Москва - один из крупнейших мегаполисов мира с территорией
1091 кв.км, численностью дневного населения 11,0 млн. человек и
объемом перевозок всеми видами городского пассажирского транспорта
10,4 млрд. пассажиров в год.
Основным видом городского пассажирского транспорта является
Московский метрополитен, который выполняет около 47% работы транс-
портной системы и занимает важнейшее место в решении социаль-
но-экономических задач развития города и региона.
Протяженность сети метрополитена составляет 265,4 км, что не
соответствует потребностям транспортного обслуживания города. Чис-
ленность населения, проживающего в периферийных районах и не обс-
луживаемого метрополитеном, достигает 1,9 млн. человек, дефицит
линий метрополитена составляет в настоящее время около 100 км.
Условия перевозок пассажиров на метрополитене в наиболее нап-
ряженный период утреннего часа "пик" превышают нормативные условия
в 1,3-1,7 раза.
На наземных видах транспорта заполнение транспортных средств,
осуществляющих перевозку из дальних районов города, не имеющих
метрополитена, превышает норматив в 1,5-1,7 раза и не снижается в
межпиковые периоды суток. Ряд транспортных узлов у периферийных
станций метрополитена практически полностью исчерпали свою про-
пускную способность. Сложившаяся ситуация требует совершенствова-
ния схемы развития городского пассажирского транспорта и разработ-
ки программы его развития.
В последние годы объемы инвестиций в метростроение позволяли
вводить ежегодно 2,0-2,5 км линий, что ниже требуемого в 3-4 раза.
Бюджетом Российской Федерации финансируется 15-20% от установлен-
ных Госстроем Российской Федерации технологически обоснованных
потребностей в капитальных вложениях на строительство метрополите-
на в Москве.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Феде-
рации от 12 октября 2000 года N 1433-р и распоряжением Мэра Москвы
от 6 апреля 2001 года N 320-РМ "О разработке программ развития
Московского метрополитена и других видов скоростного внеуличного
транспорта и схемы развития городского пассажирского транспорта",
в целях ликвидации сложившегося отставания в развитии сети метро-
политена от потребностей города, улучшения транспортного обслужи-
вания населения, сокращения затрат времени на поездку, разгрузки
действующих линий, повышения надежности работы метрополитена необ-
ходимо за период 2002-2015 гг. построить не менее 80 км линий и
довести протяженность сети до 340 км.
В целях улучшения условий функционирования и развития города
Москвы, повышения уровня транспортного обслуживания населения Пра-
вительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Программу развития Московского метрополитена и
других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года,
обеспечивающую сооружение линий и объектов метрополитена (приложе-
ние 1) и включающую:
- формирование новых линий - Люблинско-Дмитровской, Митинско-
Строгинской и Солнцевской;
- продление действующих линий - Серпуховско-Тимирязевской,
Калининской, Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой;
- строительство линий легкого метрополитена в районе Южное
Бутово и мини-метро в ММДЦ "Москва-Сити";
- сооружение дополнительных входов на действующих станциях
Маяковская, Бауманская, Арбатская, Комсомольская и строительство
новой станции Суворовская на перегоне Новослободская - Проспект
Мира Кольцевой линии;
- реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение
подвижного состава.
Поэтапный ввод линий и объектов метрополитена уточняется в
годовых инвестиционных программах.
2. Представить в мае 2002 года Программу развития Московского
метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до
2015 года в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
После утверждения Программы развития метрополитена и других
видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 года направить ее
в Минтранс России для включения в состав федеральной целевой прог-
раммы "Развитие метрополитенов и других видов скоростного внеулич-
ного транспорта в Российской Федерации до 2015 года".
3. Одобрить основные показатели развития системы городского
пассажирского транспорта до 2015 года, обеспечивающие улучшение
транспортного обслуживания населения города и совершенствование
работы транспорта (приложение 2).
4. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы, ГУП
"Мосгортранс" совместно с Москомархитектурой разработать программу
и доработать схему развития наземного общественного транспорта и
его материально-технической базы до 2015 года и представить во II
квартале 2003 года в Правительство Москвы.
5. ГУП "Московский метрополитен":
5.1. Организовать реализацию Программы развития Московского
метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до
2015 года.
5.2. Обеспечить объекты метрополитена, подлежащие строитель-
ству, утвержденной проектно-сметной документацией.
5.3. Завершить в 2002 году инвентаризацию отведенных и не ис-
пользуемых в Центральном административном округе стройплощадок под
строительство линий метрополитена с целью определения их дальней-
шего использования под другие виды городского строительства.
6. ОАО "Метрогипротранс" по заказу ГУП "Московский метрополи-
тен" разработать и при необходимости откорректировать проект-
но-сметную документацию на объекты метрополитена, подлежащие стро-
ительству до 2015 года, в сроки, согласованные с заказчиком.
7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы по
заявке инвестора Управления экономической, научно-технической и
промышленной политики в строительной отрасли Правительства Москвы
предусмотреть в 2003 году выделение средств на разработку Програм-
мы развития наземного общественного транспорта до 2015 года в пре-
делах лимитов капитальных вложений по отрасли "Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и информатика".
8. Москомархитектуре совместно с Управлением транспорта и
связи Правительства Москвы, ГУП "Мосгортранс" и ГУП "Московский
метрополитен" в 2003 году определить перечень первоочередных пе-
регруженных транспортных узлов у станций метрополитена и разрабо-
тать проектные предложения с определением этапов их реконструкции.
Считать первоочередными узлами - Выхино, Юго-Западная.
9. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы сов-
местно с Московской железной дорогой и Москомархитектурой в 2002
году подготовить предложения по максимальному использованию желез-
ной дороги для пассажирских перевозок в г.Москве, включая Малое
кольцо Московской железной дороги и представить на утверждение в
Московскую железную дорогу.
10. Просить Правительство Российской Федерации:
10.1. Включить в состав федеральной целевой программы "Разви-
тие метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транс-
порта в Российской Федерации до 2015 года" Программу развития Мос-
ковского метрополитена и других видов скоростного внеуличного
транспорта до 2015 года.
10.2. Включать в перечень объектов, финансируемых из госу-
дарственного бюджета по строке "метрополитен", объекты скоростного
внеуличного транспорта: легкое метро, монорельс и другие.
10.3. Учитывая высокую социальную значимость метрополитена
для города Москвы - столицы Российской Федерации и его значитель-
ное отставание в развитии от реальных потребностей москвичей, жи-
телей Подмосковья и гостей столицы в поездках по городу, обеспе-
чить увеличение размера государственной поддержки на метростроение
в городе Москве до 50% от технологически обоснованных объемов.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ак-
сенова П.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IY
квартале 2002 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 года N 337-ПП
СООРУЖЕНИЕ ЛИНИЙ И ОБЪЕКТОВ МЕТРОПОЛИТЕНА ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ
МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА И ДРУГИХ ВИДОВ СКОРОСТНОГО
ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА ДО 2015 ГОДА
+----+----------------------------------------+------+-----------+
|N | Наименование линий, объекта | Ед. | Объем |
|п/п | | изм. |строитель- |
| | | |ства, годы |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 2002-2005 гг. |
| 1.|Серпуховско-Тимирязевская линия | | |
|1.1.|Улица Ак. Янгеля - Бульвар Дм. Донского | км |3,24(2002)*|
| |в т.ч. 1,21 км - до ст. Аннино - введено| | |
| |в 2001 году | | |
| 2.|Бутовская линия (легкий метрополитен) | | |
|2.1.|Бульвар Дм. Донского - Чечерский пр. | км |7,3(2003)* |
|2.2.|Чечерский проезд - Новокурьяново с сое- | | |
| |динительной веткой и электродепо | км |2,4(2004)* |
| 3.|Арбатско-Покровская линия | | |
|3.1.|Киевская - Парк Победы | км |4,2(2003)* |
| 4.|Мини-метрополитен | | |
|4.1.|Киевская - Москва-Сити | км |2,72(2004)*|
| 5.|Вторые входы на станции | | |
|5.1.|Маяковская |объект| 1 (2004)* |
| |Итого ввод: линий | км | 19,86 |
| | входов |объект| 1 |
| |Необходимый лимит средств, всего, в |млн.р.| 36072,4 |
| |ценах 2001 г., | | |
| |в том числе: | | |
| |- на строительство |млн.р.| 28130,4 |
| |- на реконструкцию, техническое перевоо-|млн.р.| 5866,0 |
| | ружение, включая приобретение подвиж- | | |
| | ного состава для замены | | |
| |- на приобретение подвижного состава для|млн.р.| 2076,0 |
| | увеличения парка | | |
| | 2006-2010 гг. |
| 1.|Люблинско-Дмитровская линия (2007 г.) | | |
|1.1.|Чкаловская - Трубная | км | 3,2 |
|1.2.|Трубная - Марьина Роща | км | 3,5 |
|1.3.|Марьино - Зябликово | км | 4,33 |
| 2.|Митинско-Строгинская линия | | |
|2.1.|Парк Победы - Кунцевская | км | 5,4 |
|2.2.|Крылатское - Строгино | км | 6,09 |
|2.3.|Митино - Строгино с электродепо | км | 8,51 |
| 3.|Калининская линия | | |
|3.1.|Новогиреево - Новокосино | км | 3,23 |
| 4.|Таганско-Краснопресненская | | |
|4.1.|Выхино - Жулебино | км | 3,38 |
| 5.|Замоскворецкая линия | | |
|5.1.|Красногвардейская-Братеево с электродепо| км | 2,9 |
| 6.|Вторые входы на станции | | |
|6.1.|Бауманская |объект| 1 |
|6.2.|Арбатская |объект| 1 |
+----+----------------------------------------+------+-----------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 7.|Новые станции на действующих линиях | | |
|7.1.|Суворовская (К) |объект| 1 |
| |Итого ввод: линий | км | 40,54 |
| | вторых входов |объект| 2 |
| | новых станций |объект| 1 |
| |Необходимый лимит средств, всего, в |млн.р.| 58890,0 |
| |ценах 2001 г., | | |
| |в том числе: | | |
| |- на строительство |млн.р.| 45105,0 |
| |- на реконструкцию, техническое перевоо-|млн.р.| 6500,0 |
| | ружение, включая приобретение подвиж- | | |
| | ного состава для замены | | |
| |- на приобретение подвижного состава для|млн.р.| 7285,0 |
| | парка | | |
| 8.|Скоростная транспортная система (СТС) | |за счет |
| |Шереметьево- Москва "Сити" - Внуково | |средств |
| | | |инвестора |
| | 2011-2015 гг. | | |
| 1.|Люблинско-Дмитровская линия | | |
|1.1.|Марьина Роща - Лихоборы с электродепо | км | 8,04 |
| 2.|Солнцевская линия | | |
|2.1.|Парк Победы - Олимпийская деревня с | | |
| |электродепо | км | 10,86 |
| 3.|Замоскворецкая линия | | |
|3.1.|Речной вокзал - Улица Дыбенко | км | 2,42 |
| 4.|Вторые входы на станции | | |
|4.1.|Комсомольская |объект| 1 |
| |Итого ввод: линий | км | 21,32 |
| | вторых входов |объект| 1 |
| | новых станций |объект| - |
| |Необходимый лимит средств, всего, в |млн.р.| 42885,0 |
| |ценах 2001 г., | | |
| |в том числе: | | |
| |- на строительство |млн.р.| 32785,0 |
| |- на реконструкцию, техническое перевоо-|млн.р.| 6500,0 |
| | ружение, включая приобретение подвиж- | | |
| | ного состава для замены | | |
| |- на приобретение подвижного состава для|млн.р.| 3600,0 |
| | увеличения парка | | |
| |Всего ввод за период 2001-2015 гг. | | |
| | линий | км | 81,72 |
| | вторых входов |объект| 4 |
| | новых станций |объект| 1 |
| |Необходимый лимит средств, всего, в |млн.р.| 137847,4 |
| |ценах 2001 г., | | |
| |в том числе: | | |
| |- на строительство |млн.р.| 106020,4 |
| |- на реконструкцию, техническое перевоо-|млн.р.| 18866,0 |
| | ружение, включая приобретение подвиж- | | |
| | ного состава для замены | | |
| |- на приобретение подвижного состава для|млн.р.| 12961,0 |
| | увеличения парка | | |
+----+----------------------------------------+------+-----------+
*) сроки сооружения и объемы финансирования объектов в период
2002-2015 гг. будут уточняться годовыми инвестиционными програм-
мами.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 года N 337-ПП
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА ДО 2015 ГОДА
+---+------------------------------------+-------+-------+-------+
|N | Показатели |2001 г.|2005 г.|2015 г.|
|п/п| | | | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | | |
| 1.|ОБЪЕМ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК | 10424 | 10500 | 10900 |
| |млн.пасс.в год/% | 100% | 100% | 100% |
| |легковой автомобильный транспорт | 1650 | 1700 | 2000 |
| | | 15,8%| 16,2%| 18,3%|
| |общественные виды транспорта | 8774 | 8800 | 8900 |
| | | 84,2%| 83,8%| 81,7%|
| |в том числе: | 3203 | 3250 | 3350 |
| |метрополитен | 30,7%| 31,0%| 30,7%|
| |железная дорога | 635 | 650 | 750 |
| | | 6,1%| 6,2%| 6,9%|
| |наземный общественный транспорт | 4936 | 4900 | 4800 |
| | | 47,3%| 46,8%| 44,1%|
| |в том числе коммерческие перевозки | 650 | 650 | 700 |
| 2.|ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЕТИ, км | | | |
| |скоростной внеуличный транспорт | 455,4 | 565,0 | 635,0 |
| |Метрополитен, всего | 265,4 | 283,0 | 339,0 |
| |в т.ч. действующая система | 265,4 | 270,7 | 326,4 |
| | мини-метрополитен/в том числе | | | |
| | совместной эксплуатации с | | | |
| | метрополитеном | - |6,0/3,5|6,0/3,5|
| | наземный (легкий) метрополитен | - | 9,7 | 9,7 |
| |Железная дорога, всего | 190,0 | 273,0 | 287,5 |
| |в т.ч. пригородно-городская железная| | | |
| | дорога | 190,0 | 190,0 | 190,0 |
| | пассажирская система по трассе | | | |
| | МКМЖД | - | 54,0 | 54,0 |
| | скоростная транспортная система| | | |
| | (аэропорт-центр города) | - | 29,0 | 43,5 |
| |Монорельсовая транспортная система | - | 8,6 | 8,6 |
| |НАЗЕМНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ | 1760 | 1800 | 2100 |
| |(с учетом совмещения маршрутной | | | |
| |сети) | | | |
| |МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ В ПРЕДЕЛАХ | | | |
| |ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ, км | 1271 | 1378 | 1730 |
| 3.|КОЛИЧЕСТВО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (ед.) | | | |
| |Метрополитен | 4150 | 4306 | 5128 |
| |Наземный общественный транспорт | 7676 | 8700 | 8500 |
| 4.|УДЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ САЛОНА В ЧАСЫ | | | |
| |"ПИК", чел.на м. кв свободной | | | |
| |площади пола | | | |
| |Метрополитен | 4,7 | 4,7 | 3,7 |
| |Наземный общественный транспорт | 5,7 | 5,7 | 5,0 |
| 5.|МАКСИМАЛЬНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ ДВИЖЕНИЯ В | | | |
| |ЧАСЫ "ПИК" (минуты) | | | |
| |метрополитен | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
| |наземный общественный транспорт |до 50 | 20 | 10 |
+---+------------------------------------+-------+-------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | | |
| 6.|ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК млн.пасс. в | | | |
| |год на 1 км линий | | | |
| |скоростного внеуличного транспорта, | 8,5 | 6,9 | 6,4 |
| |в том числе метрополитена | 12,1 | 11,5 | 9,9 |
| 7.|СРЕДНИЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА ПОЕЗДКУ | | | |
| |ЖИТЕЛЯ ПО ГОРОДУ (минуты) | 65 | 65 | 60 |
+---+------------------------------------+-------+-------+-------+
Верно: