В соответствии с задачами, стоящими перед Департаментом про-
довольственных ресурсов города Москвы по дальнейшему укреплению
продовольственной безопасности Москвы, и принятыми Правительством
Москвы решениями о качественных изменениях в механизмах координа-
ции продовольственного обеспечения города особое значение приобре-
тает развитие информационно-аналитической системы оптового продо-
вольственного рынка города Москвы, создание и развитие информаци-
онно-маркетинговых центров на предприятиях оптового продовольст-
венного комплекса города.
К настоящему времени в Департаменте продовольственных ресур-
сов города Москвы автоматизированы процессы ведения делопроизводс-
тва и работы "Службы одного окна", создана информационная система
ведения Реестра складских помещений города Москвы по хранению про-
довольственных товаров. Завершается автоматизация процессов сбора
и обработки информации, связанной с мониторингом годовых программ
закупок продовольствия, анализом финансово-хозяйственной деятель-
ности предприятий.
В Департаменте продовольственных ресурсов города Москвы соз-
дан за счет перераспределения численности отдел информационного
обеспечения, а во II квартале текущего года будет сформировано Ин-
формационно-аналитическое управление.
На всех предприятиях, прошедших реконструкцию и модернизацию
в рамках Программы развития оптовой торговли продовольствием в го-
роде Москве, организованы современные информационно-маркетинговые
центры, услугами которых пользуются около 500 оптовых операторов
(арендаторов) и более 3 500 оптовых покупателей.
Переход с 2003 года к долевому финансированию годовых прог-
рамм оптовых закупок социально значимых видов продовольствия для
городских нужд позволил на более качественной основе осуществлять
планирование продовольственных ресурсов, производить контроль за
использованием бюджетных средств, анализировать хозяйственно-фи-
нансовую деятельность предприятий.
Новый механизм финансовой поддержки поставок продовольствия
обеспечивает более эффективное использование средств городского
бюджета, выделяемых предприятиям. В 2003 году на каждый рубль вы-
деленных бюджетных средств закуплено продовольствия на 2 рубля 18
копеек, что в 2,1 раза превышает уровень закупок продовольствия
2002 года (1 рубль 5 копеек). Вдвое сократилось количество заклю-
чаемых договоров бюджетного кредитования.
На годовые программы закупок приходится около 25% от общих
объемов оптового оборота продовольственных товаров в городе Моск-
ве. Доля закупаемого по программам мяса в общем объеме организо-
ванных поставок за I квартал 2004 года составила - 26%, масла жи-
вотного - 32%, сахара - 34%, масла растительного - 53%, крупы -
60%, зерна - 72%.
При этом наибольшие объемы завоза продовольствия приходятся
на крупные вертикально интегрированные производственные холдинги.
Например, объемы поступления мяса и мясопродуктов по этим предпри-
ятиям составляют порядка 50% от общих организованных поставок.
Дальнейшее развитие этих структур, определяющих стабильность про-
довольственного рынка города, является одной из приоритетных за-
дач.
Положительные тенденции по итогам выполнения годовых программ
оптовых закупок продовольствия за январь-март текущего года проя-
вились и в дальнейшем снижении темпа роста потребительских цен на
продовольственные товары, который составил в Москве 102,5% при об-
щем изменении потребительских цен и тарифов - 103,4% и индексе
потребительских цен на продовольствие в среднем по России -
103,8%.
С переходом на новую модель финансирования закупок появилась
возможность принятия долгосрочных стратегических решений, построе-
ния моделей для оптимизации товарных запасов. Имеется возможность
использовать более гибкие рыночные механизмы формирования продо-
вольственных ресурсов города, суть которых заключается:
- в приоритетном предоставлении бюджетных кредитов сроком до
трех лет крупным вертикально интегрированным холдингам, обеспечи-
вающим продовольственную безопасность города, для реализации прог-
рамм оптовых закупок продовольствия и упрощении для них процедуры
квалификационно-конкурсного отбора;
- в размещении части городского резервного продовольственного
фонда отдельных видов продовольственных товаров в составе программ
оптовых закупок на условиях его использования городом для проведе-
ния товарных интервенций;
- в формировании городского заказа на картофель и овощи с
принятием решений по уточнению объемов, условий и сроков завоза и
закладки продукции в зависимости от складывающейся рыночной конъ-
юнктуры.
Для реализации этих моделей возникает необходимость в более
точном планировании закупок и поставок продовольственных товаров,
координации текущих товаропотоков, быстром реагировании на малей-
шие изменения в поведении покупателей, конъюнктуры рынка на основе
оперативного мониторинга программ оптовых закупок продовольствия,
продовольственного рынка города, товарно-сырьевых рынков регионов
России и других стран с использованием современных электронных
технологий.
Это требует ускорения работ по созданию в рамках городской
целевой программы "Электронная Москва" современной автоматизиро-
ванной информационно-аналитической системы оптового продовольст-
венного рынка и информационному взаимодействию ее с другими инфор-
мационными ресурсами города, информационными системами Министерс-
тва сельского хозяйства Российской Федерации и субъектов Россий-
ской Федерации, а в дальнейшем - и стран СНГ.
В целях формирования единого информационного пространства на
оптовом продовольственном рынке города, обеспечения эффективного
информационного взаимодействия его участников, оперативного приня-
тия управленческих решений органов исполнительной власти города по
вопросам продовольственного обеспечения Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы ак-
тивизировать работу по созданию информационно-аналитической систе-
мы оптового продовольственного рынка Москвы как составной части
городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦП
"Электронная Москва"), современных локальных информационно-марке-
тинговых центров на предприятиях оптового продовольственного комп-
лекса города, в первую очередь на крупных производственных холдин-
гах, определяющих стабильность продовольственного рынка.
2. Принять предложение Департамента продовольственных ресур-
сов города Москвы и согласие ОАО "Оптовые продовольственные рынки
Москвы" о создании на его базе Информационно-маркетингового центра
оптового продовольственного рынка города Москвы.
3. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, Уп-
равлению информатизации города Москвы, генеральному конструктору
ГЦП "Электронная Москва" в процессе создания информационно-анали-
тической системы и Информационно-маркетингового центра оптового
продовольственного рынка города Москвы, установления информацион-
ного взаимодействия с другими информационными ресурсами города
(ИАС "Московская промышленность", СИОПР и другие) обеспечить сог-
ласование протоколов информационного взаимодействия, формирования
и актуализации баз данных в соответствии с требованиями городской
целевой программы "Электронная Москва".
4. Возложить на Департамент продовольственных ресурсов города
Москвы функции и полномочия государственного заказчика работ по
проектам создания, развития и сопровождения информационно-аналити-
ческой системы оптового продовольственного рынка города Москвы.
5. Управлению информатизации города Москвы, Департаменту про-
довольственных ресурсов города Москвы обеспечить в рамках ГЦП
"Электронная Москва" разработку концепции дальнейшего развития ин-
формационно-аналитической системы оптового продовольственного рын-
ка города Москвы и представить ее в IV квартале 2004 года на ут-
верждение Правительства Москвы.
6. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
6.1. В срок до 1 октября 2004 года обеспечить ввод в опытную
эксплуатацию автоматизированной системы аналитической обработки
программ организованных закупок продовольствия предприятий оптово-
го продовольственного комплекса, использующих финансовую поддержку
городского бюджета, и мониторинга их выполнения с использованием
электронных каналов связи и современной вычислительной техники.
6.2. В рамках формируемой информационно-аналитической системы
оптового продовольственного рынка Москвы обеспечить оперативный
мониторинг финансово-экономического состояния предприятий продо-
вольственного комплекса, имеющих статус "Предприятие городского
значения", а также предприятий с долей города в уставных капита-
лах, направленный на своевременную выработку мер по стабилизации
их деятельности и предотвращению недружественного поглощения и
банкротства.
6.3. Разработать и осуществить во втором полугодии 2004 года
необходимые организационно-технические мероприятия по интеграции
информационно-аналитической системы оптового продовольственного
рынка города Москвы с Системой информации о рынке АПК России Ми-
нистерства сельского хозяйства Российской Федерации.
6.4. Организовать информационное взаимодействие:
- в срок до 1 августа 2004 года с информационными службами и
системами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Мос-
ковской области, отдельных районов и крупных хозяйств Подмосковья;
- в срок до 1 января 2005 года с Системой межрегиональных
маркетинговых центров (ММЦ), информационными службами и системами
субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный
округ, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти;
- в срок до 1 июля 2005 года с информационными службами и
системами других субъектов Российской Федерации - поставщиков про-
довольствия в Москву, крупных операторов региональных рынков, до
конца 2005 года с информационными ресурсами стран единого экономи-
ческого пространства и других государств СНГ.
7. Комитету межрегиональных связей и национальной политики
города Москвы совместно с Департаментом продовольственных ресурсов
города Москвы при подготовке межправительственных соглашений пре-
дусматривать включение пунктов о взаимодействии в организации мо-
ниторинга региональных и межрегиональных рынков продовольствия.
8. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
8.1. Совместно с Московской фондовой биржей и Московской тор-
гово-промышленной палатой обеспечить во II квартале 2004 года ор-
ганизацию автоматизированных рабочих мест в Департаменте продо-
вольственных ресурсов города Москвы для участия в электронных бир-
жевых торгах по реализации продукции городского резерва и городс-
кого заказа.
8.2. Организовать на базе Департамента продовольственных ре-
сурсов города Москвы проведение постоянно действующих учебных се-
минаров по освоению специалистами предприятий и организаций опто-
вого продовольственного комплекса современных информационных тех-
нологий.
Оказывать необходимую методическую и научно-техническую под-
держку участникам продовольственного рынка города в вопросах ин-
форматизации.
8.3. Содействовать созданию информационно-маркетинговых служб
в саморегулируемых организациях "Союз предприятий холодильной про-
мышленности" и "Союз предприятий плодоовощного комплекса", предс-
тавляющих участников оптового продовольственного рынка города
Москвы.
8.4. В целях совершенствования организации контроля качества
и безопасности пищевых продуктов в оптовом звене, в том числе пре-
дотвращения попадания немаркированных генно-модифицированных про-
дуктов на потребительский рынок города, осуществить в 2004 году в
порядке эксперимента на 6 предприятиях оптового продовольственного
комплекса города с современными локальными информационно-маркетин-
говыми центрами реализацию системы мониторинга партионного поступ-
ления продовольственных товаров в оптовом звене.
По результатам эксперимента внести в I квартале 2005 года на
рассмотрение Правительства Москвы вопрос о совершенствовании сис-
темы государственного контроля качества и безопасности продоволь-
ствия.
8.5. Совместно с заинтересованными органами исполнительной
власти и организациями города Москвы и саморегулируемыми организа-
циями оптового продовольственного комплекса в двухмесячный срок
создать городской координационный совет по проблемам генно-модифи-
цированных продуктов питания и представить на утверждение Прави-
тельства Москвы положение о координационном совете и его состав.
В рамках городского Координационного совета по проблемам ген-
но-модифицированных продуктов питания разработать мероприятия по
предотвращению попадания немаркированных генно-модифицированных
продуктов на потребительский рынок города.
8.6. Обеспечивать информированность населения о положении на
рынке продовольствия в Москве, качестве и безопасности продуктов
питания, по проблеме генно-модифицированных продуктов.
8.7. Обеспечить до конца 2004 года функционирование современ-
ных локальных информационно-маркетинговых центров на 50% предприя-
тий оптового продовольственного комплекса, в первую очередь на
крупных вертикально интегрированных холдингах, обеспечивающих про-
довольственную безопасность города, а также на 15 предприятиях,
реконструируемых и модернизируемых в рамках Программы развития оп-
товой торговли продовольствием в г.Москве, предусмотрев возмож-
ность доступа оптовых операторов-арендаторов через эти центры к
информационно-аналитической системе оптового продовольственного
рынка города.
Завершить до конца 2005 года работу по созданию на предприя-
тиях оптового продовольственного комплекса города современных ло-
кальных информационно-маркетинговых центров и обеспечить их инфор-
мационное взаимодействие в рамках информационно-аналитической сис-
темы оптового продовольственного рынка города Москвы.
9. Разрешить Департаменту продовольственных ресурсов города
Москвы по согласованию с Департаментом экономической политики и
развития города Москвы и Департаментом финансов города Москвы нап-
равить в 2004-2005 годах из средств, используемых на продовольст-
венное обеспечение города, бюджетные средства в форме бюджетных
кредитов в сумме до 200 млн. рублей на целевую финансовую поддерж-
ку создания Информационно-маркетингового центра оптового продо-
вольственного рынка Москвы и локальных информационно-маркетинговых
центров на предприятиях оптового продовольственного комплекса го-
рода, в том числе с использованием механизма финансовой поддержки
оборота ценных бумаг предприятий на фондовом рынке.
10. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
10.1. В двухмесячный срок подготовить предложения о внесении
изменений в нормативные правовые акты Правительства Москвы:
- о приоритетном предоставлении бюджетных кредитов сроком до
трех лет крупным вертикально интегрированным холдингам, обеспечи-
вающим продовольственную безопасность города, для реализации прог-
рамм оптовых закупок продовольствия, и упрощении для них процедуры
квалификационно-конкурсного отбора;
- о размещении части городского резервного продовольственного
фонда отдельных видов продовольственных товаров в составе программ
организованных закупок продовольствия предприятий оптового продо-
вольственного комплекса на условиях его использования городом для
проведения товарных интервенций;
- о формировании городского заказа на картофель и овощи с
принятием решений по уточнению объемов, условий и сроков завоза и
закладки продукции в зависимости от складывающейся рыночной конъ-
юнктуры.
10.2. Продолжить работу по формированию крупных вертикально
интегрированных производственных холдингов на базе:
- ОАО "Икма" и АПК "Пышлицкий", рыбхоза "Шатурский" Московс-
кой области;
- ОАО "Алтуфьево" и ГУП ПНО "Красная Пойма" Московской облас-
ти, ПСП "Азов" Ростовской области;
- ОАО "Солнцево" и ОАО "Водстрой-Агро" Волгоградской области.
Обеспечить приоритетное подключение информационно-маркетинго-
вых центров крупных агрохолдингов к информационно-аналитической
системе оптового продовольственного рынка города Москвы.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декаб-
ре 2004 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков