Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Правительства Москвы
№ 412-ПП от 29 мая 2007 года

О Концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы

     На современном этапе градостроительного развития Москвы в ус-
ловиях сокращения территориальных резервов для создания и развития
благоприятной среды жизнедеятельности в целях устойчивого развития
города необходимы опережающие темпы освоения подземного пространс-
тва.
     Вместе с тем, только менее трети строящихся в городе объектов
различного назначения имеют подземную часть, и доля подземных соо-
ружений в общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за пос-
ледние пять лет, не превышает 8%.
     Возможности использования  подземного   пространства   города
Москвы ограничиваются сложными инженерно-геологическими и гидроге-
ологическими условиями, наличием уже построенных и эксплуатируемых
подземных сооружений:  фундаментов существующих зданий, метрополи-
тена и других объектов транспортной  и  инженерной  инфраструктуры
города, что приводит к значительному удорожанию строительства.
     В результате воздействия этих факторов площадь подземных соо-
ружений,  ежегодно  вводимых  в  эксплуатацию в последние годы,  в
среднем не превышает 700 тыс.кв.м,  и  в  действующем  Генеральном
плане  развития города Москвы освоение подземного пространства как
отдельное направление градостроительного  развития  города  Москвы
отсутствует.
     Вместе с тем, анализ ранее принятых проектных решений показы-
вает,  что  в  большинстве  случаев  отказ  от освоения подземного
пространства негативно влияет на формируемую планировочную и архи-
тектурно-пространственную структуру города.
     В целях создания благоприятной среды для жизнедеятельности  и
устойчивого  развития  города  за счет максимального использования
градостроительного потенциала подземного пространства Правительст-
во Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Концепцию освоения подземного пространства и ос-
новные направления развития подземной  урбанизации  города  Москвы
(далее  -  Концепция) согласно приложению к настоящему постановле-
нию.
     2. Департаменту  градостроительной  политики,  развития и ре-
конструкции города Москвы:
     2.1. Выступить  государственным  заказчиком по разработке Го-
родской целевой среднесрочной программы освоения подземного прост-
ранства  на  период  2008-2010 гг.  (далее - Программа) и основных
направлений развития подземной урбанизации города Москвы на после-
дующие годы.
     2.2. Совместно  с  Москомархитектурой,  ГУП  "НИиПИ  Генплана
Москвы", ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
"Мосгоргеотрест", Департаментом потребительского рынка и услуг го-
рода Москвы в IV квартале 2007 г.  на основании Концепции разрабо-
тать и представить на утверждение Правительства  Москвы  Городскую
целевую  среднесрочную  программу освоения подземного пространства
на период 2008-2010 гг.  и основные направления развития подземной
урбанизации города Москвы на последующие годы.
     2.3. Обеспечить на конкурсной основе разработку:
     2.3.1. Совместно с Управлением государственного строительного
надзора Ростехнадзора в IV квартале 2007 г. - методики районирова-
ния территорий города по условиям освоения подземных пространств в
зависимости от различных природных и техногенных факторов.
     2.3.2. В IV квартале 2007 г. - схемы районирования территорий
города по условиям  реализации  инвестиционных  проектов  освоения
подземного  пространства  в  зависимости  от различных природных и
техногенных факторов  и  методики  расчета  нормативной  стоимости
строительства различных типов подземных сооружений в условиях вли-
яния негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3.3. Совместно  с  Департаментом  экономической  политики и
развития города Москвы  до 30 декабря 2007 г. - методики  экономи-
ческого стимулирования освоения подземного пространства.
     2.4. Осуществить финансирование разработки Программы и мероп-
риятий, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего  постановления,  за
счет средств,  выделенных Департаменту градостроительной политики,
развития и реконструкции города Москвы на 2007 год в рамках Адрес-
ной инвестиционной программы.
     2.5. До 15 ноября 2007 г.  представить в Департамент экономи-
ческой  политики  и развития города Москвы прогноз обеспечения фи-
нансовыми средствами предполагаемых основных мероприятий Программы
на 2008 год и последующие годы.
     2.6. Совместно с  Управлением  государственного строительного
надзора Ростехнадзора,  Москомархитектурой,  ГУП  "НИиПИ  Генплана
Москвы", ГУП "Московский центр освоения резервных территорий", ГУП
"Мосгоргеотрест",  префектурами  административных  округов  города
Москвы и  другими специализированными организациями в целях форми-
рования единой базы данных о подземных объектах на  территории го-
рода Москвы  организовать  систему учета  существующих, вводимых в
эксплуатацию и проектируемых подземных сооружений.
     3. Создать Координационный совет при Правительстве Москвы  по
вопросам  освоения  подземного пространства города Москвы (далее -
Координационный совет) под председательством  первого  заместителя
Мэра  Москвы в Правительстве Москвы,  руководителя Комплекса архи-
тектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Ре-
сина В.И.
     4. Председателю  Координационного  совета  в  месячный   срок
представить  на утверждение Правительства Москвы положение о Коор-
динационном совете и его состав.
     5. Москомархитектуре:
     5.1. Совместно с Управлением  государственного  строительного
надзора Ростехнадзора в III квартале 2007 г. подготовить  план ме-
роприятий  по  разработке и совершенствованию нормативной правовой
базы в целях обеспечения освоения подземного пространства.
     5.2. При  актуализации  Генерального  плана  развития  города
Москвы, разработке других видов градостроительной, нормативно-пра-
вовой документации и проектов законов города Москвы, регламентиру-
ющих  градостроительную  деятельность,  предусматривать разработку
разделов, обеспечивающих освоение подземного пространства.
     6. Департаменту имущества города Москвы до 30 августа 2007 г.
подготовить и представить для учета при разработке Программы в Де-
партамент градостроительной политики, развития и реконструкции го-
рода Москвы  предложения по внесению дополнений и изменений в нор-
мативные правовые акты,  касающиеся вопросов имущественных отноше-
ний при освоении подземного пространства.
     7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на   первого   заместителя  Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Ресина В.И.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                                         Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 29 мая 2007 г. N 412-ПП





            Концепция освоения подземного пространства
            и основные направления развития подземной
                    урбанизации города Москвы



     В соответствии с Порядком разработки, утверждения, финансиро-
вания  и контроля за ходом реализации городских целевых программ в
городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от
17 января 2006 г.  N 33-ПП,  на основании представленной Концепции
освоения подземного пространства и основных  направлений  развития
подземной  урбанизации города Москвы (далее - Концепция) предпола-
гается разработать Городскую целевую среднесрочную программу осво-
ения  подземного  пространства  на 2008-2010 гг.  (далее - Целевая
программа) и основные направления развития  подземной  урбанизации
города Москвы на последующие годы.
     Концепция содержит следующие основные разделы:
     I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой програм-
мой проблемы приоритетным задачам социально-экономического  разви-
тия города Москвы.
     II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-
целевым методом.
     III. Возможные варианты реализации Целевой программы.
     IV. Основные  цели,  задачи  и мероприятия Целевой программы,
ожидаемые результаты.
     V. Основные показатели реализации Целевой программы.
     VI. Финансовое обеспечение Целевой программы.
     VII. Основные исполнители Целевой программы.
     VIII. Государственный  заказчик  и разработчики Целевой прог-
раммы.
     IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы.

       I. Обоснование соответствия целей и решаемой Целевой
             программой проблемы приоритетным задачам
         социально-экономического  развития города Москвы

     На современном этапе социально-экономического развития Москвы
создание благоприятной среды для жизнедеятельности  и  обеспечения
устойчивого  развития  города  в  значительной степени возможно за
счет  максимального  использования  градостроительного  потенциала
подземных  пространств,  который  в настоящее время используется в
недостаточной степени.  Реализация Целевой программы и  разработка
основных  направлений развития подземной урбанизации города Москвы
на последующие годы позволит резко увеличить ввод подземных объек-
тов различного назначения до уровня,  соответствующего современным
требованиям к городской среде и необходимого для решения следующих
приоритетных задач социально-экономического развития города:
     - размещение на наиболее градостроительно значимых и инвести-
ционно  привлекательных  территориях  города крупных многофункцио-
нальных комплексов,  строительство которых в связи со  сложившейся
застройкой возможно только путем освоения подземных пространств;
     - повышение уровня комфортности проживания в городе  за  счет
обеспечения  комплексности застройки с размещением подземных гара-
жей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение уровня обеспеченности жителей города местами ор-
ганизованного  хранения автотранспорта и объектами социально-куль-
турного назначения;
     - снижение  избыточной  парковочной  нагрузки на существующую
улично-дорожную сеть города за счет размещения в подземном  прост-
ранстве  гаражей  и  вспомогательных помещений при строительстве и
реконструкции жилых,  общественных центров,  административных зда-
ний,  предприятий  торговли.  Увеличение  пропускной   способности
улично-дорожной сети;
     - увеличение доходной части бюджета города Москвы за счет на-
логовых и неналоговых поступлений от  деятельности  предприятий  и
организаций, которые будут размещены на объектах, созданных в под-
земном пространстве.


        II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

     Реализация основных  направлений  градостроительного развития
Москвы, предусмотренных Генеральным планом развития города Москвы,
осуществляется  в  условиях постоянного сокращения территориальных
ресурсов.
     Одновременно возрастают  требования по обеспеченности местами
организованного хранения автомобилей,  объектами социальной, инже-
нерной и транспортной инфраструктуры.
     Значительная часть этих объектов может быть размещена в  под-
земном  пространстве города и в последние годы темпы освоения под-
земного пространства постоянно увеличиваются по двум основным нап-
равлениям:
     - массовое строительство объектов,  в составе которых имеются
подземные сооружения;
     - уникальные объекты общегородского значения,  такие как тор-
говый  центр  на Манежной площади,  тоннель Третьего транспортного
кольца, подземный участок Звенигородского проспекта.
     Вместе с тем, особенности геологического строения территории,
на которой расположен город Москва,  гидрогеологические условия, а
также сложившаяся наземная застройка и существующие подземные объ-
екты значительно осложняют освоение подземных пространств города.
     Как следствие этого,  менее 30%  строящихся в городе объектов
различного назначения имеют подземную  часть,  в  результате  доля
подземных сооружений в общей площади объектов, введенных в эксплу-
атацию за последние пять лет, не превышает 8%.
     Изучение зарубежного опыта показывает,  что оптимальные усло-
вия для обеспечения устойчивого развития и комфортного  проживания
в  городских агломерациях,  схожих с Москвой по таким показателям,
как общая площадь, численность населения, соотношение исторической
и современной застройки, достигаются при доле подземных сооружений
от общей площади вводимых объектов, составляющей 20-25%.
     Анализ хода  реализации  Генерального  плана  развития города
Москвы до 2020 года показывает,  что основные негативные  факторы,
сдерживающие развитие подземной урбанизации в городе Москве,  сле-
дующие:
     - при планировании развития города  в  недостаточной  степени
используются  в качестве обосновывающих материалов объективные ха-
рактеристики градостроительного потенциала  подземных  пространств
города; как следствие этого, при планировании наземного строитель-
ства возможности размещения объектов в подземном пространстве  ис-
пользуются в недостаточной степени;
     - до  настоящего времени в городе не разработана единая мето-
дика оценки экономической целесообразности подземного строительст-
ва, учитывающая влияние подземных объектов на развитие инженерной,
транспортной и социальной инфраструктуры. В связи с этим в резуль-
тате  недостаточного стимулирования строительства подземных соору-
жений значительные городские территории  застраиваются  объектами,
которые могут быть размещены в подземном пространстве;
     - отсутствует единая общегородская система  нормативно-право-
вого  и  технического регулирования освоения подземного пространс-
тва.  Вместе с тем, анализ существующей нормативной базы показыва-
ет,  что  в условиях изменяющегося федерального законодательства и
при  необходимости  значительного  увеличения  объемов  подземного
строительства  нормативное обеспечение подземной урбанизации Моск-
вы необходимо осуществлять опережающими темпами;
     - одно из основных преимуществ подземного строительства в ус-
ловиях  сложившейся  застройки - возможность  размещения подземных
сооружений под объектами природного комплекса и культурного насле-
дия  используется  крайне  редко - как правило,  при строительстве
уникальных объектов транспортной инфраструктуры.
     С учетом изложенного, эффективно решать поставленные задачи и
существующие проблемы возможно только программно-целевым методом.


       III. Возможные варианты реализации Целевой программы

     Варианты реализации Целевой программы определены на основании
предложений  по размещению  объектов  подземного  строительства на
2008-2010 гг., подготовленных  ГУП  "НИиПИ  Генплана  Москвы"  при
участии  Департамента  градостроительной  политики, развития и ре-
конструкции города Москвы, Москомархитектуры и префектур админист-
ративных округов, а также с учетом показателей, утвержденных Сред-
несрочной  программой  жилищного  строительства в городе Москве на
период 2006-2008 гг. и заданий до 2010 года в целях реализации на-
ционального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Рос-
сии" и  Целевой  программы  строительства гаражей-стоянок в городе
Москве на период 2005-2007 гг.
     Строительство подземных  сооружений  в  объеме 1 млн.800 тыс.
кв.м в период с 2008 по 2010 год по расчетам, выполненным ГУП "НИ-
иПИ Генплана Москвы", соответствует минимальному варианту реализа-
ции Целевой программы и обеспечивает подземными объектами  утверж-
денные городские градостроительные программы.
     Вместе с тем, при выполнении Целевой программы по минимально-
му  варианту  такие важнейшие показатели качества городской среды,
как обеспеченность местами организованного хранения автотранспорта
и  пропускная  способность улично-дорожной сети за счет подземного
строительства не увеличатся, а напротив, могут уменьшиться.
     Максимальный вариант  реализации Целевой программы предусмат-
ривает предельный объем ввода подземных сооружений в 2008-2010 гг.
на уровне 3,0 млн.кв.м.
     В значительной степени возможность реализации этого  варианта
зависит  от  темпов  строительства  и  сроков ввода в эксплуатацию
крупных многофункциональных комплексов,  в  составе  которых  доля
подземных сооружений, как правило, не превышает 30%.
     Опыт реализации таких проектов в городе  Москве  в  последние
годы показывает, что одним из важнейших факторов, влияющих на сро-
ки строительства,  является обеспеченность инженерной и транспорт-
ной инфраструктурой, в первую очередь, электроснабжением.
     В связи с этим при сравнении максимального и единого оптимис-
тического варианта реализации Целевой программы, предусматривающе-
го ввод подземных объектов в объеме 2,550 млн.кв.м с учетом  имею-
щего и планируемого уровня  развития городской инженерной и транс-
портной инфраструктуры,  в целях безусловного выполнения мероприя-
тий Целевой программы в  установленные сроки предлагается оптимис-
тический вариант реализации Целевой программы.
     Указанный вариант предусматривает ввод объектов Целевой прог-
раммы, увязанный с развитием инженерной и транспортной инфраструк-
туры города,  и обеспечивает утвержденные  градостроительные прог-
раммы необходимыми объемами подземного строительства.
     Кроме того,  при реализации этого варианта  Целевой программы
и одновременно с нарастающим вводом подземных сооружений в необхо-
димом объеме  будет  обеспечен задел на последующие годы  за  счет
значительного увеличения количества объектов, по которым в  период
2008-2010  гг.  планируется разработка проектно-сметной документа-
ции.

  IV. Основные  цели,  задачи  и мероприятия Целевой программы,
                       ожидаемые результаты

     Целевая программа  освоения  подземного  пространства  города
Москвы  будет разработана с целью создания благоприятной среды для
жизнедеятельности и обеспечения  устойчивого  развития  города  за
счет  максимального  использования  градостроительного  потенциала
подземных пространств.
     Для достижения целей Целевой программы необходимо решить сле-
дующие задачи:
     1. Обеспечить  максимальное  использование  подземного прост-
ранства для формирования современной планировочной  и  архитектур-
но-пространственной структуры города.
     2. Разработать  основные  направления   освоения   подземного
пространства города Москвы.
     3. Создать систему стимулирования освоения подземного  прост-
ранства города Москвы.
     4. Повысить надежность,  энергоэффективность и  долговечность
подземных сооружений, обеспечить безопасность эксплуатации подзем-
ных сооружений в расчетных условиях эксплуатации,  а также в усло-
виях чрезвычайных ситуаций.
     В соответствии с указанными целями и задачами программы пред-
лагается выполнить следующие мероприятия:
     1. Мероприятия, направленные на обеспечение максимального ис-
пользования подземного пространства для  формирования  современной
планировочной и   архитектурно-пространственной  структуры  города
Москвы:
     1.1. Сбор и систематизация информации по существующим, проек-
тируемым и строящимся подземным сооружениям.
     1.2. Подготовка  предложений по размещению подземных сооруже-
ний при выполнении городских градостроительных программ.
     1.3. Формирование  базовых адресных перечней объектов подзем-
ного строительства.
     1.4. Разработка предпроектной и конкурсной документации, пре-
дусматривающей в условиях конкурса возврат в бюджет города  Москвы
средств  на предпроектные проработки и разработку конкурсной доку-
ментации.
     1.5. Подготовка предложений по уточнению показателей финансо-
вого обеспечения Целевой программы при формировании бюджета города
Москвы и адресной инвестиционной программы города Москвы.
     Ожидаемые результаты:
     1. Повышение  уровня комфортности проживания в городе за счет
обеспечения комплексности застройки с размещением подземных  гара-
жей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности.
     2. Обеспечение ввода подземных объектов в объемах,  необходи-
мых для реализации городских градостроительных программ.
     3. Сокращение площади городских территорий,  занятых объекта-
ми, размещение которых возможно в подземном пространстве.
     4. Увеличение  уровня  обеспеченности  жителей города местами
организованного  хранения  автотранспорта  и  объектами социально-
культурного назначения.
     5. Снижение избыточной парковочной нагрузки  на  существующую
улично-дорожную  сеть города за счет размещения в подземном прост-
ранстве гаражей и вспомогательных помещений  при  строительстве  и
реконструкции жилых,  общественных центров,  административных зда-
ний; предприятий торговли.
     6. Создание  единой общегородской системы разработки и реали-
зации предпроектной и проектной документации по освоению подземно-
го пространства.
     7. Увеличение количества конкурсов на выполнение функций  ин-
вестора по строительству подземных объектов.
     8. Увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
     9. Сохранение объектов культурного наследия.
     10. Сохранение и развитие озелененных территорий.
     11. Разработка системы контроля за использованием и складиро-
ванием грунтов при создании подземных сооружений.
     2. Мероприятия по разработке  основных  направлений  освоения
подземного пространства города Москвы.
     2.1. Разработка  методики  районирования территорий города по
условиям освоения подземных пространств в зависимости от различных
природных и техногенных факторов.
     2.2. Разработка методики расчета нормативной стоимости строи-
тельства  различных  типов подземных сооружений в условиях влияния
негативных природных и техногенных процессов и явлений.
     2.3  Разработка  методики  расчета нормативных показателей по
проектированию размещения объектов потребительского рынка и услуг,
расположенных в подземных пространствах,  по районам города Москвы
с учетом действующих градостроительных нормативов.
     2.4. Разработка  схемы районирования территорий города по ус-
ловиям освоения подземных пространств в зависимости  от  различных
природных, техногенных и экономических факторов.
     2.5. Разработка основных направлений развития подземной урба-
низации,  соответствующих разделов Генерального плана развития го-
рода Москвы и другой градостроительной документации.
     Ожидаемые результаты:
     1. Увеличение эффективности использования  градостроительного
потенциала подземных пространств города.
     2. Определение объемов и видов подземного строительства,  ко-
торое возможно на территории города Москвы с учетом действия нега-
тивных природных и техногенных процессов и явлений, а также эконо-
мических и других факторов, влияющих на условия освоения подземно-
го пространства.
     3. Повышение качества и сокращение сроков разработки предпро-
ектной и проектной документации по объектам подземного  строитель-
ства.
     4. Создание системы мониторинга реализации  градостроительной
документации по освоению подземных пространств города и подготовки
обосновывающих материалов для актуализации указанной документации.
     3. Мероприятия по созданию  системы  стимулирования  освоения
подземного пространства города Москвы:
     3.1. Проведение анализа экономических условий реализации про-
ектов строительства подземных сооружений в городе Москве.
     3.2. Выполнение оценки влияния природных и техногенных факто-
ров на стоимость строительства подземных сооружений.
     3.3. Разработка методики экономического стимулирования строи-
тельства подземных объектов,  предусматривающей следующие основные
положения:
     3.3.1. Разработанная методика обеспечит возможность  проведе-
ния  анализа  потенциальных  коммерческих (финансовых) результатов
строительства подземных объектов, а также подготовки предваритель-
ных  заключений по возможным поступлениям в бюджет города при реа-
лизации проектов подземного строительства за счет средств инвесто-
ров  с целью стимулирования инвестиционной активности при освоении
подземных пространств города Москвы.
     3.3.2. Методику необходимо разработать в соответствии со сло-
жившейся практикой инвестиционной деятельности в городе Москве.
     3.3.3. Методика  предусматривает  возможность  расчета макси-
мально допустимого размера обременений при строительстве подземных
объектов с учетом приемлемой рентабельности инвестиционного проек-
та для инвестора.
     3.3.4. При  разработке методики необходимо учесть сложившийся
уровень рыночных цен и экономическую  эффективность  строительства
различных объектов для различных районов Москвы.
     3.3.5. В результате разработки и утверждения методики необхо-
димо  обеспечить  учет  влияния  следующих природных и техногенных
факторов на себестоимость строительства подземных сооружений:
     - инженерно-геологические и гидрогеологические условия;
     - археологические данные;
     - негативные  природные и природно-техногенные процессы и яв-
ления (суффозия, изменение уровня грунтовых вод, вибрационные воз-
действия, магнитные поля и др.);
     - существующие либо планируемые к строительству подземные со-
оружения, в том числе подземные части или фундаменты наземных соо-
ружений;
     - наличие объектов природного комплекса;
     - существующие биоценозы и прогноз их развития.
     3.3.6. Кроме того, в методике необходимо предусмотреть следу-
ющие планировочные и иные ограничения,  а также мероприятия,  нап-
равленные  на максимальное использование градостроительного потен-
циала подземного пространства:
     - требования по безопасности;
     - требования по ресурсо- и энергосбережению;
     - функциональное назначение объектов (отдельно для многофунк-
циональных комплексов);
     - размеры сооружений;
     - вид сооружения:  отдельно стоящие либо в  составе  объекта,
имеющего наземную и подземную часть;
     - плотность существующей застройки (возможность ведения работ
с поверхности либо щитовой проходкой);
     - требования к подземным сооружениям, определяемые существую-
щей либо планируемой наземной застройкой;
     - необходимость строительства объектов ГО;
     - условия присоединения к наружным сетям;
     - необходимость строительства автономных источников электро-,
тепло- и водоснабжения;
     - возможность размещения муниципальных объектов;
     - целесообразность  финансирования строительства (в том числе
частичного) из средств бюджета города;
     - форму возврата вложенных средств:  продажа, аренда, концес-
сия, прочее;
     - разработку нормативно-правовой и градостроительной докумен-
тации,  обеспечивающей эффективное использование подземного прост-
ранства.
     Ожидаемые результаты:
     1. Увеличение объемов строительства подземных сооружений.
     2. Увеличение доли подземных сооружений в общем объеме строи-
тельства  (в  том  числе  за счет размещения объектов инженерной и
транспортной инфраструктуры).
     3. Сокращение неэффективно используемых подземных пространств
города.
     4. Повышение  инвестиционной  привлекательности строительства
подземных сооружений.
     5. Увеличение поступлений в бюджет города Москвы при реализа-
ции инвестиционных проектов.
     6. Увеличение объемов внебюджетного финансирования строитель-
ства подземных сооружений.

     4. Мероприятия, направленные на повышение надежности, энерго-
эффективности  и  долговечности подземных сооружений,  обеспечение
безопасности эксплуатации подземных сооружений в расчетных услови-
ях эксплуатации, а также в условиях чрезвычайных ситуаций:
     4.1. Разработка  технической и нормативно-правовой документа-
ции по освоению подземных пространств.
     4.2. Разработка  технической и нормативно-правовой документа-
ции по эксплуатации и ремонту подземных сооружений.
     4.3. Разработка нормативно-правовой документации, обеспечива-
ющей стимулирование внедрения при освоении  подземных  пространств
передовых отечественных и зарубежных проектных,  технологических и
организационных решений.
     4.4. Разработка методики мониторинга состояния подземных соо-
ружений.
     4.5. Изучение  и  внедрение передового отечественного и зару-
бежного опыта при освоении подземных пространств,  а также иннова-
ционных технологий.
     4.6. Разработка прогноза влияния негативных природных и  тех-
ногенных процессов и явлений на подземные сооружения.
     4.7. Разработка нормативно-правовой документации в целях  по-
вышения безопасности эксплуатации подземных сооружений.
     4.8. Разработка и внедрение проектных  решений,  направленных
на  повышение  безопасности эксплуатации существующих и строящихся
подземных сооружений.
     Ожидаемые результаты:
     1. Повышение надежности, энергоэффективности, долговечности и
безопасности подземных сооружений.
     2. Улучшение эксплуатационных характеристик подземных  соору-
жений.
     3. Повышение качества объемно-планировочных решений подземных
объектов.
     4. Увеличение сроков эксплуатации  подземных  сооружений  без
текущего и капитального ремонта.
     5. Снижение эксплуатационных затрат подземных сооружений.
     6. Снижение  затрат на текущий и капитальный ремонт подземных
сооружений.
     7. Обеспечение проектирования и строительства в городе Москве
технической и нормативно-правовой  документацией,  соответствующей
современным требованиям к надежности, энергоэффективности и долго-
вечности подземных сооружений.

       V. Основные показатели реализации Целевой программы

     Основные показатели Целевой программы определены в  соответс-
твии с планируемыми объемами строительства подземных сооружений по
годам реализации программы.
     Предусмотрено увеличение ввода подземных объектов на 150 тыс.
кв.м  в  год  начиная с 2008 года и доведение этого показателя  до
1 млн.кв.м в 2010 году.
     Указанное увеличение будет обеспечено за счет того, что в це-
лях совершенствования  планировочной и архитектурно-пространствен-
ной структуры города Концепцией намечено существенное - до  15%  -
увеличение  доли подземных сооружений в общем вводе жилищной и ад-
министративно-деловой застройки по городу.
     Выполнение этих  показателей  обеспечит  достижение ожидаемых
результатов выполнения мероприятий программы, таких как:
     - повышение  уровня  комфортности проживания в городе за счет
обеспечения комплексности застройки с размещением подземных  гара-
жей-стоянок,  объектов социально-культурного,  торгового и другого
назначения в пределах пешеходной доступности;
     - обеспечение ввода подземных объектов в объемах, необходимых
для реализации городских градостроительных программ;
     - сокращение площади городских территорий, занятых объектами,
размещение которых возможно в подземном пространстве;
     - увеличение уровня обеспеченности жителей города местами ор-
ганизованного хранения автотранспорта и  объектами социально-куль-
турного назначения;
     - снижение избыточной парковочной  нагрузки  на  существующую
улично-дорожную  сеть города за счет размещения в подземном прост-
ранстве гаражей и вспомогательных помещений  при  строительстве  и
реконструкции жилых,  общественных центров,  административных зда-
ний; предприятий торговли;
     - увеличение  объемов  строительства подземных сооружений,  в
том числе "закрытым способом";
     - увеличение  доли подземных сооружений в общем объеме строи-
тельства;
     - увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.

               Сводные показатели Целевой программы
          освоения подземного пространства города Москвы

----------------------------------------+-------+--------+--------
                                        |2008 г.| 2009 г.| 2010 г.
----------------------------------------+-------+--------+--------

Общая площадь объектов подземного          700     850     1000
строительства, тыс.кв.м

Доля подземных сооружений в общем вводе     10      12       15
жилищной и административно-деловой
застройки (%)


           VI. Финансовое обеспечение Целевой программы

     Источниками финансирования  мероприятий Целевой программы яв-
ляются средства бюджета города Москвы (на  возвратной  основе  при
проведении  конкурсов  по  подбору  инвесторов на проектирование и
строительство подземных объектов).
     Стоимость выполнения  мероприятий определяется при разработке
лотовой документации для проведения конкурсов по подбору  исполни-
телей.
     Объем финансовых средств городского бюджета,  необходимых для
реализации Целевой программы, представлен в таблице.


-----------------------------+------------------------------------
                             |   Объемы финансирования за счет
                             |    городского бюджета, млн.руб.
      Мероприятия            +-------+-------+-------+------------
                             |2008 г.|2009 г.|2010 г.|  Всего
                             |       |       |       |2008-2010гг.
-----------------------------+-------+-------+-------+------------
          1                  |  2    |   3   |   4   |     5
-----------------------------+-------+-------+-------+------------

Мероприятия, направленные  на
обеспечение максимального ис-    50,0    30,0    30,0      110,0
пользования подземного прост-
ранства,  для   формирования
современной  планировочной  и
архитектурно-пространственной
структуры города Москвы
--------------------------------+-------+-------+----------+------
          1                     | 2     |  3    |  4       |  5
--------------------------------+-------+-------+----------+------

Мероприятия по разработке ос-    41,7    20,0    20,0       81,7
новных  направлений  освоения
подземного пространства горо-
да Москвы

Мероприятия по  созданию сис-    23,0    12,0    10,0       45,0
темы  стимулирования освоения
подземного пространства горо-
да Москвы

Мероприятия, направленные  на    14,0    10,0     8,0       32,0
повышение надежности, энерго-
эффективности  и долговечнос-
ти   подземных   сооружений,
обеспечение  безопасности
эксплуатации подземных соору-
жений  в  расчетных  условиях
эксплуатации, а также в усло-
виях чрезвычайных ситуаций

------------------------------------------------------------------
            ИТОГО               128,7    72,0    68,0      268,7
------------------------------------------------------------------

     Реализация всех мероприятий должна происходить на  конкурсной
основе.  В  условиях  конкурса  должен  быть  предусмотрен возврат
средств, затраченных на предпроектные проработки и разработку кон-
курсной документации,  в бюджет города Москвы.  Стартовые цены для
проведения конкурса должны быть рассчитаны на основании  соответс-
твующих  расчетов по трудозатратам на реализацию мероприятий и ут-
верждены Департаментом экономической политики  и  развития  города
Москвы.  Указанные объемы финансирования мероприятий Целевой прог-
раммы корректируются и уточняются при формировании бюджета  и  ад-
ресной  инвестиционной программы Правительства Москвы на соответс-
твующий год.


           VII. Основные исполнители Целевой программы

     Департамент градостроительной политики,  развития  и  реконс-
трукции города Москвы
    Департамент экономической политики и развития города Москвы
    Департамент земельных ресурсов города Москвы
    Департамент науки и промышленной политики города Москвы
    Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы
    Москомархитектура
    Префектуры административных округов города Москвы
    ГУП "НИиПИ Генплана Москвы"
    ГУП "МЦОРТ"
    ГУП "Мосгоргеотрест"


          VIII. Государственный заказчик и разработчики
                        Целевой  программы

     Государственный заказчик  и  координатор  Целевой программы -
Департамент градостроительной политики,  развития и  реконструкции
города Москвы.
     Разработчики Целевой программы - Департамент  градостроитель-
ной политики,  развития и реконструкции города Москвы,  ГУП "НИиПИ
Генплана Москвы",  ГУП "МЦОРТ", Департамент потребительского рынка
и услуг города Москвы.

   IX. Управление и контроль за реализацией Целевой программы

     Управление реализацией Целевой программы  осуществляется  Де-
партаментом  градостроительной политики,  развития и реконструкции
города Москвы в соответствии с Законом города Москвы  от  11  июля
2001 г.  N 34 "О государственных целевых программах в городе Моск-
ве"  и  постановлениями Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г.
N 1030-ПП "О совершенствовании порядка размещения государственного
заказа", от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики
разработки  и реализации городских целевых программ в городе Моск-
ве", от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утвержде-
ния, финансирования и контроля за ходом реализации городских целе-
вых программ в городе Москве".
     Координация деятельности органов исполнительной власти города
Москвы при реализации мероприятий Целевой программы осуществляется
Координационным советом при Правительстве Москвы по вопросам осво-
ения подземного пространства города Москвы, в состав которого вхо-
дят представители Комплекса городского хозяйства Москвы, Комплекса
архитектуры,  строительства, развития и реконструкции города Моск-
вы, Комплекса экономической политики и развития города Москвы.
     Контроль за  ходом  выполнения  мероприятий Целевой п
 

Связанные документы (1)

Постановление Правительства Москвы № 1127-ПП от 25 декабря 2007 года
О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 мая 2007 г. N 412-ПП