Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 283-ПП от 6 апреля 2010 года

О проекте постановления Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации»

     В целях устранения неоднозначного толкования положений Семей-
ного  кодекса  Российской  Федерации об установлении происхождения
детей,  защиты прав и законных интересов  граждан,  во  исполнение
пункта 6.15 Плана первоочередных законопроектных работ органов ис-
полнительной власти города Москвы на 2009-2010 годы, утвержденного
распоряжением Мэра Москвы от 31 декабря 2008 г.  N 362-РМ,  Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменений в  Семейный  ко-
декс Российской Федерации" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный  проект  поста-
новления (п.1) на рассмотрение Московской городской Думы  в  уста-
новленном порядке.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И.  и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы,  полно-
мочного  представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Ви-
ноградова В.Ю.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 6 апреля 2010 г. N 283-ПП


                                                      Проект

                                                      Вносится
                                                      Мэром Москвы


                    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                          ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О  проекте  федерального  закона
"О внесении изменений в Семейный
кодекс Российской Федерации"


    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
и статьей 35 Устава города Москвы
           Московская городская Дума постановляет:
    1. Внести  на  рассмотрение  Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс
Российской Федерации".
    2. Поручить  представление  указанного  законопроекта  на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы.
    3. Настоящее  постановление  вступает в силу со дня его приня-
тия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления  возложить
на Председателя Московской городской Думы.



                                               Вносится Московской
                                               городской Думой

                                                            Проект


                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

  "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"

    Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание  зако-
нодательства Российской Федерации,  1996,  N 1, ст.16; 1997, N 46,
ст.5243) следующие изменения:
    1) пункт 2 статьи 48 изложить в следующей редакции:
    "2. Если ребенок  родился у матери, состоящей в браке, а также
в течение трехсот дней с момента расторжения  брака, признания его
недействительным или с момента смерти супруга матери  ребенка, от-
цом ребенка признается супруг (бывший супруг)  матери, если не до-
казано иное (статья 52 настоящего Кодекса), либо если мать ребенка
и ее супруг (бывший супруг) совместно не заявляют, что супруг (бы-
вший супруг) матери отцом ребенка не является.  Отцовство  супруга
матери ребенка удостоверяется записью об их браке.";
    2) пункт 3 статьи 51 изложить в следующей редакции:
    "3. В случае рождения ребенка у матери, не  состоящей в браке,
или если с момента расторжения брака, признания его недействитель-
ным или с момента смерти супруга матери ребенка прошло более трех-
сот дней, при отсутствии  совместного  заявления родителей или при
отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ре-
бенка в книге записей рождения записывается по фамилии матери, имя
и отчество ребенка - по ее указанию.
    По желанию  матери  сведения об отце в запись  акта о рождении
могут не вноситься.";
    3) статью 52 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
    "4. Требование  матери  ребенка и ее супруга (бывшего супруга)
об установлении происхождения от них  ребенка не может  быть удов-
летворено, если ранее они заявили в порядке, установленном пунктом
2 статьи 48 настоящего Кодекса, что  супруг (бывший супруг)  отцом
ребенка не является.";
    4) пункт 5 статьи 58 изложить в следующей редакции:
    "5. Если отцовство не установлено, имя и  отчество ребенку да-
ются по указанию матери либо отчество присваивается по имени лица,
записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51  настоящего
Кодекса), фамилия - по фамилии матери.".


Президент
Российской Федерации



                                     Приложение 1
                                     к проекту федерального закона


                                ПЕРЕЧЕНЬ
       актов федерального законодательства, подлежащих признанию
       утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
      в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении
          изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"


    Принятие данного проекта  федерального закона потребует внесе-
ния  изменений в статью 17 и пункт 5 статьи 18 Федерального закона
от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния",
а  также  в  постановление  Правительства  Российской Федерации от
31 октября 1998 года N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений
о государственной регистрации актов  гражданского состояния, спра-
вок и иных документов, подтверждающих  государственную регистрацию
актов гражданского состояния" в части  установления формы совмест-
ного  заявления  матери  ребенка и ее  супруга (бывшего супруга) о
том, что супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не является.



                                     Приложение 2
                                     к проекту федерального закона


                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
                    проекта федерального закона
     "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"


    Принятие данного проекта  федерального закона не потребует до-
полнительных расходов из средств федерального бюджета.



                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                  к проекту федерального закона
  "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации"


    Предлагаемый законопроект  разработан в целях изменения допус-
кающих  неоднозначное  толкование положений Семейного кодекса Рос-
сийской Федерации об  установлении происхождения  детей и создания
механизма  внесудебного порядка установления происхождения ребенка
в случае, если  супруг (бывший супруг) матери отцом ребенка не яв-
ляется и спор о происхождении ребенка между ними отсутствует.
    Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 48 Семейного ко-
декса Российской Федерации "если ребенок родился от лиц, состоящих
в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента рас-
торжения брака, признания его недействительным или с момента смер-
ти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший
супруг) матери, если не доказано иное (статья 52 настоящего Кодек-
са). Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их
браке".
    Данная норма имеет внутренний  конфликт. Происхождение ребенка
от мужа (бывшего мужа) матери  как условие  указания его отцом ре-
бенка  вступает  в противоречие  с иным  условием, предусмотренным
этой нормой - "если не доказано иное  (статья 52 настоящего Кодек-
са)". Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке  между собой,
доказывание иного теряет смысл.
    Согласно  части  2  статьи  1  Федерального  закона от 17 июля
2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных пра-
вовых актов и проектов нормативных правовых актов" действующая ре-
дакция  пункта 2 статьи 48 Семейного  кодекса Российской Федерации
содержит положения, устанавливающие для правоприменителя необосно-
ванно широкие пределы усмотрения  или возможность  необоснованного
применения  исключений из  общих правил, что указывает  на наличие
коррупциогенных факторов.
    Кроме того, обязательный судебный порядок  установления проис-
хождения ребенка в отсутствие спора между заинтересованными сторо-
нами приводит к необоснованным судебным процедурам, количество ко-
торых, к примеру,  в городе Москве постоянно растет:  2006  год  -
188; 2007 год - 206; 2008 год - 225; 2009 год - 284. В 80% при вы-
несении таких решений суд принял признание иска ответчиком.  Необ-
ходимость  прохождения в этом случае психологически тяжелой судеб-
ной процедуры ущемляет законные права и интересы матери ребенка  и
ее супруга (бывшего супруга), а также интересы ребенка.
    Внесение изменений в пункт 2 статьи 48 Семейного  кодекса Рос-
сийской Федерации требует  изменения редакций пункта 3 статьи 51 и
пункта 5 статьи 58 Семейного кодекса Российской Федерации.
    Дополнение статьи 52 Семейного  кодекса  Российской  Федерации
новым пунктом 4 в случае принятия предложенных изменений в пункт 2
статьи 48 Семейного кодекса  Российской  Федерации  направлено  на
обеспечение правовых гарантий добросовестного использования права,
предоставленного матери ребенка и ее супругу (бывшему супругу).