Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 264 от 5 октября 2005 года

О проекте федерального закона № 187513-4 «О недрах»

    Рассмотрев проект федерального закона № 187513-4 <О недрах>,
внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации Правительством Российской Федерации,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Поддержать проект федерального закона № 187513-4 <О недрах> с
учетом предложений и замечаний, изложенных в приложении.
    2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Приложение
    к постановлению Московской
    городской Думы
    от 5 октября 2005 года
    № 264


    Предложения и замечания
    к проекту федерального закона № 187513-4 <О недрах>,
    внесенному Правительством Российской Федерации

    1. В соответствии с частью 1 статьи 3 проекта закона
законодательство о недрах состоит из рассматриваемого федерального
закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов и других
нормативных правовых актов Российской Федерации. В части 2 статьи 3
проекта закона говорится о том, что законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить указанному
федеральному закону и иным федеральным законам, а в статье 8 проекта
закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской
Федерации отнесены принятие и совершенствование законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах.
Следовательно, по смыслу проекта закона законодательство о недрах состоит
не только из федеральных законов и других нормативных правовых актов
Российской Федерации, но и из соответствующих законов субъектов
Российской Федерации. Это положение должно быть четко отражено в части
1 статьи 3 проекта закона, тем более что Конституция Российской Федерации
(пункт <в> статьи 72) относит вопросы владения, пользования и
распоряжения недрами к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.

    2. В части 2 статьи 10 проекта закона предлагается установить
исключительно федеральную собственность на недра.
    Данная норма повлечет за собой перераспределение собственности на
недра, так как в действующем законодательстве недра отнесены к
государственной собственности, то есть к собственности как Российской
Федерации, так и субъектов Российской Федерации (статьи 12 и 21 Закона
Российской Федерации <О недрах>).
    В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации
земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,
государственной, муниципальной и иных формах собственности. Следовательно,
отрицание в проекте закона возможности нахождения недр в собственности
субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности является
нарушением основ конституционного строя Российской Федерации.

    3. Проект закона не учитывает особенности пользования недрами в
крупных городах, имеющих высокую плотность застройки, что нередко
требует от органов государственной власти принятия решений о
строительстве в городской черте подземных сооружений.
    В статье 72 проекта закона к компетенции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации отнесено заключение договора
пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, что осложняет
процедуру принятия соответствующих градостроительных решений.
    Согласно статье 18 проекта закона участки недр, содержащие
общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр
местного значения, а участки недр, предназначенные для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, для нужд субъекта Российской Федерации, могут быть
отнесены к участкам недр местного значения. Но на территориях городов
или отсутствуют месторождения общераспространенных полезных ископаемых,
или добыча их не ведется.
    Отнесение участков недр, предназначенных для строительства и
эксплуатации подземных сооружений, к участкам недр местного значения
закреплено за уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, для решения
вопроса о строительстве в городе Москве подземных сооружений органам
государственной власти города Москвы необходимо будет обращаться в
указанный орган, который может как принять, так и не принять решение об
отнесении конкретного участка недр к участкам, предназначенным для
строительства и эксплуатации подземных сооружений.

    4. В соответствии со статьей 42 проекта закона землевладельцы,
землепользователи, собственники и арендаторы земельных участков имеют
право осуществлять по своему усмотрению в границах таких участков без
применения взрывных работ строительство подземных сооружений для
своих нужд на глубину до пяти метров.
    Особенности города Москвы требуют установления специальной
процедуры распоряжения недрами землевладельцами, землепользователями,
собственниками и арендаторами земельных участков, так как любые
земляные работы при существующей плотности застройки несут угрозу для
близлежащих строений и сооружений.
    В этой связи целесообразно в проекте закона определить, что
предоставление землевладельцам, землепользователям, собственникам и
арендаторам права устройства любых подземных сооружений должно
осуществляться только по решению соответствующего органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.