Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 435-ПП от 13 июня 2000 года

О порядке работ по поддержке инфраструктуры науки

     В  целях  организации  единого  порядка  работ  по формированию и
реализации  раздела  "Инфраструктура  и  адресная поддержка науки" как
составной  части  Плана развития науки и технологий в интересах города
на 2000-2001 гг. Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить:
     1.1.  Положение  о  формировании, экспертизе и реализации раздела
"Инфраструктура  и  адресная  поддержка  науки" Плана развития науки и
технологий в интересах города на 2000-2001 гг.(приложение 1).
     1.2.   Временное   положение   о   грантах  Правительства  Москвы
(приложение 2).
     2.  Считать  утратившим  силу  распоряжение  первого  заместителя
Премьера  Правительства  Москвы  от  7  мая  1999  года  N 386-РЗП  "О
финансировании и реализации работ по поддержке инфраструктуры науки".
     3.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра  Правительства  Москвы,  руководителя  Департамента  науки  и
промышленной политики Пантелеева Е.А.


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков


                                         Приложение 1
                                 к постановлению Правительства
                                 Москвы от 13 июня 2000 года N 435




                            ПОЛОЖЕНИЕ
         о формировании,  экспертизе и реализации раздела
           "Инфраструктура и адресная поддержка  науки"
       Плана развития науки и технологий в интересах города
                        на 2000-2001 гг.


     1. Настоящее Положение разработано с учетом Федерального  за-
кона  Российской  Федерации  от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и госу-
дарственной научно-технической политике", Федерального закона Рос-
сийской Федерации  от  06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для
государственных  нужд"  и Закона города Москвы от 24.12.99 N 40 "О
бюджете города Москвы на 2000 год".
     2. Раздел "Инфраструктура и адресная поддержка науки" (далее-
Раздел) является  составной частью Плана развития науки и техноло-
гий в интересах города на 2000-2001 гг. и реализуется в целях ока-
зания поддержки научной, научно-технической деятельности, развития
экономического и научно-технического потенциала Москвы.
     3. Раздел  финансируется  за счет средств городского бюджета,
предусмотренных  на "поддержку инфраструктуры науки",  в  соответ-
ствии со  статьей "Фундаментальные исследования и содействие науч-
но-техническому прогрессу" Закона города Москвы "О бюджете  города
Москвы  на 2000 г.  (ст.17,  п.3) на основе договоров о выполнении
совместных научно-технических проектов.
     4. Государственным заказчиком  Раздела  является  Департамент
науки  и промышленной политики (далее - государственный заказчик),
городским заказчиком - ОАО "Московский комитет по науке и техноло-
гиям" (далее - городской заказчик).
     5. Раздел  включает следующие основные направления:
     5.1. Комплексная  модернизация  публичных  библиотек города и
поддержка информационной инфраструктуры научной и научно-техничес-
кой деятельности.
     5.2. Поддержка научно-технических  семинаров  и  конференций,
симпозиумов и научных форумов, проводимых с участием Правительства
Москвы.
     5.3. Проведение с участием Правительства Москвы инновационных
выставок и маркетинга научно-технических проектов.
     5.4. Защита  интеллектуальной собственности (патентование,  в
т.ч.  и за рубежом,  сертификация научно-технической  продукции  и
т.д.).
     5.5. Гранты в области прикладных научно-технических  работ  и
фундаментальных исследований, направленных на развитие города.
     5.6. Гранты на развитие опытно-экспериментальной  (исследова-
тельской) базы научной и научно-технической деятельности.
     6. Распределение средств по направлениям Раздела (п.5) опре-
деляется  ежегодно  городским  заказчиком и утверждается государс-
твенным заказчиком в составе Плана развития науки и  технологий  в
интересах города.
     7. Контроль за реализацией Раздела осуществляет государствен-
ный  заказчик.  Городской заказчик ежеквартально информирует госу-
дарственного заказчика о ходе реализации Раздела.
     8. Раздел реализуется в виде научно-технических проектов (да-
лее - проекты),  которые  формируются  из  победителей  конкурсных
предложений,  определяемых Городской конкурсной комиссией (далее -
Конкурсная комиссия).
     9. Проекты  (исполнители) Раздела определяются путем проведе-
ния открытых конкурсов и по отдельным проектам по определению  го-
сударственного заказчика.
     10. Гранты Правительства Москвы предоставляются на конкурсной
основе, согласно отдельному положению о грантах.
     11. Конкурсы проектов проводятся Конкурсной комиссией, состав
которой  утверждается  первым  заместителем Премьера Правительства
Москвы.
     12. В состав Конкурсной комиссии входят авторитетные ученые и
специалисты по приоритетным направлениям развития  городского  хо-
зяйства,  научно-техническим  проблемам  и представители городских
пользователей научно-технической продукции.
     13. Конкурсная комиссия рассматривает и утверждает пакет кон-
курсной документации по представлению городского заказчика.
     14. Конкурсная комиссия и городской заказчик при анализе кон-
курсных предложений руководствуются следующими основными  требова-
ниями:
     14.1. Оснащение публичных библиотек современным технологичес-
ким оборудованием.
     14.2. Комплектование библиотечного фонда новейшими информаци-
онными материалами и системами,  в т.ч. с использованием электрон-
ных носителей.
     14.3. Решение (освещение) актуальных городских проблем, в том
числе проблем экологии.
     14.4. Количество и уровень проведенных ранее научно-техничес-
ких мероприятий.
     14.5. Наличие  собственной  базы для проведения научно-техни-
ческих мероприятий.
     14.6. Расширение  объема импортозамещающей и экспортнопригод-
ной продукции.
     14.7. Привлечение  внебюджетных источников финансирования для
реализации конкурсных предложений,  в том числе иностранных инвес-
тиций.
     14.8. Наличие международного или российского патентов.
     14.9. Наличие научно-технического задела в области заявленных
научных исследований.
     14.10. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложе-
ния.
     15. Городской заказчик совместно с секциями Научно-экспертно-
го совета Правительства Москвы (далее - НЭС) рассматривает  посту-
пившие конкурсные предложения в две стадии:
     15.1. Предварительный отбор и подготовка предложений о допус-
ке проектов к участию в конкурсе.
     15.2. Проведение экспертизы отобранных проектов и  подготовка
материалов для рассмотрения Конкурсной комиссией.
     16. Городской заказчик  совместно  с  секциями  НЭС  проводит
предварительный отбор проектов с целью выявления исполнителей, ко-
торые соответствуют установленным настоящим положением  требовани-
ям, в т.ч.:
     16.1. Выполнение  заявителем  требований  законодательства  в
части регистрации его в качестве юридического лица и других требо-
ваний законодательства,  которые могут препятствовать рассмотрению
проекта по существу.
     16.2. Финансово-экономическая    состоятельность   заявителя.
     16.3. Квалификация  и профессиональная репутация юридического
лица, подтвержденная печатными трудами, патентами и другими охран-
ными документами,  участием в международных,  федеральных и регио-
нальных программах,  аналогами разработок, объявленных на конкурс,
документально  подтвержденными  достижениями в соответствующей об-
ласти науки и техники,  отзывами специалистов и потребителей  про-
дукции и т.п.
     16.4. Наличие материально-технической базы,  позволяющей про-
водить исследования разработки на современном научном (научно-тех-
ническом уровне).
     16.5. Соответствие требованиям пп.  5 и 14 настоящего Положе-
ния.
     17. Городской  заказчик  выносит  результаты предварительного
отбора конкурсных предложений на рассмотрение Конкурсной комиссии,
которая принимает решение о допуске проектов к участию в конкурсе.
     18. Городской заказчик по согласованию с Конкурсной комиссией
организует экспертизу допущенных к участию в конкурсе проектов си-
лами независимых экспертов и экспертных секций НЭС по приоритетным
направлениям развития городского хозяйства.
     19. Информация,  связанная с проведением экспертизы, является
конфиденциальной.
     20. Экспертное заключение должно содержать обоснованные оцен-
ки соответствия конкурсного предложения требованиям п.14 настояще-
го Положения и дополнительно следующим критериям:
     20.1. Научно-технический  уровень.
     20.2. Заявленная стоимость.
     20.3. Реальность  достижения  намеченных  целей  в конкурсном
предложении.
     21. Экспертное заключение дается не менее чем двумя независи-
мыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
     22. Исполнителями проектов - победителей конкурсов по Разделу
могут быть юридические лица,  расположенные на территории Москвы и
Московской области, или физические лица (только по грантам), рабо-
тающие в одной из научных организаций или предприятий  Москвы  или
Московской  области  и  имеющие  "место  постоянной регистрации" в
Москве или Московской области.
     23. Городской заказчик:
     23.1. Организует публикацию условий конкурсов и их  результа-
тов в средствах массовой информации.
     23.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по проце-
дурным вопросам.
     23.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до  сведения
его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения по-
бедителя конкурса.
     23.4. На основании договора с государственным заказчиком зак-
лючает договоры на выполнение  городского  заказа  с  победителями
конкурсов  (далее - договоры) в соответствии с решением конкурсной
комиссии в течение 40 дней с момента определения победителей  кон-
курсов.
     23.5. Определяет окончательную стоимость и  сроки  выполнения
работ (по грантам, в основном, сроком до одного года).
     23.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам в установлен-
ном порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финансовые
документы по договору.
     24. Объем  финансирования  работ  по заключаемым договорам не
может превышать утвержденные лимиты финансирования,  предусмотрен-
ные в бюджете "на поддержку инфраструктуры науки".


                                         Приложение 2
                                 к постановлению Правительства
                                 Москвы от 13 июня 2000 года N 435



                       ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
                 о грантах Правительства Москвы

     Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Рос-
сийской Федерации от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государствен-
ной  научно-технической политике" и основными требованиями Положе-
ния о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструкту-
ра и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в
интересах города" на 2000-2001 гг., утвержденного Вице-мэром Моск-
вы 28 февраля 2000 г.


                1. Используемые понятия и определения

     1.1. Грант Правительства Москвы (далее- грант) -  безвозмезд-
ное и безвозвратное предоставление на конкурсной основе Правитель-
ством Москвы (грантодателем) субъекту научной и научно-технической
деятельности (получателю гранта) денежных средств из бюджета горо-
да для выполнения конкретного проекта в интересах  развития  науч-
но-технического потенциала города.
     1.2. Государственный  заказчик  -  учреждение   Правительства
Москвы, уполномоченное им осуществлять управление научно-техничес-
кой деятельностью в интересах города.
     1.3. Городской заказчик - юридическое лицо, организующее кон-
курсы грантов и заключающее договоры на выполнение работ по  гран-
там  за  счет городского бюджета на основании договора с государс-
твенным заказчиком.
     1.4. Научная организация - научные организации по определению
Федерального закона от 23 августа 1996 года "О науке  и  государс-
твенной научно-технической политике"

                2. Общие положения

     2.1. Гранты  предоставляются Департаментом науки и промышлен-
ной политики Правительства Москвы на основании решения  конкурсной
комиссии по следующим направлениям:
     2.1.1. В области прикладных научно-технических работ и фунда-
ментальных исследований, направленных на развитие города.
     2.1.2. На развитие  опытно-экспериментальной  (исследователь-
ской) базы научной и научно- технической деятельности.
     2.2. Размер гранта по направлению п.2.1.1, в основном, не дол-
жен превышать 300 тыс.руб., по направлению п.2.1.2 - 500 тыс.руб.
     2.3. В стоимость гранта могут быть включены затраты на закуп-
ку оборудования, комплектующих и приборов и расходы на пуско-нала-
дочные работы.
     2.4. Гранты  предоставляются предпочтительно (при прочих рав-
ных условиях) аккредитованным научным организациям.

                3. Основы для финансовой поддержки

     3.1. Научные исследования,  поддерживаемые  грантами,  должны
отвечать  современному уровню развития науки и техники и быть нап-
равлены на создание перспективных наукоемких технологий и  продук-
ции,  носить прикладной характер, иметь перспективу для коммерчес-
кого использования результатов.
     3.2. Грантами,  в первую очередь, поддерживаются научные исс-
ледования фундаментального и прикладного характера,  имеющие инно-
вационный  характер,  поддерживаемые внебюджетными источниками фи-
нансирования и кредитования,  результаты которых  позволят  решать
актуальные научно-технические задачи развития города.
     3.3. Объем финансирования грантов определяется городским  за-
казчиком и утверждается государственным заказчиком в составе Плана
развития науки и технологий в интересах города. Количество грантов
определяется  Городской  конкурсной  комиссией (далее - Конкурсная
комиссия).

                 4. Получатели грантов

     4.1. Получателями грантов по направлению п.  2.1.1 могут быть
юридические  и  физические  лица,  по направлению п.2.1.2 - только
юридические лица.
     4.2. Юридическое лицо - получатель гранта:
     - научная организация или предприятие,  расположенные на тер-
ритории Москвы или Московской области.
     4.3. Физическое  лицо  - получатель гранта:
     - гражданин Российской Федерации, работающий в одной из науч-
ных организаций или на предприятии Москвы или Московской  области,
имеющий  ученую степень,  присвоенную в соответствии с действующим
законодательством и постоянно проживающий в г. Москве или Московс-
кой области;
     - должен быть научным руководителем научно-технического  про-
екта  и  иметь  основное место работы в научной организации или на
предприятии Москвы или Московской области;
     - иметь  стаж  научно-технической деятельности или преподава-
тельской работы в области исследований по проблеме гранта не менее
3 лет,  подтверждаемый публикациями по проблеме и научно-техничес-
кими отчетами.

                      5. Заявка на грант

     5.1. Заявка на участие в конкурсе  грантов  направляется  го-
родскому заказчику в порядке и по форме, указанным в публикации об
объявлении конкурса.  Сведения,  содержащиеся в конкурсной заявке,
являются  конфиденциальными  между  соискателем гранта и городским
заказчиком.
     5.2. Заявка  на  участие  в  конкурсе грантов должна отвечать
требованиям п.6.3 настоящего Положения и дополнительно содержать:
     а) Ф.И.О. руководителя проекта и основных исполнителей проек-
та;
     б) описание проекта;
     в) перечень основных научно-технических  публикаций  по  теме
проекта,  патентов и авторских свидетельств, а также иных объектов
интеллектуальной собственности,  созданных ранее научным руководи-
телем и коллективом;
     г) перечень основных источников информации по проблеме гранта
и фактически полученным научно-техническим результатам;
     д) обоснование научно-технической  актуальности  проекта;
     е) область  применения  проекта  для городского хозяйства или
расширения научно-технического потенциала г.Москвы ;
     ж) перечень научных организаций и предприятий,  на базе кото-
рых будет осуществляться проект с указанием согласованного распре-
деления работ между ними;
     з) сведения о месте работы и должности научного  руководителя
и основных исполнителей проекта;
     и) согласованный проект научно-технического задания на выпол-
нение работ;
     к) проект календарного плана или содержательный план выполне-
ния работ по проекту;
     л) обоснованную смету расходов.
     5.3. В  конкурсной заявке на грант от физического лица должно
дополнительно содержаться обязательство  научной  организации  или
предприятия о предоставлении своей научно-технической и производс-
твенной базы и расчетного счета для обеспечения финансирования  по
гранту.

                  6. Порядок рассмотрения заявок

     6.1. Пакет конкурсной документации по грантам рассматривается
и утверждается конкурсной комиссией  по  представлению  городского
заказчика.
     6.2. Материалы для рассмотрения конкурсной комиссией готовят-
ся  городским  заказчиком  совместно с секциями Научно-экспертного
совета Правительства Москвы (НЭС) и независимыми экспертами с уче-
том предварительного рассмотрения представленных материалов на на-
учно-технических советах пользователей научно-технической  продук-
ции  (департаменты,  комитеты  и управления Правительства Москвы).
Состав Научно-экспертного совета и Положение  о  НЭС  утверждаются
постановлением Правительства Москвы.
     6.3. Конкурсная комиссия при определении победителей конкурса
грантов руководствуется основными требованиями:
     6.3.1. Решение (освещение) актуальных  городских  проблем,  в
том числе проблем экологии.
     6.3.2. Количество и уровень проведенных  ранее  научно-техни-
ческих мероприятий.
     6.3.3. Наличие собственной базы для проведения  научно-техни-
ческих мероприятий.
     6.3.4. Расширение объема импортозамещающей и экспортнопригод-
ной продукции.
     6.3.5. Привлечение внебюджетных источников финансирования для
реализации конкурсных предложений,  в том числе иностранных инвес-
тиций.
     6.3.6. Наличие   международного   или  российского  патентов.
     6.3.7. Наличие научно-технического задела в области  заявлен-
ных научных исследований.
     6.3.8. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложе-
ния.
     6.3.9. По грантам в области прикладных научно-технических ра-
бот и фундаментальных исследований, направленных на развитие горо-
да:
     - проведение  научно-технических  работ  поискового характера
для последующего проведения прикладных НИОКР;
     - проведение  фундаментальных исследований в интересах разви-
тия города с оформлением патентов, открытий и т.д.;
     - создание  опытных и опытно-промышленных образцов по резуль-
татам завершенных НИР.
     6.3.10. По грантам на развитие  опытно-экспериментальной (ис-
следовательской) базы для научной и научно-технической деятельнос-
ти:
     - создание центров коллективного  пользования  (дающих  право
использовать  приобретаемое  научно-исследовательское оборудование
заинтересованным городским организациям) или расширение научно-ме-
тодических  возможностей  опытно-экспериментальной (исследователь-
ской) базы;
     - создание  новых  методик исследований с целью получения до-
полнительных экспериментальных данных по актуальным  научно-техни-
ческим проблемам в центрах коллективного пользования.
     6.4. Победитель конкурса  по  грантам  определяется  решением
Конкурсной комиссии в соответствии с требованиями п.6.3 настоящего
Положения.
     6.5. Городской заказчик:
     6.5.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результа-
тов в средствах массовой информации.
     6.5.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по  про-
цедурным вопросам.
     6.5.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения
его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения по-
бедителя конкурса.
     6.5.4. Заключает  договоры  на выполнение городского заказа с
победителями конкурсов (далее -  договоры)  на  основании  решения
конкурсной комиссии, на срок, в основном, до одного года.
     6.5.5. Определяет окончательную стоимость и сроки  выполнения
работ.
     6.5.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам  в  установ-
ленном  порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финан-
совые документы по договору.

       7.  Экспертиза конкурсных предложений и отчетов по грантам.

     7.1. Городской заказчик по согласованию с конкурсной комисси-
ей организует экспертизу конкурсных предложений силами независимых
экспертов и экспертных секций  НЭС  по  приоритетным  направлениям
развития городского хозяйства.
     7.2. Экспертное заключение дается не менее чем двумя  незави-
симыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
     7.3. Независимые эксперты должны иметь ученую степень и рабо-
тать в научно-технических  направлениях  по  тематике  конкурсного
предложения  и иметь научные публикации по данной проблеме в тече-
ние последних 3 лет.


     8. Реализация  научно-технических  проектов, выполняемых
                 в рамках предоставленного гранта

     8.1. Финансовые средства по гранту:
     8.1.1. Используются  исключительно для нужд выполнения проек-
та,  предусмотренного грантом в соответствии с утвержденной струк-
турой расходов.
     8.1.2. Расходуются организацией на нужды проекта по  согласо-
ванию с научным руководителем.
     8.1.3. Расшифровка затрат прикладывается к отчету по  догово-
ру.
     8.1.4. Право интеллектуальной собственности (выраженной в ви-
де НТД,  патентов и т.д.) по гранту Правительства Москвы принадле-
жит городу и отражается в договоре.
     8.2. Финансирование гранта,  предоставленного физическому ли-
цу, осуществляется через научную организацию или предприятие, ука-
занные в заявке.
     8.3. Максимальный размер накладных расходов не  может  превы-
шать  10%  от стоимости договора по грантам направления п.2.1.1 и
10% от собственных затрат исполнителя работ по грантам направления
п.2.1.2  (стоимость  договора  за вычетом стоимости приобретаемого
оборудования).
     8.4. Закупка  необходимой  вычислительной техники получателем
гранта производится по согласованию с городским заказчиком с  уче-
том  возможностей уже существующих центров коллективного пользова-
ния.
     8.5. Приемка отчетов по грантам производится городским заказ-
чиком совместно с соответствующими  пользователями  (департаменты,
комитеты и управления) в установленном порядке.

                       9. Прочие положения

     9.1. Одно и тоже физическое лицо не может быть участником вы-
полнения работ более чем по одному гранту.
     9.2. Одно  и  тоже  юридическое  лицо не может получить более
трех грантов по двум направлениям (по направлению п.2.3.2 - не бо-
лее одного гранта).
     9.3. Каждой конкурсной заявке на грант и проекту его реализи-
ции городским заказчиком присваивается код,  который доводится го-
родским заказчиком до заявителя гранта.
     9.4. Информация об экспертах является конфиденциальной.
     9.5. Получатель гранта,  допустивший нецелевое  использование
средств гранта, лишается права в дальнейшем быть соискателем гран-
та и обязан возвратить финансовые средства в затраченном объеме.
     9.6. Руководитель  проекта  обязан незамедлительно информиро-
вать городского заказчика о нарушении условий выполнения проекта -
о несвоевременном поступлении и неправильном расходовании выделяе-
мых средств.
     9.7. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих ру-
ководителю проекта выполнять свои  функции,  руководитель  проекта
информирует об этом городского заказчика, после чего городской за-
казчик совместно с конкурсной комиссией рассматривает целесообраз-
ность и условия продолжения работ по проекту.  Замена руководителя
проекта производится решением Конкурсной комиссии.
     9.8. В случае,  если грантополучатель в течение одного месяца
с момента опубликования итогов конкурса на представление гранта не
передал  городскому  заказчику договорную документацию по установ-
ленной форме, результаты конкурса аннулируются.