Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 319-ПП от 24 апреля 2007 года
О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004—2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007—2009 годы
Решение проблем инвалидов является приоритетным направлением социальной политики органов государственной власти города Москвы и осуществляется в соответствии с городскими целевыми программами. В 2006 году завершилось выполнение Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП. Реализация указанной Программы совпала с принятием Федераль- ного закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в соответствии с кото- рым были переданы в федеральное подчинение городские бюро меди- ко-социальной экспертизы; ликвидированы сложившиеся механизмы ока- зания реабилитационной помощи инвалидам с передачей этих полномо- чий с 1 января 2005 года федеральным органам исполнительной влас- ти; установлен новый, более сложный порядок предоставления ука- занной категории населения услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, снижены гарантии трудовой занятости ин- валидов, а институт финансовой ответственности за создание для них рабочих мест вообще отменен. В связи с этим требуются дальнейшее совершенствование систе- мы предоставления инвалидам, в том числе детям-инвалидам, услуг по комплексной реабилитации, усиление правового регулирования межве- домственного взаимодействия и информационного обмена между органа- ми исполнительной власти города Москвы и территориальными структу- рами федеральных органов, ускорение темпов работ по адаптации объ- ектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан. В целях создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей в реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, повышения качества и уровня их жизни и во ис- полнение Закона города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О допол- нительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ог- раничениями жизнедеятельности в городе Москве" Правительство Моск- вы постановляет: 1. Принять к сведению информацию Департамента социальной за- щиты населения города Москвы о выполнении Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы". 2. Утвердить Комплексную целевую программу "Социальная интег- рация инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности го- рода Москвы" на 2007-2009 годы (далее - Программа) (приложе- ние), определив следующие приоритетные направления: - совершенствование работы органов исполнительной власти го- рода Москвы и переход от "заявительного" принципа работы с инвали- дами к активному выявлению и удовлетворению их потребностей в реа- билитации; - обеспечение к концу 2009 года условий жизнедеятельности для инвалидов, включая детей-инвалидов, путем комплексного приспособ- ления для их нужд объектов социальной инфраструктуры, занимаемых организациями, подведомственными органам исполнительной власти го- рода Москвы; - развитие специализированной службы "Социальное такси" для перевозки инвалидов, имеющих тяжелые ограничения в передвижении, общении и ориентации; - решение вопросов комплексной реабилитации, воспитания и об- разования детей-инвалидов и других детей с ограниченными возмож- ностями здоровья и оптимизация сети городских специализированных образовательных и реабилитационных учреждений; - создание межведомственной системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов, включая детей-инвалидов и инвалидов моло- дого возраста, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, нуждающихся в реабилитации и приспособлении среды жизнедеятельнос- ти, а также объемов и качества предоставляемых им реабилитационных услуг; - повышение уровня подготовки кадров в сфере реабилитации ин- валидов и формирования доступной среды жизнедеятельности. 3. Считать генеральной стратегической задачей органов испол- нительной власти города Москвы, обеспечивающей основу развития го- рода, безусловное приспособление для инвалидов в первоочередном порядке объектов социальной сферы, жилищного фонда и объектов до- рожного хозяйства. 4. Возложить функции государственного заказчика - координато- ра Программы на Департамент социальной защиты населения города Москвы. 5. Возложить функции государственных заказчиков - главных распорядителей целевых бюджетных средств по направлениям деятель- ности на: 5.1. Департамент здравоохранения города Москвы - по медицинс- кой реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности. 5.2. Департамент образования города Москвы - по развитию сис- темы воспитания, образования и профессиональной реабилитации инва- лидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 5.3. Комитет по культуре города Москвы - по социокультурной реабилитации инвалидов. 5.4. Комитет физической культуры и спорта города Москвы - по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов. 5.5. Департамент транспорта и связи города Москвы - по совер- шенствованию системы транспортно-информационного обслуживания ин- валидов. 5.6. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы - по приспособлению для нужд инвалидов объ- ектов, находящихся на балансе (или управлении), подведомственных департаменту городских организаций. 5.7. Префектуры административных округов города Москвы - по приспособлению для нужд инвалидов объектов городской инфраструкту- ры, расположенных на территории административного округа. 6. Департаменту образования города Москвы совместно с заинте- ресованными органами исполнительной власти города Москвы и другими организациями в дополнение Программы разработать и внести на рас- смотрение Правительства Москвы в первом полугодии 2007 г. отдель- ную подпрограмму по решению проблем детей-инвалидов и детей с ог- раниченными возможностями здоровья, включая вопросы их дошкольного воспитания и образования, с конкретными мероприятиями, объемами требуемых на эти цели ассигнований бюджета города Москвы и адрес- ными перечнями приспосабливаемых общественных зданий и сооружений, занимаемых объектами социальной сферы. 7. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы и префектурам административных округов города Москвы: 7.1. Обеспечить реализацию Программы, обратив особое внимание на организацию и безусловное выполнение работ по комплексному приспособлению подведомственных объектов городской инфраструктуры для комфортного использования их инвалидами. 7.2. По мере реализации мероприятий Программы с учетом полу- ченных результатов вносить предложения руководителям комплексов городского управления по корректировке показателей раздела 3 Прог- раммы "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвали- дов и других маломобильных граждан". 8. Установить персональную ответственность руководителей тер- риториальных,отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города Москвы за невыполнение при подготовке технических и технологических заданий на новое строительство и реконструкцию за- нимаемых подведомственными организациями объектов (зданий, соору- жений, прилегающих к ним территорий и др.) требований, установлен- ных действующим законодательством, по доступности их для инвали- дов. 9. Объединению административно-технических инспекций города Москвы в ходе реализации городской программы "Мой двор, мой подъ- езд" осуществлять государственный контроль за реализацией проект- ных решений (утвержденных в установленном порядке) в части обеспе- чения доступа маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры. 10. Первым заместителям и заместителям Мэра Москвы в Прави- тельстве Москвы взять под личный контроль выполнение территориаль- ными, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы мероприятий раздела 3 Программы "Формирование ком- фортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобиль- ных граждан". 11. Комитету государственного строительного надзора города Москвы: 11.1. Не допускать выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации без справки органов социальной защиты насе- ления, подтверждающей соответствие объекта нормативным требованиям в части приспособления его для нужд инвалидов. 11.2. Ежеквартально информировать руководителей отраслевых, территориальных и функциональных органов исполнительной власти о нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капи- тальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступнос- ти их для инвалидов. 11.3. Представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию по согласованной форме о всех нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступности их для инвали- дов в сроки, установленные п.29 настоящего постановления. 12. Префектурам административных округов города Москвы сов- местно с управами районов, территориальными подразделениями отрас- левых и функциональных органов исполнительной власти города Моск- вы, общественными объединениями инвалидов, предприятиями и органи- зациями различных форм собственности: 12.1. Разработать и утвердить до 1 июля 2007 г. комплексные целевые программы административных округов города Москвы по соци- альной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности на 2007-2009 годы, выделив в отдельные подпрограммы ра- боты по приспособлению для нужд инвалидов объектов и прилегающих к ним территорий с поадресными перечнями объектов и видов работ. 12.2. В целях реализации постановления Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 852-ПП "О совершенствовании работы по прис- пособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и дру- гих категорий маломобильных граждан" обеспечить постоянное прове- дение инвентаризации общественных зданий и сооружений (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), жилищного фонда, объектов дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры, расположенных на территории административных округов города Моск- вы, и на основании получаемых результатов ежегодно до 1 октября разрабатывать и утверждать (по районам и административным округам в целом) перечни приоритетных городских объектов, подлежащих прис- пособлению для нужд инвалидов. 12.3. Обеспечить контроль за ходом и качеством работ по реа- лизации мероприятий раздела 3 Программы, в том числе в подведомс- твенных организациях. 12.4. Создать в 2007 году постоянно действующие рабочие груп- пы в управах районов города Москвы с участием инвалидов и их об- щественных организаций для контроля за ходом работ по приспособле- нию для нужд инвалидов расположенных на территории района объектов общественной инфраструктуры (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также для осуществления монито- ринга в этой области. 12.5. В целях соблюдения установленных объемов и качества проводимых работ разработать и утвердить до 1 июля 2007 г. пла- ны-графики проверок подведомственных объектов по приспособлению их для инвалидов и обеспечить контроль за их выполнением. 12.6. Ежемесячно подводить итоги выполнения мероприятий раз- дела 3 Программы "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан" и принимать опера- тивные меры по устранению выявленных нарушений. 12.7. Ежемесячно, до 5 числа следующего месяца, представлять, начиная с июля 2007 года, в Департамент социальной защиты населе- ния города Москвы по установленной форме (п.13.1) информацию о хо- де выполнения мероприятий раздела 3 Программы с результатами про- верок и о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений. 12.8. Обеспечивать принятие в установленном порядке мер воз- действия к руководителям организаций, допустившим нарушения при проведении работ по приспособлению объектов городской инфраструк- туры для комфортного использования инвалидами. 13. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 13.1. Разработать до 1 июля 2007 г. форму представления ин- формации префектурами административных округов города Москвы (п.12.7). 13.2. На основании анализа получаемых материалов обеспечивать подготовку и ежеквартальное представление, начиная с октября 2007 года, информации руководителю Комплекса социальной сферы го- рода Москвы о ходе выполнения работ по разделу 3 Программы в части приспособления городской инфраструктуры для инвалидов. 13.3. Обеспечивать рассмотрение хода выполнения работ по приспособлению объектов городской инфраструктуры для комфортного использования их инвалидами на заседаниях Координационного совета по делам инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Правительстве Москвы и его профильных рабочих групп. 13.4. Подготовить и внести в III квартале 2007 г. в Прави- тельство Москвы предложения по совершенствованию действующих нор- мативных правовых актов в части ужесточения наказаний в виде зна- чительного увеличения размеров штрафных санкций за нарушения физи- ческими и юридическими лицами требований действующего законода- тельства по созданию для инвалидов безбарьерной среды жизнедея- тельности. 13.5. Совместно с заинтересованными органами государственной власти города Москвы и общественными организациями инвалидов обес- печить постоянное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по вопросам формирования в городе Москве доступной среды жизнедеятельности и адаптации для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности. 13.6. Организовать в 2007 году в управлениях социальной защи- ты населения районов и административных округов города Москвы про- фильные подразделения (не менее 2 чел.) для осуществления коорди- нации деятельности организаций (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности) в сфере формирования в городе ком- фортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобиль- ных граждан за счет и в пределах установленных Департаменту соци- альной защиты населения города Москвы предельной численности и фонда оплаты труда и ассигнований, предусмотренных в бюджете горо- да Москвы на 2007 год по смете расходов на содержание его аппара- та. 13.7. При участии префектур административных округов города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы и других заинтересованных организаций организовать, начи- ная с 2007 года, проведение постоянно действующих семинаров для практических работников по вопросам приспособления для нужд инва- лидов различных объектов городской инфраструктуры. 13.8. Оказывать методическую помощь территориальным, отрасле- вым и функциональным органам исполнительной власти города Москвы по приспособлению для нужд инвалидов подведомственных объектов го- родской инфраструктуры. 13.9. Внести в III квартале 2007 г. руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по созданию городского учебно-методического центра по проблемам реабилитации инвалидов и созданию для них доступной среды жизнедеятельности. 14. Комитету по архитектуре и градостроительству города Моск- вы: 14.1. По предложениям департаментов социальной защиты населе- ния города Москвы и жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы в 2007 году разработать типовые варианты ар- хитектурно-технических решений приспособления для нужд инвалидов объектов сложившейся застройки (входных групп жилых домов и объек- тов социальной инфраструктуры), а также внутридворовых территорий, пешеходных зон города и транспортных коммуникаций. 14.2. В рамках проводимого конкурса на лучший проект благоус- тройства территории по программе "Мой двор, мой подъезд" выделить номинацию "Лучшие предложения по проекту благоустройства объектов для маломобильных групп населения". 14.3. Совместно с Комитетом города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве проработать вопрос о выделении в проектах на строительство (или реконструкцию) жилых и общественных зданий отдельного раздела, содержащего норма- тивный состав мероприятий по комплексному приспособлению всех эле- ментов зданий для передвижения маломобильных групп населения (с ограничениями в передвижении, потерей зрения и слуха). 15. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы: 15.1. Совместно с префектурами административных округов горо- да Москвы и другими заинтересованными организациями провести ин- вентаризацию действующих пешеходных переходов в части комфортного и беспрепятственного использования их инвалидами с различными ог- раничениями жизнедеятельности (прежде всего на креслах - коляс- ках), и на основе полученных результатов до 1 июля 2007 г. внести при необходимости в Правительство Москвы уточненные предложения по увеличению в 2008-2009 гг. ассигнований бюджета города Москвы, не- обходимых для приспособления действующих подземных и наземных пе- реходов для нужд инвалидов с необходимыми обоснованиями и расчета- ми по объемам и источникам финансирования. 15.2. Совместно с Государственным унитарным предприятием по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "Гормост" в месячный срок после принятия настоящего постановления представить в уста- новленном порядке на утверждение руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы программу модернизации действующих подземных пе- шеходных переходов и пешеходных мостов в части приспособления их для нужд инвалидов с указанием перечней объектов, объемов и сроков выполнения работ, а также объемов финансовых затрат на эти цели и возможных источников финансирования. 15.3. В целях комфортного перемещения инвалидов-колясочников по городу обеспечить максимально возможное приспособление в 2007-2009 гг. дворовых территорий, тротуаров, переходов и других объектов дорожного хозяйства. 16. Руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы взять под личный контроль реализацию п.15 настоящего постановления. 17. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с Государственным унитарным предприятием "Московский метрополитен" разработать и представить в Правительство Москвы во втором полуго- дии 2007 года предложения по адаптации подземного пассажирского транспорта для нужд инвалидов с различными ограничениями жизнедея- тельности. 18. Префектурам административных округов города Москвы в ме- сячный срок представить в Комплекс социальной сферы города Москвы перечни учреждений социальной сферы, в помещениях которых размеща- ются избирательные участки. 19. Руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы с участием префектур административных округов города Москвы обеспе- чить беспрепятственный доступ инвалидов с нарушением опорно-двига-
тельного аппарата, в том числе на креслах-колясках, на избиратель- ные участки, расположенные в учреждениях социальной сферы. 20. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 20.1. В двухмесячный срок подготовить проекты правовых актов Правительства Москвы: - о порядке межведомственного взаимодействия при предоставле- нии инвалидам реабилитационных услуг и технических средств реаби- литации городскими органами исполнительной власти (здравоохране- ния, образования, социальной защиты населения и др.) и отраслевыми подразделениями федеральных органов исполнительной власти; - о ведении Общегородского специального регистра инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности - получателей мер со- циальной поддержки в сфере реабилитации; - о расширении услуг специализированного транспортного обслу- живания инвалидов службой "Социальное такси" по индивидуальным и коллективным заявкам, предусмотрев возможность бесплатной доставки детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в обра- зовательные учреждения, а также работающих лиц с тяжелыми ограни- чениями жизнедеятельности - к местам работы. 20.2. Совместно с департаментами здравоохранения и образова- ния города Москвы по согласованию с Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г.Моск- ве", Государственным учреждением - Московским региональным отделе- нием Фонда социального страхования Российской Федерации внедрить в 2007 году в работу подведомственных учреждений информационную тех- нологию ведения Общегородского специального регистра инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности - получателей мер со- циальной поддержки в сфере реабилитации. 20.3. Совместно с префектурами административных округов горо- да Москвы продолжить создание в системе социальной защиты населе- ния реабилитационных центров и отделений для инвалидов, в том чис- ле детей-инвалидов, и других лиц с различными ограничениями жизне- деятельности и обеспечить постоянный мониторинг потребностей ука- занных категорий населения в реабилитации и приспособлении среды жизнедеятельности, а также объемов и качества предоставляемых ус- луг. 20.4. Обеспечить круглогодичное проведение курсов комплексной реабилитации для инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении и самообслуживании (вследствие спинальной, военной, дорожной травм и других заболеваний) во вновь построенном реабилитационном центре для инвалидов "Преодоление" за счет и в пределах средств текущего бюджетного финансирования, выделяемого ежегодно в форме субвенций по разделу "Социальная политика". 20.5. Совместно с Комитетом по туризму города Москвы органи- зовывать проведение тематических экскурсий по предварительным за- явкам общественных организаций инвалидов. 21. Принять предложение Комплекса социальной сферы города Москвы и префектуры Северного административного округа города Москвы о размещении городского культурно-досугового центра для ин- валидов на земельном участке по адресу: ул. Маршала Федоренко, вл.14. 22. Департаменту социальной защиты населения города Москвы подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2007 г. проект распорядительного документа о строительст- ве городского культурно-досугового центра для инвалидов. 23. Департаменту здравоохранения города Москвы: 23.1. Подготовить и до 1 июля 2007 г. внести на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке проекты распоряди- тельных документов о реконструкции филиала городской клинической больницы N 1 им. Н.И. Пирогова в поселке "Лунево" Солнечногорского района Московской области и о реконструкции загородного отделе- ния реабилитации Научно-практического центра интервенционной кар- диоангиологии в поселке "Быково" Московской области. 23.2. Внести в 2007 году руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы предложения по совершенствованию работы юриди- ческой службы в специализированных учреждениях здравоохранения в целях усиления правовой защиты сотрудников этих учреждений и пси- хически больных. 24. В целях обеспечения контроля за соблюдением прав инвали- дов и своевременного принятия оперативных мер просить Государс- твенное учреждение - Московское региональное отделение Фонда соци- ального страхования Российской Федерации ежемесячно представлять руководителю Комплекса социальной сферы города Москвы информацию по согласованной форме о положении дел по обеспечению инвалидов за счет средств федерального бюджета протезно-ортопедическими издели- ями, техническими средствами реабилитации, путевками на санатор- но-курортное лечение и другими услугами. 25. Разрешить Департаменту социальной защиты населения города Москвы обеспечивать инвалидов по индивидуальным программам за счет средств бюджета города Москвы реабилитационными мероприятиями, техническими средствами реабилитации и услугами, входящими в феде- ральный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Рос- сийской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, в случае доку- ментально подтвержденных отказов Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в предоставлении вышеназванных средств и ус- луг. 26. Комитету физической культуры и спорта города Москвы сов- местно с префектурами административных округов города Москвы и другими заинтересованными органами исполнительной власти прорабо- тать вопрос о посещении по медицинским показаниям инвалидами пла- вательных бассейнов (бесплатно или на льготной основе) и до 1 июня 2007 г. представить предложения по данному вопросу в Правительство Москвы. 27. Комитету общественных связей города Москвы совместно с департаментами экономической политики и развития, социальной защи- ты населения, науки и промышленной политики города Москвы, Управ- лением государственной службы занятости населения города Москвы, другими заинтересованными организациями и общественными объедине- ниями инвалидов: 27.1. Обеспечить постоянное сопровождение в Федеральном Соб- рании Российской Федерации проекта федерального закона по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов. 27.2. Разработать и представить в первом полугодии 2007 г. в Правительство Москвы комплекс мер по государственному стимулирова- нию работодателей в целях повышения возможности трудоустройства инвалидов и родителей детей-инвалидов, а также создания для них дополнительных рабочих мест. 28. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и префектурам административных округов города Москвы осуществлять финансирование мероприятий Программы в 2007 году в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2007 год по соответствующим отраслям. 29. Установить, что финансирование Программы осуществляется за счет средств, утвержденных в бюджете города Москвы на очередной финансовый год, с учетом которых корректируются объемы работ, пре- дусмотренные Программой. 30. Департаментам, комитетам, управлениям, ответственным за реализацию мероприятий Программы, и префектурам административных округов, управам районов города Москвы представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы отчеты о выполнении ме- роприятий Программы за 9 месяцев и текущий год (до 15 октября и до 1 февраля) с указанием финансовых затрат и их источников. 31. Департаменту социальной защиты населения города Москвы: 31.1. Ежегодно представлять: - до 15 ноября в Департамент экономической политики и разви- тия города Москвы отчеты о фактическом выполнении программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год; - до 1 марта в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент финансов города Москвы сводный отчет о выполнении Программы за истекший год. 31.2. До 1 марта 2008 г. обобщить положительный опыт работы отдельных отраслевых, территориальных и функциональных органов ис- полнительной власти города Москвы по реализации Программы в 2007 году, уделив особое внимание качественному выполнению раздела 3 "Формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан" для распространения его в целом по городу. 32. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать ос- вещение мероприятий Программы в средствах массовой информации. 33. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор- мации города Москвы рекомендовать ОАО "ТВ Центр" во втором полуго- дии 2007 г. организовать выпуск специальной постоянной передачи, освещающей вопросы социальной интеграции инвалидов и деятельности Правительства Москвы в этом направлении. 34. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы обеспечить размещение на объектах наружной рекламы информации о мероприятиях в области социальной интеграции инвалидов. 35. Снять с контроля постановления Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП) "О выполнении Комплексной це- левой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе "Социальная ин- теграция инвалидов города Москвы на 2004- 2006 годы", от 28 июня 2005 г. N 479-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 31 января 2006 г. N 54-ПП) "О внесении изменений в постановле- ние Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП и признании утратившими силу некоторых правовых актов города Москвы" и от 31 января 2006 г. N 54-ПП "О внесении изменений в постановление Пра- вительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП". 36. Контроль за выполнением настоящего постановления возло- жить в целом - на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. и по принадлежности - на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н., Ресина В.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы до 30 марта 2008 г. П.п.Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.И.Ресин Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы ОГЛАВЛЕНИЕ Паспорт Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инва- лидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на 2007-2009 годы ............................................................4 Раздел I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программ- ными методами...................................................11 Раздел II. Основные цели и задачи Программы.....................14 Раздел III. Целевые индикаторы и показатели Программы...........15 Раздел IV. Комплекс мероприятий по реализации основных задач Прог- раммы ..........................................................15 Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы ......................18 Раздел VI. Возможные сценарии развития проблемы и описание внешних факторов .......................................................19 Раздел VII. Описание механизма управления и мониторинга за реали- зацией Программы ...............................................21 Мероприятия комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы ......................................23 Раздел 1. Совершенствование комплексной медико-социальной реабили- тации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности..24 1.1. Создание и развитие реабилитационных учреждений ......25 1.2. Разработка и внедрение новых технологий медико-социаль- ной реабилитации ...............................................33 1.3. Предоставление реабилитационных услуг инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности ........................38 Раздел 2. Реабилитация инвалидов методами культуры и искусства, спорта и туризма ...............................................53 2.1. Социокультурная реабилитация инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ................................54 2.2. Спорт и туризм для реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ................................65 Раздел 3. Формирование комфортной среды жизнедеятельности для ин- валидов и других маломобильных граждан .........................77 3.1. Приспособление административных зданий, сооружений и территорий города ..............................................78 3.2. Приспособление жилых домов и прилегающих к ним террито- рий ............................................................88 3.3. Развитие системы транспортного обслуживания инвалидов.93 3.4. Развитие специальных систем коммуникации и информацион- ного общения инвалидов с нарушениями слуха и зрения .......... 101 Раздел 4. Информационное сопровождение социальной интеграции инва- лидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ..........105 4.1. Мониторинг состояния здоровья и потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ..................106 4.2. Информирование инвалидов о деятельности органов исполни- тельной власти города Москвы ..................................113 Раздел 5. Кадровое обеспечение проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ...............................117 Раздел 6. Развитие социального партнерства в сфере социальной ин- теграции инвалидов ............................................123 Приложения к Программе П А С П О Р Т КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ Наименование Комплексная целевая программа "Социальная Программы интеграция инвалидов и других лиц с ограниче- ниями жизнедеятельности города Москвы" на 2007- 2009 годы Основание для Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 разработки "О дополнительных мерах социальной поддержки Программы инвалидов и других лиц с ограничениями жизнеде- ятельности в городе Москве" (ст. 12) Постановление Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП "О выполнении Комплексной це- левой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целе- вой программе "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы" (п. 4.13) Государственный Департамент социальной защиты населения города заказчик- Москвы, персональный руководитель Программы - координатор руководитель Департамента социальной защиты на- Программы селения города Москвы Сырников И.К. Государственные Департамент социальной защиты населения города заказчики Москвы, Департамент здравоохранения города Программы Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Комитет по куль- туре города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, префектуры администра- тивных округов города Москвы Разработчик Департамент социальной защиты населения города Программы Москвы Основные Департамент социальной защиты населения города исполнители Москвы Программы Департамент здравоохранения города Москвы Департамент образования города Москвы Департамент семейной и молодежной политики го- рода Москвы Комитет общественных связей города Москвы Комитет по культуре города Москвы Комитет физической культуры и спорта города Москвы Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Департамент транспорта и связи города Москвы Департамент потребительского рынка и услуг го- рода Москвы Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Департамент градостроительной политики, разви- тия и реконструкции города Москвы Комитет по архитектуре и градостроительству го- рода Москвы Департамент экономической политики и развития города Москвы Департамент финансов города Москвы Управление государственной службы занятости на- селения города Москвы префектуры административных округов города Москвы ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве" (по согласованию) Московское региональное отделение Фонда соци- ального страхования Российской Федерации (по согласованию) московские городские организации Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, другие общественные объединения инвалидов (по согласо-
ванию) организации - победители конкурсов на право ре- ализации мероприятий Программы Сроки и этапы 2007-2009 гг. реализации 1 этап - 2007 г.; Программы 2 этап - 2008 г.; 3 этап - 2009 г. Цель Программы - повышение качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития дифференцированной, устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профес- сиональной и социальной реабилитации; - обеспечение комфортных условий жизнедеятель- ности инвалидам и другим маломобильным гражда- нам в городе Москве путем адаптации объектов социальной инфраструктуры Основные задачи - реорганизация деятельности органов исполни- Программы тельной власти города Москвы и переход от "зая- вительного" принципа работы с инвалидами к ад- ресному выявлению их потребностей в реабилита- ции для устранения или возможно полной компен- сации имеющихся ограничений жизнедеятельности; - обеспечение безусловного предоставления инва- лидам и другим лицам с ограничениями жизнедея- тельности в полном объеме установленных дейс- твующим законодательством государственных га- рантий по медико-социальной реабилитации; - создание межведомственной системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и дру- гих лиц с ограничениями жизнедеятельности в ре- абилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитаци- онных услуг; - оптимизация сети реабилитационных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы; - повышение эффективности и качества выполняе- мых работ по адаптации объектов городской инф- раструктуры для инвалидов и маломобильных граж- дан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных терри- торий города; - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры (зданий и со- оружений, пешеходно-транспортных коммуникаций, средств транспорта, связи, информации и др.); - усиление кадрового и информационно-методичес- кого сопровождения проблемы; - развитие партнерских отношений с негосударс- твенными организациями в сфере социальной ин- теграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности Основные 1. Совершенствование комплексной медико-соци- мероприятия альной реабилитации инвалидов и других лиц с Программы ограничениями жизнедеятельности. 2. Реабилитация инвалидов методами культуры и искусства, спорта и туризма. 3. Формирование комфортной среды жизнедеятель- ности для инвалидов и других маломобильных граждан. 4. Информационное сопровождение социальной ин- теграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 5. Кадровое обеспечение проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. 6. Развитие социального партнерства в сфере со- циальной интеграции инвалидов. Финансовое Общий объем финансирования на 2007-2009 годы - обеспечение 36,5 млрд. руб., в т.ч. по годам: Программы тыс.руб. +--------------------+----------+----------+----------+----------+ | По источникам | | | | | | финансирования: | 2007 | 2008 | 2009 | Всего | +--------------------+----------+----------+----------+----------+ |1. Бюджет города | | | | | |Москвы, в т.ч.: | | | | | | | | | | | |- целевое бюджетное| 142384,0| 163741,6| 188302,8| 494428,4| |финансирование, | | | | | |включая средства на| 17200,0| - | - | 17200,0| |информатизацию | | | | | | | | | | | |- текущее бюджетное| 2765195,7| 3233737,2| 3592047,5| 9590980,4| |финансирование тер-| | | | | |риториальных и от-| | | | | |раслевых органов| | | | | |власти | | | | | | | | | | | |- средства адресной| 1741138,0| 3889819,0| 3680859,0| 9311816,0| |инвестиционной прог-| | | | | |раммы города Москвы | | | | | | | | | | | |- целевой бюджетный| 664424,6| 691274,1| 811547,1| 2167245,8| |фонд квотирования| | | | | |рабочих мест в горо-| | | | | |де Москве | | | | | | | | | | | |- целевой бюджетный| 384493,6| 355520,6| 116698,9| 856713,1| |фонд развития терри-| | | | | |торий города Москвы | | | | | | | | | | | |2.Федеральный бюджет| 1190337,5| 1369164,2| 1574516,9| 4134018,6| | | | | | | |3.Внебюджетные | 3445453,9| 3141697,8| 3360158,6| 9947310,3| |средства | | | | | | | | | | | |ИТОГО: |10333427,3|12844954,5|13324130,8|36502512,6| | | | | | | +--------------------+----------+----------+----------+----------+ Ожидаемые 1. Показатели объема и качества оказания реаби- результаты литационных услуг в соответствии с индивидуаль- выполнения ными программами реабилитации инвалидам и дру- Программы гим лицам с ограничениями жизнедеятельности, которые будут достигнуты к 2009 г.: - количество услуг медицинской реабилитации - не менее 500 тыс. в год, в том числе детям до 18 лет - не менее 20 тыс. в год; - количество удовлетворенных заявок по техни- ческим средствам реабилитации - не менее 160 тыс. заявок в год, в том числе детям - 15 тыс. в год; - количество детей, охваченных воспитанием и образованием - не менее 20 тыс. чел. в год; - количество созданных дополнительных рабочих мест для инвалидов - 4650 (за три года). 2. Показатели дополнительно приспособленных для инвалидов объектов городской инфраструктуры к концу 2009 года: - количество административных зданий и сооруже- ний и прилегающих к ним территорий - 21,1 тыс. объектов; - количество квартир для инвалидов - 1,8 тыс. квартир, в том числе 1,5 тыс. квартир - в сло- жившемся жилищном фонде; - количество входных групп жилых домов - 2,4 тыс. групп; - количество тротуаров, переходов и других транспортно-пешеходных коммуникаций - 6,7 тыс. объектов; - количество средств общественного наземного городского пассажирского транспорта, оборудо- ванных аппарелями и информационными табло - 2,1 тыс. табло; - количество автобусных и троллейбусных маршру- тов городского пассажирского транспорта, прис- пособленных для инвалидов - 632. Подробные показатели развития материально-тех- нической базы профильных учреждений городского подчинения, а также целевые показатели приведе- ны в мероприятиях Программы. В целом реализация мероприятий Программы позво- лит к 2009 году: - стабилизировать численность инвалидов в горо- де Москве, а по возрастным группам (детям-инва- лидам и инвалидам трудоспособного возраста) снизить; - уменьшить выход на инвалидность лиц с умерен- ными ограничениями жизнедеятельности вследствие их компенсации или устранения в результате сво- евременно проведенных реабилитационных меропри- ятий; - повысить качество жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности Система Текущее управление реализацией Программы осу- организации ществляется государственным заказчиком - коор- управления и динатором Программы и дирекцией Программы, соз- контроля за данной в установленном порядке. исполнением Реализация Программы осуществляется на основе Программы государственных контрактов на закупку и постав- ку продукции для государственных нужд, заключа- емых государственными заказчиками с исполните- лями в установленном законодательством Российс- кой Федерации порядке. Государственный заказчик-координатор отслежива- ет отклонения фактических показателей от ут- вержденных в Программе, устанавливает причины отклонения и готовит предложения по корректи- ровке целевых показателей, механизму реализации Программы и составу исполнителей. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы государственный заказчик-координатор представляет два раза в год в Департамент эко- номической политики и развития города Москвы отчеты о ходе выполнения программных мероприя- тий: ежегодно 1 марта за отчетный год и 15 но- ября - за девять месяцев и об ожидаемом выпол- нении Программы за год. Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ За прошедшее десятилетие после принятия в 1995 году Федераль- ного закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в Москве сложилась и развивается комплексная, многоуровневая меж- ведомственная система реабилитации инвалидов. В настоящее время в сфере реабилитации работают более 1420 организаций, предоставляю- щих медицинские, образовательные и социальных услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения - 1016 , фе- дерального - 44, негосударственных - 139. Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реаби- литации инвалидов, а также граждан, имеющих ограничения жизнедея- тельности, но по каким-либо причинам не являющихся инвалидами. При этом проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в социальную среду остается крайне актуальной. В настоящее время в городе проживают более 1,2 млн. инвали- дов, из них 230 тыс. - лица трудоспособного возраста, 26 тыс. - детей-инвалидов, около 1 млн. - лица старше 55 лет, около 60 тыс. человек ежегодно проходят медико-социальную экспертизу, но инвали- дами не признаются. Значительная доля инвалидов имеют 1 и 2 группы (около 70 процентов) вследствие тяжелых и средних степеней ограни- чений жизнедеятельности. Немалую роль в становлении и развитии реабилитационной помощи москвичам за прошедший период сыграли городские целевые программы, позволяющие сконцентрировать на решении поставленных задач органи- зационные, экономические и финансовые возможности заинтересованных городских и федеральных структур, негосударственных организаций. В 2006 году завершилась реализация Комплексной целевой прог- раммы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы" на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 г. N 442-ПП. В связи с введением в действие с 1 января 2005 года Федераль- ного закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и кардинальным измене- нием порядка работы с инвалидами постановлением Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 479-ПП в программу были внесены кор- рективы в части: - передачи Росздраву городской службы медико-социальной экс- пертизы; - изменения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций орга- нам Фонда социального страхования Российской Федерации; - отменены норм обеспечения инвалидов бесплатно или на льгот- ной основе транспортными средствами; - ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты и возможности направления этих средств на адаптацию среды для инвалидов. Постановлением и распоряжением Правительства Российской Феде- рации от 31 декабря 2005 г. N 877 и от 30 декабря 2005 г. N 2347-р соответственно были утверждены новый крайне сложный порядок пре- доставления инвалидам реабилитационных услуг, а также Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реаби- литации и услуг, предоставляемых инвалидам за счет средств феде- рального бюджета. Однако принятые федеральными органами обязательства по реаби- литации инвалидов не выполняются в полном объеме из-за отсутствия в федеральном бюджете на эти цели необходимых финансовых средств. Фактический объем федерального перечня значительно меньше действо- вавшего до 2005 года в Москве гарантированного городского перечня. В связи с этим, в целях сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты инвалидов был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета. В де- кабре 2005 года полномочия в этой сфере были возвращены субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социаль- но уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определяемых в посланиях Президента Российской Федерации Федераль- ному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года, 25 апреля 2005 года и 10 мая 2006 года. В связи с этим, а также для повышения качества и увеличения объема услуг по комплексной многопрофильной реабилитации и интег- рации инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здо- ровья, а также устранения негативного влияния на условия жизни ин- валидов в связи с изменением федерального законодательства необхо- димо продолжение решения проблемы программно-целевым методом. Настоящая Программа является продолжением Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы", в ходе которой был выполнен комплекс профильных межведомственных мероприятий. Программные мероприятия включают шесть разделов по наиболее актуальным в настоящее время направлениям: - совершенствование комплексной медико-социальной реабилита- ции инвалидов (разных возрастных групп и с разными патологиями) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - реабилитация инвалидов методами культуры и искусства, спор- та и туризма; - формирование комфортной среды жизнедеятельности для инвали- дов и других маломобильных граждан; - информационное сопровождение социальной интеграции инвали- дов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - кадровое обеспечение проблем инвалидов и других лиц с огра- ничениями жизнедеятельности; - развитие социального партнерства в сфере социальной интег- рации инвалидов. Ключевой проблемой инвалидов остается адаптация городской среды для инвалидов с физическими недостатками. Из наиболее сложно решаемых вопросов можно выделить следующие: - отработка межведомственного взаимодействия при строительст- ве и вводе в эксплуатацию новых объектов городской инфраструктуры (зданий, сооружений, средств транспорта, связи, информации); - повышение качества работ и темпов приспособления сложившей- ся общественной и жилой застройки города; - установка, эксплуатация и содержание стационарного специ- ального подъемного оборудования для инвалидов в жилых домах; - совершенствование системы транспортного обслуживания инва- лидов; - предоставление специальных услуг связи и информации инвали- дам по слуху и зрению.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными задачами Программы являются: - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от "заявительного" принципа работы с инва- лидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабили- тации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ог- раничений жизнедеятельности; - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установ- ленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации; - создание системы постоянного мониторинга потребностей инва- лидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реаби- литации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг; - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы; - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и мало- мобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транс- портных коммуникаций, рекреационных территорий города; - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов го- родской инфраструктуры (зданий и сооружений, пешеходно-транспорт- ных коммуникаций, средств транспорта, связи, информации и др.); - усиление кадрового и информационно-методического сопровож- дения проблемы; - развитие партнерских отношений с негосударственными органи- зациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ог- раничениями жизнедеятельности. В целях достижения поставленных задач предполагается три эта- па выполнения Программы: 1 этап - 2007 год. Предполагается сконцентрировать основные усилия на: - проработке основных направлений Программы; - реализации предусмотренных в 2007 году мероприятий. 2 этап - 2008 год. Предполагается: - проведение пилотных внедрений; - предварительная оценка пилотных внедрений, а также выпол- ненных в 2007 году мероприятий; - реализация предусмотренных в 2008 году мероприятий, оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. 3 этап - 2009 год: - анализ, обобщение и оценка выполненных мероприятий, разра- ботка последующих этапов совершенствования системы социальной ин- теграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве. Раздел III. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ Выполнение Программы возможно при условии достижения целевых индикаторов и показателей для каждого этапа их решения. Обоснован- ные значения целевых показателей и индикаторов приведены в мероп- риятиях Программы. Раздел IV. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ Первый раздел содержит три блока мероприятий по наиболее ак- туальным направлениям работы: - дальнейшего дифференцированного (исходя из потребности ин- валидов) развития сети государственных учреждений (здравоохране- ния, образования, социальной защиты населения, культуры, физичес- кой культуры и спорта и др.) для инвалидов, включая детей-инвали- дов, и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, приближенных к месту их жительства; - разработки и внедрения в работу учреждений городского под- чинения новых технологий по медицинской, профессиональной и соци- альной реабилитации инвалидов на основе индивидуальных программ реабилитации; внедрения гибких и удобных режимов работы для удов- летворения потребностей указанной категории граждан в реабилита- ции; реализации пилотных технологий; - предоставления в необходимом объеме реабилитационных услуг инвалидам, включая детей-инвалидов, и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности; обеспечения их техническими средствами реабили- тации. В целях расширения возможностей для реабилитации предусмотре- ны также мероприятия по сотрудничеству на конкурсной основе с не- государственными организациями, предоставляющими реабилитационные услуги. Во втором разделе сгруппированы мероприятия социокультурной реабилитации, развития физкультуры, спорта и туризма для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе по: - разработке и реализации специальных программ и фитнес-тех- нологий для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельнос- ти; - созданию условий для доступа инвалидов с ограничениями в передвижении, дефектами зрения и слуха в музеи, театры, выставоч- ные залы и другие учреждения культуры и спорта, для пользования их услугами; - организации участия инвалидов как в общегородских массовых, так и специальных культурных, досуговых, спортивно-оздоровительных и туристических мероприятиях. Особое внимание уделяется развитию паралимпийского движения, а также программ работы с инвалидами вследствие психических забо- леваний по системе "Спешиал Олимпик", в том числе для лиц, прожи- вающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Третий раздел посвящен наиболее сложно решаемой проблеме - формированию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан. С учетом практики реализации предыдущей программы, выделены следующие основные блоки задач: - приспособление административных зданий, сооружений и терри- торий города для инвалидов (в том числе при новом строительстве, реконструкции и ремонте); - переоборудование сложившегося жилищного фонда и прилегающих дворовых территорий, пешеходно-транспортных коммуникаций, рекреа- ционных зон и территорий города, приспособленных для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности (в передвижении, зре- ния, слуха и др.); строительства в новых жилых домах специальных квартир для инвалидов; - создание условий для беспрепятственного пользования инвали- дами-опорниками, с тактильными и сенсорными нарушениями средствами общественного наземного пассажирского транспорта; - совершенствование работы специализированной службы транс- портного обслуживания инвалидов "Социальное такси"; - развитие специальных систем коммуникации и информационного общения для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. В четвертом разделе предусмотрены мероприятия по информацион- ному сопровождению проблемы, включая: - создание межведомственной системы постоянного мониторинга за потребностями инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодо- го возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, за объемом и качеством предоставляемых реабилитационных услуг; - проведение инвентаризации различных объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории города Москвы, для оценки доступности их для инвалидов и других маломобильных граж- дан; - совершенствование системы систематизации и учета работ по созданию в городе доступной для инвалидов среды жизнедеятельности путем: * внедрения в городе информационной технологии по учету объектов городской инфраструктуры для инвалидов; * совершенствования форм государственного статистического наблюдения за приспособлением городской среды для инва- лидов и системы целевых индикаторов для оценки состоя- ния доступа объектов городской инфраструктуры для инва- лидов; - методологического обеспечения решения проблем инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; - разработку и реализацию технологий информирования инвалидов и членов их семей по вопросам социальной интеграции инвалидов и деятельности органов исполнительной власти в городе Москве в этой области. Мероприятия пятого раздела направлены на решение кадровой проблемы и предусматривают: - совершенствование подготовки, повышения квалификации и ат- тестации специалистов, работающих в сфере реабилитации инвалидов и адаптации объектов городской инфраструктуры; - формирование системы подготовки специалистов для работы с инвалидами в сфере физической культуры и спорта; - продолжение программ подготовки переводчиков жестового язы- ка. В шестом разделе сгруппированы мероприятия по развитию соци- ального партнерства в сфере социальной интеграции инвалидов. В частности, предусматривается: - усиление взаимодействия и межведомственной координации ор- ганов исполнительной власти федерального и городского уровня в ре- шении задач по социальной поддержке инвалидов и других лиц с огра- ничениями жизнедеятельности путем создания клубов для инвалидов на базе подведомственных органам исполнительной власти учреждений; - проведение социально значимых мероприятий, направленных на решение проблем инвалидов (в том числе для инвалидов молодого воз- раста, детей-инвалидов и членов их семей и других категорий); - участие в профильных российских и международных мероприяти- ях (выставках, конференциях, семинарах и т.д.); - организационная и финансовая (частично) поддержка деятель- ности общественных организаций инвалидов в сфере социальной интег- рации. Конкретный перечень мероприятий, который предлагается реали- зовать для решения задач Программы и достижения поставленных целей прилагается. Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Источники финансирования мероприятий Программы - средства бюджета города Москвы (целевое бюджетное финансирование Программы, текущее бюджетное финансирование территориальных и отраслевых ор- ганов власти, средства инвестиционной программы, целевого бюджет- ного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве, целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы), федерального бюджета, внебюджетные источники. Сводные показатели финансирования городской целевой Программы определены исходя из достигнутого уровня финансирования предыдущей комплексной целевой программы 2004-2006 гг. с учетом прогнозируе- мого роста расходов на эти цели и приведены в Программе. Возможность использования внебюджетных источников предвари- тельно проработана и подтверждается гарантийными письмами руково- дителей негосударственных организаций с последующим заключением соглашений о намерениях между государственным заказчиком и этими организациями. Раздел VI. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРОБЛЕМЫ И ОПИСАНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ Для достижения поставленных целей сформированы и рассмотрены три сценария возможного хода реализации Программы (пессимистичес- кий, оптимистический, реалистический). В качестве критериев оценки сценариев приняты основные ка- чественные и количественные показатели, характеризующие: охват инвалидов реабилитационными услугами, развитие сети городских учреждений, предоставляющих эти услу- ги, удельный вес полностью отвечающих требованиям действующих строительных норм и правил о доступности для инвалидов с различны- ми ограничениями жизнедеятельности объектов социальной инфраструк- туры. Пессимистический вариант предусматривает сохранение на су- ществующем уровне или ухудшение показателей качества реабилитаци- онной помощи инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедея- тельности. Такой сценарий может возникнуть вследствие следующих внешних негативных факторов: - сохранения объемов финансирования из федерального бюджета реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предос- тавляемых инвалидам в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации федеральным перечнем, на уровне последних двух лет или его снижение; - дальнейшего усложнения порядков предоставления государс- твенных гарантий инвалидам и снижения объема бесплатных реабилита- ционных услуг для инвалидов; - резкого изменения демографической ситуации в городе. Вступление в силу указанных факторов приведет к резкому ухуд- шению качества жизни инвалидов из-за отсутствия возможностей ком- пенсировать имеющиеся ограничения жизнедеятельности вследствие на- рушения состояния здоровья. При этом варианте можно прогнозировать значительное увеличе- ние численности инвалидов во всех возрастных группах, а также воз- растание доли лиц 1 и 2 групп инвалидности, имеющих тяжелые огра- ничения. Возможными вариантами для рассмотрения являются сценарии (оп- тимистический и реалистический), при которых качественные показа- тели улучшаются. Оптимистический вариант предусматривает достижение к 2009 го- ду: - 100% охвата инвалидов необходимыми в соответствии с индиви- дуальной программой реабилитации реабилитационными услугами (по восстановительному и санаторно-курортному лечению; обеспечению техническими средствами реабилитации; воспитанию и образованию де- тей-инвалидов и др.); - полного приспособления действующих на территории города всех объектов социальной инфраструктуры (независимо от форм собс- твенности и ведомственной принадлежности) для инвалидов с физичес- кими недостатками. Для реализации оптимистического варианта необходимо выде- ление финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней на период 2007-2009 гг. в объеме около 150 млрд. рублей. Данные показатели являются расчетными, из-за отсутствия по ряду департаментов и ко- митетов проектно-сметной документации на приспособление зданий и сооружений для проведения объективной оценки объемов и видов ра- бот. Реалистический вариант сформирован при условии полной мобили- зации ресурсов бюджетного финансирования по всем видам расходов отраслевых и территориальных органов исполнительной власти на фи- нансирование мероприятий Программы, привлечения внебюджетных ис- точников, и увеличения, начиная с 2008 года, уровня бюджетного фи- нансирования работ по приспособлению городской среды для инвалидов (по сравнению, со сложившимися за прошлые годы). Результат интегрированного воздействия вышеперечисленных фак- торов позволит сконцентрировать усилия на достижении главной целе- вой задачи - максимально возможного (с учетом конструктивных и технических особенностей) приспособления города для нужд инвалидов и маломобильных граждан. Общий объем финансирования на 2007-2009 гг. реалистического варианта составляет 36,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета го- рода Москвы - 22,4 млрд. рублей. Сравнительный анализ предложенных вариантов показал, что оп- тимистический вариант обеспечивает наиболее высокий уровень ка- чества реабилитационной помощи москвичам в планируемом периоде, но требует и максимальных затрат на реализацию. Реалистический вариант, позволяющий достичь значительного по- вышения качества жизни инвалидов при оптимальных затратах, реко- мендуется для принятия. Для осуществления этого варианта разработан комплекс меропри- ятий по реализации основных задач Программы. Раздел VII. ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Общий контроль за реализацией мероприятий Программы осущест- вляет Правительство Москвы. Правительство Москвы назначает персонального руководителя Программы - руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы, отвечающего за ее реализацию и обладающего правом вносить предложения об изменении размеров финансовых средств, нап- равляемых на решение отдельных задач Программы, а также создании в установленном порядке дирекции Программы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд, заключаемых государственными заказчиками с исполнителями, отобранными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Текущее управление реализацией Программы осуществляется госу- дарственным заказчиком - координатором Программы - Департаментом социальной защиты населения города Москвы в соответствии с поста- новлением Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП. Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы Депар- тамент социальной защиты населения города Москвы ежегодно предс- тавляет Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы: - до 1 марта - отчет о выполнении Программы с указанием при- чин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия результа- тов финансовым затратам; - до 1 апреля года, предшествующего планируемому, - заявки на финансирование Программы по установленной форме; - до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожида- емом выполнении за год. Ход и результаты выполнения мероприятий Программы могут расс- матриваться на заседаниях Правительства Москвы с заслушиванием от- четов персонального руководителя Программы. МЕРОПРИЯТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы (см. подлинник)
- Постановление Правительства Москвы № 1179-ПП от 27 октября 2009 года
- О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП и признании утратившими силу пунктов 18.3 и 22.1 постановления Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП