Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 447-ПП от 19 мая 2009 года

Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

     В соответствии  с Федеральным  законом  от 21 декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера",  а также Положением о единой
государственной системе предупреждения и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Фе-
дерации от 30 декабря 2003 г.  N 794, и в целях обеспечения устой-
чивого функционирования системы оповещения населения города Москвы
Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить:
     1.1. Положение  об  организации  оповещения  населения города
Москвы о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (прило-
жение 1).
     1.2. Концепцию развития и совершенствования централизованного
оповещения населения города Москвы по сети проводного радиовещания
(приложение 2).
     2. Префектам административных округов города Москвы совместно
с Главным управлением МЧС России по г.Москве организовать контроль
за созданием и поддержанием в постоянной  готовности  локальных  и
объектовых  систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на террито-
рии соответствующих административных округов города Москвы.
     3. Контроль за выполнением  настоящего  постановления  возло-
жить на  первого  заместителя  Мэра Москвы в Правительстве  Москвы
Бирюкова П.П.

П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение 1
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 мая 2009 г. N 447-ПП


                              ПОЛОЖЕНИЕ
          об организации оповещения населения города Москвы
         о  чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени


     1. Общие положения
     1.1. Настоящее  Положение  определяет  организацию оповещения
населения города Москвы в мирное и военное время,  состав и задачи
системы оповещения населения города Москвы (далее - система опове-
щения Москвы),  порядок ее поддержания в постоянной  готовности  к
задействованию, порядок ее задействования, перечень мероприятий по
повышению устойчивости работы системы и ее совершенствованию.
     1.2. Система оповещения Москвы представляет собой организаци-
онно-техническое объединение:
     - дежурно-диспетчерских  служб в рамках Единой системы опера-
тивно-диспетчерского управления в  чрезвычайных  ситуациях  города
Москвы (далее - ЕСОДУ Москвы);
     - сил, средств, сетей связи и вещания операторов связи, дейс-
твующих на территории города Москвы;
     - сил и средств связи  и  оповещения  органов  исполнительной
власти  города  Москвы и организаций различных форм собственности,
расположенных на территории Москвы (далее - организации);
     - каналов  сети связи,  обеспечивающих доведение информации и
сигналов оповещения до населения,  органов  управления  Московской
городской территориальной подсистемы единой государственной систе-
мы предупреждения и ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  (далее  -
МГСЧС) и гражданской обороны Москвы.
     1.3. Система оповещения  Москвы  функционирует  на  следующих
уровнях:
     а) на региональном уровне -  территориальная система оповеще-
ния населения города Москвы;
     б) на объектовом уровне:
     - объектовые системы оповещения организаций (объектов);
     - локальные системы оповещения потенциально опасных объектов.
     Системы оповещения регионального и объектового уровней техни-
чески и программно сопрягаются.
     Система оповещения Москвы технически и программно сопрягается
с федеральной системой оповещения.
     1.4. Общее руководство организацией построения, совершенство-
вания и функционирования системы  оповещения  Москвы  осуществляет
Правительство   Москвы   через   Главное  управление МЧС России по
г. Москве.
     1.5. Локальная система оповещения создается, совершенствуется
и поддерживается в постоянной готовности собственником потенциаль-
но опасного объекта или лицом,  уполномоченным совершать от  имени
собственника действия, необходимые для управления имуществом.
     Зоны действия  локальных систем оповещения определяются в со-
ответствии с федеральным законодательством.
     1.6. Объектовые   системы  оповещения  создаются на объектах,
в организациях с одномоментным нахождением людей  (включая  персо-
нал) более 50 человек,  а также социально важных объектах и объек-
тах жизнеобеспечения населения вне зависимости  от  одномоментного
нахождения людей.
     Совершенствование и поддержание в постоянной готовности к ис-
пользованию  по  предназначению объектовой системы оповещения осу-
ществляется собственником объекта или лицом, уполномоченным совер-
шать  от  имени собственника действия,  необходимые для управления
имуществом.
     1.7. Создание и поддержание в постоянной готовности к задейс-
твованию систем оповещения  населения  является  составной  частью
комплекса  мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций мирного и  военного  времени,  проводимых  Правительством
Москвы,  Главным управлением МЧС России по г. Москве, органами ис-
полнительной власти города Москвы и организациями в пределах своих
полномочий на соответствующих территориях (объектах).
     Системы оповещения могут быть задействованы при возникновении
(угрозе  возникновения)  чрезвычайных ситуаций как мирного,  так и
военного времени.
     2. Цель создания и основные задачи системы оповещения Москвы
     2.1. Система оповещения Москвы создается в целях  обеспечения
своевременного доведения сигналов оповещения и информации об опас-
ностях,  возникающих при ведении военных действий  или  вследствие
этих  действий,  а  также  угрозе  возникновения или возникновении
чрезвычайных ситуаций до населения,  органов  управления  МГСЧС  и
гражданской обороны Москвы.
     2.2. Основной задачей территориальной системы оповещения  на-
селения  города Москвы является обеспечение доведения информации и
сигналов оповещения до:
     - населения, находящегося на территории города Москвы;
     - Главного управления МЧС России по г. Москве;
     - территориальных  органов исполнительной власти города Моск-
вы;
     - руководящего состава, сил МГСЧС и гражданской обороны Моск-
вы;
     - дежурно-диспетчерских служб, входящих или взаимодействующих
с ЕСОДУ Москвы;
     - дежурно-диспетчерских  служб  организаций,  эксплуатирующих
потенциально опасные объекты;
     - дежурных служб социально-значимых объектов.
     2.3. Основной задачей локальной системы  оповещения  является
доведение информации и сигналов оповещения до:
     - населения,  проживающего в зоне действия локальной  системы
оповещения;
     - руководства,  персонала и сил организации,  эксплуатирующей
потенциально опасный объект;
     - Главного управления МЧС России по г. Москве;
     - руководителей  и  дежурно-диспетчерских  служб организаций,
расположенных в зоне действия локальной системы оповещения.
     2.4. Основной  задачей объектовой системы оповещения является
доведение сигналов и информации оповещения до руководства и персо-
нала объекта.
     3. Порядок задействования системы оповещения Москвы
     3.1. Управление территориальной системой оповещения населения
города Москвы осуществляется:
     - из  ЦУКС МЧС России по г.  Москве,  на котором организовано
круглосуточное дежурство оперативного персонала, с задействованием
защищенного  объекта с круглосуточным дежурством оперативного пер-
сонала;
     - с  дублирующего  центра  оповещения (в угрожаемый период) в
загородной зоне.
     3.2. Распоряжения на задействование системы оповещения Москвы
отдаются:
     а) территориальной  системы оповещения населения города Моск-
вы:
     - в  чрезвычайных ситуациях военного времени -  ответственным
дежурным Правительства Москвы через оперативного дежурного  Прави-
тельства Москвы;
     - в чрезвычайных ситуациях мирного времени -  старшим  опера-
тивным дежурным ЦУКС МЧС России по г. Москве, с немедленным инфор-
мированием ответственного дежурного Правительства Москвы.
     б) локальной системы оповещения:
     - руководителем потенциально опасного объекта или руководите-
лем  организации,  эксплуатирующей потенциально опасный объект,  с
немедленным информированием ЦУКС МЧС России по г. Москве;
     - старшим оперативным дежурным ЦУКС МЧС России по г.  Москве,
при нахождении потенциально опасного объекта в  зоне  чрезвычайной
ситуации.
     в) объектовой системы оповещения - руководителем объекта (ор-
ганизации)  с  немедленным  информированием  ЦУКС МЧС России по г.
Москве.
     3.3. ЦУКС  МЧС  России по г.  Москве,  получив информацию или
сигналы оповещения, подтверждает их получение, обеспечивает немед-
ленное  доведение  полученной информации или сигнала оповещения до
населения,  органов управления МГСЧС и гражданской обороны в уста-
новленном порядке.
     3.4. Непосредственно задействование  систем  оповещения  осу-
ществляется:
     - дежурными сменами ЦУКС МЧС России по г.  Москве  или  Цент-
ральной станции оповещения;
     - дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повсед-
невного  управления  МГСЧС,  дежурными службами организаций связи,
операторов связи и организаций телерадиовещания,  привлекаемыми  к
обеспечению оповещения.
     3.5. При проведении оповещения задействуются:
     - сеть электросиренного оповещения;
     - радиотрансляционная сеть города (сеть проводного радиовеща-
ния);
     - сеть УКВ-ЧМ (радиовещания);
     - сети телевещания (каналы звукового сопровождения);
     - сети кабельного телевидения города;
     - сети подвижной радиотелефонной связи;
     - телефонная сеть связи города;
     - сети системы персонального радиовызова;
     - комплексные сети передачи информации на индивидуальные уст-
ройства  мобильных абонентов;
     - территориальные элементы общероссийской комплексной системы
информирования  и оповещения населения в местах массового пребыва-
ния людей (ОКСИОН).
     3.6. Сигналы оповещения и информация, формируемые Главным уп-
равлением МЧС России по г.  Москве,  могут транслироваться: на всю
сеть оповещения, выборочно на административные округа города Моск-
вы,  отдельные зоны оповещения или по группам отдельных зон опове-
щения.
     3.7. Передача информации и сигналов оповещения может осущест-
вляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном ре-
жиме.  Основной  режим - автоматизированный,  который обеспечивает
циркулярное,  групповое или выборочное доведение информации и сиг-
налов  оповещения  до населения,  органов управления МГСЧС и граж-
данской обороны Москвы.  В неавтоматизированном  режиме  доведение
информации и сигналов оповещения до населения,  органов управления
МГСЧС и гражданской обороны  Москвы  осуществляется  избирательно,
выборочным  подключением  объектов  оповещения на время передачи к
каналам связи сети связи общего пользования.
     3.8. Основным  способом оповещения и информирования населения
о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуациях мир-
ного  и  военного времени является передача кратких информационных
сообщений и сигналов оповещения  для  распространения  посредством
телевизионного и радиовещания.
     Передача сигналов оповещения и кратких информационных сообще-
ний  осуществляется  по  всем средствам связи и вещания вне всякой
очереди.  Для привлечения внимания населения перед передачей рече-
вой информации осуществляется включение сети электросирен, завыва-
ющий звук которых  означает  единый  сигнал  оповещения  "Внимание
всем!".  По  данному  сигналу население должно немедленно включить
имеющиеся у него телевизионные,  радио приемники и прослушать  ин-
формационное  сообщение о случившемся и порядке действия в создав-
шихся условиях.
     3.9. Речевая  информация длительностью не более 5 минут пере-
дается населению из студий телерадиовещания с  перерывом  программ
вещания.  Допускается 3-кратное повторение передачи речевой инфор-
мации. Передача речевой информации должна осуществляться професси-
ональными дикторами, а в случае их отсутствия - должностными лица-
ми уполномоченных на это организаций.  В исключительных, не терпя-
щих отлагательства случаях,  допускается передача с целью оповеще-
ния кратких речевых сообщений способом прямой передачи или в  маг-
нитной  записи непосредственно с рабочего места старшего оператив-
ного дежурного ЦУКС МЧС России по г. Москве.

     4. Мероприятия,  осуществляемые системой оповещения Москвы  в
различных режимах функционирования МГСЧС
     4.1. В соответствии с порядком задействования систем оповеще-
ния организациями,  эксплуатирующими объекты (в том числе потенци-
ально опасные), организациями связи, операторами связи и организа-
циями  телерадиовещания  разрабатываются инструкции по организации
оповещения, утверждаемые руководителями организаций, согласованные
с Главным управлением МЧС России по г. Москве.
     4.2. Основными мероприятиями, осуществляемыми системой опове-
щения Москвы в различных режимах функционирования МГСЧС, являются:
     а) при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных  ситуаций
(режим повседневной деятельности):
     - поддержание системы оповещения в состоянии  постоянной  го-
товности к задействованию, с этой целью на всех уровнях подсистемы
периодически проводятся технические проверки готовности к работе;
     - проведение работ по эксплуатационно-техническому обслужива-
нию, совершенствованию и развитию системы.
     б) при  угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (режим по-
вышенной готовности):
     - усиление состава дежурных служб;
     - проверка готовности средств оповещения  к  экстренному  за-
действованию;
     - проверка  организационно-технического  сопряжения   системы
оповещения  города Москвы с системой оповещения федерального уров-
ня;
     - подготовка  к работе сетей и мобильных средств оповещения и
информирования.
     в) при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситу-
ации (режим чрезвычайной ситуации):
     - задействование системы оповещения для оповещения и информи-
рования населения;
     - задействование  мобильных средств оповещения и информирова-
ния в районах чрезвычайных ситуаций;
     - проверка состояния технических средств системы оповещения в
районах чрезвычайных ситуаций и проведение работ по восстановлению
их работоспособности.
     4.3. В целях обеспечения устойчивого функционирования  систем
оповещения предусматривается:
     - размещение центров управления оповещением в помещениях, за-
щищенных  от  воздействия  опасных  факторов чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени;
     - размещение  используемых  в  интересах  оповещения  центров
(студий) радиовещания,  средств связи и аппаратуры  оповещения  на
запасных  пунктах  управления органов исполнительной власти города
Москвы и организаций;
     - комплексное  использование нескольких территориально разне-
сенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповеще-
ния;
     - резервирование  центральной  станции  проводного   вещания,
опорных усилительных станций, блок-станций и линий связи;
     - создание и использование запасов мобильных средств оповеще-
ния;
     - осуществление электропитания станций по двухлучевой схеме и
подвижными электростанциями;
     - прием программ вещания с эфирного радиовещания, в том числе
с использованием подвижных радиоусилительных станций.
     5. Основные задачи Правительства Москвы, органов исполнитель-
ной   власти   города  Москвы,  Главного  управления МЧС России по
г. Москве и организаций по организации оповещения
     5.1. Правительство Москвы:
     - создает и обеспечивает развитие и поддержание  в  состоянии
постоянной готовности к использованию систему оповещения Москвы;
     - оперативно и достоверно оповещает население о  прогнозируе-
мых  и  возникших чрезвычайных ситуациях,  информирует о приемах и
способах защиты населения от них;
     - содействует  Главному управлению МЧС России по г.  Москве в
предоставлении участков для установки и (или) в установке  специа-
лизированных технических средств оповещения и информирования насе-
ления в местах массового пребывания людей,  а также в предоставле-
нии  имеющихся технических устройств для распространения продукции
средств массовой информации,  выделении эфирного времени  в  целях
своевременного  оповещения и информирования населения о чрезвычай-
ных ситуациях;
     - обеспечивает установку  специальной  аппаратуры  для  ввода
сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания.
     5.2. Главное управление МЧС России по г. Москве
     - организует  развитие  и  поддержание в состоянии постоянной
готовности системы оповещения населения города Москвы;
     - организует оповещение населения города Москвы при возникно-
вении  чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,  при этом
порядок приоритетного использования, а также приостановки деятель-
ности  любых  сетей  и средств связи,  независимо от ведомственной
принадлежности и форм собственности,  при возникновении чрезвычай-
ных  ситуаций  определен  нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
     - организует  и  осуществляет подготовку оперативных дежурных
(дежурно-диспетчерских) служб и  персонала  по  передаче  сигналов
оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
     - планирует и проводит совместно  с  органами  исполнительной
власти города Москвы,  организациями тренировки по передаче сигна-
лов оповещения и речевой информации;
     - организует и осуществляет контроль готовности систем опове-
щения;
     - разрабатывает совместно с заинтересованными органами испол-
нительной власти города Москвы и организациями порядок взаимодейс-
твия  дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов
оповещения и речевой информации;
     - разрабатывает тексты речевых сообщений для оповещения и ин-
формирования населения Москвы и организует их запись на  электрон-
ные носители информации;
     - организует эксплуатационно-техническое обслуживание средств
оповещения.
     5.3. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - предоставляют  в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - осуществляют  контроль  создания  и  поддержания готовности
систем оповещения на соответствующих территориях (в  организациях,
на объектах).
     5.4. Органы исполнительной власти города Москвы  и  организа-
ции, в введении которых находятся потенциально опасные объекты:
     - обеспечивают включение в проекты на строительство  потенци-
ально  опасных  объектов разделов,  предусматривающих создание ло-
кальных систем оповещения;
     - обеспечивают  проектирование и строительство локальных сис-
тем оповещения на действующих потенциально опасных объектах  и  их
сопряжение  с территориальной системой оповещения населения города
Москвы.
     5.5. Организации:
     - создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности  к
использованию локальные (объектовые) системы оповещения;
     - предоставляют в установленном порядке информацию в  области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     - оперативно и достоверно оповещают сотрудников и посетителей
организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычай-
ных ситуаций, информируют о приемах и способах защиты от них;
     - разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и ин-
формирования персонала и  посетителей;  организуют  их  запись  на
электронные носители информации;
     - предоставляют в установленном порядке  Главному  управлению
МЧС  России по г.  Москве участки для установки специализированных
технических средств оповещения и информирования населения в местах
массового  пребывания людей,  осуществляют в установленном порядке
распространение информации в целях своевременного оповещения и ин-
формирования населения о чрезвычайных ситуациях путем предоставле-
ния и (или) использования имеющихся у организаций технических уст-
ройств  для распространения продукции средств массовой информации,
а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способа-
ми.
     5.6. Организации связи, операторы связи и организации телера-
диовещания:
     - осуществляют подготовку оперативных дежурных  (дежурно-дис-
петчерских)  служб  и  персонала по передаче сигналов оповещения и
речевой информации в мирное и военное время;
     - участвуют  в планировании и проведении проверок систем опо-
вещения,  тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой ин-
формации;
     - обеспечивают техническую готовность аппаратуры  оповещения,
средств связи, каналов связи и средств телерадиовещания, использу-
емых в системах оповещения;
     - обеспечивают  готовность студий и технических средств связи
к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
     - производят  запись речевых сообщений для оповещения населе-
ния на электронные носители информации по заявкам Главного  управ-
ления МЧС России по г. Москве;
     - создают энергонезависимые базы,  обеспечивающие  гарантиро-
ванное энергопитание основных элементов системы оповещения;
     - осуществляют подготовку эксплуатационно-технического персо-
нала  к  выполнению своих задач в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени;
     - проводят техническое обслуживание средств оповещения на до-
говорных условиях.
     5.7. Запасы  мобильных (перевозимых и переносных) технических
средств оповещения населения создаются и поддерживаются  в  готов-
ности к использованию в соответствии с положениями статьи 25 Феде-
рального закона от 21 декабря 1994 г.  N 68-ФЗ "О защите населения
и  территорий  от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера" Правительством Москвы и органами исполнительной  власти
города Москвы.
     5.8. Развитие и совершенствование системы  оповещения  Москвы
должно  осуществляться  на основе передовых информационных и веща-
тельных технологий уже широко используемых  в  повседневной  жизни
жителей  города и с учетом освоения перспективных телекоммуникаци-
онных технологий, содержащих в себе возможности массового оповеще-
ния и информирования населения.
     6. Организация эксплуатационно-технического обслуживания сис-
темы оповещения Москвы
     6.1. Постоянная готовность к использованию системы оповещения
Москвы  достигается  своевременным  и  качественным эксплуатацион-
но-техническим обслуживанием технических средств оповещения.
     6.2. Эксплуатационно-техническое обслуживание включает в себя
комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии,  восстановле-
нию работоспособности технических средств оповещения,  выполняемых
в период их использования по назначению.
     6.3. К мероприятиям эксплуатационно-технического обслуживания
относятся:
     - техническое обслуживание;
     - текущий ремонт;
     - планирование и учет эксплуатации и ремонта.
     6.4. Организация  эксплуатационно-технического  обслуживания,
контроль за состоянием и поддержанием технических средств оповеще-
ния населения города Москвы в постоянной готовности к  использова-
нию  по предназначению осуществляется Главным управлением МЧС Рос-
сии по г.Москве совместно с  заинтересованными  органами  исполни-
тельной власти города Москвы.
     6.5. Эксплуатационно-техническое   обслуживание   технических
средств оповещения осуществляется организациями связи, операторами
связи или организациями,  осуществляющими теле- и (или) радиовеща-
ние.
     6.6. На эксплуатационно-техническое обслуживание организациям
связи,  операторам связи или организациям,  осуществляющим теле- и
(или) радиовещание,  органами исполнительной власти города  Москвы
могут передаваться по актам технические средства оповещения, нахо-
дящиеся в исправном (работоспособном)  состоянии,  имеющие  полный
комплект эксплуатационно-технической документации,  средства изме-
рений, запасные части, инструмент и принадлежности (далее - ЗИП).
     6.7. Сохранность  электросирен  и  громкоговорителей  уличной
звукофикации в приватизированных или подлежащих приватизации  зда-
ниях  обеспечивают  владельцы этих зданий по договорам в соответс-
твии с Положением о порядке  использования  объектов  и  имущества
гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями
и организациями,  утвержденным постановлением  Правительства  Рос-
сийской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359.
     6.8. Своевременное и качественное выполнение работ по  техни-
ческому обслуживанию технических средств оповещения достигается:
     - планированием технического обслуживания;
     - систематическим контролем,  осуществляемым Главным управле-
нием МЧС России по г. Москве совместно с заинтересованными органа-
ми исполнительной власти города Москвы,  за техническим состоянием
и готовностью систем оповещения к использованию по предназначению;
     - своевременным и  полным  обеспечением  технических  средств
оповещения ЗИП;
     - качественным метрологическим обеспечением;
     - высокой профессиональной подготовкой специалистов по техни-
ческому обслуживанию и текущему ремонту;
     - наличием  достоверных сведений о техническом состоянии тех-
нических средств оповещения;
     - изучением  и  обобщением опыта эксплуатационно-технического
обслуживания, внедрением прогрессивных методов технического обслу-
живания и текущего ремонта.
     7. Порядок поддержания в готовности систем оповещения
     7.1. В целях поддержания систем оповещения в состоянии посто-
янной готовности Главное управление МЧС России по г. Москве, орга-
ны исполнительной власти города Москвы совместно  с  организациями
связи  осуществляют проведение плановых и внеплановых проверок ра-
ботоспособности систем оповещения.
     7.2. Проверки  систем оповещения проводятся с участием предс-
тавителей организаций связи и операторов связи,  а проверки с  за-
действованием  сетей  телерадиовещания,  кроме  того,  с  участием
представителей телерадиокомпаний,  предприятий  или  их  филиалов,
привлекаемых  к обеспечению оповещения.  Перерыв вещательных прог-
рамм при передаче правительственных сообщений  в  ходе  проведения
проверок систем оповещения запрещается.
     7.3. ЦУКС МЧС России по г.  Москве, постоянно действующие ор-
ганы управления МГСЧС,  организации связи, операторы связи и орга-
низации телерадиовещания проводят  комплекс  организационно-техни-
ческих мероприятий по исключению несанкционированного задействова-
ния систем оповещения.
     О случаях несанкционированного задействования систем оповеще-
ния организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, ор-
ганизации  связи,  операторы  связи и организации телерадиовещания
немедленно извещают Главное управление МЧС России по г. Москве.
.

                              Приложение 2
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 мая 2009 г. N 447-ПП




                            КОНЦЕПЦИЯ
    развития и совершенствования централизованного оповещения
     населения города Москвы по сети проводного радиовещания




     1. Общие положения
     1.1. Концепция развития и совершенствования централизованного
оповещения населения города Москвы по сети проводного радиовещания
(далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему
взглядов на цели,  задачи и основные направления развития и совер-
шенствования технического обеспечения передачи сигналов оповещения
и информации населению города Москвы в условиях мирного и военного
времени. Она является основой:
     - для  реализации единых организационно-технических мероприя-
тий в области создания, развития и функционирования сети проводно-
го радиовещания для федеральных органов исполнительной власти, ор-
ганов исполнительной власти города Москвы, предприятий и организа-
ций различных форм собственности,  находящихся на территории Моск-
вы;
     - совершенствования  и  развития  нормативной правовой базы в
области развития и совершенствования городской сети проводного ра-
диовещания, системы оповещения населения города Москвы;
     - координации программы развития сети проводного радиовещания
с планами развития города Москвы, совершенствования системы опове-
щения населения Москвы в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС)  мир-
ного и военного времени.
     1.2. Правовую основу Концепции  составляют  Конституция  Рос-
сийской   Федерации,  федеральные  законы  от  21  декабря 1994 г.
N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций
природного   и   техногенного   характера",  от 12 февраля 1998 г.
N 28-ФЗ "О гражданской обороне",  Закон города Москвы от 5  ноября
1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычай-
ных ситуаций природного и техногенного характера",  другие  норма-
тивные  правовые  акты Российской Федерации и нормативные правовые
акты города Москвы в области защиты населения и территорий  от  ЧС
природного и техногенного характера и гражданской обороны.
     2. Состояние и направления развития централизованного  опове-
щения населения города Москвы по сети проводного радиовещания
     2.1. В настоящее время сеть проводного радиовещания  имеет  в
своем составе: основную и резервную центральные станции проводного
вещания (далее - ЦСПВ), ЦСПВ в городе Зеленограде, 36 опорных уси-
лительных  станций  (далее - ОУС),  77  блок-станций (далее - БС),
335 звуковых трансформаторных подстанций (далее - ЗТП),  3 подвиж-
ные радиоусилительные  станции,  3 подвижные электростанции,  5950
километров линий связи, 2,9 миллиона радиоточек.
     2.2. На  сети  проводного  радиовещания с использованием уст-
ройств автоматического включения развернута сеть уличной  звукофи-
кации в составе 432 громкоговорителей, размещенных в местах массо-
вого пребывания людей на улицах и площадях города. На 172 объектах
сети проводного радиовещания установлены оконечные средства систе-
мы электросиренного оповещения Москвы.
     2.3. С  использованием специальной аппаратуры,  установленной
на Центральной станции оповещения (далее - ЦСО) объекта 84 и ЦСПВ,
организована  передача сигналов оповещения и информации о ЧС насе-
лению города Москвы, которая может транслироваться как на всю сеть
проводного  радиовещания,  так и выборочно на 56 отдельных зон или
по группам отдельных зон, а также на громкоговорители сети уличной
звукофикации.  Техническая готовность к передаче сигналов оповеще-
ния и информации обеспечивается дежурным персоналом ЦСПВ в течение
1 минуты в часы вещания, 10 минут в ночные часы и часы перерыва.
     2.4. Устойчивость сети проводного радиовещания к внешним воз-
действиям обеспечивается резервированием:
     - ЦСПВ, ОУС, БС и линий связи;
     - электропитания  по двухлучевой схеме и подвижными электрос-
танциями;
     - приема программ вещания с эфирного радиовещания, в том чис-
ле с использованием подвижных радиоусилительных станций.
     2.5. Использование  сети  проводного радиовещания для решения
задач оповещения населения,  в отличие от других технических  сис-
тем, развернутых на территории города, позволит обеспечить доведе-
ние сигналов оповещения и информации до населения даже при  пропа-
дании электроэнергии в жилых и нежилых зданиях и сооружениях. Тех-
нические возможности и инфраструктура сети проводного радиовещания
позволяют обеспечить 100% охват жилого и нежилого сектора приемни-
ками проводного радиовещания и средствами уличной звукофикации.
     2.6. В  настоящий  момент в условия применения вероятным про-
тивником новейших высокоточных систем поражения и подавления ради-
оэлектронных средств система проводного радиовещания, базирующаяся
на прямых проводах и имеющая многократное резервирование, автоном-
ная,  не  зависимая от централизованного энергоснабжения (даже при
пропадании электричества информация первого канала проводного  ра-
диовещания  и  сигналы оповещения о ЧС будут доведены более чем до
10 млн. человек), является наиболее надежной и перспективной.
     Имеющееся в  сети проводного радиовещания количество зон опо-
вещения (56 зон) в современных условиях административно-территори-
ального деления города,  распределения на территории Москвы потен-
циально опасных объектов не в полной мере отвечает схеме организа-
ции оповещения населения Москвы, ориентированной на адресное и вы-
борочное оповещение и информирование населения  в  границах  адми-
нистративных округов и районов города Москвы, зон локальных систем
оповещения.
     В  числе  проблемных   вопросов  следует  отметить  ежегодное
3% сокращение количества радиоточек проводного радиовещания у  на-
селения  и  в  организациях города Москвы,  в значительной степени
из-за отсутствия необходимой и достаточной информированности насе-
ления  о задачах проводного радиовещания в рамках системы оповеще-
ния города Москвы.
     Не обеспечены  в  достаточном  количестве  громкоговорителями
места массового пребывания людей и проведения  массовых  мероприя-
тий,  в том числе в районах размещения потенциально опасных объек-
тов.
     Изменившиеся социально-экономические  условия не способствуют
реализации необходимых и достаточных мер по установке и эксплуата-
ции радиотрансляционных узлов объектового оповещения.  Предприятия
и организации различных форм  собственности  не  уделяют  должного
внимания обеспечению надлежащего содержания и технической эксплуа-
тации,  регистрации и технического контроля объектовых систем опо-
вещения, а в ряде случаев отказываются от их установки или восста-
новления.
     В условиях  усложняющейся  ситуации  с энергообеспечением го-
родской инфраструктуры повышается актуальность оснащения станцион-
ных объектов проводного радиовещания автономными резервными источ-
никами электроснабжения.
     Для достижения необходимого уровня безопасности города огром-
ное значение имеет развитие и совершенствование мобильных  средств
звукоусиления,  используемых для оповещения и информирования насе-
ления в местах проведения аварийно-спасательных работ, а также ме-
роприятий с массовым участием населения.
     2.7. Приоритетными направлениями развития и совершенствования
централизованного  оповещения населения города Москвы по сети про-
водного радиовещания являются:
     - разработка  организационно-технических решений по использо-
ванию сети проводного радиовещания для развития и  совершенствова-
ния  локальных  систем оповещения (далее -  ЛСО) с целью повышения
оперативности оповещения персонала потенциально  опасных  объектов
(радиационно, химически опасных объектов и гидротехнических соору-
жений),  учреждений, организаций и населения жилых кварталов, раз-
мещенных в опасной близости к этим объектам;
     - строительство объектовых систем оповещения и их  сопряжение
с  сетью  проводного  радиовещания  для обеспечения своевременного
оповещения и оперативного информирования населения о ЧС  и  угрозе
террористических акций;
     - создание и совершенствование оконечных  средств  оповещения
(социальная розетка,  громкоговоритель, тревожная кнопка), домовых
систем дуплексной громкоговорящей связи и их включение в сети про-
водного радиовещания.
     2.8. Для дальнейшего  развития  централизованного  оповещения
населения Москвы по сети проводного радиовещания необходимо приня-
тие ряда мер и выполнение комплекса мероприятий в рамках следующих
приоритетных направлений:
     2.8.1. Внесение предложений по актуализации нормативных  пра-
вовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов горо-
да Москвы, обеспечивающих:
     - усиление  регуляторных функций государства в сфере развития
системы оповещения населения о ЧС мирного и военного времени;
     - установление норм и правил обеспеченности средствами опове-
щения объектов городской  инфраструктуры,  порядка  регистрации  и
технического контроля состояния систем и средств оповещения;
     - повышение ответственности руководителей  и  организаций  за
отсутствие или ненадлежащее состояние средств оповещения.
     2.8.2. Совершенствование организационных принципов и  методов
эффективного функционирования централизованного оповещения населе-
ния города Москвы по сети проводного радиовещания.
     2.8.3. Интеграция   централизованного   оповещения  населения
Москвы по сети проводного радиовещания  со  следующими  системами:
обеспечения  вызовов экстренных оперативных служб через единый но-
мер "112",  общероссийской комплексной системой  информирования  и
оповещения населения (далее - ОКСИОН).
     2.8.4. Координация плана развития централизованного  оповеще-
ния  населения  города  Москвы по сети проводного радиовещания и с
планами города Москвы по размещению жилищного, культурно-бытового,
коммунального и других видов строительства.
     2.8.5. Приведение возможностей сети проводного радиовещания к
текущим  потребностям по оповещению населения Москвы с использова-
нием существующих технических средств,  техническое переоснащение,
научно-техническая и инновационная деятельность в области создания
перспективных средств оповещения и информирования населения.
     2.8.6. Информирование населения,  руководителей предприятий и
организаций о задачах сети проводного радиовещания в области  опо-
вещения о ЧС в мирное и военное время.
     3. Назначение,  задачи сети проводного радиовещания,  ее сос-
тав, порядок функционирования
     3.1. Сеть проводного радиовещания предназначена для обеспече-
ния  населения  города Москвы услугами проводного радиовещания,  а
также обеспечения централизованной передачи населению города  сиг-
налов оповещения и информации, формируемых Главным управлением МЧС
России по г. Москве, как в условиях мирного, так и военного време-
ни.
     3.2. Основными задачами сети проводного радиовещания  являют-
ся:
     - техническое обеспечение централизованной передачи населению
сигналов  оповещения и информации по сети проводного вещания в ус-
ловиях мирного и военного времени путем установки  оконечных  уст-
ройств оповещения в квартирах жилых домов, на лестничных клетках в
подъездах жилых домов,  в помещениях предприятий и организаций и в
местах массового пребывания населения г. Москвы;
     - обеспечение населения города девятью программами радиовеща-
ния;
     - циркулярное, групповое и адресное оповещение и информирова-
ние  населения  по  сети проводного радиовещания в границах района
города Москвы,  административного  округа  города  Москвы,  города
Москвы;
     - обеспечение уличной звукофикации для оповещения и  информи-
рования населения в местах массового пребывания людей,  интегриро-
ванную с локальными оповещения, системой электросиренного оповеще-
ния и ОКСИОН;
     - аварийный прием и обработку вызовов от абонентов сети  про-
водного радиовещания о происшествиях и передачу их на единый номер
"112";
     - автоматизированное управление, контроль и мониторинг состо-
яния оборудования,  каналов и оконечных устройств сети  проводного
радиовещания, уличной звукофикации и электросиренного оповещения.
     3.3. Техническую основу сети проводного  радиовещания  должны
составлять типовые унифицированные программно-технические комплек-
сы (далее - УПТК), устанавливаемые:
     - на объектах сети проводного радиовещания;
     - в центре обработки вызовов, системы обеспечения вызова экс-
тренных оперативных служб через единый номер "112";
     - на центрах (пунктах) управления дежурно-диспетчерских служб
(ДДС)  территориальных  органов федеральных органов исполнительной
власти,  расположенных на территории Москвы,  ДДС органов исполни-
тельной власти города Москвы,  ДДС организаций,  входящих в Единую
систему оперативно-диспетчерского управления Москвы (далее - ЕСОДУ
Москвы);
     - на пунктах  диспетчерского  контроля  и  управления  жилищ-
но-коммунальным хозяйством;
     - на пунктах управления потенциально опасных объектов.
     3.4. Перспективные УПТК, внедряемые на сети проводного радио-
вещания, должны обеспечивать реализацию следующих функций:
     - циркулярное  или групповое (адресное) оповещение и информи-
рование населения, дежурно-диспетчерских служб ЕСОДУ Москвы с ЦУКС
МЧС России по г.  Москве,  ЦСО, пунктов управления префектур адми-
нистративных округов города Москвы, потенциально опасных объектов,
диспетчерского  контроля и управления жилищно-коммунальным хозяйс-
твом;
     - передачу  сигналов оповещения и информирование населения по
сети уличной звукофикации совместно с электросиренными устройства-
ми, оконечными техническими средствами ОКСИОН, развернутыми в мес-
тах массового пребывания людей,  а также по объектовым и локальным
системам оповещения. Передача информации осуществляется циркулярно
или выборочно,  с возможностью дистанционного включения и контроля
работы;
     - подачу сигнала об угрозе безопасности граждан,  путем нажа-
тия  кнопки на оконечном устройстве (социальной розетке) и его пе-
редачу в систему обеспечения вызова экстренных  оперативных  служб
через  единый  номер  "112".  Получение подтверждения вызывающим о
приеме сигнала,  путем включения сигнальной лампочки на  оконечном
устройстве;
     - автоматизированного контроля и мониторинга  состояния  око-
нечных  устройств системы оповещения по сети проводного радиовеща-
ния на ЦСПВ. Подача на эти устройства сигналов оповещения и инфор-
мации с мобильного устройства подразделений аварийно-спасательных,
пожарно-спасательных служб и формирований, при их прибытии на мес-
то проведения работ, через специально оборудованный ввод в здание.
     3.5. Для выполнения вышеперечисленных функций циркулярного  и
выборочного оповещения населения необходимы:
     - полный охват сетью проводного радиовещания всей  территории
Москвы, обеспечение своевременного ввода станционных объектов, ли-
нейных сооружений проводного  радиовещания  и  подключения  к  ним
вновь вводимых объектов строительства и реконструкции;
     - соответствие топологии  распределительной  сети  проводного
радиовещания застройке районов,  развитие сети в строгом соответс-
твии с перспективным градостроительным планом Москвы,  обеспечение
возможности подключения жилищного фонда и объектов при их приеме в
эксплуатацию;
     - соответствие  топологии  распределительной  сети проводного
радиовещания расположению опасных производств,  объектов, местам и
районам массового скопления граждан,  передвижения населения,  вы-
полнения мероприятий гражданской обороны;
     - возможность обмена мощностью звуковых сигналов между усили-
тельными объектами сети (в дополнение к существующей системе  дву-
лучевого резервирования ЗТП);
     - значение суммарной установочной мощности усилителей  первой
программы  и возможности коммутационных устройств станционных объ-
ектов всей сети проводного радиовещания,  должно превышать расчет-
ное значение мощности,  необходимой для полной радиофикации терри-
тории с учетом одновременного  включения  абонентских  приемников,
устройств  оповещения  в  помещениях,  и громкоговорителей уличной
звукофикации.  Это позволит обеспечить,  используя "фидера  обмена
мощностью",  обмен мощностью между усилительными объектами при пе-
редаче сигналов оповещения и незапланированной реконфигурации обс-
луживаемой территории;
     - строительство цифровой сети связи,  обеспечивающей удовлет-
ворение  потребностей системы управления силами и средствами граж-
данской обороны и МГСЧС,  оповещения и информирования населения, с
установкой  необходимого  оборудования на объектах сети проводного
радиовещания;
     - перевод на цифровые технологии системы подачи программ, уп-
равления станционными объектами,  контроля и дистанционных измере-
ний устройств сети проводного радиовещания, включая оконечные уст-
ройства пользователя и устройства включения уличных  громкоговори-
телей;
     - реконструкция распределительных сетей  в  подъездах  зданий
для  дополнения их оборудованием отключения абонентской сети подъ-
ездов домов от распределительных фидеров при подключении мобильно-
го устройства оповещения подразделения экстренных служб;
     - реконструкция основных элементов сети проводного радиовеща-
ния ЦСПВ, ОУС, БС, ЗТП;
     - изменение  режима  работы усилительных объектов (переход от
способа резервирования "холодными"  объектами, создающего неизбеж-
ные перерывы в подаче сигналов оповещения в случае аварии основных
усилительных объектов,  на постоянно включенные  резервные  усили-
тельные объекты).
     3.6. Аппаратная и программная основа типовых  унифицированных
программно-технических  комплексов объектов сети проводного радио-
вещания разработана,  сертифицирована, выпускается серийно, в раз-
личных модификациях и комплектации,  работает более чем в 30 горо-
дах России,  требуется конструктивная доработка отдельных  модулей
аппаратуры и разработка системного программного обеспечения. В на-
ибольшей доработке,  с учетом алгоритма работы оконечных устройств
оповещения  и  сопряжения  с дополнительными программами цифрового
проводного радиовещания в формате DRM,  нуждается аппаратура пере-
дачи  цифровых  данных  по сети проводного радиовещания из состава
комплекса ЗТП.  Описание программно-технических комплексов и алго-
ритмы  функционирования централизованного оповещения населения го-
рода Москвы по сети проводного радиовещания приведены в приложени-
ях 1 и 2 настоящей Концепции.
     4. Актуализация нормативной правовой базы
     Развитие и совершенствование централизованного оповещения на-
селения города Москвы по сети  проводного  радиовещания  потребует
актуализации нормативно-правовой базы. С этой целью необходимо:
     1) разработать  "Инструкцию  о порядке регистрации и проверке
технического состояния систем проводного вещания предприятий,  ор-
ганизаций и учреждений, размещенных на территории города Москвы";
     2) внести дополнения и изменения в действующие  ведомственные
документы,  а том числе в приказ МЧС России, Министерства информа-
ционных технологий  и  связи  Российской  Федерации,  Министерства
культуры  и  массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 июля
2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповеще-
ния населения";
     3) переработать нормативные правовые акты и ведомственные до-
кументы:
     - распоряжение Премьера Правительства Москвы от 20.05.1993 г.
N 902-РП "О сохранении радиоточек на предприятиях и в организациях
г. Москвы";
     - "Инструкцию о порядке выдачи разрешений на установку и экс-
плуатацию радиотрансляционных узлов (колхозных и внутриведомствен-
ного пользования), их регистрации, контроле и о расчетах предприя-
тий  связи  с  владельцами этих узлов"  от 27  октября  1976  года
N 1669, утвержденную Министром связи СССР;
     - "Инструкцию по проектированию систем связи,  информатизации
и диспетчеризации объектов жилищного строительства" (РМ-2798), ут-
вержденную и введенную в действие указанием Москомархитектуры Пра-
вительства Москвы от 19 декабря 2000 года N 53.
     5. Этапность выполнения работ
     5.1. Все  работы  и мероприятия по развитию централизованного
оповещения населения города Москвы по сети проводного радиовещания
предусматривается выполнить в два этапа.
     1 этап (2009-2011 годы). Актуализация нормативно-правовой ба-
зы, разработка проектно-сметной документации, создание и внедрение
унифицированных программно-технологических комплексов и  оконечных
устройств  централизованного оповещения населения города Москвы по
сети проводного радиовещания,  апробирование работы в опытной зоне
и в опытном районе.
     2 этап (2012-2014 годы)  совершенствование  централизованного
оповещения  населения  города  Москвы по московской городской сети
проводного радиовещания с использованием передовых цифровых техно-
логий.
     5.2. Первый этап предполагает:
     - разработку  и утверждение в установленном порядке "Инструк-
ции о порядке регистрации,  проверке технического состояния систем
проводного вещания предприятий,  организаций и учреждений,  разме-
щенных на территории города Москвы";
     - разработку унифицированных программно-технологических комп-
лексов и оконечных устройств оповещения, организацию их производс-
тва;
     - разработку и согласование технического задания и системного
проекта  "Совершенствование  системы  централизованного оповещения
населения города Москвы по московской  городской  сети  проводного
радиовещания";
     - внедрение типовых унифицированных  комплексов  и  оконечных
устройств  в опытной зоне опытного района системы сбора информации
об угрозах безопасности,  оповещения и информирования населения  с
использованием оконечных устройств и уличных громкоговорителей се-
ти проводного радиовещания;
     - установку  в опытном районе (в границах не менее одного ад-
министративного округа города Москвы) оконечных  устройств  (соци-
альной розетки) в социально значимых объектах,  объектах с кругло-
суточным пребыванием людей,  дирекциях по эксплуатации зданий, ор-
ганизациях  по управлению имуществом многоквартирных домов,  вновь
возводимом жилье;
     - повышение энергонезависимости станционных объектов сети;
     - приобретение и установка громкоговорителей и  устройств  их
включения и контроля, в пределах выделенных средств, в местах мас-
сового  пребывания  людей  и  местах установки технических средств
ОКСИОН;
     - интеграцию опытной зоны с существующими системами:
     обеспечения вызова  экстренных оперативных служб через единый
номер "112";
     ЕСОДУ Москвы;
     локальными системами оповещения;
     ЕАСДКиУ городским хозяйством Москвы;
     ОКСИОН;
     опытная эксплуатация социальной розетки.
     5.3. Второй этап предполагает:
     - полномасштабное  развертывание  системы сбора информации об
угрозах безопасности,  оповещения и информирования населения с ис-
пользованием  социальной  розетки и уличных громкоговорителей сети
проводного вещания в Москве;
     - внедрение во всех административных округах и районах города
Москвы результатов первого этапа,  установку  оконечных  устройств
оповещения  по сети проводного вещания в квартирах (социальной ро-
зетки) и на лестничных клетках в подъездах жилых домов,  в помеще-
ниях предприятий и организаций,  социально значимых объектах,  ди-
рекциях по эксплуатации зданий,  организациях по  управлению  иму-
ществом  многоквартирных  домов,  вновь  возводимом и существующем
жилье и в местах массового пребывания населения г. Москвы;
     - обеспечение полной энергонезависимости станционных объектов
сети;
     - развитие системы уличной звукофикации на базе станционных и
линейных сооружений сети проводного радиовещания.
     6. Источники и объемы финансирования
     6.1. Работы и мероприятия  по  развитию  и  совершенствованию
централизованного  оповещения  населения Москвы по сети проводного
радиовещания носят комплексный межведомственный характер.
     Необходимый уровень  координации  действий и концентрации ре-
сурсов при решении задач по развитию и  совершенствованию  системы
оповещения  населения Москвы по сети проводного радиовещания может
быть достигнут только при использовании  программно-целевых  мето-
дов.
     Необходимо включение работ и мероприятий  в  комплексную  го-
родскую  целевую  программу профилактики правонарушений,  борьбы с
преступностью и обеспечения безопасности граждан в  городе  Москве
на 2011-2015 годы.
     6.2. Объем и направления финансирования работ  и  мероприятий
по развитию и совершенствованию централизованного оповещения насе-
ления Москвы по сети проводного радиовещания определяются  по  ре-
зультатам   разработки  соответствующего  финансово-экономического
обоснования.
     Стоимость работ и мероприятий по развитию и совершенствованию
централизованного оповещения населения города Москвы по сети  про-
водного  радиовещания  включает  в  себя следующие основные статьи
расходов:
     - разработка  нормативного  правового и организационно-техни-
ческого обеспечения;
     - закупка  и  внедрение унифицированных программно-технологи-
ческих комплексов;
     - закупка и внедрение оконечных устройств;
     - закупка и  внедрение  комплектов  оборудования  организации
цифровых  каналов доставки сигналов оповещения,  программ вещания,
сигналов управления,  контроля и  измерений  станционных  объектов
московской городской сети проводного радиовещания;
     - строительство цифровой сети связи,  обеспечивающей удовлет-
ворение  потребностей системы управления силами и средствами граж-
данской обороны и МГСЧС с установкой цифрового оборудования на се-
ти проводного радиовещания;
     - аренда цифровых каналов  связи  подачи  программ,  сигналов
оповещения  и  информации  от ЦСПВ к объектам московской городской
сети проводного радиовещания;
     - реконструкцию двух ЦСПВ;
     - закупка, установку и монтаж громкоговорителей, исполнитель-
ных  устройств их включения и контроля в местах массового пребыва-
ния людей, местах установки технических средств ОКСИОН;
     - закупка передвижных звукоусилительных станций;
     - закупка и монтаж транзисторных ключевых усилителей;
     - закупка  и  монтаж  независимых источников электроснабжения
(дизельные электрогенераторы необходимой мощности);
     - эксплуатационные расходы.
     6.3. Из средств федерального бюджета может обеспечиваться фи-
нансирование следующих работ и мероприятий:
     - разработка нормативного правового  и  организационно-техни-
ческого обеспечения федерального и ведомственного уровня;
     - выполнение НИОКР  по  разработке  проектов  унифицированных
программно-технологических  комплексов,  оконечных  устройств и их
внедрение в опытной зоне опытного района.
     6.4. Из  бюджета  города может быть обеспечено финансирование
следующих работ и мероприятий:
     - разработка  нормативного  правового и организационно-техни-
ческого обеспечения городского уровня;
     - развертывание опытного района;
     - закупка  и  внедрение унифицированных программно-технологи-
ческих комплексов;
     - закупка и внедрение оконечных устройств;
     - реконструкция двух ЦСПВ;
     - строительство цифровой сети связи,  обеспечивающей удовлет-
ворение потребностей системы управления силами и средствами  граж-
данской обороны, и МГСЧС с установкой необходимого оборудования на
объектах сети проводного радиовещания;
     - строительство  цифровой линии связи обеспечивающей информа-
ционный обмен двух ЦСПВ с существующими системами обеспечения  бе-
зопасности и подачу сигналов оповещения и информации от ЦСО;
     - закупка, установка и монтаж громкоговорителей, исполнитель-
ных  устройств их включения и контроля в местах массового пребыва-
ния людей, местах установки технических средств ОКСИОН.
     6.5. Из  бюджета сети проводного радиовещания будет обеспечи-
ваться финансирование следующих работ и мероприятий:
     - аренда  цифровых  каналов  связи подачи программ,  сигналов
оповещения и информации от ЦСПВ к объектам сети проводного  радио-
вещания;
     - закупка и монтаж транзисторных ключевых усилителей;
     - закупка  и  внедрение  комплектов  оборудования организации
цифровых каналов связи доставки сигналов оповещения,  программ ве-
щания,  сигналов управления, контроля и измерений станционных объ-
ектов сети проводного радиовещания;
     - закупка  и  монтаж  независимых источников электроснабжения
(дизельные электрогенераторы необходимой мощности);
     - эксплуатационные расходы.
     6.6. В качестве источников финансирования работ и мероприятий
по совершенствованию централизованного оповещения населения города
Москвы по сети проводного  радиовещания  может  быть  использована
Комплексная  городская целевая программа профилактики правонаруше-
ний,  борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан  в
городе  Москве  на  2006-2010  годы,   утвержденная Законом города
Москвы от 19 апреля 2006 года N 16.
     Во вновь возводимом жилом фонде работы по созданию и развитию
объектов сети проводного радиовещания и оборудованию  сети  подачи
сигналов  оповещения  и  информации  целесообразно осуществлять за
счет инвесторов застройщиков и городских программ.
              Предложения по объемам финансирования.

-----------------T-----------------------------------------------¬
¦                ¦         Финансирование (млн.рублей)           ¦
¦    Источник    +----T------T------T------T------T------T-------+
¦ финансирования ¦2010¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ Итого ¦
¦                ¦ г. ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦       ¦
+----------------+----+------+------+------+------+------+-------+
¦   Федеральный  ¦10,0¦ 39,5 ¦ 39,5 ¦      ¦      ¦      ¦ 89,0  ¦
¦     бюджет     ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------+----+------+------+------+------+------+-------+
¦Городской бюджет¦61,0¦ 78,43¦103,93¦425,95¦425,95¦425,95¦1521,21¦
+----------------+----+------+------+------+------+------+-------+
¦  Средства сети ¦25,0¦ 25,0 ¦ 25,0 ¦ 25,0 ¦ 25,0 ¦ 25,0 ¦ 150,0 ¦
¦   проводного   ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦  радиовещания  ¦    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+----------------+----+------+------+------+------+------+-------+
¦     Итого      ¦96,0¦142,93¦168,43¦450,95¦450,95¦450,95¦1760,21¦
L----------------+----+------+------+------+------+------+--------

     Примечание: 1. Расчет объемов финансирования выполнен в ценах
                    на период июль 2008 года.
                 2. Объемы  бюджетного  финансирования  уточняются
                    ежегодно.

     7. Социальная  и  экономическая эффективность реализации Кон-
цепции
     7.1. По  имеющимся  оценкам невосполнимые ежегодные потери по
России в целом в результате ЧС достигают 70 тыс.  человек и  более
300  особо  ценных объектов природного и культурного наследия рос-
сийского и всемирного значения.
     7.2. Развитие  и совершенствование централизованного оповеще-
ния населения города Москвы по сети проводного радиовещания к 2014
году  в  полном  объеме на территории города по экспертным оценкам
позволит:
     - обеспечить гарантированное,  в любое время суток оповещение
и информирование населения в местах проживания,  при нахождении на
улицах в организациях,  учреждениях и на предприятиях до 90% граж-
дан, в три раза больше, чем в настоящее время и сократить безвозв-
ратные  потери  населения  в чрезвычайных и кризисных ситуациях на
20-25 процентов;
     - в  результате сбора сигналов об угрозах безопасности от на-
селения в системе вызова экстренных оперативных служб через единый
номер  "112",  оперативность совместных действий экстренных опера-
тивных служб должна возрасти,  что позволит в два  раза  сократить
время реагирования и уменьшить безвозвратные потери населения в ЧС
на 10-15 процентов.
     Затраты бюджета  Москвы на ликвидацию ЧС и последствий терро-
ристических акций могут быть значительно снижены.
     7.3. Реализация системотехнических решений позволит:
     - в полном объеме обеспечить оповещение населения в  границах
административных округов города Москвы, районов города Москвы;
     - объединить сеть  уличной  звукофикации  с  централизованным
оповещением на базе аппаратуры нового поколения П-166,  имеющимися
локальными системами оповещения,  системой электросиренного опове-
щения, ОКСИОН;
     - обеспечить  круглосуточную  готовность  включения  объектов
московской  городской  сети  проводного  радиовещания для передачи
сигналов оповещения;
     - обеспечить  минимизацию  времени  включения сети проводного
радиовещания для передачи сигналов оповещения;
     - обеспечить минимизацию времени составления конфигурации зон
оповещения,  задаваемых как с ЦСО,  так и других управляющих цент-
ров.  Размах и топология зон обеспечивается в пределах от подъезда
до полного состава  сети  проводного  радиовещания,  включая  сеть
уличной звукофикации, объектовые радиоузлы;
     - обеспечить высокую надежность всех  объектов  и  повышенную
живучесть  сети  при  возможных  отказах  систем жизнеобеспечения,
включая перерывы в подаче электроэнергии и аварии систем связи;
     - внедрить  систему сбора тревожной сигнализации от оконечных
устройств проводного вещания и ее передачу в систему "112".

.
                                  Приложение 1
                                  К концепции развития и совер-
                                  шенствования централизованного
                                  оповещения населения города
                                  Москвы на базе сети проводного
                                  радиовещания





                 Программно-технический комплекс
              Центральной станции проводного вещания

     1. Общие положения
     Программно-технический комплекс Центральной станции проводно-
го вещания (далее - ЦСПВ) должен обеспечивать:
     - подачу программ вещания на ОУС, БС, ЗТП, автоматизированное
управление и контроль состояния аппаратно-программных средств сети
проводного радиовещания;
     - подачу выделенной программы (в том числе оповещение) на лю-
бой блок или передатчик любого ОУС и БС (в то время, как на прочие
ОУС  и  БС,  а также  на прочие блоки и передатчики выбранного ОУС
или БС подаются стандартные программы вещания);
     - автоматизированный  контроль состояния и измерение парамет-
ров трактов подачи программ проводного вещания, управление аварий-
ным переключением оборудования и фидеров проводного радиовещания;
     - автоматизированные контроль состояния  оконечных  устройств
оповещения и информирования, подача команд управления на оконечные
устройства оповещения;
     - автоматическое зонирование подачи сигналов оповещения и ин-
формирования по командам уполномоченных центров оповещения, управ-
ление техническими средствами ЗТП и оконечными устройствами, обес-
печивающее формирования локальных зон оповещения;
     - ведение электронной базы данных состояния станционных и ли-
нейных средств проводного радиовещания,  параметров трактов  прог-
рамм проводного вещания, подачи сигналов оповещения и информирова-
ния, действий персонала;
     - взаимодействие с системой "112";
     - взаимодействие с ОКСИОН.
     2. Программно-технические комплексы ОУС и БС
     Программно-технические комплексы ОУС и БС обеспечивают:
     - подачу программ,  полученных с ЦСПВ (вещание и оповещение),
непосредственно на входы блоков (усилителей НЧ) и передатчиков ОУС
(БС)  и  коммутацию  магистральных фидеров (далее -  МФ) к выходам
блоков усилителей и передатчиков;
     - конфигурирование  требуемой  зоны  оповещения  по  командам
уполномоченных центров оповещения;
     - подачу  команд  управления оконечными устройствами оповеще-
ния;
     - управление обычными и выделенными фидерами уличной звукофи-
кации, контроль и измерение их параметров;
     - подачу,  при необходимости,  сигнала "Внимание всем"  (звук
сирены);
     - передачу  на  ЦСПВ  сигналов обратного звукового контроля с
входов и выходов блоков усилителей и передатчиков;
     - прием с ЦСПВ команд управление аппаратурой ОУС (БС), подачу
этих команд на аппаратуру ОУС (БС),  передачу на ЦСПВ  сигналов  о
состоянии аппаратуры ОУС (БС);
     - дистанционные измерения (совместно с комплексом ЦСПВ) трак-
та ЦСПВ - выход блока (передатчика);
     - контроль параметров сигналов команд на входе и  выходе  ОУС
на их соответствие норме во время подачи команд, в звуковом спект-
ре частот по тракту звукового вещания;
     - резервирование трактов подачи программ,  управления и конт-
роля ОУС (при выходе из строя цифровых каналов  ОУС  переключается
на работу с прямых проводов, при выходе из строя прямых проводов -
на эфирный прием программ или иные каналы (WiMAX).
     3. Программно-технический комплекс ЗТП
     Программно-технический комплекс ЗТП обеспечивает:
     - трансформирование  сигналов  вещания  и  оповещения от МФ и
коммутацию к ним РФ;
     - конфигурирование  требуемой  зоны  оповещения  по  командам
уполномоченных центров оповещения;
     - подачу  команд  управления оконечными устройствами оповеще-
ния;
     - управление обычными и выделенными фидерами уличной звукофи-
кации, контроль и измерение их параметров;
     - подачу,  при необходимости,  сигнала "Внимание всем"  (звук
сирены), при соответствующем дооборудовании ЗТП;
     - переключение ЗТП, по командам с ЦСПВ, на питание от резерв-
ного фидера (переключение МФ);
     - автоматическое  резервирование  магистральных  фидеров (при
аварии рабочего фидера ЗТП автоматически переключается  на  работу
от резервного);
     - передачу на ЦСПВ сигналов о состоянии аппаратуры  ЗТП  (МФ,
пожарная, тревожная сигнализации);
     - передачу на ЦСПВ сигналов обратного  звукового  контроля  с
общей шины ЗТП;
     - передачу на ЦСПВ уровня сигналов вещания с общей  шины  ЗТП
(для их сравнения с уровнем опорного сигнала);
     - передачу на ЦСПВ уровня сигналов вещания с окончания каждо-
го из распределительных фидеров (РФ);
     - дистанционные измерения трактов ЦСПВ  -  ЗТП  (совместно  с
комплексом ЦСПВ);
     - распознавание и диагностику сигналов команд управления око-
нечными  устройствами  оповещения  передаваемых  с ЦСПВ в звуковом
спектре частот (контроль прохождения команд на выходе ЗТП на соот-
ветствие норме);
     - организацию цифровых каналов связи по распределительным фи-
дерам для обмена данными с оконечными устройствами оповещения;
     - организацию дуплексной связи обмена командами и информацией
оконечных устройств оповещения с комплексом ЦСПВ;
     - прием программ оповещения и вещания непосредственно с  ЦСПВ
на  усилители  ЗТП,  управление и контроль (совместно с комплексом
ЦСПВ) этими усилителями аналогично комплексу ОУС (при необходимос-
ти).
     4. Программно-технический  комплекс  управления,  контроля  и
дистанционного измерения параметров станционных и линейных средств
сети проводного вещания
     Автоматизированному контролю и измерениям подлежат все обору-
дование и распределительная сеть проводного радиовещания,  включая
оконечные  устройств  оповещения.  Это позволяет диагностировать и
устранять большинство неисправностей на ранних стадиях,  не допус-
кая аварийных ситуаций или ухудшения качества вещания.
     Функционирование системы обеспечивают комплексы ЦСПВ,  ОУС  и
ЗТП. Комплексы обеспечивают:
     - непрерывный контроль  состояний  и  управление  аппаратурой
объектов проводного радиовещания по командам от ЦСПВ, автоматичес-
ки либо вручную персоналом объектов сети;
     - автоматический переход на резервное оборудование при выходе
из строя основного;
     - непрерывный, круглосуточный контроль уровней программ веща-
ния на выходах ОУС, БС, ЗТП;
     - непрерывный контроль параметров распределительных и магист-
ральных фидеров;
     - автоматическое  измерение  с метрологической точностью всех
качественных параметров трактов подачи программ,  усилительного  и
передающего оборудования, линейного хозяйства (измерения всей сети
проводятся ежедневно, в технологический перерыв за время менее од-
ной минуты);
     - ведение базы данных всех событий,  измерений, действий пер-
сонала, транслируемых программ и сигналов оповещения;
     - доступ к информации о состоянии объектов и параметрах  сети
с  удаленных  автоматизированных  рабочих мест технических служб и
персональных терминалов, работающих по выделенным каналам или сети
сотовой связи.
     5. Программно-технический комплекс управляющих центров опове-
щения и центров сбора информации
     Программно-технический комплекс устанавливается:
     - на центре обработки вызовов системы обеспечения вызова экс-
тренных оперативных служб через единый номер "112";
     - на центрах (пунктах) управления дежурно-диспетчерских служб
территориальных органов федеральных органов исполнительной власти,
расположенных  на  территории  Москвы,  ДДС органов исполнительной
власти города Москвы,  ДДС организаций, входящих и взаимодействую-
щих с ЕСОДУ Москвы;
     - на пунктах управления оперативных служб города Москвы, пре-
фектур административных округов города Москвы, управ районов горо-
да Москвы;
     - на  пунктах  диспетчерского  контроля  и  управления жилищ-
но-коммунальным хозяйством;
     - на пунктах управления потенциально опасных объектов;
     - на центре управления ОКСИОН.
     Комплекс выполняет  функции  обмена информацией и командами с
программно-техническими комплексами сети проводного вещания, в со-
ответствии со статусом и полномочиями пункта управления. Обеспечи-
вает возможность выполнения спланированных  вариантов  централизо-
ванного или группового (адресного) оповещения,  создания локальных
зон оповещения и уличной звукофикации  требуемой  конфигурации,  а
также получения  и  обработки  тревожной информации поступающей от
оконечных устройств проводного радиовещания.
     Все типы  комплексов оснащаются специальным программным обес-
печением.
     При необходимости комплексы могут быть укомплектованы:
     - устройствами аналогового ввода-вывода для передачи информа-
ции оповещения и голосовой связи с операторами ЦСПВ;
     - устройством формирования команд управления оконечными  уст-
ройствами  оповещения  и объектами сети проводного радиовещания по
резервным, аналоговым каналам связи;
     - кнопочным  пультом управления для оперативного формирования
зон оповещения, передачи команд, сигналов и информации оповещения.
.
                                  Приложение 2
                                  К концепции развития и совер-
                                  шенствования централизованного
                                  оповещения населения города
                                  Москвы на базе сети проводного
                                  радиовещания



           Алгоритмы функционирования централизованного
                оповещения населения города Москвы
                 по сети проводного радиовещания

     1. Циркулярное централизованное оповещение
     При поступлении на ЦСПВ команды от ЦСО на оповещение, обеспе-
чивается  включение всего необходимого оборудования на ЦСПВ,  ОУС,
БС,  ЗТП,  контроль технической исправности оборудования,  трактов
подачи программ и каналов управления.  От ЦСПВ,  по каналам подачи
программ,  передается команда для оконечных  устройств  оповещения
"Включиться  всем".  При  этом  включаются устройства оповещения в
оконечных устройствах. К распределительным фидерам радиотрансляци-
онной  сети подключаются уличные громкоговорители и трансляционные
узлы объектовых и локальных систем оповещения. После подачи коман-
ды на включение оконечного оборудования оповещения, происходит пе-
редача результатов исполнения команды на ЦСПВ,  ЦСО и в  соответс-
твующие технические службы.
     По окончании включения системы оповещения, при необходимости,
с ЦСПВ или ЦСО по каналам подачи программ может быть передан завы-
вающий звук электросирены "Внимание всем!".  По всем каналам веща-
ния передается речевое сообщение оповещения.  При необходимости, к
сигналу оповещения может быть применен режим  компрессии  звуковых
сигналов для увеличения громкости.
     При поступлении от ЦСО команды  на  окончание  оповещения,  с
ЦСПВ  на  оконечные устройства оповещения подается команда "Отклю-
читься всем". После подачи команды происходит передача результатов
исполнения команды на ЦСПВ и в соответствующие технические службы.
После выключения оконечных  устройств  оповещения  дежурная  смена
ЦСПВ  переводит  сеть проводного радиовещания в повседневный режим
работы.
     Во время  прохождения  команды "Отключиться всем",  комплексы
ОУС и ЗТП контролируют электрические параметры сигнала команды  на
выходах  ОУС  и ЗТП на соответствие норме.  По окончанию командной
части посылки,  они обеспечивают прием квитанций о выполнении  ко-
манды от всех оконечных устройств и передают полученную информацию
на ЦСПВ, ЦСО и в соответствующие технические службы.
     2. Выборочное (адресное) оповещение
     При поступлении на ЦСПВ команды от ЦСО на оповещение выделен-
ной зоны, комплекс ЦСПВ осуществляет ее конфигурирование. На необ-
ходимые ОУС и БС подается программа оповещения (вместо всех  веща-
тельных программ), при необходимости включаются блоки усилителей и
передатчики.  Комплексы ЗТП,  по команде с ЦСПВ, подключают ЗТП из
зоны оповещения к тем ОУС и БС, на которые подана программа опове-
щения,  а все остальные ЗТП,  которые могли быть подключены к этим
ОУС и БС,  переводятся на резервные стороны питания.  От ЦСПВ,  по
каналам подачи программ, только для сконфигурированной зоны, пере-
дается  команда  для  оконечных  устройств  оповещения "Включиться
всем".  При необходимости, если зона оповещения меньше зоны охвата
ЗТП, на устройства передачи и коммутации данных (подъездные) в зо-
не оповещения подается команда на отключение "лишних" подъездов от
распределительного фидера. При этом включаются устройства оповеще-
ния в оконечных устройствах в сконфигурированной зоне. К распреде-
лительным  фидерам  радиотрансляционной  сети подключаются уличные
громкоговорители и трансляционные узлы объектовых и локальных сис-
тем оповещения.  После подачи команды на включение оконечного обо-
рудования оповещения,  происходит передача результатов  исполнения
команды на ЦСПВ, ЦСО и в соответствующие технические службы.
     3. Оповещение по сети уличной звукофикация в местах массового
пребывания людей, в местах установки технических средств ОКСИОН
     Оповещение по сети уличной звукофикации организуется по  сле-
дующим вариантам:
     - уличные громкоговорители подключаются  к  распределительным
фидерам  радиотрансляционной  сети  через  устройство управления и
контроля уличных громкоговорителей. Громкоговорители излучают сиг-
налы,  передаваемые  по распределительной сети проводного вещания.
Управляются и контролируются с комплекса ЦСПВ;
     - уличные громкоговорители подключаются к отдельным фидерам и
отдельному усилителю мощности,  развернутым на ОУС,  БС  или  ЗТП,
предназначеным для уличной звукофикации.  На такие уличные громко-
говорители могут быть поданы сигналы оповещения и информация,  не-
зависимо от программ вещания радиотрансляционной сети.
     Варианты развертывания  сетей уличной звукофикации выбираются
исходя из решаемой конкретной задачи. Первый вариант - самый прос-
той и быстро реализуемый (наращиваемый), но имеются ограничения на
отбираемую мощность от распределительного фидера.  Второй  вариант
наиболее предпочтителен для применения,  но требует дополнительных
усилителей мощности, управляемых и контролируемых с ЦСПВ, и строи-
тельство  отдельных  фидеров уличной звукофикации.  Дополнительные
(вновь устанавливаемые) усилители УЗФ целесообразнее всего  разме-
щать на ЗТП.
     4. Оповещение в условиях аварий систем связи
     При неисправности  цифровых  каналов  связи и прямых проводов
комплексы ОУС и ЗТП переходят в режим автономной работы по заранее
заданному графику. Комплекс ОУС включает резервные источники прог-
рамм (эфирные радиоприемники) и трансляция программ вещания ведет-
ся от этих источников. При этом комплекс ОУС непрерывно анализиру-
ет сигналы от всех резервных источников программ на наличие в  них
командных  посылок управления или оповещения.  При обнаружении ко-
мандной посылки в сигнале,  какого либо  из  резервных  источников
программ,  адресованной данной ОУС или всем ОУС,  комплекс ОУС вы-
полняет эту команду.  Если полученная командная  посылка  является
командой на конфигурирование зоны оповещения, то комплекс ОУС кон-
фигурирует заданную зону оповещения и подает на все каналы  усили-
тельно-передающего  оборудования сигналы оповещения этого источни-
ка программ.
     При необходимости  передачи  сигналов  оповещения  населению,
оперативно-дежурная служба ЦСО, используя КТСО П-166, осуществляет
отбор каналов вещания эфирных радиостанций и через комплекс управ-
ляющих центров выдает в эти каналы необходимые команды  управления
сетью проводного вещания и сигналы оповещения.
     5. Сбор сигналов тревожной информации и взаимодействие с сис-
темой "112"
     Комплекс ЗТП  осуществляет непрерывный,  круглосуточный конт-
роль появления сигналов об угрозах безопасности от оконечных  уст-
ройств с кнопкой тревожной сигнализации. Время обнаружения сигнала
и идентификации адреса вызывающего устройства -  не более  четырех
секунд с момента нажатия тревожной кнопки или срабатывания подклю-
ченного датчика.
     Полученная информация,  с  уникальным  индивидуальным номером
устройства, через комплекс ЦСПВ, передается в систему "112". Собы-
тие  передачи  информации от оконечного устройства в систему "112"
фиксируется в базе данных ЦСПВ.
     Если тревожный вызов произошел от нажатия "тревожной кнопки",
то информация поступает в систему "112"  и,  используя стандартную
функцию  автоматического дозвона до вызывающего,  оператор системы
"112" соединяется с вызывающим абонентом.
     Если тревожный  вызов произошел от срабатывания подключенного
к оконечному устройству сети проводного  вещания  датчика  системы
пожарной сигнализации, утечки газа или другой системы, то информа-
ция о вызове поступает в систему "112", предназначенную для приема
и обработки информации и сигналов,  поступающих в ДДС от датчиков,
установленных на контролируемых стационарных объектах.
     6. Мониторинг состояния оконечных устройств оповещения по се-
ти проводного вещания на ЦСПВ
     Мониторинг состояния  оконечных  устройств оповещения ведется
круглосуточно,  непрерывно,  путем индивидуального опроса их комп-
лексами ЗТП (подача специальной команды) и передачи результатов на
ЦСПВ.  В технический перерыв осуществляется подача  команд  ВКЛ  и
ВЫКЛ в звуковом спектре на оконечные устройства. Передаваемые око-
нечными устройствами квитанции  об  исполнении  команд  передаются
комплексом ЗТП на ЦСПВ.
     Полученная комплексами ЗТП информация передается на  комплекс
ЦСПВ, где анализируется и сохраняется в базе данных, при этом фор-
мируются необходимые отчеты и сообщения о неисправностях. Информа-
ция  об оконечных устройствах доступна как на ЦСПВ,  так и на уда-
ленных автоматизированных рабочих местах  технических  служб  мос-
ковской городской радиотрансляционной сети.
     7. Оконечное устройство с кнопкой тревожной сигнализации
     Оконечное устройство с кнопкой тревожной  сигнализации  уста-
навливается в помещениях жилого и нежилого фонда.  Оно обеспечива-
ет:
     - громкоговорящее оповещение, передаваемое по сети проводного
вещания независимо от наличия абонентского громкоговорителя, поло-
жения  его  регулятора  громкости.  Принудительное включение этого
устройства осуществляется кодовым сигналом "включение", а выключе-
ние - сигналом "выключение",  подаваемым с ЦСПВ или ОУС в звуковом
спектре частот;
     - подачу  сигнала  об  угрозе  безопасности граждан (нажатием
кнопки на оконечном устройстве) и его передачу через комплекс  ЗТП
в систему "112". Возможность привязки полученной информации к мес-
ту нахождения вызывающего,  телефонному номеру абонента, подающего
сигнал опасности,  дежурной службы предприятия,  учреждения,  либо
управляющей домом организации,  на  территории  которых  находится
абонент;
     - получение вызывающим абонентом сигнала о подтверждении при-
ема его вызова в системе "112"  и индикацию этого сообщения  путем
мигания светодиодного индикатора на оконечном устройстве;
     - дистанционную диагностику исправности устройства и выполне-
ния им поступающих команд путем передачи соответствующих квитанций
в центр через оборудование комплекса ЗТП.
     Возможно расширение  функций  устройства  путем подключения к
нему датчиков пожарной сигнализации и датчиков  инженерных  систем
жилищно-коммунального хозяйства.
     8. Устройство коммутации и передачи данных
     Устанавливается в  разрыв между абонентским трансформатором и
абонентской распределительной линией проводного радиовещания (меж-
этажным стояком подъезда) и обеспечивает:
     - отделение  абонентской  распределительной  линии проводного
вещания межэтажного стояка подъезда от абонентского трансформатора
распределительного  фидера  при  подключении мобильного устройства
оповещения подразделений экстренных служб (или по команде с  ЦСПВ)
при оповещении зоны, меньшей, чем зона охвата одной ЗТП;
     - передачу в соответствующие службы и  на  ЦСПВ  сообщения  о
подключении мобильного устройства;
     - канал связи мобильного устройства с диспетчерами  соответс-
твующих служб через комплекс ЗТП;
     - дистанционную диагностику исправности устройства и диагнос-
тику выполнения им поступающих команд путем передачи соответствую-
щих квитанций в центр через оборудование комплекса ЗТП.
     Возможно расширение  функций  устройства  путем подключения к
нему датчиков пожарной сигнализации и датчиков  инженерных  систем
жилищно-коммунального хозяйства.
     9. Мобильное  устройство  подразделений аварийно-спасательных
служб
     Мобильное устройство    подразделений   аварийно-спасательных
служб подключается к абонентской сети проводного радиовещания (ме-
жэтажному  стояку)  через специально оборудованный ввод в здание и
обеспечивает:
     - контроль состояния группы оконечных устройств, подключенных
к одному абонентскому трансформатору сети проводного  радиовещания
(подъезд дома, отдельно стоящее здание организации, учреждения);
     - подачу на эти устройства сигналов оповещения и информации;
     - прием  и  идентификацию  вызовов  об опасности от оконечных
устройств;
     - подачу сигнала о подключении оконечного устройства к сети и
связь с диспетчерами соответствующих служб через  сеть  проводного
радиовещания.
     10. Устройство персонального закрытого оповещения и резервной
телефонной связи
     Устройство персонального закрытого оповещения и резервной те-
лефонной  связи  подключается к сети проводного радиовещания через
абонентскую розетку и способно поддерживать цифровой канал связи с
комплексом ЗТП и обеспечивает:
     - циркулярное  или групповое (адресное) оповещение и информи-
рование населения, дежурно-диспетчерских служб и взаимодействующих
с ЕСОДУ Москвы и должностных лиц. Оповещение и информирование осу-
ществляется независимо от абонентов сети проводного радиовещания и
обеспеченности  электроэнергией оповещаемых объектов с центральной
станции оповещения,  пунктов управления префектур административных
округов города Москвы,  управ районов города Москвы,  потенциально
опасных объектов,  диспетчерского  контроля  и  управления  жилищ-
но-коммунальным хозяйством;
     - резервную телефонную связь для выделенного круга лиц в  ус-
ловиях ЧС до 20 абонентов.



                              Верно: