в 24% жилых домов шкафы пожарных кранов внутреннего
противопожарного водопровода разукомплектованы, в 45% лечебно-про-
филактических учреждений отсутствуют, неисправны или требуют заме-
ны системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и уп-
равления эвакуацией.
В домах повышенной этажности происходит 53% от общего коли-
чества пожаров в жилом секторе. На сегодняшний день в домах повы-
шенной этажности из имеющихся 23379 систем дымоудаления и противо-
пожарной автоматики 7681 (33%) система неисправна.
Сложная обстановка сохраняется на водоемах города. Это приво-
дит к тому, что за последние 5 лет в среднем на водных объектах
города Москвы ежегодно гибнет от 190 до 300 человек, происходят
аварии и происшествия с судами, последствиями которых являются
загрязнение водоемов и гибель людей.
В настоящее время на территории городских районов создано и
оснащено 77 учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне
и предотвращению чрезвычайных ситуаций. В связи с ежегодно увели-
чивающимся строительством новых жилых кварталов и увеличением чис-
ленности населения необходимо создавать и развивать новые учеб-
но-консультационные пункты.
Также необходимо развивать систему подготовки и повышения
квалификации спасателей. Это обеспечивается комплексом мер органи-
зационного, материально-технического и финансового характера.
Имеется вероятность возникновения санитарно-эпидемиологичес-
ких, экологических и других видов угроз.
Для нейтрализации указанных угроз в рамках программы предпо-
лагается широкое внедрение технических средств, как важнейшего
элемента обеспечения безопасности.
4. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Высокий уровень преступности продолжает оставаться серьезной
угрозой для жителей города.
Существующая система управления обеспечением безопасности еще
не в полной мере соответствует изменениям спектра угроз городу
Москве в рассматриваемой сфере.
Социальные, экономические, геополитические, миграционные,
техногенные и другие факторы негативно влияют на устойчивое разви-
тие общества и предопределяют нестабильное развитие инфраструктуры
Москвы.
Сложившееся положение требует разработки и реализации долгос-
рочных мер, направленных на решение задачи повышения защищенности
населения города, которая на современном этапе является одной из
наиболее приоритетных. При этом проблемы безопасности населения
столицы должны решаться программными методами.
В этих целях предполагается:
1. Разработка и реализация механизмов эффективного взаимо-
действия и единого централизованного руководства для решения проб-
лем безопасности на общегородском, окружном и районном уровнях, а
также в комплексах городского управления с целью своевременного
предупреждения, выявления и ликвидации угроз.
2. Совершенствование системы координации деятельности и взаи-
модействия органов государственной власти, контрольных органов,
органов обеспечения безопасности и общественных организаций в сфе-
ре безопасности.
3. Обеспечение выполнения требований по безопасности для кри-
тически важной инфраструктуры и населения города, организация
контроля их выполнения.
4. Организация и проведение постоянного мониторинга состояния
безопасности города по территориально-отраслевому принципу, анали-
за и прогнозирования факторов воздействия существующих и развиваю-
щихся угроз на безопасность населения и инфраструктуру города.
5. Формирование единого информационного пространства обеспе-
чения безопасности Москвы в системе органов исполнительной власти,
комплексов городского управления, министерств и ведомств федераль-
ного уровня, предприятий и организаций города независимо от их
формы собственности, негосударственных организаций и населения в
соответствии с их правами и полномочиями в области безопасности.
6. Применение современных, быстродействующих средств наблюде-
ния, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуаци-
ях, обеспечение оперативного принятия решения и интеграции систем
безопасности в единую систему мониторинга обеспечения безопасности
города.
7. Повышение степени защищенности граждан, объектов, в том
числе критически важных, на основе объединения усилий всех органов
управления, сил и средств, задействованных в обеспечении безопас-
ности.
8. Осуществление комплексных мер социальной профилактики пра-
вонарушений.
9. Совершенствование законодательной и нормативно-правовой
базы в сфере профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и
обеспечения безопасности граждан в городе Москве.
10. Обеспечение координации и взаимодействия органов законо-
дательной и исполнительной власти города с правоохранительными ор-
ганами в сфере безопасности с учетом изменений в области распреде-
ления полномочий между федеральными органами власти и органами
власти субъектов Российской Федерации.
11. Улучшение оснащенности и подготовленности личного состава
правоохранительных органов, внедрение в их деятельность продукции
высоких технологий и информатизации, укрепление межведомственного
сотрудничества, а также их взаимодействия с заинтересованными го-
родскими ведомствами, общественными организациями и населением го-
рода.
12. Осуществление категорирования территорий и объектов горо-
да по степеням и уровням опасности с последующим созданием специ-
альных реестров.
13. Повышение оперативности реагирования всех органов на воз-
никающие угрозы путем применения современных, эффективных средств
наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях, интегрированных
в единую систему обеспечения безопасности города.
Достижение поставленной цели возможно только в том случае,
если Программа будет иметь межведомственный характер. Это базовое
положение определяется тем фактом, что решение проблем защищеннос-
ти от большинства опасностей и угроз невозможно усилиями только
одного ведомства.
Программа должна носить системный характер. В этом смысле лю-
бое мероприятие должно исходить из задач обеспечения безопасности
и приводить к конкретным результатам. Принципиальное значение име-
ет реально действующая система обеспечения безопасности города,
способная реализовывать постоянный мониторинг и систему реагирова-
ния на возникающие опасности и угрозы, направленные прежде всего
на их предупреждение.
Особенностью Программы является необходимость учета совмест-
ных действий на территории города субъектов обеспечения безопас-
ности городского и федерального уровней.
5. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В целях решения проблемы обеспечения безопасности в течение
последних десяти лет в Москве реализован и продолжает выполняться
целый ряд целевых программ.
Сравнительный анализ содержания и результатов выполнения этих
программ показал, что относительно невысокая их эффективность в
значительной степени обусловлена недостатками самих программ.
Действующая Комплексная городская целевая программа профилак-
тики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопас-
ности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг. несколько устрани-
ла указанные выше недостатки и показала эффективность проведенных
в ее рамках мероприятий.
По сравнению с 2005 годом в 2008 году количество раскрытых
преступлений возросло с 78660 до 85128 или на 8,2%.
Количество убийств сократилось с 1331 до 989, умышленного
причинения тяжкого вреда здоровью с 1870 до 1558, грабежей с 24160
до 20085, разбойных нападений с 5715 до 4650, краж из квартир с
13985 до 10960, хулиганств с 2956 до 1586, преступлений на улицах
с 42332 до 33356, совершенных несовершеннолетними и с их участием
с 3398 до 2047, в состоянии опьянения - с 11366 до 7295.
В этой связи дальнейшее решение вопросов обеспечения безопас-
ности города должно осуществляться интегрировано в разрабатываемой
Программе.
6. Предложения по целям и задачам программы, целевым индика-
торам и показателям, позволяющим оценивать ход развития целевой
программы по годам
Цель Программы - комплексное обеспечение безопасности населе-
ния и объектов на территории города Москвы от преступных посяга-
тельств, террористических и экстремистских акций, чрезвычайных си-
туаций и пожаров.
Задачи Программы:
1. Создание системы социальной профилактики правонарушений,
направленной прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алко-
голизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью и беспризор-
ностью несовершеннолетних; незаконной миграцией; ресоциализацию
лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
2. Вовлечение в систему предупреждения правонарушений предп-
риятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также
общественных организаций.
3. Интеграция существующих в городе систем обеспечения безо-
пасности и процессов управления ими.
4. Повышение степени защищенности критически важных объектов.
5. Повышение степени безопасности городских промышленных объ-
ектов, объектов социальной сферы, транспорта, дорожного движения.
6. Организация и проведение постоянного мониторинга состояния
безопасности города, анализ и прогнозирование факторов воздействия
существующих и развивающихся угроз безопасности на население и
инфраструктуру города.
7. Создание благоприятной и максимально безопасной для насе-
ления обстановки в жилом секторе, на улицах и в других обществен-
ных местах города.
8. Снижение возможности возникновения чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного, экологического и санитарно-эпидемиологи-
ческого характера.
9. Минимизация потерь города и его населения от техногенных и
природных катастроф, пожаров, иных чрезвычайных ситуаций, а также
преступных посягательств.
10. Создание условий для совершенствования деятельности пра-
воохранительных органов города.
11. Разработка форм и методов противодействия любым видам уг-
роз безопасности людскому, природному либо экономическому потенци-
алу Москвы.
С целью определения эффективности реализации Программы следу-
ет использовать целевые показатели (индикаторы) в конкретно изме-
ряемой форме. При этом эффективность программы будет являться дос-
таточной, если в результате выполнения программных мероприятий по
итогам года показатели не превысили предельно допустимых значений.
В качестве общего целевого показателя для оценки хода выпол-
нения Программы целесообразно использовать следующий показатель -
уровень преступности (доля раскрытых преступлений в общем коли-
честве зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населе-
ния в сравнении с аналогичным показателем других регионов России
с учетом складывающейся оперативной обстановки).
В дополнение к общему целевому критерию целесообразно исполь-
зовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими года-
ми):
- динамика количества зарегистрированных преступлений на ули-
цах и в других общественных местах города, в том числе тяжких и
особо тяжких;
- динамика дорожно-транспортных происшествий и тяжести их
последствий;
- уровень аварийности на промышленных предприятиях, объектах
жизнеобеспечения и транспорта;
- динамика количества зарегистрированных пожаров, тяжести их
последствий;
- динамика чрезвычайных ситуаций, в том числе на водных объ-
ектах города и на объектах проведения спортивных и культурных ме-
роприятий с массовым участием граждан;
- динамика выявленных преступлений, связанных с незаконным
оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населе-
ния и в образовательной среде;
- динамика зарегистрированных преступлений, совершенных ино-
городними и иностранными гражданами.
Усилия органов исполнительной власти города и органов, в ком-
петенцию которых входит решение вопросов обеспечения безопасности,
в рамках программы должны быть направлены на достижение основной
цели - обеспечить снижение показателей нарастания угроз, а в ко-
нечном итоге гарантированную защиту населения и объектов города от
преступности, террористических акций и чрезвычайных ситуаций.
Реализация программных мероприятий позволит стабилизировать
криминогенную обстановку в городе, снизить темпы роста преступнос-
ти и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем са-
мым создать условия для повышения реального уровня безопасности
жизни москвичей, обеспечения защищенности критически важной инф-
раструктуры города.
По предварительным оценкам реализация программных мероприятий
должна привести к следующим изменениям:
- снижению количества террористических акций, их последствий
и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой тер-
роризма;
- сокращению количества лиц, привлеченных к ответственности
за совершение преступлений общеуголовной направленности в состоя-
нии наркотического опьянения;
- снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокраще-
ние количества лиц, умерших от отравления наркотиками (при оценке
использовать результаты социологических и научно-медицинских исс-
ледований, изучающих уровень наркотизации в различных социальных
слоях общества);
- сокращению количества несовершеннолетних лиц, привлеченных
к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направ-
ленности, в том числе в состоянии алкогольного и наркотического
опьянения;
- сокращению рецидивной преступности среди несовершеннолет-
них, а также количества правонарушений, совершенных при участии
лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
- снижению пожароопасной обстановки и уровня аварийности на
объектах инфраструктуры города Москвы, а также материальных потерь
для экономики города;
- повышению эффективности работы органов исполнительной влас-
ти и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности;
- сокращению выделяемых средств на локализацию и ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Предложения по приоритетным направлениям Программы
Исходя из основных видов угроз для безопасности города Прог-
рамма должна состоять из ряда конкретных разделов, предусматриваю-
щих реализацию мероприятий по:
- выявлению, предупреждению и пресечению террористической де-
ятельности, проявлений различных форм экстремизма, расовой и рели-
гиозной нетерпимости;
- обеспечению правопорядка и общественной безопасности на
улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;
- предупреждению и пресечению преступлений экономической нап-
равленности, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг;
- предупреждению и пресечению правонарушений в сфере миграци-
онного законодательства;
- предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолет-
них;
- предупреждению и пресечению коррупции в органах исполни-
тельной власти города Москвы;
- социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения
свободы;
- предупреждению, выявлению и пресечению наркотической угрозы;
- обеспечению безопасности на объектах Комплекса социальной
сферы, а также на спортивных сооружениях и в учреждениях физичес-
кой культуры и спорта;
- обеспечению безопасности на городском общественном транс-
порте и в метрополитене;
- обеспечению безопасности дорожного движения;
- обеспечению безопасности в жилищном фонде города и объектах
городского хозяйства;
- обеспечению безопасности и антитеррористической защищеннос-
ти особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а так-
же объектов подземного строительства;
- защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной бе-
зопасности и безопасности людей на водных объектах, развитию граж-
данской обороны;
- обеспечению безопасности от других видов угроз.
Кроме того, необходимо предусмотреть и обеспечивающие мероп-
риятия, в том числе по укреплению материально-технической базы и
социальной поддержке сотрудников правоохранительных органов, по-
жарных и спасателей, а также по увязке создаваемой системы обеспе-
чения безопасности города с мероприятиями программы, в первую оче-
редь в части прохождения информации и реагирования правоохрани-
тельных органов на поступающие сигналы о преступлениях.
Несомненно, в определенных своих частях указанные разделы бу-
дут иметь совпадающие позиции, что позволит на их основе проводить
согласованные совместные действия различных государственных и не-
государственных структур, правоохранительных и иных органов и ор-
ганизаций.
Вместе с тем прогноз развития современной ситуации указывает
на ее быстро меняющийся характер, поэтому в Программе должна быть
предусмотрена возможность гибкого изменения состава и содержания
мероприятий, исходя из приоритетов угроз.
Основная цель программных мероприятий состоит в создании ус-
ловий по предотвращению правонарушений, чрезвычайных ситуаций и
повышению оперативности их предупреждения, обнаружения и предотв-
ращения.
Достижение цели обеспечивается следующими мероприятиями:
- проведением разработок эффективных средств, методов и спо-
собов обеспечения комплексной безопасности;
- созданием необходимых условий правоохранительным органам
для внедрения и реализации ювенальных технологий, подразумевающих
в том числе создание реабилитационного пространства для ресоциали-
зации несовершеннолетних правонарушителей и лиц, которые по исте-
чении срока отбывания наказания достигли восемнадцати лет;
- обеспечением четкого взаимодействия органов исполнительной
власти города с дежурными службами ГУВД по г.Москве, аварийными и
другими службами быстрого реагирования;
- реализаций комплекса мероприятий по инженерно-технической
защите различных учреждений и объектов городских комплексов;
- проведением научных, в том числе социологических исследова-
ний, конференций, конкурсов, соревнований, учений и тренировок,
агитационно-пропагандистской работы и информирования населения;
- совершенствованием нормативной правовой и методической базы
в области обеспечения безопасности в соответствии с полномочиями
города Москвы, как субъекта Российской Федерации;
- дальнейшим развитием органов управления и сил реагирования
на кризисные ситуации, специализированных подразделений охраны уч-
реждений и объектов, городских общественных формирований;
- совершенствованием мероприятий по профилактике правонаруше-
ний в жилом секторе, на транспорте, строительных объектах и объек-
тах торговли;
- совершенствованием мероприятий в области предупреждения
чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территории города Москвы
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
обеспечения пожарной безопасности;
- совершенствованием системы обеспечения мероприятий граж-
данской обороны (эвакуационные мероприятия, инженерная, радиологи-
ческая, химическая, биологическая и медицинская защита);
- развитием системы управления и оценки рисков возникновения
чрезвычайных ситуаций;
- развитием электронной базы данных на объекты повышенного
риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
- развитием и совершенствованием системы связи, системы опо-
вещения и информирования населения города Москвы;
- принятием комплексных мер по обеспечению безопасности людей
на водных объектах города Москвы;
- совершенствованием учебно-методической базы системы обуче-
ния пожарных, спасателей и населения, подготовкой руководителей и
специалистов МГСЧС;
- автоматизацией деятельности структурных пожарно-спасатель-
ных и спасательных подразделений города Москвы на основе расшире-
ния технического и специального программного обеспечения АИУС-ЧС;
- созданием Системы-112, развитием автоматизированной диспет-
черской системы Единого дежурно-диспетчерского центра реагирования
на чрезвычайные ситуации города Москвы и ее информационным взаимо-
действием с едиными дежурно-диспетчерскими службами города, разви-
тием Общероссийской комплексной системы информирования и оповеще-
ния населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
- укреплением Единого дежурно-диспетчерского центра реагиро-
вания на чрезвычайные ситуации на базе канала 01 и развития опера-
тивной сети связи;
- модернизацией технического и программного обеспечения уп-
равлением силами оперативного реагирования;
- развитием и совершенствованием Центра управления в кризис-
ных ситуациях МЧС России по г.Москве;
- совершенствованием информационного обеспечения принятия
обоснованного решения руководством при проведении ликвидации чрез-
вычайных ситуаций и тушении пожаров в городе Москве, оперативного
получения информации об объектах пожарными и спасателями непос-
редственно при проведении аварийно-спасательных работ;
- совершенствованием системы авиационного обеспечения аварий-
но-спасательных работ, развитием наземной авиационной инфраструк-
туры;
- развитием и совершенствованием системы предупреждения, мо-
ниторинга, прогнозирования и лабораторного контроля обстановки на
территории города;
- оснащением пожарно-спасательных подразделений и поиско-
во-спасательных формирований современной техникой, в том числе ро-
бототехническими комплексами, вооружением, оборудованием и матери-
альными средствами;
- проведением реконструкции, модернизации и капитального ре-
монта зданий и сооружений пожарно-спасательных подразделений;
- разработкой новых средств и технологий по совершенствованию
защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуа-
ций и пожаров, развитию гражданской обороны;
- автоматизацией процессов управления и обеспечения безопас-
ности перевозок городским наземным общественным транспортом (ГУП
"Мосгортранс") с интегрированием (внедрением систем связи и обмена
данных) автоматизированных систем с СОБГ.
Выработка и принятие адекватных управленческих решений орга-
нами исполнительной власти города Москвы на основе своевременного
прогнозирования, моделирования и анализа оперативной обстановки в
настоящее время представляются крайне затруднительными из-за изно-
са, старения и недостаточного количества средств технического
обеспечения, которое не соответствует предъявляемым требованиям.
Современный уровень информационных технологий может сущест-
венно повысить оперативность работы по профилактике правонаруше-
ний, ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, усилить интегра-
цию системы оперативно-диспетчерского управления с подразделениями
комплекса городского хозяйства, оперативными службами "02" и "03".
Подобная интеграция позволит более полно проводить анализ ситуа-
ций, накапливать и обрабатывать статистические данные.
Совершенствование ЕСОДУ с учетом создания Единого дежур-
но-диспетчерского центра реагирования на чрезвычайные ситуации на
базе канала 01 позволит оперативно решать информационные и распо-
рядительные задачи по обеспечению безопасности жизни и здоровья
жителей города Москвы.
8. Предложения по источникам финансирования целевой программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять из бюд-
жета города Москвы в пределах средств, выделяемых городским орга-
низациям - государственным заказчикам программных мероприятий на
создание и модернизацию систем обеспечения безопасности, физичес-
кую охрану, техническую защиту объектов, на реализацию адресной
инвестиционной программы города Москвы, и средств федерального
бюджета.
Кроме того, на паритетной основе могут привлекаться собствен-
ные средства организаций, предприятий, техническую защищенность
объектов которых предполагается обеспечивать в рамках Программы.
Целесообразно также привлечение внебюджетных финансовых средств из
различных источников.
По предварительным оценкам на реализацию программных меропри-
ятий из средств бюджета города Москвы ежегодно потребуется
12-15 млрд. рублей (без учета средств на материально-техническое
обеспечение правоохранительных органов, воинских структур и оказа-
ния социальной поддержки их сотрудникам).
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании
бюджета города Москвы на очередной финансовый год.
9. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации целевой программы
При реализации Программы органы исполнительной власти города
формируют и организуют проведение мероприятий, относящихся к их
компетенции, осуществляют эффективное взаимодействие с правоохра-
нительными и другими органами, решающими вопросы обеспечения безо-
пасности.
Реализация Программы осуществляется органами исполнительной
власти города и подведомственными им структурами, а также соот-
ветствующими правоохранительными органами путем:
- создания системы социальной профилактики правонарушений для
консолидации усилий органов исполнительной власти города и право-
охранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих
субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с прес-
тупностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными дейс-
твиями;
- повышения оперативности реагирования на заявления и сообще-
ния граждан о правонарушениях и иных угрозах безопасности города
за счет эффективности действий сил правопорядка, развития техни-
ческих средств контроля за ситуацией;
- реализации комплекса мероприятий по инженерно-технической
защите различных учреждений и объектов городских комплексов на ос-
нове предполагаемого дальнейшего их оборудования различными уст-
ройствами специальных заграждений, обнаружения взрывных устройств
и взрывчатых веществ, системами тревожной сигнализации, оповеще-
ния, автоматизированного контроля обстановки;
- ужесточения требований к обеспечению безопасности на вновь
создаваемых объектах городской инфраструктуры;
- осуществления мероприятий по профилактике преступлений, пре-
дупреждению аварий, техногенных катастроф и пожаров, предотвращению
санитарно-эпидемиологических и экологических чрезвычайных ситуаций;
- дальнейшего совершенствования деятельности органов управле-
ния, правоохранительных органов, аварийных служб, специализирован-
ных подразделений охраны учреждений и объектов, городских общест-
венных формирований в части оперативного реагирования на кризисные
ситуации;
- взаимодействия городских органов исполнительной власти с
правоохранительными органами, аварийными и другими службами быст-
рого реагирования;
- оперативного принятия решений и интеграции систем безопас-
ности в единой системе мониторинга обеспечения безопасности горо-
да;
- проведения научных и социологических исследований, конфе-
ренций, конкурсов, учений и тренировок, агитационно-пропагандист-
ской работы и информирования населения.
При реализации Программы органы исполнительной власти города
организуют проведение мероприятий, относящихся к их компетенции,
осуществляют эффективное взаимодействие с правоохранительными и
другими органами, решающими вопросы обеспечения безопасности.
9. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
целевой программы
Государственными заказчиками Программы являются органы испол-
нительной власти города Москвы.
Полный перечень государственных заказчиков программных мероп-
риятий целесообразно указать в паспорте программы по завершению ее
разработки.
Разработчиком Программы определена рабочая группа, созданная
в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 8 апреля
2009 г. N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целе-
вой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью
и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011-
2015 гг.".
Учитывая, что основным содержанием Программы являются мероп-
риятия по обеспечению общественного порядка и безопасности, пред-
полагаемыми исполнителями Программы должны быть ГУВД по г.Москве,
Управление ФСКН России по г.Москве, Управление ФМС по г.Москве,
Управление ФСИН по г.Москве, Управление ФСБ России по г.Москве и
Московской области, Московские УВД на железнодорожном, воздушном и
водном транспорте, другие правоохранительные органы, а также Глав-
ное управление МЧС России по г.Москве.
Исполнителей мероприятий Программы, которые реализуются за
счет средств бюджета города Москвы, государственные заказчики оп-
ределяют на конкурсной основе.
10. Предложения по формам и методам управления реализацией
целевой программы
Ввиду масштабности и многоотраслевого характера в систему уп-
равления реализацией Программы предлагается включить следующие ра-
бочие органы:
1. Персональный руководитель Программы с определением его
функций и полномочий.
2. Координатор Программы - в лице Управления координации дея-
тельности по обеспечению безопасности города Москвы.
3. Система государственных заказчиков по отдельным мероприя-
тиям Программы.
Координатор Программы осуществляет мониторинг, координацию и
взаимодействие деятельности государственных заказчиков и других
участников реализации Программы по выполнению ее мероприятий
Государственные заказчики Программы осуществляют городской
государственный заказ на услуги и работы, организуют выполнение
мероприятий Программы, формируют проекты ежегодных планов и пред-
ложений по приоритетным направлениям и мероприятиям Программы на
очередной год, согласовывает конкурсную документацию при проведе-
нии конкурсов по выбору исполнителей и стартовые цены программных
мероприятий и проектов Программы.
Государственные заказчики Программы ежеквартально до 15 числа
месяца следующего за отчетным представляют координатору Программы
отчет о ходе выполнения программных мероприятий; до 15 ноября - за
9 месяцев текущего года и ожидаемом выполнении за год и до 1 марта
- за отчетный год в Департамент зкономической политики и развития
города Москвы краткие отчеты о ходе выполнения программных мероп-
риятий по городской целевой программе.
Координатор Программы до 1 марта представляет Мэру Москвы и в
Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет
о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и пред-
ложения по усилению безопасности города в рамках Программы.
Верно: