Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 407 от 21 декабря 2011 года

Об отзыве на проект федерального закона N 632281-5 «О донорстве крови и ее компонентов»

Рассмотрев проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов", внесенный Правительством Российской Федерации, Московская городская Дума постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов" (приложение).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 21 декабря 2011 г. N 407
ОТЗЫВ
МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
N 632281-5 "О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ"
Важной составляющей здравоохранения является организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов в целях оказания трансфузиологической помощи (переливание крови и ее компонентов) в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.
Действующий Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства крови, так как не учитывает современные достижения трансфузиологии, а также международные стандарты в области донорства крови, выработанные в том числе Всемирной организацией здравоохранения.
Проект федерального закона N 632281-5 "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - проект) подготовлен в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов к организации ее заготовки и переработки, к хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также для устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании в этой области.
В целом Московская городская Дума поддерживает проект, однако предлагает внести в него ряд изменений.
1. В связи с тем, что в статье 2 "Основные понятия" не даны определения безвозмездного донорства и сдачи крови за плату, любое стимулирование донора может расцениваться как нарушение принципа безвозмездности. В связи с этим предлагается в пункте 5 статьи 4 и части 1 статьи 8 слово "безвозмездное" в соответствующем падеже исключить.
2. В пункте 13 статьи 9 и пункте 7 части 1 статьи 10 слова "определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату" заменить словами "определение порядка сдачи крови и (или) ее компонентов за плату".
Это обусловлено необходимостью сохранить дифференцирование безвозмездного донорства и сдачи крови за плату на паритетных началах. В случае запрета или резкого ограничения сдачи крови за плату произойдет перераспределение денежных средств между оплатой за донацию и компенсацией на питание, что дискредитирует безвозмездное донорство.
В городе Москве количество платных донаций плазмы составляет 92-96 процентов, процедуры тромбоцитофереза являются платными в 95-97 процентах случаев и не менее 55 процентов кроводач также платные. Отмена или резкое ограничение сдачи крови за плату приведет к катастрофическому снижению запасов компонентов крови в городе.
3. Поскольку при любой донации необходимо восполнение потери белков и микроэлементов, дополнительное питание, обогащенное белком животного происхождения, обязательно для всех доноров, особенно кадровых. В связи с этим предлагается из пункта 5 части 1 статьи 10 слово "безвозмездно" исключить.
4. Часть 2 статьи 10 дополнить словами "с введением норм, направленных на обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов".
5. В части 1 статьи 12 слова "физическое лицо" заменить словом "гражданин".
6. Пункт 3 части 3 статьи 12 дополнить словами "с повторной явкой для обследования через 6-8 месяцев после донации".
7. Абзац второй части 6 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"Объем указанного запаса донорской крови и ее компонентов, а также порядок его формирования и расходования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и корректируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от организации службы крови региона.".
Создание неснижаемого запаса компонентов крови во всех лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), имеющих лицензию на трансфузиологию, неминуемо приведет к рассредоточению заготовленных компонентов крови, неэффективному использованию и повышенному списанию компонентов крови. Неснижаемый запас необходим только в учреждениях родовспоможения (свежезамороженная плазма) и ЛПУ, находящихся на значительном удалении от станций переливания крови, когда оперативная транспортировка компонентов крови невозможна.
8. Статья 17 не регламентирует передачу компонентов крови для производства лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Предлагается дополнить статью частью 5, регламентирующей передачу компонентов крови для указанных целей как безвозмездно, так и за плату.
9. После вступления Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" в силу положения частей 3 и 4 статьи 17 не позволят дополнительно обеспечить компонентами крови регионы, страдающие от нехватки донорской крови, в связи с отсутствием правил регулирования безвозмездного обмена и обеспечения компонентами крови за плату. Предлагается определить особый порядок вступления в силу этих положений - только после разработки указанных правил (в настоящее время для обеспечения потребностей ЛПУ города Москвы компонентами крови закупается до 30 процентов эритроцитсодержащих сред и свежезамороженной плазмы). Ряд региональных станций переливания крови обеспечивает высокий уровень компонентов крови за счет продажи излишков продукции. Резкая отмена продажи компонентов крови может привести к значительному снижению донорской активности и, соответственно, заготовки компонентов крови, так как это станет экономически невыгодным для региона.
10. В части 1 статьи 20 говорится о внесении в базу данных донорства крови и ее компонентов биометрических персональных данных донора, однако больше в тексте проекта они не упоминаются. Предлагается слово "биометрические" исключить.
11. В названии, частях 1 и 2 статьи 22 слово "безвозмездно" исключить.
12. Пункт 1 части 1 статьи 26 дополнить словами "не реже двух раз в год".