Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Закон города Москвы № 39 от 30 сентября 2009 года
О молодежи
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной молодежной политики города Москвы, направленной на создание правовых, экономических и социальных условий, гарантий и стимулов для реализации молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Молодежь, молодые граждане - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, имеющие место жительства на территории города Москвы, обучающиеся или работающие в городе Москве. 2. Государственная молодежная политика города Москвы (далее - государственная молодежная политика) - система государственных мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных условий для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации ею экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества. 3. Молодые семьи - семьи граждан Российской Федерации, имеющие место жительства на территории города Москвы, при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых один из супругов не достиг 30-летнего возраста. 4. Молодежные объединения - созданные в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке на территории города Москвы некоммерческие организации, общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в качестве юридического лица, не менее 50 процентов членов (участников) которых составляет молодежь. 5. Организации, участвующие в реализации государственной молодежной политики - созданные в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке на территории города Москвы организации, основной уставной целью деятельности которых является работа с молодежью. 6. Молодые специалисты - молодые граждане, впервые поступившие на работу непосредственно после окончания образовательного учреждения высшего профессионального или среднего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента окончания образовательного учреждения. 7. Молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации - молодые граждане, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно, в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья; жертвы насилия, вооруженных и межнациональных конфликтов, катастроф, стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, освобожденные из учреждений уголовно- исправительной системы; лица из малоимущих семей; лица, не имеющие места жительства; иные категории молодых граждан, указанные в федеральном законодательстве, законах и иных правовых актах города Москвы. 8. Молодежный совещательно-консультативный орган - коллегиальный орган, состоящий из молодых граждан, созданный органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) или организацией для участия молодежи в разработке и принятии управленческих решений. 9. Молодежно-студенческий отряд - добровольное объединение молодых граждан, изъявивших желание заниматься трудовой деятельностью, действующее в соответствии с положением о молодежно-студенческом отряде, выполняющее общую задачу или социальный заказ на основе договора с работодателем. 10. Трудовое объединение молодежи - добровольное объединение несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, изъявивших желание заниматься трудовой деятельностью в свободное от учебы время. 11. Студенческое самоуправление - инициативная и самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов организации обучения, быта, досуга. 12. Общественные инициативы - система мер, предлагаемых молодежным объединением или организацией, участвующей в реализации государственной молодежной политики, направленных на достижение целей настоящего Закона. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на молодых граждан, органы государственной власти города Москвы и другие субъекты государственной молодежной политики. Статья 3. Правовая основа государственной молодежной политики Система правовых актов города Москвы о молодежи основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, законодательстве города Москвы и состоит из настоящего Закона, иных законов города Москвы, содержащих нормы, регулирующие отношения с участием молодежи в соответствующих сферах общественных отношений, и принимаемых в соответствии с ними иных правовых актов города Москвы. Статья 4. Цели и задачи государственной молодежной политики 1. Целями государственной молодежной политики являются: 1) создание равных стартовых возможностей для включения молодых граждан в социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь общества; 2) содействие нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи; 3) устранение негативных явлений в молодежной среде. 2. Задачами государственной молодежной политики являются: 1) формирование у молодежи чувства патриотизма, интернационализма, нравственных идеалов, активной жизненной позиции; 2) воспитание уважения к правам и свободам личности, культуре и традициям других народов, национальной и религиозной терпимости; 3) воспитание у молодежи бережного отношения к историческому, культурному и природному наследию; 4) популяризация здорового образа жизни; 5) защита прав молодежи в сфере образования, труда и охраны здоровья; 6) содействие развитию у молодежи положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, навыков эффективного поведения на рынке труда; 7) противодействие распространению преступности, наркомании, алкоголизма, токсикомании и иных зависимостей и антисоциальных явлений. Статья 5. Принципы государственной молодежной политики Реализация государственной молодежной политики основывается на принципах: 1) законности; 2) уважения личности молодого гражданина; 3) гласности мер государственной молодежной политики; 4) дифференциации государственной молодежной политики с учетом возраста и социальных потребностей; 5) признания законных интересов и потребностей молодежи как особой социальной группы и сбалансированности ее интересов и прав с интересами и правами других социальных групп и общества в целом; 6) взаимодействия органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса при осуществлении государственной молодежной политики; 7) участия молодежи в принятии решений о финансовом обеспечении государственной молодежной политики. Статья 6. Приоритетные направления государственной молодежной политики Государственная молодежная политика реализуется по следующим приоритетным направлениям: 1) вовлечение молодежи в социальную, культурную, экономическую и политическую жизнь общества; 2) содействие развитию молодежной инициативы и молодежного общественного движения; 3) обеспечение прав молодежи в сфере экономики, образования и культуры; 4) содействие занятости молодежи; 5) содействие формированию здорового образа жизни молодых граждан; 6) государственная поддержка молодых семей; 7) интеграция молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества; 8) профилактика негативных явлений в молодежной среде. Статья 7. Субъекты государственной молодежной политики Субъектами государственной молодежной политики являются: 1) молодежь, молодые граждане; 2) молодые семьи; 3) молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 4) молодые специалисты; 5) молодежные объединения; 6) органы государственной власти города Москвы; 7) организации, участвующие в реализации государственной молодежной политики; 8) молодежно-студенческие отряды; 9) трудовые объединения молодежи; 10) молодежные совещательно-консультативные органы. Статья 8. Реестр молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики 1. В целях содействия молодежным объединениям и организациям, участвующим в реализации государственной молодежной политики, создается Реестр молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики (далее - Реестр молодежных объединений и организаций). 2. Формирование Реестра молодежных объединений и организаций осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, реализующим государственную молодежную политику. 3. Порядок ведения Реестра молодежных объединений и организаций определяется Правительством Москвы. 4. Руководители молодежных объединений и организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики, представившие недостоверные сведения для включения в Реестр молодежных объединений и организаций, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 2. Полномочия органов государственной власти города Москвы в сфере государственной молодежной политики Статья 9. Полномочия Правительства Москвы в сфере государственной молодежной политики В целях реализации государственной молодежной политики Правительство Москвы в пределах своих полномочий: 1) осуществляет защиту конституционных прав и свобод молодых граждан; 2) разрабатывает и реализует городские целевые программы; 3) разрабатывает и реализует программы социальной поддержки молодежи; 4) устанавливает полномочия органов исполнительной власти города Москвы в сфере государственной молодежной политики; 5) разрабатывает и осуществляет комплексные меры по регулированию отношений в сфере труда и занятости молодежи; 6) организует работу центров социального обслуживания, центров социальной помощи семье и детям; 7) организует отдых детей и подростков; 8) организует мероприятия по правовому просвещению молодежи; 9) осуществляет регулирование и межведомственную координацию по вопросам организации и совершенствования физического воспитания молодежи; 10) учреждает государственные учреждения по приоритетным направлениям государственной молодежной политики; 11) формирует инфраструктуру государственной молодежной политики; 12) формирует молодежный совещательно-консультативный орган при Правительстве Москвы; 13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 10. Полномочия Московской городской Думы в сфере государственной молодежной политики В целях реализации государственной молодежной политики Московская городская Дума: 1) осуществляет законодательное и иное правовое регулирование государственной молодежной политики; 2) осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы в сфере государственной молодежной политики; 3) формирует молодежный совещательно-консультативный орган при Московской городской Думе. Статья 11. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, реализующий государственную молодежную политику 1. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, реализующий государственную молодежную политику (далее - уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы), обеспечивает достижение целей и задач, предусмотренных настоящим Законом, иными правовыми актами города Москвы. 2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в пределах своих полномочий: 1) координирует деятельность субъектов государственной молодежной политики; 2) оказывает поддержку субъектам государственной молодежной политики; 3) поддерживает художественную, научно-техническую и иную творческую деятельность молодежи; 4) способствует развитию массовых видов спорта и туризма; 5) обеспечивает развитие системы социального обслуживания, отдыха и оздоровления молодежи; 6) совершенствует систему профессиональной ориентации и подготовки молодежи, оказывает содействие трудоустройству и занятости молодежи, поддержку молодежному предпринимательству; 7) участвует в реализации федеральных программ в сфере государственной молодежной политики; 8) содействует международным и межрегиональным связям в сфере государственной молодежной политики; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Глава 3. Участие субъектов государственной молодежной политики в формировании и реализации государственной молодежной политики Статья 12. Участие молодых граждан, молодежных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики 1. Молодые граждане, молодежные объединения участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики путем общественных инициатив, внесения предложений в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, взаимодействия с указанными органами. 2. Предложения о реализации государственной молодежной политики, вносимые молодыми гражданами, молодежными объединениями в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления, рассматриваются указанными органами в соответствии с их полномочиями в порядке, определенном федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. 3. Реализация проектов (программ), представленных на рассмотрение органов государственной власти молодыми гражданами, молодежными объединениями, осуществляется с участием инициаторов указанных проектов (программ). 4. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления привлекают молодежь и молодежные объединения для проведения консультаций и координации деятельности субъектов государственной молодежной политики в сфере формирования и реализации государственной молодежной политики. Статья 13. Форум молодежи города Москвы 1. Высшей общегородской формой взаимодействия органов государственной власти города Москвы и иных субъектов государственной молодежной политики, а также органов местного самоуправления является Форум молодежи города Москвы, созываемый Правительством Москвы не реже одного раза в год. 2. Форум молодежи города Москвы созывается в целях обсуждения наиболее важных вопросов государственной молодежной политики, учета мнения молодежи при формировании государственной молодежной политики и привлечения субъектов государственной молодежной политики к эффективному участию в ее реализации. 3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы представляет на обсуждение Форума молодежи города Москвы доклад о реализации государственной молодежной политики. 4. Форум молодежи города Москвы: 1)определяет основные направления деятельности субъектов государственной молодежной политики в целях ее реализации; 2)вырабатывает рекомендации органам государственной власти города Москвы в целях формирования и реализации государственной молодежной политики; 3) принимает обращения к молодежи. 5. Форум молодежи города Москвы правомочен принимать решения, если в его работе участвуют не менее двух третей делегированных представителей от общего числа участников. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. 6. Порядок делегирования представителей для участия в Форуме молодежи города Москвы определяется каждым субъектом государственной молодежной политики самостоятельно. 7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, иные органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции анализируют предложения, содержащиеся в обращениях и рекомендациях Форума молодежи города Москвы, и учитывают данные предложения при реализации государственной молодежной политики. 8. Порядок и условия проведения Форума молодежи города Москвы устанавливаются Правительством Москвы. Статья 14. Московская федерация молодежи 1. В целях организации взаимодействия молодежных объединений, обеспечения защиты прав и законных интересов молодежи, представления указанных интересов в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления, а также объединения материальных, трудовых, интеллектуальных ресурсов молодежных объединений, организации сотрудничества молодежных объединений с международными и иностранными молодежными объединениями уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы создает Московскую федерацию молодежи. 2. Московская федерация молодежи имеет статус основанной на членстве региональной общественно-государственной организации. 3. Московской федерации молодежи оказывается государственная поддержка по следующим направлениям ее деятельности: 1) представление интересов молодежи в органах государственной власти города Москвы и органах местного самоуправления; 2) установление и развитие отношений с общественными объединениями; 3) профилактика антисоциальных явлений в молодежной среде; 4) общественная самореализация молодежи; 5) организация молодежного досуга; 6) социально-экономическая адаптация молодежи; 7) популяризация здорового образа жизни; 8) информационное обеспечение молодежи. 4. Порядок образования и деятельности Московской федерации молодежи определяется Правительством Москвы. Статья 15. Молодежные совещательно-консультативные органы 1. Молодежные совещательно-консультативные органы принимают участие в экспертизе управленческих решений и мониторинге их реализации. 2. Молодежные совещательно-консультативные органы разрабатывают рекомендации по: 1) определению приоритетных направлений развития города Москвы, внутригородских муниципальных образований, организаций любой формы собственности; 2) определению приоритетных направлений деятельности органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики; 3) финансовому обеспечению государственной молодежной политики. 3. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов учитывают предложения молодежных совещательно-консультативных органов по финансовому обеспечению государственной молодежной политики. 4. Молодежные совещательно-консультативные органы имеют право участвовать в обсуждении органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы, проектов бюджетов внутригородских муниципальных образований, проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы и проектов об исполнении бюджетов внутригородских муниципальных образований. 5. Порядок образования и деятельности молодежных совещательно- консультативных органов определяется соответственно органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления или организациями, при которых они создаются. Статья 16. Молодежно-студенческие отряды 1. Молодежно-студенческие отряды создаются в целях: 1)трудового воспитания и социальной адаптации молодежи; 2)реализации социальных и трудовых инициатив молодежи; 3)приобретения молодежью профессиональных и иных навыков. 2. Молодежно-студенческие отряды подразделяются на городские (выполняющие работы или оказывающие услуги на территории города Москвы) и выездные (выполняющие работы или оказывающие услуги вне территории города Москвы) и формируются по следующим направлениям деятельности: 1)строительные отряды; 2)педагогические отряды; 3)сервисные отряды; 4)сельскохозяйственные отряды; 5)отряды проводников на железной дороге; 6)экологические отряды; 7)краеведческие отряды; 8)отряды социальной помощи; 9) отряды по иным направлениям деятельности. 3. В целях содействия деятельности молодежно-студенческих отрядов в рамках государственной молодежной политики органы исполнительной власти осуществляют следующие меры поддержки: 1) проведение анализа спроса и предложения на рынке труда; 2) совершенствование форм и методов вовлечения молодежи в трудовую деятельность; 3) информационное обеспечение молодежи по вопросам создания и деятельности молодежно-студенческих отрядов; 4) поощрение работодателей, привлекающих молодежно-студенческие отряды к выполнению работ или оказанию услуг; 5) иные меры поддержки. 4. Порядок и условия оказания содействия молодежно-студенческим отрядам устанавливаются Правительством Москвы. Статья 17. Трудовые объединения молодежи 1. Трудовые объединения молодежи создаются в целях: 1) содействия занятости несовершеннолетней молодежи; 2) профессионального самоопределения и приобретения молодыми гражданами трудовых навыков; 3) профилактики безнадзорности и правонарушений в молодежной среде; 4) трудового воспитания и пропаганды добросовестного отношения к труду. 2. В целях содействия деятельности трудовых объединений молодежи в рамках государственной молодежной политики органы исполнительной власти осуществляют следующие меры поддержки: 1) повышение конкурентоспособности трудовых объединений молодежи на рынке труда; 2) поощрение работодателей, создающих условия для деятельности трудовых объединений молодежи; 3) финансирование проектов, направленных на развитие трудовых объединений молодежи; 4) создание негосударственных, в том числе общественных организаций для вовлечения молодежи в трудовую деятельность; 5) иные меры поддержки. 3. Порядок и условия оказания содействия трудовым объединениям молодежи устанавливаются Правительством Москвы. Статья 18. Студенческое самоуправление 1. Органы студенческого самоуправления создаются в целях решения вопросов организации обучения, быта и досуга студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. 2. Основными социально значимыми направлениями деятельности органов студенческого самоуправления, по которым оказывается государственная поддержка в городе Москве, являются: 1) защита прав и представление интересов студентов; 2) содействие студентам в решении образовательных, социально- бытовых и иных вопросов, затрагивающих их интересы; 3) сохранение и развитие демократических традиций студенчества; 4) содействие органам государственной власти города Москвы в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процессов, а также досуга и быта студентов. 3. В целях содействия деятельности органов студенческого самоуправления в рамках государственной молодежной политики органы исполнительной власти осуществляют следующие меры поддержки: 1) предоставление органам студенческого самоуправления помещений и средств связи за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы; 2) обучение представителей органов студенческого самоуправления за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы; 3) иные меры поддержки. 4. Порядок и условия оказания содействия деятельности органов студенческого самоуправления устанавливаются Правительством Москвы. Глава 4. Воспитание молодежи и профилактика негативных явлений в молодежной среде Статья 19. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодых граждан В целях гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодых граждан органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры: 1) популяризация в молодежной среде идей гражданской ответственности, федерализма, целостности и независимости Российской Федерации; 2) воспитание уважительного отношения к истории России и города Москвы, российской и городской символике; 3) противодействие экстремизму, социальной, национальной и религиозной нетерпимости; 4) разработка и реализация проектов (программ), посвященных памятным датам отечественной истории и культуры; 5) подготовка молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; 6) содействие деятельности патриотических клубов, поисковых объединений и историко-краеведческих организаций; 7) просвещение молодежи в сфере религии, вероисповедания и свободы совести; 8) взаимодействие со средствами массовой информации по программам: а) формирующим и развивающим у молодых граждан чувство патриотизма; б) формирующим нетерпимое отношение к проявлениям радикализма и экстремизма. Статья 20. Профилактика негативных явлений в молодежной среде 1. В целях воспитания уважения к закону и нормам морали, профилактики правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧ-инфекции, безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних органы исполнительной власти города Москвы: 1) разрабатывают проекты (программы), направленные на профилактику правонарушений, употребления наркотических средств или психотропных веществ и иных негативных явлений в молодежной среде; 2) разрабатывают проекты (программы) по сохранению психического здоровья молодежи; 3) содействуют деятельности организаций, оказывающих психологическую и иную помощь: а) молодым гражданам, употребляющим наркотические средства или психотропные вещества; б) молодым гражданам, освобожденным из учреждений уголовно- исполнительной системы; в) несовершеннолетним, вернувшимся из специальных учебно-воспи- тательных учреждений закрытого типа; г) несовершеннолетним, совершившим правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания. 2. В рамках реализации государственной молодежной политики: 1) проводятся профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений и антисоциального поведения в молодежной среде; 2) проводятся мероприятия по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних; 3) оказывается медицинская, правовая, реабилитационная, социальная помощь молодым гражданам, испытывающим зависимость от употребления наркотических средств или психотропных веществ; 4) размещаются в средствах массовой информации материалы, информирующие молодых граждан о негативных последствиях употребления наркотических средств или психотропных веществ. 3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы создает и обеспечивает деятельность учреждений, занимающихся: 1) профилактикой правонарушений, табакокурения, алкоголизма, наркомании, распространения ВИЧ-инфекции, безнадзорности среди несовершеннолетних и молодежи; 2) оказанием помощи молодым гражданам, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы; 3) оказанием помощи несовершеннолетним, вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Глава 5. Основные направления поддержки молодежи Статья 21. Поддержка молодежи в сфере профессиональной ориентации, труда и занятости В целях поддержки молодежи в сфере профессиональной ориентации, труда и занятости органы исполнительной власти города Москвы: 1) разрабатывают и реализуют программы развития и совершенствования системы профессионального обучения и профессиональной ориентации молодежи; 2) разрабатывают и реализуют программы содействия временному трудоустройству несовершеннолетних и молодежи; 3) создают центры профориентации молодежи; 4) организуют бесплатные консультации по вопросам трудоустройства и трудового законодательства; 5) оказывают организационную и методическую помощь при создании в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях служб содействия трудоустройству; 6) формируют базу данных вакансий, а также специализированные регистры получателей государственных услуг; 7) содействуют социально-трудовой адаптации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; 8) создают службы <телефон доверия> по вопросам нарушения трудовых прав молодых граждан; 9) осуществляют иные меры, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 22. Поддержка молодежи в жилищной сфере В целях поддержки молодежи в жилищной сфере органы исполнительной власти города Москвы разрабатывают городские жилищные программы, предусматривающие: 1) предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы путем заключения договора найма; 2) предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы путем заключения договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа или с использованием ипотечного жилищного кредитования; 3) предоставление субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 4) содействие в приобретении или финансировании строительства жилых помещений с использованием банковского ипотечного жилищного кредитования; 5) содействие в приобретении или финансировании строительства жилых помещений с использованием паенакоплений в составе молодежных и иных жилищно-строительных кооперативов; 6) иные меры, направленные на улучшение жилищных условий молодежи. Статья 23. Поддержка молодых семей 1. В целях поддержки молодых семей в решении социально-экономи- ческих и бытовых проблем органы исполнительной власти города Москвы разрабатывают и реализуют городские целевые программы, предусматривающие: 1) создание и развитие системы специализированных учреждений, предоставляющих социальные услуги, социальную помощь молодым семьям; 2) консультирование по проблемам семейной жизни, психолого-педа- гогическим, правовым и другим вопросам. 2. Молодой семье, в которой оба супруга имеют место жительства в городе Москве, или одному из супругов, который имеет место жительства в городе Москве, за счет средств бюджета города Москвы выплачивается дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка в порядке, установленном Правительством Москвы. Размер указанного пособия составляет: 1) пять прожиточных минимумов, установленных в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении первого ребенка; 2) семь прожиточных минимумов, установленных в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении второго ребенка, если ранее рожденный ребенок, в том числе ребенок одного из родителей, находится на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина); 3) десять прожиточных минимумов, установленных в городе Москве в расчете на душу населения, - при рождении третьего ребенка и последующих детей, если ранее рожденные дети, в том числе дети одного из родителей, находятся на воспитании и содержании в соответствующей молодой семье (у соответствующего молодого гражданина). Статья 24. Поддержка молодежи в сфере образования 1. В целях поддержки молодежи в сфере образования органы исполнительной власти города Москвы: 1) разрабатывают и реализуют программы популяризации современных научных знаний в молодежной среде; 2) создают и развивают государственные образовательные порталы в сети <Интернет>; 3) создают базу данных о государственных образовательных учреждениях города Москвы и размещают ее в сети <Интернет> на общедоступном сайте. 2. В бюджете города Москвы в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы ежегодно предусматриваются средства на: 1) именные стипендии Правительства Москвы студентам высших учеб- ных заведений, достигшим значительных результатов в международных, общероссийских, межрегиональных, городских олимпиадах, соревнованиях, смотрах, конкурсах, конференциях, программах; 2) пособия студентам - молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддержке. Порядок и условия выплаты пособий определяются Правительством Москвы. Статья 25. Поддержка молодежи в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта 1. В целях поддержки молодежи в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры: 1) популяризация здорового образа жизни; 2) разработка и реализация программ по оздоровлению молодежи; 3) содействие развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления молодежи; 4) разработка и реализация программ по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом; 5) организация физического воспитания молодежи; 6) содействие развитию детско-юношеского, молодежного и студенческого спорта; 7) разработка и реализация программ экологического воспитания и участия молодежи в мероприятиях по охране окружающей среды; 8) разработка и реализация программ полового воспитания. 2. В рамках реализации государственной молодежной политики: 1) создаются центры консультирования по вопросам охраны здоровья; 2) проводятся спортивные и физкультурные мероприятия, соревнования; 3) создаются центры репродуктивного здоровья (планирования семьи), оказывающие бесплатную медицинскую помощь молодым гражданам и молодым семьям; 4) создаются центры (отделения) профилактики, осуществляющие анонимные бесплатные исследования (на наличие ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и вирусного гепатита), осуществляется информирование молодых граждан о работе данных центров; 5) организуется проведение ежегодной диспансеризации несовершеннолетних граждан; 6) осуществляется информирование о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых на территории города Москвы; 7) создается база данных, содержащая сведения о возможностях регулярных занятий спортом. Указанная база данных размещается в сети <Интернет> на общедоступном сайте; 8) осуществляются иные меры, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 26. Поддержка молодежи в сфере культуры и научно- технического творчества В целях поддержки молодежи в сфере культуры и научно-технического творчества органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры: 1) содействие в реализации прав молодых граждан на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение духовных потребностей и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры; 2) содействие развитию сферы досуга, обеспечению разнообразия куль- турно-досуговой деятельности молодежи; 3) разработка и реализация программ по выявлению, развитию и поддержке потенциала молодежи в сфере науки, культуры, технического и прикладного творчества; 4) взаимодействие со средствами массовой информации для создания познавательных, развивающих, обучающих и воспитательных программ, содействующих процессу социализации молодежи; 5) иные меры поддержки. Статья 27. Поддержка молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации 1. В целях поддержки молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, органы исполнительной власти города Москвы: 1) разрабатывают и реализуют программы содействия молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; 2) организуют работу психологических и юридических консультационных центров, оказывающих соответствующие услуги на безвозмездной основе; 3) выпускают и распространяют правовые пособия, другие информационные материалы; 4) осуществляют иные меры, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. 2. В рамках реализации государственной молодежной политики: 1) для учащихся и студентов устанавливается льготная стоимость пользования услугами учреждений культуры, физической культуры и спорта, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы; 2) молодым гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются на безвозмездной основе билеты (абонементы) в количестве не менее одного процента от реализуемых (распространяемых) учреждениями культуры, физической культуры и спорта, финансируемыми за счет средств бюджета города Москвы. 3. Порядок установления льготной стоимости и порядок предоставления билетов (абонементов), предусмотренных частью 2 настоящей статьи, определяются Правительством Москвы. 4. Органы исполнительной власти города Москвы в целях поддержки молодых семей, созданных лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами - инвалидами, а также поддержки неполных молодых семей (с единственным родителем, усыновителем или опекуном) частично возмещают расходы по содержанию детей указанных лиц в дошкольных учреждениях. Возмещение расходов производится в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 28. Поддержка талантливой молодежи В целях поддержки талантливой молодежи органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры: 1) разработка и реализация программ, направленных на развитие интеллектуального, творческого и физического потенциала молодых граждан; 2) установление премий, стипендий, грантов для талантливой молодежи; 3) поощрение создания творческих мастерских, школ, объединений молодежи в сфере науки, культуры и спорта; 4) предоставление молодежи в установленном Правительством Москвы порядке материальных и иных ресурсов, находящихся в собственности города Москвы, включая выставочные и концертные залы, спортивные сооружения; 5) проведение конкурсов, фестивалей, выставок, концертов, конференций, смотров, симпозиумов, чтений, спортивных соревнований в целях выявления талантливой молодежи; 6) иные меры поддержки. Статья 29. Содействие международному и межрегиональному сотрудничеству молодежи 1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают содействие: 1) развитию международного и межрегионального сотрудничества молодежи; 2) вовлечению молодежи в систему межрегиональных, общеевропейских и иных международных гуманитарных, образовательных, научно-технических молодежных программ. 2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы: 1) оказывает информационные, консультационные и иные услуги молодежным объединениям и другим субъектам государственной молодежной политики в целях реализации международных и межрегиональных молодежных программ и проектов; 2) реализует меры по изучению, обобщению и оптимальному использованию зарубежного опыта и опыта субъектов Российской Федерации в сфере реализации государственной молодежной политики. Статья 30. Содействие молодым гражданам при создании молодежных объединений 1. Молодые граждане вправе обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы и получить на безвозмездной основе: 1) образцы документов, необходимых для создания молодежного объединения и регистрации его в качестве юридического лица; 2) методические рекомендации по взаимодействию некоммерческих организаций с органами государственной власти города Москвы в целях реализации государственной молодежной политики; 3) юридические консультации по вопросам создания и регистрации молодежного объединения; 4) иную помощь по решению уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, необходимую для создания молодежного объединения. 2. Указанные в части 1 настоящей статьи материалы также размещаются в сети <Интернет> на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы. Статья 31. Поддержка организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики 1. Поддержка организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики, осуществляется в следующих формах: 1) финансирование на конкурсной основе проектов (программ), направленных на реализацию государственной молодежной политики; 2) финансирование на конкурсной основе научных исследований, направленных на реализацию государственной молодежной политики; 3) оказание информационной и консультативной помощи; 4) подготовка и переподготовка кадров для работы с молодежью. 2. Правительство Москвы может устанавливать иные формы поддержки организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики. 3. Порядок и условия предоставления поддержки организациям, участвующим в реализации государственной молодежной политики, устанавливаются Правительством Москвы. Статья 32. Поддержка общественных инициатив и общественных объединений, оказывающих содействие молодежи 1. Поддержка общественных инициатив осуществляется путем: 1) предоставления субсидий молодежным объединениям на реализацию инициативных проектов; 2) организации конкурсов по приоритетным направлениям государственной молодежной политики; 3) предоставления иных мер поддержки. 2. Решение о поддержке общественных инициатив принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию государственной молодежной политики. 3. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы осуществляет поддержку проектов (программ) общественных объединений, оказывающих содействие молодежи. 4. Проект (программа) общественного объединения, осуществляемый в целях содействия молодежи, должен содержать цели, основные задачи и план реализации данного проекта (программы). 5. Решение о поддержке проектов (программ) общественных объединений, направленных на содействие молодежи, принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по результатам конкурсного отбора указанных проектов (программ) в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию государственной молодежной политики. 6. Поддержка общественных инициатив и общественных объединений, оказывающих содействие молодежи, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 33. Поддержка молодых специалистов 1. Органы исполнительной власти города Москвы: 1) предоставляют социальные гарантии молодым специалистам; 2) содействуют профессиональной адаптации молодых специалистов. 2. Порядок и условия предоставления социальных гарантий молодым специалистам устанавливаются Правительством Москвы. Глава 6. Обеспечение экономической самостоятельности молодежи Статья 34. Создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодежи Для обеспечения экономической самостоятельности молодежи органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры поддержки: 1) разработка и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; 2) стимулирование и поощрение организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости молодежи; 3) проведение исследований на рынке труда и выявление перспективных направлений подготовки кадров для отраслей экономики; 4) развитие межрегионального сотрудничества в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров из числа молодежи; 5) развитие системы социального партнерства; 6) информирование о существующих возможностях достижения экономического успеха; 7)иные меры поддержки. Статья 35. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность В целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры поддержки: 1) содействие инновациям в сфере предпринимательства; 2) разработка и реализация программ, направленных на популяризацию и пропаганду идей предпринимательства, формирование в молодежной среде положительного образа предпринимателя; 3) подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства, в том числе путем дистанционных методов обучения; 4) содействие обучению молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности; 5) содействие социально-трудовой адаптации молодежи; 6) предоставление субсидий на покрытие части расходов молодежных объединений, организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики, молодежно-студенческих отрядов, связанных с их предпринимательской деятельностью; 7) проведение конкурсов среди студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на лучший бизнес-план в сфере предпринимательства. Статья 36. Поддержка работодателей, содействующих трудоустройству молодежи Работодателям, осуществляющим прием молодежи на вновь созданные рабочие места, а также создающим рабочие места для временного трудоустройства учащейся молодежи, могут предоставляться субсидии из бюджета города Москвы в порядке, установленном законами и иными правовыми актами города Москвы. Глава 7. Обеспечение государственной молодежной политики Статья 37. Организационное обеспечение государственной молодежной политики 1. Организационное обеспечение государственной молодежной политики осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. 2. В целях организационного обеспечения государственной молодежной политики Правительство Москвы создает государственные бюджетные и автономные учреждения. 3. Для эффективного решения проблем в сфере государственной молодежной политики, участия молодежи в экономическом, социальном и культурном развитии города Москвы Правительство Москвы вправе создать межведомственный координационный орган по реализации государственной молодежной политики. Порядок и условия деятельности данного органа определяются Правительством Москвы. Статья 38. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики Финансовое обеспечение государственной молодежной политики осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Москвы, а также за счет привлечения внебюджетных средств в порядке, установленном федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 39. Научное и методическое обеспечение государственной молодежной политики 1. В целях научного обеспечения государственной молодежной политики уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы: 1)проводит мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде; 2) проводит социологические исследования; 3) организует статистический учет; 4) создает банк данных социологических и иных научных исследований; 5) проводит экспертизу социальных и иных последствий принятия правовых актов, затрагивающих интересы молодежи. 2. В целях методического обеспечения государственной молодежной политики уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы может придавать статус методического центра организациям, участвующим в реализации государственной молодежной политики. Статья 40.Информационное обеспечение государственной молодежной политики 1. В целях информационного обеспечения государственной молодежной политики органы исполнительной власти города Москвы осуществляют следующие меры поддержки: 1) популяризация в средствах массовой информации целей и задач государственной молодежной политики; 2) создание теле- и радиопередач, рассчитанных на молодежную аудиторию; 3) освещение в средствах массовой информации проектов (программ), реализуемых с участием молодежи; 4) применение новых информационных технологий; 5) организация производства и размещения социальной рекламы в средствах массовой информации; 6) оказание содействия субъектам государственной молодежной политики в создании и развитии собственных средств массовой информации; 7) иные меры поддержки. 2. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы: 1) создает центры информации для молодежи; 2) содействует созданию в средствах массовой информации структурных подразделений по вопросам молодежной политики; 3) предоставляет финансовую и иную поддержку средствам массовой информации, оказывающим информационные услуги молодым гражданам, в соответствии с законами и иными правовыми актами города Москвы; 4) информирует субъекты государственной молодежной политики о планируемых и реализуемых мероприятиях; 5) обеспечивает деятельность общедоступного сайта в сети <Интернет>. Статья 41. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики Кадровое обеспечение государственной молодежной политики осуществляется путем: 1) формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной гражданской службы по работе с молодежью; 2) организационно-методического обеспечения системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации представителей молодежных объединений, организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики, других субъектов государственной молодежной политики. Статья 42. Инфраструктура государственной молодежной политики 1. К объектам инфраструктуры государственной молодежной политики относятся используемые для достижения ее целей и задач здания, строения, сооружения. 2. Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают размещение объектов инфраструктуры государственной молодежной политики в порядке, определяемом законами и иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами города Москвы. Статья 43. Оценка эффективности реализации государственной молодежной политики 1. Оценку эффективности реализации государственной молодежной политики ежегодно проводит Правительство Москвы. 2. Эффективность реализации государственной молодежной политики оценивается по следующим показателям: 1) вклад субъектов государственной молодежной политики в социальное и экономическое развитие города Москвы; 2) количественные и качественные характеристики изменений положения молодежи в обществе; 3) результаты независимой оценки эффективности реализации проектов (программ) в сфере государственной молодежной политики. 3. Система показателей эффективности реализации государственной молодежной политики, порядок ее определения устанавливаются Правительством Москвы. 4. Показатели эффективности государственной молодежной политики включаются в доклад о реализации государственной молодежной политики, предусмотренный частью 3 статьи 13 настоящего Закона. Указанный доклад направляется в Московскую городскую Думу и размещается в сети <Интернет> на общедоступном сайте. Глава 8. Заключительные положения Статья 44. Административная ответственность за неисполнение норм настоящего Закона Несоблюдение требований настоящего Закона влечет административную ответственность в соответствии с законодательством города Москвы. Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Признать утратившими силу: 1) Закон города Москвы от 28 января 2004 года № 4 <О молодежи>; 2) статью 1 Закона города Москвы от 22 ноября 2006 года № 56 <О внесении изменений в статью 14 Закона города Москвы от 28 января 2004 года № 4 <О молодежи> и статью 27 Закона города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 <О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве>. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 30 сентября 2009 года № 39
- Закон города Москвы № 63 от 14 декабря 2011 года
- О внесении изменений в Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи»