Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Закон города Москвы № 41 от 11 июня 2003 года

Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве

    Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы о
градостроительстве и регулирует отношения, возникающие в период
строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта
градостроительных объектов в городе Москве, в целях обеспечения прав
жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности и
защиты прилегающих к участкам строительства территорий от
неблагоприятных воздействий, а также устанавливает ответственность за
нарушения требований обеспечения благоприятной среды
жизнедеятельности в указанный период.


    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Законе используются понятия, определенные в
Градостроительном кодексе Российской Федерации, законах города Москвы
о градостроительстве, а также следующие основные понятия:
    1) градостроительный объект - отдельное здание, строение,
сооружение, в том числе объект транспортной, инженерной инфраструктур,
парк, сад, бульвар, сквер, а также градостроительный комплекс, включающий
два и более компактно расположенных градостроительных объекта,
объединенных общим архитектурно-градостроительным решением;
    2)  благоприятная  среда  жизнедеятельности - состояние территории
и градостроительных объектов, отвечающее установленным федеральным
законодательством и законами города Москвы требованиям защиты
территории и населения от опасных воздействий природного и техногенного
характера, экологической безопасности и охраны окружающей среды,
санитарно-эпидемиологического благополучия, беспрепятственного доступа
граждан к объектам инфраструктуры, надежности инженерного обеспечения
и бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживания и
благоустройства территории, а также иным требованиям, обеспечивающим
безопасность и комфортность жизнедеятельности;
    3) строительство градостроительного объекта (далее - строительство) -
комплекс работ по созданию нового градостроительного объекта и
соответствующему инженерному обеспечению и благоустройству
территории;
    4) реконструкция градостроительного объекта (далее - реконструкция) -
комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения
существующего градостроительного объекта путем создания капитальных
пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем
инженерного оборудования объекта, а также соответствующего изменения
инженерного обеспечения и благоустройства территории;
    5) комплексный капитальный ремонт градостроительного объекта
(далее - комплексный капитальный ремонт) - комплекс работ по
модернизации, частичной замене конструкций, систем инженерного
оборудования существующего здания (строения, сооружения), включающих
строительно-монтажные, монтажные работы и (или) требующих выделения
и обустройства участка строительства;
    6) участок строительства - земельный участок, выделенный в
установленном федеральным законодательством и законами города Москвы
порядке на период строительства, имеющий установленные в соответствии с
федеральным законодательством и законами города Москвы границы и
предназначенный для подготовки и выполнения работ по строительству,
реконструкции, комплексному капитальному ремонту, в том числе для
размещения временных сооружений, механизмов и оборудования,
складирования строительных материалов, изделий и конструкций;
    7) территория, прилегающая к участку строительства (далее -
прилегающая территория) - территория в границах, определенных в
установленном порядке на основе градостроительной документации,
подлежащая защите в период строительства от неблагоприятных
воздействий, связанных с выполнением работ по строительству,
реконструкции, комплексному капитальному ремонту;
    8) период строительства, реконструкции, комплексного капитального
ремонта (далее - период строительства) - период времени от получения
разрешения на начало работ по подготовке и обустройству участка
строительства до государственной приемки объекта в эксплуатацию,
включающий выполнение и завершение всех необходимых работ по
строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту и
благоустройству участка строительства и прилегающей территории;
    9) разрешение (ордер) на выполнение работ по строительству -
документ, являющийся основанием для начала и выполнения исполнителем
(подрядчиком) отдельных подготовительных, земляных, строительно-
монтажных работ или этапов указанных работ в соответствии с
утвержденной проектной документацией и выдаваемый на основании
разрешения на строительство в порядке, установленном федеральным
законодательством и законами города Москвы.


    Статья 2. Субъекты отношений, регулируемых настоящим
    Законом

    Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
    1) физические и юридические лица, являющиеся инвесторами,
застройщиками (заказчиками),  исполнителями (подрядчиками) работ по
подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексного
капитального ремонта градостроительного объекта;
    2) граждане, проживающие на прилегающих территориях, граждане и
юридические лица, являющиеся собственниками, иными законными
пользователями объектов недвижимости, в том числе жилых и (или)
нежилых помещений или осуществляющие хозяйственную деятельность на
прилегающих территориях;
    3) органы исполнительной власти города Москвы;
    4) органы местного самоуправления в городе Москве;
    5) уполномоченные государственные органы экспертизы,
уполномоченные органы надзора, контроля за выполнением работ по
строительству.


    Статья 3. Правовая основа обеспечения благоприятной среды
    жизнедеятельности в период строительства

    Правовой основой обеспечения благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) являются Конституция Российской Федерации,
гражданское законодательство, федеральное законодательство о
градостроительстве, об охране окружающей среды, об охране атмосферного
воздуха, об охране и использовании памятников истории и культуры, об
особо охраняемых природных территориях, о защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о лицензировании
отдельных видов деятельности, о сертификации продукции и услуг, о
стандартизации, земельное законодательство, водное законодательство,
законодательство о недрах, а также Устав города Москвы, настоящий Закон и
иные нормативные правовые акты города Москвы.


    Статья 4. Требования по обеспечению благоприятной среды
    жизнедеятельности в период строительства

    1. Состояние среды жизнедеятельности на участках строительства и
прилегающих к ним территориях в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта) должно соответствовать требованиям:
    1) безопасности производства работ, строительной техники и
оборудования и применяемых материалов, изделий, конструкций,
требованиям защиты  прилегающих территорий и объектов недвижимости от
воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
связанным с выполнением работ по строительству, реконструкции и
комплексному капитальному ремонту градостроительных объектов;
    2) охраны окружающей среды, санитарного благополучия, защиты
расположенных на участке строительства и подлежащих сохранению
объектов недвижимости, благоустройства, озеленения, технико-
эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания и
ограждения участков строительства, а также требованиям защиты
прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с
производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным
обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации,
загазованности и запыления атмосферного воздуха, загрязнения почвы и
искусственных покрытий поверхности земли;
    3) обеспечения беспрепятственного безопасного доступа граждан к
объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, отдыха и
озеленения, а также требованиям комплексного благоустройства,
инженерного обеспечения прилегающих территорий, бесперебойного
транспортного и коммунально-бытового обслуживания населения;
    4) иным требованиям по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства, установленным федеральным
законодательством, законами и другими нормативными правовыми актами
города Москвы.
    2. Требования по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) обязательны для застройщиков (заказчиков),
разработчиков градостроительной и проектной документации, исполнителей
работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции,
комплексного капитального ремонта. Указанные лица несут ответственность
за нарушение требований обеспечения благоприятной среды
жизнедеятельности в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством города Москвы.


    Статья 5. Выполнение требований по обеспечению благоприятной
    среды жизнедеятельности в период строительства

    Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства достигается:
    1) обеспечением прав граждан, их объединений и юридических лиц на
информирование и участие в подготовке решений по защите,
благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период
строительства;
    2) государственным нормированием проектирования, организации и
выполнения работ по строительству, реконструкции и комплексному
капитальному ремонту в части защиты, благоустройства и обслуживания
территорий в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта);
    3) обязательностью государственной экспертизы положений
градостроительной и проектной документации в части обеспечения
благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта);
    4) исполнением обязательств по договору (контракту) между городом
Москвой и застройщиком (заказчиком);
    5) включением в состав требований разрешенного использования
земельного участка требований по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта);
    6) выдачей разрешений на выполнение работ по строительству;
    7) государственным, муниципальным и общественным контролем за
выполнением работ и приемкой в эксплуатацию законченных
строительством объектов;
    8) приостановлением, прекращением работ, ведущихся с нарушением
требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности;
    9) привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении
требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства;
    10) возмещением вреда, причиненного среде жизнедеятельности,
гражданам, юридическим лицам вследствие нарушения в период
строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта)
требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.


    Статья 6. Обеспечение прав граждан, их объединений и
    юридических лиц на информирование и участие в
    подготовке решений по защите, благоустройству,
    обслуживанию прилегающих территорий в период
    строительства

    1. Граждане, проживающие на прилегающей к участкам строительства
территории, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками и
иными законными пользователями объектов недвижимости на указанных
выше территориях, а также органы территориального общественного
самоуправления, общественные объединения, фонды и иные некоммерческие
организации, осуществляющие деятельность в области охраны
благоприятной среды жизнедеятельности, вправе получать информацию о
градостроительной и проектной документации (ее подготовке) в части
вопросов обеспечения в ней требований благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства, направлять свои обращения в
органы местного самоуправления, в территориальные органы
исполнительной власти города Москвы, проводить независимую экспертизу
указанной документации до ее утверждения в порядке, установленном
нормативными правовыми актами города Москвы, а также осуществлять
иные действия, направленные на обеспечение благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства на прилегающих территориях, в
соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми
актами города Москвы.
    2. Территориальные органы исполнительной власти, органы местного
самоуправления в соответствии с их компетенцией рассматривают
обращения граждан и юридических лиц по указанным в части 1 настоящей
статьи вопросам и предоставляют гражданам и юридическим лицам
обоснованные ответы в порядке, установленном федеральным
законодательством и законами города Москвы.
    3. Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и
юридических лиц в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) решаются путем согласительных процедур в порядке,
установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми
актами города Москвы, или судом.
    4. Граждане и юридические лица вправе безотлагательно, но не
позднее семи дней со дня обращения получать информацию о наличии
оформленных в установленном порядке разрешений на выполнение работ по
строительству градостроительных объектов в органе государственного
архитектурно-строительного надзора города Москвы, в уполномоченном
органе исполнительной власти города Москвы в области административно-
технического надзора, соответствующем территориальном органе
исполнительной власти города Москвы.
    5. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного
предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной
информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых
изменениях граждане и юридические лица имеют право обращаться в суд.


    Статья 7. Требования, предъявляемые к строительным нормам и
    правилам города Москвы, направленным на
    обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в
    период строительства

    1. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на
обеспечение  благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства, должны содержать положения, определяющие:
    1) порядок и правила установления границ участков строительства;
    2) порядок и правила установления границ прилегающих территорий;
    3) нормы и правила, обеспечивающие защиту прилегающих
территорий в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и от неблагоприятных воздействий, связанных с
выполнением работ по строительству, в соответствии с требованиями
безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны
окружающей среды;
    4) нормы и правила инженерного обеспечения, организации
транспортного, культурно-бытового и коммунально-бытового обслуживания,
организации пешеходного движения на прилегающих территориях в период
строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);
    5) нормы и правила комплексного благоустройства и озеленения, в
том числе в случаях, установленных законодательством, - компенсационного
озеленения прилегающих территорий в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта);
    6) нормы и правила устройства ограждений, обустройства,
содержания, инженерного обеспечения и транспортного обслуживания участков
строительства;
    7) нормы и правила, обеспечивающие безопасность работ по
строительству и предотвращение возникновения в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта) чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
    8) нормативные сроки продолжительности строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта) и отдельных видов
подготовительных, земляных и строительно-монтажных работ и порядок их
выполнения, в том числе в ночное время суток, в выходные дни, в дни
государственных праздников;
    9) порядок получения разрешений на выполнение работ по
строительству;
    10) порядок приостановления, прекращения работ по строительству в
случаях возникновения непредвиденных угроз безопасности или нарушений
установленного порядка выполнения работ, правила содержания участков
строительства, прилегающих территорий после приостановления,
прекращения работ;
    11) нормы и правила, обеспечивающие комплексное благоустройство
участков строительства и прилегающих территорий после завершения работ
по строительству (реконструкции, комплексному капитальному ремонту);
    12) порядок государственной приемки и ввода в эксплуатацию
завершенных строительством объектов;
    13) особенности обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства на территориях, отнесенных к различным типам
функционального, строительного, ландшафтного назначения в соответствии
с Законом города Москвы от 9 декабря 1998 года № 28 <О
градостроительном зонировании территории города Москвы>;
    14) специальные правила по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности на особо охраняемых природных территориях и иных
территориях природного комплекса;
    15) специальные правила по обеспечению благоприятной среды
жизнедеятельности на территориях объектов культурного наследия и зон их
охраны;
    16) состав и порядок разработки, согласования и утверждения
разделов градостроительной документации, содержащих меры по обеспечению
благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта);
    17) состав и порядок разработки, согласования и утверждения
проектной документации, содержащей меры по обеспечению благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта), включая проекты организации
строительства и проекты производства работ.
    2. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на
обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта),
утверждаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами
Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и
законами города Москвы.
    3. Строительные нормы и правила города Москвы до их утверждения
подлежат государственной экологической экспертизе, государственной
вневедомственной экспертизе, подлежат согласованию с уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в области административно-
технического надзора в строительстве, уполномоченным органом
государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы,
органом архитектуры и градостроительства города Москвы,
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области
природопользования и охраны окружающей среды, органом
государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве,
уполномоченным государственным органом по гражданской обороне и
предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе Москве, уполномоченным
органом государственной противопожарной службы в городе Москве,
уполномоченным органом государственной инспекции безопасности
дорожного движения в городе Москве, уполномоченными органами
исполнительной власти города Москвы в области жилищно-коммунального
хозяйства, благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, транспорта
и связи, префектами административных округов города Москвы с учетом
заключений глав управ районов и органов местного самоуправления.
    4. Строительные нормы и правила города Москвы, содержащие
положения, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и
города Москвы, должны соответствовать федеральным строительным
нормам и правилам, а также подлежат согласованию в части указанных
положений с федеральным органом исполнительной власти в области
архитектуры и градостроительства. Правительство Москвы может
устанавливать дополнительные по сравнению с установленными
федеральными строительными нормами и правилами требования по
обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства, учитывающие градостроительные и иные особенности города
Москвы.
    5. Утвержденные Правительством Москвы строительные нормы и
правила подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством,
после чего подлежат опубликованию.
    6. Нарушение при проектировании, строительстве, реконструкции,
комплексном капитальном ремонте строительных норм и правил города
Москвы в части требований обеспечения благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) является основанием для привлечения виновных в
указанных нарушениях к административной ответственности, а также для
обращения в суд.


    Статья 8. Требования к градостроительной документации в части
    обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в
    период строительства

    Проекты планировки, градостроительные обоснования строительства,
реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных
объектов должны содержать оценки предполагаемого воздействия работ по
строительству на состояние территории в период строительства, определять
территории, подлежащие защите от неблагоприятных воздействий в период
строительства. Градостроительная документация, содержащая указанные в
настоящей статье положения, подлежит согласованию с уполномоченными
органами государственного надзора, соответствующими территориальными
органами исполнительной власти города Москвы и органами местного
самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти города
Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды,
подлежит государственной экологической экспертизе и государственной
вневедомственной экспертизе в соответствии с федеральным
законодательством.


    Статья 9. Требования к актам разрешенного использования
    земельных участков в части обеспечения
    благоприятной среды жизнедеятельности в период
    строительства

    1. В актах разрешенного использования земельных участков в
соответствии с градостроительной документацией должны быть указаны
ограничения для установления границ участка строительства, прилегающие
территории, подлежащие защите, благоустройству в период строительства,
требования к разработке в проектной документации мероприятий по защите
прилегающей территории в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта), а при необходимости - требования к
выполнению в целях обоснования проектных решений по обеспечению
благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
предпроектных научно-исследовательских работ, изысканий, обследований
территории, объектов недвижимости, зеленых насаждений.
    2. Требования обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства, содержащиеся в актах разрешенного использования
земельных участков, подлежат обязательному включению в условия
конкурсов на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный
ремонт градостроительных объектов.
    3. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы
должны включать в состав договоров (контрактов) с застройщиками
(заказчиками) взаимные обязательства города Москвы и застройщиков
(заказчиков) по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в
период строительства в соответствии с актом разрешенного использования
земельного участка.


    Статья 10. Требования к проектной документации в части
    обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности
    в период строительства

    1. Проект организации строительства, разрабатываемый в составе
проектной документации, должен в соответствии с актом разрешенного
использования земельного участка, градостроительными, строительными и
санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать
границы участка строительства, определять проектные решения на участке
строительства и прилегающей территории по предотвращению
чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению,
организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок
индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта,
инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в период
строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ.
Указанные в настоящей части проектные решения подлежат в течение 30
дней согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы и городскими организациями, государственной экспертизе
градостроительной и проектной документации, а также подлежат
государственной экологической экспертизе в порядке и в сроки,
установленные законодательством.
    2. В случаях, когда требования законодательства по обеспечению
благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта) могут быть
выполнены только путем осуществления конструктивных, инженерно-
технических и иных мероприятий в отношении не принадлежащих
застройщику (заказчику) объектов недвижимости на прилегающей к участку
строительства территории, такие мероприятия должны предусматриваться
проектной документацией при условии письменного согласия собственников
указанных объектов недвижимости (или управомоченных ими лиц) и
осуществления указанных мероприятий за счет средств застройщика
(заказчика).


    Статья 11. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности
    при подготовке и выполнении работ по строительству

    1. Подготовка и выполнение работ по строительству (реконструкции,
комплексному капитальному ремонту) осуществляются в соответствии с
градостроительными, строительными, санитарными нормами и правилами и
утвержденной в установленном порядке проектной документацией при
наличии у застройщика (заказчика) разрешения на строительство.
    2. Основанием для выполнения исполнителем (подрядчиком)
подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ, работ по
благоустройству на участке строительства и прилегающей территории
являются разрешение на производство строительно-монтажных работ,
выдаваемое органом государственного архитектурно-строительного надзора
города Москвы, и ордер на производство подготовительных, земляных и
строительных работ, выдаваемый уполномоченным органом исполнительной
власти города Москвы в области административно-технического надзора.
    Формы, порядок выдачи, порядок продления сроков действия, порядок
прекращения действия указанных выше разрешений, ордеров, а также
перечень видов работ, для выполнения которых не требуется получение
разрешений, ордеров, устанавливаются нормативными правовыми актами
Правительства Москвы в соответствии с законодательством.
    3. Производство подготовительных, земляных и строительных работ
всех видов и на всех этапах разрешается только после выполнения
соответствующих мер по обеспечению безопасности, благоустройства,
обслуживания прилегающей территории в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта), предусмотренных
утвержденным проектом организации строительства.
    4. Даты начала и завершения работ по строительству устанавливаются
ордером на производство подготовительных, земляных и строительных работ
в соответствии с утвержденным проектом организации строительства.
    5. Не позднее чем за семь дней до начала работ по подготовке
участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик)
обязан установить на границе участка строительства стенд, доступный для
обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий
информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по
благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период
строительства, о разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе
(подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об
уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам
строительства, реконструкции. Требования к размещению указанных
информационных стендов, их составу и оформлению устанавливаются
органом архитектуры и градостроительства города Москвы.


    Статья 12. Обеспечение требований благоустройства участка
    строительства и прилегающих к нему территорий
    после завершения работ по строительству

    1. Приемка в эксплуатацию завершенного строительством объекта
осуществляется только при условии выполнения в полном объеме работ по
благоустройству участка строительства и прилегающей к нему территории в
соответствии с проектной документацией, градостроительными,
строительными и санитарными нормами и правилами в части комплексного
благоустройства территории.
    2. В период, когда по климатическим условиям (с ноября по апрель)
не могут быть проведены работы по благоустройству и озеленению, объект
может быть принят в эксплуатацию с не завершенными в полном объеме
работами по благоустройству и озеленению. В этом случае к акту приемки
объекта в эксплуатацию должна быть приложена письменная гарантия
застройщика (заказчика) и исполнителя (подрядчика) работ завершить
работы по благоустройству и озеленению в разумные сроки.
    3. Порядок приемки в эксплуатацию завершенных строительством
объектов, порядок обжалования решений о приемке (об отказе в приемке) в
эксплуатацию объектов устанавливаются нормативными правовыми актами
федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми
актами Правительства Москвы в соответствии с действующим
законодательством.
    4. Комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством
объектов создаются (кроме предусмотренных законодательством случаев
создания ведомственных комиссий) префектами соответствующих
административных округов. Должностные лица уполномоченного органа
исполнительной власти города Москвы в области административно-
технического надзора, должностные лица соответствующих управ районов,
органов местного самоуправления участвуют в работе указанных комиссий,
подписывают акты приемки объектов в эксплуатацию. Акты приемки
объектов в эксплуатацию утверждаются префектами административных
округов.
    5. Префекты административных округов, должностные лица
уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области
административно-технического надзора, управ районов, а также
должностные лица органов местного самоуправления участвуют в работе
ведомственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию в
соответствии с действующим законодательством.


    Статья 13. Контроль за обеспечением благоприятной среды
    жизнедеятельности в период строительства

    1. Состояние среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта) подлежит
государственному, муниципальному и общественному контролю.
    2. Государственный контроль за обеспечением благоприятной среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) осуществляют: орган государственного
архитектурно-строительного надзора в городе Москве, иные специально
уполномоченные органы государственного надзора в соответствии с их
компетенцией, установленной федеральным законодательством,
уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в
соответствии с их компетенцией, установленной законами города Москвы,
нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
    3. Мероприятия по контролю за состоянием среды жизнедеятельности
в период строительства осуществляются только на основании
соответствующих распоряжений (приказов) уполномоченных органов
исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием
среды жизнедеятельности в период строительства.
    4. Уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы
в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период
строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на
участках строительства и прилегающих территориях являются:
    1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области административно-технического надзора;
    2) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в
области природопользования и охраны окружающей среды;
    3) территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
    5. Обязательному государственному контролю за состоянием среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) на участках строительства и прилегающих
территориях подлежат:
    1) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства,
прилегающей к нему территории и объекта строительства, реконструкции,
комплексного капитального ремонта утвержденной проектной
документации, включая проект организации строительства;
    2) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства,
прилегающей к нему территории, объекта  строительства, реконструкции,
комплексного капитального ремонта и используемой техники действующим
нормативным правовым актам в области строительства, безопасности
территории, санитарно-эпидемиологического благополучия,
природопользования и охраны окружающей среды, территорий природного
комплекса и зеленых насаждений, охраны памятников истории и культуры,
использования и охраны земель, благоустройства территории, иным
требованиям законодательства;
    3) наличие разрешений на производство строительно-монтажных
работ, ордеров на производство подготовительных, земляных и
строительных работ, рабочей документации, соответствующей требованиям
строительных норм и правил, лицензий на выполнение подлежащих
лицензированию работ, сертификатов подлежащей обязательной
сертификации продукции (строительных материалов, изделий, конструкций,
оборудования);
    4) соблюдение установленных сроков выполнения подготовительных,
земляных и строительных работ, работ по благоустройству и озеленению
территории;
    5) своевременность и надлежащее устранение выявленных нарушений
требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства.
    6. Организация государственного контроля должна обеспечивать
своевременное, комплексное и полное выявление и устранение нарушений
требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период
строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта),
исключая при этом неоправданное нарушение порядка и графиков
выполнения работ. В этих целях уполномоченный орган исполнительной
власти города Москвы в области административно-технического надзора
осуществляет координацию контрольной деятельности уполномоченных
органов исполнительной власти города Москвы, а также (если иное не
установлено законодательством) координацию контрольной деятельности
специально уполномоченных органов государственного надзора,
обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления. Порядок
осуществления органами исполнительной власти города Москвы контроля за
состоянием среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта) устанавливается
нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с
федеральным законодательством и законами города Москвы. Порядок
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со
специально уполномоченными органами государственного надзора
устанавливается Правительством Москвы совместно с указанными
специально