В целях выполнения постановления Правительства Москвы от 30
июня 2009 г. N 609-ПП "О взаимодействии органов исполнительной
власти города Москвы и органов местного самоуправления внутриго-
родских муниципальных образований в городе Москве по реализации
переданных государственных полномочий города Москвы в работе с на-
селением по месту жительства", создания единого социокультурного
пространства на территории внутригородских муниципальных образова-
ний в городе Москве, повышения качества и доступности услуг, пре-
доставляемых населению в области социально-воспитательной, физ-
культурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по мес-
ту жительства, формирования общей культуры:
1. Одобрить Концепцию совершенствования организации досуго-
вой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы с населением по месту жительства (приложение).
2. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы,
Департаменту образования города Москвы, Департаменту физической
культуры и спорта города Москвы, Департаменту культуры города
Москвы, Департаменту территориальных органов исполнительной власти
города Москвы, префектурам административных округов города Москвы
во взаимодействии с органами местного самоуправления внутригородс-
ких муниципальных образований в городе Москве, а также некоммер-
ческими организациями города Москвы принять участие в реализации
концепции.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 30 декабря 2009 г. N 3373-РП
Концепция совершенствования организации
досуговой, социально-воспитательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
с населением по месту жительства
1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Досуговая, социально-воспитательная, физкультурно-оздорови-
тельная и спортивная работа с населением по месту жительства (да-
лее - работа с населением по месту жительства) является необходи-
мым элементом обеспечения социально-экономического и общественного
развития столичного мегаполиса. Укрепление экономики, материальных
устоев современного социума неразрывно связано с задачами повыше-
ния качества жизни москвичей.
В современных социально-экономических условиях важнейшим фак-
тором является развитие новых отношений между органами государс-
твенной власти, органами местного самоуправления и институтами
гражданского общества, социальной активности населения города
Москвы для решения социально-экономических, культурно-нравственных
и воспитательных задач, совершенствование системы взаимодействия
между заинтересованными учреждениями и иными организациями незави-
симо от форм собственности.
Функционирование субъектов, осуществляющих работу с населени-
ем по месту жительства, оказывает существенное влияние на эффек-
тивность реализации приоритетных направлений семейной и молодежной
политики, проводимой в городе, выполнение ряда городских целевых
программ, направленных на совершенствование патриотического воспи-
тания подрастающих поколений москвичей, развитие физической куль-
туры и спорта, профилактику безнадзорности, правонарушений и дру-
гих асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, оптими-
зацию государственной поддержки детского общественного движения,
местного самоуправления и совершенствования взаимодействия органов
местного самоуправления и граждан, развития социальной активности
различных групп населения, оптимизации функционирования институтов
гражданского общества.
Правовую основу Концепции досуговой, социально-воспитатель-
ной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением
по месту жительства (далее - Концепция) составляют:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-
ции";
- Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государс-
твенной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 дека-
бря 2006 г. N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной поли-
тики в Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении
органов местного самоуправления внутригородских муниципальных об-
разований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в
сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультур-
но-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жи-
тельства";
- Закон города Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 "О взаимодейс-
твии органов государственной власти города Москвы с негосударс-
твенными некоммерческими организациями";
- постановление Правительства Москвы от 31 октября 2006 г.
N 864-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября
2006 года N 53 "О наделении органов местного самоуправления внут-
ригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными
полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социаль-
но-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты с населением по месту жительства";
- постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г.
N 615-ПП "О ходе реализации Городской целевой программы государс-
твенной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве
на 2005-2007 годы и о концепции Городской целевой программы госу-
дарственной поддержки и развития местного самоуправления в городе
Москве на 2008-2010 годы";
- постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г.
N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государс-
твенной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-
2017 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г.
N 609-ПП "О взаимодействии органов исполнительной власти города
Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муници-
пальных образований в городе Москве по реализации переданных пол-
номочий города Москвы в работе с населением по месту жительства".
В настоящее время организация работы с населением по месту
жительства представляет собой совокупность мер (мероприятий), нап-
равленных на:
- поддержку системы оказания услуг по организации досуга на-
селения по месту жительства;
- обеспечение доступности услуг по организации досуга всем
желающим, в том числе на безвозмездной основе социально незащищен-
ным категориям граждан;
- совершенствование взаимодействия органов государственной
власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и граж-
дан;
- повышение гражданской инициативы жителей; развитие социаль-
ной инфраструктуры внутригородских муниципальных образований в го-
роде Москве.
Сложившуюся в городе Москве систему работы с населением по
месту жительства обеспечивают органы исполнительной власти города
Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муници-
пальных образований в городе Москве, государственные и муниципаль-
ные учреждения, негосударственные некоммерческие организации и
объединения, бизнес-структуры, объединения граждан.
Формированием и непосредственной организацией работы с насе-
лением по месту жительства занимаются муниципалитеты внутригородс-
ких муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципали-
теты). Координирующим органом этой работы на территории являются
управы районов города Москвы.
Для организации данной деятельности муниципалитеты используют
различные организационные механизмы:
- создают муниципальные учреждения;
- заключают договоры с некоммерческими организациями по ре-
зультатам конкурсного отбора социальных программ, проектов в сфере
работы с населением по месту жительства;
- взаимодействуют с общественными и иными объединениями граж-
дан в иных формах.
Приоритетными направлениями являются: физкультурно-оздорови-
тельная и спортивная работа, художественное творчество, различные
виды искусств, познавательная, интеллектуально-развивающая и прос-
ветительская деятельность.
Вместе с тем, актуальным в настоящее время является смещение
акцентов на развитие работы с различными категориями взрослого на-
селения, духовно-нравственное воспитание детей, подростков и моло-
дежи, а также развитие детско-юношеского движения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Основной целью концепции является создание единого социокуль-
турного пространства на территории внутригородских муниципальных
образований в городе Москве, повышение качества и доступности пре-
доставляемых населению услуг в сфере досуговой, социально-воспита-
тельной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе-
лением по месту жительства, развитие взаимодействия всех участни-
ков процесса социального воспитания, обеспечение условий для раз-
вития физической культуры и массового спорта.
Для осуществления эффективной социализации поколений москви-
чей необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры работы с населе-
нием по месту жительства в каждом из внутригородских муниципальных
образований в городе Москве, усиление внимания к проектированию,
сохранению и развитию дворовой среды, пригодной для общения людей.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
2.1. Обеспечить систему научно-методического обеспечения ор-
ганизации социально-воспитательной работы по месту жительства.
2.2. Создать действующие модели и социальные технологии,
обеспечивающие эффективное социальное взаимодействие субъектов,
осуществляющих работу с населением по месту жительства.
2.3. Повысить качество разработки и реализации культурно-до-
суговых программ, развивать новые направления, внедрять "клубные
технологии" самоорганизации и самоуправления.
2.4. Обеспечить субъектов, осуществляющих организацию работы
с населением по месту жительства, профессиональными кадрами в об-
ласти управления, финансов, экономических отношений, маркетинга,
социального проектирования.
2.5. Модернизировать материально-техническую базу, обеспечи-
вающую работу с населением по месту жительства, включая внедрение
экспертных исследований.
2.6. При разработке и утверждении проектов планировки и ре-
конструкции территорий районов города Москвы следует учитывать не-
обходимость выделения нежилых помещений для ведения досуговой и
социально-воспитательной работы с населением по месту жительства,
предусматривать выделение территории для строительства спортивных
объектов и сооружений, строительство (модернизацию) спортивных
площадок, осуществлять подбор нежилых помещений (для устройства
раздевалок, хранения инвентаря, размещения тренеров) вблизи дворо-
вых спортивных площадок.
2.7. Рассмотреть вопрос о правах муниципалитетов при проведе-
нии капитального ремонта переданных им в безвозмездное пользование
нежилых помещений и оборудования спортивных площадок для реализа-
ции переданных отдельных полномочий.
2.8. Завершить работы по капитальному ремонту дворовых спор-
тивных площадок; осуществить их освещение, оснащение приборами
учета электроэнергии и счетчиками воды (в первую очередь использу-
емых в зимний период для заливки льда).
2.9. Организовать информационную поддержку работы с населени-
ем по месту жительства посредством максимального использования
возможностей интернет-технологий.
3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
Факторами, характеризующими повышение результативности орга-
низации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоро-
вительной и спортивной работы с населением по месту жительства бу-
дут являться следующие социологические, статистические показатели
и индикаторы, свидетельствующие об увеличении:
- уровня вовлеченности населения в досуговую, социально-вос-
питательную работу с населением по месту жительства, в занятия фи-
зической культурой и спортом (% занимающихся от численности жите-
лей по сравнению с предшествующим годом);
- уровня вовлеченности населения в творческие мероприятия
(конкурсы, проекты, фестивали, соревнования и иные массовые меро-
приятия по месту жительства (% от количества жителей);
- перечня физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
- числа "спортивных волонтеров",
- количества призовых мест по результатам участия команд,
сформированных по месту жительства, в городских и окружных мероп-
риятиях и соревнованиях;
- количества учреждений, программ и услуг, полностью или час-
тично доступных для различных категорий граждан, в том числе на
бесплатной основе;
- количества клубных формирований, общественных объединений
различных групп населения (количество общественных инициатив, са-
модеятельных формирований, количество встреч и круглых столов,
брифингов, свободных дискуссий и форумов);
- качественного кадрового состава (образование, возраст, ква-
лификационные категории и разряды, стаж работы в данной сфере);
- развития инфраструктуры работы с населением по месту жи-
тельства;
- степени удовлетворенности качеством проблемно-тематических
семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренинговых и проектных
мероприятий, проводимых на городском уровне, а также в округах,
районах, внутригородских муниципальных образованиях, их научно-ме-
тодическом обеспечении;
- публикаций, передач и регулярного контент-анализа интернет-
сайтов;
- наличия внебюджетных ресурсов, привлеченных к работе с на-
селением по месту жительства.
Одним из основных показателей работы с населением по месту
жительства будет являться наличие и содержание комплексных муници-
пальных программ.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
Реализация Концепции заключается в использовании сетевого
подхода, представляющего собой формирование горизонтальной системы
взаимоотношений субъектов работы с населением по месту жительства,
при которой налажено совместное поле деятельности участников сети
на основе партнерства, общего информационного пространства, быст-
рого реагирования на потребности местного сообщества.
Предполагается, что муниципальные собрания ставят цели, опре-
деляют задачи, муниципалитеты, используя все имеющиеся ресурсы,
планируют и организуют систему действий, направленных на объедине-
ние усилий муниципальных учреждений и иных некоммерческих органи-
заций для повышения качества жизни населения, социального развития
территории внутригородского муниципального образования.
Для реализации Концепции муниципалитетам рекомендуется:
- разрабатывать комплексные муниципальные программы;
- определять потребности населения внутригородского муници-
пального образования в городе Москве на основе проведенного мони-
торинга;
- формировать муниципальный заказ (для муниципальных учрежде-
ний), контролировать исполнение и достижение поставленных задач;
- взаимодействовать с социально ориентированными организация-
ми;
- взаимодействовать с государственными учреждениями, находя-
щимися на территории внутригородских муниципальных образований в
городе Москве (например по предоставлению спортивных залов школ,
ФОКов для организации работы с населением);
- содействовать созданию общественных объединений граждан,
молодежных, детских общественных движений;
- привлекать заинтересованных граждан, в том числе молодежь и
студентов, на общественных началах для организации физкультур-
но-оздоровительной и спортивной работы во дворах;
- контролировать целевое использование субвенций, используя
принцип бюджетной эффективности.
Муниципальным учреждениям рекомендуется в своей деятельности
в большей степени ориентироваться на социально незащищенные слои
населения. На базе муниципальных учреждений могут создаваться экс-
периментальные площадки по отработке инновационных программ и про-
ектов в области работы с населением по месту жительства. При орга-
низации работы кружков, секций, досуговых и спортивных мероприятий
рекомендуется уделять особое внимание группам детей и подростков,
состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защи-
те их прав, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также ос-
тавшимся без попечения родителей.
Основными задачами взаимодействия органов исполнительной
власти города Москвы и органов местного самоуправления должны
стать:
- совершенствование координации работы с населением по месту
жительства, содействие в развитии социально-партнерских отношений
и технологий в работе с общественными и иными некоммерческими ор-
ганизациям;
- развитие материально-технической базы;
- оптимизация использования финансовых средств, нежилых поме-
щений, спортивных объектов в целях обеспечения прав граждан и соз-
дания равных возможностей для получения жителями Москвы услуг в
сфере работы с населением по месту жительства.
В целях реализации концепции представляется необходимым:
- разработать научно-обоснованную инновационную модель орга-
низации работы с населением по месту жительства на основе сетевого
подхода;
- создать и использовать экспертную систему для повышения эф-
фективности организации работы с населением по месту жительства;
- обновить базы данных субъектов, осуществляющих досуговую,
социально-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и спортив-
ную работу с населением по месту жительства;
- разработать и издать научно-методические пособия по обобще-
нию лучшего российского и зарубежного опыта по организации досуго-
вой и социально-воcпитательной работы с населением по месту жи-
тельства;
- проводить анализ существующих моделей организации работы по
месту жительства в городе Москве в целях выявления и обобщения
лучшего опыта;
- проводить научно-методические конференции, семинары, веб-
семинары и пр.;
- разрабатывать "портфель" социально-воспитательных проектов
(обновленных, новых, инновационных);
- создать единую информационную базу характеристик внутриго-
родских муниципальных образований в сфере досуговой, социаль-
но-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты с населением по месту жительства;
- разработать единые стандарты и перечень государственных,
муниципальных услуг в работе с населением по месту жительства;
- проводить ежегодный конкурс среди муниципалитетов на лучшую
организацию работы с населением по месту жительства.
При реализации Концепции к решению проблем организации едино-
го социокультурного пространства внутригородского муниципального
образования в городе Москве необходимо привлекать потенциал соци-
ально ориентированного бизнес-сообщества. Это позволит эффективно
использовать имеющиеся возможности бизнес-структур в решении
обеспечить дополнительное финансирование для организации работы с
населением по месту жительства.
Бизнес-структуры могут взять на себя дополнительные обяза-
тельства перед местным сообществом в целях улучшения качества
жизни людей посредством:
- создания собственных социальных программ в целях взаимо-
действия с органами местного самоуправления;
- добровольческой активности персонала компании;
- стратегического партнерства с некоммерческими организациями;
- реализации собственных адресных благотворительных программ.
Участие бизнес-структур в работе с населением по месту жи-
тельства позволит лучше обеспечить понимание потребностей жителей,
включая потенциальную клиентскую базу "потребителей" их услуг,
проведение рекламных акций своей продукции.
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
В целях повышения уровня информированности жителей города
Москвы, создания общего информационного пространства, налаживания
эффективного обмена между участниками работы в сфере взаимодейс-
твия работы с населением по месту жительства требуется информаци-
онная поддержка.
Для этого предусматривается:
- создание информационного портала, содержащего сведения об
организации работы с населением по месту жительства;
- выпуск отраслевых специализированных печатных изданий;
- тиражирование специализированных методических пособий и ре-
комендаций;
- формирование информации о работе с населением по месту жи-
тельства на окружных интернет-сайтах, обеспечение участия внутри-
городских муниципальных образований и общественного сектора в про-
цессах информационной интеграции административных округов города
Москвы;
- информирование населения города Москвы о предоставляемых
услугах, оказываемых государственными, муниципальными учреждениями
и некоммерческими организациями, общественными объединениями (на
сайтах внутригородских муниципальных образований, в районных и ок-
ружных СМИ, унификация информационных стендов субъектов работы по
месту жительства) в сфере досуговой, социально-воспитательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по
месту жительства;
- содействие в создании и размещении на городских теле- и ра-
диоканалах, студиях кабельного телевидения административных окру-
гов города Москвы, программ, ориентированных на различные возраст-
ные и социальные группы москвичей и отражающих аспекты работы по
месту жительства;
- привлечение "социально ориентированного" бизнеса для разра-
ботки и развития современных информационно-технологических систем
в целях обеспечения взаимодействия, оказания помощи и поддержки
субъектам работы по месту жительства в доступе и обмене информаци-
ей.
6. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РАБОТЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
В современных социально-экономических условиях реализация
Концепции позволит систематизировать организацию работы с населе-
нием по месту жительства, оказывать значительное влияние на реше-
ние комплекса задач, связанных с повышением качества жизни граж-
дан, созданием и функционированием структур гражданского общества,
обеспечить реальные возможности освоения и утверждения культуры
самоуправления, продуктивного межведомственного взаимодействия,
сформировать нормы межпоколенческих и межэтнических взаимоотноше-
ний.
Реализация Концепции позволит достичь:
- создания условий для взаимодействия между всеми субъектами
деятельности, в том числе инициативными формированиями жителей го-
рода Москвы;
- соответствия содержания социально-воспитательной работы по
месту жительства запросам и ожиданиям различных групп населения;
- уменьшения количества социально одиноких людей;
- внедрения новых форм влияния активной части населения на
отдельные категории жителей и объекты социальной инфраструктуры
территории внутригородского муниципального образования;
- максимального уровня оказания обязательных услуг в области
работы по месту жительства;
- адресной направленности муниципальных программ;
- повышения уровня качества и эффективности деятельности
субъектов сетевого взаимодействия в соответствии с разработанными
едиными стандартами работы по месту жительства, а также в резуль-
тате привлечения новейших научных разработок;
- повышения эффективности взаимодействия иных органов местно-
го самоуправления с муниципальными учреждениями, иными некоммер-
ческими организациями, работающими по месту жительства, и биз-
нес-сообществом;
- увеличения числа квалифицированных специалистов в данной
сфере;
- развития системы работы по месту жительства;
- увеличения количества и качества проводимых мероприятий с
учетом потребностей населения;
- снижения криминогенной обстановки в городе, в том числе
проявлений экстремистских и межэтнических взаимоотношений.