Правительство Москвы отмечает, что в обеспечении продовольст-
венной безопасности столицы решающую роль играют предприятия опто-
вой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, образую-
щие оптовый продовольственный комплекс города.
Через оптовую инфраструктуру обеспечивается поставка в роз-
ничную торговлю от 52 (картофель и овощи) до 94 процентов (продук-
ты переработки зерна) от общих объемов поставок социально значимых
видов продовольственных товаров. Имеющиеся мощности предприятий
пищевой и перерабатывающей промышленности позволяют полностью
удовлетворять потребности москвичей в основных видах продуктов пи-
тания.
Рост реальных доходов населения в условиях насыщенного продо-
вольственного рынка обеспечил в последние годы увеличение потреб-
ления москвичами мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов,
рыбы и рыбопродуктов, масла растительного. Среднедушевое потребле-
ние масла животного и растительного, сахара достигло рекомендуемых
медицинских норм.
В 2002 году Правительством Москвы принят ряд распорядительных
документов, определивших принципиально новые подходы к развитию
оптовой торговли, системы финансирования закупок, работы с регио-
нами России, организации современных межрегиональных оптовых про-
довольственных рынков и распределительных центров.
Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы сов-
местно с Департаментом имущества города Москвы разработаны предло-
жения по оптимизации структуры городской собственности в оптовом
продовольственном комплексе для включения в проект Программы рест-
руктуризации городского портфеля ценных бумаг на период до 2007
года.
Проводится работа по финансовому оздоровлению организаций.
Вместе с тем в последнее время резко обострились проблемы
имущественных отношений в оптовом продовольственном комплексе.
Участились случаи нецивилизованного передела собственности, захва-
та организаций в целях их последующего закрытия или перепрофилиро-
вания. В городе появились структуры, специализирующиеся на погло-
щении предприятий и использующие для этого различные средства:
преднамеренное (искусственное) банкротство, незаконное отчуждение
имущества, скупка акций и ряд других.
В имущественные конфликты оказалась втянутой десятая часть
организаций оптового продовольственного комплекса, в том числе ор-
ганизации с долей городской собственности. Это приводит к ущемле-
нию имущественных прав и интересов города, нарушению целостности
оптового продовольственного комплекса, обеспечивающего продоволь-
ственную безопасность столицы, развитие конкурентного оптового
рынка, занятость населения и поступление налогов в бюджет города.
Причины возникающих имущественных проблем кроются как в сфере
корпоративной собственности и корпоративного управления (недоста-
точно устойчивое финансовое положение и слабый менеджмент предпри-
ятий, несоответствие размеров уставных капиталов реальной стоимос-
ти активов), так и в сфере государственной координации и управле-
ния городской собственностью в оптовом продовольственном комплексе
(несовершенство законодательной базы, несогласованные действия ор-
ганов исполнительной власти при решении имущественных вопросов,
размытость пакетов акций города и недостаточно эффективное управ-
ление ими).
Не обеспечен переход к институту профессиональных управляющих
городскими пакетами акций организаций комплекса. Отсутствуют меха-
низмы коллективной защиты интересов города и частных акционеров
через различного рода объединения (ассоциации, союзы, гильдии),
включающие организации оптовой торговли, пищевой и перерабатываю-
щей промышленности.
В целях защиты имущественных прав и интересов города Москвы в
оптовом продовольственном комплексе и обеспечения продовольствен-
ной безопасности города Правительство Москвы постановляет:
1. Признать работу по защите имущественных интересов города
одним из приоритетных направлений деятельности органов исполни-
тельной власти города Москвы.
2. В целях координации работ по анализу негативных явлений в
сфере имущественных отношений в оптовом продовольственном комплек-
се, на предприятиях промышленности, в научных организациях, учреж-
дениях социальной сферы и выработки мер по их устранению создать
при Правительстве Москвы Оперативный штаб и утвердить его состав
(приложение 1).
3. В целях усиления защиты имущественных интересов города и
организаций оптового продовольственного комплекса, работа которых
связана с хранением городского резерва и неснижаемых страховых за-
пасов продовольствия, производством социально значимых пищевых
продуктов и другими видами деятельности по обеспечению продоволь-
ственной безопасности Москвы:
3.1. Утвердить перечень организаций оптового продовольствен-
ного комплекса и перерабатывающей промышленности со статусом
"Предприятие городского значения" (приложение 2).
Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы в ме-
сячный срок представить на утверждение Правительства Москвы поло-
жение об указанном предприятии.
Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в
месячный срок внести предложения по уточнению данного перечня и
дополнению его организациями пищевой промышленности города.
3.2. Департаменту имущества города Москвы в трехмесячный срок
организовать проведение независимой оценки рыночной стоимости ак-
ций организаций городского значения с долей города в уставном ка-
питале.
3.3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы в месячный срок
опубликовать в СМИ перечень организаций оптового продовольственно-
го комплекса, обеспечивающих продовольственную безопасность Москвы
и имеющих статус "Предприятие городского значения".
4. Поддержать инициативу руководителей организаций оптового
продовольственного комплекса по созданию московской ассоциации ор-
ганизаций с долей городской собственности.
Департаментам продовольственных ресурсов, науки и промышлен-
ной политики города Москвы заключить с ассоциацией соглашения о
сотрудничестве, предусматривающие взаимные обязательства по защите
имущественных интересов города и организаций оптового продовольст-
венного комплекса от недружественного поглощения.
5. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы:
5.1. Совместно с Департаментом финансов города Москвы осу-
ществлять в установленном порядке постоянный контроль за финансо-
во-экономическим состоянием оптовых продовольственных организаций
с долей городской собственности. В рамках процедур санации органи-
заций городского значения оказывать им необходимую финансовую под-
держку для стабилизации финансово-хозяйственной деятельности в со-
ответствии с бизнес-планами организаций, прошедшими экспертизу в
установленном порядке.
5.2. В рамках разработки Программы реструктуризации городско-
го портфеля ценных бумаг в 2003-2004 годах и на период до 2007 го-
да внести в месячный срок в Департамент имущества города Москвы
предложения по оптимизации городского портфеля ценных бумаг в про-
довольственном комплексе.
5.3. Совместно с префектурами административных округов в ме-
сячный срок составить перечень хозяйственных обществ оптовых про-
довольственных организаций с участием города Москвы, в которых це-
лесообразно увеличить размер уставного капитала до реальной стои-
мости активов общества. Через представителей города Москвы в орга-
нах управления хозяйственных обществ с долей городской собствен-
ности обеспечить работу по увеличению размеров уставных капиталов
обществ до необходимого уровня.
5.4. Предусмотреть создание в составе информационно-аналити-
ческой системы "Московская торговля" автоматизированной базы опе-
ративного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности этих
организаций.
Совместно с Департаментом науки и промышленной политики горо-
да Москвы обеспечить интеграцию этой системы с информационно-ана-
литической системой "Московская промышленность".
5.5. Совместно с представителями города в органах управления
акционерных обществ с долей города Москвы и Региональным отделени-
ем ФКЦБ России в Центральном федеральном округе поддержать реали-
зацию пилотного проекта выпуска корпоративных облигаций ЗАО "Новые
Черемушки" и выделить бюджетные средства на компенсацию части ку-
понного дохода по облигациям организации.
5.6. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики
города Москвы, Региональным отделением ФКЦБ России в Центральном
федеральном округе, Комитетом города Москвы по делам о несостоя-
тельности (банкротстве) и Московской торгово-промышленной палатой
организовать семинары по вопросам защиты имущественных интересов
для руководителей хозяйственных обществ оптового продовольственно-
го комплекса города с привлечением специалистов правоохранительных
и налоговых органов.
5.7. Совместно с Региональным отделением ФКЦБ России в Цент-
ральном федеральном округе до 1 сентября 2003 года организовать
систему информационно-консультационного сопровождения для привле-
чения финансовых ресурсов с использованием инструментов фондового
рынка в оптовый продовольственный комплекс Москвы путем создания
специализированных разделов в Интернете и средствах массовой ин-
формации.
5.8. При проведении облигационных заимствований акционерным
обществом проводить целенаправленную политику по выпуску низконо-
минальных облигаций, доступных для обращения на организованном
фондовом рынке с участием инвесторов - физических лиц.
5.9. Совместно с Комитетом государственных заимствований го-
рода Москвы до 1 августа 2003 года разработать и представить в
Правительство Москвы предложения по привлечению финансовых ресур-
сов путем выпуска городских облигационных займов для реализации
Программы развития оптового продовольственного комплекса и обеспе-
чения организаций оптовой торговли в рамках реализации Инвестици-
онной программы города Москвы.
6. Комитету города Москвы по делам о несостоятельности (банк-
ротстве) совместно с Департаментом продовольственных ресурсов го-
рода Москвы и Московской торгово-промышленной палатой обеспечить
оперативный мониторинг финансово-экономического состояния органи-
заций оптового продовольственного комплекса, имеющих признаки
банкротства, с привлечением экспертов для представления независи-
мых заключений.
7. Московскому земельному комитету при заключении новых дого-
воров аренды земельных участков с организациями городского значе-
ния (п.3.1) предусматривать сохранение целевого назначения предос-
тавляемых земельных участков.
8. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, Де-
партаменту финансов города Москвы, Комитету города Москвы по делам
о несостоятельности (банкротстве) в месячный срок в установленном
порядке внести в Правительство Москвы предложения о списании без-
надежной к взысканию просроченной задолженности предприятий опто-
вой торговли продовольствием по бюджетным средствам, предоставлен-
ным на закупку продовольствия, а также о списании безнадежной к
взысканию задолженности этих предприятий по начисленным и неупла-
ченным процентам и штрафным санкциям за пользование этими средс-
твами.
9. Предложить Региональному отделению ФКЦБ России в Централь-
ном федеральном округе до 1 августа 2003 года разработать методи-
ческие материалы для представителей города в хозяйственных общест-
вах, работников отраслевых органов исполнительной власти города
Москвы и руководителей организаций по осуществлению эффективной
корпоративной политики на рынке ценных бумаг и защите имуществен-
ных интересов организаций.
10. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы до
1 августа 2003 года представить в Департамент имущества города
Москвы предложения о создании управляющей компании по управлению
долями города Москвы в акционерных обществах Московского региона.
11. Рекомендовать руководителям государственных унитарных
предприятий и хозяйствующих обществ с долей городской собственнос-
ти рассмотреть вопрос о заключении с Торгово-промышленной палатой
города Москвы договоров (соглашений) на оказание услуг по финансо-
во-хозяйственной деятельности, в т.ч. ведению работ по обслужива-
нию акционерных обществ в соответствии с действующим законодатель-
ством.
12. Департаменту имущества города Москвы до 25 декабря 2003
года рассмотреть вопрос о дополнении типовых контрактов с руково-
дителями государственных унитарных предприятий пунктами о финансо-
вой ответственности за непринятие мер по предупреждению несостоя-
тельности (банкротства) предприятий.
13. Управлению Правительства Москвы по экономической безопас-
ности города Москвы и Департаменту продовольственных ресурсов го-
рода Москвы совместно с Московской торгово-промышленной палатой
открыть в двухнедельный срок "горячую линию" при Управлении Прави-
тельства Москвы по экономической безопасности города Москвы для
получения информации о попытках незаконного передела собственнос-
ти, отчуждения имущества, закрытия или перепрофилирования органи-
заций.
14. В целях организации постоянной разъяснительной работы
среди населения и акционеров организаций по вопросам продажи, уп-
равления акциями акционерных обществ продовольственного комплек-
са, формирования класса грамотных инвесторов:
14.1. Просить ОАО "ТВ-Центр" выделить эфирное время (без взи-
мания платы за эфирное время) для увеличения количества передач
программы "Доходное место", разъясняющей основы безопасного инвес-
тирования на рынке ценных бумаг.
14.2. Поручить отраслевым департаментам совместно с Регио-
нальным отделением ФКЦБ России в Центральном федеральном округе
организовать на хозяйствующих субъектах с долей городской собс-
твенности в общедоступных местах постоянно обновляющиеся стенды с
размещением на них тематических книг и брошюр, журналов по вопро-
сам корпоративной политики на рынке ценных бумаг и противодействия
захватам, защиты интересов акционеров и городской собственности.
15. Считать утратившими силу постановления Правительства
Москвы:
- от 17 марта 1998 года N 186 "О проведении конкурса по про-
даже пакета акций ОАО "Мосхладокомбинат N 3";
- от 25 августа 1998 года N 662 "О закреплении в государс-
твенной собственности города Москвы акций акционерного общества
открытого типа "Садко";
- пункт 4.5 постановления Правительства Москвы от 13 марта
2001 года N 244-ПП "О мерах по созданию на территории Северо-Вос-
точного административного округа Комплекса оптовой торговли продо-
вольствием и финансовому оздоровлению входящих в него организа-
ций".
16. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Толкачева О.М. и министра Правительства Москвы Бабурина А.И.
О ходе выполнения постановления доложить Правительству Москвы
в ноябре 2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 мая 2003 года N 371-ПП
С О С Т А В
Оперативного штаба по координации работы
по защите имущественных интересов в оптовом
продовольственном комплексе, на предприятиях
промышленности, в научных организациях и учреждениях
социальной сферы
Председатель штаба:
Лужков Юрий Михайлович - Мэр Москвы
Заместители председателя штаба:
Шанцев Валерий Павлинович - Вице-мэр Москвы
Аксенов Петр Николаевич - первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
Толкачев Олег Михайлович - первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
Члены штаба:
Росляк Юрий Витальевич - заместитель Мэра Москвы в Прави-
тельстве Москвы
Коростелев Юрий Викторович - руководитель Департамента
финансов города Москвы
Бабурин Александр Иванович - руководитель Департамента продо-
вольственных ресурсов города
Москвы
Пантелеев Евгений Алексеевич - руководитель Департамента науки
и промышленной политики города
Москвы
Малышков Владимир Иванович - руководитель Департамента потре-
бительского рынка и услуг города
Москвы
Корсак Александр Борисович - начальник Управления Прави-
тельства Москвы по экономической
безопасности города Москвы
Пронин Владимир Васильевич - начальник ГУВД города Москвы
Захаров Виктор Николаевич - начальник УФСБ по городу Москве
и Московской области (по согла-
сованию)
Мишин Виктор Иванович - руководитель Управления МНС РФ
по городу Москве (по согласова-
нию)
Куликов Николай Васильевич - начальник Управления по работе
с органами обеспечения безопас-
ности Правительства Москвы
Пономарев Геннадий Семенович - начальник Правового управления
Правительства Москвы
Сизов Юрий Сергеевич - председатель Регионального от-
деления ФКЦБ России в Цент-
ральном федеральном округе
(по согласованию)
Бадаев Николай Дмитриевич - председатель Комитета города
Москвы по делам о несостоя-
тельности (банкротстве)
Говоров Леонид Владимирович - президент Московской торгово-
промышленной палаты
(по согласованию)
Веселовский Сергей Иванович - начальник Оперативно-распоря-
дительного управления Прави-
тельства Москвы
.
Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 20 мая 2003 года N 371-ПП
П Е Р Е Ч Е Н Ь
предприятий оптового продовольственного комплекса
и перерабатывающей промышленности города Москвы со
статусом "Предприятие городского значения"
Хладокомбинаты
1. ОАО "Хладокомбинат N 7"
2. ОАО "АЙС-ФИЛИ"
3. ОАО "Московский хладокомбинат N 9"
4. ОАО "Сервис-Холод"
5. ОАО "Торговый дом "Преображенский"
6. ОАО "Мосхладокомбинат N 14"
7. ОАО "Икма"
8. ОАО "Холодильник N 11"
9. ДГУП "Мосрыбокомбинат"
10. ОАО ПКП "Меридиан"
Оптовые базы и рынки
11. ОАО ТПК "МОССАХАР"
12. ОАО "Бакалейные товары и минеральные воды"
13. ОАО "ЦЕНТРСТОК"
14. ЗАО "Предприятие МС"
15. ОАО "Реалбаза N 1 - Очаково"
16. ОАО "Соляной оптовый рынок Москвы"
17. ОАО "Рынок "Отрадное"
18. ОАО "ОРР "Садовод"
Оптовые плодоовощные предприятия
19. ЗАО "Виктория"
20. ЗАО "Кузьминское"
21. ЗАО "Гагаринское"
22. ГУП "Таганское"
23. ГУП "Зеленоградское РОРПО"
24. ОАО "Малино"
25. ЗАО "Кунцевское"
26. ЗАО "Красная Пресня"
27. ЗАО "Деметра
28. ЗАО "Москворецкое"
29. ОАО "Перовское"
30. ОАО "Садко"
31. ГУТПП "Алтуфьево"
32. ЗАО "Русь"
33. ЗАО "Вегетта"
34. ЗАО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ"
35. ГУП "Солнцево"
36. ГУП "Центрмоспродрынок"
Мукомольная промышленность
37. ОАО "Мелькомбинат в Сокольниках"
38. ОАО "Мелькомбинат N 3"
39. ОАО "Мелькомбинат N 4"
40. ОАО "Московский комбинат хлебопродуктов"
Мясная промышленность
41. ОАО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат"
42. ОАО "Царицыно"
43. ОАО "Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат"
44. ЗАО "Микояновский мясокомбинат"
45. ОАО "ТАМП"
46. ОАО "Черкизовский мясоперерабатывающий завод"
Масложировая промышленность
47. ОАО "Московский жировой комбинат"
Молочные предприятия
48. ОАО "Останкинский молочный комбинат"
49. ОАО "Царицынский молочный комбинат"
50. ОАО "Очаковский молочный комбинат"
51. ОАО "Лианозовский молочный комбинат"
52. ОАО "Завод детских молочных продуктов"
53. ОАО "Московский молочный комбинат N 1"
54. ЗАО "Карат"
Пищевая перерабатывающая промышленность
55. ОАО "Краснопресненский сахарорафинадный завод"
Верно: