В целях дальнейшего развития местного самоуправления в городе
Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию дальнейшего развития местного
самоуправления в городе Москве (приложение 1) и до 10 апреля 2001 года
внести ее на согласование в Московскую городскую Думу.
2. Утвердить план первоочередных законопроектных работ по
реализации Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в
городе Москве (приложение 2).
3. Руководителям комплексов городского управления, префектам
административных округов подготовить и представить в течение двух
недель в Комитет территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления предложения по конкретизации
полномочий, передаваемых органам местного самоуправления (разделы 3,4
Концепции), и мероприятия по их реализации.
4. Комитету территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления в срок до 15 мая 2001 года
подготовить на основе предложений руководителей комплексов городского
управления, Департамента финансов г. Москвы, префектов
административных округов (п.3) проект Плана мероприятий поэтапной
реализации Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в
городе Москве и представить его на утверждение Премьера Правительства
Москвы.
5. Комплексу экономической политики и развития г. Москвы:
5.1. Совместно с комплексами городского управления и
Департаментом финансов г. Москвы в III квартале 2001 года разработать
нормативы минимальной бюджетной обеспеченности реализации полномочий
районных Управ в соответствии с Концепцией дальнейшего развития
местного самоуправления в городе Москве.
5.2. При формировании проекта бюджета города Москвы на 2002 год
определить конкретные виды доходов бюджета города, направляемые на
реализацию полномочий, передаваемых районным Управам.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Премьера Правительства Москвы Петрова А. В.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 марта 2001 г. N 262-ПП
К О Н Ц Е П Ц И Я
дальнейшего развития местного самоуправления
в городе Москве
1. Основные итоги
Одним из главных направлений реформирования системы управле-
ния городом, которое проводится в Москве с 1991 года, является
последовательное утверждение принципов самоуправления. В прошедший
период в рамках двойного статуса городских органов власти (госу-
дарственного и местного) и двухуровневой организации местного са-
моуправления, предусмотренных Уставом города Москвы, создана пра-
вовая база функционирования местных органов власти, уточнены гра-
ницы территориальных образований, проведено в основном распределе-
ние функций и полномочий на уровнях: город - административный ок-
руг - район. При этом был реализован принцип соразмерности полно-
мочий местных органов власти финансовым ресурсам, которые находят-
ся в распоряжении районной администрации с учетом конкретных соци-
ально-экономических условий.
С введением в 1997 году института советников и формированием
районных Собраний фактически началось функционирование важной сос-
тавляющей части местного самоуправления - представительных органов
власти районов. Постепенное расширение их полномочий дало возмож-
ность накопить полезный опыт самоуправления, дальнейшее развитие
получила инициатива населения.
Решены вопросы муниципальной службы. В большинстве своем ак-
тивно работают территориальные органы, создана и действует система
подготовки кадров руководителей и специалистов для районного уров-
ня. В целом районные управы стали элементом стабильности в управ-
лении городом.
Развитию местного самоуправления в городе способствовал при-
нятый с учетом законодательной инициативы московских органов влас-
ти Федеральный закон "О внесении дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс-
кой Федерации" от 17 марта 1997 года N 55-ФЗ.
В настоящее время созданы все предпосылки для перехода к но-
вому этапу осуществления местного самоуправления на территории
города, основными чертами которого должны стать: сосредоточение
функций местного самоуправления в полном объеме на районном уров-
не, обеспечение финансовых и материальных условий для его функци-
онирования, самостоятельность и ответственность органов местного
самоуправления за решение задач, определенных законами города в
рамках федерального законодательства с учетом особенностей Москвы
как города федерального значения и столицы Российской Федерации.
Реализация нового этапа должна способствовать повышению уровня
решения местных вопросов, усилению потенциала районной власти.
При этом не должно быть нанесено какого-либо ущерба управляемости
городом, единству городского хозяйства.
2. Исходные положения
Органы власти города утрачивают двойной статус и осуществляют
свои полномочия только как органы государственной власти. Все воп-
росы, имеющие общегородское значение и влияющие на сохранение
единства городского хозяйства, включаются в предметы ведения горо-
да (статья 15 Устава города) и подлежат решению органами государс-
твенной власти Москвы.
Сложившееся территориальное деление города сохраняется.
В соответствии с федеральным законодательством Москва как го-
родское поселение является муниципальным образованием, в котором
выборные городские органы местного самоуправления не создаются.
Органы местного самоуправления в городе Москве формируются во
внутригородских муниципальных образованиях, которые образуются в
границах районов города.
Меняется правовой статус районных управ - из органов, выпол-
няющих функции органов местного самоуправления, они становятся ор-
ганами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в Российской Федерации" предметы
ведения внутригородского муниципального образования, объекты собс-
твенности, источники доходов местных бюджетов определяются закона-
ми города Москвы.
Таким образом, система местного самоуправления в городе при-
водится в соответствие с федеральным законодательством.
Принципиально новым в предлагаемой модели самоуправления яв-
ляется установление предметов ведения органов местного самоуправ-
ления и формирование бюджетов муниципальных образований (районов
города).
3. Предметы ведения органов местного самоуправления в райо-
нах
С учетом накопленного опыта и исходя из требований статьи 132
Конституции Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российс-
кой Федерации", к предметам ведения относятся вопросы местного
(районного) значения, решение которых осуществляется органами
местного самоуправления самостоятельно, и отдельные государствен-
ные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления
в соответствии с законом города. Вопросы местного значения, в ос-
новном,уже определены законами города. Предлагается их в целом
сохранить, уточнив виды и содержание работ и услуг.
К вопросам местного значения могут быть отнесены:
Установленные Федеральным законодательством -
1. Выдача разрешений на вступление в брак лицам, достигшим
возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным зако-
нодательством.
2. Организация и осуществление опеки и попечительства, в том
числе над детьми, оставшимися без попечения родителей, в соответс-
твии с федеральным законодательством и законами города.
3. Обеспечение права жителей района на участие в выборах ор-
ганов государственной власти и местного самоуправления, в референ-
думах.
Установленные Федеральным законом " Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в РФ", законами города -
4. Принятие и изменение Устава внутригородского муниципально-
го образования, контроль за его соблюдением.
5. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение
местного бюджета.
6. Владение, пользование, распоряжение имуществом, находящим-
ся в собственности или в ведении района.
7. Принятие планов и программ развития муниципального образо-
вания.
8. Организация и содержание муниципальных архивов.
9. Участие в планировке и застройке территории района в по-
рядке, установленном законом города.
10. Создание условий для строительства жилищных и социаль-
но-культурных объектов на территории района.
11. Обеспечение санитарного благополучия населения муници-
пального образования, уборка и вывоз бытовых отходов.
12. Благоустройство, ремонт и озеленение придомовых и внут-
ридворовых территорий.
13. Организация работы по сбору и вывозу брошенного и разу-
комплектованного автомобильного транспорта, производство работ по
ликвидации самовольно построенных гаражей и автостоянок, решение
вопросов размещения металлических тентов.
14. Участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей
среды на территории района.
15. Создание условий для обеспечения населения услугами тор-
говли, общественного питания и бытового обслуживания.
16. Организация праздничных и других зрелищных мероприятий.
17. Организация внешкольной, культурно-воспитательной работы
с детьми и подростками на территории района, организация и содер-
жание детских муниципальных учреждений.
18. Содействие в работе центров социальной защиты, учет нуж-
дающихся в социальной поддержке, оказание социальной помощи нужда-
ющимся за счет средств местного бюджета, содействие благотвори-
тельности.
19. Учреждение муниципальных организаций и предприятий, осно-
ванных на праве хозяйственного ведения.
20. Организация общественных работ, осуществление других ме-
роприятий, способствующих занятости населения, за счет средств
местного бюджета.
21. Содействие работе органов охраны общественного порядка на
территории района.
22. Сохранение памятников истории и культуры местного значе-
ния.
23. Организация и содержание районной информационной службы.
24. Создание условий для деятельности местных средств массо-
вой информации.
25. Содействие созданию кондоминиумов, территориальных общин,
реализации городских жилищных программ.
26. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
оказание им содействия в решении жилищных вопросов.
27. Организация регистрации животных, площадок для выгула со-
бак.
28. Укрепление материально-технической базы районных управ.
29. Проведение научных работ, включенных в районные програм-
мы.
30. Взаимодействие с общественными организациями, разработка
и реализация социально значимых программ для населения за счет
собственных средств.
31. Участие в реализации принципов социального партнерства на
предприятиях, расположенных на территории муниципального образова-
ния.
32. Создание условий для развития органов территориального
общественного самоуправления.
4. Государственные полномочия (полномочия города Москвы), ко-
торыми могут быть наделены органы местного самоуправления
1. Текущий ремонт и эксплуатация городского жилого и нежилого
фонда, расположенного на территории муниципального образования.
2. Ремонт и эксплуатация дорожных покрытий, за исключением
дорог городского значения.
3. Текущий ремонт и эксплуатация объектов социальной сферы.
Могут быть рассмотрены также вопросы наделения районных управ
полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда и объектов
социальной сферы.
Вопросы местного значения решаются органами местного самоуп-
равления самостоятельно за счет средств местного бюджета. Наделе-
ние государственными полномочиями (полномочиями города) произво-
дится законами города с одновременной передачей материальных и фи-
нансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.
Реализация переданных полномочий подконтрольна государственным ор-
ганам власти. Городской орган власти вправе оценивать решения,
принимаемые органами местного самоуправления по делегированным
полномочиям как с точки зрения законности, так и с точки зрения
эффективности, а также осуществлять контроль за целевым использо-
ванием материальных и финансовых ресурсов, переданных для осущест-
вления этих полномочий. Условия и порядок контроля устанавливаются
законом города Москвы.
5. Бюджет муниципального образования
Наличие бюджета является обязательным условием осуществления
местного самоуправления. В настоящее время в городе имеется зако-
нодательство о финансовых ресурсах района и созданы достаточно на-
сыщенные целевые бюджетные фонды развития территорий района.
Формирование местного бюджета осуществляется администрацией
района совместно с представительным органом местного самоуправле-
ния в соответствии с предметами ведения муниципального образова-
ния.
Бюджеты районов формируются в порядке, установленном законами
города Москвы, определяющими источники доходов этих бюджетов и
полномочия, передаваемые муниципальным образованиям. Законом горо-
да Москвы о бюджете могут предусматриваться дотации из городского
бюджета для выполнения районными управами передаваемых функций.
Порядок формирования и исполнения районных бюджетов осуществляется
по единой методологии, определяемой Бюджетным кодексом Российской
Федерации и соответствующими законами города Москвы.
Кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов возлагается
на Московское городское казначейство.
Для формирования местных бюджетов возникает необходимость:
1. Разработки нормативов минимальной бюджетной обеспеченности
местных бюджетов.
2. Определение полномочий органов местного самоуправления по
формированию и исполнению бюджетов внутригородских муниципальных
образований.
3. Определение источников и размеров доходной части местных
бюджетов.
4. Разработка механизма регулирования доходов местных бюдже-
тов.
5. Определение порядка казначейского исполнения местных бюд-
жетов и осуществления финансового контроля.
6. Создание финансовых структур органов местного самоуправле-
ния.
6. Муниципальная собственность
С учетом реализации полномочий органов местного самоуправле-
ния необходимо:
- определить принципы формирования муниципальной собственнос-
ти, порядок ее регистрации, распоряжения и отчуждения;
- уточнить порядок передачи городской собственности в управ-
ление органов местного самоуправления.
При определении собственности на землю необходимо исходить из
того факта, что земля в городе Москве принадлежит городскому сооб-
ществу, отдельной собственности на землю внутригородских муници-
пальных образований не должно быть. Порядок пользования городскими
землями органами местного самоуправления устанавливается законом
города.
7. Представительный орган местного самоуправления
В настоящее время функции представительного органа в районах
осуществляют районные Собрания, которые имеют право избирать главу
Управы, утверждать смету доходов и расходов района, контролировать
деятельность главы Управы и должностных лиц. В состав районного
Собрания входят советники районного Собрания и глава Управы.
Необходимо изменить статус районного Собрания. Оно должно
стать представительным органом местного самоуправления, что пред-
полагает расширение полномочий данного органа, в частности, пре-
доставление ему права принятия Устава муниципального образования,
местного бюджета, общеобязательных правил по предметам ведения ра-
йона, право законодательной инициативы в Московской городской Думе
и другие права.
Районное Собрание будет состоять из депутатов, избираемых на-
селением на основе всеобщего избирательного права. Предлагается на
переходный период сохранить действующее название выборных лиц
местного самоуправления (глава Управы, председатель районного Соб-
рания, заместитель председателя районного Собрания) .
Нынешний состав районных Собраний в городе был избран в де-
кабре 1999 года сроком на 4 года. Его полномочия истекают в де-
кабре 2003 года. Учитывая имеющийся потенциал районных Собраний и
то обстоятельство, что их нынешний состав избран недавно, целесо-
образно на переходный период законом города наделить их правами
органа местного самоуправления.
8. Глава Управы
Нынешний статус главы Управы определен законом города Москвы
"О районной Управе в городе Москве" (1996г.). Глава Управы - долж-
ностное лицо, замещающее выборную муниципальную должность, обеспе-
чивающее на территории района реализацию единой общегородской со-
циально-экономической политики. Глава Управы является председате-
лем районного Собрания и возглавляет администрацию района. Глава
Управы избирается районным Собранием из числа советников районного
Собрания или из числа граждан Российской Федерации по представле-
нию Мэра.
В связи с предлагаемым изменением статуса района глава Управы
должен стать главой внутригородского муниципального образования,
выборным должностным лицом, организующим работу районного Собрания
и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправ-
ления на территории внутригородского муниципального образования.
Функции главы Управы должны быть скорректированы с учетом измене-
ния его правового статуса.
Необходимо внести изменения в порядок избрания главы Управы.
В соответствии с требованиями федерального законодательства глава
муниципального образования избирается либо гражданами, проживающи-
ми на территории муниципального образования, либо из состава
представительного органа местного самоуправления. Предлагается ис-
пользовать второй вариант. Он опробован на последних выборах, где
8 глав управ были избраны из числа советников, при этом состав
глав управ не изменился.
В переходный период представляется целесообразным продлить
полномочия действующих глав управ до избрания нового представи-
тельного органа местного самоуправления в районе.
С учетом сложившихся традиций целесообразно сохранить назва-
ние органа местного самоуправления в Москве - районная Управа.
Подразумевается, что районная Управа состоит из районного Собра-
ния и избранного им главы Управы, возглавляющего районное Собра-
ние и администрацию района. Законодательство должно допускать
возможность, что администрацию может возглавить утвержденный ра-
йонным Собранием районный управляющий.
9. Ответственность представительных органов местного самоуп-
равления и глав муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством города ответс-
твенность районного Собрания перед населением района наступает в
результате утраты доверия населения и осуществляется в установлен-
ном законом порядке.Ответственность главы Управы наступает в ре-
зультате выражения недоверия главе Управы районным Собранием и
осуществляется посредством досрочного освобождения главы Управы от
должности в соответствии со статьей 13 Закона "О районной Управе в
городе Москве".
Порядок ответственности районного Собрания перед населением и
главы Управы перед районным Собранием должен быть приведен в соот-
ветствие с федеральным законодательством.
Ответственность районного Собрания и главы Управы перед госу-
дарством следует определить в соответствии со статьями 47,48,49
Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от
04.08.2000 N 107-ФЗ), предусматривающими ответственность в случае
нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных зако-
нов, Устава города Москвы, законов города Москвы.
В случае, если районное Собрание принимает нормативный право-
вой акт, который признан судом противоречащим законодательству и
не отменен районным Собранием в установленном законом порядке, то
районное Собрание может быть распущено законом города Москвы. В
случае, если глава Управы издает нормативный правовой акт, который
признан судом противоречащим законодательству и не отменен главой
Управы в установленном законом порядке, то глава Управы может быть
отрешен от должности Мэром Москвы.
10. Устав муниципального образования
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-
рации" каждое муниципальное образование имеет устав, в котором
указываются границы, вопросы местного значения, структура, поря-
док формирования, наименование и полномочия органов местного са-
моуправления, экономическая и финансовая основа осуществления
местного самоуправления и другие положения об организации местно-
го самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов
местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
в соответствии с законами Российской Федерации и законами города
Москвы.
Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоя-
тельно, принимается представительным органом местного самоуправле-
ния или населением непосредственно. В условиях города Москвы целе-
сообразно принятие устава представительным органом внутригородско-
го муниципального образования на основе Примерного устава, разра-
ботанного органами власти города с участием районных Собраний, ор-
ганов территориального общественного самоуправления и населения и
утвержденного Московской городской Думой.
11. Взаимодействие органов исполнительной власти города
Москвы и органов местного самоуправления
Взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы и
органов местного самоуправления регулируется посредством принятия
законов города и иных правовых актов города Москвы, а также заклю-
чения соглашений и договоров между органами исполнительной власти
города, префектами административных округов и районными управами.
В целях обеспечения взаимодействия могут создаваться совместные
координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие
органы, действующие на постоянной или временной основе.
Органы государственной власти города обязаны осуществлять
контроль за соответствием издаваемых органами местного самоуправ-
ления правовых актов федеральному законодательству и законодатель-
ству города Москвы.
В целях обеспечения единообразия вида, порядка принятия и
вступления в силу нормативных правовых актов органов внутригородс-
ких муниципальных образований считать целесообразной разработку
модельных правовых актов органов местного самоуправления по вопро-
сам их деятельности.
12. Развитие территориального общественного самоуправления
Порядок организации и осуществления территориального общест-
венного самоуправления определен Законом города Москвы от 10 июля
1996 года "О территориальном общественном самоуправлении в городе
Москве", в соответствии с которым территориальное общественное са-
моуправление является формой участия населения в местном самоуп-
равлении на данной территории.
Органы территориального общественного самоуправления, а также
иные органы самоуправления населения по месту жительства создаются
по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления
для содействия органам местного самоуправления в решении, как пра-
вило, вопросов благоустройства территории, коммунального обслужи-
вания населения, эксплуатации, ремонта и охраны жилищного фонда.
Дальнейшее развитие местного самоуправления предполагает под-
держку инициативы населения, содействие созданию дееспособных объ-
единений, которые могут на договорной основе реализовывать некото-
рые полномочия органов местной власти в сфере предоставления жи-
лищно-коммунальных услуг и эксплуатации объектов социальной инф-
раструктуры.
Задачами первостепенной важности в данном направлении являют-
ся:
- определение принципов экономической и финансовой деятель-
ности территориального общественного самоуправления;
- определение порядка передачи территориальному общественному
самоуправлению отдельных полномочий по решению вопросов содержания
жилого фонда и объектов внешнего благоустройства в границах их
территорий;
- определение условий правового режима имущества территори-
ального общественного самоуправления;
- определение порядка взаимодействия органов местного и тер-
риториального общественного самоуправления.
13. Совершенствование законодательства города Москвы по воп-
росам местного самоуправления
Осуществление указанных выше подходов потребует изменения
действующего законодательства по вопросам местного самоуправле-
ния.
Необходимо:
1. Внести изменения в Устав города Москвы;
2. Разработать и принять законы города Москвы:
-"О местном самоуправлении в городе Москве",
-"О материально-финансовых основах деятельности органов мест-
ного самоуправления в городе Москве" ("О бюджете района города
Москвы"),
- "О наделении органов местного самоуправления внутригородс-
ких муниципальных образований в городе Москве отдельными государс-
твенными полномочиями ( полномочиями города Москвы)",
- "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в
районах города Москвы".
3. Внести изменения и дополнения в законы города:
-"О бюджетном процессе в городе Москве",
-"О порядке передачи району города Москвы полномочий по уп-
равлению объектами собственности города Москвы",
-"О муниципальной службе в районах города Москвы".
4. Разработать и принять ряд документов, регламентирующих от-
ношения государственных органов власти и органов местного самоуп-
равления в городе Москве, в том числе программу поддержки местного
самоуправления в городе Москве.
Одновременно целесообразно совместно с администрацией города
Санкт-Петербурга провести работу по подготовке проекта Федерально-
го закона "Об особенностях организации местного самоуправления в
городах федерального значения".
14. Переходный период
Учитывая, что срок полномочий избранных в декабре 1999 года в
соответствии с действующим законодательством города Москвы совет-
ников районных Собраний и глав районных управ составляет 4 года,
представляется необходимым законодательно установить переходный
период до конца 2003 года.
Очередность работ определить:
2001 год - внесение изменений в Устав города Москвы, подго-
товка и принятие закона города Москвы "О местном самоуправлении в
городе Москве", завершение в основном формирования нормативно-пра-
вовой базы местного самоуправления, передача отдельных полномочий,
предусмотренных Концепцией, на уровень районов с соответствующим
финансовым обеспечением при формировании бюджета на 2002 год в
рамках функционирования целевых бюджетных фондов развития террито-
рий районов.
2002 год - разработка консолидированного бюджета г. Москвы на
2003 год, включающего бюджеты районов с учетом принятия соответс-
твующих нормативных правовых документов, регулирующих вопросы мес-
тного самоуправления в городе Москве.
2003 год - проведение в каждом муниципальном образовании вы-
боров представительного органа местного самоуправления с последую-
щим избранием главы Управы из его состава и полное вступление в
действие правовых актов города по вопросам организации местного
самоуправления.
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 20 марта 2001 года N 262-ПП
ПЛАН
первоочередных законопроектных работ по реализации
Концепции дальнейшего развития местного самоуправления
в городе Москве
__________________________________________________________________
N Наименование * Срок Ответственные
п.п. проекта подготовки за подготовку
законодательного законопроекта
акта города Москвы
__________________________________________________________________
1. "О внесении измене- I квартал Центр законотворчест-
ний в Устав города 2001 г. ва Москвы
Москвы" (в части во- Государственно-
просов местного са- правовое управление
моуправления) Мэрии
Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
2. "О внесение измене- I квартал Комитет территориаль-
ний в Закон города 2001 года ных органов исполни-
Москвы "О муници- тельной власти и раз-
пальной службе в рай- вития местного само-
онах города Москвы" управления
3. "О внесении измене- II квартал Департамент финансов
ний в Закон города 2001 года г. Москвы
Москвы "О бюджет- Департамент экономи-
ном процессе в городе ческой политики и ра-
Москве" звития г. Москвы
Государственно-
правовое управление
Мэрии
Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
4. "О местном само- III квартал Центр законотворчест-
управлении в городе 2001 года ва Москвы
Москве" Государственно-
правовое управление
Мэрии
Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
5. "О бюджете района III квартал Департамент финансов
города Москвы" 2001 года г. Москвы
("О финансово- Департамент экономи-
экономических осно- ческой политики и ра-
вах деятельности ор- звития г. Москвы
ганов местного само- Государственно-
управления в городе правовое управление
Москве") Мэрии
Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
6. "О реестре муници- II квартал Комитет территориаль-
пальных должностей 2001 года ных органов исполни-
муниципальной служ- тельной власти и раз-
бы в районах города вития местного само-
Москвы" управления
7. "О наделении органов IV квартал Центр законотворчест-
местного самоуправ- 2001 года ва Москвы
ления внутригород- Государственно-
ских муниципальных правовое управление
образований города Мэрии
Москвы отдельными Комитет территориаль-
государственными ных органов исполни-
полномочиями города тельной власти и раз-
Москвы" вития местного само-
управления
8. "О внесении измене- IV квартал Департамент государ-
ний в Закон города 2001 года ственного и муници-
Москвы "О порядке пального имущества
передачи району го- города Москвы
рода Москвы полно- Государственно-
мочий по управлению правовое управление
объектами собствен- Мэрии
ности города Москвы" Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
9. "О собственности I квартал Департамент государ-
внутригородского му- 2002 года ственного и муници-
ниципального образо- пального имущества
вания" города Москвы
Государственно-
правовое управление
Мэрии
Комитет территориаль-
ных органов исполни-
тельной власти и раз-
вития местного само-
управления
10. "О внесении измене- III квартал Комитет территориаль-
ний в Закон города "О 2002 года ных органов исполни-
территориальных еди- тельной власти и раз-
ницах с особым стату- вития местного само-
сом в городе Москве" управления
Государственно-
правовое управление
Мэрии
11. "О внесении измене- IV квартал Центр законотворчест-
ний в Закон города "О 2002 года ва Москвы
выборах депутатов Государственно-
Московской город- правовое управление
ской Думы, Мэра и Мэрии
Вице-мэра Москвы и Комитет территориаль-
советников районного ных органов исполни-
Собрания в городе тельной власти и раз-
Москве" вития местного само-
управления
12. О модельных (при- I-II квартал Центр законотворчест-
мерных ) норматив- 2002 года ва Москвы
ных правовых актах Государственно-
органов местного са- правовое управление
моуправления: Мэрии
-Устав внутригород- Комитет территориаль-
ского муниципального ных органов исполни-
образования, тельной власти и раз-
- положение о бюд- вития местного само-
жетном процессе во управления
внутригородском му-
ниципальном образо-
вании,
- регламент органов
местного самоуправ-
ления,
-соглашения (догово-
ры) органов местного
самоуправления с ор-
ганами государствен-
ной власти города,
- положения о комис-
сиях, комитетах, сове-
тах, образуемых орга-
нами местного само-
управления и др.
13. Примерное Положе- IV квартал Комитет территориаль-
ние об окружном ко- 2003 года ных органов исполни-
ординационном Сове- тельной власти и раз-
те внутригородских вития местного само-
муниципальных обра- управления
зований Государственно-
правовое управление
Мэрии
_________________________________________________________________
* Наименования проектов законодательных актов города Москвы мо-
гут быть уточнены в процессе их разработки и принятия.