Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение мэра Москвы
№ 305-РМ от 11 августа 2003 года

О методических правилах подготовки проектов законов города Москвы

     В целях повышения качества подготовки проектов законов города
Москвы в органах исполнительной власти города:
     1. Утвердить Методические правила подготовки проектов законов
города Москвы (приложение).
     2. Обязать органы исполнительной власти города Москвы исполь-
зовать при подготовке проектов законов города Москвы указанные Ме-
тодические правила.
     3. Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                       Приложение
                                       к  распоряжению Мэра Москвы
                                       от 11 августа 2003 г.
                                       N 305-РМ




                       МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
                  ПОДГОТОВКИ  ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
                          ГОРОДА МОСКВЫ

    Настоящие Методические  правила  разработаны  в соответствии с
Уставом города Москвы,  Законом города Москвы от 14  декабря  2001
года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской го-
родской Думы",  постановлением Правительства Москвы от 12 сентября
2000  года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной ра-
боты в органах исполнительной власти города",  Регламентом  Прави-
тельства  Москвы  в  целях  совершенствования работы по подготовке
проектов законов города.

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ГОРОДА МОСКВЫ

    1.1. Общие положения

    1.1.1. Законы города Москвы - это  нормативные  правовые  акты
города Москвы высшей юридической силы,  принимаемые Московской го-
родской Думой или жителями города  Москвы  на  референдуме  города
Москвы и подписываемые Мэром Москвы.
    1.1.2. В соответствии со статьей 36 Устава города Москвы право
законодательной  инициативы от органов исполнительной власти горо-
да,  то есть право внесения в Московскую городскую  Думу  проектов
законов города Москвы, принадлежит Мэру Москвы.
    1.1.3. Представление  органами  исполнительной  власти  города
проектов законов в Московскую городскую Думу,  минуя Мэра Москвы и
Правительство Москвы, не допускается.


 1.2. Вопросы организации работы по подготовке проектов законов

    1.2.1. Подготовка  проектов  законов  в органах исполнительной
власти города  Москвы осуществляется на основе плана законопроект-
ных работ, утверждаемого Мэром Москвы. Головным разработчиком про-
екта закона является орган исполнительной власти, указанный в Пла-
не законопроектных работ первым в списке ответственных  исполните-
лей по тому или иному закону.
    Планирование законопроектной работы не исключает подготовку  и
внесение в Московскую городскую Думу проектов законов вне плана.
    1.2.2. Для разработки проекта закона могут создаваться времен-
ные творческие коллективы или рабочие группы с участием представи-
телей заинтересованных государственных органов,  общественных объ-
единений и иных организаций, а также ученых и других специалистов.
    Создание рабочих групп по разработке отдельных проектов  зако-
нов,  в  состав которых входят представители разных комплексов го-
родского управления, в соответствии с постановлением Правительства
Москвы от 12 сентября 2000 года N 726,  производится распоряжением
заместителя  Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы,  полномочного
представителя Мэра в Московской городской Думе.
    1.2.3. Проект  закона  города  Москвы  должен  соответствовать
Конституции Российской Федерации,  федеральным конституционным за-
конам,  федеральным законам, Уставу города Москвы и другим законам
города Москвы.

    1.3. Подготовка проекта закона города Москвы

    1.3.1. При  внесении предложений о подготовке проектов законов
города Москвы по вопросам, входящим в компетенцию Москвы как субъ-
екта Российской Федерации,  и не урегулированным федеральным зако-
нодательством, исполнители готовят и представляют концепцию проек-
та  закона города Москвы,  которая вносится на рассмотрение Прави-
тельства Москвы.
    В концепции  определяются цели закона (решение новых вопросов,
возникших на практике и требующих правового урегулирования; устра-
нение имеющихся пробелов,  противоречий,  множественности актов по
одним и тем же вопросам и т.д.),  излагаются его основные  положе-
ния, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность
принятия закона,  приводится примерная структура закона, представ-
ляется информация о состоянии соответствующего  федерального зако-
нодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
    1.3.2. Проект закона города Москвы оформляется в  соответствии
с  требованиями статей 8, 23 и 24  Закона города Москвы "О законах
города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
    1.3.3. Проект закона города Москвы может быть оформлен в виде:
    - нового закона города Москвы;
    - закона  города  Москвы  о  внесении изменений и дополнений в
действующий закон города Москвы;
    - закона  города  Москвы  о  внесении изменений и дополнений в
действующий закон города Москвы путем изложения его в новой редак-
ции;
    - закона  города Москвы о признании утратившими силу действую-
щих законов города Москвы или отдельных их положений.
    1.3.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в  слу-
чаях, когда:
    - требуется законодательное регулирование отношений, не урегу-
лированных или недостаточно урегулированных ранее;
    -  закон, регулирующий данные отношения, утратил силу;
    - требуется  изменить  уровень  правового регулирования данных
отношений и придать ему форму закона;
    - имеется несколько законов по данному вопросу,  которые необ-
ходимо объединить;
    - когда  по данному вопросу имеется несколько действующих под-
законных нормативных правовых актов, которые целесообразно объеди-
нить и придать им форму закона.
    1.3.5. Изменения и дополнения в действующий закон города Моск-
вы вносятся, если необходимо изменить или дополнить лишь некоторые
главы, отдельные статьи либо части статей этого закона.


                   2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.

    2.1. Общие требования законодательной техники

    2.1.1. Общими требованиями,  предъявляемыми к проектам законов
города Москвы, являются:
    - ясность,  простота и доступность языка закона;
    - последовательность изложения текста закона и связь его  норм
между собой;
    - краткость изложения правовых норм;
    - единообразие терминов, используемых в тексте закона.
    2.1.2. Изложение норм закона должно быть преимущественно в ут-
вердительной форме и в настоящем времени.


    2.2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту проекта
         закона города Москвы. Терминология проекта закона

    2.2.1. Текст проекта закона излагается с соблюдением официаль-
но-делового  стиля литературного языка и юридической терминологии.
Предложения строятся  в  соответствии  с  общепринятыми  правилами
русского языка.
    2.2.2. Термины и понятия,  используемые в тексте проекта зако-
на, должны быть ясными и однозначными.
    При определении терминов в проекте закона должны использовать-
ся общепонятные слова и словосочетания.
    Термины и понятия должны употребляться в проекте закона только
в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.  Для
обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те
же  термины,  а  разные  понятия не должны обозначатся одинаковыми
терминами.
    Если термины,  используемые в проекте закона,  имеют несколько
значений,  отличающихся от обычного, в тексте проекта следует ука-
зать,  какое значение придается термину,  с тем,  чтобы обеспечить
правильное толкование нормативного правового акта.  Не допускается
определение понятия через это же понятие.
    Неологизмы (новые  слова или фразеологические сочетания,  поя-
вившиеся в языке) используются только в случае,  если они  общепо-
нятны.
    В проекте закона города Москвы, как правило, следует использо-
вать  термины,  которые были применены в основных для этой отрасли
федеральных законах или Уставе города Москвы.
    2.2.3. Определения наиболее важных терминов,  употребляемых  в
проекте закона и являющихся общими для всех его предписаний, целе-
сообразно указывать в статье, помещаемой в начале текста.
    При этом не следует давать определения терминов, не используе-
мых в дальнейшем в законе.
    2.2.4. При использовании в законе  малоизвестных  юридических,
технических  и других специальных терминов целесообразно давать их
расшифровку в статье, посвященной понятиям, используемым в тексте.
    2.2.5. В тексте закона не допускается употребление:
    - просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
    - иноязычных  заимствований  при  наличии  равнозначных слов и
терминов в русском языке;
    - нечетких словосочетаний, рассуждений, восклицаний или призы-
вов,  устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравне-
ний, эпитетов, метафор;
    - аббревиатур, кроме общеизвестных.
    2.2.6. При  перечислении  условий,  все из которых должны быть
выполнены,  не допускается использование союза "или". При перечис-
лении  условий,  из которых достаточно выполнения лишь одного,  не
допускается использование союза "и".
    2.2.7. Сокращения в тексте проекта закона, как правило, не ис-
пользуются.
    2.2.8. Количественные  и  порядковые  числительные  до  девяти
включительно следует обозначать буквенным способом.  Числа от 10 и
выше - обозначаются цифрами.
    Например:
    "Настоящий Закон  вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования";
   "...не позднее чем за пять дней до начала заседания".
    Дробные числительные в тексте закона предпочтительнее  обозна-
чать буквенным способом.
    Например:
    "Избирательная комиссия  правомочна приступить к работе,  если
ее состав сформирован не менее чем на две трети от  установленного
состава".
    При указании процентов,  технических данных в таблицах и диаг-
раммах  применяется  цифровой  способ.  Знак процента обозначается
словами.
    Например:
    "в размере 14 процентов".
    Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.
    Например:
    "...0,5 процента".
    Денежные суммы изображаются цифровым способом. Размер штрафа в
предписаниях, устанавливающих меры административной ответственнос-
ти, указывается буквенным способом.
    Например:
    "...влечет наложение административного штрафа в размере одного
минимального размера оплаты труда".
    Ссылки на статьи, части или пункты закона, обозначенные цифра-
ми,  как правило, оформляются цифровым способом. Если части закона
не нумеруются, указанные ссылки  целесообразно оформлять буквенным
способом.
    Даты оформляются смешанным способом.  Однозначные числа, обоз-
начающие  дни,  не  включают ноль перед цифрой.  Полного написания
требует название месяца (исключение допускается в  таблицах).  Год
обозначается четырехзначным числом.
    Например:
    "Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года".
    При упоминании в тексте даты принятия и номера того или  иного
закона используется смешанный способ.
    Например:
    "Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ".
    Буквенный способ применяется к сложным  словам,  образуемым  с
добавлением элемента -кратный к числительному. Они пишутся слитно:
восьмикратный.


    2.3. Обобщенные понятия, употребляемые в проектах законов
         города Москвы

     2.3.1. В  проекте закона города Москвы недопустимо упоминание
конкретного органа исполнительной власти города Москвы,  за исклю-
чением случаев, предусмотренных законодательством. Вместо конкрет-
ных наименований органов исполнительной власти  следует  использо-
вать следующую формулировку:
     "уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы".
    2.3.2. Если в тексте проекта закона неоднократно употребляется
то или иное понятие, выражаемое группой слов, то это понятие дает-
ся полностью в том нормативном  положении,  где  оно  использовано
первый  раз,  при этом в скобках в именительном падеже указывается
сокращенное  (условное обозначение), которым  оно  обозначается  в
последующих положениях.
    Например:
    "Почетный гражданин города Москвы" (далее -  Почетный  гражда-
нин)".
    2.3.3. При упоминании впервые в тексте проекта федеральных за-
конов,  законов города Москвы приводится дата  принятия,  номер  и
название акта.
    Например:
    "В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 го-
да  N  184-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации".
    2.3.4. При  неоднократном  упоминании  в тексте проекта закона
города Москвы федеральных законов, законов города Москвы допустимо
в дальнейшем в тексте ограничиться одним названием закона, не ука-
зывая номер и дату его принятия.
    Например:
    Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Феде-
рации".
    2.3.5. При упоминании в тексте проекта закона Конституции Рос-
сийской Федерации, кодексов, Устава города Москвы дата их принятия
и другие реквизиты, как правило, не приводятся.
    Например:
    Конституция Российской Федерации;
    Бюджетный кодекс Российской Федерации;
    Устав города Москвы.


    2.4. Применение ссылок в проектах законов

    2.4.1. Ссылки в статьях,  частях, пунктах, подпунктах, абзацах
проекта закона на другие его статьи, части, пункты, подпункты, аб-
зацы,  а  также на иные действующие нормативные правовые акты,  их
отдельные положения используются в случаях,  если необходимо пока-
зать взаимную связь указанных норм либо избежать повторений.
    Например:
    "Полномочия председателя Контрольно-счетной палаты прекращают-
ся досрочно также в случае наступления  обстоятельств,  предусмот-
ренных частями 4 и 5 статьи 5 настоящего Закона".
    2.4.2. Ссылка на закон или его отдельную норму в этом же зако-
не делается только с использованием прилагательного "настоящий".
    Например:
    "...в соответствии с требованиями настоящего Закона...".
    2.4.3. Не допускаются отсылки к норме,  которая в свою очередь
отсылает к другой норме.
    2.4.4. В законе не допускается ссылка на конкретные наименова-
ния подзаконных актов (указы, постановления, инструкции, ГОСТы).


    2.5. Структура и оформление проекта закона

    2.5.1. Проект закона оформляется в соответствии с законом  го-
рода  Москвы  "О законах города Москвы и постановлениях Московской
городской Думы".
    На проекте закона города Москвы указываются:
    - название проекта закона - в центре  вверху  первой  страницы
текста;
    - субъект законодательной инициативы - справа вверху под  сло-
вом "Проект";
    - фамилия, инициалы и занимаемая должность редактора проекта -
под текстом проекта.
    При внесении проекта закона в Московскую  городскую  Думу  под
текстом  проекта ставятся ознакомительные визы полномочного предс-
тавителя Мэра Москвы в Московской городской  Думе  и  руководителя
Государственно-правового  управления Аппарата Московской городской
Думы.
    2.5.2. Название  закона  должно  точно и по возможности кратко
отражать предмет правового регулирования закона и его основное со-
держание.
    В названии  закона  о внесении изменений и дополнений в другие
законы города Москвы,  целесообразно указывать круг  вопросов,  по
которым вносятся изменения и дополнения.  Название закона о внесе-
нии изменений и (или) дополнений в  соответствующий  закон  города
Москвы должно включать дату его принятия, номер и название.
    Например:
    "О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 октября 2001
года N 47 "О комплексной целевой программе развития московской го-
родской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций
на 2001-2005 годы".
    2.5.3. Проект закона должен иметь  преамбулу  -  вступительную
часть,  содержащую  информацию о целях его принятия,  предмете его
правового регулирования.  Проекты законов о внесении  изменений  и
(или) дополнений в закон города Москвы, о признании утратившим си-
лу закона (законов) города Москвы могут не иметь преамбулы.  Вклю-
чение нормативных положений в преамбулу не допускается.
    Например:
    "Настоящий Закон  в соответствии с Кодексом Российской Федера-
ции об административных правонарушениях устанавливает правовые ос-
новы  образования и деятельности коллегиальных органов по рассмот-
рению дел об административных правонарушениях в городе Москве".
    2.5.4. Текст  закона  должен излагаться в следующей последова-
тельности:
    - общие  положения  (определяется  предмет и основные принципы
правового регулирования,  указывается  на  соответствие  положений
проекта закона Конституции Российской Федерации, действующим феде-
ральным законам,  общепризнанным принципам и нормам международного
права, международным договорам Российской Федерации, Уставу города
Москвы и др.);
    - определение используемых терминов и понятий (если они не оп-
ределены уже в действующем законодательстве);
    - изложение конкретных нормативных предписаний по регулируемо-
му вопросу;
    - определение санкций за нарушение установленных законом  норм
(при необходимости);
    - переходные и заключительные положения (статья о внесении из-
менений и дополнений в действующие правовые акты,  о признании ак-
тов или их отдельных частей утратившими силу в связи  с  принятием
данного закона; статья о вступлении закона в силу).
    В проекте закона,  регулирующего порядок той или иной деятель-
ности,  статьи  (части  статей) располагаются в порядке последова-
тельности осуществления действий.
    2.5.5. Закон города Москвы состоит из статей, имеющих сквозную
нумерацию и названия. Статьи закона могут быть объединены в главы,
имеющие нумерацию и названия. Статьи закона могут состоять из час-
тей, имеющих или не имеющих нумерацию.
    2.5.6. Статьи закона - основные структурные  элементы  закона,
содержащие, как правило, законченные нормативные положения.
    Статьи должны иметь название, отражающее их содержание. Статьи
закона о внесении изменений и  (или)  дополнений  в  закон  города
Москвы, о признании утратившим силу закона (законов) города Москвы
могут не иметь названий.
    Статьи обозначаются арабскими цифрами,  после которых ставится
точка. Название  пишется строчными буквами в той же строке.  Точка
после названия не ставится.
    Например:
    "Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона"
    2.5.7. Каждая часть статьи начинается с  абзаца.  Часть  может
состоять  из  нескольких  абзацев  в тех случаях,  когда она имеет
пункты,  обозначаемые цифрами или буквами. Часть может состоять из
нескольких  абзацев  также в тех случаях,  когда части нумеруются.
Если нумеруются части какой-либо статьи закона, то нумеруются так-
же  части всех других статей закона,  за исключением тех,  которые
содержат только один абзац, начинающийся с заглавной буквы.
    В случае большого числа пунктов целесообразно использовать для
их обозначения цифровую нумерацию.
    При перечислении в законе каких-либо полномочий или иных поло-
жений желательно использовать открытые перечни.
    Например:
    "Статья 35. Полномочия Московской городской Думы

    1. К ведению Московской городской Думы относятся:
    1) принятие Устава и иных законов города Москвы; принятие пос-
тановлений Московской городской Думы;
    2) ...;
    3) ...;
    33) иные  вопросы,  отнесенные Конституцией Российской Федера-
ции,  федеральными законами и другими правовыми актами  Российской
Федерации к ведению законодательных (представительных) органов го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации,  а также иные
вопросы, отнесенные настоящим Уставом к ведению Московской городс-
кой Думы.
    2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы ор-
ганизационного,  правового, информационного, материально-техничес-
кого и финансового обеспечения своей деятельности".
    2.5.8. Не допускается объединение в одной статье мало  связан-
ных  между  собой нормативных предписаний,  а также формулирование
наряду с нормами права предписаний однократного действия,  индиви-
дуальных правил (индивидуальные указания и т.д.).
    2.5.9. Объемный и сложный по своему построению  проект  закона
обычно разбивается на главы.
    Главы закона - структурные элементы (единицы),  объединяющие в
себе статьи этого закона, связанные между собой общим содержанием.
Главы обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка
и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и раз-
мещается в центре строки. Точка после названия не ставится.
    Например:
                             ГЛАВА 1.
                         ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Названия глав и статей закона должны быть  лаконичными,  четко
сформулированными и отражать их основное содержание.
    2.5.10. Составным элементом закона также являются заключитель-
ные и переходные положения.  Они,  как правило,  касаются: порядка
вступления в силу закона; приведения в соответствие иных норматив-
ных правовых актов с вновь принятым законом; сохранения в силе не-
которых норм ранее действовавшего  закона;  признания  утратившими
силу законов или их отдельных положений.
    Например:
    "Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

    Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офици-
ального опубликования".

    "Статья 42. Признание утратившими силу отдельных законов горо-
да Москвы

    С вступлением  в  силу  настоящего Закона признать утратившими
силу:
    - Закон  города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О ра-
йонной Управе в городе Москве";
    - Закон города Москвы от 10 марта 1999 года N  7  "О  внесении
изменений и дополнений в статьи 11, 12, 13, 17 Закона города Моск-
вы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной  Управе  в  городе
Москве";
    - Закон города Москвы от 1 декабря 1999 года N 38 "О  внесении
изменений в статьи 4 и 11 Закона города Москвы от 11 сентября 1996
года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";
    - Закон  города  Москвы  от 14 июля 2000 года N 23 "О внесении
дополнения в статью 5 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 го-
да N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";
    - Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N  27  "О  внесении
изменений в статьи 1,  4,  5, 11, 12, 13 и 19 Закона города Москвы
от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Моск-
ве";
    - Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 58 "О внесении
изменений  в  Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91
"О районной Управе в городе Москве";
    - часть  10  статьи  1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001
года N 6 "О приведении в соответствие с  Бюджетным  кодексом  Рос-
сийской Федерации отдельных законов города Москвы".



    2.6. Оформление примечаний и приложений в тексте проекта

    2.6.1. Если в проекте закона приводятся таблицы, графики, кар-
ты, схемы, перечни, то они должны оформляться в виде приложений, а
соответствующие статьи акта должны иметь ссылки на эти приложения.
В этих случаях ссылка на приложение в тексте проекта закона  дела-
ется при помощи термина "согласно". Слово "согласно" употребляется
с существительным в дательном падеже. Нужно писать: "согласно при-
ложению", "согласно приложениям".
    Приложения являются неотъемлемой частью закона,  и имеют ту же
юридическую силу, что и сам закон
    Приложения нумеруются арабскими цифрами без знака "N". При ну-
мерации  нескольких приложений надо писать:  "согласно приложениям
1-4", а не "согласно приложениям 1, 2, 3 и 4".
    2.6.2. Приложение должно иметь заголовок и гриф,  которые свя-
зывают его с основным текстом.  Указанные реквизиты  помещаются  в
правом верхнем углу приложения с отметкой,  указывающей,  к какому
акту оно относится.
    Например:

                                           Приложение 1
                                       к Закону города Москвы
                                       от 7 июля 1999 г. N 22



    Приложения к закону имеют отдельную нумерацию страниц для каж-
дого приложения.


  2.7. Техника изложения законов города Москвы и их структурных
  элементов в новой редакции. Признание закона утратившим силу

    2.7.1. Подготовку проекта закона о внесении изменений и допол-
нений в действующий закон путем изложения его в новой редакции це-
лесообразно осуществлять в исключительных случаях,  когда:
    - закон в значительной мере устарел и (или) многие его положе-
ния признаны утратившими силу;
    - в  закон  неоднократно  вносились  изменения  и  дополнения,
вследствие чего затруднено его применение;
    - необходимо внести изменения во многие (более половины  текс-
та) положения действующего закона.
    Например:
    "Внести в  Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О
статусе депутата Московской городской Думы" (Ведомости  Московской
городской Думы, 1994 г., N 5, с.8) изменения и дополнения, изложив
его в новой редакции: "....".
    В указанных  случаях  более  предпочтительна подготовка нового
закона с одновременным признанием утратившим силу старого закона.
    При необходимости изменения вместе с текстом закона его назва-
ния следует разрабатывать новый закон.
    2.7.2. При  подготовке новой редакции закона или его структур-
ных элементов (например,  статьи) необходимо учитывать  все  ранее
внесенные в него (них) изменения.  Не допускается оформление изме-
нений и дополнений, вносимых в один закон, в виде документов, при-
лагаемых к другому закону (таблицы, графики, карты, схемы).
    2.7.3. При подготовке проекта о признании утратившим силу  ка-
кого-либо  закона города Москвы помимо основного закона необходимо
также указывать законы о внесении в него изменений и дополнений.
    Например:

    "Статья 1.  О признании утратившими силу отдельных законов го-
рода Москвы

    В связи  с принятием Кодекса Российской Федерации об админист-
ративных правонарушениях и Федерального закона от 30 декабря  2001
года  N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях" признать утратившими силу:
    - Закон города Москвы от 15 января 1997 года N 1 "Об админист-
ративной ответственности за изготовление,  распространение  и  де-
монстрацию нацистской символики на территории города Москвы";
    - Закон города Москвы от 26 мая 1999 года N 19 "О внесении из-
менений  и дополнений в Закон города Москвы от 15 января 1997 года
N 1 "Об административной ответственности  за  изготовление,  расп-
ространение  и демонстрацию нацистской символики на территории го-
рода Москвы".



    2.8. Техника изложения законов  о внесении изменений и
         дополнений в законы города Москвы

    2.8.1. Если изменяемые нормы нет необходимости полностью изла-
гать в новой редакции,  в их текст вносятся уточнения путем исклю-
чения, дополнения или замены отдельных слов, фраз.
    Например:
    "В части второй статьи 47 исключить слова "группой депутатов";
    "Часть вторую статьи 52 после слова "считать" дополнить словом
"соответственно";
    "Второе предложение части третьей статьи 22 после слова "обес-
печивают" дополнить словами " .......";
     "Абзац второй пункта 3 после слова "порядок" дополнить словом
"государственной";
     "В статье  2  слова "порядком избрания" заменить словами "по-
рядком назначения, избрания".
     2.8.2. В  случае  дополнения  закона  новыми статьями,  иными
структурными элементами  (главами,  частями,  пунктами),  имеющими
цифровое обозначение,  следует сохранять прежнюю нумерацию статей,
иных структурных элементов, имеющих цифровое обозначение, с добав-
лением дополнительного цифрового обозначения в виде двойного номе-
ра,  состоящего из номера  предшествующей  статьи  (главы,  части,
пункта), точки и следующей за ней единицы - для новых статей, иных
структурных элементов,  имеющих цифровое обозначение.  Если  пред-
шествующая статья (глава,  часть,  пункт) имеет двойной номер,  то
номер включаемой в текст статьи (главы,  части, пункта) образуется
путем увеличения на единицу второй цифры номера.
    Например:
    "...дополнить статьей 11.1 следующего содержания:...";
    "...дополнить статьей 11.2 ...".
    2.8.3. В  случае  исключения из текста закона структурных эле-
ментов (статей,  частей,  пунктов),  имеющих цифровое обозначение,
необходимо  сохранять  прежнюю  нумерацию оставшихся в тексте акта
структурных элементов, имеющих цифровое обозначение.
    2.8.4. В  случае  дополнения статьи закона новыми структурными
элементами, не имеющими цифрового обозначения (частями, абзацами),
или исключения в законе структурных элементов, не имеющих цифрово-
го обозначения,  структурные элементы в новой редакции закона счи-
таются с учетом дополненных (исключенных).
    Например:
    "Статью 6 дополнить после части второй новой частью следующего
содержания: "В случае ...".
    Части третью, четвертую и пятую считать соответственно частями
четвертой, пятой и шестой";
    "Пункт 1 после абзаца второго дополнить абзацем следующего со-
держания: "В случае...".
    Абзац третий  и четвертый считать соответственно абзацами чет-
вертым и пятым";
    "В статье 11 часть вторую исключить.
    Части третью, четвертую и пятую считать соответственно частями
второй, третьей и четвертой";
    "В    пункте    5    абзац   второй   исключить.
    Абзацы третий,  четвертый и пятый считать соответственно абза-
цами вторым, третьим и четвертым".
    Если дополненные или исключенные структурные элементы  (части,
абзацы) являются последними в тексте статьи, оговорка об изменении
нумерации предыдущих структурных элементов не производится.
    Например:
    "Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания ...";
    "Часть вторую статьи 37 исключить".
    2.8.5. В текст вносимых изменений и дополнений  при  необходи-
мости включаются знаки препинания в начале и в конце соответствую-
щего текста, постановку которых влекут вносимые изменения и допол-
нения.
    Например:
    "...слова "частью  четвертой статьи 56," исключить;
    дополнить статью словами ", частью первой статьи 57";
    в пункте  3  слова  "и иных обязанных лиц"  заменить  словами
", налоговых агентов, их представителей,";
    2.8.6. Текст  вносимых изменений и дополнений,  новых редакций
статей (частей, абзацев) выделяется кавычками.
    2.8.7. При внесении изменений и дополнений в несколько законов
их расположение производится в хронологическом (по дате  принятия)
и по видам актов порядке.



     2.9. Оформление пояснительной записки к проекту закона
          города Москвы

    2.9.1. Одновременно с разработкой проекта закона города Москвы
рабочая  группа или временный творческий коллектив готовит поясни-
тельную записку к проекту закона, содержащую:
    - правовые обоснования необходимости принятия данного  закона;
    - обстоятельства,  повлекшие  необходимость разработки закона,
цели,  преследуемые разработчиками проекта закона (как правило, не
следует  давать  ссылки  на поручения о подготовке соответствующих
законов, подзаконные акты);
    - основные положения закона, его место в системе законодатель-
ства, социально-экономические и иные последствия его реализации;
    - финансово-экономическое обоснование в случае, когда реализа-
ция закона потребует финансовых и иных затрат.
    2.9.2. К проекту закона также  прилагается:
    - перечень правовых актов, принятие которых необходимо в целях
реализации закона,  с указанием исполнителей и сроков их разработ-
ки;
    - перечень правовых актов, которые необходимо изменить, допол-
нить или признать утратившими силу в случае принятия проекта зако-
на города Москвы.


     Верно: