Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Московской городской Думы
№ 389 от 15 декабря 2004 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона <О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях>.
    2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах
его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской
Думы В.П.Иванову.
    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы


    Вносится Московской
    городской Думой

    Проект

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
    об административных правонарушениях


    Статья 1

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,
№ 1, ст. 1) следующие изменения:
    1) абзац второй статьи 8.1 изложить в следующей редакции:
    <влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от пятисот до трех тысяч минимальных размеров оплаты
труда.>;
    2) абзац второй статьи 8.2 изложить в следующей редакции:
    <влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от пятисот до двух тысяч пятисот минимальных размеров
оплаты труда.>;
    3) в статье 8.4:
    абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
    <влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на
должностных лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от семисот до трех тысяч минимальных
размеров оплаты труда.>;
    абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
    <влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на
должностных лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда; на юридических лиц - от одной тысячи пятисот до четырех тысяч
минимальных размеров оплаты труда.>;
    абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
    <влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от
ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.>;
    4) главу 8 дополнить статьей 8.41 следующего содержания:
    <Статья 8.41. Несвоевременное внесение или невнесение платы за
загрязнение окружающей среды

    1. Несвоевременное внесение платы за загрязнение окружающей
среды - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров
оплаты труда.
    2. Невнесение платы за загрязнение окружающей среды -
    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров
оплаты труда.>;
    5) в части 1 статьи 23.29 слова <статьей 8.39> заменить словами
<статьями 8.39, 8.41>.


    Статья 2

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.



    Президент
    Российской Федерации



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона <О внесении изменений в Кодекс
    Российской Федерации об административных правонарушениях>


    Проект федерального закона <О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях> направлен
на увеличение размеров административных штрафов, установленных за
административные правонарушения в области охраны окружающей
природной среды и природопользования.
    В настоящее время размеры административных штрафов,
установленных Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ) за такие правонарушения, как
несоблюдение экологических требований при осуществлении разных видов
производственной деятельности на различных этапах, несоблюдение
экологических требований при обращении с отходами производства и
потребления, нарушение законодательства об экологической экспертизе,
установлены в следующих пределах: для граждан - от 3 до 20 минимальных
размеров оплаты труда (далее - МРОТ); для должностных лиц - от 5 до 50
МРОТ; для юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.
    Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ,
административный штраф за нарушение законодательства об охране
окружающей природной среды может быть установлен в следующем
размере: для должностных лиц - до 200 МРОТ; для юридических лиц - до
5000 МРОТ.
    Необходимость повышения размеров административных штрафов за
вышеназванные правонарушения вызвана рядом обстоятельств.
    С момента вступления в силу КоАП РФ прошло более двух лет, и
сформировавшаяся правоприменительная практика дает основание сделать
некоторые выводы. Одна из основных задач законодательства об
административных правонарушениях, установленная статьей 1.2 КоАП РФ, -
предупреждение административных правонарушений - не выполняется в
связи с низкими размерами административных штрафов за правонарушения в
области охраны окружающей природной среды и природопользования.
    Анализ статистических данных, опубликованных в государственных
докладах Министерства природных ресурсов Российской Федерации о
состоянии окружающей природной среды Российской Федерации,
показывает, что количество правонарушений, квалифицируемых по статьям
8.1, 8.2 и 8.4 КоАП РФ, с каждым годом возрастает. Причины данного
обстоятельства могут быть различны, однако, одной из них является низкая
эффективность превенции привлечения к ответственности в связи с
размерами налагаемых штрафов.
    Общественная опасность правонарушений в области охраны
окружающей среды, особенно при несоблюдении в процессе деятельности
предприятий - природопользователей экологических требований в целом и о
проведении экологической экспертизы в частности, наносит значительный
вред компонентам природной среды. При этом необходимо учитывать, что
виновные в совершении указанных правонарушений всегда ознакомлены с
такими требованиями, поскольку осуществляют свою деятельность на
профессиональной основе, зачастую являясь экологами или главными
инженерами предприятий. Соответственно, эти лица умышленно нарушают
экологические требования, желая сэкономить время и средства предприятий.
    Кроме того, возрастает количество правонарушений, связанных с
осуществлением деятельности с отступлением от документации, получившей
положительное заключение государственной экологической экспертизы
(часть 2 статьи 8.4 КоАП РФ). В соответствии со статьей 18 Федерального
закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ <Об экологической экспертизе>
положительное заключение государственной экологической экспертизы
теряет юридическую силу в случае:
    реализации объекта государственной экологической экспертизы с
отступлениями от документации, получившей положительное заключение
государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения
изменений в указанную документацию;
    внесения изменений в проектную и иную документацию после
получения положительного заключения государственной экологической
экспертизы.
    Выявить факт изменения или отступления от документации,
прошедшей процедуру государственной экологической экспертизы, в ряде
случаев достаточно сложно. Как правило, о них знает лишь лицо,
осуществляющее соответствующую деятельность. Таким образом,
предъявляя контролирующим органам положительное заключение
экологической экспертизы, виновное лицо обманным путем избегает
привлечения к ответственности, что является более общественно опасным
поведением, чем осуществление деятельности вообще без прохождения
данной процедуры. В условиях непроведения государственной
экологической экспертизы (часть 1 статьи 8.4 КоАП РФ) правонарушение
очевидно.
    Законопроектом предлагается установить достаточно широкие пределы
размеров административных штрафов для юридических лиц. Назначение
наказания должно производиться с учетом объема производства, ведущегося
с нарушением экологических требований, и не должно преследовать цели
разорения предприятия.
    Законопроект предусматривает также дополнение главы 8 КоАП РФ
новой статьей 8.41 <Несвоевременное внесение или невнесение платы за
загрязнение окружающей среды>.
    В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 
2002 года № 7-ФЗ <Об охране окружающей среды> негативное воздействие
на окружающую среду является платным.
    Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с
юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных
юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения
производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской
Федерации.
    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
    выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных
веществ;
    сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в
поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на
водосборные площади;
    загрязнение недр, почв;
    размещение отходов производства и потребления;
    загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными,
ионизирующими и другими видами физических воздействий;
    иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
    Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду устанавливается законодательством Российской
Федерации.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня
2003 года № 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный
воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными
источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные
водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
    В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных
размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение
отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632,
<перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки,
устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и
природных ресурсов Российской Федерации>.
    В Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение
окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской
Федерации (утв. Минприроды России № 04-15/61-638, Минфином России №
19, Госналогслужбой России № ВГ-6-02/10 3 марта 1993 года;
зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 1993 года № 262) установлено,
что природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими
территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной
разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и
представляют налоговым органам по месту нахождения
природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по утвержденной
форме.
    Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих
веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг),
а плата за превышение их (лимитные и сверхлимитные) - за счет прибыли,
остающейся в распоряжении природопользователя. По истечении квартала
при-родопользователи определяют и согласовывают с территориальными
органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение
окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за
отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения
природопользователя расчет по утвержденной форме.
    В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23 декабря 
2003 года № 186-ФЗ <О федеральном бюджете на 2004 год> в 2004 году
плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется по
следующим нормативам:
    в доходы федерального бюджета - 20 процентов поступлений;
    в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 80 процентов
поступлений.
    Указанным Федеральным законом установлено, что нормативы платы
за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003
году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
    Таким образом, федеральный и региональные бюджеты недополучают
в результате невнесения платы за загрязнение окружающей среды
значительные суммы денежных средств.
    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января
2002 года № 7-ФЗ <Об охране окружающей среды> требования в области
охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной
деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность,
установленные законами и иными актами. Следовательно, одно из
экологических требований - платность негативного воздействия. В КоАП РФ
ответственность за несоблюдение экологических требований установлена в
статье 8.1. Данная статья является общей и применяется в случае
невозможности квалификации совершенного противоправного деяния в
области охраны окружающей среды и природопользования по специальной
норме.
    Внесение в КоАП РФ специального состава правонарушения -
невнесение платы за загрязнение окружающей среды - позволит повысить
эффективность применения мер административной ответственности за
совершение данного правонарушения, усилить превентивную роль закона в
деле охраны окружающей среды.
    Привлечение к административной ответственности по статье 8.41
будут осуществлять государственные инспектора по охране природы,
осуществляющие государственный экологический контроль.
    Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из
федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    депутат
    В.П.Иванов
    928-75-01
    15 декабря 2004 года



    Приложение
    к проекту федерального закона
    <О внесении изменений  в  Ко-
    декс Российской Федерации об
    административных  правонару-
    шениях>


    ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих
    признанию утратившими силу, приостановлению, изменению
    или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
    <О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
    административных правонарушениях>


    Принятие проекта федерального закона <О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях> не
потребует принятия, изменения, приостановления или признания
утратившими силу актов федерального законодательства.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    депутат
    В.П.Иванов
    928-75-01
    15 декабря 2004 года
 

Связанные документы (1)

Постановление Московской городской Думы № 99 от 27 апреля 2005 года
О внесении изменения в постановление Московской городской Думы от 15 декабря 2004 года № 389 «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»