В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 21 января 2000 г.
N 52-РМ "О структуре Мэрии города Москвы":
1. Утвердить Положение о Комитете социальной защиты населения
Москвы (приложение).
2. Признать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 8 января
1997 г. N 17-РМ "Об утверждении Положения о Комитете социальной защиты
населения Москвы".
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к распоряжению Мэра Москвы
от 13 апреля 2000 г. N 391-РМ
П О Л О Ж Е Н И Е
о Комитете социальной защиты населения Москвы
1. Общие положения
1.1. Комитет социальной защиты населения Москвы (далее - Комитет)
является органом исполнительной власти, подведомственным Правительству
Москвы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и
города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан,
инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных
нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
1.2. Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными
нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, законами города
Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, настоящим
Положением.
1.3. Комитет, окружные и районные управления социальной защиты,
пансионаты для ветеранов войны и труда, психоневрологические
интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
Реабилитационный центр для инвалидов, Геронтопсихиатрический центр,
центры социального обслуживания, учреждения социальной помощи для лиц
без определенного места жительства и занятий, санаторий для инвалидов
войны, учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы
и Государственной службы реабилитации инвалидов,
Опытно-экспериментальный центр по обработке информации по начислению и
выплате пенсий и пособий, Государственное унитарное предприятие
"Московская социальная гарантия", Московский центр технических средств
реабилитации, центры помощи семье и детям, социальные приюты для детей
и другие государственные учреждения, осуществляющие деятельность в
области социальной защиты населения, образуют единую государственную
систему социальной защиты населения Москвы.
1.4. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
федеральными органами исполнительной власти, Московской городской
Думой, органами исполнительной власти города Москвы, отделением
Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве,
государственными внебюджетными фондами, органами местного
самоуправления, организациями и общественными объединениями.
2. Основные задачи и функции Комитета
2.1. Основными задачами Комитета являются:
- осуществление государственной политики в области социальной
защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними
детьми, а также нуждающихся в социальной поддержке иных
нетрудоспособных групп населения, проживающих на территории города
Москвы;
- разработка проектов комплексных и целевых программ по социальной
поддержке вышеуказанных категорий населения, а также проведение
организационных мероприятий по их реализации;
- участие в разработке нормативных правовых актов города по
вопросам социальной защиты населения;
- организация работы органов и учреждений социальной защиты
населения по назначению, перерасчету и выплате пенсий, пособий,
компенсаций, установленных федеральными и городскими правовыми актами,
других социальных выплат, социальному и материально-бытовому
обслуживанию нетрудоспособных граждан, медико-социальной экспертизе и
реабилитации инвалидов и контролю за их деятельностью;
- анализ состояния социальной защиты населения города и
прогнозирование путей ее развития;
- организация социального обслуживания престарелых граждан,
инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в
социальной поддержке иных нетрудоспособных групп населения,
проживающих на территории города Москвы;
- развитие сети органов и учреждений социальной защиты, новых форм
и видов социального обслуживания граждан, а также содействие созданию
и развитию негосударственных служб, осуществляющих социальное
обслуживание нетрудоспособных граждан;
- организация работ по внедрению современных информационных
технологий и автоматизированных систем в Комитете и подведомственных
организациях, включая эксплуатацию общегородского интегрированного
банка данных обслуживаемых лиц и банка данных инвалидов;
- осуществление межотраслевой координации в области социальной
защиты населения;
- обеспечение контроля за правильным и единообразным применением
подведомственными организациями законодательства по вопросам
социальной защиты населения, оказание им правовой и методической
помощи.
2.2. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие функции:
- разрабатывает мероприятия по реализации государственной политики
в области социальной защиты населения, в том числе целевые и
комплексные городские программы;
- разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов
города Москвы, регулирующих отношения в области социальной защиты
населения, вносит их на рассмотрение соответствующих государственных
органов и должностных лиц, дает заключения по проектам нормативных
актов в области социальной защиты населения, подготовленных другими
органами исполнительной власти города;
- осуществляет организационно-методическое руководство работой
окружных и районных управлений социальной защиты населения, других
подведомственных учреждений по выполнению ими в тесном взаимодействии
с территориальными органами исполнительной власти возложенных задач по
социальной защите населения;
- организует работу по назначению, пересчету, выплате
государственных пенсий, пособий, компенсаций и других социальных
выплат;
- организует работу по социальному обслуживанию и
материально-бытовому устройству инвалидов и престарелых граждан,
предоставлению установленных льгот и преимуществ определенным
категориям населения;
- организует работу по медико-социальной экспертизе граждан,
формирует и развивает сеть учреждений Государственной службы
медико-социальной экспертизы, контролирует их деятельность,
обоснованность принимаемых решений, организует совместно с органами
здравоохранения изучение уровня и причин инвалидности, разрабатывает
предложения по профилактике инвалидности;
- обеспечивает координацию деятельности Государственной службы
реабилитации инвалидов Москвы, развивает сеть подведомственных
Комитету учреждений этой службы, организует работу по профессиональной
и социальной реабилитации инвалидов;
- обеспечивает инвалидов в установленном порядке
санаторно-курортным лечением, техническими средствами реабилитации и
протезно-ортопедическими изделиями;
- участвует в разработке и осуществлении мер по приспособлению
городской среды к нуждам инвалидов, созданию для них необходимых
жилищно-бытовых условий; обеспечивает координацию деятельности смежных
служб, анализ и контроль за выполнением мероприятий по обеспечению
беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других
маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры;
- осуществляет совместно с другими смежными ведомствами,
префектурами, администрациями районов мероприятия, направленные на
устранение безнадзорности детей, социального сиротства, создание
условий для социальной адаптации и интеграции в общество
детей-инвалидов, детей-сирот, выпускников детских домов и
школ-интернатов;
- организует социально-бытовое, медицинское и культурное
обслуживание лиц, проживающих в стационарных учреждениях социальной
защиты;
- организует совместно с Главным управлением внутренних дел
г.Москвы, префектурами и администрациями районов работу по учету лиц
без определенного места жительства и занятий, а также их социальной
адаптации;
- принимает меры совместно с другими территориальными органами
исполнительной власти по созданию и развитию сети органов и учреждений
социальной защиты в зависимости от потребности в них населения, а
также содействует созданию и развитию негосударственных служб,
осуществляющих социальное обслуживание нетрудоспособного населения;
- принимает участие в разработке проекта закона о бюджете города
Москвы, осуществляет функции распорядителя бюджетных средств города,
предусмотренные бюджетным законодательством и ведомственной
классификацией расходов бюджета города Москвы, осуществляет контроль
за исполнением бюджета и использованием внебюджетных средств,
содействует привлечению внебюджетных средств для реализации социальных
программ;
- анализирует балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных учреждений и организаций;
- формирует сводную финансовую, бухгалтерскую, статистическую и
другую отчетность и представляет ее в соответствующие органы в
установленные сроки по утвержденной форме;
- организует и осуществляет внутриведомственный контроль
подведомственных учреждений и организаций социальной защиты по всем
направлениям деятельности;
- участвует в конкурсах по размещению городского заказа на
поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных нужд в сфере социальной защиты населения;
- разрабатывает с учетом мнения территориальных органов
исполнительной власти предложения по развитию и укреплению
материально-технической базы отрасли, формирует перечень объектов
строительства и реконструкции для включения их в социальный заказ и
инвестиционную программу города;
- осуществляет подготовку предложений по подбору и отводу
земельных участков и контроль за их выделением, организует разработку
в установленном порядке проектно-сметной документации на
строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, сооружений
подведомственных организаций, а также вносит предложения по
финансированию инвестиционных программ и капитального ремонта;
- осуществляет контроль за ходом проектно-изыскательских,
строительно-монтажных работ, своевременным вводом объектов социальной
защиты в эксплуатацию и выполнением ремонтных работ, а также за
рациональным использованием лимитов финансирования;
- организует работу по подготовке, внедрению, сопровождению и
эксплуатации современных информационных технологий в подведомственных
органах и учреждениях, включая эксплуатацию общегородского
интегрированного банка данных и банка данных инвалидов, по
формированию и поддержанию единого информационного пространства.
Осуществляет работу по обеспечению подведомственных органов и
учреждений компьютерной техникой и ее техническому обслуживанию;
- взаимодействует с территориальными органами исполнительной
власти по всем вопросам социальной защиты населения города, а также с
общественными, благотворительными, коммерческими и другими
организациями и фондами. В рамках своей компетенции совместно с
другими заинтересованными органами исполнительной власти координирует
деятельность этих организаций, направленную на социальную защиту
малообеспеченных нетрудоспособных граждан;
- определяет потребность органов и учреждений социальной защиты
населения в специалистах высшей и средней квалификации, осуществляет
контроль за работой по подбору и расстановке кадров в подведомственных
организациях, организует подготовку и повышение квалификации
работников, проводит работу по реализации социальных гарантий,
установленных для государственных служащих, решает вопросы улучшения
условий труда и быта сотрудников;
- разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на
обеспечение безопасных условий труда, соблюдение норм и правил по
охране труда работников и технике безопасности;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за
соблюдением законодательства Российской Федерации и города Москвы в
области социальной защиты населения;
- участвует в разработке мобилизационных мероприятий в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы;
- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по
вопросам, отнесенным к ведению Комитета, информирует жителей города
Москвы о наиболее важных сферах деятельности Комитета;
- осуществляет сотрудничество с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими,
некоммерческими организациями, гражданами по вопросам деятельности
Комитета;
- осуществляет международное сотрудничество в области социальной
защиты населения;
- рассматривает в установленные сроки предложения, заявления и
жалобы граждан, а также осуществляет прием граждан по вопросам,
отнесенным к компетенции Комитета. Анализирует причины, вызывающие
обращения, и принимает соответствующие меры к их устранению;
- осуществляет другие функции в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. Права Комитета
Комитет имеет право:
- определять формы и методы реализации политики Правительства
Москвы в области социальной защиты населения;
- принимать меры по развитию системы социальной защиты, вносить в
Правительство Москвы предложения о введении новых форм обслуживания, о
развитии сети учреждений в зависимости от объемов, видов социальной
помощи и численности обслуживаемого населения;
- создавать в административных округах и районах свои
территориальные службы, структурные подразделения, осуществлять
руководство и контроль за их деятельностью;
- обобщать практику применения законодательства по вопросам
социальной защиты, издавать и направлять в подведомственные
организации инструктивно-методические письма по различным направлениям
деятельности;
- в целях улучшения организации работы, внедрения прогрессивных
методов обслуживания населения создавать при Комитете методические,
экспертные и иные советы, рабочие группы, а также вносить предложения
в Правительство Москвы об образовании в необходимых случаях
межведомственных комиссий;
- привлекать другие органы исполнительной власти города к
разработке мер социальной защиты населения и координировать совместную
работу по реализации этих мер;
- запрашивать от органов, учреждений и организаций независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности информацию,
необходимую для выполнения задач по социальной защите населения;
- привлекать специалистов органов исполнительной власти города,
научно-исследовательских и иных организаций для решения вопросов,
входящих в компетенцию Комитета;
- представлять в установленном порядке интересы города Москвы в
судах, иных органах государственной власти, организациях по вопросам,
входящим в компетенцию Комитета;
- в соответствии с действующим законодательством владеть,
пользоваться и распоряжаться имуществом и средствами, закрепленными за
Комитетом на праве оперативного управления;
- иметь иные права в соответствии с правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы необходимые для решения задач и выполнения
функций Комитета.
4. Организация деятельности и руководство Комитетом
4.1. Руководство Комитетом осуществляется на принципе
единоначалия.
Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность Мэром
Москвы по представлению первого заместителя Премьера Правительства
Москвы - руководителя Комплекса социальной сферы.
Председатель несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций.
4.2. Заместители председателя Комитета назначаются на должность и
освобождаются от должности Премьером Правительства Москвы по
представлению председателя Комитета.
4.3. Сотрудники Комитета являются государственными служащими
города Москвы, на них распространяется законодательство о
государственной службе и трудовое законодательство.
Для выполнения определенных функций могут быть заключены трудовые
договоры с иными работниками, не являющимися государственными
служащими города Москвы.
4.4. Председатель Комитета:
- организует работу и руководит деятельностью Комитета,
координирует и контролирует деятельность подведомственных органов и
учреждений социальной защиты;
- действует без доверенности от имени Комитета;
- присутствует на заседаниях Правительства Москвы, совещаниях,
проводимых Мэром и Премьером Правительства Москвы, иными должностными
лицами или органами исполнительной власти города, по вопросам
деятельности Комитета;
- представляет Комитет в федеральных и иных органах
государственной власти, органах местного самоуправления, в
международных, коммерческих и других организациях;
- вносит в установленном порядке на рассмотрение органов
исполнительной власти города и должностных лиц проекты нормативных
правовых актов, предложения по совершенствованию законодательства
Москвы, иные предложения по вопросам деятельности Комитета;
- издает в пределах своей компетенции в соответствии с
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы
приказы и указания, обязательные для исполнения всеми работниками
Комитета, подведомственных органов и учреждений социальной защиты;
- назначает на должность и освобождает от должности работников
аппарата Комитета, а также руководителей окружных и районных
управлений социальной защиты населения, руководителей стационарных
учреждений социального обслуживания, Реабилитационного центра для
инвалидов, санатория для инвалидов Великой Отечественной войны,
Опытно-экспериментального центра по начислению и выплате пенсии (ОЭЦ),
Московского центра технических средств реабилитации, ГУП
"Моссоцгарантия", Реабилитационного центра по социальной адаптации
инвалидов и участников военных действий, Главного бюро
медико-социальной экспертизы.
Назначение на должности руководителей окружных управлений
социальной защиты населения осуществляется по согласованию с
префектами административных округов;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- утверждает положения о структурных подразделениях Комитета,
подведомственных органов и учреждений;
- решает вопросы подбора, расстановки, переподготовки и повышения
квалификации кадров, формирования кадрового резерва, в том числе
государственных служащих Комитета, окружных и районных управлений
социальной защиты населения. Организует в установленных случаях
проведение аттестаций, квалификационных экзаменов, присвоение классных
чинов;
- в целях выполнения возложенных функций заключает договоры в
пределах своей компетенции от имени Правительства Москвы;
- обеспечивает соблюдение государственными служащими и работниками
Комитета правил внутреннего трудового распорядка, должностных
инструкций, порядка работы со служебными документами;
- организует работу по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям;
- представляет в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и города Москвы, особо отличившихся работников
Комитета и подведомственных организаций к награждению государственными
наградами, наградами города Москвы, применяет иные меры поощрения;
- налагает на работников Комитета и руководителей
подведомственных органов и учреждений дисциплинарные и иные взыскания
за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них
обязанностей;
- утверждает структуру и штатное расписание Комитета в пределах
установленного фонда оплаты труда и численности работников, а также
смету расходов на его содержание в пределах ассигнований,
предусмотренных в бюджете города на органы управления;
- утверждает штатные расписания окружных и районных управлений
социальной защиты населения;
- решает в пределах своей компетенции вопросы улучшения условий
труда и быта сотрудников, реализации льгот, установленных для
государственных служащих;
- несет ответственность за правильность и своевременность
представления бухгалтерской и статистической отчетности;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.5. При Комитете образуется Коллегия, в состав которой входят
председатель Комитета (председатель Коллегии) и его заместители,
являющиеся членами Коллегии по должности, руководители структурных
подразделений Комитета и подведомственных организаций. Состав Коллегии
и положение о ней утверждается приказом председателя Комитета.
Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Комитета и
подведомственных ему организаций. Решения коллегии оформляются
постановлениями Коллегии и, в необходимых случаях, приказами
председателя Комитета.
4.6. Комитет является юридическим лицом, имеет бланк и печать с
изображением герба города Москвы и со своим наименованием,
соответствующие печати и штампы, бюджетные и иные счета в
уполномоченном банке, органах казначейства.
Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за
счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на органы
управления. Имущество, необходимое для осуществления деятельности,
передается Комитету в оперативное управление.
4.7. Комитет занимает помещение, расположенное по адресу: 121002,
Москва, Серебряный переулок, дом 2.
5. Контроль за деятельностью Комитета
5.1. Контроль за деятельностью Комитета осуществляет Правительство
Москвы и уполномоченные им органы.
5.2. Комитет представляет бухгалтерскую и статистическую
отчетность в установленном порядке и определенные сроки. Ревизию
деятельности Комитета осуществляют уполномоченные Правительством
Москвы органы, а также организации, которым это право предоставлено в
соответствии с законодательством.
6. Внесение изменений и дополнение в Положение,
реорганизация и ликвидация Комитета
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
распоряжением Мэра Москвы.
6.2. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, по распоряжению
Мэра Москвы.
6.3. В случае ликвидации Комитета его документы передаются в
Московское городское объединение архивов.