В целях устранения неоднозначного толкования положений Семей-
ного кодекса Российской Федерации об установлении происхождения
детей, защиты прав и законных интересов граждан, во исполнение
пункта 6.15 Плана первоочередных законопроектных работ органов ис-
полнительной власти города Москвы на 2009-2010 годы, утвержденного
распоряжением Мэра Москвы от 31 декабря 2008 г. N 362-РМ, Прави-
тельство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменений в Семейный ко-
декс Российской Федерации" (приложение).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект поста-
новления (п.1) на рассмотрение Московской городской Думы в уста-
новленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полно-
мочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Ви-
ноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 апреля 2010 г. N 283-ПП
Проект
Вносится
Мэром Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
и статьей 35 Устава города Москвы
Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание зако-
нодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16; 1997, N 46,
ст.5243) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 48 изложить в следующей редакции:
"2. Если ребенок родился у матери, состоящей в браке, а также
в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его
недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, от-
цом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не до-
казано иное (статья 52 настоящего Кодекса), либо если мать ребенка
и ее супруг (бывший супруг) совместно не заявляют, что супруг (бы-
вший супруг) матери отцом ребенка не является. Отцовство супруга
матери ребенка удостоверяется записью об их браке.";
2) пункт 3 статьи 51 изложить в следующей редакции:
"3. В случае рождения ребенка у матери, не состоящей в браке,
или если с момента расторжения брака, признания его недействитель-
ным или с момента смерти супруга матери ребенка прошло более трех-
сот дней, при отсутствии совместного заявления родителей или при
отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ре-
бенка в книге записей рождения записывается по фамилии матери, имя
и отчество ребенка - по ее указанию.
По желанию матери сведения об отце в запись акта о рождении
могут не вноситься.";
3) статью 52 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Требование матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга)
об установлении происхождения от них ребенка не может быть удов-
летворено, если ранее они заявили в порядке, установленном пунктом
2 статьи 48 настоящего Кодекса, что супруг (бывший супруг) отцом
ребенка не является.";
4) пункт 5 статьи 58 изложить в следующей редакции:
"5. Если отцовство не установлено, имя и отчество ребенку да-
ются по указанию матери либо отчество присваивается по имени лица,
записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего
Кодекса), фамилия - по фамилии матери.".
Президент
Российской Федерации
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении
изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона потребует внесе-
ния изменений в статью 17 и пункт 5 статьи 18 Федерального закона
от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния",
а также в постановление Правительства Российской Федерации от
31 октября 1998 года N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений
о государственной регистрации актов гражданского состояния, спра-
вок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию
актов гражданского состояния" в части установления формы совмест-
ного заявления матери ребенка и ее супруга (бывшего супруга) о
том, что супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является.
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона
"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует до-
полнительных расходов из средств федерального бюджета.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"
Предлагаемый законопроект разработан в целях изменения допус-
кающих неоднозначное толкование положений Семейного кодекса Рос-
сийской Федерации об установлении происхождения детей и создания
механизма внесудебного порядка установления происхождения ребенка
в случае, если супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не яв-
ляется и спор о происхождении ребенка между ними отсутствует.
Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 48 Семейного ко-
декса Российской Федерации "если ребенок родился от лиц, состоящих
в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента рас-
торжения брака, признания его недействительным или с момента смер-
ти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший
супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодек-
са). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их
браке".
Данная норма имеет внутренний конфликт. Происхождение ребенка
от мужа (бывшего мужа) матери как условие указания его отцом ре-
бенка вступает в противоречие с иным условием, предусмотренным
этой нормой - "если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодек-
са)". Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой,
доказывание иного теряет смысл.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля
2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных пра-
вовых актов и проектов нормативных правовых актов" действующая ре-
дакция пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации
содержит положения, устанавливающие для правоприменителя необосно-
ванно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного
применения исключений из общих правил, что указывает на наличие
коррупциогенных факторов.
Кроме того, обязательный судебный порядок установления проис-
хождения ребенка в отсутствие спора между заинтересованными сторо-
нами приводит к необоснованным судебным процедурам, количество ко-
торых, к примеру, в городе Москве постоянно растет: 2006 год -
188; 2007 год - 206; 2008 год - 225; 2009 год - 284. В 80% при вы-
несении таких решений суд принял признание иска ответчиком. Необ-
ходимость прохождения в этом случае психологически тяжелой судеб-
ной процедуры ущемляет законные права и интересы матери ребенка и
ее супруга (бывшего супруга), а также интересы ребенка.
Внесение изменений в пункт 2 статьи 48 Семейного кодекса Рос-
сийской Федерации требует изменения редакций пункта 3 статьи 51 и
пункта 5 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации.
Дополнение статьи 52 Семейного кодекса Российской Федерации
новым пунктом 4 в случае принятия предложенных изменений в пункт 2
статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации направлено на
обеспечение правовых гарантий добросовестного использования права,
предоставленного матери ребенка и ее супругу (бывшему супругу).