Во исполнение распоряжений Мэра Москвы от 21 января 2000 г.
N 52-РМ "О структуре Мэрии города Москвы" и от 2 февраля 2000 г.
N 126-РМ "Об утверждении Положения о Московском городском
казначействе":
1. Утвердить Положение о Департаменте финансов г.Москвы
(приложение).
2. Считать утратившими силу распоряжения Мэра Москвы от 6 марта
1997 г. N 189-РМ "Об утверждении Положения о Департаменте финансов
г.Москвы в новой редакции" и от 2 июня 1997 г. N 430-РМ "Об усилении
контроля за целевым использованием бюджетных средств".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 30 марта 2000 г.
N 340-РМ
П О Л О Ж Е Н И Е
о Департаменте финансов г.Москвы
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Департамент финансов г. Москвы (далее - Департамент
финансов) является функциональным органом исполнительной власти города
Москвы, обеспечивающим разработку и реализацию единой
бюджетно-финансовой политики Правительства Москвы, составление и
исполнение бюджета города Москвы, исполнительно-распорядительные
функции по управлению финансами города Москвы, и координирующим
деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти города
Москвы.
1.2. Департамент финансов в своей деятельности руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами
города Москвы, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, распоряжениями Мэра Москвы, постановлениями и
распоряжениями Правительства Москвы, указаниями и инструкциями
Министерства финансов Российской Федерации, другими нормативными
правовыми актами и настоящим Положением.
1.3. Департамент финансов подчиняется Правительству Москвы, его
деятельность курирует непосредственно Премьер Правительства Москвы.
1.4. Департамент финансов осуществляет свою деятельность в рамках
единой бюджетно-финансовой политики Правительства Москвы во
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления.
1.5. В структуру Департамента финансов входят Московское
городское казначейство, другие управления и отделы, а также
территориальные обособленные подразделения - финансово-казначейские
управления административных округов города Москвы.
1.6. Работники Департамента финансов являются государственными
служащими города Москвы. Их обязанности, права и гарантии социальной
защиты устанавливаются законодательством Российской Федерации и города
Москвы о государственной службе, другими нормативными правовыми
актами.
1.7. Финансирование расходов на содержание Департамента финансов
осуществляется за счет средств бюджета города Москвы.
1.8. Департамент финансов является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, смету расходов, счета в банковских
учреждениях, печать с изображением герба города Москвы и со своим
наименованием, штампы и бланки.
1.9. Место нахождения Департамента финансов - г.Москва, Миусская
пл., дом 2/2.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ
Основными задачами Департамента финансов являются:
2.1. Разработка и реализация единой бюджетно-финансовой политики
Правительства Москвы на основе перспективных и краткосрочных программ
социально-экономического развития города Москвы с учетом принципа их
сбалансированности с реальными финансовыми ресурсами.
2.2. Совершенствование процесса исполнения бюджета города Москвы
с целью максимальной мобилизации финансового потенциала города и
обеспечения целевого и рационального использования бюджетных средств.
2.3. Составление проекта бюджета города Москвы с учетом прогноза
социально-экономического развития города и обоснованных заявок
отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной
власти города Москвы по бюджетному финансированию.
2.4. Обеспечение устойчивости финансовой системы города Москвы и
ее активного воздействия на ускорение социально-экономического
развития города, повышение эффективности хозяйствования.
2.5. Организация и осуществление предварительного, текущего и
последующего контроля за целевым и рациональным расходованием
бюджетных средств, выделенных комплексам городского управления,
отраслевым, функциональным и территориальным органам исполнительной
власти города Москвы.
2.6. Организация исполнения и исполнение бюджета города Москвы по
доходам и расходам с использованием казначейского метода, управление
средствами бюджета, находящимися на банковских счетах, исходя из
принципа единства кассы.
2.7. Организация учета всех доходов бюджета и заемных ресурсов
города Москвы, находящихся на счетах бюджета города Москвы.
2.8. Осуществление краткосрочного прогнозирования доходов бюджета
и объема финансовых ресурсов города Москвы, а также оперативное
управление этими ресурсами в пределах расходов, установленных на
соответствующий период.
2.9. Организация учета бюджетных обязательств получателей
бюджетных средств, контроль за их соответствием установленному объему
расходов бюджета и целевым использованием.
2.10. Сбор, обработка и анализ оперативной информации о состоянии
бюджетной системы города Москвы, составление сводного отчета об
исполнении бюджета города Москвы.
2.11. Разработка мероприятий по реализации политики администрации
города Москвы в области формирования и развития финансового рынка.
2.12. Разработка предложений Правительству Москвы по увеличению
доходной базы бюджета города Москвы и изысканию дополнительных
финансовых ресурсов.
2.13. Участие совместно с органами исполнительной власти города
Москвы в разработке и осуществлении мероприятий по привлечению в
экономику города кредитных ресурсов и инвестиций. Инициативное
изыскание средств и дополнительных источников пополнения бюджета
города Москвы.
2.14. Разработка предложений Правительству Москвы по
совершенствованию методов финансово-бюджетного планирования,
финансирования, отчетности и осуществления финансового контроля.
3. ФУНКЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ
В соответствии с возложенными задачами Департамент финансов
осуществляет следующие функции:
3.1. Формирование единой бюджетно-финансовой политики
Правительства Москвы:
- совершенствует систему аккумуляции финансовых ресурсов города и
управление ими;
- совместно с другими органами исполнительной власти города
Москвы обеспечивает функционирование целевых бюджетных фондов города
Москвы;
- формирует бюджетную политику Правительства Москвы, определяет
порядок мобилизации доходов и финансирования расходов, концентрирует
финансовые ресурсы на приоритетных направлениях
социально-экономической деятельности администрации города Москвы;
- готовит предложения по финансовой обеспеченности городских
заказов и программ;
- ведет сводный реестр распорядителей и получателей бюджетных
средств города Москвы;
- организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и
кассовое планирование средств бюджета города Москвы с учетом ожидаемых
доходов и принятых бюджетных обязательств;
- взаимодействует в пределах своей компетенции с Главным
управлением Центрального банка Российской Федерации по г.Москве,
Управлением Федерального казначейства по г.Москве, Управлением
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве, с
банковскими и страховыми организациями;
- координирует взаимодействие органов исполнительной власти
города Москвы, предприятий, учреждений и организаций с уполномоченными
банками Правительства Москвы и осуществляет наблюдение за их
финансовым состоянием;
- разрабатывает предложения по совершенствованию методов
финансового планирования, организации учета и отчетности;
- осуществляет контроль за формированием доходной части бюджета
города Москвы, целевым и рациональным расходованием бюджетных средств
главными распорядителями, распорядителями и их получателями.
3.2. Решение задач финансового воздействия на оптимизацию
развития экономики и социальной сферы города Москвы:
- осуществляет разработку механизмов финансового, налогового и
кредитного регулирования, финансово-экономических мер по развитию
рыночных отношений, повышению эффективности экономики города Москвы;
- участвует в прогнозировании финансовой базы
социально-экономического развития города на год, среднесрочную и
долгосрочную перспективу;
- готовит предложения по финансовому обеспечению развития
экономики города, поддержке столичного предпринимательства;
- готовит предложения по основным направлениям денежно-кредитной
политики Правительства Москвы, оптимизации расчетов в городском
хозяйстве;
- участвует в организации и реализации городских мероприятий по
развитию фондового рынка;
- участвует в формировании ценовой политики Правительства Москвы,
совершенствовании ценообразования и системы тарифов;
- участвует в разработке и реализации мероприятий, связанных с
вопросами управления собственностью города Москвы, включая имущество,
пакеты акций, землю и другие активы, обеспечивающих стабильные
поступления доходов от ее использования, а также в целях развития
инфраструктуры города.
3.3. Управление бюджетным процессом:
- формирует проект бюджета города Москвы, обеспечивающего
концентрацию финансовых ресурсов на основных направлениях
социально-экономического развития города, повышение эффективности
функционирования городского хозяйства и социальной сферы города
Москвы;
- обеспечивает в установленном порядке исполнение бюджета города
Москвы по доходам и расходам с использованием казначейского метода,
осуществление в соответствии с законодательством корректировки
бюджетных назначений с учетом фактических поступлений доходов в бюджет
города; осуществляет контроль за исполнением бюджета города Москвы;
- готовит предложения по совершенствованию взаимоотношений между
городским, окружным и отраслевыми уровнями исполнения единого бюджета
города Москвы в целях обеспечения единых принципов и подходов к
формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов
города;
- совершенствует структуру городских расходов с учетом проводимых
преобразований в экономике города и необходимости приоритетной
поддержки отдельных отраслей городского хозяйства, социальной сферы,
сокращения расходов на содержание управленческого аппарата;
- совершенствует методы бюджетного планирования и финансирования;
- составляет отчет об исполнении бюджета города Москвы и
представляет его Правительству Москвы и Министерству финансов
Российской Федерации;
- ведет сводный реестр распорядителей и получателей бюджетных
средств города Москвы;
- организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и
кассовое планирование средств бюджета города Москвы с учетом ожидаемых
доходов и принятых бюджетных обязательств;
- осуществляет оперативное управление средствами на счетах
бюджета города Москвы с целью обеспечения финансовыми ресурсами
плановых и неотложных расходов в соответствии с бюджетной росписью и
принятыми бюджетными обязательствами как в рублях, так и в иностранной
валюте;
- ведет учет доходов бюджета города и целевых бюджетных фондов в
разрезе статей бюджетной классификации и представляет налоговым и
другим органам, осуществляющим учет поступления доходов в разрезе
плательщиков, информацию по установленной форме;
- осуществляет по представлению Управления Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве и его
территориальных инспекций, а также других органов, ведущих учет
платежей в разрезе плательщиков, возврат из бюджета города Москвы
излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;
- осуществляет финансирование расходов бюджета по распоряжениям
(поручениям) главных распорядителей, распорядителей и получателей
бюджетных средств с отражением операций на их лицевых счетах;
- оформляет в процессе исполнения бюджета взаимные расчеты между
федеральным бюджетом и бюджетом города Москвы, а также между
участниками бюджетного процесса города Москвы;
- организует и осуществляет учет операций по исполнению бюджета
города Москвы.
3.4. Обеспечение доходов бюджета города Москвы:
- осуществляет формирование доходной части бюджета города Москвы;
- проводит мероприятия по разработке и осуществлению единой
налоговой политики на территории города Москвы, участвует в ее
реализации;
- готовит предложения по совершенствованию налогового
законодательства города Москвы.
3.5. Обеспечение эффективного взаимодействия звеньев и участников
единой финансовой системы города Москвы:
- разрабатывает направления совершенствования бюджетно-финансовой
работы в соответствии с задачами социально-экономического развития
города;
- координирует деятельность органов исполнительной власти города
Москвы в области бюджетно-финансового планирования и финансирования
городского хозяйства и социальной сферы;
- готовит предложения об укреплении финансов города Москвы,
координации в этой области деятельности Департамента финансов и других
органов исполнительной власти города Москвы.
3.6. Организация системы заимствований и обслуживания
государственного долга города Москвы:
- осуществляет совместно с Комитетом муниципальных займов и
развития фондового рынка, Департаментом экономической политики и
развития единую политику управления государственным долгом города
Москвы;
- участвует в разработке Программы государственных заимствований
города Москвы, ведет Государственную долговую книгу города Москвы;
- обеспечивает финансирование расходов по обслуживанию
государственного долга города Москвы.
3.7. Обеспечение функционирования целевых бюджетных фондов города
Москвы:
- анализирует состав целевых бюджетных фондов города Москвы,
порядок их формирования и расходования;
- вносит предложения по составу целевых бюджетных фондов города
Москвы, источникам их формирования и направлениям расходования;
- обеспечивает контроль за целевым и рациональным расходованием
средств указанных фондов.
3.8. Совершенствование бухгалтерского учета и отчетности:
- рассматривает и анализирует бухгалтерскую отчетность органов
исполнительной власти города Москвы;
- осуществляет методическое руководство постановкой
бухгалтерского учета и отчетности бюджетными организациями и
учреждениями;
- обеспечивает в установленном порядке ведение бухгалтерского
учета и составление отчетности об исполнении бюджета города Москвы,
сметы расходов на содержание Департамента финансов;
- оказывает методическую помощь учреждениям и организациям,
финансируемым из бюджета города Москвы, по приведению их систем
бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с установленными
требованиями законодательства.
4. ПРАВА ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ
Департамент финансов вправе:
- заключать договоры (контракты, соглашения), открывать рублевые
и валютные счета в учреждениях Центрального банка Российской
Федерации, уполномоченных банках Правительства Москвы и в иных
кредитных учреждениях для совершения операций со средствами бюджета
города Москвы в соответствии с законодательством и настоящим
Положением;
- получать от банков и иных учреждений первичную информацию и
справки об операциях, совершенных со средствами бюджета города Москвы,
и состоянии бюджетных счетов организаций и учреждений, финансируемых
из бюджета города Москвы;
- вести лицевые счета организаций и учреждений, финансируемых из
бюджета города Москвы с отражением в установленном порядке операций по
расходованию государственных средств города Москвы;
- получать от налоговых и других органов, осуществляющих учет
доходов бюджета города Москвы, информацию об обязательствах
плательщиков по объему и срокам расчетов, а также о задолженности
плательщиков перед бюджетом города Москвы;
- получать от главных распорядителей, распорядителей средств
целевых бюджетных фондов города Москвы материалы и отчеты о
формировании и расходовании средств фондов;
- получать от главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств, кредитных учреждений сведения и
материалы, необходимые для осуществления контроля за целевым и
рациональным расходованием бюджетных средств;
- проводить финансовый анализ технико-экономических и других
проектов, договоров (контрактов, соглашений), представляемых в
качестве обоснований для выделения средств из бюджета города Москвы;
- представлять по поручениям Мэра или Правительства Москвы
городскую администрацию в договорах о предоставлении бюджетных
кредитов и государственных гарантий (поручительств) за счет средств
бюджета города Москвы;
- проводить проверки финансового состояния получателей бюджетных
средств, в том числе получателей налоговых и бюджетных кредитов, а
также государственных гарантий;
- принимать решения о блокировке расходов и об отмене блокировки
расходов с уведомлением Мэра Москвы;
- проводить документальные ревизии и проверки правильности
расходования бюджетных средств, в том числе средств целевых бюджетных
фондов, органами исполнительной власти города Москвы, организациями,
учреждениями, хозяйствующими субъектами независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности;
- осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль за
исполнением бюджета города Москвы;
- требовать от главных распорядителей, распорядителей и
получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании
средств бюджета города Москвы и иных сведений, связанных с получением,
перечислением, зачислением и использованием средств бюджета города
Москвы;
- направлять представления главным распорядителям, распорядителям
и получателям средств бюджета города Москвы, кредитным учреждениям с
требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства
Российской Федерации и города Москвы и осуществлять контроль за их
устранением;
- засчитывать предприятиям, учреждениям, организациям,
допустившим нецелевое использование бюджетных средств, при
невозможности их реального взыскания, суммы нецелевого использования в
счет будущего финансирования с уведомлением об этом руководителей
органов исполнительной власти города Москвы;
- обращаться в судебные органы с исками к предприятиям,
организациям, учреждениям, допускающим нарушения бюджетного
законодательства Российской Федерации и города Москвы;
- взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и
организаций денежные средства, выделенные им из бюджета города Москвы
и используемые не по целевому назначению, а также полученные при этом
доходы;
- выдавать в установленном порядке разрешения на открытие текущих
счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих
во временное распоряжение организаций;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и города Москвы.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВ
5.1. Департамент финансов возглавляет руководитель, министр
Правительства Москвы, назначаемый на должность и освобождаемый от
должности Мэром Москвы.
Первые заместители и заместители руководителя Департамента
финансов назначаются и освобождаются от должности по его представлению
распоряжением Премьера Правительства Москвы.
Руководитель Московского городского казначейства назначается на
должность и освобождается от должности распоряжением Мэра Москвы.
5.2. Руководитель Департамента финансов:
5.2.1. Руководит деятельностью Департамента финансов на основе
единоначалия, осуществляет права и обязанности, вытекающие из
настоящего Положения, несет персональную ответственность перед
Правительством Москвы за выполнение задач, возложенных на Департамент
финансов, за организацию его работы, подбор и расстановку кадров,
соблюдение порядка и дисциплины в работе аппарата Департамента.
5.2.2. Издает в пределах компетенции Департамента финансов
приказы на основании и во исполнение законодательства Российской
Федерации и города Москвы, актов вышестоящих органов государственной
власти, обеспечивает их исполнение.
5.2.3. Вносит на рассмотрение Правительства Москвы проекты
постановлений и распоряжений о составлении и исполнении бюджета города
Москвы и по другим вопросам, входящим в компетенцию Департамента
финансов.
5.2.4. Распоряжается бюджетными средствами в пределах
ассигнований по росписи расходов.
5.2.5. Представляет без особой на то доверенности интересы
Департамента финансов во всех предприятиях, учреждениях и
организациях, в судах общей юрисдикции и арбитражном суде.
5.2.6. Утверждает структуру и штаты Департамента финансов в
пределах установленного фонда оплаты труда.
5.2.7. Утверждает положения об управлениях, отделах и других
структурных подразделениях Департамента финансов.
5.2.8. Принимает на работу и увольняет с работы работников
Департамента финансов в соответствии с утвержденным перечнем
должностей.
5.3. В Департаменте финансов образуется коллегия в составе
руководителя (председателя Коллегии), его заместителей по должности, а
также других руководящих работников Департамента и иных лиц по
представлению руководителя Департамента.
Состав Коллегии утверждается Премьером Правительства Москвы.
Положение о Коллегии утверждается руководителем Департамента
финансов.
Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает
вопросы организации работы по совершенствованию финансовой системы
города, составлению проекта и исполнению бюджета города Москвы и
другие наиболее важные вопросы деятельности Департамента.
Решения Коллегии оформляются протоколами и реализуются, как
правило, приказами руководителя Департамента финансов.
5.4. Для рассмотрения актуальных вопросов и предложений о
совершенствовании методики финансово-бюджетного планирования и
финансирования городского хозяйства, методологии бухгалтерского учета
и отчетности, осуществления контрольной работы Департаментом финансов
могут создаваться научные и методологические советы из специалистов,
работников научных учреждений, представителей других организаций.
Состав научных и методологических советов и положения о них
утверждаются руководителем Департамента финансов.
5.5. Департамент финансов вправе в установленном порядке вносить
предложения о создании предприятий, учреждений и организаций.
5.6. Департамент финансов отчитывается о своей работе перед
Правительством Москвы.
5.7. Изменение настоящего Положения производится распоряжением
Мэра Москвы.
5.8. Прекращение деятельности Департамента финансов может быть
осуществлено по распоряжению Мэра Москвы.
5.9. Контроль за деятельностью Департамента финансов осуществляет
Правительство Москвы и уполномоченные им органы.
5.10. В случае ликвидации Департамента финансов его документы
передаются в Московское городское объединение архивов.