В целях повышения качества подготовки проектов законов города
Москвы в органах исполнительной власти города:
1. Утвердить Методические правила подготовки проектов законов
города Москвы (приложение).
2. Обязать органы исполнительной власти города Москвы исполь-
зовать при подготовке проектов законов города Москвы указанные Ме-
тодические правила.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 11 августа 2003 г.
N 305-РМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ
ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящие Методические правила разработаны в соответствии с
Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 14 декабря 2001
года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской го-
родской Думы", постановлением Правительства Москвы от 12 сентября
2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной ра-
боты в органах исполнительной власти города", Регламентом Прави-
тельства Москвы в целях совершенствования работы по подготовке
проектов законов города.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОВ ГОРОДА МОСКВЫ
1.1. Общие положения
1.1.1. Законы города Москвы - это нормативные правовые акты
города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской го-
родской Думой или жителями города Москвы на референдуме города
Москвы и подписываемые Мэром Москвы.
1.1.2. В соответствии со статьей 36 Устава города Москвы право
законодательной инициативы от органов исполнительной власти горо-
да, то есть право внесения в Московскую городскую Думу проектов
законов города Москвы, принадлежит Мэру Москвы.
1.1.3. Представление органами исполнительной власти города
проектов законов в Московскую городскую Думу, минуя Мэра Москвы и
Правительство Москвы, не допускается.
1.2. Вопросы организации работы по подготовке проектов законов
1.2.1. Подготовка проектов законов в органах исполнительной
власти города Москвы осуществляется на основе плана законопроект-
ных работ, утверждаемого Мэром Москвы. Головным разработчиком про-
екта закона является орган исполнительной власти, указанный в Пла-
не законопроектных работ первым в списке ответственных исполните-
лей по тому или иному закону.
Планирование законопроектной работы не исключает подготовку и
внесение в Московскую городскую Думу проектов законов вне плана.
1.2.2. Для разработки проекта закона могут создаваться времен-
ные творческие коллективы или рабочие группы с участием представи-
телей заинтересованных государственных органов, общественных объ-
единений и иных организаций, а также ученых и других специалистов.
Создание рабочих групп по разработке отдельных проектов зако-
нов, в состав которых входят представители разных комплексов го-
родского управления, в соответствии с постановлением Правительства
Москвы от 12 сентября 2000 года N 726, производится распоряжением
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного
представителя Мэра в Московской городской Думе.
1.2.3. Проект закона города Москвы должен соответствовать
Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным за-
конам, федеральным законам, Уставу города Москвы и другим законам
города Москвы.
1.3. Подготовка проекта закона города Москвы
1.3.1. При внесении предложений о подготовке проектов законов
города Москвы по вопросам, входящим в компетенцию Москвы как субъ-
екта Российской Федерации, и не урегулированным федеральным зако-
нодательством, исполнители готовят и представляют концепцию проек-
та закона города Москвы, которая вносится на рассмотрение Прави-
тельства Москвы.
В концепции определяются цели закона (решение новых вопросов,
возникших на практике и требующих правового урегулирования; устра-
нение имеющихся пробелов, противоречий, множественности актов по
одним и тем же вопросам и т.д.), излагаются его основные положе-
ния, ожидаемый эффект, социальная и экономическая целесообразность
принятия закона, приводится примерная структура закона, представ-
ляется информация о состоянии соответствующего федерального зако-
нодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
1.3.2. Проект закона города Москвы оформляется в соответствии
с требованиями статей 8, 23 и 24 Закона города Москвы "О законах
города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
1.3.3. Проект закона города Москвы может быть оформлен в виде:
- нового закона города Москвы;
- закона города Москвы о внесении изменений и дополнений в
действующий закон города Москвы;
- закона города Москвы о внесении изменений и дополнений в
действующий закон города Москвы путем изложения его в новой редак-
ции;
- закона города Москвы о признании утратившими силу действую-
щих законов города Москвы или отдельных их положений.
1.3.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в слу-
чаях, когда:
- требуется законодательное регулирование отношений, не урегу-
лированных или недостаточно урегулированных ранее;
- закон, регулирующий данные отношения, утратил силу;
- требуется изменить уровень правового регулирования данных
отношений и придать ему форму закона;
- имеется несколько законов по данному вопросу, которые необ-
ходимо объединить;
- когда по данному вопросу имеется несколько действующих под-
законных нормативных правовых актов, которые целесообразно объеди-
нить и придать им форму закона.
1.3.5. Изменения и дополнения в действующий закон города Моск-
вы вносятся, если необходимо изменить или дополнить лишь некоторые
главы, отдельные статьи либо части статей этого закона.
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА.
2.1. Общие требования законодательной техники
2.1.1. Общими требованиями, предъявляемыми к проектам законов
города Москвы, являются:
- ясность, простота и доступность языка закона;
- последовательность изложения текста закона и связь его норм
между собой;
- краткость изложения правовых норм;
- единообразие терминов, используемых в тексте закона.
2.1.2. Изложение норм закона должно быть преимущественно в ут-
вердительной форме и в настоящем времени.
2.2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту проекта
закона города Москвы. Терминология проекта закона
2.2.1. Текст проекта закона излагается с соблюдением официаль-
но-делового стиля литературного языка и юридической терминологии.
Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами
русского языка.
2.2.2. Термины и понятия, используемые в тексте проекта зако-
на, должны быть ясными и однозначными.
При определении терминов в проекте закона должны использовать-
ся общепонятные слова и словосочетания.
Термины и понятия должны употребляться в проекте закона только
в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией. Для
обозначения одних и тех же понятий должны использоваться одни и те
же термины, а разные понятия не должны обозначатся одинаковыми
терминами.
Если термины, используемые в проекте закона, имеют несколько
значений, отличающихся от обычного, в тексте проекта следует ука-
зать, какое значение придается термину, с тем, чтобы обеспечить
правильное толкование нормативного правового акта. Не допускается
определение понятия через это же понятие.
Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, поя-
вившиеся в языке) используются только в случае, если они общепо-
нятны.
В проекте закона города Москвы, как правило, следует использо-
вать термины, которые были применены в основных для этой отрасли
федеральных законах или Уставе города Москвы.
2.2.3. Определения наиболее важных терминов, употребляемых в
проекте закона и являющихся общими для всех его предписаний, целе-
сообразно указывать в статье, помещаемой в начале текста.
При этом не следует давать определения терминов, не используе-
мых в дальнейшем в законе.
2.2.4. При использовании в законе малоизвестных юридических,
технических и других специальных терминов целесообразно давать их
расшифровку в статье, посвященной понятиям, используемым в тексте.
2.2.5. В тексте закона не допускается употребление:
- просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
- иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и
терминов в русском языке;
- нечетких словосочетаний, рассуждений, восклицаний или призы-
вов, устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравне-
ний, эпитетов, метафор;
- аббревиатур, кроме общеизвестных.
2.2.6. При перечислении условий, все из которых должны быть
выполнены, не допускается использование союза "или". При перечис-
лении условий, из которых достаточно выполнения лишь одного, не
допускается использование союза "и".
2.2.7. Сокращения в тексте проекта закона, как правило, не ис-
пользуются.
2.2.8. Количественные и порядковые числительные до девяти
включительно следует обозначать буквенным способом. Числа от 10 и
выше - обозначаются цифрами.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офи-
циального опубликования";
"...не позднее чем за пять дней до начала заседания".
Дробные числительные в тексте закона предпочтительнее обозна-
чать буквенным способом.
Например:
"Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если
ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного
состава".
При указании процентов, технических данных в таблицах и диаг-
раммах применяется цифровой способ. Знак процента обозначается
словами.
Например:
"в размере 14 процентов".
Десятичные дроби обозначаются цифровым способом.
Например:
"...0,5 процента".
Денежные суммы изображаются цифровым способом. Размер штрафа в
предписаниях, устанавливающих меры административной ответственнос-
ти, указывается буквенным способом.
Например:
"...влечет наложение административного штрафа в размере одного
минимального размера оплаты труда".
Ссылки на статьи, части или пункты закона, обозначенные цифра-
ми, как правило, оформляются цифровым способом. Если части закона
не нумеруются, указанные ссылки целесообразно оформлять буквенным
способом.
Даты оформляются смешанным способом. Однозначные числа, обоз-
начающие дни, не включают ноль перед цифрой. Полного написания
требует название месяца (исключение допускается в таблицах). Год
обозначается четырехзначным числом.
Например:
"Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2003 года".
При упоминании в тексте даты принятия и номера того или иного
закона используется смешанный способ.
Например:
"Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ".
Буквенный способ применяется к сложным словам, образуемым с
добавлением элемента -кратный к числительному. Они пишутся слитно:
восьмикратный.
2.3. Обобщенные понятия, употребляемые в проектах законов
города Москвы
2.3.1. В проекте закона города Москвы недопустимо упоминание
конкретного органа исполнительной власти города Москвы, за исклю-
чением случаев, предусмотренных законодательством. Вместо конкрет-
ных наименований органов исполнительной власти следует использо-
вать следующую формулировку:
"уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы".
2.3.2. Если в тексте проекта закона неоднократно употребляется
то или иное понятие, выражаемое группой слов, то это понятие дает-
ся полностью в том нормативном положении, где оно использовано
первый раз, при этом в скобках в именительном падеже указывается
сокращенное (условное обозначение), которым оно обозначается в
последующих положениях.
Например:
"Почетный гражданин города Москвы" (далее - Почетный гражда-
нин)".
2.3.3. При упоминании впервые в тексте проекта федеральных за-
конов, законов города Москвы приводится дата принятия, номер и
название акта.
Например:
"В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 го-
да N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации".
2.3.4. При неоднократном упоминании в тексте проекта закона
города Москвы федеральных законов, законов города Москвы допустимо
в дальнейшем в тексте ограничиться одним названием закона, не ука-
зывая номер и дату его принятия.
Например:
Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Феде-
рации".
2.3.5. При упоминании в тексте проекта закона Конституции Рос-
сийской Федерации, кодексов, Устава города Москвы дата их принятия
и другие реквизиты, как правило, не приводятся.
Например:
Конституция Российской Федерации;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Устав города Москвы.
2.4. Применение ссылок в проектах законов
2.4.1. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах, абзацах
проекта закона на другие его статьи, части, пункты, подпункты, аб-
зацы, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их
отдельные положения используются в случаях, если необходимо пока-
зать взаимную связь указанных норм либо избежать повторений.
Например:
"Полномочия председателя Контрольно-счетной палаты прекращают-
ся досрочно также в случае наступления обстоятельств, предусмот-
ренных частями 4 и 5 статьи 5 настоящего Закона".
2.4.2. Ссылка на закон или его отдельную норму в этом же зако-
не делается только с использованием прилагательного "настоящий".
Например:
"...в соответствии с требованиями настоящего Закона...".
2.4.3. Не допускаются отсылки к норме, которая в свою очередь
отсылает к другой норме.
2.4.4. В законе не допускается ссылка на конкретные наименова-
ния подзаконных актов (указы, постановления, инструкции, ГОСТы).
2.5. Структура и оформление проекта закона
2.5.1. Проект закона оформляется в соответствии с законом го-
рода Москвы "О законах города Москвы и постановлениях Московской
городской Думы".
На проекте закона города Москвы указываются:
- название проекта закона - в центре вверху первой страницы
текста;
- субъект законодательной инициативы - справа вверху под сло-
вом "Проект";
- фамилия, инициалы и занимаемая должность редактора проекта -
под текстом проекта.
При внесении проекта закона в Московскую городскую Думу под
текстом проекта ставятся ознакомительные визы полномочного предс-
тавителя Мэра Москвы в Московской городской Думе и руководителя
Государственно-правового управления Аппарата Московской городской
Думы.
2.5.2. Название закона должно точно и по возможности кратко
отражать предмет правового регулирования закона и его основное со-
держание.
В названии закона о внесении изменений и дополнений в другие
законы города Москвы, целесообразно указывать круг вопросов, по
которым вносятся изменения и дополнения. Название закона о внесе-
нии изменений и (или) дополнений в соответствующий закон города
Москвы должно включать дату его принятия, номер и название.
Например:
"О внесении изменений в Закон города Москвы от 24 октября 2001
года N 47 "О комплексной целевой программе развития московской го-
родской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
на 2001-2005 годы".
2.5.3. Проект закона должен иметь преамбулу - вступительную
часть, содержащую информацию о целях его принятия, предмете его
правового регулирования. Проекты законов о внесении изменений и
(или) дополнений в закон города Москвы, о признании утратившим си-
лу закона (законов) города Москвы могут не иметь преамбулы. Вклю-
чение нормативных положений в преамбулу не допускается.
Например:
"Настоящий Закон в соответствии с Кодексом Российской Федера-
ции об административных правонарушениях устанавливает правовые ос-
новы образования и деятельности коллегиальных органов по рассмот-
рению дел об административных правонарушениях в городе Москве".
2.5.4. Текст закона должен излагаться в следующей последова-
тельности:
- общие положения (определяется предмет и основные принципы
правового регулирования, указывается на соответствие положений
проекта закона Конституции Российской Федерации, действующим феде-
ральным законам, общепризнанным принципам и нормам международного
права, международным договорам Российской Федерации, Уставу города
Москвы и др.);
- определение используемых терминов и понятий (если они не оп-
ределены уже в действующем законодательстве);
- изложение конкретных нормативных предписаний по регулируемо-
му вопросу;
- определение санкций за нарушение установленных законом норм
(при необходимости);
- переходные и заключительные положения (статья о внесении из-
менений и дополнений в действующие правовые акты, о признании ак-
тов или их отдельных частей утратившими силу в связи с принятием
данного закона; статья о вступлении закона в силу).
В проекте закона, регулирующего порядок той или иной деятель-
ности, статьи (части статей) располагаются в порядке последова-
тельности осуществления действий.
2.5.5. Закон города Москвы состоит из статей, имеющих сквозную
нумерацию и названия. Статьи закона могут быть объединены в главы,
имеющие нумерацию и названия. Статьи закона могут состоять из час-
тей, имеющих или не имеющих нумерацию.
2.5.6. Статьи закона - основные структурные элементы закона,
содержащие, как правило, законченные нормативные положения.
Статьи должны иметь название, отражающее их содержание. Статьи
закона о внесении изменений и (или) дополнений в закон города
Москвы, о признании утратившим силу закона (законов) города Москвы
могут не иметь названий.
Статьи обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится
точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Точка
после названия не ставится.
Например:
"Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона"
2.5.7. Каждая часть статьи начинается с абзаца. Часть может
состоять из нескольких абзацев в тех случаях, когда она имеет
пункты, обозначаемые цифрами или буквами. Часть может состоять из
нескольких абзацев также в тех случаях, когда части нумеруются.
Если нумеруются части какой-либо статьи закона, то нумеруются так-
же части всех других статей закона, за исключением тех, которые
содержат только один абзац, начинающийся с заглавной буквы.
В случае большого числа пунктов целесообразно использовать для
их обозначения цифровую нумерацию.
При перечислении в законе каких-либо полномочий или иных поло-
жений желательно использовать открытые перечни.
Например:
"Статья 35. Полномочия Московской городской Думы
1. К ведению Московской городской Думы относятся:
1) принятие Устава и иных законов города Москвы; принятие пос-
тановлений Московской городской Думы;
2) ...;
3) ...;
33) иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федера-
ции, федеральными законами и другими правовыми актами Российской
Федерации к ведению законодательных (представительных) органов го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные
вопросы, отнесенные настоящим Уставом к ведению Московской городс-
кой Думы.
2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы ор-
ганизационного, правового, информационного, материально-техничес-
кого и финансового обеспечения своей деятельности".
2.5.8. Не допускается объединение в одной статье мало связан-
ных между собой нормативных предписаний, а также формулирование
наряду с нормами права предписаний однократного действия, индиви-
дуальных правил (индивидуальные указания и т.д.).
2.5.9. Объемный и сложный по своему построению проект закона
обычно разбивается на главы.
Главы закона - структурные элементы (единицы), объединяющие в
себе статьи этого закона, связанные между собой общим содержанием.
Главы обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка
и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и раз-
мещается в центре строки. Точка после названия не ставится.
Например:
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Названия глав и статей закона должны быть лаконичными, четко
сформулированными и отражать их основное содержание.
2.5.10. Составным элементом закона также являются заключитель-
ные и переходные положения. Они, как правило, касаются: порядка
вступления в силу закона; приведения в соответствие иных норматив-
ных правовых актов с вновь принятым законом; сохранения в силе не-
которых норм ранее действовавшего закона; признания утратившими
силу законов или их отдельных положений.
Например:
"Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его офици-
ального опубликования".
"Статья 42. Признание утратившими силу отдельных законов горо-
да Москвы
С вступлением в силу настоящего Закона признать утратившими
силу:
- Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О ра-
йонной Управе в городе Москве";
- Закон города Москвы от 10 марта 1999 года N 7 "О внесении
изменений и дополнений в статьи 11, 12, 13, 17 Закона города Моск-
вы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе
Москве";
- Закон города Москвы от 1 декабря 1999 года N 38 "О внесении
изменений в статьи 4 и 11 Закона города Москвы от 11 сентября 1996
года N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";
- Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 23 "О внесении
дополнения в статью 5 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 го-
да N 28-91 "О районной Управе в городе Москве";
- Закон города Москвы от 27 июня 2001 года N 27 "О внесении
изменений в статьи 1, 4, 5, 11, 12, 13 и 19 Закона города Москвы
от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в городе Моск-
ве";
- Закон города Москвы от 24 октября 2001 года N 58 "О внесении
изменений в Закон города Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91
"О районной Управе в городе Москве";
- часть 10 статьи 1 Закона города Москвы от 21 февраля 2001
года N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Рос-
сийской Федерации отдельных законов города Москвы".
2.6. Оформление примечаний и приложений в тексте проекта
2.6.1. Если в проекте закона приводятся таблицы, графики, кар-
ты, схемы, перечни, то они должны оформляться в виде приложений, а
соответствующие статьи акта должны иметь ссылки на эти приложения.
В этих случаях ссылка на приложение в тексте проекта закона дела-
ется при помощи термина "согласно". Слово "согласно" употребляется
с существительным в дательном падеже. Нужно писать: "согласно при-
ложению", "согласно приложениям".
Приложения являются неотъемлемой частью закона, и имеют ту же
юридическую силу, что и сам закон
Приложения нумеруются арабскими цифрами без знака "N". При ну-
мерации нескольких приложений надо писать: "согласно приложениям
1-4", а не "согласно приложениям 1, 2, 3 и 4".
2.6.2. Приложение должно иметь заголовок и гриф, которые свя-
зывают его с основным текстом. Указанные реквизиты помещаются в
правом верхнем углу приложения с отметкой, указывающей, к какому
акту оно относится.
Например:
Приложение 1
к Закону города Москвы
от 7 июля 1999 г. N 22
Приложения к закону имеют отдельную нумерацию страниц для каж-
дого приложения.
2.7. Техника изложения законов города Москвы и их структурных
элементов в новой редакции. Признание закона утратившим силу
2.7.1. Подготовку проекта закона о внесении изменений и допол-
нений в действующий закон путем изложения его в новой редакции це-
лесообразно осуществлять в исключительных случаях, когда:
- закон в значительной мере устарел и (или) многие его положе-
ния признаны утратившими силу;
- в закон неоднократно вносились изменения и дополнения,
вследствие чего затруднено его применение;
- необходимо внести изменения во многие (более половины текс-
та) положения действующего закона.
Например:
"Внести в Закон города Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О
статусе депутата Московской городской Думы" (Ведомости Московской
городской Думы, 1994 г., N 5, с.8) изменения и дополнения, изложив
его в новой редакции: "....".
В указанных случаях более предпочтительна подготовка нового
закона с одновременным признанием утратившим силу старого закона.
При необходимости изменения вместе с текстом закона его назва-
ния следует разрабатывать новый закон.
2.7.2. При подготовке новой редакции закона или его структур-
ных элементов (например, статьи) необходимо учитывать все ранее
внесенные в него (них) изменения. Не допускается оформление изме-
нений и дополнений, вносимых в один закон, в виде документов, при-
лагаемых к другому закону (таблицы, графики, карты, схемы).
2.7.3. При подготовке проекта о признании утратившим силу ка-
кого-либо закона города Москвы помимо основного закона необходимо
также указывать законы о внесении в него изменений и дополнений.
Например:
"Статья 1. О признании утратившими силу отдельных законов го-
рода Москвы
В связи с принятием Кодекса Российской Федерации об админист-
ративных правонарушениях и Федерального закона от 30 декабря 2001
года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях" признать утратившими силу:
- Закон города Москвы от 15 января 1997 года N 1 "Об админист-
ративной ответственности за изготовление, распространение и де-
монстрацию нацистской символики на территории города Москвы";
- Закон города Москвы от 26 мая 1999 года N 19 "О внесении из-
менений и дополнений в Закон города Москвы от 15 января 1997 года
N 1 "Об административной ответственности за изготовление, расп-
ространение и демонстрацию нацистской символики на территории го-
рода Москвы".
2.8. Техника изложения законов о внесении изменений и
дополнений в законы города Москвы
2.8.1. Если изменяемые нормы нет необходимости полностью изла-
гать в новой редакции, в их текст вносятся уточнения путем исклю-
чения, дополнения или замены отдельных слов, фраз.
Например:
"В части второй статьи 47 исключить слова "группой депутатов";
"Часть вторую статьи 52 после слова "считать" дополнить словом
"соответственно";
"Второе предложение части третьей статьи 22 после слова "обес-
печивают" дополнить словами " .......";
"Абзац второй пункта 3 после слова "порядок" дополнить словом
"государственной";
"В статье 2 слова "порядком избрания" заменить словами "по-
рядком назначения, избрания".
2.8.2. В случае дополнения закона новыми статьями, иными
структурными элементами (главами, частями, пунктами), имеющими
цифровое обозначение, следует сохранять прежнюю нумерацию статей,
иных структурных элементов, имеющих цифровое обозначение, с добав-
лением дополнительного цифрового обозначения в виде двойного номе-
ра, состоящего из номера предшествующей статьи (главы, части,
пункта), точки и следующей за ней единицы - для новых статей, иных
структурных элементов, имеющих цифровое обозначение. Если пред-
шествующая статья (глава, часть, пункт) имеет двойной номер, то
номер включаемой в текст статьи (главы, части, пункта) образуется
путем увеличения на единицу второй цифры номера.
Например:
"...дополнить статьей 11.1 следующего содержания:...";
"...дополнить статьей 11.2 ...".
2.8.3. В случае исключения из текста закона структурных эле-
ментов (статей, частей, пунктов), имеющих цифровое обозначение,
необходимо сохранять прежнюю нумерацию оставшихся в тексте акта
структурных элементов, имеющих цифровое обозначение.
2.8.4. В случае дополнения статьи закона новыми структурными
элементами, не имеющими цифрового обозначения (частями, абзацами),
или исключения в законе структурных элементов, не имеющих цифрово-
го обозначения, структурные элементы в новой редакции закона счи-
таются с учетом дополненных (исключенных).
Например:
"Статью 6 дополнить после части второй новой частью следующего
содержания: "В случае ...".
Части третью, четвертую и пятую считать соответственно частями
четвертой, пятой и шестой";
"Пункт 1 после абзаца второго дополнить абзацем следующего со-
держания: "В случае...".
Абзац третий и четвертый считать соответственно абзацами чет-
вертым и пятым";
"В статье 11 часть вторую исключить.
Части третью, четвертую и пятую считать соответственно частями
второй, третьей и четвертой";
"В пункте 5 абзац второй исключить.
Абзацы третий, четвертый и пятый считать соответственно абза-
цами вторым, третьим и четвертым".
Если дополненные или исключенные структурные элементы (части,
абзацы) являются последними в тексте статьи, оговорка об изменении
нумерации предыдущих структурных элементов не производится.
Например:
"Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания ...";
"Часть вторую статьи 37 исключить".
2.8.5. В текст вносимых изменений и дополнений при необходи-
мости включаются знаки препинания в начале и в конце соответствую-
щего текста, постановку которых влекут вносимые изменения и допол-
нения.
Например:
"...слова "частью четвертой статьи 56," исключить;
дополнить статью словами ", частью первой статьи 57";
в пункте 3 слова "и иных обязанных лиц" заменить словами
", налоговых агентов, их представителей,";
2.8.6. Текст вносимых изменений и дополнений, новых редакций
статей (частей, абзацев) выделяется кавычками.
2.8.7. При внесении изменений и дополнений в несколько законов
их расположение производится в хронологическом (по дате принятия)
и по видам актов порядке.
2.9. Оформление пояснительной записки к проекту закона
города Москвы
2.9.1. Одновременно с разработкой проекта закона города Москвы
рабочая группа или временный творческий коллектив готовит поясни-
тельную записку к проекту закона, содержащую:
- правовые обоснования необходимости принятия данного закона;
- обстоятельства, повлекшие необходимость разработки закона,
цели, преследуемые разработчиками проекта закона (как правило, не
следует давать ссылки на поручения о подготовке соответствующих
законов, подзаконные акты);
- основные положения закона, его место в системе законодатель-
ства, социально-экономические и иные последствия его реализации;
- финансово-экономическое обоснование в случае, когда реализа-
ция закона потребует финансовых и иных затрат.
2.9.2. К проекту закона также прилагается:
- перечень правовых актов, принятие которых необходимо в целях
реализации закона, с указанием исполнителей и сроков их разработ-
ки;
- перечень правовых актов, которые необходимо изменить, допол-
нить или признать утратившими силу в случае принятия проекта зако-
на города Москвы.
Верно: