Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 445-ПП от 19 мая 2009 года
О Концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг
Принимая во внимание важность проблемы развития в городе Москве сектора финансовых услуг международного уровня и превраще- ния города Москвы в один из ведущих международных финансовых цент- ров, Правительство Москвы постановляет: 1. Считать развитие города Москвы как национального и между- народного центра финансовых услуг одним из приоритетных направле- ний работы Правительства Москвы. 2. Одобрить: 2.1. Концепцию развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг (приложение 1). 2.2. План мероприятий органов исполнительной власти города Москвы по развитию города Москвы как национального и международно- го центра финансовых услуг (приложение 2). 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росля- ка Ю.В. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 445-ПП КОНЦЕПЦИЯ развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг 1. Основание для разработки Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утвердило Концепцию долгосрочного социально-эко- номического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Указанное распоряжение предписывает исполнительным органам госу- дарственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Фе- дерации руководствоваться положениями утвержденной Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей дея- тельности. В качестве долгосрочного приоритета развития финансовых рын- ков Российской Федерации указанная Концепция определяет создание международного финансового центра (МФЦ) как системы взаимодействия организаций, нуждающихся в привлечении капитала, и инвесторов, стремящихся к размещению своих средств, которая охватывает участ- ников из многих стран. Формирование МФЦ рассматривается как неотъ- емлемая часть перехода Российской Федерации к инновационному соци- ально ориентированному типу экономического развития. Задачей пер- вого этапа инновационного развития экономики является создание инфраструктуры МФЦ в городе Москве. Распоряжение Правительства Москвы от 7 августа 2008 г. N 1801-РП "О первоочередных мерах по развитию Москвы как нацио- нального и международного центра финансовых услуг" определяет раз- работку и осуществление таких мер как одно из приоритетных направ- лений работы Правительства Москвы. Предлагаемая Концепция развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг разработана в соответствии с указанным распоряжением Прави- тельства Москвы и для выполнения соответствующих положений Концеп- ции долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе- дерации на период до 2020 года, Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительством Российс- кой Федерации 5 февраля 2009 г., Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 гг., одобренной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 мая 2008 г. 2. Цели Концепции 2.1. Становление города Москвы в качестве одного из ведущих международных финансовых центров, базирующегося на развитой финан- совой инфраструктуре и адекватной регулятивной системе, способс- твующего ускоренному развитию экономики страны и обеспечивающего лидирующие позиции России на финансовых рынках евразийского прост- ранства. 2.2. Интеграция финансового сектора экономики города Москвы в качестве значимого элемента системы международных финансовых отно- шений. 2.3. Развитие эффективной финансовой инфраструктуры, увеличе- ние спектра доступных финансовых инструментов, рост числа институ- циональных инвесторов. 2.4. Создание условий для притока инвестиций в Россию, город Москву в иные субъекты Российской Федерации с международного рынка капиталов, роста объемов первичного размещения акций, торговых оборотов на рынке ценных бумаг и производных финансовых инструмен- тов. 2.5. Формирование современной финансовой системы, соответс- твующей лучшим международным стандартам, оказывающей позитивное воздействие на все сектора экономики города Москвы, рост бюджетных поступлений, улучшение бизнес-инфраструктуры, условий жизни в го- роде Москве и рост благосостояния москвичей. 2.6. Формирование емкого конкурентного рынка труда в финансо- вом секторе города Москвы. 2.7. Формирование сильного бренда города Москвы как финансо- вого центра и повышение уровня доверия инвесторов. 3. Предпосылки развития города Москвы как международного фи- нансового центра За последние годы заметные перемены произошли в географии МФЦ: такие признанные финансовые лидеры как Токио, Франкфурт и Же- нева потеснены в десятке крупнейших Гонконгом и Сингапуром. Успех последних стремятся повторить и другие финансовые центры бурно растущих экономик - Шанхай, Мумбай и т.д. Эта тенденция отражает новую реальность стремительно меняющегося мира, где развивающиеся страны, существенно укрепив свои позиции на промышленных и сырь- евых рынках, претендуют на лидерство в международных финансах. В число растущих региональных финансовых столиц, несомненно, входит и город Москва. Сегодня город является крупнейшим центром концентрации капитала не только на постсоветском пространстве, но и в Центральной и Восточной Европе. Как на сложившийся центр фи- нансовой системы России на город Москву приходится свыше 80% фи- нансовых потоков страны и более половины российского банковского капитала. В городе расположено почти 90% штаб-квартир работающих в Российской Федерации зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля цен- ными бумагами. При этом темпы развития биржевой торговли таковы, что уже сегодня ведущая российская площадка - Московская межбан- ковская валютная биржа (ММВБ) - входит в число крупнейших бирж ми- ра. По совокупному объему торгов группа ММВБ является крупнейшей биржей в России, странах СНГ, Центральной и Восточной Европы. Фон- довая биржа ММВБ является мировым центром ликвидности на российс- кие активы и основной фондовой площадкой для международных инвес- тиций в ведущие российские компании. На нее приходится 98% оборота российского фондового рынка, около 30% обеспечивается нерезидента- ми. В городе Москве функционирует почти треть всех страховых ор- ганизаций, а суммы страховых премий и страховых выплат составляют около 2/3 от общероссийских. Важнейшим сегментом финансовой системы любой страны являются корпоративные финансы. Сальдированный финансовый результат (при- быль - убыток) составил в 2007 году по организациям города Москвы 2 трлн.руб. Важной частью финансовой системы города Москвы является бюд- жет города, который уступает только федеральному бюджету и состав- ляет по результатам его исполнения в 2008 году более 1,3 трлн.руб. В финансовую систему города Москвы входят и финансы домашних хозяйств, существенно влияющие на денежно-финансовую ситуацию в городе. Объем денежных доходов населения города Москвы составил в 2007 году 4,33 трлн.руб. или 20,4% от общероссийского объема де- нежных доходов. Треть банковских сбережений населения сосредоточе- на в городе Москве, что в значительной мере обеспечивает устойчи- вость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. Высокие темпы экономического развития города Москвы сопровож- даются созданием уникальной для России и стран СНГ юридической инфраструктуры, которую образуют ведущие российские и известнейшие иностранные юридические фирмы и образования. Город Москва - крупнейший научно-производственный и социаль- но-культурный мегаполис, соединяющий в себе практически все виды экономической деятельности. В городе Москве проживает около 7,4% населения России (10,47 млн.чел). Экономика города Москвы произво- дит более 18% валового внутреннего продукта (ВВП) России. За 2000- 2007 гг. валовый региональный продукт (ВРП) города Москвы в реаль- ном выражении вырос более чем в 2 раза, его среднегодовые темпы составили 110%. ВРП на душу населения в городе Москве, по оценке на 2007 год, составил более 650 тыс.руб. (около 26 тыс.долл.США), что в 2,8 раза превышает аналогичный показатель по России в целом. Город Москва является крупнейшим торговым центром на террито- рии Российской Федерации, обеспечивающим около 19% оборота рознич- ной торговли; 40% оборота оптовой торговли; 14% внешнеторгового оборота, в том числе 3% экспортных и 32% импортных операций; ока- зывает 23% общего объема платных услуг населению России. Доля го- рода Москвы в общем объеме российских инвестиций в основной капи-
тал составляет 11%. В 2000-2007 гг. среднегодовые темпы роста промышленного про- изводства в городе Москве составили 116%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108,6%, инвестиций в основной капи- тал - 108,4%, оборота розничной торговли - 106%, оборота оптовой торговли - 115,3%. Совокупный объем промышленного производства в городе Москве за этот период вырос в 3,2 раза; реальные располага- емые доходы населения - в 1,9 раза; инвестиции в основной капитал - в 1,9 раза; оборот розничной торговли - в 1,6 раза; оборот опто- вой торговли - в 3,1 раза. Говоря о предпосылках развития города Москвы как МФЦ, нельзя не учитывать те существенные коррективы, которые вносит в развитие экономики мировой финансовый кризис, проходящий в настоящее время через свою наиболее острую фазу. Статистические данные свидетель- ствуют, что в ноябре-декабре 2008 г. динамичный рост российской экономики сменился на спад. До 89,7% снизился индекс промышленного производства в декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. Сни- жение коснулось и таких важных экспортно-ориентированных отраслей, как добыча полезных ископаемых - 97,7%, металлургическое произ- водство и производство готовых металлических изделий - 93,9%, хи- мическое производство - 71,1%. В декабре 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. резко сократилось производство машин и оборудова- ния - 82,7%, текстильное и швейное производство - 79,5%, произ- водство пищевых продуктов, включая напитки и табак, - 93,5%. Ре- альные располагаемые денежные доходы населения России сократились на 11,6%. На финансовом рынке России начало острой фазы кризиса (август 2008 г.) стало отправной точкой быстрого снижения международных резервов Российской Федерации, массового оттока капитала, деваль- вации рубля к бивалютной корзине. Следствием непрерывной девальва- ции рубля, проводимой с указанного момента Банком России, стало "бегство от рубля" и перевод всех доступных рублевых средств в ва- лютные активы, резкое сворачивание банками кредитных программ и операций на внутреннем финансовом рынке. Проявлением финансового кризиса стал и панический вывод средств с российского рынка акций, в результате чего к январю 2009 г. его капитализация сократилась в 4,5 раза по отношению к пиковому значению. Несмотря на кризис и зафиксированный в IV квартале 2008 г. экономический спад, в целом 2008 год останется для российской эко- номики годом роста. ВВП России в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом на 5,6%, промышленное производство - на 2,1%, инвести- ции в основной капитал - на 9,1%, оборот розничной торговли - на 13%, реальные располагаемые доходы населения - на 2,7%. В целях стабилизации финансово-кредитной системы Правительст- во Российской Федерации и Банк России в IV квартале 2008 г. осу- ществили комплекс мероприятий, направленных на поддержание ликвид- ности и устойчивости банковской системы и финансового рынка, кото- рый резко снизил риски системного кризиса в указанной сфере. Тем не менее на 2009 год базовый вариант прогноза социаль- но-экономического развития определяет снижение роста ВВП России в размере 2,2%. Смягчающий эффект на падение деловой активности в экономике Российской Федерации в 2009 году должны оказать дополни- тельные антикризисные меры, направленные на оказание поддержки ре- альному сектору экономики, а также реализация инвестиционных прог- рамм естественных монополий и компаний инфраструктурных секторов экономики. Наличие таких мер и активная политика по диверсификации экономики, стимулированию инвестиций и инноваций, рациональное уп- равление государственными финансами и резервами, мероприятия по поддержке финансовой системы страны позволяют говорить о сохране- нии российской экономикой потенциала роста и восстановлении пози- тивной динамики такого роста в посткризисный период. Таким образом, несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг. Более того, кризисная обстановка должна способс- твовать быстрому принятию ряда нормативных правовых актов и мер по изменению регулирования и инфраструктуры финансового и фондового рынка, которые будут форсировать создание МФЦ в городе Москве. Обоснованность претензий города Москвы на роль МФЦ подтверж- дается и оценками международных экспертов. В 19 ежегодном отчете "Обзор европейских городов" (European Cities Monitor), вышедшем в октябре 2008 г., город Москва занял первое место по критерию "Ев- ропейская экспансия: города, которые могут ожидать наибольший при- ток компаний в ближайшие 5 лет". Согласно рейтингу "Великие города мира", составленному журналом "Forbes" в октябре 2008 г., город Москва вошел в число наиболее перспективных городов, обеспечиваю- щих развитие 30 ведущих мировых рынков (14-е место из 85). Город Москва является крупнейшим рынком с еще нереализованным потенциа- лом развития. Реализация своего уникального потенциала позволит городу Москве утвердиться в глобальном пространстве в качестве од- ного из мировых финансовых центров. Превращение города Москвы в МФЦ является неотъемлемой состав- ной частью успешного решения стоящей перед Россией стратегической задачи вхождения в пятерку лидеров мировой экономики. Именно МФЦ, где сосредотачиваются основные инвестиционные, информационные и интеллектуальные ресурсы, становятся локомотивами экономического роста в условиях стремительного развития транснациональных эконо- мических связей, увеличения мобильности и повышения степени интег- рации финансовых рынков. Наличие МФЦ создает необходимые предпо- сылки для ускоренного наращивания инвестиционного потенциала эко- номики и превращения национальной денежной единицы в одну из миро- вых резервных валют. Это тем более важно, потому что текущий глобальный кризис с неизбежностью приведет к трансформации международных финансовых рынков, изменению правил их регулирования, созданию новых центров притяжения капиталов. В условиях такой трансформации, обусловлен- ной кризисом всей системы мировых финансовых отношений, выиграют те страны, которые будут участвовать в формировании новой архитек- туры финансовых рынков и использовать такое участие в интересах развития национального рынка финансовых услуг и его интеграции в систему международных финансовых отношений. Важно отметить, что инициативу развития города Москвы как МФЦ необходимо реализовывать незамедлительно, так как упущенное время может обернуться для города Москвы утратой всего наработан- ного потенциала. Кроме того, на фоне кризиса мировой финансовой системы и ослабления позиций ряда крупнейших финансовых институтов все более отчетливо начнут проявляться тенденции экспансии сохра- нивших дееспособность действующих международных финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, укрепление их позиций и расширение зон финансового влияния. В результате растет вероят- ность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее десятилетие отдельные нацио- нальные финансовые рынки будут либо трансформироваться в междуна- родные финансовые центры, либо входить в зону влияния уже сущест- вующих глобальных центров. Соответственно, наличие самостоятельно- го финансового центра международного масштаба в той или иной стра- не станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности эко- номик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности финансового сектора российской экономики должно стать важнейшей задачей эконо- мической политики России. Одним из главных направлений развития города Москвы является создание благоприятных условий для развития финансовой системы и связанного с финансами бизнеса. Создание МФЦ в Москве - это процесс, встроенный в трансформацию мирового валют- ного рынка, финансового рынка и рынка капиталов. 4. Проблемы и задачи развития города Москвы как международного финансового центра Мировой опыт показывает, что создание в городе Москве МФЦ не может быть обеспечено исключительно ростом количественных показа- телей экономического и финансового развития. Появление как новых МФЦ - Сингапура, Гонконга, Дубая, Мумбая, Шанхая, так и укрепление своих позиций "традиционными" мировыми и региональными финансовыми центрами - Лондоном, Нью-Йорком, Франкфуртом, Люксембургом стало результатом проведения целенаправленной и во многом новаторской государственной политики. В этой связи отправной точкой для разви- тия российского МФЦ должна стать лучшая практика ведущих финансо- вых центров в области законодательного регулирования финансовых рынков, подготовки квалифицированного персонала, социальной и биз- нес-инфраструктуры. Регулирование финансовых рынков: мировой опыт До мирового финансового кризиса признанными лидерами в облас- ти нормативного регулирования финансовых рынков являлись глобаль- ные финансовые центры Лондона и Нью-Йорка. При этом если финансо- вое законодательство стран континентальной Европы и в определенной степени США стремится достаточно четко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (ru- le-based regulation), то законодательство Великобритании часто до- пускает сознательную нечеткость формулировок. Такая практика обес- печивает гибкость системы регулирования и быструю адаптацию к ин- новациям на финансовых рынках. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности связанного с кор- поративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерчес- ких банков. Гонконг модифицировал свое финансовое законодательство в 2003 году, упразднив десять законов и приняв единый Закон о ценных бу- магах и фьючерсах (SFO) в соответствии с международной, прежде всего, британской практикой. Развивающиеся региональные МФЦ такие как Дубай, Сингапур и Мумбай также выбрали более гибкую законодательную систему по при- меру Лондона. Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским стан- дартам права. Хотя Китай придерживается принципов романо-германс- кого (кодифицированного) права, после вступления этой страны в ВТО была проведена реформа финансового законодательства с целью приб- лизить его к стандартам США и Великобритании. При разработке инструментария государственной политики и соз- дании стимулов, которые могли бы выступить катализаторами превра- щения города Москвы в МФЦ, целесообразно использовать зарубежный опыт. В то же время при этом должен обеспечиваться продуманный и взвешенный подход, учитывающий как все проблемные аспекты деятель- ности существующих финансовых центров, так и уроки нынешнего фи- нансового кризиса. Последнее особенно важно, поскольку указанный кризис показал, что ни одна из действующих и считавшихся образцами
национальных систем регулирования не смогла препятствовать его возникновению и развитию, а в случае США национальная система ре- гулирования способствовала его обострению и глобализации. Налогообложение В области налогообложения ключевыми характеристиками системы являются: единый, справедливый и разумный уровень налоговой наг- рузки на инвесторов - резидентов и нерезидентов; специфика налого- обложения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами; эффективное, справедливое и разумное налоговое администрирование; наличие международных договоров об избежании двойного налогообло- жения. При этом существенным является не столько наличие налоговых льгот для участников МФЦ, сколько прозрачность и эффективность системы налогообложения в целом. По уровню налоговой нагрузки рассматриваемые МФЦ можно разде- лить на две группы: рынки с льготным налогообложением (Гонконг, Сингапур, Дубай) и консервативным налогообложением (Лондон, Нью-Йорк, Франкфурт, Мумбай, Шанхай). Льготное налогообложение в Гонконге направлено на стимулиро- вание притока иностранных инвесторов в определенные сферы экономи- ки, включая рынок ценных бумаг. Налоговые льготы в Сингапуре были введены непосредственно для развития МФЦ. В частности, они упроща- ют налогообложение крупных холдинговых компаний и оборота ценных бумаг. Также есть льготы в отношении торговли производными инстру- ментами. Дубай изначально определил офшорное положение МФЦ и по состоянию на 2008 год имеет низкий уровень общих налоговых сборов (14,4% от прибыли компании). Индекс сложности налогообложения бизнеса рассчитывается на основе трех критериев: общая величина налоговых сборов (в процен- тах от прибыли компании), количество налоговых платежей и время, затраченное на составление налоговой отчетности и осуществление платежей. Налоговые системы Гонконга, Сингапура и Дубая считаются лучшими в мире с точки зрения ведения бизнеса из-за низкого уровня налоговых ставок и простой системы администрирования. Несмотря на более высокий уровень налоговой нагрузки на компании, британская система также занимает высокое место в рейтинге за счет эффектив- ной организации системы налогообложения. Американская и германская налоговые системы более сложны и обременительны для компаний. Развитие МФЦ в городе Москве за счет серьезных налоговых пре- ференций для участников финансового рынка представляется непродук- тивным. Очевидно, что при этом в Россию хлынет в первую очередь спекулятивный капитал и капитал сомнительного происхождения, спо- собствуя росту инфляции и формированию финансовых "пузырей". Кон- сервативные же институциональные инвесторы, средства которых и обеспечивают устойчивость финансовых рынков, ориентируются главным образом не на налоговые льготы, а на страновые риски, благоприят- ное регулирование и уровень развития рыночной инфраструктуры. Бо- лее того, согласно международным исследованиям по привлекательнос- ти налогового режима для инвестиций город Москва уже сейчас не ус- тупает большинству мировых финансовых центров. В этой связи фис- кальное стимулирование притока иностранного капитала вряд ли целе- сообразно рассматривать в качестве магистрального пути развития города Москвы в качестве МФЦ. Вместе с тем необходимо продолжать совершенствовать федераль- ное налоговое законодательство в направлении упрощения системы на- логообложения и налогового администрирования, ускорить внедрение новых положений законодательства, предусмотренных основными нап- равлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008- 2010 гг., в том числе в отношении введения института консолидиро- ванной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль орга- низаций, совершенствования порядка налогообложения организаций при совершении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, сделок секьюритизации и введения других важных по- ложений в сфере налогообложения, оказывающих влияние на инвестици- онный климат. В целях обеспечения справедливого и разумного подхода фис- кальных органов к контролю за сбором налогов и сборов наряду с усилением налогового контроля необходимо улучшить систему защиты прав налогоплательщиков в отношении возврата излишне уплаченных налогов, разрешения споров, связанных с неясностью толкования норм налогового законодательства в пользу налогоплательщика, возмож- ностью предварительного согласования сложных ситуаций с налоговыми органами. В целях исключения возможных случаев произвольного толкования норм налогового законодательства необходимо обеспечить единообраз- ный и справедливый подход при рассмотрении налоговых претензий пу- тем создания специальных форм повышения квалификации налоговых ор- ганов, а также судей, занятых в налоговом судопроизводстве. Интегрированность в мировую экономику Ни один из современных финансовых центров не функционирует отдельно от остального мира: размеры национальных экономик недос- таточны для того, чтобы обеспечить им необходимый уровень ликвид- ности. Поэтому интегрированность в глобальные рынки капитала явля- ется одним из ключевых факторов конкурентоспособности финансового центра. Доступность финансовых ресурсов, обращающихся на внешних рынках, в первую очередь зависит от системы регулирования потоков капитала, требований по раскрытию информации и других аспектов фи- нансового администрирования. При этом абсолютно свободный рынок капитала и низкие требова- ния к раскрытию информации для эмитентов и квалификации профессио- нальных институтов чреваты как появлением недобросовестных участ- ников особенно на развивающихся рынках, так и излишней волатиль- ностью таких рынков. Внедрение эффективной системы раскрытия информации на финан- совом рынке, основанной на международных стандартах, укрепление рыночной дисциплины и совершенствование принципов корпоративного управления позволят в значительной степени повысить устойчивость, транспарентность и привлекательность финансового рынка. В настоя- щее время такой системой отчетности и раскрытия информации являют- ся Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). Полномасштабное внедрение МСФО как основной системы унификации от- четности российских компаний станет хорошей платформой для даль- нейшей интеграции в мировое экономическое сообщество. Ряд стран имеют жесткие ограничения в отношении доступа иностранных инвесторов на свой фондовый рынок (Китай, Индия). Од- нако подобная ограничительная практика может не позволить финансо- вому центру стать действительно международным. Поэтому ведущие ми- ровые финансовые центры имеют минимальные ограничения для иност- ранных участников. Квалифицированные кадры Важнейшим условием для развития финансовой индустрии является наличие емкого, конкурентного рынка труда, особенно высококвалифи- цированных сотрудников. Существует два способа увеличения предло- жения квалифицированного персонала: развитие человеческого капита- ла внутри страны и привлечение рабочей силы из-за рубежа. Страны с развивающимися МФЦ изначально отставали от лидеров по уровню развития человеческого капитала и ощущали сильную нех- ватку квалифицированных кадров. Тем не менее государственные прог- раммы развития образования привели к выдающимся результатам. На сегодняшний день в Гонконге, Шанхае, Сингапуре и Мумбае построена гибкая, подстраивающаяся под потребности бизнеса система высшего образования. Средний уровень университетов с точки зрения качества исследований и преподавания по-прежнему уступает американскому, что ведет к активной "утечке мозгов". Однако в каждой из этих стран уже действуют отдельные университеты и бизнес-школы мирового уровня, которые входят в число 20 лучших в мире по отдельным прог- раммам. Другой способ повышения качества высшего образования применя- ется в Дубае: вместо того чтобы развивать местные вузы, была реа- лизована государственная программа по привлечению иностранных уни- верситетов. Государство субсидирует открытие филиалов и оплачивает обучение студентов. Представляется необходимым создание в городе Москве условий для развития системы профессионального обучения не только на уров- не университетов, но и на уровне специализированных центров по обучению лиц, желающих получить дополнительные знания и квалифика- цию. Необходимы разработка и внедрение государственных стандартов образовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего, специального среднего и высшего образования, а также для профессиональной переподготовки и повышения квалификации специа- листов. Огромное значение имеет создание в системе высшего и дополни- тельного профессионального образования национальной профессиональ- ной квалификации, сопоставимой с профессиональными квалификациями международного уровня (например, ACCA (Asociation of Charted Cer- tified Accountants), CPA (Charted Public Accountant), СFA (Certi- fied Financial Analyst), CIMA (Chartered Institute of Management Accountants), СМА (Certified Management Accountant), CIA (Certifi- ed Internal Auditor) и др.). При этом не менее важно также обеспе- чить взаимное признание профессиональной квалификации, полученной в различных учебных заведениях разных стран. Социальная инфраструктура Для того чтобы повысить привлекательность МФЦ для работающих в нем людей, необходимо обеспечить приемлемые условия жизни и ра- боты, что особенно важно для иностранных специалистов. К основным показателям развитости социальной инфраструктуры можно отнести создание комфортных условий для проживания и отдыха, обеспечение высокого уровня безопасности и правопорядка, качество медицинского обслуживания и т.д. Среди существующих МФЦ наблюдается четкое деление на группы по уровню развития социальной инфраструктуры. Лондон, Нью-Йорк и Франкфурт в силу исторических причин имеют наиболее развитую инф- раструктуру. Сингапур, Дубай и Гонконг имеют определенные пробле- мы, но находятся достаточно высоко в рейтинге качества жизни. Мум- бай и Шанхай, несмотря на стремительный рост, все еще обладают не- достаточно развитой социальной инфраструктурой. Проблемы и задачи развития МФЦ в Москве В связи с изложенным важно отметить, что "создать" "междуна- родный финансовый центр" в городе Москве простыми, единовременными политическими или административными решениями невозможно. Города - международные финансовые центры формируются там, где имеет место интенсивный экономический рост и создаются необходимые законода- тельные и социальные предпосылки. Развитие в городе Москве финан- сового центра международного уровня не может быть результатом
краткосрочной политической кампании, но для развития города Москвы как центра оказания финансовых услуг международного уровня есть все объективные предпосылки и наличие политической воли. Прежде всего, это быстрое развитие экономики страны, появление в России все большего числа крупных компаний, нуждающихся в финансовых ус- лугах мирового уровня, в доступе к глобальным потокам капитала и международных инвестиций. Это международные финансовые круги, за- интересованные в капиталовложениях в Россию. Это, наконец, и круп- нейший в истории глобальный экономический и финансовый кризис, ко- торый не оставляет России иного выбора, кроме радикальной и хорошо продуманной реформы сектора финансовых услуг. Развитие города Москвы как МФЦ должно быть в русле этих процессов и служить эконо- мическому развитию России. Развитие города Москвы как центра пре- доставления финансовых услуг с высокой добавленной стоимостью даст несомненный положительный экономический эффект как России, так и непосредственно бюджету города Москвы. Необходимо ставить не задачу "создания" в городе Москве "меж- дународного финансового центра", а задачу дальнейшего развития сектора финансовых услуг в России вообще, и города Москвы как центра оказания финансовых услуг международного уровня в частнос- ти. Город Москва уже является одним из 10 крупнейших городов - экономических центров мира, международным финансовым центром наци- онального масштаба, служащим "воротами" на российский фондовый ры- нок с соответствующей инфраструктурой, которая по состоянию на се- редину 2008 года занимала примерно 12-13-е место в мире по финан- совым оборотам. Развитие города Москвы как МФЦ потребует тщательной проработ- ки вопросов законодательного, нормативного и налогового регулиро- вания сектора финансовых услуг в вообще. Такая работа уже ведется рядом федеральных органов исполнительной власти, регуляторами рын- ка, профессиональным сообществом в лице саморегулируемых организа- ций. Так Федеральная служба по финансовым рынкам разработала Стра- тегию развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена распоряжением Правительства Российс- кой Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р. Министерство эконо- мического развития Российской Федерации разработало Основные поло- жения Концепции создания международного финансового центра в Рос- сийской Федерации. Основными нерешенными проблемами на этом пути в настоящее время являются недостаточная защита прав собственности и интересов инвесторов, неэффективное судебное разрешение споров, противоречи- вость налогового законодательства, которое не учитывает специфику и сложность операций на финансовом рынке. Много нерешенных проблем в сфере регулирования и надзора, прежде всего, разобщенность регу- ляторов отдельных секторов финансового рынка, отсутствие регулиро- вания в ряде сфер финансового рынка вообще (производные финансовые инструменты), отсутствие правовой среды для проведения операций, ставших уже стандартными на развитых рынках (секьюритизация акти- вов, в том числе активов местных органов власти). Подробный перечень подлежащих решению проблем и мероприятий по их решению определен в рамках Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительст- вом Российской Федерации. При всей важности проведения в России институциональных ре- форм и стабилизации макроэкономических параметров статуса МФЦ не- возможно достичь, если существуют значительные риски перебоев в электроснабжении или аварий на теплотрассах, если возникают труд- ности с размещением прибывающих специалистов, если социокультурная среда города Москвы не соответствует стандартам, достигнутым в признанных международных финансовых центрах. Именно поэтому задача развития нефинансовой инфраструктуры города Москвы как МФЦ рас- сматривается в качестве одной из первоочередных. Прежде всего, речь идет об обеспечении энергетической безопасности столицы, о решении транспортных проблем, включая развитие аэропортов, дорож- ной сети в городе Москве и Московской области, развитии телекомму- никаций. Также необходимо создание условий для формирования и ра- ционального размещения в городе Москве финансовых кластеров как центров предоставления соответствующих услуг, включая услуги юри- дического сопровождения сделок, повышения качества образования, здравоохранения и экологии, развития социальной инфраструктуры го- рода Москвы, снижения преступности, укрепления безопасности, пре- дотвращения террористических актов. В области образования важной задачей является анализ потреб- ности в профессиональных кадрах для МФЦ в городе Москве, ее соот- несения с имеющимися ресурсами подготовки специалистов, создание условий и стимулов для развития системы финансового и специального юридического образования международного уровня. На современном этапе экономического развития как в Российской Федерации, так и в международном масштабе все большее значение приобретает уровень профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, в организациях финансового сектора. Финансовый сектор, относящийся к непроизводственной сфере, имеет свою специфику: кадровый и технологический потенциал финан- совой организации - это и есть ее основной "капитал", то есть ре- шающие факторы успешного и стабильного развития как отдельных фи- нансовых учреждений, так и финансового сектора и экономики в це- лом. Каждый сотрудник, обладающий необходимыми профессиональными знаниями и навыками, - это, прежде всего, "актив", стоимость кото- рого постоянно возрастает. Самостоятельной и в то же время тесно увязанной с перспекти- вой развития города Москвы как МФЦ является задача роста реальных доходов населения. При этом имеются в виду высокие темпы роста, увязанные с темпами роста производительности труда в национальной экономике, всех видов доходов населения: зарплат, пенсий, пособий, предпринимательского дохода, в первую очередь, в сфере малого и среднего бизнеса. Важной задачей в этой области является формиро- вание мощного социального слоя, "среднего класса", который станет гарантом политической и экономической стабильности общества. Сле- дует особо подчеркнуть, что рост доходов и жизненного уровня (оп- ределяемого как объем благ и услуг, получаемых горожанами) населе- ния является важным источником роста доходов бюджета города Москвы и социально-экономического развития города Москвы. Приоритетом в решении социальных задач города Москвы являются улучшение качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, развитие транспорта, улучшение экологической ситуации в городе, совершенствование функционирования потребительского рынка и сферы услуг, обеспечение должного уровня правопорядка. Решение этих масштабных социально значимых для города Москвы задач требует крупных финансовых затрат. Финансовая стратегия города Москвы выстраивается таким образом, чтобы эти задачи решались максимально комплексно и полно с учетом решения задачи развития Москвы как международного центра финансовых услуг. 5. Мероприятия Правительства Москвы по решению задачи разви- тия города Москвы как МФЦ Работа по развитию города Москвы в качестве международного финансового центра может быть успешной только в случае тесного сотрудничества федеральных органов государственной власти, Прави- тельства Москвы, российского и международного финансового, делово- го и экспертного сообщества. Очевидной прерогативой федеральных органов государственной власти являются вопросы развития финансо- вой инфраструктуры МФЦ, вопросы законодательного, нормативного и налогового регулирования сектора финансовых услуг в России в це- лом. При этом Правительство Москвы должно стать одним из инициато- ров проработки и продвижения данных вопросов на уровень Правитель- ства России и федеральных органов государственной власти в сотруд- ничестве со специалистами фондового рынка России, международными финансовыми институтами и профессиональными организациями, другими городами - международными финансовыми центрами (Франкфурт, Лондон, Нью-Йорк, Чикаго, Люксембург, Дубай, Сингапур, Гонконг), предста- вители руководства которых неоднократно выражали заинтересован- ность в сотрудничестве по развитию города Москвы как международно- го финансового центра и с которыми город Москва имеет соглашения о сотрудничестве в этой сфере. В то же время к вопросам преимущественной компетенции Прави- тельства Москвы относится задача развития нефинансовой инфраструк- туры города, без решения которой трудно ожидать успешного развития города Москвы как МФЦ. По этой причине разработка мероприятий Правительства Москвы по решению задачи становления города Москвы в качестве МФЦ должна осуществляться во взаимодействии с представителями финансового со- общества и быть направлена на решение двух групп проблем: 1) относящихся к компетенции федеральных органов государс- твенной власти, решение которых необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с ними; 2) подлежащих решению органами государственной власти города Москвы. 5.1. Проблемы, решаемые во взаимодействии с федеральными ор- ганами государственной власти, совершенствование институциональной базы российского финансового рынка. К основным проблемам, относящимся к компетенции федеральных органов государственной власти, прежде всего, относятся: 5.1.1. Совершенствование российской законодательной базы в части финансовых рынков. 5.1.2. Формирование скоординированной системы регулирования финансовых рынков, оценка целесообразности создания единого феде- рального ведомства (мегарегулятора), осуществляющего надзор за банками, страховыми компаниями, провайдерами финансовых услуг и др. 5.1.3. Наличие эффективной судебной системы. 5.1.4. Формирование стимулирующей налоговой среды в области налогообложения финансовых операций. 5.1.5. Развитие национальных финансовых институтов (банки, биржи, клиринговые организации, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, посреднические структуры), повышение их надежности и финансовой устойчивости, формирование института инвестиционных консультантов, создание единого централь- ного депозитария и его последующее подключение к международным рынкам, организация эффективно функционирующего международно-приз- нанного центрального клирингового дома. 5.1.6. Повышение транспарентности финансового рынка за счет внедрения эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке и финансовой отчетности, соответствующей международным стан- дартам. 5.1.7. Развитие и совершенствование корпоративного управле- ния. 5.1.8. Создание кадрового потенциала для работы на финансовом
рынке, повышение общего уровня финансовой образованности населения посредством разработки и внедрения государственных стандартов об- разовательных программ в области экономики и финансов для систем среднего и высшего образования, а также для профессиональной пере- подготовки и повышения квалификации специалистов в области эконо- мики и финансов. 5.1.9. Интеграция профессиональной квалификации международно- го уровня в систему высшего образования или создание их адаптиро- ванного аналога для Российской Федерации. 5.1.10. Совершенствование системы налогового администрирова- ния. 5.1.11. Создание системы, позволяющей обеспечить эффективный, справедливый и разумный подход к сбору и уплате налогов и системы защиты прав налогоплательщиков. 5.1.12. Создание благоприятных условий для привлечения в страну высококвалифицированного персонала, в том числе иностранно- го в случае необходимости. 5.1.13. Активизация валютно-финансового сотрудничества с ве- дущими внешнеторговыми партнерами России, прежде всего, с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств, расширение использования рубля в расчетах и превращение его в ре- гиональную резервную валюту. Одним из механизмов участия Правительства Москвы в решении задач данного уровня является консолидация при инициирующей роли Правительства Москвы научных и экспертных кадров, профессиональных участников финансового рынка с целью анализа действующего российс- кого законодательства и разработки предложений по его изменению, а также оценки экономических и социальных последствий принимаемых решений и реализуемых мероприятий. С этой целью распоряжением Пра- вительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 1997-РП "О Консультатив- ном совете по вопросам развития Москвы как национального и между- народного центра финансовых услуг" создан постоянно действующий Консультативный совет по вопросам развития Москвы как национально- го и международного центра финансовых услуг. По отдельным проблемам и направлениям развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг при Консультативном совете будут образовываться рабочие группы. 5.2. Задачи, подлежащие решению преимущественно органами го- сударственной власти города Москвы, развитие нефинансовой инфраст- руктуры города Москвы. Задача развития города Москвы как МФЦ требует концентрации организационных и финансовых усилий на ряде приоритетных направле- ний, являющихся критичными с точки зрения конкурентоспособности города Москвы как центра оказания финансовых услуг мирового уров- ня. К указанным направлениям, прежде всего, относятся: 5.2.1. Ускоренное развитие транспортной инфраструктуры горо- да Москвы, включая: - развитие московского метрополитена; - реконструкцию и расширение сети автомобильных дорог; - завершение реконструкции аэропорта Внуково и удлинение взлетно-посадочной полосы, создание на базе указанного аэропорта терминала деловой авиации; - создание крупного общероссийского авиаперевозчика, претен- дующего на лидирующие позиции на рынке внутренних и международных авиаперевозок; - разработку проекта и строительство в Московском международ- ном деловом центре "Москва-Сити" пересадочного узла скоростного железнодорожного транспорта, связывающего аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково. 5.2.2. Развитие и совершенствование инфраструктуры электроэ- нергетики города в целях повышения надежности электроснабжения потребителей города, включая организации, образующие МФЦ. 5.2.3. Реализация первоочередных мероприятий по повышению на- дежности водоснабжения и водоотведения, улучшению качества пить- евой воды в городе Москве. 5.2.4. Модернизация и дальнейшее ускоренное развитие системы централизованного теплоснабжения в городе Москве. 5.2.5. Обеспечение условий для размещения и проживания иност- ранных специалистов и гостей столицы, включая: - дополнительное развитие гостиничной сети; - строительство в городе Москве жилого фонда высокого стан- дарта типа "доходных домов", включающего все необходимые организа- ции бытового обслуживания, для долгосрочного размещения иностран- ных специалистов и их семей; - строительство дополнительных офисных площадей. 5.2.6. Улучшение экологической обстановки в городе Москве, включая: - замену парка общественного пассажирского, технологического и грузового транспорта города на автотранспорт, соответствующий экологическому классу 3 ("Евро - 3"); - увеличение площади озелененных территорий в городе Москве до уровня 20 кв.м в расчете на каждого жителя столицы; - реализацию мероприятий по улучшению состояния водных объек- тов города. 5.2.7. Создание дружественной для иностранных граждан среды обитания, в том числе для работающих в городе Москве в финансовом центре иностранных специалистов, включая: - замену домовых и дорожных указателей с дублированием назва- ний на английском языке; - внедрение в московском метрополитене информационно-справоч- ных стендов с дублированием информации на английском языке; - создание в городе Москве службы экстренной помощи, в том числе юридической, для находящихся в городе Москве иностранных граждан; - завершение работы по созданию автоматизированной информаци- онной системы "Карта иностранного гостя" (совместно с УФМС России по г.Москве и Пограничной службой ФСБ России); - разработка и реализация мероприятий по облегчению регистра- ции и визовой поддержке иностранных специалистов, прибывающих для работы в организации, образующие МФЦ в городе Москве; - внедрение программы обучения работников органов государс- твенной власти города Москвы английскому языку, разработка системы аттестации знания языка. 5.2.8. Снижение преступности, укрепление общественной безо- пасности, предотвращение террористических актов. 5.2.9. Повышение уровня финансовой грамотности населения в целях формирования массового класса инвесторов, включая разработку программы базового финансового образования школьников на основе межпредметных связей и ее реализацию на всех ступенях обучения. 5.2.10. Становление города Москвы как научного центра и цент- ра подготовки кадров в области современных финансов, включая: - разработку и реализацию дополнительных специализированных курсов по современным финансовым рынкам для обучающихся в учрежде- ниях среднего и высшего профессионального образования; - создание условий для открытия представительств ведущих за- падных и развития национальных бизнес-школ; - проведение в городе Москве на регулярной основе специализи- рованной конференции - Международного финансового форума по перс- пективам развития города Москвы как МФЦ. 5.2.11. Реализация мероприятий по дальнейшему развитию систе- мы здравоохранения в городе Москве, вывод качества медицинских ус- луг на лучший мировой уровень, совершенствование страховой медици- ны. 5.2.12. Развитие социальной инфраструктуры города Москвы, включая дальнейшее развитие в городе Москве службы быта, транс- портного сервиса, повышение стандарта оказываемых услуг. 5.2.13. Продвижение иностранных инвестиций через город Москву в субъекты Российской Федерации посредством системы взаимоотноше- ний между органами исполнительной власти города Москвы и субъектов Российской Федерации, создание благоприятного административного режима. 5.2.14. Консолидация при инициировании Правительства Москвы научных кадров, профессиональных участников финансового рынка и других заинтересованных лиц в целях разработки предложений по вне- сению необходимых изменений в нормативные правовые акты. 5.2.15. Содействие в освещении в средствах массовой информа- ции вопросов развития города Москвы как национального и междуна- родного центра финансовых услуг, включая проведение международной информационной кампании по продвижению города Москвы как МФЦ, раз- работку и реализацию мероприятий по формированию международного имиджа города Москвы как безопасного и комфортабельного города ев- ропейского уровня. Важность решения перечисленных задач усиливает факт их вклю- чения в полном объеме в проект Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации, одобренной Правительст- вом Российской Федерации. В то же время их успешное решение невоз- можно без участия и согласованной работы всех органов государс- твенной власти города Москвы. В текущих условиях решение задачи создания нефинансовой инф- раструктуры МФЦ в городе Москве целесообразно осуществлять путем реализации соответствующих мероприятий за счет финансовых ресур- сов, предусмотренных в рамках уже действующих среднесрочных го- родских целевых программ, государственными координаторами-заказчи- ками которых будут соответствующие органы исполнительной власти города Москвы, а также учитывать необходимость таких мероприятий при разработке новых среднесрочных городских целевых программ. Ос- новным преимуществом такого подхода является отсутствие необходи- мости выделения отдельного, дополнительного финансирования, пос- кольку в этом случае работы будут выполняться в составе существую- щих и разрабатываемых целевых программ, направленных на решение общих задач развития социальной и промышленной инфраструктуры го- рода Москвы. При этом целесообразно выделение в соответствующих целевых программах приоритетных мероприятий, направленных на ско- рейшее решение задачи развития в городе Москве международного фи- нансового центра. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 445-ПП План мероприятий органов исполнительной власти города Москвы по развитию города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг (См. подлинник)
- Постановление Правительства Москвы № 306-ПП от 3 июля 2012 года
- О признании утратившим силу постановления Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. N 445-ПП