В целях организации единого порядка работ по формированию и
реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" как
составной части Плана развития науки и технологий в интересах города
на 2000-2001 гг. Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить:
1.1. Положение о формировании, экспертизе и реализации раздела
"Инфраструктура и адресная поддержка науки" Плана развития науки и
технологий в интересах города на 2000-2001 гг.(приложение 1).
1.2. Временное положение о грантах Правительства Москвы
(приложение 2).
2. Считать утратившим силу распоряжение первого заместителя
Премьера Правительства Москвы от 7 мая 1999 года N 386-РЗП "О
финансировании и реализации работ по поддержке инфраструктуры науки".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и
промышленной политики Пантелеева Е.А.
П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 13 июня 2000 года N 435
ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании, экспертизе и реализации раздела
"Инфраструктура и адресная поддержка науки"
Плана развития науки и технологий в интересах города
на 2000-2001 гг.
1. Настоящее Положение разработано с учетом Федерального за-
кона Российской Федерации от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и госу-
дарственной научно-технической политике", Федерального закона Рос-
сийской Федерации от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд" и Закона города Москвы от 24.12.99 N 40 "О
бюджете города Москвы на 2000 год".
2. Раздел "Инфраструктура и адресная поддержка науки" (далее-
Раздел) является составной частью Плана развития науки и техноло-
гий в интересах города на 2000-2001 гг. и реализуется в целях ока-
зания поддержки научной, научно-технической деятельности, развития
экономического и научно-технического потенциала Москвы.
3. Раздел финансируется за счет средств городского бюджета,
предусмотренных на "поддержку инфраструктуры науки", в соответ-
ствии со статьей "Фундаментальные исследования и содействие науч-
но-техническому прогрессу" Закона города Москвы "О бюджете города
Москвы на 2000 г. (ст.17, п.3) на основе договоров о выполнении
совместных научно-технических проектов.
4. Государственным заказчиком Раздела является Департамент
науки и промышленной политики (далее - государственный заказчик),
городским заказчиком - ОАО "Московский комитет по науке и техноло-
гиям" (далее - городской заказчик).
5. Раздел включает следующие основные направления:
5.1. Комплексная модернизация публичных библиотек города и
поддержка информационной инфраструктуры научной и научно-техничес-
кой деятельности.
5.2. Поддержка научно-технических семинаров и конференций,
симпозиумов и научных форумов, проводимых с участием Правительства
Москвы.
5.3. Проведение с участием Правительства Москвы инновационных
выставок и маркетинга научно-технических проектов.
5.4. Защита интеллектуальной собственности (патентование, в
т.ч. и за рубежом, сертификация научно-технической продукции и
т.д.).
5.5. Гранты в области прикладных научно-технических работ и
фундаментальных исследований, направленных на развитие города.
5.6. Гранты на развитие опытно-экспериментальной (исследова-
тельской) базы научной и научно-технической деятельности.
6. Распределение средств по направлениям Раздела (п.5) опре-
деляется ежегодно городским заказчиком и утверждается государс-
твенным заказчиком в составе Плана развития науки и технологий в
интересах города.
7. Контроль за реализацией Раздела осуществляет государствен-
ный заказчик. Городской заказчик ежеквартально информирует госу-
дарственного заказчика о ходе реализации Раздела.
8. Раздел реализуется в виде научно-технических проектов (да-
лее - проекты), которые формируются из победителей конкурсных
предложений, определяемых Городской конкурсной комиссией (далее -
Конкурсная комиссия).
9. Проекты (исполнители) Раздела определяются путем проведе-
ния открытых конкурсов и по отдельным проектам по определению го-
сударственного заказчика.
10. Гранты Правительства Москвы предоставляются на конкурсной
основе, согласно отдельному положению о грантах.
11. Конкурсы проектов проводятся Конкурсной комиссией, состав
которой утверждается первым заместителем Премьера Правительства
Москвы.
12. В состав Конкурсной комиссии входят авторитетные ученые и
специалисты по приоритетным направлениям развития городского хо-
зяйства, научно-техническим проблемам и представители городских
пользователей научно-технической продукции.
13. Конкурсная комиссия рассматривает и утверждает пакет кон-
курсной документации по представлению городского заказчика.
14. Конкурсная комиссия и городской заказчик при анализе кон-
курсных предложений руководствуются следующими основными требова-
ниями:
14.1. Оснащение публичных библиотек современным технологичес-
ким оборудованием.
14.2. Комплектование библиотечного фонда новейшими информаци-
онными материалами и системами, в т.ч. с использованием электрон-
ных носителей.
14.3. Решение (освещение) актуальных городских проблем, в том
числе проблем экологии.
14.4. Количество и уровень проведенных ранее научно-техничес-
ких мероприятий.
14.5. Наличие собственной базы для проведения научно-техни-
ческих мероприятий.
14.6. Расширение объема импортозамещающей и экспортнопригод-
ной продукции.
14.7. Привлечение внебюджетных источников финансирования для
реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвес-
тиций.
14.8. Наличие международного или российского патентов.
14.9. Наличие научно-технического задела в области заявленных
научных исследований.
14.10. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложе-
ния.
15. Городской заказчик совместно с секциями Научно-экспертно-
го совета Правительства Москвы (далее - НЭС) рассматривает посту-
пившие конкурсные предложения в две стадии:
15.1. Предварительный отбор и подготовка предложений о допус-
ке проектов к участию в конкурсе.
15.2. Проведение экспертизы отобранных проектов и подготовка
материалов для рассмотрения Конкурсной комиссией.
16. Городской заказчик совместно с секциями НЭС проводит
предварительный отбор проектов с целью выявления исполнителей, ко-
торые соответствуют установленным настоящим положением требовани-
ям, в т.ч.:
16.1. Выполнение заявителем требований законодательства в
части регистрации его в качестве юридического лица и других требо-
ваний законодательства, которые могут препятствовать рассмотрению
проекта по существу.
16.2. Финансово-экономическая состоятельность заявителя.
16.3. Квалификация и профессиональная репутация юридического
лица, подтвержденная печатными трудами, патентами и другими охран-
ными документами, участием в международных, федеральных и регио-
нальных программах, аналогами разработок, объявленных на конкурс,
документально подтвержденными достижениями в соответствующей об-
ласти науки и техники, отзывами специалистов и потребителей про-
дукции и т.п.
16.4. Наличие материально-технической базы, позволяющей про-
водить исследования разработки на современном научном (научно-тех-
ническом уровне).
16.5. Соответствие требованиям пп. 5 и 14 настоящего Положе-
ния.
17. Городской заказчик выносит результаты предварительного
отбора конкурсных предложений на рассмотрение Конкурсной комиссии,
которая принимает решение о допуске проектов к участию в конкурсе.
18. Городской заказчик по согласованию с Конкурсной комиссией
организует экспертизу допущенных к участию в конкурсе проектов си-
лами независимых экспертов и экспертных секций НЭС по приоритетным
направлениям развития городского хозяйства.
19. Информация, связанная с проведением экспертизы, является
конфиденциальной.
20. Экспертное заключение должно содержать обоснованные оцен-
ки соответствия конкурсного предложения требованиям п.14 настояще-
го Положения и дополнительно следующим критериям:
20.1. Научно-технический уровень.
20.2. Заявленная стоимость.
20.3. Реальность достижения намеченных целей в конкурсном
предложении.
21. Экспертное заключение дается не менее чем двумя независи-
мыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
22. Исполнителями проектов - победителей конкурсов по Разделу
могут быть юридические лица, расположенные на территории Москвы и
Московской области, или физические лица (только по грантам), рабо-
тающие в одной из научных организаций или предприятий Москвы или
Московской области и имеющие "место постоянной регистрации" в
Москве или Московской области.
23. Городской заказчик:
23.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результа-
тов в средствах массовой информации.
23.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по проце-
дурным вопросам.
23.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения
его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения по-
бедителя конкурса.
23.4. На основании договора с государственным заказчиком зак-
лючает договоры на выполнение городского заказа с победителями
конкурсов (далее - договоры) в соответствии с решением конкурсной
комиссии в течение 40 дней с момента определения победителей кон-
курсов.
23.5. Определяет окончательную стоимость и сроки выполнения
работ (по грантам, в основном, сроком до одного года).
23.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам в установлен-
ном порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финансовые
документы по договору.
24. Объем финансирования работ по заключаемым договорам не
может превышать утвержденные лимиты финансирования, предусмотрен-
ные в бюджете "на поддержку инфраструктуры науки".
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы от 13 июня 2000 года N 435
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о грантах Правительства Москвы
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Рос-
сийской Федерации от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государствен-
ной научно-технической политике" и основными требованиями Положе-
ния о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструкту-
ра и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в
интересах города" на 2000-2001 гг., утвержденного Вице-мэром Моск-
вы 28 февраля 2000 г.
1. Используемые понятия и определения
1.1. Грант Правительства Москвы (далее- грант) - безвозмезд-
ное и безвозвратное предоставление на конкурсной основе Правитель-
ством Москвы (грантодателем) субъекту научной и научно-технической
деятельности (получателю гранта) денежных средств из бюджета горо-
да для выполнения конкретного проекта в интересах развития науч-
но-технического потенциала города.
1.2. Государственный заказчик - учреждение Правительства
Москвы, уполномоченное им осуществлять управление научно-техничес-
кой деятельностью в интересах города.
1.3. Городской заказчик - юридическое лицо, организующее кон-
курсы грантов и заключающее договоры на выполнение работ по гран-
там за счет городского бюджета на основании договора с государс-
твенным заказчиком.
1.4. Научная организация - научные организации по определению
Федерального закона от 23 августа 1996 года "О науке и государс-
твенной научно-технической политике"
2. Общие положения
2.1. Гранты предоставляются Департаментом науки и промышлен-
ной политики Правительства Москвы на основании решения конкурсной
комиссии по следующим направлениям:
2.1.1. В области прикладных научно-технических работ и фунда-
ментальных исследований, направленных на развитие города.
2.1.2. На развитие опытно-экспериментальной (исследователь-
ской) базы научной и научно- технической деятельности.
2.2. Размер гранта по направлению п.2.1.1, в основном, не дол-
жен превышать 300 тыс.руб., по направлению п.2.1.2 - 500 тыс.руб.
2.3. В стоимость гранта могут быть включены затраты на закуп-
ку оборудования, комплектующих и приборов и расходы на пуско-нала-
дочные работы.
2.4. Гранты предоставляются предпочтительно (при прочих рав-
ных условиях) аккредитованным научным организациям.
3. Основы для финансовой поддержки
3.1. Научные исследования, поддерживаемые грантами, должны
отвечать современному уровню развития науки и техники и быть нап-
равлены на создание перспективных наукоемких технологий и продук-
ции, носить прикладной характер, иметь перспективу для коммерчес-
кого использования результатов.
3.2. Грантами, в первую очередь, поддерживаются научные исс-
ледования фундаментального и прикладного характера, имеющие инно-
вационный характер, поддерживаемые внебюджетными источниками фи-
нансирования и кредитования, результаты которых позволят решать
актуальные научно-технические задачи развития города.
3.3. Объем финансирования грантов определяется городским за-
казчиком и утверждается государственным заказчиком в составе Плана
развития науки и технологий в интересах города. Количество грантов
определяется Городской конкурсной комиссией (далее - Конкурсная
комиссия).
4. Получатели грантов
4.1. Получателями грантов по направлению п. 2.1.1 могут быть
юридические и физические лица, по направлению п.2.1.2 - только
юридические лица.
4.2. Юридическое лицо - получатель гранта:
- научная организация или предприятие, расположенные на тер-
ритории Москвы или Московской области.
4.3. Физическое лицо - получатель гранта:
- гражданин Российской Федерации, работающий в одной из науч-
ных организаций или на предприятии Москвы или Московской области,
имеющий ученую степень, присвоенную в соответствии с действующим
законодательством и постоянно проживающий в г. Москве или Московс-
кой области;
- должен быть научным руководителем научно-технического про-
екта и иметь основное место работы в научной организации или на
предприятии Москвы или Московской области;
- иметь стаж научно-технической деятельности или преподава-
тельской работы в области исследований по проблеме гранта не менее
3 лет, подтверждаемый публикациями по проблеме и научно-техничес-
кими отчетами.
5. Заявка на грант
5.1. Заявка на участие в конкурсе грантов направляется го-
родскому заказчику в порядке и по форме, указанным в публикации об
объявлении конкурса. Сведения, содержащиеся в конкурсной заявке,
являются конфиденциальными между соискателем гранта и городским
заказчиком.
5.2. Заявка на участие в конкурсе грантов должна отвечать
требованиям п.6.3 настоящего Положения и дополнительно содержать:
а) Ф.И.О. руководителя проекта и основных исполнителей проек-
та;
б) описание проекта;
в) перечень основных научно-технических публикаций по теме
проекта, патентов и авторских свидетельств, а также иных объектов
интеллектуальной собственности, созданных ранее научным руководи-
телем и коллективом;
г) перечень основных источников информации по проблеме гранта
и фактически полученным научно-техническим результатам;
д) обоснование научно-технической актуальности проекта;
е) область применения проекта для городского хозяйства или
расширения научно-технического потенциала г.Москвы ;
ж) перечень научных организаций и предприятий, на базе кото-
рых будет осуществляться проект с указанием согласованного распре-
деления работ между ними;
з) сведения о месте работы и должности научного руководителя
и основных исполнителей проекта;
и) согласованный проект научно-технического задания на выпол-
нение работ;
к) проект календарного плана или содержательный план выполне-
ния работ по проекту;
л) обоснованную смету расходов.
5.3. В конкурсной заявке на грант от физического лица должно
дополнительно содержаться обязательство научной организации или
предприятия о предоставлении своей научно-технической и производс-
твенной базы и расчетного счета для обеспечения финансирования по
гранту.
6. Порядок рассмотрения заявок
6.1. Пакет конкурсной документации по грантам рассматривается
и утверждается конкурсной комиссией по представлению городского
заказчика.
6.2. Материалы для рассмотрения конкурсной комиссией готовят-
ся городским заказчиком совместно с секциями Научно-экспертного
совета Правительства Москвы (НЭС) и независимыми экспертами с уче-
том предварительного рассмотрения представленных материалов на на-
учно-технических советах пользователей научно-технической продук-
ции (департаменты, комитеты и управления Правительства Москвы).
Состав Научно-экспертного совета и Положение о НЭС утверждаются
постановлением Правительства Москвы.
6.3. Конкурсная комиссия при определении победителей конкурса
грантов руководствуется основными требованиями:
6.3.1. Решение (освещение) актуальных городских проблем, в
том числе проблем экологии.
6.3.2. Количество и уровень проведенных ранее научно-техни-
ческих мероприятий.
6.3.3. Наличие собственной базы для проведения научно-техни-
ческих мероприятий.
6.3.4. Расширение объема импортозамещающей и экспортнопригод-
ной продукции.
6.3.5. Привлечение внебюджетных источников финансирования для
реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвес-
тиций.
6.3.6. Наличие международного или российского патентов.
6.3.7. Наличие научно-технического задела в области заявлен-
ных научных исследований.
6.3.8. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложе-
ния.
6.3.9. По грантам в области прикладных научно-технических ра-
бот и фундаментальных исследований, направленных на развитие горо-
да:
- проведение научно-технических работ поискового характера
для последующего проведения прикладных НИОКР;
- проведение фундаментальных исследований в интересах разви-
тия города с оформлением патентов, открытий и т.д.;
- создание опытных и опытно-промышленных образцов по резуль-
татам завершенных НИР.
6.3.10. По грантам на развитие опытно-экспериментальной (ис-
следовательской) базы для научной и научно-технической деятельнос-
ти:
- создание центров коллективного пользования (дающих право
использовать приобретаемое научно-исследовательское оборудование
заинтересованным городским организациям) или расширение научно-ме-
тодических возможностей опытно-экспериментальной (исследователь-
ской) базы;
- создание новых методик исследований с целью получения до-
полнительных экспериментальных данных по актуальным научно-техни-
ческим проблемам в центрах коллективного пользования.
6.4. Победитель конкурса по грантам определяется решением
Конкурсной комиссии в соответствии с требованиями п.6.3 настоящего
Положения.
6.5. Городской заказчик:
6.5.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результа-
тов в средствах массовой информации.
6.5.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по про-
цедурным вопросам.
6.5.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения
его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения по-
бедителя конкурса.
6.5.4. Заключает договоры на выполнение городского заказа с
победителями конкурсов (далее - договоры) на основании решения
конкурсной комиссии, на срок, в основном, до одного года.
6.5.5. Определяет окончательную стоимость и сроки выполнения
работ.
6.5.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам в установ-
ленном порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финан-
совые документы по договору.
7. Экспертиза конкурсных предложений и отчетов по грантам.
7.1. Городской заказчик по согласованию с конкурсной комисси-
ей организует экспертизу конкурсных предложений силами независимых
экспертов и экспертных секций НЭС по приоритетным направлениям
развития городского хозяйства.
7.2. Экспертное заключение дается не менее чем двумя незави-
симыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
7.3. Независимые эксперты должны иметь ученую степень и рабо-
тать в научно-технических направлениях по тематике конкурсного
предложения и иметь научные публикации по данной проблеме в тече-
ние последних 3 лет.
8. Реализация научно-технических проектов, выполняемых
в рамках предоставленного гранта
8.1. Финансовые средства по гранту:
8.1.1. Используются исключительно для нужд выполнения проек-
та, предусмотренного грантом в соответствии с утвержденной струк-
турой расходов.
8.1.2. Расходуются организацией на нужды проекта по согласо-
ванию с научным руководителем.
8.1.3. Расшифровка затрат прикладывается к отчету по догово-
ру.
8.1.4. Право интеллектуальной собственности (выраженной в ви-
де НТД, патентов и т.д.) по гранту Правительства Москвы принадле-
жит городу и отражается в договоре.
8.2. Финансирование гранта, предоставленного физическому ли-
цу, осуществляется через научную организацию или предприятие, ука-
занные в заявке.
8.3. Максимальный размер накладных расходов не может превы-
шать 10% от стоимости договора по грантам направления п.2.1.1 и
10% от собственных затрат исполнителя работ по грантам направления
п.2.1.2 (стоимость договора за вычетом стоимости приобретаемого
оборудования).
8.4. Закупка необходимой вычислительной техники получателем
гранта производится по согласованию с городским заказчиком с уче-
том возможностей уже существующих центров коллективного пользова-
ния.
8.5. Приемка отчетов по грантам производится городским заказ-
чиком совместно с соответствующими пользователями (департаменты,
комитеты и управления) в установленном порядке.
9. Прочие положения
9.1. Одно и тоже физическое лицо не может быть участником вы-
полнения работ более чем по одному гранту.
9.2. Одно и тоже юридическое лицо не может получить более
трех грантов по двум направлениям (по направлению п.2.3.2 - не бо-
лее одного гранта).
9.3. Каждой конкурсной заявке на грант и проекту его реализи-
ции городским заказчиком присваивается код, который доводится го-
родским заказчиком до заявителя гранта.
9.4. Информация об экспертах является конфиденциальной.
9.5. Получатель гранта, допустивший нецелевое использование
средств гранта, лишается права в дальнейшем быть соискателем гран-
та и обязан возвратить финансовые средства в затраченном объеме.
9.6. Руководитель проекта обязан незамедлительно информиро-
вать городского заказчика о нарушении условий выполнения проекта -
о несвоевременном поступлении и неправильном расходовании выделяе-
мых средств.
9.7. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих ру-
ководителю проекта выполнять свои функции, руководитель проекта
информирует об этом городского заказчика, после чего городской за-
казчик совместно с конкурсной комиссией рассматривает целесообраз-
ность и условия продолжения работ по проекту. Замена руководителя
проекта производится решением Конкурсной комиссии.
9.8. В случае, если грантополучатель в течение одного месяца
с момента опубликования итогов конкурса на представление гранта не
передал городскому заказчику договорную документацию по установ-
ленной форме, результаты конкурса аннулируются.