Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 3373-РП от 30 декабря 2009 года

О Концепции совершенствования организации досуговой, социальновоспитательной, физкультурно оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства

     В целях выполнения постановления Правительства Москвы  от  30
июня  2009 г.  N  609-ПП "О взаимодействии  органов исполнительной
власти города Москвы и органов местного  самоуправления  внутриго-
родских  муниципальных  образований  в городе Москве по реализации
переданных государственных полномочий города Москвы в работе с на-
селением  по месту жительства",  создания единого социокультурного
пространства на территории внутригородских муниципальных образова-
ний в городе Москве,  повышения качества и доступности услуг, пре-
доставляемых населению в  области  социально-воспитательной,  физ-
культурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по мес-
ту жительства, формирования общей культуры:
     1. Одобрить  Концепцию  совершенствования организации досуго-
вой,  социально-воспитательной,   физкультурно-оздоровительной   и
спортивной работы с населением по месту жительства (приложение).
     2. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы,
Департаменту  образования  города Москвы,  Департаменту физической
культуры и спорта  города  Москвы,  Департаменту  культуры  города
Москвы, Департаменту территориальных органов исполнительной власти
города Москвы,  префектурам административных округов города Москвы
во взаимодействии с органами местного самоуправления внутригородс-
ких муниципальных образований в городе Москве,  а также  некоммер-
ческими организациями  города Москвы  принять участие в реализации
концепции.
     3. Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на  первого  заместителя   Мэра  Москвы   в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                                          Приложение
                               к распоряжению Правительства Москвы
                                 от 30 декабря 2009 г. N 3373-РП


             Концепция совершенствования организации
               досуговой, социально-воспитательной,
         физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
                 с населением по месту жительства


             1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

     Досуговая, социально-воспитательная,   физкультурно-оздорови-
тельная  и спортивная работа с населением по месту жительства (да-
лее - работа с населением по месту жительства) является  необходи-
мым элементом обеспечения социально-экономического и общественного
развития столичного мегаполиса. Укрепление экономики, материальных
устоев  современного социума неразрывно связано с задачами повыше-
ния качества жизни москвичей.
     В современных социально-экономических условиях важнейшим фак-
тором является развитие новых отношений между  органами  государс-
твенной  власти,  органами  местного  самоуправления и институтами
гражданского  общества,  социальной  активности  населения  города
Москвы для решения социально-экономических, культурно-нравственных
и воспитательных задач,  совершенствование системы  взаимодействия
между заинтересованными учреждениями и иными организациями незави-
симо от форм собственности.
     Функционирование субъектов, осуществляющих работу с населени-
ем по месту жительства,  оказывает существенное влияние на  эффек-
тивность реализации приоритетных направлений семейной и молодежной
политики,  проводимой в городе,  выполнение ряда городских целевых
программ, направленных на совершенствование патриотического воспи-
тания подрастающих поколений москвичей,  развитие физической куль-
туры и спорта,  профилактику безнадзорности, правонарушений и дру-
гих асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, оптими-
зацию  государственной  поддержки детского общественного движения,
местного самоуправления и совершенствования взаимодействия органов
местного самоуправления и граждан,  развития социальной активности
различных групп населения, оптимизации функционирования институтов
гражданского общества.
     Правовую основу  Концепции досуговой,  социально-воспитатель-
ной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением
по месту жительства (далее - Концепция) составляют:
     - Федеральный закон  от  6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-
ции";
     - Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ  "О  государс-
твенной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
     - распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 дека-
бря 2006 г. N 1760-р "О Стратегии государственной молодежной поли-
тики в Российской Федерации";
     - Закон города Москвы от 25 октября 2006 г. N 53 "О наделении
органов местного самоуправления внутригородских муниципальных  об-
разований  в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в
сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультур-
но-оздоровительной и спортивной работы с населением по  месту  жи-
тельства";
     - Закон города  Москвы от 12 июля 2006 г. N 38 "О взаимодейс-
твии органов государственной власти города  Москвы  с  негосударс-
твенными некоммерческими организациями";
     - постановление Правительства Москвы  от  31 октября  2006 г.
N 864-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября
2006 года N 53 "О наделении органов местного самоуправления  внут-
ригородских  муниципальных  образований в городе Москве отдельными
полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социаль-
но-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты с населением по месту жительства";
     - постановление   Правительства  Москвы от 31  июля  2007  г.
N 615-ПП  "О ходе реализации Городской целевой программы государс-
твенной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве
на  2005-2007 годы и о концепции Городской целевой программы госу-
дарственной поддержки и развития местного самоуправления в  городе
Москве на 2008-2010 годы";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 25 марта  2008  г.
N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государс-
твенной  политики  в  интересах  детей  "Московские дети" на 2008-
2017 гг.";
     - постановление  Правительства  Москвы  от 30  июня  2009  г.
N 609-ПП  "О  взаимодействии  органов исполнительной власти города
Москвы и органов местного самоуправления  внутригородских  муници-
пальных  образований в городе Москве по реализации переданных пол-
номочий города Москвы в работе с населением по месту жительства".
     В настоящее  время  организация  работы с населением по месту
жительства представляет собой совокупность мер (мероприятий), нап-
равленных на:
     - поддержку системы оказания услуг по организации досуга  на-
селения по месту жительства;
     - обеспечение доступности услуг по  организации  досуга  всем
желающим, в том числе на безвозмездной основе социально незащищен-
ным категориям граждан;
     - совершенствование  взаимодействия  органов  государственной
власти, органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и граж-
дан;
     - повышение гражданской инициативы жителей; развитие социаль-
ной инфраструктуры внутригородских муниципальных образований в го-
роде Москве.
     Сложившуюся в  городе  Москве  систему работы с населением по
месту жительства обеспечивают органы исполнительной власти  города
Москвы  и  органы  местного самоуправления внутригородских муници-
пальных образований в городе Москве, государственные и муниципаль-
ные  учреждения,  негосударственные  некоммерческие  организации и
объединения, бизнес-структуры, объединения граждан.
     Формированием и  непосредственной организацией работы с насе-
лением по месту жительства занимаются муниципалитеты внутригородс-
ких муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципали-
теты).  Координирующим органом этой работы на территории  являются
управы районов города Москвы.
     Для организации данной деятельности муниципалитеты используют
различные организационные механизмы:
     - создают муниципальные учреждения;
     - заключают  договоры  с некоммерческими организациями по ре-
зультатам конкурсного отбора социальных программ, проектов в сфере
работы с населением по месту жительства;
     - взаимодействуют с общественными и иными объединениями граж-
дан в иных формах.
     Приоритетными направлениями являются:  физкультурно-оздорови-
тельная и спортивная работа,  художественное творчество, различные
виды искусств, познавательная, интеллектуально-развивающая и прос-
ветительская деятельность.
     Вместе с тем,  актуальным в настоящее время является смещение
акцентов на развитие работы с различными категориями взрослого на-
селения, духовно-нравственное воспитание детей, подростков и моло-
дежи, а также развитие детско-юношеского движения.

                    2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

     Основной целью концепции является создание единого социокуль-
турного пространства на территории  внутригородских  муниципальных
образований в городе Москве, повышение качества и доступности пре-
доставляемых населению услуг в сфере досуговой, социально-воспита-
тельной,  физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе-
лением по месту жительства,  развитие взаимодействия всех участни-
ков процесса социального воспитания,  обеспечение условий для раз-
вития физической культуры и массового спорта.
     Для осуществления  эффективной социализации поколений москви-
чей необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры работы с населе-
нием по месту жительства в каждом из внутригородских муниципальных
образований в городе Москве,  усиление внимания к  проектированию,
сохранению и развитию дворовой среды, пригодной для общения людей.
     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
     2.1. Обеспечить систему научно-методического обеспечения  ор-
ганизации социально-воспитательной работы по месту жительства.
     2.2. Создать  действующие  модели  и  социальные  технологии,
обеспечивающие  эффективное социальное  взаимодействие  субъектов,
осуществляющих работу с населением по месту жительства.
     2.3. Повысить  качество разработки и реализации культурно-до-
суговых программ,  развивать новые направления,  внедрять "клубные
технологии" самоорганизации и самоуправления.
     2.4. Обеспечить субъектов,  осуществляющих организацию работы
с населением  по месту жительства, профессиональными кадрами в об-
ласти управления,  финансов,  экономических отношений, маркетинга,
социального проектирования.
     2.5. Модернизировать материально-техническую базу,  обеспечи-
вающую работу с населением по месту жительства,  включая внедрение
экспертных исследований.
     2.6. При разработке и утверждении проектов планировки  и  ре-
конструкции территорий районов города Москвы следует учитывать не-
обходимость выделения нежилых помещений для  ведения  досуговой  и
социально-воспитательной  работы с населением по месту жительства,
предусматривать выделение территории для строительства  спортивных
объектов  и  сооружений,  строительство  (модернизацию) спортивных
площадок,  осуществлять подбор нежилых помещений  (для  устройства
раздевалок, хранения инвентаря, размещения тренеров) вблизи дворо-
вых спортивных площадок.
     2.7. Рассмотреть вопрос о правах муниципалитетов при проведе-
нии капитального ремонта переданных им в безвозмездное пользование
нежилых  помещений и оборудования спортивных площадок для реализа-
ции переданных отдельных полномочий.
     2.8. Завершить  работы по капитальному ремонту дворовых спор-
тивных площадок;  осуществить их  освещение,  оснащение  приборами
учета электроэнергии и счетчиками воды (в первую очередь использу-
емых в зимний период для заливки льда).
     2.9. Организовать информационную поддержку работы с населени-
ем по месту  жительства  посредством  максимального  использования
возможностей интернет-технологий.

               3. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ

     Факторами, характеризующими повышение результативности  орга-
низации досуговой,  социально-воспитательной, физкультурно-оздоро-
вительной и спортивной работы с населением по месту жительства бу-
дут являться следующие социологические,  статистические показатели
и индикаторы, свидетельствующие об увеличении:
     - уровня вовлеченности населения в досуговую,  социально-вос-
питательную работу с населением по месту жительства, в занятия фи-
зической культурой и спортом (%  занимающихся от численности жите-
лей по сравнению с предшествующим годом);
     - уровня  вовлеченности населения  в  творческие  мероприятия
(конкурсы,  проекты, фестивали, соревнования и иные массовые меро-
приятия по месту жительства (% от количества жителей);
     - перечня физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
     - числа "спортивных волонтеров",
     - количества призовых мест  по  результатам  участия  команд,
сформированных по месту жительства,  в городских и окружных мероп-
риятиях и соревнованиях;
     - количества учреждений, программ и услуг, полностью или час-
тично доступных для различных категорий граждан,  в том  числе  на
бесплатной основе;
     - количества клубных формирований,  общественных  объединений
различных групп населения (количество общественных инициатив,  са-
модеятельных формирований,  количество встреч  и  круглых  столов,
брифингов, свободных дискуссий и форумов);
     - качественного кадрового состава (образование, возраст, ква-
лификационные категории и разряды, стаж работы в данной сфере);
     - развития инфраструктуры работы с населением  по  месту  жи-
тельства;
     - степени удовлетворенности качеством  проблемно-тематических
семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренинговых и проектных
мероприятий,  проводимых  на городском уровне,  а также в округах,
районах, внутригородских муниципальных образованиях, их научно-ме-
тодическом обеспечении;
     - публикаций, передач и регулярного контент-анализа интернет-
сайтов;
     - наличия внебюджетных ресурсов,  привлеченных к работе с на-
селением по месту жительства.
     Одним из основных показателей работы с  населением  по  месту
жительства будет являться наличие и содержание комплексных муници-
пальных программ.

                4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     Реализация Концепции  заключается  в  использовании  сетевого
подхода, представляющего собой формирование горизонтальной системы
взаимоотношений субъектов работы с населением по месту жительства,
при которой налажено совместное поле деятельности участников  сети
на основе партнерства,  общего информационного пространства, быст-
рого реагирования на потребности местного сообщества.
     Предполагается, что муниципальные собрания ставят цели, опре-
деляют  задачи,  муниципалитеты,  используя все имеющиеся ресурсы,
планируют и организуют систему действий, направленных на объедине-
ние усилий  муниципальных учреждений и иных некоммерческих органи-
заций для повышения качества жизни населения, социального развития
территории внутригородского муниципального образования.
     Для реализации Концепции муниципалитетам рекомендуется:
     - разрабатывать комплексные муниципальные программы;
     - определять потребности населения  внутригородского  муници-
пального  образования в городе Москве на основе проведенного мони-
торинга;
     - формировать муниципальный заказ (для муниципальных учрежде-
ний), контролировать исполнение и достижение поставленных задач;
     - взаимодействовать с социально ориентированными организация-
ми;
     - взаимодействовать с государственными учреждениями,  находя-
щимися на территории внутригородских муниципальных  образований  в
городе Москве (например  по  предоставлению спортивных залов школ,
ФОКов для организации работы с населением);
     - содействовать  созданию  общественных  объединений граждан,
молодежных, детских общественных движений;
     - привлекать заинтересованных граждан, в том числе молодежь и
студентов,  на общественных началах  для  организации  физкультур-
но-оздоровительной и спортивной работы во дворах;
     - контролировать целевое использование  субвенций,  используя
принцип бюджетной эффективности.
     Муниципальным учреждениям  рекомендуется в своей деятельности
в большей степени ориентироваться на  социально незащищенные  слои
населения. На базе муниципальных учреждений могут создаваться экс-
периментальные площадки по отработке инновационных программ и про-
ектов в области работы с населением по месту жительства. При орга-
низации работы кружков, секций, досуговых и спортивных мероприятий
рекомендуется уделять особое внимание группам детей и  подростков,
состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защи-
те их прав,  находящимся в трудной жизненной ситуации, а также ос-
тавшимся без попечения родителей.
     Основными задачами   взаимодействия   органов  исполнительной
власти города Москвы  и  органов  местного  самоуправления  должны
стать:
     - совершенствование координации работы с населением по  месту
жительства,  содействие в развитии социально-партнерских отношений
и технологий в работе с общественными и иными некоммерческими  ор-
ганизациям;
     - развитие материально-технической базы;
     - оптимизация использования финансовых средств, нежилых поме-
щений, спортивных объектов в целях обеспечения прав граждан и соз-
дания  равных  возможностей  для получения жителями Москвы услуг в
сфере работы с населением по месту жительства.
     В целях реализации концепции представляется необходимым:
     - разработать научно-обоснованную инновационную модель  орга-
низации работы с населением по месту жительства на основе сетевого
подхода;
     - создать и использовать экспертную систему для повышения эф-
фективности организации работы с населением по месту жительства;
     - обновить  базы данных субъектов,  осуществляющих досуговую,
социально-воспитательную,  физкультурно-оздоровительную и спортив-
ную работу с населением по месту жительства;
     - разработать и издать научно-методические пособия по обобще-
нию лучшего российского и зарубежного опыта по организации досуго-
вой и социально-воcпитательной работы с населением  по  месту  жи-
тельства;
     - проводить анализ существующих моделей организации работы по
месту  жительства  в  городе  Москве в целях выявления и обобщения
лучшего опыта;
     - проводить научно-методические конференции,  семинары,  веб-
семинары и пр.;
     - разрабатывать  "портфель" социально-воспитательных проектов
(обновленных, новых, инновационных);
     - создать  единую информационную базу характеристик внутриго-
родских муниципальных  образований  в  сфере  досуговой,  социаль-
но-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной рабо-
ты с населением по месту жительства;
     - разработать  единые  стандарты  и перечень государственных,
муниципальных услуг в работе с населением по месту жительства;
     - проводить ежегодный конкурс среди муниципалитетов на лучшую
организацию работы с населением по месту жительства.
     При реализации Концепции к решению проблем организации едино-
го социокультурного пространства  внутригородского  муниципального
образования  в городе Москве необходимо привлекать потенциал соци-
ально ориентированного бизнес-сообщества.  Это позволит эффективно
использовать   имеющиеся   возможности бизнес-структур  в  решении
обеспечить дополнительное финансирование для организации работы  с
населением по месту жительства.
     Бизнес-структуры могут взять на  себя  дополнительные  обяза-
тельства  перед  местным  сообществом  в  целях улучшения качества
жизни людей посредством:
     - создания собственных социальных программ  в  целях  взаимо-
действия с органами местного самоуправления;
     - добровольческой активности персонала компании;
     - стратегического партнерства с некоммерческими организациями;
     - реализации собственных адресных благотворительных программ.
     Участие бизнес-структур в работе с населением  по  месту  жи-
тельства позволит лучше обеспечить понимание потребностей жителей,
включая потенциальную клиентскую  базу  "потребителей"  их  услуг,
проведение рекламных акций своей продукции.

             5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

     В целях  повышения  уровня  информированности  жителей города
Москвы,  создания общего информационного пространства, налаживания
эффективного  обмена  между участниками работы в сфере взаимодейс-
твия работы с населением по месту жительства требуется  информаци-
онная поддержка.
     Для этого предусматривается:
     - создание информационного портала,  содержащего сведения  об
организации работы с населением по месту жительства;
     - выпуск отраслевых специализированных печатных изданий;
     - тиражирование специализированных методических пособий и ре-
комендаций;
     - формирование  информации о работе с населением по месту жи-
тельства на окружных интернет-сайтах,  обеспечение участия внутри-
городских муниципальных образований и общественного сектора в про-
цессах информационной интеграции административных  округов  города
Москвы;
     - информирование населения города  Москвы  о  предоставляемых
услугах, оказываемых государственными, муниципальными учреждениями
и некоммерческими организациями,  общественными объединениями  (на
сайтах внутригородских муниципальных образований, в районных и ок-
ружных СМИ,  унификация информационных стендов субъектов работы по
месту жительства)  в  сфере  досуговой,  социально-воспитательной,
физкультурно-оздоровительной  и  спортивной работы с населением по
месту жительства;
     - содействие в создании и размещении на городских теле- и ра-
диоканалах,  студиях кабельного телевидения административных окру-
гов города Москвы, программ, ориентированных на различные возраст-
ные  и  социальные группы москвичей и отражающих аспекты работы по
месту жительства;
     - привлечение "социально ориентированного" бизнеса для разра-
ботки и развития современных информационно-технологических  систем
в  целях  обеспечения взаимодействия,  оказания помощи и поддержки
субъектам работы по месту жительства в доступе и обмене информаци-
ей.

       6. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ РАБОТЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

     В современных  социально-экономических  условиях   реализация
Концепции  позволит систематизировать организацию работы с населе-
нием по месту жительства,  оказывать значительное влияние на реше-
ние  комплекса задач,  связанных с повышением качества жизни граж-
дан, созданием и функционированием структур гражданского общества,
обеспечить  реальные  возможности  освоения и утверждения культуры
самоуправления,  продуктивного  межведомственного  взаимодействия,
сформировать  нормы межпоколенческих и межэтнических взаимоотноше-
ний.
     Реализация Концепции позволит достичь:
     - создания  условий для взаимодействия между всеми субъектами
деятельности, в том числе инициативными формированиями жителей го-
рода Москвы;
     - соответствия содержания социально-воспитательной работы  по
месту жительства запросам и ожиданиям различных групп населения;
     - уменьшения количества социально одиноких людей;
     - внедрения  новых  форм  влияния активной части населения на
отдельные категории жителей и  объекты  социальной  инфраструктуры
территории внутригородского муниципального образования;
     - максимального уровня оказания обязательных услуг в  области
работы по месту жительства;
     - адресной направленности муниципальных программ;
     - повышения  уровня  качества  и  эффективности  деятельности
субъектов  сетевого взаимодействия в соответствии с разработанными
едиными стандартами работы по месту жительства,  а также в резуль-
тате привлечения новейших научных разработок;
     - повышения эффективности взаимодействия иных органов местно-
го  самоуправления с муниципальными учреждениями,  иными некоммер-
ческими организациями,  работающими по месту  жительства,  и  биз-
нес-сообществом;
     - увеличения числа квалифицированных  специалистов  в  данной
сфере;
     - развития системы работы по месту жительства;
     - увеличения  количества  и качества проводимых мероприятий с
учетом потребностей населения;
     - снижения  криминогенной  обстановки  в городе,  в том числе
проявлений экстремистских и межэтнических взаимоотношений.