Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 2625-РП от 8 октября 2009 года

О Концепции комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2011—2015 гг.

     В целях  формирования  единой  городской  программы в области
обеспечения безопасности населения и территорий столицы  от  угроз
различного характера:
     1. Утвердить Концепцию комплексной городской целевой програм-
мы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспече-
ния безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг.  (прило-
жение).
     2. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы  от  8
апреля 2009 г.  N 614-РП "О разработке проекта комплексной городс-
кой целевой программы профилактики правонарушений,  борьбы с прес-
тупностью и  обеспечения  безопасности  граждан в городе Москве на
2011-2015 гг." (далее - комплексная  программа)  определить  госу-
дарственными заказчиками комплексной программы департаменты, коми-
теты и управления города Москвы.
     3. Управлению  координации  деятельности по обеспечению безо-
пасности города Москвы обеспечить координацию и взаимодействие го-
сударственных заказчиков,  правоохранительных органов и других ве-
домств при разработке мероприятий комплексной  программы  в  соот-
ветствии  с ее структурой,  утвержденной рабочей группой по разра-
ботке проекта комплексной городской целевой программы профилактики
правонарушений,  борьбы с преступностью и обеспечения безопасности
граждан в городе Москве на 2011-2015 годы.
     4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить
на   руководителя  Аппарата  Мэра и Правительства Москвы Коробчен-
ко В.А.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                    Приложение к распоряжению
                                    Правительства Москвы
                                    от 8 октября 2009 г. N 2625-РП




                           Концепция
      комплексной городской целевой программы профилактики
      правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения
      безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг.



                     Основание разработки

     Распоряжение   Правительства  Москвы  от  8  апреля  2009  г.
N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целевой прог-
раммы профилактики правонарушений,  борьбы с преступностью и обес-
печения безопасности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг.".

                    1. Общие положения

     Концепция комплексной городской целевой программы профилакти-
ки правонарушений,  борьбы с преступностью и обеспечения  безопас-
ности граждан в городе Москве на 2011-2015 гг. (далее - Концепция)
представляет собой официально принятую систему взглядов  на  цели,
задачи,  основные  принципы  и  направления деятельности в области
обеспечения безопасности объектов жизнедеятельности  и  социальной
сферы города, защиты населения Москвы от преступных посягательств.
     Правовую и методологическую базу Концепции составляют:
     1. Закон  Российской  Федерации  от  5 марта 1992 г. N 2446-1
"О безопасности".
     2. Стратегия  национальной  безопасности Российской Федерации
до 2020 года,  утвержденная Указом Президента Российской Федерации
от 12 мая 2009 г. N 537.
     3. Концепция безопасности города Москвы,  утвержденная поста-
новлением Правительства Москвы от 22 августа 2000 г. N 654.
     4. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации и  го-
рода Москвы,  устанавливающие правовые основы обеспечения безопас-
ности личности,  общества, государства, определяющие систему безо-
пасности и ее функции,  порядок организации и финансирования орга-
нов обеспечения безопасности.
     Концепция является  основой для разработки и реализации комп-
лексной городской целевой программы  профилактики  правонарушений,
борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе
Москве на 2011-2015 гг. (далее - Программа).
     Концепция содержит взгляды и основные положения, имеющие дол-
говременный  характер  и закладываемые в основу формирования Прог-
раммы.
     В Концепции отражены проблемы безопасности Москвы,  сформули-
рованы цель, задачи Программы и методы их решения.
     Концепция определяет  наиболее  приоритетные  направления  по
обеспечению безопасности города,  формы реализации Программы и не-
обходимые для этого источники финансирования.
     Концепция формирует  основные  показатели эффективности Прог-
раммы и дает предварительную оценку результата реализации  ее  ме-
роприятий.
     Концепция является  обязательным  документом  при  разработке
Комплексной городской целевой программы профилактики  правонаруше-
ний,  борьбы  с преступностью и обеспечения безопасности граждан в
городе Москве на 2011-2015 гг.

     2. Характеристика и прогноз развития  сложившейся  проблемной
   ситуации в  рассматриваемой сфере без использования программно-
                      целевого метода

     В городе Москве ведется целенаправленная работа по  повышению
безопасности столицы.  В первую очередь это относится к предупреж-
дению террористической  деятельности,  проявлений  различных  форм
экстремизма, социальных конфликтов.
     Значительные усилия предпринимаются по снижению уровня  прес-
тупности, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими право-
нарушениями.  Предпринимаются конкретные меры и  скоординированные
действия  по  своевременному предупреждению,  защите и оперативной
ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных  катастроф
и аварий.
     Деятельность Правительства Москвы и правоохранительных  орга-
нов  в  области обеспечения общественного порядка и борьбы с прес-
тупностью позволила стабилизировать уровень безопасности населения
и города в целом.
     Однако, несмотря на предпринимаемые меры, безопасность Москвы
не является достаточной.  Экономическая нестабильность в стране  и
мире, снижение жизненного уровня населения, изменение миграционных
процессов,  рост социальной напряженности обусловливают сохранение
различных видов угроз устойчивому развитию Москвы.
     В условиях экономического кризиса на криминальную  обстановку
в городе серьезное влияние оказывает рост числа преступлений,  со-
вершенных иногородними, ранее судимыми лицами и лицами, не имеющи-
ми постоянного источника дохода.
     В 2008 году ранее судимыми лицами совершено  (по  законченным
делам)  14153  (+15,4%)  преступления,  в  том числе 4676 (+15,8%)
средней тяжести и 3550 (+2,7%) тяжких и  особо  тяжких.  Указанной
категорией лиц совершено 123 убийства,  5830 краж,  1379 грабежей,
503 разбойных нападений,  167 преступлений, связанных с незаконным
оборотом  оружия  и 1552 преступления по линии незаконного оборота
наркотиков.
     За отчетный период (по  законченным  делам)  зарегистрировано
38745  (+8,7%) преступлений,  совершенных приезжими,  из них 15072
(+11,8%) жителями ближнего и 237 (+53,9%) дальнего зарубежья.
     Лицами, не имеющим постоянного источника дохода в городе, со-
вершено  14153  (+15,4%)  преступления или более половины от числа
раскрытых.  Из числа лиц, привлеченных к ответственности за совер-
шение преступлений,  в том числе и иногородних, 65,1% не работали,
следовательно,  не имели средств к существованию, что и явилось, в
большинстве случаев, основной причиной совершения ими противоправ-
ных деяний.
     В связи  с этим при разработке Программы необходимо учитывать
складывающуюся криминогенную ситуацию в условиях мирового финансо-
вого  кризиса,  жесткой  экономии и сокращения выделения бюджетных
средств,  сложной миграционной ситуации и возможного наплыва в го-
род асоциальных элементов, склонных к правонарушениям.

     3. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
     программы приоритетным задачам социально-экономического
                  развития города Москвы

     Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Феде-
рации,  в котором проживает около 6%  населения государства. Пло-
щадь Москвы составляет 1081 кв. км.  Москва является политическим,
административным,  промышленным, транспортным, финансовым, научным
и культурным центром Российской Федерации.  На территории  столицы
находятся свыше 2500 промышленных предприятий,  в том числе 19 ра-
диационных,  48  химических,  7  биологически  (эпидемиологически)
опасных  объектов,  около  3800 образовательных учреждений,  свыше
3000 учреждений культуры,  большое количество  финансово-кредитных
учреждений и пожароопасных объектов,  а также органы законодатель-
ной,  исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федера-
ции.
     В современных  условиях  негативные  факторы  криминогенного,
террористического, техногенного и природного характера представля-
ют одну из наиболее реальных угроз стабильному  социально-экономи-
ческому развитию Москвы,  повышению качества жизни горожан.  Нега-
тивное воздействие этих факторов не ослабевает, становится все бо-
лее  масштабным и оказывает ощутимое влияние не только на психоло-
гический климат в городе,  но и имеет ощутимые экономические  пос-
ледствия, способствует снижению привлекательности Москвы как цент-
ра деловой активности и туризма.
     В силу ряда геополитических условий, в первую очередь, стату-
са столицы, географического положения, относительно высокого уров-
ня жизни Москва является центром притяжения наркобизнеса.  По экс-
пертным оценкам в городе насчитывается более 150 тысяч  наркозави-
симых лиц.  При этом сохраняется устойчивая тенденция роста уровня
преступности в сфере незаконного  оборота  наркотических  средств,
психотропных и сильнодействующих веществ и наркотизации населения.
     Большие проблемы возникают при  обеспечении  безопасности  на
объектах социальной сферы.
     В современной ситуации особое внимание  должно  быть  уделено
безопасности  на  транспорте,  предотвращению дорожно-транспортных
происшествий.
     Несмотря на  недопущение  в 2008 году террористических акций,
проблема  противодействия  террористическим  проявлениям  остается
первоочередной в деятельности правоохранительных органов.
     Продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся  на
территории города  Москвы  уникальных,  в том числе особо опасных,
технически сложных и уникальных объектов,  а также активное освое-
ние  подземного пространства повышает уровень террористических уг-
роз,  как на отдельных уникальных объектах, так и на территориаль-
но-высотных комплексах.
     Остаются проблемой  пожары и техногенные катастрофы,  которые
из разряда стихийных бедствий,  в некоторых случаях,  переходят  в
класс инструментов преступной конкурентной борьбы,  проведения ди-
версий т.п.
     В 2008  году в городе Москве произошло 68 чрезвычайных ситуа-
ций,  27408 аварий,  происшествий и пожаров,  в результате которых
пострадало 20329 человек, погибло 1460 человек.
     Особое опасение вызывает состояние  пожарной  безопасности  в
Москве. За 2008 год произошло более 10 тыс. пожаров, потери от ко-
торых составили около 358 млн. рублей. При пожарах погибло 331 че-
ловек, 461 человек получили травмы.
     Несмотря на общее снижение количества  пожаров,  обоснованную
тревогу  вызывает противопожарное состояние жилищного фонда города
Москвы.  Проведенный анализ показывает, что в нем происходит более
70%  всех пожаров и именно здесь погибает более 85% всех жертв по-
жаров.
     За  10 последних  лет в жилом секторе города произошло 94 084
пожара,  из них в квартирах - 25 725, лестничных клетках - 17 912,
мусоропроводах - 25 601,  лифтах - 2 671,  балконах - 6 844,  под-
вальных помещениях - 1 788 и чердачных помещениях - 312.
     В настоящее время более 20% установок автоматической пожарной
защиты в жилых домах находятся в неисправном состоянии,  в 17% жи-
лых  домов внутренний противопожарный водопровод в неработоспособ-
ном состоянии, в 24% жилых домов шкафы пожарных кранов внутреннего
противопожарного водопровода разукомплектованы, в 45% лечебно-про-
филактических учреждений отсутствуют, неисправны или требуют заме-
ны системы автоматической пожарной сигнализации,  оповещения и уп-
равления эвакуацией.
     В домах  повышенной этажности происходит 53%  от общего коли-
чества пожаров в жилом секторе.  На сегодняшний день в домах повы-
шенной этажности из имеющихся 23379 систем дымоудаления и противо-
пожарной автоматики 7681 (33%) система неисправна.
     Сложная обстановка сохраняется на водоемах города. Это приво-
дит к тому,  что за последние 5 лет в среднем на  водных  объектах
города  Москвы  ежегодно гибнет от 190 до 300 человек,  происходят
аварии и происшествия с  судами,  последствиями  которых  являются
загрязнение водоемов и гибель людей.
     В настоящее время на территории городских районов  создано  и
оснащено 77 учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне
и предотвращению чрезвычайных ситуаций.  В связи с ежегодно увели-
чивающимся строительством новых жилых кварталов и увеличением чис-
ленности населения необходимо создавать и  развивать  новые  учеб-
но-консультационные пункты.
     Также необходимо  развивать  систему  подготовки  и повышения
квалификации спасателей. Это обеспечивается комплексом мер органи-
зационного, материально-технического и финансового характера.
     Имеется вероятность возникновения  санитарно-эпидемиологичес-
ких, экологических и других видов угроз.
     Для нейтрализации указанных угроз в рамках программы  предпо-
лагается  широкое  внедрение  технических средств,  как важнейшего
элемента обеспечения безопасности.

     4. Обоснование целесообразности  решения  проблемы
                 программно-целевым методом

     Высокий уровень преступности продолжает  оставаться серьезной
угрозой для жителей города.
     Существующая система управления обеспечением безопасности еще
не в полной мере соответствует  изменениям  спектра  угроз  городу
Москве в рассматриваемой сфере.
     Социальные, экономические,   геополитические,   миграционные,
техногенные и другие факторы негативно влияют на устойчивое разви-
тие общества и предопределяют нестабильное развитие инфраструктуры
Москвы.
     Сложившееся положение требует разработки и реализации долгос-
рочных мер,  направленных на решение задачи повышения защищенности
населения города,  которая на современном этапе является одной  из
наиболее  приоритетных.  При  этом проблемы безопасности населения
столицы должны решаться программными методами.
     В этих целях предполагается:
     1. Разработка и реализация  механизмов  эффективного  взаимо-
действия и единого централизованного руководства для решения проб-
лем безопасности на общегородском,  окружном и районном уровнях, а
также  в  комплексах  городского управления с целью своевременного
предупреждения, выявления и ликвидации угроз.
     2. Совершенствование системы координации деятельности и взаи-
модействия органов  государственной  власти,  контрольных органов,
органов обеспечения безопасности и общественных организаций в сфе-
ре безопасности.
     3. Обеспечение выполнения требований по безопасности для кри-
тически  важной  инфраструктуры  и  населения города,  организация
контроля их выполнения.
     4. Организация и проведение постоянного мониторинга состояния
безопасности города по территориально-отраслевому принципу, анали-
за и прогнозирования факторов воздействия существующих и развиваю-
щихся угроз на безопасность населения и инфраструктуру города.
     5. Формирование  единого информационного пространства обеспе-
чения безопасности Москвы в системе органов исполнительной власти,
комплексов городского управления, министерств и ведомств федераль-
ного уровня,  предприятий и организаций города  независимо  от  их
формы  собственности,  негосударственных организаций и населения в
соответствии с их правами и полномочиями в области безопасности.
     6. Применение современных, быстродействующих средств наблюде-
ния, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуаци-
ях,  обеспечение оперативного принятия решения и интеграции систем
безопасности в единую систему мониторинга обеспечения безопасности
города.
     7. Повышение степени защищенности граждан,  объектов,  в  том
числе критически важных, на основе объединения усилий всех органов
управления,  сил и средств, задействованных в обеспечении безопас-
ности.
     8. Осуществление комплексных мер социальной профилактики пра-
вонарушений.
     9. Совершенствование  законодательной  и  нормативно-правовой
базы в сфере профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и
обеспечения безопасности граждан в городе Москве.
     10. Обеспечение  координации и взаимодействия органов законо-
дательной и исполнительной власти города с правоохранительными ор-
ганами в сфере безопасности с учетом изменений в области распреде-
ления полномочий между федеральными  органами  власти  и  органами
власти субъектов Российской Федерации.
     11. Улучшение оснащенности и подготовленности личного состава
правоохранительных органов,  внедрение в их деятельность продукции
высоких технологий и информатизации,  укрепление межведомственного
сотрудничества, а также их взаимодействия с заинтересованными  го-
родскими ведомствами, общественными организациями и населением го-
рода.
     12. Осуществление категорирования территорий и объектов горо-
да по степеням и уровням опасности с последующим созданием  специ-
альных реестров.
     13. Повышение оперативности реагирования всех органов на воз-
никающие угрозы путем применения современных,  эффективных средств
наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях, интегрированных
в единую систему обеспечения безопасности города.
     Достижение поставленной цели возможно только  в  том  случае,
если Программа будет иметь межведомственный характер.  Это базовое
положение определяется тем фактом, что решение проблем защищеннос-
ти  от  большинства  опасностей и угроз невозможно усилиями только
одного ведомства.
     Программа должна носить системный характер. В этом смысле лю-
бое мероприятие должно исходить из задач обеспечения  безопасности
и приводить к конкретным результатам. Принципиальное значение име-
ет реально действующая система  обеспечения  безопасности  города,
способная реализовывать постоянный мониторинг и систему реагирова-
ния на возникающие опасности и угрозы,  направленные прежде  всего
на их предупреждение.
     Особенностью Программы является необходимость учета  совмест-
ных  действий  на территории города субъектов обеспечения безопас-
ности городского и федерального уровней.

     5. Возможные варианты решения проблемы,  оценка преимуществ и
      рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

     В целях  решения  проблемы обеспечения безопасности в течение
последних десяти лет в Москве реализован и продолжает  выполняться
целый ряд целевых программ.
     Сравнительный анализ содержания и результатов выполнения этих
программ  показал,  что  относительно невысокая их эффективность в
значительной степени обусловлена недостатками самих программ.
     Действующая Комплексная городская целевая программа профилак-
тики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопас-
ности граждан в городе Москве  на 2006-2010 гг. несколько устрани-
ла  указанные выше недостатки и показала эффективность проведенных
в ее рамках мероприятий.
     По сравнению  с  2005  годом в 2008 году количество раскрытых
преступлений возросло с 78660 до 85128 или на 8,2%.
     Количество убийств  сократилось  с  1331 до 989,  умышленного
причинения тяжкого вреда здоровью с 1870 до 1558, грабежей с 24160
до  20085,  разбойных нападений с 5715 до 4650,  краж из квартир с
13985 до 10960,  хулиганств с 2956 до 1586, преступлений на улицах
с 42332 до 33356,  совершенных несовершеннолетними и с их участием
с 3398 до 2047, в состоянии опьянения - с 11366 до 7295.
     В этой связи дальнейшее решение вопросов обеспечения безопас-
ности города должно осуществляться интегрировано в разрабатываемой
Программе.

     6. Предложения по целям и задачам программы,  целевым индика-
торам и  показателям,  позволяющим оценивать ход развития  целевой
программы по годам

     Цель Программы - комплексное обеспечение безопасности населе-
ния и объектов на территории города Москвы от  преступных  посяга-
тельств, террористических и экстремистских акций, чрезвычайных си-
туаций и пожаров.
     Задачи Программы:
     1. Создание системы социальной  профилактики  правонарушений,
направленной прежде всего на активизацию борьбы с пьянством, алко-
голизмом, наркоманией; преступностью, безнадзорностью и беспризор-
ностью  несовершеннолетних;  незаконной миграцией;  ресоциализацию
лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
     2. Вовлечение  в систему предупреждения правонарушений предп-
риятий,  учреждений,  организаций всех форм собственности, а также
общественных организаций.
     3. Интеграция существующих в городе систем обеспечения  безо-
пасности и процессов управления ими.
     4. Повышение степени защищенности критически важных объектов.
     5. Повышение степени безопасности городских промышленных объ-
ектов, объектов социальной сферы, транспорта, дорожного движения.
     6. Организация и проведение постоянного мониторинга состояния
безопасности города, анализ и прогнозирование факторов воздействия
существующих и развивающихся угроз  безопасности  на  население  и
инфраструктуру города.
     7. Создание  благоприятной и максимально безопасной для насе-
ления обстановки в жилом секторе,  на улицах и в других обществен-
ных местах города.
     8. Снижение  возможности  возникновения чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного, экологического и санитарно-эпидемиологи-
ческого характера.
     9. Минимизация потерь города и его населения от техногенных и
природных катастроф,  пожаров, иных чрезвычайных ситуаций, а также
преступных посягательств.
     10. Создание  условий для совершенствования деятельности пра-
воохранительных органов города.
     11. Разработка форм и методов противодействия любым видам уг-
роз безопасности людскому, природному либо экономическому потенци-
алу Москвы.
     С целью определения эффективности реализации Программы следу-
ет использовать целевые показатели (индикаторы) в конкретно  изме-
ряемой форме. При этом эффективность программы будет являться дос-
таточной,  если в результате выполнения программных мероприятий по
итогам года показатели не превысили предельно допустимых значений.
     В качестве  общего целевого показателя для оценки хода выпол-
нения Программы целесообразно использовать следующий показатель  -
уровень  преступности  (доля  раскрытых преступлений в общем коли-
честве зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населе-
ния  в сравнении с аналогичным показателем  других регионов России
с учетом складывающейся оперативной обстановки).
     В дополнение к общему целевому критерию целесообразно исполь-
зовать следующие частные критерии (в сравнении с предыдущими года-
ми):
     - динамика количества зарегистрированных преступлений на ули-
цах  и  в других общественных местах города,  в том числе тяжких и
особо тяжких;
     - динамика  дорожно-транспортных  происшествий  и  тяжести их
последствий;
     - уровень аварийности на промышленных предприятиях,  объектах
жизнеобеспечения и транспорта;
     - динамика количества зарегистрированных пожаров,  тяжести их
последствий;
     - динамика чрезвычайных ситуаций,  в том числе на водных объ-
ектах  города и на объектах проведения спортивных и культурных ме-
роприятий с массовым участием граждан;
     - динамика  выявленных  преступлений,  связанных с незаконным
оборотом наркотиков, совершенных в местах массового досуга населе-
ния и в образовательной среде;
     - динамика зарегистрированных преступлений,  совершенных ино-
городними и иностранными гражданами.
     Усилия органов исполнительной власти города и органов, в ком-
петенцию которых входит решение вопросов обеспечения безопасности,
в рамках программы должны быть направлены на  достижение  основной
цели  - обеспечить снижение показателей нарастания угроз,  а в ко-
нечном итоге гарантированную защиту населения и объектов города от
преступности, террористических акций и чрезвычайных ситуаций.
     Реализация программных мероприятий  позволит  стабилизировать
криминогенную обстановку в городе, снизить темпы роста преступнос-
ти и других негативных явлений по отдельным направлениям и тем са-
мым  создать  условия  для повышения реального уровня безопасности
жизни москвичей,  обеспечения защищенности критически важной  инф-
раструктуры города.
     По предварительным оценкам реализация программных мероприятий
должна привести к следующим изменениям:
     - снижению количества террористических акций,  их последствий
и, как следствие, напряженности в обществе, вызванной угрозой тер-
роризма;
     - сокращению  количества лиц,  привлеченных к ответственности
за совершение преступлений общеуголовной направленности в  состоя-
нии наркотического опьянения;
     - снижению уровня наркотизации общества, в том числе сокраще-
ние количества лиц,  умерших от отравления наркотиками (при оценке
использовать результаты социологических и научно-медицинских  исс-
ледований,  изучающих  уровень наркотизации в различных социальных
слоях общества);
     - сокращению количества несовершеннолетних лиц,  привлеченных
к ответственности за совершение преступлений общеуголовной направ-
ленности,  в  том  числе в состоянии алкогольного и наркотического
опьянения;
     - сокращению рецидивной преступности  среди  несовершеннолет-
них,  а  также количества правонарушений,  совершенных при участии
лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста;
     - снижению  пожароопасной  обстановки и уровня аварийности на
объектах инфраструктуры города Москвы, а также материальных потерь
для экономики города;
     - повышению эффективности работы органов исполнительной влас-
ти и органов местного самоуправления по обеспечению безопасности;
     - сокращению выделяемых средств на локализацию  и  ликвидацию
последствий чрезвычайных ситуаций.

     7. Предложения по приоритетным направлениям Программы

     Исходя из  основных видов угроз для безопасности города Прог-
рамма должна состоять из ряда конкретных разделов, предусматриваю-
щих реализацию мероприятий по:
     - выявлению, предупреждению и пресечению террористической де-
ятельности, проявлений различных форм экстремизма, расовой и рели-
гиозной нетерпимости;
     - обеспечению  правопорядка  и  общественной  безопасности на
улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан;
     - предупреждению и пресечению преступлений экономической нап-
равленности, в том числе в сфере потребительского рынка и услуг;
     - предупреждению и пресечению правонарушений в сфере миграци-
онного законодательства;
     - предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолет-
них;
     - предупреждению  и  пресечению  коррупции в органах исполни-
тельной власти города Москвы;
     - социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения
свободы;
     - предупреждению, выявлению и пресечению наркотической угрозы;
     - обеспечению безопасности на объектах  Комплекса  социальной
сферы,  а также на спортивных сооружениях и в учреждениях физичес-
кой культуры и спорта;
     - обеспечению  безопасности  на городском общественном транс-
порте и в метрополитене;
     - обеспечению безопасности дорожного движения;
     - обеспечению безопасности в жилищном фонде города и объектах
городского хозяйства;
     - обеспечению безопасности и антитеррористической защищеннос-
ти особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а так-
же объектов подземного строительства;
     - защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуа-
ций природного и техногенного характера,  обеспечению пожарной бе-
зопасности и безопасности людей на водных объектах, развитию граж-
данской обороны;
     - обеспечению безопасности от других видов угроз.
     Кроме того,  необходимо предусмотреть и обеспечивающие мероп-
риятия,  в том числе по укреплению материально-технической базы  и
социальной  поддержке сотрудников правоохранительных органов,  по-
жарных и спасателей, а также по увязке создаваемой системы обеспе-
чения безопасности города с мероприятиями программы, в первую оче-
редь в части прохождения информации  и  реагирования  правоохрани-
тельных органов на поступающие сигналы о преступлениях.
     Несомненно, в определенных своих частях указанные разделы бу-
дут иметь совпадающие позиции, что позволит на их основе проводить
согласованные совместные действия различных государственных и  не-
государственных структур,  правоохранительных и иных органов и ор-
ганизаций.
     Вместе с  тем прогноз развития современной ситуации указывает
на ее быстро меняющийся характер,  поэтому в Программе должна быть
предусмотрена  возможность  гибкого изменения состава и содержания
мероприятий, исходя из приоритетов угроз.
     Основная цель  программных мероприятий состоит в создании ус-
ловий по предотвращению правонарушений,  чрезвычайных  ситуаций  и
повышению оперативности их предупреждения,  обнаружения и предотв-
ращения.
     Достижение цели обеспечивается следующими мероприятиями:
     - проведением разработок эффективных средств,  методов и спо-
собов обеспечения комплексной безопасности;
     - созданием необходимых  условий  правоохранительным  органам
для внедрения и реализации ювенальных технологий,  подразумевающих
в том числе создание реабилитационного пространства для ресоциали-
зации несовершеннолетних правонарушителей и лиц,  которые по исте-
чении срока отбывания наказания достигли восемнадцати лет;
     - обеспечением четкого взаимодействия органов  исполнительной
власти города с дежурными службами ГУВД по г.Москве,  аварийными и
другими службами быстрого реагирования;
     - реализаций  комплекса  мероприятий по инженерно-технической
защите различных учреждений и объектов городских комплексов;
     - проведением научных, в том числе социологических исследова-
ний,  конференций,  конкурсов,  соревнований, учений и тренировок,
агитационно-пропагандистской работы и информирования населения;
     - совершенствованием нормативной правовой и методической базы
в  области  обеспечения безопасности в соответствии с полномочиями
города Москвы, как субъекта Российской Федерации;
     - дальнейшим  развитием органов управления и сил реагирования
на кризисные ситуации, специализированных подразделений охраны уч-
реждений и объектов, городских общественных формирований;
     - совершенствованием мероприятий по профилактике правонаруше-
ний в жилом секторе, на транспорте, строительных объектах и объек-
тах торговли;
     - совершенствованием  мероприятий  в  области  предупреждения
чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территории города Москвы
от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера,
обеспечения пожарной безопасности;
     - совершенствованием  системы  обеспечения  мероприятий граж-
данской обороны (эвакуационные мероприятия, инженерная, радиологи-
ческая, химическая, биологическая и медицинская защита);
     - развитием системы управления и оценки рисков  возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     - развитием электронной базы данных  на  объекты  повышенного
риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
     - развитием и совершенствованием системы связи,  системы опо-
вещения и информирования населения города Москвы;
     - принятием комплексных мер по обеспечению безопасности людей
на водных объектах города Москвы;
     - совершенствованием учебно-методической базы системы  обуче-
ния пожарных,  спасателей и населения, подготовкой руководителей и
специалистов МГСЧС;
     - автоматизацией  деятельности структурных пожарно-спасатель-
ных и спасательных подразделений города Москвы на основе  расшире-
ния технического и специального программного обеспечения АИУС-ЧС;
     - созданием Системы-112, развитием автоматизированной диспет-
черской системы Единого дежурно-диспетчерского центра реагирования
на чрезвычайные ситуации города Москвы и ее информационным взаимо-
действием с едиными дежурно-диспетчерскими службами города, разви-
тием  Общероссийской комплексной системы информирования и оповеще-
ния населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
     - укреплением  Единого дежурно-диспетчерского центра реагиро-
вания на чрезвычайные ситуации на базе канала 01 и развития опера-
тивной сети связи;
     - модернизацией технического и программного  обеспечения  уп-
равлением силами оперативного реагирования;
     - развитием и совершенствованием Центра управления в  кризис-
ных ситуациях МЧС России по г.Москве;
     - совершенствованием  информационного  обеспечения   принятия
обоснованного решения руководством при проведении ликвидации чрез-
вычайных ситуаций и тушении пожаров в городе Москве,  оперативного
получения  информации  об  объектах пожарными и спасателями непос-
редственно при проведении аварийно-спасательных работ;
     - совершенствованием системы авиационного обеспечения аварий-
но-спасательных работ,  развитием наземной авиационной инфраструк-
туры;
     - развитием и совершенствованием системы предупреждения,  мо-
ниторинга,  прогнозирования и лабораторного контроля обстановки на
территории города;
     - оснащением  пожарно-спасательных  подразделений  и  поиско-
во-спасательных формирований современной техникой, в том числе ро-
бототехническими комплексами, вооружением, оборудованием и матери-
альными средствами;
     - проведением реконструкции,  модернизации и капитального ре-
монта зданий и сооружений пожарно-спасательных подразделений;
     - разработкой новых средств и технологий по совершенствованию
защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуа-
ций и пожаров, развитию гражданской обороны;
     - автоматизацией процессов управления и обеспечения  безопас-
ности  перевозок  городским наземным общественным транспортом (ГУП
"Мосгортранс") с интегрированием (внедрением систем связи и обмена
данных) автоматизированных систем с СОБГ.
     Выработка и  принятие адекватных управленческих решений орга-
нами исполнительной власти города Москвы на основе  своевременного
прогнозирования, моделирования  и анализа оперативной обстановки в
настоящее время представляются крайне затруднительными из-за изно-
са,  старения  и  недостаточного  количества  средств технического
обеспечения, которое не соответствует предъявляемым требованиям.
     Современный уровень информационных технологий  может  сущест-
венно  повысить  оперативность работы по профилактике правонаруше-
ний,  ликвидации пожаров и чрезвычайных ситуаций, усилить интегра-
цию системы оперативно-диспетчерского управления с подразделениями
комплекса городского хозяйства, оперативными службами "02" и "03".
Подобная  интеграция  позволит более полно проводить анализ ситуа-
ций, накапливать и обрабатывать статистические данные.
     Совершенствование ЕСОДУ  с  учетом  создания  Единого  дежур-
но-диспетчерского  центра реагирования на чрезвычайные ситуации на
базе канала 01 позволит оперативно решать информационные и  распо-
рядительные  задачи  по  обеспечению безопасности жизни и здоровья
жителей города Москвы.

     8. Предложения по источникам финансирования целевой программы

     Финансирование Программы предполагается осуществлять из  бюд-
жета города Москвы в пределах средств,  выделяемых городским орга-
низациям - государственным заказчикам программных  мероприятий  на
создание и модернизацию систем обеспечения безопасности,  физичес-
кую охрану,  техническую защиту объектов,  на реализацию  адресной
инвестиционной  программы  города  Москвы,  и средств федерального
бюджета.
     Кроме того, на паритетной основе могут привлекаться собствен-
ные средства организаций,  предприятий,  техническую  защищенность
объектов  которых  предполагается обеспечивать в рамках Программы.
Целесообразно также привлечение внебюджетных финансовых средств из
различных источников.
     По предварительным оценкам на реализацию программных меропри-
ятий  из  средств   бюджета  города  Москвы  ежегодно  потребуется
12-15 млрд. рублей  (без учета средств на  материально-техническое
обеспечение правоохранительных органов, воинских структур и оказа-
ния социальной поддержки их сотрудникам).
     Объемы финансирования  уточняются  ежегодно  при формировании
бюджета города Москвы на очередной финансовый год.

     9. Предложения по участию органов исполнительной власти
   города Москвы в формировании и реализации целевой программы

     При реализации  Программы органы исполнительной власти города
формируют и организуют проведение мероприятий,  относящихся  к  их
компетенции,  осуществляют эффективное взаимодействие с правоохра-
нительными и другими органами, решающими вопросы обеспечения безо-
пасности.
     Реализация Программы осуществляется  органами  исполнительной
власти  города  и подведомственными им структурами,  а также соот-
ветствующими правоохранительными органами путем:
     - создания системы социальной профилактики правонарушений для
консолидации усилий органов исполнительной власти города и  право-
охранительных  органов,  муниципальных образований,  хозяйствующих
субъектов,  общественных объединений и населения в борьбе с  прес-
тупностью, терроризмом, экстремизмом и иными противоправными дейс-
твиями;
     - повышения оперативности реагирования на заявления и сообще-
ния граждан о правонарушениях и иных угрозах  безопасности  города
за  счет эффективности действий сил правопорядка,  развития техни-
ческих средств контроля за ситуацией;
     - реализации  комплекса  мероприятий по инженерно-технической
защите различных учреждений и объектов городских комплексов на ос-
нове  предполагаемого  дальнейшего их оборудования различными уст-
ройствами специальных заграждений,  обнаружения взрывных устройств
и взрывчатых веществ,  системами тревожной сигнализации,  оповеще-
ния, автоматизированного контроля обстановки;
     - ужесточения  требований  к обеспечению безопасности на вновь
создаваемых объектах городской инфраструктуры;
     - осуществления мероприятий по профилактике преступлений, пре-
дупреждению аварий, техногенных катастроф и пожаров, предотвращению
санитарно-эпидемиологических и экологических чрезвычайных ситуаций;
     - дальнейшего совершенствования деятельности органов  управле-
ния,  правоохранительных органов, аварийных служб, специализирован-
ных подразделений охраны учреждений и объектов,  городских  общест-
венных  формирований в части оперативного реагирования на кризисные
ситуации;
     - взаимодействия городских органов  исполнительной  власти  с
правоохранительными органами,  аварийными и другими службами быст-
рого реагирования;
     - оперативного  принятия решений и интеграции систем безопас-
ности в единой системе мониторинга обеспечения безопасности  горо-
да;
     - проведения научных и социологических  исследований,  конфе-
ренций,  конкурсов, учений и тренировок, агитационно-пропагандист-
ской работы и информирования населения.
     При реализации  Программы органы исполнительной власти города
организуют проведение мероприятий,  относящихся к их  компетенции,
осуществляют  эффективное  взаимодействие  с правоохранительными и
другими органами, решающими вопросы обеспечения безопасности.

     9. Предложения  по государственным заказчикам и разработчикам
                        целевой программы

     Государственными заказчиками Программы являются органы испол-
нительной власти города Москвы.
     Полный перечень государственных заказчиков программных мероп-
риятий целесообразно указать в паспорте программы по завершению ее
разработки.
     Разработчиком Программы определена рабочая группа,  созданная
в  соответствии  с  распоряжением Правительства Москвы от 8 апреля
2009 г. N 614-РП "О разработке проекта комплексной городской целе-
вой программы профилактики правонарушений,  борьбы с преступностью
и  обеспечения  безопасности  граждан  в городе  Москве  на  2011-
2015 гг.".
     Учитывая, что основным содержанием Программы являются  мероп-
риятия по обеспечению общественного порядка и безопасности,  пред-
полагаемыми исполнителями Программы должны быть ГУВД по  г.Москве,
Управление  ФСКН  России по г.Москве,  Управление ФМС по г.Москве,
Управление ФСИН по г.Москве,  Управление ФСБ России по г.Москве  и
Московской области, Московские УВД на железнодорожном, воздушном и
водном транспорте, другие правоохранительные органы, а также Глав-
ное управление МЧС России по г.Москве.
     Исполнителей мероприятий Программы,  которые  реализуются  за
счет средств бюджета города Москвы,  государственные заказчики оп-
ределяют на конкурсной основе.

     10. Предложения по формам и  методам  управления  реализацией
                           целевой программы

     Ввиду масштабности и многоотраслевого характера в систему уп-
равления реализацией Программы предлагается включить следующие ра-
бочие органы:
     1. Персональный  руководитель  Программы  с  определением его
функций и полномочий.
     2. Координатор Программы - в лице Управления координации дея-
тельности по обеспечению безопасности города Москвы.
     3. Система  государственных заказчиков по отдельным мероприя-
тиям Программы.
     Координатор Программы осуществляет мониторинг,  координацию и
взаимодействие  деятельности  государственных  заказчиков и других
участников реализации Программы по выполнению ее мероприятий
     Государственные заказчики  Программы  осуществляют  городской
государственный заказ на услуги и  работы,  организуют  выполнение
мероприятий Программы,  формируют проекты ежегодных планов и пред-
ложений по приоритетным направлениям и мероприятиям  Программы  на
очередной год,  согласовывает конкурсную документацию при проведе-
нии конкурсов по выбору исполнителей и стартовые цены  программных
мероприятий и проектов Программы.
     Государственные заказчики Программы ежеквартально до 15 числа
месяца  следующего за отчетным представляют координатору Программы
отчет о ходе выполнения программных мероприятий; до 15 ноября - за
9 месяцев текущего года и ожидаемом выполнении за год и до 1 марта
- за отчетный год в Департамент зкономической политики и  развития
города  Москвы краткие отчеты о ходе выполнения программных мероп-
риятий по городской целевой программе.
    Координатор Программы  до 1 марта представляет Мэру Москвы и в
Департамент экономической политики и развития города Москвы  отчет
о  ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и пред-
ложения по усилению безопасности города в рамках Программы.

     Верно: