Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Закон города Москвы № 30 от 29 мая 2002 года

О Городской целевой программе развития территориальной единицы с особым статусом «Особая экономическая зона „Зеленоград“» на 2002—2006 годы

    Статья 1. Об утверждении Городской целевой программы развития
    территориальной единицы с особым статусом "Особая
    экономическая зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы

    Утвердить Городскую целевую программу развития территориальной
единицы с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" на
2002-2006 годы (приложение).


    Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его
официального опубликования.



    П.п. Мэр Москвы     Ю.М.Лужков

    Москва, Московская
    городская Дума
    29 мая 2002 года
    № 30



    ПРИЛОЖЕНИЕ
    к Закону города Москвы
    от 29 мая 2002 года
    № 30


    Городская целевая программа развития территориальной единицы
    с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград"
    на 2002-2006 годы


    ПАСПОРТ
    Городской целевой программы развития территориальной
    единицы с особым статусом "Особая экономическая
    зона "Зеленоград" на 2002-2006 годы


Наименование          Городская целевая программа развития
программы             территориальной единицы с особым статусом
                      "Особая экономическая зона "Зеленоград" на
                      2002-2006 годы (далее - программа).
Основание для         Закон города Москвы от 13 марта 2002 года №
разработки программы  12 "О территориальной единице с особым
                      статусом "Особая экономическая зона
                      "Зеленоград".
                      Постановление Правительства Москвы от 8
                      января 2002 года № 3-ПП "О приведении в
                      соответствие с Законом города Москвы от
                      10.03.99 № 13 "О территориальных единицах с
                      особым статусом в городе Москве" нормативных
                      документов, регламентирующих деятельность
                      территориально-промышленной зоны с особым
                      статусом на базе предприятий электронной
                      промышленности г. Зеленограда (Особой зоны),
                      и мерах по обеспечению дальнейшего развития
                      Особой зоны".
Государственный       Департамент науки и промышленной политики
заказчик программы    Правительства Москвы.
Основные              Префект Зеленоградского административного
разработчики          округа города Москвы.
программы             Администрация территориальной единицы с
                      особым статусом "Особая экономическая зона
                      "Зеленоград" (далее - ТЕОС "ОЭЗ
                      "Зеленоград").
Цели программы        Развитие градообразующего научно-
                      производственного комплекса электронной
                      промышленности, как базы высоких технологий
                      для народного хозяйства.
                      Решение социально-экономических проблем в
                      интересах населения Зеленоградского
                      административного округа и города Москвы в
                      целом.
Задачи программы      Развитие производства и техническое
                      перевооружение предприятий электронной
                      промышленности на современном
                      технологическом уровне.
                      Обеспечение роста объемов продаж
                      конкурентоспособной промышленной продукции.
                      Сохранение и наращивание потенциала
                      высококвалифицированных научно-технических и
                      рабочих кадров на основе организации целевой
                      подготовки и переподготовки кадров на
                      предприятиях, в учебных заведениях и
                      специализированных центрах.
                      Повышение занятости граждан за счет создания
                      новых рабочих мест на предприятиях
                      электронной промышленности и организации
                      новых сопутствующих производств.
                      Создание благоприятного инвестиционного
                      климата.
                      Эффективное использование производственного
                      потенциала и повышение финансовой
                      устойчивости предприятий промышленности.
                      Улучшение условий труда, рост заработной
                      платы работающих.
                      Расширение налоговой базы и рост платежей в
                      бюджеты различных уровней и внебюджетные
                      фонды.
Сроки выполнения      2002-2006 годы.
программы
Перечень подпрограмм  Реализация приоритетных направлений развития
и основных            электронной промышленности.
мероприятий           Разработка и организация производств изделий
                      электронной техники с целью
                      импортозамещения.
                      Разработка и организация производств изделий
                      электронной техники для городского и
                      коммунального хозяйства.
                      Обеспечение научно-технического задела для
                      реализации основных направлений программы в
                      интересах развития промышленности и
                      городского хозяйства.
                      Привлечение инвестиций (кредитов) для
                      создания современных производств на основе
                      высоких технологий.
                      Организационные мероприятия по реализации
                      мер поддержки предприятий-участников ТЕОС
                      "ОЭЗ "Зеленоград" и программы.
                      Продвижение продукции предприятий
                      электронной промышленности на рынки сбыта.
                      Сохранение кадрового потенциала предприятий.
Исполнители           Префект Зеленоградского административного
подпрограмм и         округа города Москвы.
основных мероприятий  Администрация ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград".
                      Департамент науки и промышленной политики
                      Правительства Москвы.
                      Комитет по реформированию оборонных
                      предприятий, расположенных в городе Москве.
                      Организации и предприятия, имеющие статус
                      участника программы.

Объемы и источники финансирования программы

Источник финансирования       Объем финансирования (млн. руб.)
                              200   2003 2004  2005 2006  2002-
                              2     год  год   год  год   2006
                              год                         годы
Объем банковских кредитов     242   2640 2440  2056 1864  11424
                              4
Объем средств федерального    200   225  200   150  125   900
бюджета для привлечения
кредитов
Объем средств городского      178   182  184   187  190   921
бюджета, в том числе:
 - на финансирование           103   105  105   107  108   528
мероприятий по поддержке
промышленности
 - на финансирование НИОКР в   18    19   19    20   22    98
рамках Программы развития
науки и технологий
 - бюджетный кредит           57    58   60    60   60    295
Объем собственных средств,    697   789  809   881  1013  4189
в том числе:
 - инвестиции за счет         250   290  345   480  635   2000
прибыли
 - для привлечения кредитов   447   499  464   401  378   2309
Итого                         349   3836 3633  3274 3192  17434
                              9

Ожидаемые             Среднегодовой прирост:
результаты            - объема выручки от реализации 1012 млн.
выполнения            руб.
программы             - прибыли                     120 млн.
                       руб.
                      - среднесписочной численности 789 чел.
                      - общей бюджетной эффективности  209 млн.
                      руб.
                      - среднемесячной зарплаты    1,24 тыс.
                      руб.
Управление            Осуществляет Администрация ТЕОС "ОЭЗ
программой            "Зеленоград".
Контроль за           Осуществляет префект Зеленоградского
исполнением           административного округа города Москвы
программы             совместно с Департаментом науки и
                      промышленной политики Правительства
                      Москвы.

    1. Содержание проблемы и необходимость
    ее решения программными методами

    В современных условиях экономический рост и укрепление
обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем
развития отечественной электронной промышленности.
    Электроника - самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы
роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели
в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного
обновления производственных фондов и освоения современных высоких
технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.
    В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко
сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники,
в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для
обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие
российской электронной промышленности является одной из стратегических
государственных задач.
    В настоящее время ведущим центром электроники в России является
город Зеленоград - административный округ города Москвы, в котором
сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс
предприятий, обеспечивающих почти 80 процентов объема производства
изделий микроэлектроники в стране.
    Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития
научно-технического потенциала зеленоградских предприятий электроники и
обеспечения социально-экономического развития города Зеленограда.
    В значительной степени этому способствует созданная в конце 1997
года территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий
электронной промышленности города Зеленограда (далее - Особая зона),
преобразованная в настоящее время в ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград". Образование
Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе
обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную
поддержку.
    Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций
города Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной
зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со
стороны бюджета города Москвы.
    За период 1998-2001 годов объем реализации продукции значительно
возрос, а в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.
    Прибыль предприятий увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась
численность убыточных предприятий и в 4 раза - сумма убытков. Значительная
часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем
инвестиций из прибыли составил 210 млн. рублей, что в 9 раз больше уровня
1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные
площади, создать 4,9 тысяч новых рабочих мест. Численность работающих
возросла в
1,25 раза, а их средняя заработная плата - в 3,3 раза.
    За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и
увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в
социальные фонды.
    При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают
темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных предприятиям, таким
образом обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета
средств.
    Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские предприятия
электроники за период 1998-2001 годов на проведение этих работ и обновление
технологической базы направили более 80 млн. долларов США собственных и
привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за
счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам
Особой зоны на сумму около 15 млн. долларов США, ассигнования из
федеральных источников составили около 7 млн. долларов США.
    За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ города
Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и
наращиванию научно-производственного потенциала.
    Предприятиям ОАО "Концерн "Научный центр" удалось создать новое
направление в микроэлектронике - средства отображения информации на основе
полимерных пленок, сохранить технический уровень производства
быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет
собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн. долларов США в
модернизацию производства интегральных схем.
    ОАО "Ангстрем" имени А.И.Шокина направило более 10 млн. долларов
США на реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с
топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром
200 мм на базе построенного предприятием уникального производственного
корпуса со сверхчистыми помещениями.
    ОАО "Элма", ЗАО "Научно-исследовательский институт
материаловедения", ГНЦ "Научно-исследовательский институт физических
проблем имени проф. Ф.В.Лукина", ОАО "Завод "Компонент" и другие
зеленоградские предприятия и организации осуществляют выпуск современных
материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и
гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным
научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики,
оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной
техники.
    В целом результаты деятельности Особой зоны свидетельствуют о том,
что ее особый статус реально предоставляет эффективные возможности
развития производства участниками Особой зоны.
    В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового
законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы
по оказанию поддержки в части предоставления льгот
предприятиям-участникам ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" ограничены. Так, начиная с
2002 года, предоставляется единственная льгота - по налогу на имущество,
объем которой не превышает 60-80 млн. рублей в год.
    В связи с этим для дальнейшего развития ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград"
необходимо использование и других механизмов
организационно-экономической поддержки предприятий, оказываемой им
Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к
обеспечению финансовой поддержки предприятий. Целевое и адресное
финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города
Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для
финансовой стабилизации предприятий, так и для разработки и организации
производства изделий электронной промышленности в интересах города.

    2.Цель и задачи программы

    Целью программы является развитие градообразующего
научно-про-изводственного комплекса электронной промышленности как базы
высоких технологий для народного хозяйства, а также решение
социально-экономических проблем в интересах населения Зеленоградского
административного округа и города Москвы в целом.
    При этом должны быть решены задачи обеспечения значительного роста
объемов продаж изделий электронной техники (далее - ИЭТ), освоения
производства конкурентоспособных ИЭТ на базе высоких технологий,
повышения финансовой устойчивости предприятий, эффективного
использования производственных фондов и площадей, организации новых
рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров, увеличения отчислений в
бюджет и социальные фонды, повышения инвестиционной привлекательности
предприятий.
    Правовой базой для принятия и реализации программы является Закон
города Москвы от 11 июля 2001 года № 34 "О государственных целевых
программах в городе Москве".

    3. Мероприятия программы

    Решение вышеуказанных задач достигается на основе широкого спектра
мероприятий по реализации инновационных и инвестиционных проектов по
приоритетным направлениям развития электроники.
    Отбор конкретных проектов для финансирования в рамках программы на
очередной год должен производиться в порядке, определенном постановлением
Правительства Москвы от 14 августа 2001 года № 753-ПП "Об утверждении
положения о порядке финансирования Комплексной программы промышленной
деятельности в городе Москве за счет средств бюджета города Москвы и
создании комиссии по предоставлению бюджетных кредитов".
    Мероприятия программы, их финансовое обеспечение, сроки их
выполнения и исполнители приведены в таблице 1.

    4. Ресурсное обеспечение программы

    4.1. Финансовое обеспечение
    Обеспечение программы финансовыми ресурсами является основным
фактором ее успешной реализации.
    Общий объем финансирования за 2002-2006 годы составляет 17,5 млрд.
рублей, в том числе с привлечением собственных средств предприятий -
4,2млрд. рублей, средств городского бюджета - 1,0млрд. рублей, средств
федерального бюджета - 0,9 млрд. рублей, средств отечественных и зарубежных
инвесторов - 11,4млрд. рублей.
    Привлечение средств городского бюджета для финансирования
программы предусмотрено в форме:
    - освобождения от уплаты налогов в соответствии с действующим
налоговым законодательством;
    - компенсации части процентной ставки по коммерческим банковским
кредитам и части процентных выплат по долговым корпоративным ценным
бумагам;
    - предоставления бюджетного кредита на льготных условиях;
    - выделения средств на проведение НИОКР в рамках Программы развития
науки и технологий в интересах городского хозяйства.
    Финансирование программы из федерального бюджета предусмотрено
осуществлять в форме гарантий Правительства Российской Федерации по
коммерческим кредитам иностранных и отечественных банков, а также прямого
финансирования деятельности предприятий и организаций, находящихся в
собственности государства, и проектов, предусматриваемых федеральными
целевыми программами ("Электронная Россия", "Национальная
технологическая база России" и другие).

    4.2. Инженерное обеспечение
    Реализация настоящей программы в части обеспечения ее всеми видами
ресурсов теснейшим образом увязана с развитием транспортной и инженерной
инфраструктуры города, предусмотренным Генеральным планом развития
города Зеленограда до 2010 года, утвержденным постановлением Правительства
Москвы от 29 апреля 1997 года № 296 "О Генеральном плане развития города
Зеленограда".
    Существующие системы инженерного обеспечения города в настоящее
время требуют дальнейшего развития с учетом как продолжения гражданского
строительства (застройка 18-27 микрорайонов города Зеленограда), так и
расширения промышленных зон и роста их потребности в энергоресурсах.
    Кроме того, в рамках Генерального плана предполагается проработать
вопросы зонирования, реорганизации и развития инфраструктуры территорий
существующих промышленных зон и города в целом.
    Общая стоимость предусмотренных Генеральным планом мероприятий
составляет 1,3млрд. долларов США. Поэтапная реализация этого плана является
основой ресурсного обеспечения настоящей программы до 2006 года, а также на
перспективу до 2010 года.

    4.3. Материально-техническое обеспечение
    Обеспечение мероприятий программы материально-техническими
ресурсами (сырье, материалы, комплектующие изделия, инструменты и
измерительные приборы, расходные материалы, в том числе специальные и т.п.)
осуществляется через систему материально-технического снабжения
предприятий на основе установившихся связей с поставщиками и
производителями необходимых изделий.
    Существующую в настоящее время проблему обеспечения базовых
предприятий микроэлектроники исходным сырьем для производства
интегральных схем - моно- и поликристаллическим кремнием -
предусматривается решать в рамках программы путем проведения ряда НИОКР
по созданию отечественного кремниевого производства на базе
территориальной кооперации с предприятиями и организациями Чувашской
Республики, Республики Хакасии, города Подольска.

    4.4. Обеспечение финансовой устойчивости программы
    Деятельность предприятий электроники сопряжена с рядом рисков
потери устойчивости финансового положения при непредвиденных событиях
как технического, так и экономического характера. Устранение таких
событий может потребовать значительных финансовых и временных затрат.
Это обусловливает необходимость обеспечения финансовой устойчивости
программы.
    Для покрытия убытков в этих случаях необходимы финансовые резервы,
создание которых приводит к связыванию значительных средств, которые не
могут быть инвестированы в производство. В связи с этим одним из
эффективных путей обеспечения финансовой устойчивости программы является
страхование рисков деятельности предприятий, реализующих программные
мероприятия.
    Кроме того, привлечение страховых компаний позволяет повысить
инвестиционную привлекательность программы за счет снижения рисков
инвесторов, в том числе и при использовании инвестиционных возможностей
самих страховых компаний для реализации проектов программы, и повысить
социальную защищенность работников предприятий за счет льготного
страхования.

    5. Ожидаемые результаты реализации программы

    Программа развития ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" на период 2002-2006 годов
предусматривает участие в ней более 30 научных организаций и промышленных
предприятий, реализующих проекты в приоритетных областях развития
электронной техники. Ими решаются задачи организации производств изделий
микроэлектроники с высокой степенью интеграции на кремниевых пластинах
большого диаметра, создания отечественной сырьевой базы микроэлектроники,
разработки научных технико-технологических основ производства XXI века,
что обеспечивает выпуск наукоемкой продукции, внедрение высокоэффективных
технологий и решений для создания конкурентоспособных и перспективных
изделий и приборов.
    Программой также предусмотрены разработки в интересах развития
различных отраслей промышленности и городского хозяйства Москвы
(автомо-бильной промышленности, транспорта и связи, инженерно-технических
служб, торговли, медицины, экологии, органов охраны общественного порядка
и безопасности).
    В рамках этих проектов будет создано более 70 новых материалов,
комплектов интегральных схем (ИС), больших интегральных схем (БИС),
сверхбольших интегральных схем (СБИС), приборов, видов аппаратуры и
электронных систем на их основе, 10 новых технологических процессов,
внедрено в серийное производство свыше 80 изделий и технологических
процессов, организован Центр коллективного пользования на базе
специализированного источника синхротронного излучения.
    Ожидаемые результаты выполнения мероприятий программы отражены в
таблице 2.
    Реализация программы позволит достичь высоких экономических,
финансовых и социальных результатов, в том числе обеспечить среднегодовой
прирост выручки от реализации продукции - 1012 млн. рублей, прибыли - 120
млн. рублей, среднесписочной численности работающих - 789 человек, общей
бюджетной эффективности - 209 млн. рублей, среднемесячной зарплаты - 1,24
тыс. рублей.
    За период выполнения программы объем производства продукции и услуг
возрастет по сравнению с 2001 годом в 2,12 раза, будет создано почти 4000
новых рабочих мест.
    Основные финансово-экономические показатели программы,
включающие объемы и источники ее финансирования, а также ожидаемые
результаты по годам представлены в таблице 3.

    6. Управление и контроль за реализацией программы

    Органом управления реализацией программы является Администрация
ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" в рамках ее полномочий.
    Контроль за исполнением программы осуществляет префект
Зеленоградского административного округа города Москвы совместно с
Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы.