Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Правительства Москвы
№ 330-ПП от 7 мая 2002 года

О Концепции развития гражданской обороны города Москвы

     Целенаправленная деятельность городской администрации  в  об-
ласти  обеспечения  защиты  населения и территорий города от угроз
военного характера позволила в  последние  годы  укрепить  систему
гражданской обороны города Москвы.
     На базе отраслевых и функциональных звеньев  городской  адми-
нистрацией сформированы службы гражданской обороны.  В организаци-
ях,  органах  местного  самоуправления  активизировалась работа по
созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководи-
телей в области гражданской обороны. Совершенствуется система свя-
зи и оповещения гражданской обороны,  реализуется единая городская
политика в области строительства и поддержания в готовности защит-
ных сооружений гражданской обороны.
     Однако сохраняющаяся  опасность вооруженных конфликтов и рез-
кая активизация международного терроризма,  постоянное  совершенс-
твование современного оружия,  изменение стратегии и тактики веде-
ния вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совер-
шенствования системы гражданской обороны города Москвы.
     В целях реализации требований Федерального закона от 12  фев-
раля  1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопа-
сности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в об-
ласти обеспечения безопасности населения и городской инфраструкту-
ры от угроз военного характера,  а также реализации выводов комис-
сии  Совета  безопасности Российской Федерации по результатам про-
верки федеральных органов исполнительной власти,  органов исполни-
тельной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы
постановляет:
     1. Утвердить Концепцию развития  гражданской  обороны  города
Москвы (далее Концепция), согласно приложению.
     2. Префектам административных округов,  главам районных Управ
(начальникам  гражданской обороны административных округов и райо-
нов), руководителям департаментов,  комитетов,  управлений  Прави-
тельства Москвы, городских организаций:
     2.1. При  формировании  перспективных  планов развития подве-
домственных организаций учитывать положения настоящей Концепции.
     2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий  Кон-
цепции  отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обо-
роны.
     2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обо-
роне предусматривать отработку практических мероприятий по перево-
ду с мирного на военное положение, приведению в готовность органов
управления,  системы связи и оповещения,  средств индивидуальной и
коллективной защиты населения.
     3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвы-
чайным ситуациям города Москвы:
     3.1. До конца 2002 года разработать и представить в  установ-
ленном порядке  на утверждение Правительства Москвы программу раз-
вития гражданской обороны города Москвы на 2004-2006 гг.
     3.2. В IV квартале 2002 года в рамках  Комплексной  программы
"Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов
создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материаль-
но-технических, продовольственных,  медицинских и иных  средств  и
представить их на утверждение Правительства Москвы.
     3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение
о  разработке  нормативных  документов  по инженерно-техническим и
другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей сов-
ременных средств и методов ведения военных действий.
     3.4. В 2003 году разработать и  представить  на  рассмотрение
Правительства Москвы  концепцию проекта закона города Москвы о по-
рядке финансирования органов исполнительной власти города  Москвы,
органов местного самоуправления и организаций независимо от их ор-
ганизационно-правовых форм при подготовке и проведении мероприятий
по гражданской обороне.
     3.5. В  IV квартале 2002 года внести предложение для рассмот-
рения на заседании Объединенной  коллегии  исполнительных  органов
государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выде-
лении загородных зон на территории Московской области для  рассре-
доточения органов  исполнительной  власти  города Москвы,  органов
местного самоуправления,  организаций и размещения населения, эва-
куируемого из города Москвы.
     4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  инфор-
мации  Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению
ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой  информа-
ции целей  и задач гражданской обороны города Москвы,  в издании и
распространении методических материалов  по  вопросам  гражданской
обороны.
     5. Департаменту науки и промышленной  политики  Правительства
Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предус-
матривать финансирование научно-исследовательских  и  опытно-конс-
трукторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безо-
пасность населения" Городской программы развития науки и  техноло-
гий в интересах города Москвы на 2002-2004 гг.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе-
нова П.Н.
     О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе
2003 года.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


     Приложение отредактированно и подготовлено к выпуску исполни-
телем - начальником отдела мероприятий гражданской обороны Главно-
го управления ГОЧС г.Москвы Еньковым С.В.  (тел. 229-54-87).Испол-
нитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копий.

.

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 7 мая 2002 года  N 330-ПП




                           КОНЦЕПЦИЯ
                 РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
                         ГОРОДА МОСКВЫ




                         Москва 2002 г.
.
                            СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ...................................................4

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................5
     Роль и место гражданской обороны в современных условиях....5
     Основы организации,  подготовки и ведения гражданской
обороны города Москвы ..........................................6
     Состояние гражданской обороны города Москвы................11

     2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................13
     Повышение эффективности  системы обучения населения, подго-
товки  руководящего  состава и специалистов  органов управления,
кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны...14
     Совершенствование системы   оповещения   гражданской оборо-
ны..............................................................15
     Совершенствование эвакуационных мероприятий................16
     Совершенствование инженерной защиты населения..............17
     Совершенствование противопожарной защиты...................18
     Повышение эффективности радиационной, химической и биологи-
ческой защиты...................................................18
     Совершенствование медицинской защиты.......................19
     Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению на-
селения, пострадавшего при ведении военных действий или вследст-
вие этих действий...............................................20
     Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и дру-
гих неотложных работ............................................21
     Совершенствование  систем  управления  и  связи гражданской
обороны.........................................................22
     Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой
на территории города  (радиационной,  химической,  биологической,
инженерной, пожарной, гидродинамической)........................23
     Повышение уровня готовности городских объектов к устойчиво-
му функционированию в военное время.............................24
     Создание системы защиты  материальных  и культурных ценнос-
тей.............................................................26
     Повышение готовности к решению задач  восстановления и под-
держания  порядка в  районах,  пострадавших  при ведении  боевых
действий срочному захоронению трупов............................26

     3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ..............27

     4. НАУЧНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПОДГОТОВКИ  И  ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ.........................................................30

     5. РЕАЛИЗАЦИЯ   КОНЦЕПЦИИ   РАЗВИТИЯ   ГРАЖДАНСКОЙ  ОБОРОНЫ
ГОРОДА МОСКВЫ...................................................31

                            ВВЕДЕНИЕ

     Концепция развития гражданской обороны г.  Москвы (далее Кон-
цепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на
цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы
гражданской  обороны города в условиях возможных современных войн.
     Она является основой для:
     - формирования и проведения единой политики  городской  адми-
нистрации, экономических и социальных структур, населения в облас-
ти обеспечения готовности гражданской обороны города;
     - разработки и реализации программ развития и совершенствова-
ния гражданской обороны г. Москвы;
     - увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилиза-
ционными планами экономики органов исполнительной власти,  органов
местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подго-
товки экономики г. Москвы;
     - совершенствования  и  дальнейшего развития городской норма-
тивной правовой базы в области гражданской обороны.
     Концепция разработана  на период до 2010 года на основе прог-
ноза возможной военно-политической обстановки в начале  ХХI  века,
вероятного  характера военных конфликтов,  анализа состояния граж-
ческой города и с учетом реальных  экономических  возможностей  по
реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
     Правовую нормативную  основу Концепции составляют Конституция
Российской Федерации,  Федеральный закон "О гражданской  обороне",
другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция
национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопас-
ности  Москвы,  Международное  гуманитарное  право по защите жертв
войны,  постановления Правительства Российской Федерации и  Прави-
тельства Москвы в области гражданской обороны.
     В Концепции отражены правовые и организационные основы систе-
мы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности по-
литики в области гражданской обороны, основные направления ее раз-
вития и совершенствования, порядок реализации Концепции.

                       1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                 Роль и место гражданской обороны
                      в современных условиях

     Национальная безопасность  России  не может быть достаточной,
если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выжи-
вания населения,  живучести экономики и устойчивости государствен-
ного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной
борьбы.
     В  связи с этим гражданская оборона как система общегосударс-
твенных мероприятий по подготовке к защите и по защите  населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, представля-
ет  одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической
политики государства.
     Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI
века позволяет сделать вывод о том,  что, несмотря на снижение уг-
розы  развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России,
принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об унич-
тожении  химического  оружия,  потенциально-военная  опасность для
Российской Федерации сохранится.  Продолжится  борьба  за  передел
сфер влияния между государствами,  обострятся ресурсные и террито-
риальные проблемы.  Усилится негативное  влияние  на  безопасность
страны националистического и религиозного экстремизма, которые мо-
гут привести к внутренним вооруженным конфликтам,  масштабным тер-
рористическим акциям.
     В последнее время возрастает опасность  втягивания  России  в
локальные войны и вооруженные конфликты,  которые при определенных
условиях могут перерастать в региональные войны.
     Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века
будут являться:
     -массированное применение высокоточного оружия, средств ради-
оэлектронной борьбы,  а в перспективе и оружия на новых физических
принципах;
     - ведение  вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе,  на
суше,  в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-
космического нападения;
      - поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
      - широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов
и войск специального назначения;
      - постоянная угроза расширения масштабов конфликта и примене-
ния оружия массового поражения.
      Москва является столицей Российского государства,  крупнейшим
промышленным, административным, культурным и научным центром.
     В условиях  военных действий наиболее вероятными формами воо-
руженной борьбы в Москве могут стать:
     - террористические и диверсионные акты на объектах повышенно-
го риска,  объектах систем жизнеобеспечения и в  местах  массового
пребывания населения;
     - воздействие космического психотропного оружия на население;
     - точечные избирательные удары по органам управления и  стра-
тегически важным объектам;
     - радиоэлектронное подавление систем управления;
     - локальное применение нейтронного оружия.
     В тоже время полностью нельзя исключать масштабного  примене-
ния по Москве современных средств поражения.
     В результате военных действий на территории г.  Москвы  могут
возникнуть  обширные очаги поражения,  многочисленные жертвы среди
населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
     Учитывая характер  современных  войн и реальные экономические
возможности государства,  гражданская оборона г.  Москвы в  начале
ХХI века должна стать:
     - оперативно-мобильной при развертывании для действий в воен-
ное время и при чрезвычайных ситуациях природного  и  техногенного
характера;
     - рационально-экономной в  части  финансовых  и  материальных
затрат на подготовку и реализацию мероприятий.

            Основы организации,  подготовки и ведения
                гражданской обороны города Москвы.

     Выполнение задач гражданской  обороны  является  обязательной
функцией всех органов исполнительной власти г.  Москвы и организа-
ций,  независимо от их организационно-правовых форм и  форм  собс-
твенности,  а также обязанностью каждого жителя города.
     Организация, подготовка и  ведение гражданской обороны города
Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми  ак-
тами  Российской  Федерации  и города Москвы в области гражданской
обороны,  а также директивами первого заместителя начальника граж-
данской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федера-
ции по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликви-
дации  последствий стихийных бедствий и распорядительными докумен-
тами начальника гражданской обороны г. Москвы.
     В войсках,  воинских формированиях и организациях, отнесенных
к объектам местной обороны,  задачи гражданской обороны решаются в
соответствии с ведомственными положениями.
      Гражданская оборона г.  Москвы организуется по территориаль-
нопроизводственному принципу.
     Руководство гражданской  обороной  в  городе осуществляет Мэр
Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы.
     Руководство гражданской обороной в  административных  округах
осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ,
в функциональных и отраслевых органах московской  городской  адми-
нистрации, в организациях независимо от их организационно-правовых
форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками граж-
данской обороны.
     Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предос-
тавленных им в соответствии с законодательством Российской Федера-
ции и г.Москвы,  несут персональную ответственность  за  состояние
гражданской  обороны  в  подведомственных организациях и на подве-
домственной территории.
     Начальники гражданской обороны осуществляют руководство граж-
данской обороной через органы управления,  специально уполномочен-
ные на решение задач в области гражданской обороны:
     Главное управление по делам гражданской обороны и  чрезвычай-
ным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);
     - управления  по делам гражданской обороны и чрезвычайным си-
туациям административных округов (далее - УГОЧС);
     - отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци-
ям районов города;
     - штабы  (отделы,  секторы,  работники)  по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях,  не-
зависимо  от их организационно-правовых форм.
     Для обеспечения  мероприятий по гражданской обороне создаются
городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обо-
роны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соот-
ветствующими начальниками гражданской обороны.
     Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
очагах массового поражения создаются силы и  средства  гражданской
обороны.
     В состав сил гражданской обороны входят:
     - соединения и части войск гражданской обороны;
     - гражданские организации гражданской обороны (далее - форми-
рования  ГО).
     Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Фе-
дерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ре-
шения задач в области гражданской обороны в порядке,  определенном
Президентом  Российской Федерации.
     Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формиро-
вания привлекаются для решения задач в области гражданской обороны
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Состав и оснащение формирований ГО определяются  Правительст-
вом Российской Федерации и Правительством Москвы.
     Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
     Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обо-
роны является непременным условием эффективной  защиты  населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий.
     Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой
к решению следующих задач:
     - обеспечению оперативного развертывания органов  управления,
сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного
времени;
     - проведению  эвакуации населения в угрожаемый период и в во-
енное время;
     - выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
     - оповещению  населения  города Москвы о воздушно-космическом
нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
     - укрытию населения города в защитных сооружениях, в том чис-
ле на станциях метрополитена;
     - организации  взаимодействия  между  всеми  организациями  и
предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской
обороны;
     - создание запасов материально-технических средств для  обес-
печения мероприятий гражданской обороны;
     Подготовка гражданской обороны включает:
     - разработку планов гражданской обороны;
     - обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю-
щих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
     - обучение  руководящего состава действиям по организации ме-
роприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в  ус-
ловиях военного времени;
     - создание и поддержание в постоянной готовности системы опо-
вещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий;
     - подготовку  эвакуации населения,  материальных и культурных
ценностей в безопасные районы;
     - участие  в  создании и оснащении пунктов управления органов
исполнительной власти;
     - формирование страхового фонда документации на объекты повы-
шенного риска,  объекты систем жизнеобеспечения населения и массо-
вого пребывания людей;
     - создание в мирное время фонда убежищ для  защиты  населения
города,  а также накопление средств индивидуальной защиты (далее -
СИЗ);
     - сохранение  убежищ и поддержание их в постоянной готовности
к использованию по прямому назначению;
     - приспособление  метрополитена для защиты и жизнеобеспечения
населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре-
мени;
     - подготовку мероприятий по световой и другим видам маскиров-
ки;
     - создание и подготовку необходимых сил и средств для  прове-
дения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     - разработку и осуществление мер,  направленных на  повышение
устойчивости  функционирования  в  военное время наиболее значимых
городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспече-
ния населения;
     - создание необходимых условий для первоочередного  обеспече-
ния населения, пострадавшего при ведении военных действий или вс-
ледствие этих действий;
     - подготовку системы управления гражданской обороны на  воен-
ное время.
     Ведение гражданской обороны начинается с  момента  объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом Российской Федерации военного положения на  территории
Российской Федерации или в городе Москве.
     Перевод гражданской обороны на военное положение производится
в  порядке,  устанавливаемом  Правительством Российской Федерации.
     Планы гражданской обороны г.  Москвы вводятся в действие  на-
чальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке.
     Ведение гражданской обороны включает:
     - приведение  в  готовность систем и органов управления граж-
данской обороны;
     - реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с
мобилизационными планами;
     - проведение мероприятий по защите населения,  материальных и
культурных ценностей от опасностей,  возникающих при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий;
     - организацию и проведение аварийно-спасательных и других не-
отложных работ (далее - АСДНР);
     - первоочередное  жизнеобеспечение  населения,  пострадавшего
при ведении военных действий;
     - обеспечение действий сил гражданской  обороны.
     Руководство силами и средствами гражданской обороны начальни-
ки гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
     Гражданская оборона  г.Москвы  в  условиях  военного  времени
должна обеспечить:
     - оповещение о нападении и укрытие населения в защитных  соо-
ружениях;
     - обеспечение населения средствами  индивидуальной  защиты  в
соответствии с установленными нормативами;
     - массовое обучение всего населения способам защиты от  опас-
ностей,  возникающих  при  ведении военных действий или вследствие
этих действий;
     - отселение  населения из зон боевых действий и опасных райо-
нов;
     - общую  эвакуацию (по особому распоряжению) населения из го-
рода в случае применения оружия массового поражения;
     - частичную  эвакуацию  населения и персонала предприятий при
угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
     - эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные ра-
йоны и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
     - проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам
маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в во-
енное время;
     - постоянную готовность сил и средств для ликвидации последс-
твий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
     - ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на
территории города;
     - поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
     - срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения го-
рода;
     - захоронение  трупов  в сроки,  не допускающие возникновения
эпидемий;
     первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
     - устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.

           Состояние гражданской обороны города Москвы

     В настоящее время состояние гражданской обороны г.  Москвы не
в полной мере отвечает современным требованиям.
     Существующая система связи гражданской обороны г.  Москвы ба-
зируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной
связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях во-
енного  времени.  Предназначенная  на  особый период корпоративная
сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958г
на базе АТС-47, морально и физически устарела.  Предприняты только
первые  шаги  по переводу  на  современные виды связи - поставлена
цифровая АТС в  ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети
пункты управления ГО г. Москвы.
     Действующая система оповещения населения не отвечает требова-
ниям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
     - аппаратура  П-164,  используемая в системе электросиренного
оповещения,  морально и физически устарела, обладает низкой устой-
чивостью к помехам,  создаваемым оргтехникой и АОНами,  не приспо-
соблена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС
к 2005 г.;
     - организационно-технические решения по оповещению  населения
через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппара-
тура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не поз-
воляет задействовать для этих целей все программы теле- и радиове-
щания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собствен-
ности;
     - отсутствуют локальные системы оповещения  населения  вокруг
потенциально опасных объектов.
     Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребнос-
тям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой заст-
ройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жиз-
необеспечения, в  результате  часть  из  них  не  готовы  к приему
укрываемых.  Снизился запас средств индивидуальной защиты и прибо-
ров дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финан-
сирования для  их  пополнения до установленных норм.  Низка готов-
ность формирований ГО.  Требует совершенствования система управле-
ния гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедря-
ются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в  во-
енное  время  объектов и предприятий,  существенно необходимых для
обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания  населе-
ния. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения но-
вых задач гражданской обороны,  возложенных Федеральным законом "О
гражданской  обороне" (проведение мероприятий по световой и другим
видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пост-
радавшего  при  ведении военных действий или вследствие этих дейс-
твий; срочное захоронение трупов в военное время и др.).
     К числу проблем,  требующих оперативного разрешения, относят-
ся:
     - противоречие между устаревшими взглядами и подходами к  ре-
шению  задач  гражданской  обороны и сложившимися новыми реальными
условиями (коренное изменение  взглядов  на  характер,  способы  и
масштабы применения вооруженных сил,  появление новых видов и сис-
тем оружия, изменившееся военно-экономические возможности, измене-
ние "статуса" ряда областей,  куда планировалась эвакуация населе-
ния г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, сниже-
ние роли административных методов управления и др.);
     - разрыв между декларируемыми и  реальными  возможностями  по
обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупно-
масштабных боевых действий,  в том числе с применением оружия мас-
сового поражения;
     - недостаточная готовность гражданской обороны  к  участию  в
ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
     - формализм при планировании и  выполнении  ряда  мероприятий
гражданской обороны;
     - снижение уровня участия  населения  города  в  мероприятиях
гражданской обороны, появление у общественности элементов благоду-
шия,  скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности ме-
роприятий ГО.
     Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию
своего развития,  когда требуется коренным образом переосмысливать
принципы,  формы и методы ее деятельности, сформировать новые под-
ходы к планированию и реализации ее мероприятий.

               2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
                ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ  ГОРОДА МОСКВЫ

     Приоритетные направления  развития гражданской обороны города
Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в  области
гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следую-
щими особенностями:
     - усиление роли государства и города в области планирования и
проведения мероприятий гражданской обороны;
     - усиление роли экономических факторов и стимулов при  выпол-
нении мероприятий гражданской обороны;
     -расширение функций гражданской обороны в гуманитарной облас-
ти деятельности общества;
     -дальнейшее развитие Московской городской системы  предупреж-
дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для со-
вершенствования и укрепления гражданской обороны.

  Повышение эффективности системы обучения населения, подготов-
    ки руководящего состава и специалистов органов управления,
  кадрового  состава гражданских организаций гражданской обороны

     Обучение населения, подготовка руководящего состава и специа-
листов органов управления,  кадрового состава формирований ГО осу-
ществляется  и  проводится в рамках Единой государственной системы
подготовки в области гражданской обороны и защиты от  чрезвычайных
ситуаций  в Академии гражданской защиты МЧС России,  в учреждениях
образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалифика-
ции и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методичес-
ких центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства.
     При подготовке руководящего состава  и  специалистов  органов
управления, руководителей и личного состава формирований использу-
ются все существующие формы и методы подготовки,  при этом приори-
тетным направлением является практическая подготовка в ходе прове-
дения командно-штабных и комплексных учений  гражданской  обороны,
штабных и объектовых тренировок,  а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями.
     Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ
в области безопасности жизнедеятельности.
     Подготовка населения,  не  занятого  в  сферах производства и
обслуживания,  осуществляется за счет  расширения  информационного
обеспечения с помощью средств массовой информации,  увеличения ти-
ражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и
предоставления  возможности  получения исчерпывающей информации по
вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного време-
ни через консультационные пункты.
     Основными направлениями  развития системы подготовки по граж-
данской обороне являются:
     - разработка и реализация  комплексных  целевых  программ  по
подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
     - разработка и принятие нормативных правовых документов,  оп-
ределяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы
в области гражданской обороны;
     - разработка  комплекса мер по повышению эффективности прове-
дения командно-штабных и комплексных учений  гражданской  обороны,
штабных и объектовых тренировок,  а также тактико-специальных уче-
ний с формированиями ГО;
     - создание  новой и совершенствование существующей учебно-ма-
териальной базы гражданской обороны;
     - разработка  и  внедрение  новых учебных программ подготовки
всех категорий населения в области гражданской  обороны  с  учетом
региональной специфики г. Москвы;
     - внедрение в систему подготовки  современных  информационных
технологий  - компьютерных обучающих программ,  компьютерных игр и
тренажеров по совершенствованию навыков поведения  в  чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
     - возобновление практики проведения игр типа "Зарница", орга-
низация  специализированных летних лагерей подростков "Юный спаса-
тель", создание кадетских корпусов и т.п.;
     - создание  в  Москве системы учебно-консультационных пунктов
по ГОЧС;
     - разработка и выпуск современной учебно-методической и попу-
лярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизне-
деятельности  и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени;
     - создание  и  развитие  общественных движений и организаций,
осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде зна-
ний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени;
     - организация  теле- и радиопередач,  в том числе и развлека-
тельного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрез-
вычайных ситуаций мирного и военного времени;
     - создание полигона для практической отработки технологий ве-
дения АСДНР;
     - создание компьютерных обучающих программ и  тренажеров  для
теоретического  усвоения методов современных спасательных техноло-
гий.
               Совершенствование системы оповещения
                       гражданской обороны

     Основными направлениями  совершенствования  систем оповещения
являются:
     - создание центральной станции оповещения;
     - реконструкция системы электросиренного  оповещения  населе-
ния;
     - создание автоматизированного  рабочего  места  Оперативного
дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов;
     - разработка  и  внедрение современной аппаратуры оповещения,
работающей  на  цифровых сетях  связи, по  телерадиоканалам, в том
числе по каналам кабельного телевидения;
     - создание локальных систем оповещения  населения  в  районах
размещения  потенциально опасных объектов и их сопряжение с систе-
мами управления территориальными органами  управления  гражданской
обороны;
     - реконструкция системы оповещения населения,  работающая  по
каналам радиотрансляционной сети,  в том числе сети уличной звуко-
фикации;
     - создание системы оповещения населения по каналам систем со-
товой радиосвязи общего пользования;
     - внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповеще-
ния населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой
базой.
           Совершенствование эвакуационных мероприятий
     В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация насе-
ления из опасных районов остается действенным способом защиты.
     Порядок организации и  проведения  эвакуационных  мероприятий
требует существенной  переработки с  учетом как внешних  факторов,
так и особенностей столичного мегаполиса.
     К внешним факторам относятся:
     - сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за
придания ряду соседних областей статуса приграничных;
     - переход  от  административных методов управления к экономи-
ческим;
     - создание в экономике новых организационно-правовых структур
с резким сокращением доли государственных предприятий;
     - отсутствием  на федеральном уровне нормативных правовых до-
кументов,  регламентирующих порядок  финансирования  и  проведения
заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
     Особенностями столичного мегаполиса,  оказывающими влияние на
организацию и проведение эвакуации, являются:
     - отсутствие собственной загородной зоны;
     - изменение  административно-территориального  деления города
(введение 3-уровневой системы "город -  административный  округ  -
городской район") и системы управления городским хозяйством;
     - большое количество объектов федерального подчинения, акцио-
нированных предприятий,  в том числе с участием иностранного капи-
тала;
     - большое  количество посольств,  представительств зарубежных
стран и организаций;
     - значительные  объемы  материальных  и  финансовых  средств,
культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
     - большое количество временно проживающих (временных рабочих,
командированных) и транзитных пассажиров.
     Основными направлениями  совершенствования  эвакуационных ме-
роприятий являются:
     - разработка и принятие пакета нормативных правовых и методи-
ческих  документов,  регламентирующих отношения (в том числе и фи-
нансовые) в области подготовки и проведения  эвакомероприятий  как
на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российс-
кой Федерации, принимающих эвакуируемых из Москвы;
     - переработка планирующих документов по эвакуации населения и
материальных ценностей на уровне города, административного округа,
городского  района  с учетом реальных возможностей принимающих об-
ластей.
          Совершенствование инженерной  защиты населения

     Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий явля-
ется  накопление фонда защитных сооружений для наибольших работаю-
щих смен организаций,  продолжающих свою деятельность в период мо-
билизации  и военное время (перечень организаций определяется Пра-
вительством Российской Федерации);  работников работающих смен де-
журного персонала объектов систем жизнеобеспечения;  нетранспорта-
бельных больных и обслуживающего их медперсонала;  трудоспособного
населения.
     Для остального населения проводятся мероприятия по приспособ-
лению заглубленных помещений, подземных переходов, метрополитена и
других объектов подземного пространства города.
     Основными направлениями  совершенствования  инженерной защиты
являются:
     - организация регулярного мониторинга состояния защитных соо-
ружений (в том числе переданных в аренду),  их ремонт и переобору-
дование в соответствии с современными требованиями;
     - переработка градостроительных норм с учетом новых  требова-
ний гражданской обороны и особенностей города;
     - принятие пакета нормативных правовых документов, определяю-
щих городскую политику в области освоения и использования объектов
подземного пространства;
     - организация строительства защитных сооружений на объектах и
в жилой застройке города для трудоспособного населения;
     - организация разработки современных средств жизнеобеспечения
защитных сооружений;
     - организация  разработки типовых проектов зданий со встроен-
ными защитными сооружениями,  а также типовых защитных сооружений,
возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
     - планирование размещения и  строительства  в  военное  время
быстровозводимых убежищ (БВУ).

             Совершенствование противопожарной защиты

     Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении воен-
ных действий или вследствие этих действий,  являются одной из  ос-
новных задач гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечи-
вается за счет заблаговременного проведения комплекса  организаци-
онно-технических мероприятий противопожарной защиты.
     Основными направлениями совершенствования противопожарной за-
щиты являются:
     - совершенствование технического обеспечения  сил  противопо-
жарной  защиты с учетом специфики работы в условиях крупного мега-
полиса и в зданиях повышенной этажности;
     - создание и  поддержание в  постоянной готовности объектовых
сил противопожарной защиты;
     - повышение эффективности надзора за реализацией мер противо-
пожарной безопасности при формировании градостроительной  политики
в г. Москве;
     - внедрение при новом строительстве,  реконструкции зданий  и
сооружений в г. Москве строительных материалов с повышенной проти-
вопожарной устойчивостью;
     - совершенствование системы подготовки профессиональных, объ-
ектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом  специ-
фики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
     - организация регулярного мониторинга  состояния  мероприятий
противопожарной безопасности на объектах г.  Москвы и в селитебной
зоне.

        Повышение эффективности  радиационной,  химической
                     и биологической защиты

     Наличие в городе большого количества объектов, использующих в
производственной деятельности опасные вещества,  неснижающиеся уг-
розы  террористических актов,  а также события в Югославии,  где в
ходе военных действий активно применялись боезаряды с  радиоактив-
ными веществами,  требуют повышенного внимания к вопросам радиаци-
онной, химической и биологической защиты.
     Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
     - развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одно-
го из элементов системы мониторинга;
     - паспортизация радиационно, химически и биологически опасных
объектов с учетом возможного их  поражения  в  результате  военных
действий и террористических актов;
     - создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
     - подготовка  типовых проектных решений по приспособлению го-
родских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных  ра-
бот;
     - инвентаризация объектов,  приспосабливаемых для  санитарной
обработки, дезактивации и дегазации;
     - доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуаль-
ной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной
обработки.

              Совершенствование медицинской защиты

     Медицинская защита включает комплекс организационных,лечебно-
профилактических,  санитарно-гигиенических и  противоэпидемиологи-
ческих мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий
гражданской  обороны и является важным звеном в системе защиты на-
селения.
     Основными направлениями совершенствования системы медицинской
защиты являются:
     - разработка  принципов  организации и проведения медицинской
защиты с учетом особенностей столичного мегаполиса;
     - разработка  правовой основы объединения сил и средств здра-
воохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидеми-
ческого  профиля,  аптечных  предприятий вне зависимости от их ве-
домственной принадлежности  и  форм  собственности  на  территории
Москвы, для единого управления при решении задач медицинской защи-
ты;
     - подготовка распорядительных документов о создании на объек-
тах экономики санитарных дружин и оснащении  их  необходимым  иму-
ществом;
     - совершенствование и поддержание в готовности системы наблю-
дения и лабораторного контроля (СНЛК);
     - оснащение автобусного парка  приспособлениями  для  монтажа
типового санитарного оборудования;
     - разработка организационно-штатной структуры и табеля  осна-
щения  мобильного  медицинского  формирования взамен отряда первой
медицинской помощи (ОПМ);
     - разработка и принятие комплекса нормативно-методических до-
кументов,  регламентирующих порядок проведения в военное время ме-
роприятий  по  массовой  иммунизации населения и экстренной йодной
профилактике, массовому забору крови у доноров;
     - создание  необходимых  резервов средств медицинских средств
индивидуальной защиты.

     Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению
      населения,  пострадавшего при ведении военных действий
                  или  вследствие этих действий

     Первоочередное жизнеобеспечение населения,  пострадавшего при
ведении  военных  действий или вследствие этих действий,  является
многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области граж-
данской  обороны,  требующей привлечения для своего решения значи-
тельных сил и средств,  участия различных специализированных орга-
низаций, заблаговременного планирования и отработки системы управ-
ления данным процессом на военное время.
     Основными направлениями  работы  по  обеспечению готовности к
первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются:
     - разработка и принятие нормативных правовых документов,  оп-
ределяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобес-
печения  пострадавшего населения,  в том числе неснижаемых объемов
средств первоочередного жизнеобеспечения;
     - формирование  перечня  городских  объектов  первоочередного
жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
     - разработка генеральной схемы размещения объектов  первооче-
редного жизнеобеспечения населения на территории города, организа-
ция государственного надзора за ее реализацией;
     - разработка  проектных решений по реконструкции существующих
городских объектов,  приспосабливаемых для решения задач первооче-
редного жизнеобеспечения;
     - создание запасов средств первичного жизнеобеспечения  насе-
ления;
     - проведение комплекса организационно-технических мероприятий
по  защите имеющихся в различных организациях запасов продовольст-
вия,  пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспече-
нию своевременного перебазирования таких запасов в случаях,  когда
они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и ра-
диоактивного загрязнения.

       Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных
                    и других неотложных работ

     Эффективность гражданской обороны во многом определяется сте-
пенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах пораже-
ния,  возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
     Основными направлениями  работы по повышению готовности к ве-
дению АСДНР являются:
     - создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, ад-
министративных округов,  городских районов с учетом возможных  зон
поражения  и  объемов  ведения  АСДНР в условиях плотной городской
застройки;
     - корректировка  планов  взаимодействия  с силами федеральных
органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
     - практическая  отработка системы взаимодействия объектовых и
территориальных сил гражданской обороны в ходе учений  и  трениро-
вок;
     - обеспечение формирований ГО техникой и имуществом  согласно
предусмотренным  штатным  перечням  за  счет специальной техники и
имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производствен-
ной деятельности;
     - обеспечение формирований ГО техникой и  имуществом  по  но-
менклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппара-
тура,  приборы радиационной разведки и дозиметрического  контроля,
средства  связи и оповещения,  индивидуальные средства медицинской
защиты);
     - развертывание  эффективной  системы  технического оснащения
сил гражданской обороны;
     - создание системы ремонта и обслуживания средств техническо-
го оснащения сил гражданской обороны;
     - создание резервов (городского,  окружных, районных и объек-
товых) технических средств и горюче-смазочных материалов для веде-
ния АСДНР;
     - внедрение  современных  технологий  ведения аварийно-спаса-
тельных работ в условиях плотной городской застройки.

           Совершенствование систем  управления и связи
                       гражданской обороны

     Для выполнения  поставленных задач гражданской обороне требу-
ется надежная, постоянно действующая система управления, использу-
ющая  современные  технические средства,  с минимально необходимым
временем перевода ее с мирного  на  военное  положение.  Основными
составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи
и оповещения.
     Основными направлениями  повышения  эффективности системы уп-
равления гражданской обороны являются:
     - совершенствование  системы  планирования  мероприятий граж-
данской обороны до городского района и объекта включительно;
     - разработка  и реализация комплекта организационно-техничес-
ких решений по повышению устойчивости системы управления гражданс-
кой обороны (живучести пунктов управления,  комплексов средств ав-
томатизации и передачи данных и т.п.);
     - обеспечение бронирования руководящих работников гражданской
обороны,  пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской  Федера-
ции, за органами управления и формирования ГО;
     - инвентаризация состояния запасных пунктов управления и раз-
работка типовых технических решений по их модернизации;
     - создание страхового фонда документации на  наиболее  важные
городские объекты, оснащение органов управления гражданской оборо-
ны техническими средствами работы с  микрографическими  носителями
информации;
     - создание запасных пунктов управления в городских районах  и
ведомствах Правительства Москвы;
     - разработка и внедрение во всех уровнях управления программ-
ных  комплексов информационной поддержки решений начальников граж-
данской обороны;
     - создание  корпоративной цифровой системы связи Главного уп-
равления ГОЧС г.  Москвы на базе волоконно-оптической  сети  "Ком-
кор";
     - оснащение мобильного пункта управления гражданской  обороны
средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам
связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
     - создание Единой системы связи города Москвы на военное вре-
мя;
     - создание  мобильных  систем связи органов управления города
Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мир-
ного и военного времени;
     - замена устаревших средств связи,  используемых в формирова-
ния ГО,  а также находящихся на складах длительного  хранения,  на
современные средства связи военного и общего применения.

           Формирование эффективной системы мониторинга
               за  обстановкой на территории города
      (радиационной, химической, биологической, инженерной,
                  пожарной, гидродинамической)

     На современном  этапе назрела необходимость более тесного ор-
ганизационного и функционального объединения всех сил и средств  в
систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстанов-
ки на всей территории Москвы.
     Основными направлениями формирования и развития системы мони-
торинга являются:
     - инвентаризация всех организаций,  расположенных на террито-
рии Москвы (вне зависимости от форм собственности и  ведомственной
принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
     - разработка и принятие пакета нормативных правовых  докумен-
тов,  определяющих  порядок формирования и функционирования (в том
числе и финансовое обеспечение) городской  системы  мониторинга  в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
     - развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС
как центрального звена городской системы мониторинга;
     - совершенствование методов и технических средств мониторинга
за радиационной,  химической, биологической, инженерной, пожарной,
гидродинамической обстановкой,  в том числе  степени  зараженности
(загрязнения)  продовольствия и объектов окружающей среды радиоак-
тивными, химическими и биологическими веществами;
     - разработка  и программное обеспечение методов прогноза раз-
вития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г.  Моск-
вы;
     - расширение первичной сети мониторинга до уровня,  необходи-
мого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.

          Повышение уровня готовности городских объектов
         к  устойчивому функционированию в военное время

     Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достиже-
нии  необходимого  уровня  устойчивости  функционирования наиболее
важных объектов города в военное время, то есть в максимально воз-
можном  обеспечении  потребностей города за счет производства про-
дукции в заданных номенклатуре и объемах.  Это достигается  забла-
говременным проведением комплекса организационных, экономических и
технических мероприятий, направленных:
     - на  снижение  возможных  потерь и разрушений от современных
средств поражения,  в том числе за счет использования средств мас-
кировки;
     - повышение  надежности ресурсного обеспечения городских объ-
ектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
     - создание условий для восстановления  производственных  мощ-
ностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспече-
ния в минимальные сроки.
     Перечни объектов,  продолжающих деятельность в военное время,
определяются  Правительством Российской Федерации и Правительством
Москвы.
    Основными направлениями подготовки городских объектов к устой-
чивому функционированию в военное время являются:
     - разработка и утверждение перечня городских  объектов,  про-
должающих деятельность в военное время;
     - разработка и принятие нормативного документа, регламентиру-
ющего  требования  по  повышению устойчивости функционирования го-
родских объектов с учетом особенностей г. Москвы;
     - разработка  и принятие городских нормативных правовых доку-
ментов по проектированию и  реализации  организационно-технических
мероприятий,  направленных на устойчивое функционирование объектов
промышленности и систем жизнеобеспечения;
     - проведение  научно-исследовательских и опытно-конструкторс-
ких работ по отработке современных способов снижения демаскирующих
признаков  городских  объектов  и  их внедрение на наиболее важных
объектах;
     - инвентаризация возможностей предприятий строительного комп-
лекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
     - развертывание работ по созданию страхового фонда документа-
ции для проведения восстановительных работ на наиболее важных объ-
ектах;
     - уточнение Генерального плана развития г. Москвы, градостро-
ительных  планов  городских территорий,  инвестиционных программ в
части реализации требований по обеспечению устойчивого  функциони-
рования экономики города в военное время;
     - разработка  основных  направлений  перспективного  развития
московского региона в целях максимального использования возможнос-
тей автономного функционирования в военное время;
     - организация  контроля состояния готовности городских объек-
тов к устойчивому функционированию в военное время путем  создания
специализированных комиссий при территориальных,  функциональных и
отраслевых органах городской администрации.
               Создание системы защиты материальных
                      и культурных ценностей

     Защита материальных и культурных ценностей является новой за-
дачей, которая впервые определена Федеральным законом "О гражданс-
кой обороне".
     Основными способами защиты являются  укрытие  материальных  и
культурных  ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безо-
пасные районы.  Осуществляется силами ведомств и организаций, рас-
поряжающихся этими ценностями. Подготовку к эвакуации проводят ор-
ганы местного самоуправления.
     Основными направлениями  создания системы защиты материальных
и культурных ценностей являются:
     - разработка критериев и формирование перечней материальных и
культурных ценностей,  находящихся в ведении московской  городской
администрации и подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской
обороны;
     - определение  и  согласование  мест  специального  хранения,
маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации  материаль-
ных и культурных ценностей;
     - разработка рекомендаций по планированию мер защиты  матери-
альных  и  культурных  ценностей в ведомственных и территориальных
звеньях московской городской администрации;
 - создание запасов специальной тары и упаковки  для  закладки  на
хранение  материальных  и  культурных ценностей и их эвакуации;
     - подготовка мест и районов эвакуации материальных и культур-
ных ценностей;
     - наращивание сети специальных хранилищ;
     - подготовка специализированных транспортных средств для эва-
куации материальных и культурных ценностей.

      Повышение готовности к решению задач восстановления и
  поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых
             действий, и срочному захоронению трупов

     Федеральным законом "О гражданской обороне" задачи восстанов-
ления  и поддержания порядка в пострадавших районах были дополнены
новыми задачами срочного захоронения трупов в случае массовой  ги-
бели  людей.Возложение  дополнительных задач требует решения комп-
лекса организационно-технических вопросов.
     Основными направлениями деятельности в этой области являются:
     - создание  группировки  сил  по восстановлению и поддержанию
общественного порядка;
     - формирование  в  рамках службы охраны общественного порядка
подразделений по учету потерь населения;
     - создание  на базе специализированных организаций Ритуальной
службы гражданской обороны;
     - определение  мест  временного размещения погибших,  а также
территорий для захоронения;
     - инвентаризация и закрепление за подразделениями  Ритуальной
службы гражданской обороны специальной техники для перевозки и за-
хоронения погибших;
     - создание  запасов средств индивидуальной защиты для сил ох-
раны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
     - разработка инструкторско-методических документов, определя-
ющих порядок идентификации  погибших,  и  способы  их  захоронения
(кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
     - создание запасов специальных средств для массового  захоро-
нения погибших;
     - разработка и совершенствование специальной одежды для рабо-
ты с погибшими;
     - разработка и согласование с федеральными органами,  посоль-
ствами,  представительствами зон ответственности по восстановлению
и поддержанию порядка.

          3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению граж-
данской обороны возможна лишь при условии  разработки  действенной
системы финансового обеспечения.
     Мероприятия по гражданской обороне г. Москвы финансируются:
     - за счет средств федерального бюджета;
     - за счет средств бюджета г. Москвы и ее органов местного са-
моуправления;
     - организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет
собственных средств путем отнесения указанных расходов на себесто-
имость продукции (работ,  услуг).
     Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления и организациями независимо от форм  собственности  (далее  -
организации) на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне при включении этих мероприятий в  состав  государственного
оборонного заказа возмещаются за счет средств,  предусмотренных на
эти цели в федеральном бюджете.
     Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ-
ления  и  организациями  на подготовку и проведение мероприятий по
гражданской обороне,  осуществляемых по заказу федеральных органов
исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с
условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотрен-
ных  на  эти  цели  средств  федерального  бюджета  и внебюджетных
средств.
     За счет средств бюджета г.  Москвы и органов местного самоуп-
равления финансируются следующие расходы на подготовку и  проведе-
ние мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые этими орга-
нами в соответствии с их полномочиями:
     - реализация планов гражданской обороны и планов основных ме-
роприятий города (административных округов,  городских районов) по
вопросам гражданской обороны,  предупреждения и ликвидации чрезвы-
чайных ситуаций;
     - поддержание  в  постоянной  готовности  органов  управления
гражданской обороны и сил гражданской обороны;
     - создание страхового фонда документации на объекты  повышен-
ного  риска,  объекты  систем жизнеобеспечения и объекты массового
пребывания людей;
     - подготовку  формирований гражданской обороны и обучение на-
селения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во-
енных действий или вследствие этих действий;
     - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности  к
использованию технических систем управления гражданской обороной и
объектов гражданской обороны;
     - проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их разме-
щению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для
первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
     - проведение  мероприятий по поддержанию устойчивого функцио-
нирования организаций в военное время;
     - создание  и  содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических,  продовольственных,  медицинских  и  иных
средств;
     - содержание гражданского персонала  органов,  осуществляющих
управление гражданской обороной;
     - обеспечение индивидуальными средствами  защиты  структурных
подразделений Правительства Москвы.
     За счет средств организаций финансируются  следующие  расходы
на  подготовку  и  проведение  мероприятий по гражданской обороне,
осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями:
     - разработку и реализацию планов гражданской обороны и планов
основных мероприятий организаций по вопросам гражданской  обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     - создание формирований гражданской обороны и поддержание  их
в постоянной готовности;
     - проведение мероприятий по  поддержанию  своего  устойчивого
функционирования в военное время;
     - осуществление обучения своих работников способам защиты  от
опасностей,  возникающих  при ведении военных действий или вследс-
твие этих действий;
     - создание  и поддержание в состоянии постоянной готовности к
использованию локальных систем оповещения;
     - создание  и  содержание в целях гражданской обороны запасов
материально-технических,  продовольственных,  медицинских  и  иных
средств;
     - подготовка документов для формирования страхового фонда до-
кументации.
     Основными направлениями совершенствования финансового обеспе-
чения гражданской обороны являются:
     - выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города
Москвы для каждого ведомства и префектур административных  округов
статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
     - разработка и принятие нормативно-правовых документов,  рег-
ламентирующих единый городской порядок планирования и финансирова-
ния мероприятий гражданской обороны на  ведомственной,  территори-
альном и объектовом уровнях;
     - выделение в бюджетах городских районов статьи на финансиро-
вание мероприятий гражданской обороны;
     - разработка инструктивных документов по правилам учета в се-
бестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприя-
тий гражданской обороны;
     - разработка  и согласование с федеральными органами исполни-
тельной власти порядка выделения субвенций  на  обеспечение  граж-
данской обороны города Москвы как столицы Российского государства.

           4. НАУЧНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ
                       ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

     Прошедшие за  последние  два  десятилетия  коренные изменения
экономических и политических основ Российского государства,  приб-
лижение  государственных  границ  к  Московскому региону в связи с
распадом СССР,  развитие современных способов,  методов и  средств
ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполи-
са обусловливают необходимость  научного  обеспечения  мероприятий
гражданской
обороны.
     Основными направлениями  развития научного обеспечения подго-
товки и ведения гражданской обороны являются:
     - разработка  и обоснование базовых сценариев возможных масш-
табов поражения населения и объектов города в случае военных дейс-
твий различного характера и масштаба;
     - разработка совместно с  федеральными  органами  методологии
проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современ-
ной инфраструктуры городов и загородной базы;
     - совершенствование  системы  мобилизационного  развертывания
сил и средств ГО,  увязка мобилизационных мероприятий органов  ис-
полнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обо-
роны;
     - разработка  методологии  категорирования территорий города,
оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы;
     - разработка  основ  выбора  и оптимизации способов и средств
сохранения объектов экономики,  существенно необходимых для устой-
чивого  функционирования экономики и выживания населения в военное
время;
     - разработка, создание и совершенствование системы мониторин-
га и прогнозирования состояния обстановки в г.  Москве  в  военное
время;
     - развитие  и совершенствование учебно-методической базы под-
готовки по гражданской обороне на основе использования современных
форм, методов и технических средств обучения;
     - создание эффективной технологии ведения аварийно-спасатель-
ных  и  других неотложных работ в условиях плотной городской заст-
ройки;
     - разработка эффективных способов и средств защиты городского
населения;
     - совершенствование  системы  управления гражданской обороной
на основе эффективного использования городских информационных  ре-
сурсов.

          5. РЕАЛИЗАЦИЯ  КОНЦЕПЦИИ  РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ
                      ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ

     Концепция развития гражданской обороны г.  Москвы реализуется
федеральными органами исполнительной власти,  функциональными, от-
раслевыми  и  территориальными органами Московской городской адми-
нистрации,  органами местного самоуправления, администрацией орга-
низаций путем:
     - ежегодного планирования в федеральном и городском  бюджете,
сметах  расходов  организаций средств на осуществление мероприятий
по гражданской обороне;
     - разработки и осуществления федеральных и региональных целе-
вых программ в области гражданской  обороны,  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - планирования мероприятий по защите населения в рамках госу-
дарственного  оборонного заказа,  мобилизационных планов экономики
Российской Федерации и г.  Москвы,  оперативных планов гражданской
обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обо-
роны,  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разраба-
тываемых  на  федеральном,  территориальном,  местном и объектовом
уровнях;
     - разработки новых и уточнения действующих нормативных право-
вых актов по вопросам совершенствования способов и средств  защиты
от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
     - разработки совместно с  администрацией  Московской  области
комплексного плана развития Московского региона с учетом необходи-
мых и достаточных мероприятий гражданской обороны (вопросы  устой-
чивости, лечебно-эвакуационные и др.).
     Реализация городской политики в области  гражданской  обороны
осуществляется через службы гражданской обороны.  Службы создаются
для решения наиболее важных задач гражданской обороны и формируют-
ся на базе одного или нескольких городских ведомств и организаций.
     При необходимости  ведомства (городские организации) проводят
соответствующее уточнение и корректировку своих положений и  уста-
вов. Экспертиза полноты и достаточности внесенных изменений прово-
дится Главным управлением ГОЧС г. Москвы.
     Реализация Концепции гражданской обороны в области защиты на-
селения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно,
исходя из социально-экономических условий государства и г. Москвы,
а также приоритетности этих мероприятий.
     Первоочередными из них являются:
     - на первом этапе - создание нормативной правовой базы в  об-
ласти  защиты населения страны с учетом новых условий и требований
к ней,  сохранение и поддержание в  готовности  имеющихся  средств
коллективной  и  индивидуальной защиты,  накопление средств защиты
для персонала потенциально опасных объектов  экономики  и  личного
состава гражданских организаций гражданской обороны, создание (ре-
конструкция) систем оповещения населения;
     - на  втором этапе - накопление средств защиты для остального
населения столицы;  создание на городском,  окружном,  районном  и
объектовых  уровнях запасов материально-технических,  продовольст-
венных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спаса-
тельных  и  других  неотложных работ,  первоочередного обеспечения
пострадавшего населения.
     Реализация заблаговременных  мероприятий  гражданской обороны
осуществляется в рамках планов развития ведомств (городских  орга-
низаций),  а  также  в ходе выполнения городских целевых программ.
Экспертиза ведомственных планов и  городских  целевых  программ  в
части  реализации  в  них заблаговременных мероприятий гражданской
обороны обеспечивается Главным управлением ГОЧС г.
Москвы.
     Наиболее масштабные вопросы решаются в рамках городской целе-
вой программы "Развитие гражданской обороны г. Москвы".
     Результаты выполнения заблаговременных мероприятий  гражданс-
кой обороны отражаются в виде специального раздела в годовых отче-
тах префектов административных округов и ведомств,  а также в док-
ладах  Главного управления ГОЧС г.  Москвы,  представляемых Прави-
тельству Москвы.


                              Верно:
 

Связанные документы (1)

Постановление Правительства Москвы № 34-ПП от 27 января 2004 года
О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 года N 330-ПП