Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 330-ПП от 7 мая 2002 года
О Концепции развития гражданской обороны города Москвы
Целенаправленная деятельность городской администрации в об- ласти обеспечения защиты населения и территорий города от угроз военного характера позволила в последние годы укрепить систему гражданской обороны города Москвы. На базе отраслевых и функциональных звеньев городской адми- нистрацией сформированы службы гражданской обороны. В организаци- ях, органах местного самоуправления активизировалась работа по созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководи- телей в области гражданской обороны. Совершенствуется система свя- зи и оповещения гражданской обороны, реализуется единая городская политика в области строительства и поддержания в готовности защит- ных сооружений гражданской обороны. Однако сохраняющаяся опасность вооруженных конфликтов и рез- кая активизация международного терроризма, постоянное совершенс- твование современного оружия, изменение стратегии и тактики веде- ния вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совер- шенствования системы гражданской обороны города Москвы. В целях реализации требований Федерального закона от 12 фев- раля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопа- сности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в об- ласти обеспечения безопасности населения и городской инфраструкту- ры от угроз военного характера, а также реализации выводов комис- сии Совета безопасности Российской Федерации по результатам про- верки федеральных органов исполнительной власти, органов исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию развития гражданской обороны города Москвы (далее Концепция), согласно приложению. 2. Префектам административных округов, главам районных Управ (начальникам гражданской обороны административных округов и райо- нов), руководителям департаментов, комитетов, управлений Прави- тельства Москвы, городских организаций: 2.1. При формировании перспективных планов развития подве- домственных организаций учитывать положения настоящей Концепции. 2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий Кон- цепции отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обо- роны. 2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обо- роне предусматривать отработку практических мероприятий по перево- ду с мирного на военное положение, приведению в готовность органов управления, системы связи и оповещения, средств индивидуальной и коллективной защиты населения. 3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвы- чайным ситуациям города Москвы: 3.1. До конца 2002 года разработать и представить в установ- ленном порядке на утверждение Правительства Москвы программу раз- вития гражданской обороны города Москвы на 2004-2006 гг. 3.2. В IV квартале 2002 года в рамках Комплексной программы "Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материаль- но-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и представить их на утверждение Правительства Москвы. 3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение о разработке нормативных документов по инженерно-техническим и другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей сов- ременных средств и методов ведения военных действий. 3.4. В 2003 году разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы концепцию проекта закона города Москвы о по- рядке финансирования органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций независимо от их ор- ганизационно-правовых форм при подготовке и проведении мероприятий по гражданской обороне. 3.5. В IV квартале 2002 года внести предложение для рассмот- рения на заседании Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выде- лении загородных зон на территории Московской области для рассре- доточения органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и размещения населения, эва- куируемого из города Москвы. 4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор- мации Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой информа- ции целей и задач гражданской обороны города Москвы, в издании и распространении методических материалов по вопросам гражданской обороны. 5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предус- матривать финансирование научно-исследовательских и опытно-конс- трукторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безо- пасность населения" Городской программы развития науки и техноло- гий в интересах города Москвы на 2002-2004 гг. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе- нова П.Н. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе 2003 года. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение отредактированно и подготовлено к выпуску исполни- телем - начальником отдела мероприятий гражданской обороны Главно- го управления ГОЧС г.Москвы Еньковым С.В. (тел. 229-54-87).Испол- нитель отвечает за соответствие электронной и бумажной копий. . Приложение к постановлению Правительства Москвы от 7 мая 2002 года N 330-ПП КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ Москва 2002 г. . СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...................................................4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................................5 Роль и место гражданской обороны в современных условиях....5 Основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны города Москвы ..........................................6 Состояние гражданской обороны города Москвы................11 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ...................................................13 Повышение эффективности системы обучения населения, подго- товки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны...14 Совершенствование системы оповещения гражданской оборо- ны..............................................................15 Совершенствование эвакуационных мероприятий................16 Совершенствование инженерной защиты населения..............17 Совершенствование противопожарной защиты...................18 Повышение эффективности радиационной, химической и биологи- ческой защиты...................................................18 Совершенствование медицинской защиты.......................19 Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению на- селения, пострадавшего при ведении военных действий или вследст- вие этих действий...............................................20 Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и дру- гих неотложных работ............................................21 Совершенствование систем управления и связи гражданской обороны.........................................................22 Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой на территории города (радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической)........................23 Повышение уровня готовности городских объектов к устойчиво- му функционированию в военное время.............................24 Создание системы защиты материальных и культурных ценнос- тей.............................................................26 Повышение готовности к решению задач восстановления и под- держания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий срочному захоронению трупов............................26 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ..............27 4. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.........................................................30 5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ...................................................31 ВВЕДЕНИЕ Концепция развития гражданской обороны г. Москвы (далее Кон- цепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы гражданской обороны города в условиях возможных современных войн. Она является основой для: - формирования и проведения единой политики городской адми- нистрации, экономических и социальных структур, населения в облас- ти обеспечения готовности гражданской обороны города; - разработки и реализации программ развития и совершенствова- ния гражданской обороны г. Москвы; - увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилиза- ционными планами экономики органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подго- товки экономики г. Москвы; - совершенствования и дальнейшего развития городской норма- тивной правовой базы в области гражданской обороны. Концепция разработана на период до 2010 года на основе прог- ноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века, вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния граж- ческой города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны. Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопас- ности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв войны, постановления Правительства Российской Федерации и Прави- тельства Москвы в области гражданской обороны. В Концепции отражены правовые и организационные основы систе- мы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности по- литики в области гражданской обороны, основные направления ее раз- вития и совершенствования, порядок реализации Концепции. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Роль и место гражданской обороны в современных условиях Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выжи- вания населения, живучести экономики и устойчивости государствен- ного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы. В связи с этим гражданская оборона как система общегосударс- твенных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представля- ет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства. Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение уг- розы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об унич- тожении химического оружия, потенциально-военная опасность для Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и террито- риальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны националистического и религиозного экстремизма, которые мо- гут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным тер- рористическим акциям. В последнее время возрастает опасность втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны. Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века будут являться: -массированное применение высокоточного оружия, средств ради- оэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах; - ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно- космического нападения; - поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры; - широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения; - постоянная угроза расширения масштабов конфликта и примене- ния оружия массового поражения. Москва является столицей Российского государства, крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром. В условиях военных действий наиболее вероятными формами воо- руженной борьбы в Москве могут стать: - террористические и диверсионные акты на объектах повышенно- го риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения; - воздействие космического психотропного оружия на население; - точечные избирательные удары по органам управления и стра- тегически важным объектам; - радиоэлектронное подавление систем управления; - локальное применение нейтронного оружия. В тоже время полностью нельзя исключать масштабного примене- ния по Москве современных средств поражения. В результате военных действий на территории г. Москвы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности. Учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, гражданская оборона г. Москвы в начале ХХI века должна стать: - оперативно-мобильной при развертывании для действий в воен- ное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; - рационально-экономной в части финансовых и материальных затрат на подготовку и реализацию мероприятий. Основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны города Москвы. Выполнение задач гражданской обороны является обязательной функцией всех органов исполнительной власти г. Москвы и организа- ций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собс- твенности, а также обязанностью каждого жителя города. Организация, подготовка и ведение гражданской обороны города Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми ак- тами Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, а также директивами первого заместителя начальника граж- данской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федера- ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви- дации последствий стихийных бедствий и распорядительными докумен- тами начальника гражданской обороны г. Москвы. В войсках, воинских формированиях и организациях, отнесенных к объектам местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями. Гражданская оборона г. Москвы организуется по территориаль- нопроизводственному принципу. Руководство гражданской обороной в городе осуществляет Мэр Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы. Руководство гражданской обороной в административных округах осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ, в функциональных и отраслевых органах московской городской адми- нистрации, в организациях независимо от их организационно-правовых форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками граж- данской обороны. Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предос- тавленных им в соответствии с законодательством Российской Федера- ции и г.Москвы, несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в подведомственных организациях и на подве- домственной территории. Начальники гражданской обороны осуществляют руководство граж- данской обороной через органы управления, специально уполномочен- ные на решение задач в области гражданской обороны: Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычай- ным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС); - управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным си- туациям административных округов (далее - УГОЧС); - отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци- ям районов города; - штабы (отделы, секторы, работники) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, не- зависимо от их организационно-правовых форм. Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне создаются городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обо- роны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соот- ветствующими начальниками гражданской обороны. Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в
очагах массового поражения создаются силы и средства гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны входят: - соединения и части войск гражданской обороны; - гражданские организации гражданской обороны (далее - форми- рования ГО). Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Фе- дерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ре- шения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формиро- вания привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Состав и оснащение формирований ГО определяются Правительст- вом Российской Федерации и Правительством Москвы. Силы гражданской обороны создаются в мирное время. Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обо- роны является непременным условием эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой к решению следующих задач: - обеспечению оперативного развертывания органов управления, сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного времени; - проведению эвакуации населения в угрожаемый период и в во- енное время; - выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - оповещению населения города Москвы о воздушно-космическом нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях; - укрытию населения города в защитных сооружениях, в том чис- ле на станциях метрополитена; - организации взаимодействия между всеми организациями и предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской обороны; - создание запасов материально-технических средств для обес- печения мероприятий гражданской обороны; Подготовка гражданской обороны включает: - разработку планов гражданской обороны; - обучение населения способам защиты от опасностей, возникаю- щих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - обучение руководящего состава действиям по организации ме- роприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в ус- ловиях военного времени; - создание и поддержание в постоянной готовности системы опо- вещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - подготовку эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; - участие в создании и оснащении пунктов управления органов исполнительной власти; - формирование страхового фонда документации на объекты повы- шенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения и массо- вого пребывания людей; - создание в мирное время фонда убежищ для защиты населения города, а также накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ); - сохранение убежищ и поддержание их в постоянной готовности к использованию по прямому назначению; - приспособление метрополитена для защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре- мени; - подготовку мероприятий по световой и другим видам маскиров- ки; - создание и подготовку необходимых сил и средств для прове- дения аварийно-спасательных и других неотложных работ; - разработку и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования в военное время наиболее значимых городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспече- ния населения; - создание необходимых условий для первоочередного обеспече- ния населения, пострадавшего при ведении военных действий или вс- ледствие этих действий; - подготовку системы управления гражданской обороны на воен- ное время. Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в городе Москве. Перевод гражданской обороны на военное положение производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планы гражданской обороны г. Москвы вводятся в действие на- чальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке. Ведение гражданской обороны включает: - приведение в готовность систем и органов управления граж- данской обороны; - реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; - проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении воен- ных действий или вследствие этих действий; - организацию и проведение аварийно-спасательных и других не- отложных работ (далее - АСДНР); - первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий; - обеспечение действий сил гражданской обороны. Руководство силами и средствами гражданской обороны начальни- ки гражданской обороны осуществляют с пунктов управления. Гражданская оборона г.Москвы в условиях военного времени должна обеспечить: - оповещение о нападении и укрытие населения в защитных соо- ружениях; - обеспечение населения средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами; - массовое обучение всего населения способам защиты от опас- ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; - отселение населения из зон боевых действий и опасных райо- нов; - общую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из го- рода в случае применения оружия массового поражения; - частичную эвакуацию населения и персонала предприятий при угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами; - эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные ра- йоны и (или) укрытие их в специальных хранилищах; - проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в во- енное время; - постоянную готовность сил и средств для ликвидации последс- твий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим; - ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на территории города; - поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении во- енных действий или вследствие этих действий; - срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения го- рода; - захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновения эпидемий; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; - устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны. Состояние гражданской обороны города Москвы В настоящее время состояние гражданской обороны г. Москвы не в полной мере отвечает современным требованиям. Существующая система связи гражданской обороны г. Москвы ба- зируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях во- енного времени. Предназначенная на особый период корпоративная сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958г на базе АТС-47, морально и физически устарела. Предприняты только первые шаги по переводу на современные виды связи - поставлена цифровая АТС в ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети пункты управления ГО г. Москвы. Действующая система оповещения населения не отвечает требова- ниям и требует коренной перестройки по следующим причинам: - аппаратура П-164, используемая в системе электросиренного оповещения, морально и физически устарела, обладает низкой устой- чивостью к помехам, создаваемым оргтехникой и АОНами, не приспо- соблена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС к 2005 г.; - организационно-технические решения по оповещению населения через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппара- тура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не поз- воляет задействовать для этих целей все программы теле- и радиове- щания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собствен- ности; - отсутствуют локальные системы оповещения населения вокруг потенциально опасных объектов. Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребнос- тям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой заст- ройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жиз- необеспечения, в результате часть из них не готовы к приему укрываемых. Снизился запас средств индивидуальной защиты и прибо- ров дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финан- сирования для их пополнения до установленных норм. Низка готов- ность формирований ГО. Требует совершенствования система управле- ния гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедря- ются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в во- енное время объектов и предприятий, существенно необходимых для обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания населе- ния. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения но- вых задач гражданской обороны, возложенных Федеральным законом "О гражданской обороне" (проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пост- радавшего при ведении военных действий или вследствие этих дейс- твий; срочное захоронение трупов в военное время и др.). К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относят- ся: - противоречие между устаревшими взглядами и подходами к ре- шению задач гражданской обороны и сложившимися новыми реальными условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и сис- тем оружия, изменившееся военно-экономические возможности, измене- ние "статуса" ряда областей, куда планировалась эвакуация населе- ния г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, сниже- ние роли административных методов управления и др.); - разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупно- масштабных боевых действий, в том числе с применением оружия мас- сового поражения; - недостаточная готовность гражданской обороны к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени; - формализм при планировании и выполнении ряда мероприятий гражданской обороны; - снижение уровня участия населения города в мероприятиях гражданской обороны, появление у общественности элементов благоду- шия, скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности ме- роприятий ГО. Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию своего развития, когда требуется коренным образом переосмысливать принципы, формы и методы ее деятельности, сформировать новые под- ходы к планированию и реализации ее мероприятий. 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ Приоритетные направления развития гражданской обороны города Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в области гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следую- щими особенностями: - усиление роли государства и города в области планирования и проведения мероприятий гражданской обороны; - усиление роли экономических факторов и стимулов при выпол- нении мероприятий гражданской обороны; -расширение функций гражданской обороны в гуманитарной облас- ти деятельности общества; -дальнейшее развитие Московской городской системы предупреж- дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для со- вершенствования и укрепления гражданской обороны. Повышение эффективности системы обучения населения, подготов- ки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны Обучение населения, подготовка руководящего состава и специа- листов органов управления, кадрового состава формирований ГО осу- ществляется и проводится в рамках Единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Академии гражданской защиты МЧС России, в учреждениях образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалифика- ции и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методичес- ких центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства. При подготовке руководящего состава и специалистов органов управления, руководителей и личного состава формирований использу- ются все существующие формы и методы подготовки, при этом приори- тетным направлением является практическая подготовка в ходе прове- дения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных уче- ний с формированиями. Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ в области безопасности жизнедеятельности. Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного обеспечения с помощью средств массовой информации, увеличения ти- ражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и предоставления возможности получения исчерпывающей информации по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного време- ни через консультационные пункты. Основными направлениями развития системы подготовки по граж- данской обороне являются: - разработка и реализация комплексных целевых программ по подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны; - разработка и принятие нормативных правовых документов, оп- ределяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы в области гражданской обороны; - разработка комплекса мер по повышению эффективности прове- дения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных уче- ний с формированиями ГО; - создание новой и совершенствование существующей учебно-ма- териальной базы гражданской обороны; - разработка и внедрение новых учебных программ подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны с учетом региональной специфики г. Москвы; - внедрение в систему подготовки современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; - возобновление практики проведения игр типа "Зарница", орга- низация специализированных летних лагерей подростков "Юный спаса- тель", создание кадетских корпусов и т.п.; - создание в Москве системы учебно-консультационных пунктов по ГОЧС; - разработка и выпуск современной учебно-методической и попу- лярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизне- деятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - создание и развитие общественных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде зна- ний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; - организация теле- и радиопередач, в том числе и развлека- тельного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрез- вычайных ситуаций мирного и военного времени; - создание полигона для практической отработки технологий ве- дения АСДНР; - создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для теоретического усвоения методов современных спасательных техноло- гий. Совершенствование системы оповещения гражданской обороны Основными направлениями совершенствования систем оповещения являются: - создание центральной станции оповещения; - реконструкция системы электросиренного оповещения населе- ния; - создание автоматизированного рабочего места Оперативного дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов; - разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том числе по каналам кабельного телевидения; - создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с систе- мами управления территориальными органами управления гражданской обороны; - реконструкция системы оповещения населения, работающая по каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звуко- фикации; - создание системы оповещения населения по каналам систем со- товой радиосвязи общего пользования; - внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповеще- ния населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой. Совершенствование эвакуационных мероприятий
В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация насе- ления из опасных районов остается действенным способом защиты. Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий требует существенной переработки с учетом как внешних факторов, так и особенностей столичного мегаполиса. К внешним факторам относятся: - сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за придания ряду соседних областей статуса приграничных; - переход от административных методов управления к экономи- ческим; - создание в экономике новых организационно-правовых структур с резким сокращением доли государственных предприятий; - отсутствием на федеральном уровне нормативных правовых до- кументов, регламентирующих порядок финансирования и проведения заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации. Особенностями столичного мегаполиса, оказывающими влияние на организацию и проведение эвакуации, являются: - отсутствие собственной загородной зоны; - изменение административно-территориального деления города (введение 3-уровневой системы "город - административный округ - городской район") и системы управления городским хозяйством; - большое количество объектов федерального подчинения, акцио- нированных предприятий, в том числе с участием иностранного капи- тала; - большое количество посольств, представительств зарубежных стран и организаций; - значительные объемы материальных и финансовых средств, культурных ценностей, подлежащих эвакуации; - большое количество временно проживающих (временных рабочих, командированных) и транзитных пассажиров. Основными направлениями совершенствования эвакуационных ме- роприятий являются: - разработка и принятие пакета нормативных правовых и методи- ческих документов, регламентирующих отношения (в том числе и фи- нансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российс- кой Федерации, принимающих эвакуируемых из Москвы; - переработка планирующих документов по эвакуации населения и материальных ценностей на уровне города, административного округа, городского района с учетом реальных возможностей принимающих об- ластей. Совершенствование инженерной защиты населения Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий явля- ется накопление фонда защитных сооружений для наибольших работаю- щих смен организаций, продолжающих свою деятельность в период мо- билизации и военное время (перечень организаций определяется Пра- вительством Российской Федерации); работников работающих смен де- журного персонала объектов систем жизнеобеспечения; нетранспорта- бельных больных и обслуживающего их медперсонала; трудоспособного населения. Для остального населения проводятся мероприятия по приспособ- лению заглубленных помещений, подземных переходов, метрополитена и других объектов подземного пространства города. Основными направлениями совершенствования инженерной защиты являются: - организация регулярного мониторинга состояния защитных соо- ружений (в том числе переданных в аренду), их ремонт и переобору- дование в соответствии с современными требованиями; - переработка градостроительных норм с учетом новых требова- ний гражданской обороны и особенностей города; - принятие пакета нормативных правовых документов, определяю- щих городскую политику в области освоения и использования объектов подземного пространства; - организация строительства защитных сооружений на объектах и в жилой застройке города для трудоспособного населения; - организация разработки современных средств жизнеобеспечения защитных сооружений; - организация разработки типовых проектов зданий со встроен- ными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период; - планирование размещения и строительства в военное время быстровозводимых убежищ (БВУ). Совершенствование противопожарной защиты Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении воен- ных действий или вследствие этих действий, являются одной из ос- новных задач гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечи- вается за счет заблаговременного проведения комплекса организаци- онно-технических мероприятий противопожарной защиты. Основными направлениями совершенствования противопожарной за- щиты являются: - совершенствование технического обеспечения сил противопо- жарной защиты с учетом специфики работы в условиях крупного мега- полиса и в зданиях повышенной этажности; - создание и поддержание в постоянной готовности объектовых сил противопожарной защиты; - повышение эффективности надзора за реализацией мер противо- пожарной безопасности при формировании градостроительной политики в г. Москве; - внедрение при новом строительстве, реконструкции зданий и сооружений в г. Москве строительных материалов с повышенной проти- вопожарной устойчивостью; - совершенствование системы подготовки профессиональных, объ- ектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом специ- фики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ; - организация регулярного мониторинга состояния мероприятий противопожарной безопасности на объектах г. Москвы и в селитебной зоне. Повышение эффективности радиационной, химической и биологической защиты Наличие в городе большого количества объектов, использующих в производственной деятельности опасные вещества, неснижающиеся уг- розы террористических актов, а также события в Югославии, где в ходе военных действий активно применялись боезаряды с радиоактив- ными веществами, требуют повышенного внимания к вопросам радиаци- онной, химической и биологической защиты. Основными направлениями по ее совершенствованию являются: - развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одно- го из элементов системы мониторинга; - паспортизация радиационно, химически и биологически опасных объектов с учетом возможного их поражения в результате военных действий и террористических актов; - создание системы контроля и оповещения на опасных объектах; - подготовка типовых проектных решений по приспособлению го- родских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных ра- бот; - инвентаризация объектов, приспосабливаемых для санитарной обработки, дезактивации и дегазации; - доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуаль- ной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной обработки. Совершенствование медицинской защиты Медицинская защита включает комплекс организационных,лечебно- профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологи- ческих мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий гражданской обороны и является важным звеном в системе защиты на- селения. Основными направлениями совершенствования системы медицинской защиты являются: - разработка принципов организации и проведения медицинской защиты с учетом особенностей столичного мегаполиса; - разработка правовой основы объединения сил и средств здра- воохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидеми- ческого профиля, аптечных предприятий вне зависимости от их ве- домственной принадлежности и форм собственности на территории Москвы, для единого управления при решении задач медицинской защи- ты; - подготовка распорядительных документов о создании на объек- тах экономики санитарных дружин и оснащении их необходимым иму- ществом; - совершенствование и поддержание в готовности системы наблю- дения и лабораторного контроля (СНЛК); - оснащение автобусного парка приспособлениями для монтажа типового санитарного оборудования; - разработка организационно-штатной структуры и табеля осна- щения мобильного медицинского формирования взамен отряда первой медицинской помощи (ОПМ); - разработка и принятие комплекса нормативно-методических до- кументов, регламентирующих порядок проведения в военное время ме- роприятий по массовой иммунизации населения и экстренной йодной профилактике, массовому забору крови у доноров; - создание необходимых резервов средств медицинских средств индивидуальной защиты. Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, является многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области граж- данской обороны, требующей привлечения для своего решения значи- тельных сил и средств, участия различных специализированных орга- низаций, заблаговременного планирования и отработки системы управ- ления данным процессом на военное время. Основными направлениями работы по обеспечению готовности к первоочередному обеспечению пострадавшего населения являются: - разработка и принятие нормативных правовых документов, оп- ределяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобес- печения пострадавшего населения, в том числе неснижаемых объемов средств первоочередного жизнеобеспечения; - формирование перечня городских объектов первоочередного жизнеобеспечения населения и их паспортизация; - разработка генеральной схемы размещения объектов первооче- редного жизнеобеспечения населения на территории города, организа- ция государственного надзора за ее реализацией; - разработка проектных решений по реконструкции существующих городских объектов, приспосабливаемых для решения задач первооче- редного жизнеобеспечения; - создание запасов средств первичного жизнеобеспечения насе- ления; - проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольст- вия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспече- нию своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и ра- диоактивного загрязнения. Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ Эффективность гражданской обороны во многом определяется сте- пенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах пораже- ния, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Основными направлениями работы по повышению готовности к ве- дению АСДНР являются: - создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, ад- министративных округов, городских районов с учетом возможных зон поражения и объемов ведения АСДНР в условиях плотной городской застройки; - корректировка планов взаимодействия с силами федеральных органов власти с учетом возможной обстановки в военное время; - практическая отработка системы взаимодействия объектовых и территориальных сил гражданской обороны в ходе учений и трениро- вок; - обеспечение формирований ГО техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производствен- ной деятельности; - обеспечение формирований ГО техникой и имуществом по но- менклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппара- тура, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства связи и оповещения, индивидуальные средства медицинской защиты); - развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны; - создание системы ремонта и обслуживания средств техническо- го оснащения сил гражданской обороны; - создание резервов (городского, окружных, районных и объек- товых) технических средств и горюче-смазочных материалов для веде- ния АСДНР; - внедрение современных технологий ведения аварийно-спаса- тельных работ в условиях плотной городской застройки. Совершенствование систем управления и связи гражданской обороны Для выполнения поставленных задач гражданской обороне требу- ется надежная, постоянно действующая система управления, использу- ющая современные технические средства, с минимально необходимым временем перевода ее с мирного на военное положение. Основными составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи и оповещения. Основными направлениями повышения эффективности системы уп- равления гражданской обороны являются: - совершенствование системы планирования мероприятий граж- данской обороны до городского района и объекта включительно; - разработка и реализация комплекта организационно-техничес- ких решений по повышению устойчивости системы управления гражданс- кой обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств ав- томатизации и передачи данных и т.п.); - обеспечение бронирования руководящих работников гражданской обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федера- ции, за органами управления и формирования ГО; - инвентаризация состояния запасных пунктов управления и раз- работка типовых технических решений по их модернизации; - создание страхового фонда документации на наиболее важные городские объекты, оснащение органов управления гражданской оборо- ны техническими средствами работы с микрографическими носителями информации; - создание запасных пунктов управления в городских районах и ведомствах Правительства Москвы; - разработка и внедрение во всех уровнях управления программ- ных комплексов информационной поддержки решений начальников граж- данской обороны; - создание корпоративной цифровой системы связи Главного уп- равления ГОЧС г. Москвы на базе волоконно-оптической сети "Ком- кор"; - оснащение мобильного пункта управления гражданской обороны средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи; - создание Единой системы связи города Москвы на военное вре- мя; - создание мобильных систем связи органов управления города Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мир- ного и военного времени; - замена устаревших средств связи, используемых в формирова- ния ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения. Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой на территории города (радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической) На современном этапе назрела необходимость более тесного ор- ганизационного и функционального объединения всех сил и средств в систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстанов- ки на всей территории Москвы. Основными направлениями формирования и развития системы мони- торинга являются: - инвентаризация всех организаций, расположенных на террито- рии Москвы (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга; - разработка и принятие пакета нормативных правовых докумен- тов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе и финансовое обеспечение) городской системы мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; - развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС как центрального звена городской системы мониторинга; - совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоак- тивными, химическими и биологическими веществами; - разработка и программное обеспечение методов прогноза раз- вития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г. Моск- вы; - расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходи- мого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки. Повышение уровня готовности городских объектов к устойчивому функционированию в военное время Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достиже- нии необходимого уровня устойчивости функционирования наиболее важных объектов города в военное время, то есть в максимально воз- можном обеспечении потребностей города за счет производства про- дукции в заданных номенклатуре и объемах. Это достигается забла- говременным проведением комплекса организационных, экономических и
технических мероприятий, направленных: - на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, в том числе за счет использования средств мас- кировки; - повышение надежности ресурсного обеспечения городских объ- ектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией; - создание условий для восстановления производственных мощ- ностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспече- ния в минимальные сроки. Перечни объектов, продолжающих деятельность в военное время, определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. Основными направлениями подготовки городских объектов к устой- чивому функционированию в военное время являются: - разработка и утверждение перечня городских объектов, про- должающих деятельность в военное время; - разработка и принятие нормативного документа, регламентиру- ющего требования по повышению устойчивости функционирования го- родских объектов с учетом особенностей г. Москвы; - разработка и принятие городских нормативных правовых доку- ментов по проектированию и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на устойчивое функционирование объектов промышленности и систем жизнеобеспечения; - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторс- ких работ по отработке современных способов снижения демаскирующих признаков городских объектов и их внедрение на наиболее важных объектах; - инвентаризация возможностей предприятий строительного комп- лекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов; - развертывание работ по созданию страхового фонда документа- ции для проведения восстановительных работ на наиболее важных объ- ектах; - уточнение Генерального плана развития г. Москвы, градостро- ительных планов городских территорий, инвестиционных программ в части реализации требований по обеспечению устойчивого функциони- рования экономики города в военное время; - разработка основных направлений перспективного развития московского региона в целях максимального использования возможнос- тей автономного функционирования в военное время; - организация контроля состояния готовности городских объек- тов к устойчивому функционированию в военное время путем создания специализированных комиссий при территориальных, функциональных и отраслевых органах городской администрации. Создание системы защиты материальных и культурных ценностей Защита материальных и культурных ценностей является новой за- дачей, которая впервые определена Федеральным законом "О гражданс- кой обороне". Основными способами защиты являются укрытие материальных и культурных ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безо- пасные районы. Осуществляется силами ведомств и организаций, рас- поряжающихся этими ценностями. Подготовку к эвакуации проводят ор- ганы местного самоуправления. Основными направлениями создания системы защиты материальных и культурных ценностей являются: - разработка критериев и формирование перечней материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении московской городской администрации и подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской обороны; - определение и согласование мест специального хранения, маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации материаль- ных и культурных ценностей; - разработка рекомендаций по планированию мер защиты матери- альных и культурных ценностей в ведомственных и территориальных звеньях московской городской администрации; - создание запасов специальной тары и упаковки для закладки на хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации; - подготовка мест и районов эвакуации материальных и культур- ных ценностей; - наращивание сети специальных хранилищ; - подготовка специализированных транспортных средств для эва- куации материальных и культурных ценностей. Повышение готовности к решению задач восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий, и срочному захоронению трупов Федеральным законом "О гражданской обороне" задачи восстанов- ления и поддержания порядка в пострадавших районах были дополнены новыми задачами срочного захоронения трупов в случае массовой ги- бели людей.Возложение дополнительных задач требует решения комп- лекса организационно-технических вопросов. Основными направлениями деятельности в этой области являются: - создание группировки сил по восстановлению и поддержанию общественного порядка; - формирование в рамках службы охраны общественного порядка подразделений по учету потерь населения; - создание на базе специализированных организаций Ритуальной службы гражданской обороны; - определение мест временного размещения погибших, а также территорий для захоронения; - инвентаризация и закрепление за подразделениями Ритуальной службы гражданской обороны специальной техники для перевозки и за- хоронения погибших; - создание запасов средств индивидуальной защиты для сил ох- раны общественного порядка, действующих в зонах поражения; - разработка инструкторско-методических документов, определя- ющих порядок идентификации погибших, и способы их захоронения (кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения); - создание запасов специальных средств для массового захоро- нения погибших; - разработка и совершенствование специальной одежды для рабо- ты с погибшими; - разработка и согласование с федеральными органами, посоль- ствами, представительствами зон ответственности по восстановлению и поддержанию порядка. 3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению граж- данской обороны возможна лишь при условии разработки действенной системы финансового обеспечения. Мероприятия по гражданской обороне г. Москвы финансируются: - за счет средств федерального бюджета; - за счет средств бюджета г. Москвы и ее органов местного са- моуправления; - организациями (за исключением бюджетных учреждений) за счет собственных средств путем отнесения указанных расходов на себесто- имость продукции (работ, услуг). Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ- ления и организациями независимо от форм собственности (далее - организации) на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа возмещаются за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные городом, его органами местного самоуправ- ления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотрен- ных на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств. За счет средств бюджета г. Москвы и органов местного самоуп- равления финансируются следующие расходы на подготовку и проведе- ние мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые этими орга- нами в соответствии с их полномочиями: - реализация планов гражданской обороны и планов основных ме- роприятий города (административных округов, городских районов) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвы- чайных ситуаций; - поддержание в постоянной готовности органов управления гражданской обороны и сил гражданской обороны; - создание страхового фонда документации на объекты повышен- ного риска, объекты систем жизнеобеспечения и объекты массового пребывания людей; - подготовку формирований гражданской обороны и обучение на- селения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во- енных действий или вследствие этих действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороной и объектов гражданской обороны; - проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их разме- щению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения; - проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функцио- нирования организаций в военное время; - создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - содержание гражданского персонала органов, осуществляющих управление гражданской обороной; - обеспечение индивидуальными средствами защиты структурных подразделений Правительства Москвы. За счет средств организаций финансируются следующие расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями: - разработку и реализацию планов гражданской обороны и планов основных мероприятий организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - создание формирований гражданской обороны и поддержание их в постоянной готовности; - проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; - осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследс- твие этих действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; - создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - подготовка документов для формирования страхового фонда до- кументации. Основными направлениями совершенствования финансового обеспе- чения гражданской обороны являются: - выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города Москвы для каждого ведомства и префектур административных округов статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны; - разработка и принятие нормативно-правовых документов, рег- ламентирующих единый городской порядок планирования и финансирова- ния мероприятий гражданской обороны на ведомственной, территори- альном и объектовом уровнях; - выделение в бюджетах городских районов статьи на финансиро- вание мероприятий гражданской обороны; - разработка инструктивных документов по правилам учета в се- бестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприя- тий гражданской обороны; - разработка и согласование с федеральными органами исполни- тельной власти порядка выделения субвенций на обеспечение граж- данской обороны города Москвы как столицы Российского государства. 4. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Прошедшие за последние два десятилетия коренные изменения экономических и политических основ Российского государства, приб- лижение государственных границ к Московскому региону в связи с распадом СССР, развитие современных способов, методов и средств ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполи- са обусловливают необходимость научного обеспечения мероприятий гражданской обороны. Основными направлениями развития научного обеспечения подго- товки и ведения гражданской обороны являются: - разработка и обоснование базовых сценариев возможных масш- табов поражения населения и объектов города в случае военных дейс- твий различного характера и масштаба; - разработка совместно с федеральными органами методологии проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современ- ной инфраструктуры городов и загородной базы; - совершенствование системы мобилизационного развертывания сил и средств ГО, увязка мобилизационных мероприятий органов ис- полнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обо- роны; - разработка методологии категорирования территорий города, оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы; - разработка основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устой- чивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; - разработка, создание и совершенствование системы мониторин- га и прогнозирования состояния обстановки в г. Москве в военное время; - развитие и совершенствование учебно-методической базы под- готовки по гражданской обороне на основе использования современных форм, методов и технических средств обучения; - создание эффективной технологии ведения аварийно-спасатель- ных и других неотложных работ в условиях плотной городской заст- ройки; - разработка эффективных способов и средств защиты городского населения; - совершенствование системы управления гражданской обороной на основе эффективного использования городских информационных ре- сурсов. 5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА МОСКВЫ Концепция развития гражданской обороны г. Москвы реализуется федеральными органами исполнительной власти, функциональными, от- раслевыми и территориальными органами Московской городской адми- нистрации, органами местного самоуправления, администрацией орга- низаций путем: - ежегодного планирования в федеральном и городском бюджете, сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий по гражданской обороне; - разработки и осуществления федеральных и региональных целе- вых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - планирования мероприятий по защите населения в рамках госу- дарственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики Российской Федерации и г. Москвы, оперативных планов гражданской обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обо- роны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разраба- тываемых на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях; - разработки новых и уточнения действующих нормативных право- вых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - разработки совместно с администрацией Московской области комплексного плана развития Московского региона с учетом необходи- мых и достаточных мероприятий гражданской обороны (вопросы устой- чивости, лечебно-эвакуационные и др.). Реализация городской политики в области гражданской обороны осуществляется через службы гражданской обороны. Службы создаются для решения наиболее важных задач гражданской обороны и формируют- ся на базе одного или нескольких городских ведомств и организаций. При необходимости ведомства (городские организации) проводят соответствующее уточнение и корректировку своих положений и уста- вов. Экспертиза полноты и достаточности внесенных изменений прово- дится Главным управлением ГОЧС г. Москвы. Реализация Концепции гражданской обороны в области защиты на- селения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из социально-экономических условий государства и г. Москвы, а также приоритетности этих мероприятий. Первоочередными из них являются: - на первом этапе - создание нормативной правовой базы в об- ласти защиты населения страны с учетом новых условий и требований к ней, сохранение и поддержание в готовности имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты, накопление средств защиты для персонала потенциально опасных объектов экономики и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, создание (ре- конструкция) систем оповещения населения; - на втором этапе - накопление средств защиты для остального населения столицы; создание на городском, окружном, районном и объектовых уровнях запасов материально-технических, продовольст- венных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спаса- тельных и других неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Реализация заблаговременных мероприятий гражданской обороны осуществляется в рамках планов развития ведомств (городских орга- низаций), а также в ходе выполнения городских целевых программ. Экспертиза ведомственных планов и городских целевых программ в части реализации в них заблаговременных мероприятий гражданской обороны обеспечивается Главным управлением ГОЧС г. Москвы. Наиболее масштабные вопросы решаются в рамках городской целе- вой программы "Развитие гражданской обороны г. Москвы". Результаты выполнения заблаговременных мероприятий гражданс- кой обороны отражаются в виде специального раздела в годовых отче- тах префектов административных округов и ведомств, а также в док- ладах Главного управления ГОЧС г. Москвы, представляемых Прави- тельству Москвы. Верно:
- Постановление Правительства Москвы № 34-ПП от 27 января 2004 года
- О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 года N 330-ПП