Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 450-ПП от 17 июня 2003 года
О Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы и первоочередных мероприятиях по реализации Концепции на период 2003—2005 гг.
В целях совершенствования системы управления водными объекта- ми на территории города Москвы, проведения комплекса мероприятий по очистке, реабилитации и благоустройству малых рек города Прави- тельством Москвы принят и реализуется ряд постановлений по охране и восстановлению рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству прилегающих к ним территорий (от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Москвы на период до 2010 года", от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очистки поверх- ностного стока с территории г.Москвы на период до 2010 г.", от 25.02.2003 N 102- ПП "О целевой среднесрочной экологической прог- рамме города Москвы на 2003-2005 годы". Для координации работ по управлению водными ресурсами и осу- ществления контроля за состоянием водных объектов Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Концепцию по восстановлению малых рек и русловых водое- мов города Москвы (далее - Концепция), согласно приложению 1. 1.2. Первоочередные мероприятия по реализации Концепции на период 2003-2005 гг., согласно приложению 2. 2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоуст- ройства города Москвы совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы разработать Программу по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и представить в IV квартале 2003 года в Правительство Москвы в установленном порядке. 3. Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы функции заказчика по разработке Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года. Провести в срок до 30 июля 2003 года тендер на определение исполнителя-разработчика программы. 4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обеспечить в 2003 году финансирование разработки Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года из средств Целевого бюджетного территориально- го экологического фонда. 5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в рамках Городской программы развития науки и технологий на 2003-2004 годы обеспечить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (приложение 2) в пределах лимитов, выделенных по разделу "Охрана окружающей среды". 6. Установить, что финансирование работ по благоустройству долин малых рек (п.12 приложения 2) осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье расходов "Содержание объектов внешнего благоустройства". 7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по заявке инвестора Управления городского заказа города Москвы предусматривать в инвестиционных программах города на 2004 и последующие годы лимит капитальных вложений на проектирование и выполнение работ, носящих капитальный характер, по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы, выявленных в ходе их обследования. 8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы: 8.1. Обеспечить жесткий контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства на водосборных площадях малых рек и водоемов города Москвы. 8.2. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйс- тва и благоустройства города Москвы в III квартале 2003 года сфор- мировать Городской координационный совет по контролю за разработ- кой Программы по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года и последующей ее реализацией. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксе- нова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в декаб- ре 2003 года. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 17 июня 2003 года N 450-ПП Концепция по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы 1. Общие положения Целью Концепции восстановления и реабилитации малых рек г.Москвы является определение основных экологических и экономичес- ких принципов городского развития, направленных на реабилитацию малых рек, сочетание рационального использования природных ресур- сов, социально-экономических и эколого-градостроительных приорите- тов развития городских территорий, прилегающих к водным объектам, а также формирование программы первоочередных мероприятий по реа- билитации малых рек. Основными принципами Концепции являются: - обеспечение охраны, экологической реабилитации и научно обоснованного, сбалансированного, рационального использования при- родных ресурсов малых рек и прилегающих территорий в градострои- тельных и рекреационных целях; - использование природных ресурсов малых рек на основе соче- тания и повышения эффективности правовых, экономических и адми- нистративных методов управления водопользованием; - обеспечение экологической безопасности при разработке и ре- ализации градостроительных и инженерных решений по восстановлению и реабилитации водных объектов; - закрепление на законодательной основе ответственных за со- держание водных объектов и их прибрежных территорий. Результатом реализации программы по восстановлению и реабили- тации малых рек является: - комплексное градостроительное использование водных объектов и прилегающих территорий в целях природоохраны и рекреации; - сохранение открытых русел малых рек и прекращение практики заключения их в коллекторы; частичное восстановление открытых ру- сел рек на отдельных участках; - обеспечение нормативного качества воды путем комплекса на- учно обоснованных инженерных и инженерно-биологических мероприятий на малых реках; - реализация бассейнового подхода к разработке схем охраны, реабилитации и рационального градостроительного использования ма- лых рек и прилегающих территорий; - максимальное стимулирование естественных процессов самоочи- щения в водных объектах; - охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем; - строительство очистных сооружений для очистки поверхностно- го стока с территорий промышленных предприятий, объектов хозяйс- твенной деятельности и наиболее загрязненных городских территорий; - благоустройство территорий промышленных и прочих хозяйс- твенных объектов, влияющих на формирование качества поверхностных сточных вод; - исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть; - реабилитация прибрежных территорий и долин малых рек с оп- ределением их функционального назначения, балансодержателя и с учетом сохранности территорий, относящихся к памятникам природы; - вывод из водоохранных зон экологически опасных объектов. 2. Анализ существующего положения Водные объекты На территории г.Москвы существует более 140 рек и ручьев. Наиболее крупными из них являются реки Яуза (48 км), Сходня (47 км) и Сетунь (38 км), которые начинаются на территории Московской области и являются притоками р.Москвы. 39 рек и ручьев имеют полностью открытые русла, в том числе 16 ( наиболее крупные) имеют протяженность более 2 км. Они предс- тавляют значительную экологическую и ландшафтно-рекреационную цен- ность. 40 водотоков полностью забраны в коллекторы. Остальные име- ют частично открытые русла и частично заключены в коллекторы. На территории Москвы расположены более 360 водоемов естест- венного и искусственного происхождения; из которых 170 являются русловыми. Общая площадь водного зеркала прудов составляет более 900 га. Общая протяженность открытых русел составляет порядка 310 км. Часть открытых русел наиболее крупных рек в черте города обустрое- на набережными и, следовательно, лишена элементов природного до- линного комплекса. Основная часть открытых русел малых рек (более 249 км) и во- доемов находится на обслуживании ГУП "Мосводосток". Система водных объектов г.Москвы является частью природной среды города, выполняет градообразующие, инженерные и экологичес- кие функции, формирует ландшафтный облик города, осуществляет от- вод поверхностного и дренажного стока. Водные объекты, расположенные в г.Москве, в настоящее время представляют собой систему, обеспечивающую регулирование и отвод поверхностного и грунтового стока, которая в результате деформиро- вания техническими средствами образует коллекторно-речную сеть. Все элементы комплекса водных объектов города взаимосвязаны и участвуют в формировании водного баланса и качества воды. Качество воды в водных объектах формируется в процессе питания за счет по- верхностного и грунтового стока и сбросов сточных вод. В целом питание водных объектов в г.Москве превышает естест- венный уровень как в поверхностном стоке вследствие высокого коэф- фициента стока с территории города и сбросов сточных вод, так и в подземном стоке за счет утечек из водопроводно-канализационных се- тей. Неоправданно и без должного обоснования большое количество водотоков заключено в коллекторы, что нарушает непрерывность и це- лостность водных объектов и водной системы г.Москвы в целом. Пре- образование рек в речные коллекторы приводит к необратимым эколо- гическим потерям: - нарушаются процессы естественного самоочищения рек; ликви- дируются речные долины, выполняющие в городе роль "экологических коридоров"; - создаются условия для возможного подтопления прилегающих территорий, так как коллекторы рассчитаны на русловые расходы рек без учета общего объема поступления сточных вод, включая произ- водственные (условно - чистые), от абонентов городской водосточной сети; - проектирование и строительство коллекторов не предусматри- вает выполнение дренирующих функций окружающих территорий ввиду низкой водопроницаемости бетонных стенок труб по сравнению с ес- тественными берегами русел рек; - происходит заиление коллекторов, ведущее к необходимости проведения затратных работ по их промывке и очистке. По степени техногенной трансформации малые реки г.Москвы могут быть классифи- цированы: 1 класс - сохранившиеся полностью, открытые на 90% протяжен- ности; 2 класс - умеренно трансформированные, открытые на 90-50% протяженности; 3 класс - сильно трансформированные, открытые на 49-10% про- тяженности; 4 класс - полностью утраченные, закрытые на 90% протяженнос- ти. Исходя из данной классификации, полностью утрачено 40 малых рек и ручьев (4 класс), сильно трансформированы - 27 (3 класс), умеренно трансформированы - 28 (2 класс); сохранившиеся - 38 (1 класс). Для Москвы в ряде случаев канализация рек представляет- ся неоправданной. В результате этого в настоящее время многие экологические функции водной системы и прилегающих территорий, такие как водоох- ранная, сохранение устойчивого биоразнообразия, частично утрачены, а ландшафтно-рекреационные функции недостаточно задействованы в градостроительной практике. Анализ качества воды водных объектов в городе Москве свиде- тельствует, что по большинству показателей вода соответствует тре- бованиям культурно-бытового водопользования, однако на всем протя- жении рек, в том числе на входе в город, наблюдается превышение рыбохозяйственных нормативов, которые на 1-2 порядка более жесткие по сравнению с гигиеническими нормативами. При этом водные объекты Москвы не используются в целях промыслового рыболовства, что вхо- дит в противоречие с критериями оценки качества воды в водных объ- ектах и установлением предельно допустимых сбросов на уровне тре- бований к водоемам рыбохозяйственного назначения. В городе Москве водные объекты используются для нужд промыш- ленности и энергетики (забор воды), культурно-бытового водопользо- вания и рекреации, а также для отведения поверхностных сточных вод. До настоящего времени не утверждены в установленном порядке виды водопользования для водных объектов города. Данная проблема требует взаимодействия Москвы и Московской области на уровне пра- вовых, экономических, хозяйственных и управленческих решений. В соответствии с существующей системой водоотведения в г.Москве основная часть сточных вод и загрязняющих веществ посту- пает в водные объекты города через выпуски сетей городской канали- зации и городского водостока. Большинство предприятий города явля- ются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", их водоохранная деятельность регулируется договора- ми абонирования городских сетей. Около 200 предприятий имеют собственные выпуски в водные объ- екты. В черте города содержание загрязняющих веществ в малых реках по большинству показателей увеличивается в 2-3 раза в результате поступления в них загрязненных поверхностных и частично производс- твенных сточных вод. В черте города основной объем сточных вод и загрязняющих веществ сбрасывается в малые реки через городскую во- досточную сеть ГУП "Мосводосток" и по бассейнам ряда рек (напри- мер Яуза, Сетунь) составляет более 90% от общего объема сброса. При этом от абонентов поступает в среднем около 35%, остальные стоки (65%) поступают с селитебных территорий города и в настоящее время никем не оплачиваются. Степень оснащения застроенных терри- торий (выпуски городских сетей и территории предприятий) очистными сооружениями поверхностного стока недостаточна. Объем очищенных сточных вод составляет около 50% от общего объема сброса. Боль- шинство существующих очистных сооружений технически устарели и нуждаются в реконструкции. По сравнению с 1999 годом количество очистных сооружений на городских водосточных сетях увеличилось до 149 штук. В основном это увеличение шло за счет введения в эксплуатацию новых очистных сооружений на транспортных магистралях МКАД и участках 3-го транс- портного кольца, в также в новостройках Северного и Южного Бутова, Митино, Марьинского парка. В соответствии с Генеральной схемой от- вода и очистки поверхностного стока с территории г.Москвы на пери- од до 2010 г., основные положения которой утверждены постановлени- ем Правительства Москвы от 17.04.2001 N 355-ПП, для полного охвата территории города необходимо построить дополнительно 74 очистных сооружений на городских водосточных сетях. В то же время строи- тельство очистных сооружений не является единственным мероприятием по улучшению качественных характеристик поверхностного стока. Ка- чество поверхностного стока напрямую зависит от уровня благоуст- ройства и санитарного состояния территории города. Поэтому пробле- ма очистки города от бытовых отходов, ликвидация свалок, своевре- менная уборка территорий рынков и других мест торговли является чрезвычайно актуальной. Общий объем поступления сточных вод в водные объекты г. Моск- вы от предприятий-спецводопользователей, осуществляющих сбросы сточных вод непосредственно в водные объекты, составляет 2754,7 млн. куб. м в год (без учета селитебной территории), в том числе: - через сети МГП "Мосводоканал" сбрасывается 1966,8 млн.куб.м в год (за исключением Курьяновской станции аэрации - сбросы осу- ществляются за пределами МКАД); - от абонентов ГУП "Мосводосток" - 179,4 млн.куб.м в год (без учета селитебной территории). Общий объем сброса через городскую водосточную сеть составляет 581 млн. куб.м в год; - от предприятий-водопользователей - 607,5 млн. куб. м в год, при этом основной объем сбросов приходится на долю объектов энер- гетики (93%) и АМО "ЗИЛ" (5%). Резервы улучшения качества вод в водных объектах г.Москвы и рациональное использование водных ресурсов в значительной степени связаны с сокращением сбросов путем организации на предприятиях систем оборотного водоснабжения для нормативно чистых вод, исклю- чением сбросов загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и внедрением эффективных методов очистки поверхностных сточных вод. Состояние прибрежных территорий Задачи восстановления, сохранения и экологической реабилита- ции малых рек необходимо решать в комплексе с мероприятиями по благоустройству территорий, прилегающих к водным объектам, которые формируют качество и состояние самих водных объектов, ландшафт го- родской среды, обеспечивают рекреационный и природный потенциал города. Экологическая роль долин малых рек в условиях города не толь- ко не уменьшилась, но и в некоторых случаях возросла по сравнению с "дикой" природой, осуществляя компенсационную функцию. Существующая система пойменных и прибрежных территорий предс- тавляет собой фрагментированную цепочку незастроенных площадей с частично сохранившимся озеленением и природными сообществами в различной стадии антропогенной дегрессии. Долины рек трансформиро- ваны, подвержены оползневым и эрозионным проявлениям, отдельные участки водоохранных зон захламлены, имеют место незаконно разме- щенные постройки, некоторые участки русел рек завалены деревьями и мусором. Это связано, с одной стороны, со сложившимся отношением к речной системе и прилегающим территориям как к "бесхозным неудобь- ям", не представляющим градостроительного интереса или требующим более дорогостоящих инженерных решений при их освоении. С другой стороны, эти территории находятся под защитой природоохранного за- конодательства, ограничивающего возможность осуществления на них хозяйственной деятельности. На различных участках долины рек наблюдается различная сте- пень нарушения биогеоценозов вплоть до полной его ликвидации в том месте, где река заключена в коллектор. Можно говорить об антропо- генной дегрессии пойменных территорий. В то же время пойменные территории, благодаря пересеченному рельефу и разнообразной растительности, привлекательны как места отдыха. Градостроительная политика должна сводиться к минимизации площадей с техногенным ландшафтом в сторону восстановления естест- венных или культурных ландшафтов в зависимости от состояния долины и ее места в градостроительных планах развития округов. При правильной организации культурный ландшафт как часть сис- темы озеленения прибрежных территорий способствует восстановлению и оздоровлению среды обитания человека и биосферы в целом. Прове- ден анализ общей структуры планируемого функционального использо- вания площадей водоохранных зон водных объектов в г.Москве, по ре- зультатам которого установлено следующее: - 75% от общей площади водоохранных зон предлагается для раз- вития природных территорий; - 10% - под территории природно-общественного назначения; - 3% - под территории жилого назначения; - 1% - под территории общественно-жилого назначения; - 2% - под территории природно-общественного и жилого назна- чения; - 2% - под территории природно-общественного и производствен- ного назначения; - 2% - под производственное назначение. Доли других террито- рий различного назначения составляют менее 1%. В настоящее время на большинстве этих территорий отсутствует система регулирования и управления хозяйственной и природоохранной деятельностью. Для них характерно отсутствие благоустройства, они превращены в участки отчуждения и не выполняют средозащитных и градоформирующих функций. Анализ природных условий долин на участке утраченной речной сети позволяет выявить природный потенциал территории и сформули- ровать предпосылки и приемы для их реабилитации. Архитектурно- ландшафтные: - формирование открытых озелененных пространств, сухих русел, искусственного ландшафта; - создание искусственных водных поверхностей и сооружений (каналов,фонтонов, каскадов и др.); - прямое восстановление участков открытого русла и утраченно- го ландшафта. Инженерно-технические: - проведение гидротехнических и мелиоративных работ, направ- ленных на стабилизацию инженерно-геологических процессов и улучше- ние характеристик естественного стока; - вертикальная планировка территории с учетом конфигурации и размеров исторических долин (восстановление утраченного ландшафта или создание нового), благоустройство и озеленение. При комплексном подходе к реабилитации долин малых рек, зак- люченных в коллекторы, можно выделить три типа мероприятий: - консервация - мероприятия по сохранению и поддержанию су- ществующего состояния долины; - реконструкция - комплекс мероприятий, направленных на вос- становление природного потенциала долины; - реорганизация - мероприятия по использованию долины или ее участков в новой планировке и застройке с формированием рекреаци- онных зон. Исходя из изложенного, можно выделить четыре основных условия существования речной сети как экологической инфраструктуры города, при нарушении которых она утрачивает свое значение: - максимальное сохранение речных долин, которые обеспечивают саморегуляцию природного комплекса. Спрямление русел, подсыпка бе- регов, бетонирование склонов, хозяйственное освоение пойм нарушают условия саморегуляции системы; - непрерывность речной сети, забор участков в коллекторы, ис- пользование прибрежных территорий под застройку различного функци- онального назначения приводит к прерывности (фрагментации) ланд- шафта, изменению гидрогеологической обстановки (подтоплению терри- торий, повышению уровня грунтовых вод) и ускоряет разрушение при- родного комплекса; - сохранение видового разнообразия растений и животных, кото- рые являются индикаторами качества условий обитания и рекреационно привлекательны; - обеспечение связи пойменных и прибрежных территорий с круп- ноплощадочными объектами Природного комплекса города и создание на базе гидросети города единой системы устойчивого озеленения го- родских территорий. Существующая система управления и контроля за состоянием вод- ных объектов В настоящее время в городе действует ряд организаций, осу- ществляющих управление водными ресурсами и контроль за состоянием рек: - федеральные органы (Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по г. Москве, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управле- ние, ФГУ "Мосрыбвод" Госкомрыболовства, Центр Государственного са- нитарно-эпидемиологического надзора в г.Москве); - государственные органы города Москвы (Департамент природо- пользования и охраны окружающей среды города Москвы, Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и бла- гоустройства города Москвы, префектуры административных округов, управы районов). Однако отсутствует координирующий орган в области охраны вод- ных ресурсов, что приводит к несогласованности решений, дублирова- нию функций, отсутствию единого системного подхода в требованиях по охране водных объектов. В последние годы по охране и восстановлению территорий рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустройству при- легающих к ним территорий принят и реализуется ряд постановлений Правительства Москвы: - от 29.10.96 N 873 "О мерах по упорядочению содержания соо- ружений и территорий в границах земель водного фонда г.Москвы"; - от 10.02.98 N 101 "О комплексе мер по охране и восстановле- нию рек Москвы, Яузы, других водных объектов города и благоустрой- ству прилегающих к ним территорий"; - от 24.11.98 N 911 "О совершенствовании механизма управления и контроля за состоянием р. Москвы и ее притоков" с внесением в него изменений в соответствии с постановлением от 20.11.2001 N 1043-ПП - от 17.02.98 N 124 "О генеральных схемах водоснабжения, ка- нализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г.Моск- вы на период до 2010 года"; - от 17.04.2001 N 355-ПП "О Генеральной схеме отвода и очист- ки поверхностного стока с территории г.Москвы" на период до 2010 г. - от 11.09.2001 N 833-ПП "О первоочередных мероприятиях по приведению в порядок русла р. Яузы". В целях упорядочения работ в области охраны водных ресурсов необходимо объединить все водоохранные мероприятия в городе в еди- ной программе восстановления малых рек города Москвы. Реабилитацию рек необходимо рассматривать в комплексе с реабилитацией их долин, с учетом их экологической, ландшафтной и градообразующей значимос- ти. Выбор направления реабилитации рек и функционального исполь- зования пойменных территорий или их участков должен проводиться на основе оценки состояния водного объекта, степени антропогенной дегрессии природного комплекса на прибрежной территории, установ- ления режима градостроительного использования, определяющего рег- ламент хозяйственной деятельности на данной территории. Для полной реализации мероприятий по охране и восстановлению водных объектов в г.Москве необходимы комплексный бассейновый под- ход к реабилитации водных объектов, совершенствование норматив- но-правовой документации по водопользованию и разработка организа- ционных и экономических методов, стимулирующих предприятия и орга- низации проводить водоохранные мероприятия. 3. Основные направления реализации Концепции восстановления и реабилитации малых рек города Москвы Совершенствование системы управления и охраны водных ресурсов в городе Москве Создание координирующего органа управления и охраны водных ресурсов в г.Москве. Вариантом такого органа может стать городской Координирующий совет на примере Координационного совета по вопро- сам реализации генерального плана развития города Москвы. Основной функцией совета должна стать реализация программы по экологической реабилитации малых рек. Подготовка и подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий в области водных ресурсов между органами го- сударственной власти Российской Федерации и г.Москвы. Разработка регламента взаимодействия и разделения полномочий между всеми органами в области управления и охраны водных ресурсов в г.Москве. Определение и утверждение в установленном порядке перечня водных объектов, отнесенных к федеральной собственности и к собс- твенности города Москвы. Разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Москвы с указанием их принадлеж- ности, основных гидрологических характеристик, оценки качества во- ды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прибрежных защитных полос. Разработка и утверждение нормативного документа об организа- ции управления, содержания и использования природных территорий долин малых рек. Создание единого информационно-аналитического центра в г.Москве по всем водопользователям для обобщения баз данных всех контролирующих организаций по охране водных ресурсов с целью ана- лиза информации и принятия управленческих решений. Совершенствование нормативно-законодательной базы в области охраны водных ресурсов Разработка и принятие Закона города Москвы "Об охране водных ресурсов на территории г.Москвы", учитывающего специфику существу- ющей коллекторно-речной сети и централизованных систем водоснабже- ния, канализации и водостока в г.Москве. Определение (обоснование) и утверждение в установленном по- рядке видов водопользования на водных объектах или их участках, расположенных на территории города Москвы, с учетом функционально- го назначения водного объекта и прилегающей территории. Определе- ние требований к качеству водных объектов на территории города Москвы. Данная проблема требует взаимодействия Правительства Москвы с федеральными органами на уровне правовых, экономических и управленческих решений. Разработка проектов водоохранных зон по всем малым рекам на территории города Москвы и вынос границ в натуру. Разработка и утверждение методики нормирования сбросов заг- рязняющих веществ со сточными водами городской водосточной сети, предусматривающей нормирование всего сброса в водные объекты горо- да и выделение сброса от абонентов ГУП "Мосводосток". Разработка и утверждение перечня нормируемых показателей ка- чества поверхностных сточных вод по отраслям промышленности и ка- тегориям объектов хозяйственной деятельности при сбросе в водные объекты и в городскую водосточную сеть. Включение биотестирования в перечень нормируемых показателей. Разработка и утверждение новых Правил приема сточных вод в городскую водосточную сеть, в том числе с селитебной территории горда. Разработка водохозяйственного баланса г.Москвы. Мероприятия по восстановлению и реабилитации малых рек Разработка бассейновых схем охраны, реабилитации и рациональ- ного градостроительного использования малых рек и прибрежных тер- риторий. Разработка модели баланса формирования стока по каждой реке и выявление источников загрязнения. Строительство очистных сооружений с внедрением современных эффективных технологий для очистки поверхностного стока с террито- рий предприятий, организаций и других объектов хозяйственной дея- тельности, а также с городских территорий. Исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты и в городскую водосточную сеть. Максимальная стимуляция естественных самоочищающих процессов, в том числе за счет устройства дополнительных русловых прудов, аэ- рации, водоочищающей флоры и т.д. Инженерная подготовка и оборудование прибрежных территорий, включающая мероприятия по организации рельефа, мелиорацию, берего- укрепление, противоэрозионные, противооползневые и оврагоукрепи- тельные работы, рекультивацию загрязненных участков, организацию сбора, отвода и очистки поверхностного стока. Санитарная очистка акватории водных объектов и прилегающих территорий. Своевременное восстановление коллекторов и сооружений на реч- ной сети во избежание аварийных ситуаций. Охрана и восстановление природных сообществ и биологических ресурсов водных и околоводных экосистем. Определение участков заключенных в коллекторы водных объек- тов, по которым возможно восстановление открытых русел малых рек и разработка проектов по возврату их в естественное природное состо- яние. Разработка индивидуальных проектов по реабилитации прибрежных территорий и долин малых рек (озеленение, рекультивация почвы, благоустройство) с учетом их функционального назначения. Санация почвенного покрова прилегающих территорий малых рек. Разработка механизма для вывода из водоохранных зон экологи- чески опасных и самовольно размещенных объектов. Введение запрета на размещение осадков сточных вод на терри- тории, с которой возможно их попадание с дождевыми или подземными водами в водный объект. Санитарно-экологическая реабилитация водных объектов, исполь- зуемых для купания, путем дополнительной защиты от загрязнений на период купального сезона. Совершенствование экономического механизма регулирования во- допользования Создание эффективного механизма финансирования работ по восс- тановлению водных объектов с привлечением инвестиционных вложений. Создание благоприятных условий (налогообложение, кредитова- ние, ссуды и т.д.), способствующих привлечению инвестиций к комп- лексной реабилитации водных объектов и прибрежных территорий. Разработка и принятие законодательного документа о платежах за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты и на рельеф водосборной площади. Введение платежей за сброс ток- сичных сточных вод. Разработка системы повышающих коэффициентов к платежам за землепользование и водопользование для объектов, расположенных в водоохранных зонах водных объектов. Разработка и утверждение порядка обязательного внесения пла- тежей за неорганизованный сброс загрязняющих веществ с поверхност- ными сточными водами с территорий, не оборудованных внутренними сетями ливневой канализации. Корректировка порядка исчисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунального водоотведения г.Москвы в целях стимулирования абонентов и владель- цев городских коммунальных сетей к проведению природоохранных ме- роприятий. Разработка системы стимулирования предприятий, внедряющих во- досберегающие и водоохранные технологии. Разработка и утверждение методики расчета ущерба, причиненно- го в результате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, в городские сети канализации и водостока. Мониторинг водных объектов и водопользования Организация и обеспечение постоянной работы единой городской системы мониторинга водных объектов. Информация в систему должна поступать от всех организаций, участвующих в управлении водными объектами города и осуществляющих водопользование в городе Москве. Обобщение и анализ всей информации с целью подготовки инфор- мационных бюллетеней и принятия управленческих решений по улучше- нию состояния водных объектов. Информация мониторинга водных объектов должна быть доступной для всех заинтересованных лиц и организаций, принимающих участие в проведении мероприятий по реабилитации малых рек: - техническое обеспечение систем экологического мониторинга водных объектов и источников их загрязнения; - оборудование 3 автоматических постов контроля за загрязне- нием воды в р.Москве в черте города; - оснащение наиболее крупных водовыпусков приборами учета ко- личества и качества сбрасываемых сточных вод; - разработка модели расчета и прогнозов загрязнения поверх- ностных водных объектов г.Москвы; - разработка схемы размещения постов сети мониторинга водных объектов на период до 2020 года. . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 2003 года N Первоочередные мероприятия по реализации Концепции по восстановлению малых рек и русловых водоемов города Москвы на период 2003-2005 гг. Текст приложения смотри в подлиннике .
- Постановление Правительства Москвы № 768-ПП от 3 октября 2006 года
- О признании частично утратившим силу постановления Правительства Москвы от 17 июня 2003 г. N 450-ПП