Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Закон города Москвы № 3 от 17 января 2001 года

Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

    Настоящий Закон в совокупности с мерами организационного,
правового, экономического и воспитательного воздействия призван
способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных
граждан и созданию им равных с другими гражданами возможностей в
реализации гражданских,  экономических, политических и других прав
и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также
в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права.
    Закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для
беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их
пользования объектами социальной, транспортной и инженерной
инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции
инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия
архитектурных,  транспортных и коммуникационных барьеров,
ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.
    Закон определяет общие требования по приспособлению объектов
для  беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других
маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством,
действующими градостроительными нормативами, строительными нормами
и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе
Москве.


    Статья 1. Основные понятия

    Основные понятия,  используемые  в настоящем Законе:
    маломобильные граждане - инвалиды всех категорий, к которым
относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм
или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и
вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого
возраста; граждане с  малолетними детьми, в том числе использующие
детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или
возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,
вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка
использовать для своего передвижения необходимые средства,
приспособления и собак-проводников;
    инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры -
комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного
оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового
обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и
функционирование поселений и территорий;
    государственные градостроительные нормативы, строительные
нормы и правила - нормативно-технические документы, разработанные и
утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или
органами архитектуры и градостроительства города Москвы и подлежащие
обязательному исполнению при осуществлении градостроительной
деятельности всех видов.


    Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты,
    регулирующие правовые отношения, установленные
    настоящим Законом

    Правовые отношения, установленные настоящим Законом,
регулируются нормативными правовыми актами и основополагающими
документами,  регламентирующими свободы и права инвалидов, а также
требования по обеспечению свободного передвижения, доступа
маломобильных граждан и их пользования объектами социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур, которыми являются:
    - Конституция Российской Федерации;
    - Гражданский кодекс Российской Федерации;
    - Градостроительный кодекс Российской Федерации;
    - Федеральный закон <О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации>;
    - Федеральный закон <Об обслуживании инвалидов>;
    - Декларация прав и свобод человека и гражданина;
    - Декларация прав инвалидов ООН;
    - Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов ООН;
    - постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 19 ноября 1993 года № 1188 <Об утверждении перечня
категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств
транспорта, связи и информатики>;
    - постановление Правительства Российской Федерации от
7 декабря 1996 года № 1449 <О мерах по обеспечению беспрепятственного
доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры>;
    - Устав города Москвы;
    - распоряжение Мэра Москвы от 27 августа 1997 года № 684-РМ
<О дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения
и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры>;
    - Градостроительные нормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89,
2.08.02-89,  2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН 62-91; РДС 35-201-98;
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений
с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения,
выпуски 1, 2, 3, 7, 10, 12, 13, 14, 19, 20; Московские городские
строительные нормы (МГСН); пособия и рекомендации по комплексному
проектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для
людей с физическими  ограничениями,  разработанные Москомархитектурой,
утвержденные и введенные в действие решениями Правительства Москвы и
органов архитектуры).


    Статья 3. Объекты социальной, транспортной и  инженерной
    инфраструктур, подлежащие оснащению
    специальными приспособлениями и оборудованием

    К объектам, подлежащим оснащению специальными
приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и
доступа инвалидов  и маломобильных граждан, относятся:
    - жилые здания государственного, муниципального и
ведомственного жилищного фонда;
    - административные здания и сооружения;
    - объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры,
библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
    - объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения
и социальной защиты населения;
    - объекты торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
    - гостиницы, отели, иные места временного проживания;
    - физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения,
места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их
территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного
назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
    - объекты и сооружения транспортного обслуживания населения,
связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы,
аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и
воздушного транспорта, обслуживающие население;
    - станции и остановки всех видов городского и пригородного
транспорта;
    - почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и
информации;
    - производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие
места приложения труда;
    - тротуары, переходы  улиц, дорог и магистралей;
    - прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям
территории и площади.


    Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования
    для оснащения объектов инфраструктур города

    Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур
в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства
должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и
оборудованием:
    - визуальной и звуковой информацией;
    - специальными указателями около строящихся и ремонтируемых
объектов;
    - звуковой сигнализацией у светофоров;
    - телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными
для инвалидов;
    - санитарно-гигиеническими помещениями;
    - пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
    - пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц,
дорог, магистралей  и остановок городского транспорта общего пользования;
    - специальными указателями маршрутов движения инвалидов по
территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
    - пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей,
платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и
высадки пассажиров;
    - пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными
устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в
надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
    На автостоянках и в местах парковки транспортных средств,
независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10
процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда
и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Места парковки  оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также
лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют
противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для
парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.


    Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур
    города для маломобильных граждан

    Органы исполнительной власти Москвы, органы местного
самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-
правовых форм и форм собственности создают условия для доступа
инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их
передвижения в городе.
    Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и
рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов,
средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним
инвалидов и маломобильных граждан не допускаются.
    В состав основных видов и стадий разработки проектной
документации на строительство новых объектов социальной
инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной
запиской <Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности
инвалидов и маломобильных граждан>.
    Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием
действующих объектов для доступа и пользования маломобильными
гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и
планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет
осуществить эти работы.
    В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований
нормативно-технических документов по приспособлению для
маломобильных граждан действующих объектов, собственниками и
балансодержателями таких объектов по согласованию с органами
исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны
осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения.
    Окончательное решение о невозможности выполнения в полном
объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к
каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом.
    Органы исполнительной власти Москвы, административных округов
и  местного самоуправления, при необходимости, могут разрабатывать
мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий
беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим
объектам.
    Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего
Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих
объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города
Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и
балансодержатели указанных объектов.


    Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов
    в решении вопросов приспособления городской
    среды для инвалидов

    Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную,
достоверную и полную информацию о степени доступности объектов
инфраструктур города для пользования инвалидами и о всех мероприятиях,
изменяющих степень доступности.
    Общественные объединения и организации инвалидов вправе
обращаться в органы исполнительной власти города, органы власти районов
с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур
города для пользования инвалидами.
    Органы исполнительной власти Москвы, организации и предприятия
независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности
привлекают полномочных  представителей общественных объединений
инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы
инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в
городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть
признаны недействительными в судебном порядке.
    Представители общественных объединений инвалидов, при
необходимости, включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию
зданий и сооружений с правами и полномочиями, равными правам и
полномочиям любого другого члена этих комиссий.


    Статья 7. Контроль за обеспечением  доступа инвалидов к
    объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

    Контроль за выполнением требований нормативных правовых актов,
градостроительных нормативов, норм и правил в части создания условий для
доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и
беспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации
на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции,
капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений,
зданий, сооружений, благоустройстве территорий и пешеходно-транспортной
сети осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти
Москвы, органов местного самоуправления, государственных инспекций и
органов архитектуры и градостроительства, уполномоченных на то
законодательными актами Российской Федерации, в пределах их компетенции.
    Действия и решения указанных должностных лиц, осуществляющих
контроль, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.


    Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона

    За нарушение норм настоящего Закона устанавливается
административная и иная ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
    Административная ответственность устанавливается за следующие
нарушения:
    - нарушение установленного порядка разработки и утверждения
проектной документации без учета требований государственных
градостроительных нормативов и правил по обеспечению
беспрепятственного передвижения, доступа инвалидов и маломобильных
граждан к объектам социальной инфраструктуры и пешеходно-транспортной
сети города влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических
лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и
должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты
труда;
    - невыполнение или уклонение от исполнения требований по
обеспечению доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам
социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при строительстве
новых, реконструкции, капитальном и текущем ремонте действующих
зданий и сооружений, благоустройстве территорий и дорог, осуществляемых
балансодержателями, арендаторами и пользователями этих объектов, а
также строительными и ремонтно-строительными организациями независимо
от их организационно-правовых форм и форм собственности, влечет за
собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до
ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц - от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    Штрафы, взимаемые за вышеуказанные административные нарушения,
зачисляются в бюджет города Москвы и используются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
    Неоднократное нарушение норм настоящего Закона в период
строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий
юридическим лицом, а также нарушение, совершенное в течение одного года
с момента наложения штрафа, может явиться основанием ликвидации
юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи
61 ГК РФ.


    Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу

    Настоящий Закон вступает в силу, в соответствии с Законом города
Москвы от 14 декабря 1994 года № 22 <О законодательных актах города
Москвы>, со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8.
    Статью 8 ввести в действие через 6 календарных месяцев после
вступления в силу настоящего Закона.



    П.п. Мэр Москвы     Ю.М.Лужков

    Москва, Московская
    городская Дума
    17 января 2001 года
    № 3