Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 376-ПП от 6 мая 2008 года

О проекте закона города Москвы «О занятости населения в городе Москве»

    В целях  совершенствования правового регулирования отношений в
сфере   занятости населения, реализации полномочий, переданных го-
роду Москве в соответствии с Законом Российской Федерации "О заня-
тости  населения в Российской Федерации"  и частью 3 статьи 26.3.1
Федерального  закона "Об общих принципах организации законодатель-
ных  (представительных)  и исполнительных  органов государственной
власти  субъектов Российской Федерации", Правительство Москвы пос-
тановляет:
     1. Одобрить  проект закона города Москвы "О занятости населе-
ния в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать  Мэру Москвы внести  указанный проект закона
города Москвы в  первоочередном порядке на рассмотрение Московской
городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецо-
ву Л.И.  и заместителя  Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Петро-
ва А.В.

П.п.Мэр Москвы                                         Ю.М.Лужков

                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 6 мая 2008 г. N 376-ПП


                                                      Проект



                              Закон
                          города Москвы


              О занятости населения в городе Москве



     Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и орга-
низационные меры реализации государственной политики в области за-
нятости населения в городе Москве, дополнительные гарантии по обе-
спечению  конституционных прав жителей города Москвы на труд и со-
циальную защиту от безработицы, а также дополнительные меры по со-
циальной поддержке безработных граждан  с целью создания эффектив-
ной городской системы содействия и последовательного приближения к
полной занятости населения, профилактики безработицы в городе Мос-
кве, повышения социальной защищенности жителей города Москвы.


                     Глава 1. Общие положения


     Статья 1. Законодательство  города  Москвы  о  занятости
               населения

     Законодательство города  Москвы о занятости населения основы-
вается на Конституции  Российской Федерации,  федеральных законах,
иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе горо-
да Москвы и  состоит из настоящего Закона, законов и иных правовых
актов города Москвы.


     Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

     1. Действие настоящего Закона распространяется на жителей го-
рода Москвы, достигших возраста, с которого допускается заключение
трудового договора, независимо от пола, национальности, социально-
го положения, отношения к религии, политических убеждений, а также
на работодателей, вступающих в трудовые отношения с работниками на
территории города Москвы.
     2.  Гражданам Российской Федерации,  иностранным  гражданам и
лицам без гражданства предоставляются услуги по содействию занято-
сти в соответствии с федеральным законодательством и законодатель-
ством города Москвы.


     Статья 3. Основные  принципы   реализации   государственной
               политики в области содействия занятости населения

     Реализация  государственной политики в области содействия за-
нятости населения в городе Москве  основывается на следующих прин-
ципах:
     1) законности, адресности, открытости и профессиональной ком-
петентности;
     2) обеспечения условий для достойного труда;
     3) недопущения  дискриминации в получении государственных ус-
луг в сфере занятости населения и их  доступности при трудоустрой-
стве;
     4) защиты интересов городского рынка труда;
     5) ответственности органов исполнительной власти города Моск-
вы и государственных  учреждений, организаций и должностных лиц за
ненадлежащее обеспечение прав граждан в сфере занятости населения;
     6) профилактики и преодоления негативных последствий безрабо-
тицы;
     7) взаимодействия сторон социального партнерства;
     8) обеспечения повышения трудовой активности и конкурентоспо-
собности жителей Москвы на рынке труда.


     Статья 4. Городская  государственная  система  содействия
               занятости населения

     Городскую  государственную систему содействия занятости насе-
ления образуют:
     1) уполномоченный орган исполнительной власти  города Москвы,

осуществляющий на территории города полномочия в области занятости
населения  (далее - уполномоченный орган исполнительной власти го-
рода Москвы в области занятости населения);
     2) иные  органы исполнительной власти города Москвы, содейст-
вующие занятости отдельных  категорий граждан  (далее - иные упол-
номоченные органы исполнительной власти города Москвы);
     3) государственные учреждения города Москвы, оказывающие ком-
плексные услуги в области занятости населения  (далее - государст-
венные учреждения службы занятости);
     4) государственные учреждения города Москвы, оказывающие спе-
циализированные  услуги или услуги отдельным  категориям граждан в
области занятости  населения, услуги по профессиональной подготов-
ке,  переподготовке и повышению  квалификации  населения  (далее -
специализированные государственные учреждения).


     Статья 5. Иные  лица,  оказывающие  услуги  по  содействию
               занятости населения в городе Москве

     Негосударственные организации и индивидуальные предпринимате-
ли, осуществляющие  в установленном порядке  деятельность в городе
Москве  по трудоустройству граждан, подбору персонала (в том числе
заполнению вакантных должностей, заявленных работодателем, за счет
собственных работников), содействуют занятости населения  в городе
Москве путем предоставления рабочих мест, соответствующих требова-
ниям  трудового законодательства  Российской Федерации, настоящего
Закона, иных правовых актов города Москвы.


     Статья 6. Координационный  комитет  содействия  занятости
               населения города Москвы

     1. В целях осуществления  координации деятельности сторон со-
циального партнерства для  обеспечения рационального использования
трудовых  ресурсов и эффективной занятости населения, предоставле-
ния  гарантий и компенсаций при безработице, выработки согласован-
ных решений  Правительства Москвы, городских  объединений профсою-
зов,  городских объединений работодателей и общественных организа-
ций, представляющих интересы граждан, по основным направлениям по-
литики занятости населения формируется Координационный комитет со-
действия занятости населения города Москвы (далее - Комитет).
     2. Комитет осуществляет свою деятельность на принципах добро-
вольности,  равноправия  и  ответственности сторон.  Все решения и
предложения Комитета носят рекомендательный характер и направляют-
ся в адрес органов государственной власти города Москвы, заинтере-
сованных организаций.
     3. Комитет имеет право:
     1) рассматривать проекты программ по содействию занятости на-
селения города Москвы;
     2) участвовать  в рассмотрении проектов законов и иных норма-
тивных правовых актов города Москвы по проблемам занятости населе-
ния;
     3) вносить органам  исполнительной власти города Москвы пред-
ложения по совершенствованию политики содействия занятости населе-
ния и повышению социальной защищенности граждан при безработице;
     4) вносить  предложения по направлениям расходования финансо-
вых средств на реализацию мероприятий содействия занятости населе-
ния и материальную поддержку безработных граждан;
     5) координировать деятельность в области занятости населения;
     6) рассматривать иные вопросы по содействию занятости населе-
ния.
     4. Организация и порядок работы Комитета определяются его По-
ложением, утверждаемым представленными в Комитете сторонами.


     Статья 7. Участие  профессиональных  союзов  в  обеспечении
               занятости населения

     Профессиональные  союзы участвуют в разработке и  реализации
государственной политики в области содействия занятости населения
в городе Москве путем:
     1) содействия  предоставлению социальных  гарантий работникам
при трудоустройстве и увольнении, льгот и компенсаций в соответст-
вии  с федеральным законодательством  и  законодательством  города
Москвы;
     2) проведения взаимных консультаций с органами исполнительной
власти города Москвы и работодателями с целью разработки мероприя-
тий  по профилактике безработицы и повышению конкурентоспособности
граждан на рынке труда;
     3) заключения соглашений с органами исполнительной власти го-
рода  Москвы и работодателями, предусматривающих мероприятия, нап-
равленные на обеспечение занятости населения;
     4) внесения предложений работодателям о включении в коллекти-
вные договоры и соглашения конкретных мер по обеспечению занятости
населения и предупреждению массовых увольнений;
     5) внесения предложений в органы исполнительной власти города
Москвы по определению эффективных направлений финансирования в об-
ласти обеспечения занятости и развития профессионального образова-
ния;
     6) создания негосударственных, в том числе общественных орга-
низаций по содействию занятости населения;
     7) применения  иных форм, предусмотренных федеральным законо-
дательством.


     Статья 8. Участие  работодателей  в  организации  занятости
               населения

     1. Работодатели содействуют проведению и реализации государс-
твенной политики в области содействия занятости населения в городе
Москве путем:
     1) предоставления социальных гарантий работникам при трудоус-
тройстве,  профессиональном обучении и увольнении, а также льгот и
компенсаций в соответствии с федеральным законодательством и зако-
нодательством города Москвы;
     2) недопущения массовых увольнений работников и принятия пре-
вентивных мер по обеспечению их занятости;
     3) создания новых рабочих мест;
     4) предоставления  информации о потребности в работниках (на-
личии вакантных рабочих мест,  должностей) в уполномоченный  орган
исполнительной  власти города Москвы в области занятости населения
в порядке, установленном федеральным законодательством и законода-
тельством города Москвы.
     2. Объединения работодателей содействуют проведению и  реали-
зации  государственной  политики  содействия занятости населения в
городе Москве путем:
     1) проведения  консультаций с органами  исполнительной власти
города Москвы, профессиональными союзами по вопросам занятости на-
селения;
     2) заключения соглашений с органами исполнительной власти го-
рода Москвы,  профессиональными союзами и иными  представительными
органами работников, предусматривающих мероприятия в области заня-
тости населения;
     3) внесения предложений профессиональным союзам и иным предс-
тавительным органам работников о включении в коллективные договоры
и соглашения конкретных мер по обеспечению занятости населения;
     4) внесения предложений в органы исполнительной власти города
Москвы по определению эффективных направлений финансирования в об-
ласти обеспечения занятости населения и развития профессионального
образования;
     5)  применения иных форм, предусмотренных федеральным законо-
дательством.


     Глава 2. Основные направления реализации государственной
              политики содействия занятости населения


     Статья 9. Городские  целевые  программы  по  содействию
               занятости населения

     1. В целях создания условий для развития рынка труда и эффек-
тивной занятости населения в городе Москве принимаются и реализую-
тся городские целевые программы по содействию занятости населения.
     2. Городские  целевые программы по содействию занятости насе-
ления в городе Москве предусматривают меры по:
     1) рациональному  размещению и  использованию трудовых ресур-
сов;
     2) проведению  анализа спроса  и предложения рабочей  силы на
рынке труда;
     3) определению текущей и перспективной потребности в работни-
ках по видам экономической деятельности, профессиям и должностям;
     4)  совершенствованию  форм и методов работы  по профилактике
безработицы;
     5)  содействию трудоустройству населения  и подбору персонала
для организаций города;
     6) информационному обеспечению рынка труда;
     7) разработке и  реализации эффективных механизмов профилиро-
вания безработных граждан;
     8) обеспечению  и совершенствованию услуг по профессиональной
ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации граж-
дан;
     9) совершенствованию системы профессиональной подготовки, пе-
реподготовки и повышения квалификации безработных граждан, незаня-
того  населения и работников  организаций,  увольняемых  в связи с
ликвидацией, сокращением численности или штата;
     10) социальной  поддержке безработных и граждан, испытывающих
трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреж-
дений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпен-
сионного  возраста  (за два года до наступления возраста,  дающего
право  выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно
назначаемую  трудовую пенсию по старости);  одинокие и многодетные
родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
граждане,  уволенные с военной службы, и члены их семей; граждане,
подвергшиеся воздействию  радиации вследствие Чернобыльской и дру-
гих радиационных аварий и катастроф; беженцы и вынужденные пересе-
ленцы; несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; бе-
ременные женщины и женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей
и детей-инвалидов; граждане, имеющие на попечении лиц,  которым по
заключению уполномоченного на то органа необходим постоянный уход;
супруги,  в случае если они оба признаны безработными;  граждане в
возрасте от 18  до 24 лет из числа выпускников образовательных уч-
реждений начального и среднего профессионального образования, ищу-
щие работу  впервые; граждане в  возрасте от 21 до 26 лет из числа
выпускников  образовательных учреждений высшего  профессионального
образования, ищущие работу впервые; бездомные граждане, утратившие
право  пользования жилой площадью в городе Москве и не имеющие ре-
гистрации по месту жительства);
     11) реализации специальных мероприятий, способствующих трудо-
устройству  безработных и граждан, испытывающих трудности в поиске
работы;
     12) развитию форм и методов регулирования трудовой миграции;
     13) координации деятельности сторон социального партнерства и
органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению занято-
сти населения;
     14) поощрению работодателей, сохраняющих действующие и созда-
ющих новые рабочие места, включая временные;
     15) иным направлениям, не противоречащим федеральному законо-
дательству и законодательству города Москвы.



     Статья 10. Социальная экспертиза проектов городских целевых
                программ  в  части  их  влияния  на  создание  и
                сохранение рабочих мест в городе Москве


     1. С целью  выявления и оценки  возможных результатов влияния
реализации проектов  городских целевых программ на состояние рынка
труда в городе Москве проводится их социальная экспертиза.
     2. Социальной  экспертизе подлежат  проекты городских целевых
программ  в городе Москве, реализация  которых влияет на занятость
населения в городе Москве  с точки зрения наличия и оценки следую-
щих показателей:
     1) мероприятия  по созданию или сохранению (модернизации) ра-
бочих мест, в том числе квотируемых рабочих мест с уровнем зарабо-
тной платы не ниже прожиточного минимума;
     2) мероприятия (в том числе образовательные) по повышению ка-
чества рабочей силы в соответствии с требованиями рынка труда;
     3)  прогнозируемые итоги  реализации мероприятий программы по
обеспечению  занятости по соответствующему виду экономической дея-
тельности;
     4) прогнозируемая численность высвобождаемых работников в ре-
зультате реализации мероприятий программы.
     3. Порядок проведения социальной экспертизы определяется Пра-
вительством Москвы.
     Статья 11. Московский информационный банк данных получателей
                государственных услуг в сфере занятости населения

     1. В целях информационного обеспечения городской  системы со-
действия занятости населения формируется Московский информационный
банк данных  получателей  государственных услуг  в сфере занятости
населения  (далее - Московский информационный банк занятости насе-
ления).
     2. Московский информационный банк занятости населения состоит
из:
     1) регистра данных физических лиц - получателей государствен-
ных услуг в сфере занятости населения (далее - получателей госуда-
рственных услуг);
     2) регистра  данных работодателей - получателей государствен-
ных услуг;
     3) базы  данных вакансий,  включающей сведения о наличии сво-
бодных рабочих мест и вакантных должностей;
     4) специализированных  регистров получателей  государственных
услуг.
     3. Регистры получателей государственных услуг содержат:
     1) регистр  физических лиц -  получателей государственных ус-
луг, включающий следующие сведения:
     а) регистрационный номер учетной записи;
     б) фамилию, имя, отчество получателя государственной услуги;
     в) информацию о профессиональных навыках и образовании;
     г) иную информацию, необходимую для эффективного предоставле-
ния государственной услуги;
     2) регистр работодателей - получателей государственных услуг,
включающий следующие сведения:
     а) регистрационный номер учетной записи;
     б) полное наименование работодателя;
     в)  юридический и фактический  адреса, телефон,  факс,  адрес
электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика, при-
своенные значения в соответствии с Общероссийским  классификатором
видов экономической деятельности работодателя;
     г) информацию о численности работников;
     д) общее  количество имеющихся рабочих мест, включая перечень
профессий;
     е) иную информацию, необходимую для эффективного предоставле-
ния государственной услуги.
     4. Специализированные  регистры  получателей  государственных
услуг формируются по отдельным категориям граждан, по профессиона-
льному признаку,  по социально-демографическим  характеристикам  и
иным характеристикам,  установленным уполномоченным органом испол-
нительной власти города Москвы в области занятости населения.
     5.  Специализированные государственные  учреждения  самостоя-
тельно  формируют специализированные  банки получателей государст-
венных услуг в соответствии со спецификой собственной работы и об-
мениваются  информацией  с уполномоченным  органом  исполнительной
власти  города Москвы в области занятости населения, иными уполно-
моченными органами исполнительной власти города Москвы, государст-
венными учреждениями службы занятости на безвозмездной основе.
     6. Сведения о вакансиях, содержащихся в Московском информаци-
онном  банке занятости населения, являются открытыми и  доступными
для граждан и работодателей.
     7. Порядок формирования и обмена сведениями Московского инфо-
рмационного банка занятости  населения и специализированных банков
получателей  государственных услуг устанавливается  Правительством
Москвы.


     Статья 12. Информационное   обеспечение   государственной
                политики в области содействия занятости населения

     1. Информация о  положении на рынке труда города Москвы явля-
ется  общедоступной и содержит сведения о регулировании социально-
трудовых отношений,  спросе и предложении на рабочую силу по видам
деятельности, перераспределении рабочей силы, миграционных процес-
сах, привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
     2. Информация  о положении на рынке труда города Москвы осно-
вывается  на аналитических, статистических,  социально-экономичес-
ких, социологических и иных материалах, формируемых органами и уч-
реждениями,  участвующими в предоставлении  государственных  услуг
по информированию граждан и работодателей в городе Москве.
     3. Основными формами информирования граждан и работодателей о
положении на рынке труда города Москвы являются:
     1) предоставление  информации о положении  на рынке труда  по
запросу граждан или работодателей;
     2) проведение ярмарок вакансий;
     3) издание  информационных материалов, публикаций в средствах
массовой информации;
     4) иные доступные способы распространения информации.
     4. Информация  о положении на рынке труда города Москвы упол-
номоченным  органом исполнительной  власти города Москвы в области
занятости населения и государственными учреждениями службы занято-
сти предоставляется бесплатно.


     Статья 13. Дополнительная социальная и материальная поддержка
                безработных и иных категорий граждан

     1. Безработным  гражданам, а также гражданам, проходящим про-
фессиональную  подготовку, переподготовку и повышение квалификации
по направлению государственных учреждений службы занятости, оказы-
вается дополнительная социальная и материальная поддержка в виде:
     1) компенсации  расходов за пользование  услугами  городского
общественного  транспорта в период поиска работы, профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации (за исключени-
ем лиц, имеющих право бесплатного проезда);
     2) материальной помощи  в период временной нетрудоспособности
безработного, утратившего право на пособие по безработице;
     3) единовременной помощи в период безработицы, профессиональ-
ной подготовки,  переподготовки и повышения квалификации, в случае
смерти члена семьи, а также одному из членов  семьи безработного в
случае смерти самого безработного;
     4)  доплаты к пособиям  по безработице и стипендиям  в период
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифика-
ции.
     2. Безработным  гражданам, участвующим в оплачиваемых общест-
венных  работах либо в период временного  трудоустройства, обучаю-
щимся  образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные
программы,  обучающимся и студентам образовательных учреждений на-
чального, среднего и высшего профессионального образования в пери-
од временного трудоустройства  оказывается дополнительная социаль-
ная и материальная  поддержка в порядке, предусмотренном правовыми
актами города Москвы.
     3. Размеры и порядок предоставления дополнительной социальной
и материальной поддержки, предусмотренной настоящим Законом, уста-
навливаются Правительством Москвы.



     Статья 14. Профессиональная  ориентация  и  психологическая
                поддержка населения

     1. Под профессиональной ориентацией населения понимается про-
ведение  комплекса специальных мер содействия гражданину в профес-
сиональном самоопределении и  выборе оптимального вида занятости с
учетом  его потребностей, индивидуальных особенностей и возможнос-
тей, а также востребованности профессий (специальностей) на моско-
вском рынке труда.
     2. Гражданам  предоставляется  бесплатное  получение услуг по
профессиональной ориентации  в государственных  учреждениях службы
занятости  населения и специализированных государственных учрежде-
ниях, уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы в
целях  выбора сферы  деятельности  (профессии),  трудоустройства и
профессионального обучения.
     3. Безработным гражданам предоставляются бесплатные услуги по
психологической поддержке в государственных учреждениях службы за-
нятости населения  и специализированных государственных учреждени-
ях,  уполномоченных органах исполнительной  власти города Москвы в
целях  повышения трудовой мотивации, разрешения или снижения акту-
альности психологических  проблем, препятствующих процессу самооп-
ределения, профессионального обучения или трудоустройства.
     4. Оказание услуг по профессиональной ориентации и психологи-
ческой поддержке осуществляется с учетом индивидуальных особеннос-
тей, уровня образования, потребностей и возможностей гражданина.
     5. Порядок оказания услуг в области профессиональной ориента-
ции и психологической поддержки населения утверждается Правительс-
твом Москвы.

     Статья 15. Социальная адаптация безработных граждан на рынке
                труда

     1. Под  социальной адаптацией  безработных  граждан на  рынке
труда понимается система мероприятий, направленных на повышение их
конкурентоспособности на рынке труда путем обучения навыкам самос-
тоятельного  поиска работы,  формирования позитивного  отношения к
труду и повышения уровня трудовой активности.
     2. Безработным гражданам  обеспечивается бесплатное получение
услуг по социальной адаптации в государственных учреждениях службы
занятости населения  и специализированных государственных учрежде-
ниях, уполномоченных органах исполнительной власти города Москвы.
     3. Безработным гражданам предоставляются услуги по социальной
адаптации,  в случае, если он испытывает трудности в поиске работы
либо:
     1) впервые ищет работу (ранее не работал);
     2) стремится возобновить трудовую деятельность после длитель-
ного (более одного года) перерыва;
     3) состоит  на учете в государственных учреждениях службы за-
нятости более 6 месяцев;
     4) утратил способность к выполнению работы по прежней профес-
сии (специальности).
     4. Порядок оказания услуг по социальной адаптации безработных
граждан в городе Москве устанавливается Правительством Москвы.


     Статья 16. Профессиональное обучение безработных граждан

     1.  Профессиональное обучение  (профессиональная  подготовка,
переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан прово-
дится  на основе анализа потребности  в работниках по профессиям и
специальностям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда го-
рода Москвы, с целью повышения их конкурентоспособности при поиске
работы.
     2.  Профессиональное  обучение безработных  граждан в  городе
Москве осуществляется по образовательным программам дополнительно-
го профессионального образования с учетом требований государствен-
ных  образовательных стандартов, а также специфики отдельных кате-
горий граждан.
     3. Формы профессионального обучения безработных граждан опре-
деляются  с учетом их профессиональной подготовки, трудового опыта
и состояния здоровья.
     4. Услуги  по профессиональному обучению предоставляются без-
работным гражданам по направлению государственных учреждений служ-
бы занятости и оказываются бесплатно.
     5.  Порядок профессионального обучения безработных  граждан в
городе Москве устанавливается Правительством Москвы.


     Статья 17. Организация общественных работ

     1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области  занятости населения и иные уполномоченные органы исполни-
тельной  власти города Москвы  организуют проведение  оплачиваемых
общественных работ в целях обеспечения потребностей города и рабо-
тодателей  в выполнении работ  социально полезной  направленности,
носящих  временный или сезонный характер, а также сохранения моти-
вации  к труду и обеспечения дополнительной  социальной  поддержки
граждан, ищущих работу, и безработных граждан.
     2. Отношение между уполномоченным органом исполнительной вла-
сти города Москвы в области занятости населения, органами исполни-
тельной власти города Москвы и работодателями регулируются догово-
рами о совместной деятельности по организации и проведению общест-
венных работ.
     3. Объемы и виды  общественных работ, порядок их финансирова-
ния устанавливаются Правительством Москвы.


     Статья 18. Содействие  самозанятости  безработных  и  иных
                категорий граждан

     1.  Под самозанятостью понимается  форма занятости населения,
осуществляемая  посредством самостоятельной организации и  ведения
предпринимательской  деятельности, осуществляемой в соответствии с
федеральным законодательством.
     2. Для целей настоящего Закона к самостоятельно занятым отно-
сятся:
     1) работодатели -  лица, управляющие собственным малым предп-
риятием или занимающиеся предпринимательской деятельностью и имею-
щие одного или нескольких наемных работников;
     2) самостоятельные работники - лица, которые,  работая самос-
тоятельно  или с одним или несколькими партнерами, занимаются дея-
тельностью  на основе самостоятельной занятости  и не нанимают  на
постоянной основе работников;
     3) неоплачиваемые семейные работники - лица, как правило, ра-
ботающие без вознаграждения на предприятии (в хозяйстве), управля-
емом родственным лицом;
     4)  члены  производственного  кооператива -  лица, являющиеся
членами  трудового кооператива, занимающегося  предпринимательской
деятельностью.
     3. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляет-
ся в формах:
     1) бесплатного информирования:
     а)  о системе  государственной  поддержки малого предпринима-
тельства в городе Москве и приоритетных направлениях его развития;
     б) о возможностях  и условиях обучения безработных граждан по
направлению службы  занятости основам предпринимательской деятель-
ности  и профессиям,  необходимым для организации самозанятости, с
учетом  рекомендаций психолога и  специалиста по  профессиональной
ориентации;
     в) о порядке подготовки учредительных документов для создания
малого  предприятия или  получения разрешения  на право заниматься
предпринимательской деятельностью;
     г) о  порядке  разработки технико-экономического  обоснования
(бизнес-плана);
     д) о  порядке и условиях предоставления безработным гражданам
финансовых средств для организации самозанятости;
     е) об иных видах оказываемых услуг по организации самозанято-
сти;
     2)  консультирования, тестирования и профессионального обуче-
ния в целях подготовки к предпринимательской деятельности с учетом
индивидуальных особенностей, способностей и возможностей граждани-
на;
     3)  предоставления финансовой помощи на организацию самозаня-
тости в порядке,  предусмотренном федеральным  законодательством и
нормативными правовыми актами города Москвы.
     4. Содействие самозанятости безработных граждан осуществляет-
ся на основе договора, заключаемого между государственным учрежде-
нием службы занятости населения и безработным гражданином.
     5.  Необходимыми условиями  предоставления финансовой  помощи
для организации самозанятости являются:
     1) достижение гражданином 16-летнего возраста;
     2)  регистрация гражданина в качестве безработного гражданина
в государственных учреждениях службы занятости населения;
     3)  избрание вида деятельности,  являющегося приоритетным для
города Москвы;
     4) представление технико-экономического обоснования избранно-
го вида деятельности (бизнес-плана);
     5) заключение договора между государственным учреждением слу-
жбы занятости населения и гражданином;
     6) получение  свидетельства на право  заниматься предпринима-
тельской деятельностью или свидетельства о регистрации малого пре-
дприятия в соответствии с заключенным договором.
     6. С целью вовлечения в предпринимательскую деятельность иных
категорий граждан, нуждающихся в занятости или в специальных мерах
по  содействию занятости,  уполномоченным  органом  исполнительной
власти города Москвы в области занятости населения разрабатываются
дополнительные меры по содействию занятости.
     7. Порядок  содействия самозанятости безработных и иных кате-
горий граждан определяется Правительством Москвы.


     Глава 3. Специальные меры по содействию занятости населения

     Статья 19. Квотирование рабочих мест

     Дополнительные гарантии занятости инвалидов, несовершеннолет-
них граждан в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения  родителей в  возрасте до 23 лет,
граждан в возрасте  от 18 до 20 лет из числа выпускников образова-
тельных учреждений начального и среднего профессионального образо-
вания,  ищущих работу впервые,  в целях создания и сохранения (мо-
дернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабо-
чих мест  для молодежи указанных категорий,  создания учебных мест
для детей-инвалидов, обучающихся на дому, а также обеспечения бес-
препятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструкту-
ре  предприятий осуществляются в  соответствии с законодательством
города Москвы о квотировании рабочих мест.


     Статья 20. Дополнительные  гарантии  гражданам, увольняемым
                в случае ликвидации  либо сокращения численности
                или штата работников организации

     1. Работодатели  представляют информацию о работниках, уволь-
няемых  в связи с ликвидацией организации, сокращением численности
или штата  работников  организации,  в государственные  учреждения
службы занятости независимо от численности высвобождаемых работни-
ков не позднее чем за два месяца (а в случае массового высвобожде-
ния - за три месяца) до предполагаемого высвобождения.  Информация
о применении в отношении данной организации процедур  о  несостоя-
тельности (банкротстве) предоставляется ежемесячно.
     2. Форма предоставления информации и требования к ее содержа-
нию  устанавливаются уполномоченным органом  исполнительной власти
города Москвы в области занятости населения в соответствии с феде-
ральным законодательством.
     3. Гражданам,  увольняемым в случае ликвидации  либо сокраще-
ния  численности или штата работников  организации, уполномоченный
орган  исполнительной власти города Москвы в области занятости на-
селения при участии  государственных учреждений службы занятости и
специализированных государственных учреждений оказывает услуги по:
     1) содействию  в трудоустройстве  (в том числе до момента  их
увольнения);
     2) профессиональной ориентации;
     3) консультированию по вопросам трудового законодательства;
     4) опережающему профессиональному обучению увольняемых из ор-
ганизаций  граждан (в случае, если они не проходили повышение ква-
лификации в  течение 5 лет либо  их профессия  и специальность  не
востребованы на рынке труда, либо они относятся к гражданам, испы-
тывающим трудности в поиске работы).
     4. Уполномоченный  орган исполнительной власти  города Москвы
в области занятости населения совместно с работодателем разрабаты-
вает план мероприятий по содействию занятости высвобождаемых граж-
дан.
     5. Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых граж-
дан,  осуществляется  на основании гражданско-правового  договора,
заключаемого  уполномоченным органом  исполнительной власти города
Москвы в области занятости населения и работодателем.


        Глава 4. Специальные меры по организации занятости
                   отдельных категорий граждан


     Статья 21. Основные формы содействия занятости инвалидов

     Содействие занятости инвалидов в городе Москве осуществляется
в формах:
     1) информирования по вопросам занятости в городе Москве;
     2) обеспечения профессионального образования;
     3) трудоустройства в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалидов;
     4) создания  адаптированных рабочих  мест и условий труда для
инвалидов.


     Статья 22. Государственные  гарантии  содействия  занятости
                инвалидов

     Содействие занятости инвалидов в городе Москве обеспечивается
следующими государственными гарантиями города Москвы:
     1) государственными  целевыми программами по содействию заня-
тости инвалидов в городе Москве;
     2) оказанием  содействия в реализации проектов коммерческих и
некоммерческих  организаций, в том числе субъектов малого предпри-
нимательства, учредителями которых являются инвалиды, общественных
объединений  по содействию занятости  инвалидов в городе  Москве в
соответствии с федеральным законодательством;
     3) аккредитацией  реабилитационных и образовательных учрежде-
ний для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специ-
алистов,  содействующих занятости инвалидов в порядке,  предусмот-
ренном федеральным законодательством;
     4) подготовкой и повышением квалификации специалистов по про-
фессиональной реабилитации инвалидов в  государственных  образова-
тельных учреждениях,  находящихся в ведении города Москвы, в целях
обеспечения интегрированного подхода к трудоустройству,  адаптации
инвалидов и содействию им в получении достойной работы;
     5) осуществлением социально-трудового патронажа инвалидов по-
средством  сопровождения инвалидов при их трудоустройстве, адапта-
ции в трудовых коллективах и в процессе трудовой деятельности;
     6) осуществлением в установленном порядке контроля за целевым
использованием  выданных финансовых средств, связанных с обучением
и трудоустройством инвалидов;
     7) иными  государственными гарантиями,  установленными норма-
тивными правовыми актами города Москвы.


     Статья 23. Меры  по  профессиональной  реабилитации  и
                трудоустройству  инвалидов

     Профессиональная  реабилитация  и  трудоустройство  инва