В целях усиления ответственности учредителя (участника),
собственника имущества организации по обязательствам, возложенным
на работодателя, за нарушение трудового законодательства и иных
актов, содержащих нормы трудового права, Правительство Москвы пос-
тановляет:
1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации в части усиления ответс-
твенности за нарушение трудового законодательства".
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект (п.1) на
рассмотрение в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 января 2010 г. N 37-ПП
Проект
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте Федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части усиления
ответственности за нарушение трудового законодательства"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федера-
ции и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума
постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные зако-
нодательные акты Российской Федерации в части усиления ответствен-
ности за нарушение трудового законодательства".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы __________________________________________________.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на председателя Московской городской Думы.
Приложение
к проекту постановления Московской
городской Думы "О проекте федераль-
ного закона "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации в части усиления
ответственности за нарушение трудо-
вого законодательства"
Перечень постановлений Московской городской Думы,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части усиления ответственности за нарушение
трудового законодательства"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других
постановлений Московской городской Думы.
Вносится Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части усиления ответственности
за нарушение трудового законодательства
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание зако-
нодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27,
ст.2878) следующие изменения:
1) статью 20 дополнить частью тринадцатой следующего содержа-
ния:
"В случаях, предусмотренных федеральными законами, ответс-
твенность по обязательствам работодателей, вытекающим из трудовых
отношений, несут учредитель (участник), собственник имущества ор-
ганизации, являющейся работодателем, а также иные лица.";
2) в статье 142:
а) в наименовании после слова "работодателя" дополнить слова-
ми "и иных лиц";
б) часть первую дополнить предложением вторым следующего со-
держания: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными
федеральными законами, ответственность за задержку выплаты работ-
никам заработной платы и иных установленных трудовым законодатель-
ством выплат несет учредитель (участник), собственник имущества
организации, являющейся работодателем, а также иные лица.";
3) статью 419 дополнить частью второй следующего содержания:
"Учредитель (участник), собственник имущества организации,
являющейся работодателем, несет административную и уголовную от-
ветственность в порядке, установленном федеральными законами.".
Статья 2
Внести в статью 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25,
ст.2954; 1999, N 11, ст.1255; 2003, N 50, ст.4848; 2007, N 31,
ст.4000) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий,
пособий и иных выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершен-
ная руководителем организации, работодателем - физическим лицом из
корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей
или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе-
риод до одного года, либо лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пя-
ти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Совершение учредителем (участником) организации, собствен-
ником имущества организации, иным лицом, обладающим правом опреде-
лять решения, принимаемые органами управления организации, из ко-
рыстной или иной личной заинтересованности действий, повлекших не-
выплату организацией свыше двух месяцев заработной платы и иных
установленных трудовым законодательством выплат, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок
до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или
в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период
до шести месяцев либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоя-
щей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч
рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного
за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок
от трех до семи лет с лишением права занимать определенные долж-
ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех
лет или без такового.".
Статья 3
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации,
2002, N 1, ст.1; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295; 2003, N 27,
ст.2700, 2708, 2717; N 46, ст.4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004,
N 31, ст.3229; N 34, ст.3529, 3533; N 44, ст.4266; 2005, N 1,
ст.9, 13, 40, 45; N 10, ст.763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19,
ст.1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50,
ст.5247; 2006, N 1, ст.10; N 10, ст.1067; N 12, ст.1234; N 17,
ст.1776; N 18, ст.1907; N 19, ст.2066; N 23, ст.2380; N 31,
ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4634, 4641; N 50, ст.5279; N 52,
ст.5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст.1825; N 17, ст.1930;
N 26, ст.3089; N 30, ст.3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41,
ст.4845; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 18, ст.1941; N 20,
ст.2251; N 30, ст.3604; N 49, ст.5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009,
N 7, ст. 771, 777; 2009, N 23, ст.2759) следующие изменения:
1) в статье 3.5:
а) пункт 2 части 1 после слов "оказанных от имени юридическо-
го лица," дополнить словами "либо сумме невыплаченной заработной
платы и (или) иных установленных трудовым законодательством вып-
лат,";
б) часть 3 после слов "оказанных от имени юридического лица,"
дополнить словами "либо сумме невыплаченной заработной платы и
(или) иных установленных трудовым законодательством выплат,";
2) главу 5 дополнить статьей 5.58 следующего содержания:
"Статья 5.58 Невыплата заработной платы и (или) иных установ-
ленных трудовым законодательством выплат
1. Невыплата свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных
установленных трудовым законодательством выплат при наличии воз-
можности осуществить соответствующие выплаты, если эти действия не
содержат уголовно наказуемого деяния,-
влечет наложение административного штрафа на руководителя ор-
ганизации в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или диск-
валификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на работодателя
- физического лица - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или ад-
министративное приостановление деятельности на срок до девяноста
суток;
2. Совершение физическим лицом, являющимся учредителем
(участником) организации, собственником имущества организации, или
обладающим правом определять решения, принимаемые органами управ-
ления организации, действий, повлекших невыплату организацией свы-
ше двух месяцев заработной платы и (или) иных установленных трудо-
вым законодательством выплат, если эти действия не содержат уго-
ловно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной
четвертой до одного размера суммы невыплаченной заработной платы и
(или) иных установленных трудовым законодательством выплат.";
3) в части 1 статьи 23.1 цифры "5.56, 5.57," заменить цифрами
"5.56 - 5.58,";
4) часть 1 статьи 28.4 после цифр "5.52," дополнить цифрами
"5.58,"
Президент Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части усиления
ответственности за нарушение трудового законодательства"
Негативные последствия мирового экономического кризиса еще
больше обострили противоречия между работником и работодателем.
В этих условиях важнейшей задачей государства является созда-
ние действенных гарантий конституционного права граждан на своев-
ременную и в полном объеме выплату заработной платы (часть 3
статьи 37 Конституции Российской Федерации), а также других гаран-
тий, предусмотренных трудовым законодательством.
К сожалению, эта задача сегодня не решена в должной мере.
Предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы
юридической ответственности за нарушение трудового законодательст-
ва на практике зачастую оказываются неэффективными.
Установленные Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи
142, 236, 419 и др.) меры защиты прав наемного работника предпола-
гают его активные действия по противостоянию работодателю, наруша-
ющему его права. Однако в сегодняшних реалиях значительная часть
работников, боясь увольнения и иных отрицательных для себя пос-
ледствий, не может конфликтовать с работодателем.
В этих условиях крайне необходимы дополнительные меры публич-
но-правовой ответственности за нарушение ключевых экономических
прав наемного работника.
Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уста-
новлена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий,
стипендий, пособий и иных выплат. Однако эта статья в ее нынешней
редакции не способна карать основную часть случаев умышленной не-
выплаты организацией работникам заработной платы. Она допускает
наступление ответственности лишь тогда, когда доказана корыстная
или иная личная заинтересованность в этом руководителя организа-
ции. На практике эта статья применяется в основном лишь в случаях
совершения руководителем организации по месту работы хищения. В
таких случаях ему вменяется совокупность преступлений: собственно
хищение и статья 145.1 в случае наличия в организации задолженнос-
ти по зарплате перед работниками. Вместе с тем указанная статья не
предусматривает ответственности в тех случаях, когда заработная
плата работникам умышленно не выплачивается, финансовые средства
организации, которые могли бы обеспечить погашение долга по зарп-
лате, расходуются на иные хозяйственные цели или выводятся из обо-
рота организации в качестве прибыли и т.п., но при этом отсутству-
ет корысть или прямая личная заинтересованность в этом руководите-
ля организации.
Кроме того, зачастую финансовыми потоками организации управ-
ляют не наемные руководители, а ее реальные хозяева: учредители,
собственники, которые не являются субъектами ответственности по
статье 145.1 УК РФ. Их умышленные действия по уводу капитала из
организации при наличии долга по зарплате сегодня не наказуемы.
Если имеется корыстная или иная личная заинтересованность в невып-
лате заработной платы учредителя, собственника организации, а не
ее руководителя, то вообще никто не может быть привлечен к ответс-
твенности по статье 145.1 УК РФ в ее нынешней редакции. Вряд ли
такой подход можно признать правильным и справедливым.
Законопроект предлагает дополнительные механизмы ответствен-
ности физических лиц за виновные нарушения прав граждан. В част-
ности, предлагается установить административную ответственность за
невыплату свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных уста-
новленных трудовым законодательством выплат, совершенную руководи-
телем организации или индивидуальным предпринимателем - работода-
телем при наличии возможности осуществить соответствующие выплаты,
если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (части 1
и 2 предлагаемой новой статьи 5.58 КоАП РФ). Такая административ-
ная ответственность будет наступать в тех случаях, когда при нали-
чии финансовых средств, достаточных для погашения долга по зарпла-
те и иным трудовым выплатам, выплаты умышленно не производятся,
финансы расходуются на иные цели, однако не доказана корысть или
иная личная заинтересованность в этом руководителя организации или
индивидуального предпринимателя (т.е. не установлено похищение им
финансовых средств организации и т.п., что влечет отсутствие сос-
тава уголовного преступления).
Предлагаемый законопроектом указанный новый состав админист-
ративного правонарушения является юридически определенным и соот-
ветствует принципу индивидуализации наказания. Используемое в за-
конопроекте выражение "при наличии возможности осуществить соот-
ветствующие выплаты" может достаточно четко и однозначно толко-
ваться в правоприменительной практике на основе статьи 855 ГК РФ,
устанавливающей очередность списания денежных средств со счета
(приоритет оплаты труда над расходами последующих очередей), а
также на основе иных норм действующего законодательства.
Законопроект также предусматривает административную ответс-
твенность физических лиц, являющихся учредителями, собственниками
организаций, или обладающих правом определять их решения по финан-
совым вопросам, за совершение действий, повлекших невыплату орга-
низацией свыше двух месяцев заработной платы и (или) иных установ-
ленных трудовым законодательством выплат (увод капиталов, изъятие
прибыли при наличии долга по зарплате и т.п.) (часть 3 предлагае-
мой новой статьи 5.58 КоАП РФ). Для этого случая предлагается ус-
тановить административный штраф в размере от одной четвертой до
одного размера суммы невыплаченной заработной платы и (или) иных
установленных трудовым законодательством выплат; соответствующие
дополнения предлагаются к статье 3.5 КоАП РФ. Те же деяния указан-
ных лиц, совершенные ими из корыстной или иной личной заинтересо-
ванности, будут влечь уголовную ответственность (часть 2 предлага-
емой новой редакции статьи 145.1 УК РФ).
Следует отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации
уже содержит статьи, предусматривающие ответственность собственни-
ка организации (например, статья 199.2 "Сокрытие денежных средств
либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за
счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сбо-
ров"). В связи с этим предложения законопроекта не выходят из рус-
ла общей логики уголовной ответственности.
Законопроект предлагает, чтобы новые составы административных
правонарушений рассматривались судами, а соответствующие дела воз-
буждались прокурорами. Трудовой кодекс Российской Федерации допол-
няется указанием на возможность ответственности за задержку выпла-
ты работникам заработной платы и иных установленных трудовым зако-
нодательством выплат учредителя, собственника организации и иных
лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Необходимо подчеркнуть, что положения законопроекта не допус-
кают возможности какой-либо ответственности руководителей и собс-
твенников тех организаций, которые оказались в тяжелой финансовой
ситуации по объективным причинам экономического характера, т.е.
без вины указанных лиц. Законопроект также не допускает возможнос-
ти наложения финансовых санкций на саму организацию, имеющую долг
по заработной плате перед работниками.
Принятие законопроекта позволит более энергично бороться за
соблюдение ключевых экономических прав наемных работников, то есть
большинства российских граждан трудоспособного возраста. Сам факт
наличия в законодательстве дополнительных мер ответственности дол-
жен заставить руководителей, учредителей, собственников организа-
ции серьезно задуматься, прежде чем идти на умышленную невыплату
заработной платы и другие нарушения трудового законодательства.
Приложение 1
к проекту федерального закона "О
внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Фе-
дерации в части усиления ответст-
венности за нарушение трудового
законодательства"
Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части усиления ответственности за нарушение
трудового законодательства"
Принятие проекта федерального закона не потребует признания
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других
актов федерального законодательства.
Приложение 2
к проекту федерального закона "О
внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Фе-
дерации в части усиления ответст-
венности за нарушение трудового
законодательства"
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части усиления
ответственности за нарушение трудового законодательства"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополни-
тельных затрат за счет средств федерального бюджета.