Органы исполнительной власти города Москвы уделяют большое
внимание развитию традиций благотворительности, взаимодействию с
благотворительными и общественными организациями.
В связи с отменой значительной части налоговых льгот воз-
никает необходимость разработки дополнительных механизмов по ис-
пользованию мер неэкономического стимулирования участников благот-
ворительной деятельности с целью привлечения частных средств к
решению социальных проблем города.
В целях активизации взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы с участниками благотворительной деятельности
в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Основные направления взаимодействия органов ис-
полнительной власти города Москвы с участниками благотворительной
деятельности в городе Москве на 2006-2008 гг. (приложение).
2. Комитету общественных связей города Москвы совместно с
Департаментом социальной защиты населения города Москвы и Городс-
ким благотворительным советом в трехмесячный срок с учетом Основ-
ных направлений взаимодействия органов исполнительной власти го-
рода Москвы с участниками благотворительной деятельности в горо-
де Москве на 2006-2008 гг. разработать и представить в установ-
ленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы городскую це-
левую программу развития взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы с участниками благотворительной деятельности
в городе Москве на 2007-2008 гг.
3. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы сов-
местно с отраслевыми департаментами и комитетами города Москвы,
в пределах средств бюджета города Москвы очередного финансового
года на функционирование соответствующих структур городского хо-
зяйства предусматривать возможность производить расходы на решение
конкретных приоритетных задач социального характера в виде грантов
некоммерческим благотворительным организациям на конкурсной осно-
ве.
4. Органам исполнительной власти города Москвы, входящим в
Комплекс социальной сферы города Москвы, с участием Городского
благотворительного совета при проведении ежегодных конкурсов об-
щественных проектов в установленном порядке предусмотреть номина-
цию по поддержке благотворительных программ.
5. Департаменту социальной защиты населения города Москвы
совместно с Городским благотворительным советом в двухмесячный
срок подготовить предложения по созданию в установленном порядке
сети пунктов по бесплатной раздаче вещей малоимущим гражданам.
6. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы, Комитету по те-
лекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы ока-
зывать содействие Городскому благотворительному совету в освещении
подготовки и проведения мероприятий, связанных с благотворительной
деятельностью, в городских средствах массовой информации.
7. Принять к сведению обязательства Городского благотвори-
тельного совета совместно с Центром законотворчества Москвы,
Департаментом экономической политики и развития города Москвы,
Департаментом финансов города Москвы, Управлением по связям с ор-
ганами законодательной и исполнительной власти Правительства Моск-
вы в трехмесячный срок подготовить предложения по совершенствова-
нию федерального законодательства и нормативных правовых актов
города Москвы в сфере благотворительной деятельности, включая
вопросы предоставления налоговых льгот благотворительным организа-
циям.
8. Комитету общественных связей города Москвы совместно с
Городским благотворительным советом в трехмесячный срок подгото-
вить и представить в Правительство Москвы предложения по созданию
и внедрению общегородской системы оценки и поощрения социальной
активности бизнеса, по принятию мер неэкономического стимулирова-
ния участников благотворительной деятельности в городе Москве.
9. Признать утратившим силу постановление Правительства Моск-
вы от 30 декабря 2003 г. N 1106-ПП "О порядке финансирования мос-
ковских городских благотворительных программ".
10. Префекту Северо-Восточного административного округа горо-
да Москвы Рабер И.Я. о ходе выполнения постановления доложить Мэру
Москвы в III квартале 2006 г.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И. и префекта Северо-Восточного административного ок-
руга города Москвы Рабер И.Я.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 2 мая 2006 г. N 286-ПП
Основные направления взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы с участниками благотворительной деятельнос-
ти в городе Москве на 2006-2008 гг.
Развитие благотворительной деятельности неотделимо от общего
социально-экономического развития города Москвы.
Период демократизации общества способствовал появлению и раз-
витию общественных и благотворительных организаций, что свидетель-
ствует о желании и возможностях граждан - жителей города Москвы
участвовать в общественной жизни, быть полезными и активными в ре-
шении назревших социальных вопросов. Благотворительная деятель-
ность привлекательна для многих категорий москвичей, кто хочет на
добровольных началах и в удобное для себя время реализовать свою
потребность в труде на благо общества.
Благотворительность присуща любому современному обществу.
Интерес органов исполнительной власти города Москвы к развитию
взаимодействия заключается в том, что благотворительные органи-
зации могут взять на себя решение части проблем столицы.
Социальная реформа и социальная защита становятся приори-
тетным направлением государственной политики в России. Новых под-
ходов требует и взаимодействие органов государственной власти
города Москвы с участниками благотворительной деятельности, в том
числе с некоммерческими организациями, осуществляющими обществен-
но-полезную деятельность, с благотворительными организациями, и
бизнес-сообществом с тем, чтобы повысить их вклад в решение соци-
альных проблем.
Благотворительным организациям, имеющим возможность предос-
тавлять весьма широкий спектр социальных услуг, обладающим большой
динамичностью, способностью привлекать финансовые ресурсы, исполь-
зовать потенциал добровольцев, надо дать возможность активно
участвовать в реализации социальной политики города.
Некоммерческий сектор в городе Москве находится в динамичес-
ком развитии, поэтому отдельные предполагаемые механизмы и соци-
альные технологии находятся в стадии разработок, другие эффективно
применяются по мере нарастания масштабов благотворительности и
сфер их применения. Особое место отведено партнерскому взаимодейс-
твию органов исполнительной власти города Москвы и общественных
институтов с целью повышения инициативы граждан, формирования
самоуправления, усиления обратной связи между властью и обществом,
удовлетворению нужд конкретного человека.
Москва имеет положительный опыт в развитии взаимодействия ор-
ганов государственной власти города Москвы с участниками благотво-
рительной деятельности. Приняты законы города Москвы "О благотво-
рительной деятельности" и "О взаимодействии органов власти города
Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", а так-
же другие правовые акты города Москвы, предусматривающие предос-
тавление льгот по арендной плате и оплате услуг связи общественным
организациям и организациям, имеющим статус благотворительных в
городе Москве. Оказывается финансовая и иная поддержка некоммер-
ческим негосударственным организациям в реализации городских целе-
вых программ и осуществлении благотворительной деятельности.
В 1996 году был создан Городской благотворительный совет, ос-
новными функциями которого являются выявление потребностей в ока-
зании помощи нуждающимся, координация деятельности благотворитель-
ных организаций, паспортизация благотворительных организаций и ут-
верждение благотворительных программ. Все это позволило органам
государственной власти города Москвы более оперативно и гибко
откликаться на неотложные нужды москвичей.
Реформа социально-экономической сферы и изменения законода-
тельства, регулирующего вопросы взаимодействия государственных и
общественных организаций, а также деятельности благотворительных
организаций на федеральном уровне потребовали дальнейшего совер-
шенствования этих отношений в городе.
Проблемы развития
Организационная слабость благотворительного сектора, нераз-
витость его инфраструктуры не позволяют полностью и эффективно
использовать имеющийся в городе финансовый и материальный потен-
циал коммерческих организаций и добровольчества в благотворитель-
ных целях. Не урегулированы вопросы взаимодействия между органа-
ми государственной власти города Москвы и благотворительными
организациями, отсутствует система общественного контроля дея-
тельности благотворительных организаций (жертвователи не контро-
лируют использование средств, предоставленных ими благотворитель-
ным организациям). Механизмы, обеспечивающие прозрачность деятель-
ности благотворительных организаций, полностью не реализуются, от-
сутствует комплексная система мер поддержки участников благотвори-
тельной деятельности и морального поощрения благотворителей. Су-
ществует негативное общественное мнение как о самих благотвори-
тельных организациях, так и о жертвователях. Внимание средств мас-
совой информации (СМИ) к благотворительным организациям только по
скандальным поводам привели к искаженному общественному отношению
к благотворительной деятельности.
Развитие благотворительной деятельности в городе Москве -
объективная необходимость. Система взаимодействия органов испол-
нительной власти города Москвы с благотворителями также должна
совершенствоваться с учетом накопленного опыта.
Цели развития
Предлагаемые направления взаимодействия органов исполнитель-
ной власти города Москвы с участниками благотворительной деятель-
ности разработаны как инструмент реализации социальной городской
политики, основными участниками которой являются три составляю-
щие - государство, бизнес и некоммерческий сектор.
Направления предусматривают:
1) определение основ и принципов взаимодействия государствен-
ных, негосударственных, в том числе и коммерческих организаций при
осуществлении благотворительной деятельности;
2) определение участников и партнеров благотворительного про-
цесса, а также процедур взаимодействия при развитии форм парт-
нерства;
3) совершенствование существующих и разработка новых форм
партнерства, взаимного сотрудничества органов исполнительной влас-
ти города Москвы и участников благотворительной деятельности;
подготовка специальной городской целевой программы, которая повы-
сит эффективность взаимодействия органов исполнительной власти го-
рода Москвы с благотворительными организациями и будет способство-
вать привлечению частных финансовых средств для решения социальных
проблем города Москвы.
Признавая благотворительную деятельность как важную состав-
ную часть социальной сферы в городе Москве, необходимо рассмотреть
ее в качестве самостоятельно развивающегося сегмента некоммерчес-
кого сектора в разрезе происходящих изменений, в том числе и в со-
циальной политике.
Основные направления взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы с участниками благотворительной деятельности
призваны способствовать:
- определению основ развития взаимодействия органов исполни-
тельной власти города Москвы с участниками благотворительной дея-
тельности, составляющих комплексную систему мер по формированию
условий расширения благотворительной деятельности и широкому вов-
лечению в нее участников гражданского общества, отдельных граждан
и добровольцев;
- созданию устойчивых форм консолидации и координации усилий
организаций, действующих в социальной сфере;
- взаимодействию государственных органов, благотворительных
и иных некоммерческих организаций, граждан и бизнеса для решения
социальных проблем города;
- созданию системы поддержки благотворительных организаций в
городе Москве.
Основные задачи
Реализация основных направлений взаимодействия органов ис-
полнительной власти города Москвы с участниками благотворительной
деятельности как инструмента социальной городской политики подра-
зумевает решение следующих задач:
- содействие развитию устойчивого и эффективно функционирую-
щего сектора благотворительных организаций, повышение их роли в
решении социальных проблем города;
- развитие взаимодействия органов исполнительной власти го-
рода Москвы с благотворительными и иными некоммерческими организа-
циями и бизнес-сообщестом, внедрение новых форм взаимодействия
государственных органов, благотворительных организаций и бизнеса;
- содействие благотворительным организациям с учетом интере-
сов москвичей, содействие повышению эффективности управления бла-
готворительными пожертвованиями, привлекаемыми благотворительными
организациями;
- содействие усиление общественного контроля за целевым ис-
пользованием благотворительных пожертвований, повышение прозрач-
ности деятельности благотворительных организаций для общественнос-
ти и жертвователей;
- содействие в проведении мероприятий, направленных на повы-
шение статуса благотворительности;
- содействие просветительской деятельности в работе со СМИ,
формирующей благожелательное отношение жителей города Москвы к
благотворительной деятельности и способствующей росту доброволь-
ческого участия.
Реализация задач
1. Содействие развитию устойчивого и эффективно функционирую-
щего сектора благотворительных организаций, повышение их роли в
решении социальных проблем города.
Недостаток внимания к благотворительной сфере приводит к от-
сутствию необходимого анализа деятельности благотворительных орга-
низаций. Для продуманной политики отсутствуют необходимые данные,
видение общей картины для точной экономической оценки потенциала
участников благотворительной деятельности, последствий и эффектив-
ности применения тех или иных мер.
Для проведения политики необходимо:
- проведение исследований и анализа состояния благотворитель-
ной деятельности в городе Москве, что позволит иметь точные данные
о количестве таких организаций, динамике потока средств, сведения
об источниках финансирования, масштабах гражданского участия и за-
нятости в благотворительной сфере;
- совершенствование нормативной правовой базы о взаимодейст-
вии с участниками благотворительной деятельности в городе Москве,
в том числе льготной поддержки благотворительных организаций.
Социально-экономические условия не способствуют организацион-
ному развитию благотворительного сектора без взаимодействия с ор-
ганами государственной власти.
Такое взаимодействие должно стать предметом:
- разработки городской целевой программы развития взаимодейст-
вия органов исполнительной власти города Москвы с участниками бла-
готворительной деятельности в городе Москве на 2007-2008 гг.
Задачи Программы:
- развитие партнерства между органами исполнительной власти
города Москвы, бизнесом, благотворительными и иными некоммер-
ческими организациями, гражданами;
- укрепление и консолидация благотворительных организаций;
- развитие социальной ответственности бизнеса;
- создание благоприятных условий для притока частных пожерт-
вований.
Организационная слабость, неэффективность деятельности бла-
готворительных организаций и управления благотворительными пожерт-
вованиями требуют мер воздействия на укрепление самих благотвори-
тельных организаций, которое будет осуществляться через:
- оказание содействия организационной, информационной и мо-
ральной поддержки благотворительным организациям;
- содействие развитию системы профессиональной подготовки
сотрудников благотворительных организаций;
- содействие повышению прозрачности деятельности благотвори-
тельных организаций путем регулярной публикации отчетов о деятель-
ности, доходах и расходах благотворительных организаций;
- паспортизацию благотворительных организаций и ведение Реес-
тра благотворительных организаций Москвы как формы взаимодействия
органов государственной власти города Москвы, дарителей и благот-
ворительных организаций (в реестр включаются на добровольной осно-
ве организации, соблюдающие стандарты открытости своей деятельнос-
ти);
- укрепление взаимодействия с некоммерческими организациями,
занимающимися вопросами развития благотворительной деятельности,
предоставляющими благотворительным организациям услуги по сбору
средств, проведению общественных кампаний, обучению.
2. Развитие взаимодействия органов исполнительной власти го-
рода Москвы с благотворительными и иными негосударственными орга-
низациями и бизнес-сообществом.
Развитие партнерства - конструктивное взаимодействие всех
трех секторов общества: государственного, коммерческого и неком-
мерческого при решении социально значимых проблем, обозначенных
приоритетными национальными проектами и приоритетами социальной
политики города Москвы.
Развитие взаимодействия включает внедрение новых механизмов
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, как с
благотворительными и иными некоммерческими организациями, так и
бизнесом. Задачи партнерства требуют:
- содействия развитию механизмов софинансирования благотвори-
тельных проектов некоммерческих организаций через гранты и со-
циальные заказы;
- расширения практики сотрудничества комитетов и департамен-
тов города Москвы с благотворительными организациями и иными
участниками благотворительной деятельности по реализации городских
целевых программ в городе Москве;
- организации постоянного взаимодействия благотворительных
организаций, иных участников благотворительной деятельности и
бизнес-сообщества через Городской благотворительный совет;
- содействия в координации деятельности благотворительного
сообщества через объединения благотворительных организаций;
- содействия в установлении постоянного диалога с сообществом
участников благотворительной деятельности: проведение круглых сто-
лов, конференций и семинаров;
- содействия в организации телемарафонов для сбора средств
на проведение благотворительных мероприятий;
- совершенствования процедур предоставления помещений, нахо-
дящихся в государственной собственности города Москвы, участникам
благотворительной деятельности для проведения благотворительных
мероприятий;
- содействия созданию веб-страницы с информацией о жертвова-
телях и благотворительных организациях для размещения отчетов
благотворительных организаций;
- содействия в организации постоянного диалога с объединения-
ми предпринимателей по проблемам развития благотворительной
деятельности;
- содействия совершенствованию системы учета и оформления от-
четности по документированию благотворительной деятельности предп-
риятий.
Для стимулирования благотворительной деятельности необходимо
применение различных неэкономических методов. Целью таких действий
должно быть моральное поощрение всех ее участников, усиление
мотивации общественности и потенциальных жертвователей. Признание
личных заслуг московских благотворителей и активистов благотвори-
тельного движения со стороны органов государственной власти го-
рода Москвы является значимым фактором формирования позитивного
общественного мнения и общественного признания благотворительной
деятельности.
Для морального поощрения бизнес-сообщества необходимо:
- содействие внедрению общегородской системы оценки и поощре-
ния социальной активности бизнеса;
- проведение по префектурам административных округов города
Москвы общегородского мероприятия "Благотворители Москвы" с наг-
раждением почетными грамотами спонсоров, меценатов, благотворите-
лей;
- проведение ежегодной встречи Мэра Москвы с лидерами и руко-
водителями благотворительных организаций и крупнейшими жертвовате-
лями;
- возрождение российской традиции проведения благотворитель-
ных балов с участием высших должностных лиц города в целях сбора
средств на благотворительные проекты.
Для повышения эффективности взаимодействия органов исполни-
тельной власти города Москвы с участниками благотворительной дея-
тельности предполагается: развитие взаимного информационного и
методического обеспечения, внедрение в планы системы повышения
квалификации государственных и муниципальных служащих города
Москвы соответствующих тематик.
3. Содействие формированию благоприятного общественного мне-
ния жителей города Москвы в отношении к благотворительной деятель-
ности.
Развитие благотворительной деятельности невозможно без широ-
кой общественной поддержки, которая в свою очередь базируется на
общественном мнении. Содействие формированию благоприятного об-
щественного мнения осуществляется через СМИ и другие каналы рас-
пространения информации, включая прямые контакты с населением.
Взаимодействие со СМИ предполагает:
- ведение в городских и районных СМИ постоянных рубрик, пос-
вященных благотворительной деятельности;
- проведение круглых столов и семинаров для журналистов по
проблемам и приемам освещения благотворительной тематики;
- проведение конкурсов и поощрение лучших публикаций и изда-
ний, освещающих благотворительную деятельность.
Повышение стимулов участия москвичей и коммерческих организа-
ций в благотворительной деятельности может осуществляться путем
размещения социальной рекламы, отражающей приоритеты социальной
политики, разъясняющей механизмы такого участия. Это дополняется
проведением специальных информационных кампаний в СМИ, направлен-
ных на повышение интереса москвичей к благотворительной деятель-
ности. Для повышения информированности заинтересованных сторон
будут применяться интернет-технологии. С их помощью будет распрос-
траняться информация о жертвователях и благотворительных организа-
циях, отчеты благотворительных организаций, объявления об общего-
родских благотворительных мероприятиях и городских целевых прог-
раммах города Москвы.
Общественное просвещение по вопросам, что такое благотвори-
тельность и в каких формах можно участвовать в благотворительной
деятельности в первую очередь должно быть направлено на молодежную
среду. С этой целью необходимо проведение в рамках предмета моск-
воведения в средних школах уроков по темам: история благотвори-
тельной деятельности в городе Москве в людях и событиях; благотво-
рительная деятельность в наши дни.
Распространение в молодежной среде просветительских материа-
лов, буклетов, касающихся благотворительной деятельности, добро-
вольчества и форм участия в благотворительной деятельности, прове-
дение общегородского Дня добровольца.
Заключение
Роль органов исполнительной власти города Москвы в процессе
взаимодействия с участниками благотворительной деятельности должна
состоять в создании благоприятных правовых, организационных,
финансово-экономических условий для ее осуществления, что позво-
лит увеличить объем ресурсов, поступающих из частных источников.
За счет этого благотворительная деятельность может быть эффективно
использована как механизм социальной политики города.
Совместные усилия органов исполнительной власти города Моск-
вы, благотворительных организаций и иных некоммерческих организа-
ций, осуществляющих общественно полезную деятельность, и той части
предпринимательского сообщества, которая признает принципы и стан-
дарты социальной ответственности и партнерства, способны качест-
венно изменить ситуацию. На данном этапе органы исполнительной
власти города Москвы должны стать центром, консолидирующим усилия
всех участников становления и развития благотворительной деятель-
ности.
Реализация мероприятий, намеченных основными направлениями
взаимодействия органов исполнительной власти с участниками благот-
ворительной деятельности в городе Москве на 2006-2008 гг. будет
способствовать развитию и укреплению благотворительной деятельнос-
ти в городе Москве, повышению активности москвичей в решении соци-
альных вопросов, повышению эффективности деятельности благотвори-
тельных организаций и росту частных пожертвований.
Верно: