В целях дополнительного привлечения средств для финансирова-
ния мероприятий, предупреждающих причинение вреда городскому иму-
ществу, и повышения заинтересованности страховых организаций в
формировании необходимых для этого фондов предупредительных мероп-
риятий по договорам добровольного страхования, заключенным с учас-
тием субъектов Российской Федерации, во исполнение распоряжения
Мэра Москвы от 31 декабря 2008 г. N 362-РМ "О Плане первоочередных
законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы
на 2009-2010 годы" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект постановления Московской городской Думы "О
проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (приложе-
ние).
2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект поста-
новления на рассмотрение Московской городской Думы в установленном
порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Росляка Ю.В. и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Виноградова В.Ю.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 19 мая 2009 г. N 451-ПП
ПРОЕКТ
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О проекте федерального закона
"О внесении изменения в статью
294 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федера-
ции и статьей 35 Устава города Москвы
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 294 час-
ти второй Налогового кодекса Российской Федерации".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех
этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской
городской Думы _____________________ .
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его приня-
тия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Московской городской Думы "О проекте
федерального закона "О внесении изменения в статью 294 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1
"Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмот-
рено право формирования страховыми организациями фонда предупреди-
тельных мероприятий в целях финансирования расходов по предупреж-
дению наступления страховых случаев.
Формирование страховыми организациями фонда предупредительных
мероприятий по договорам, заключенным с участием органов исполни-
тельной власти субъекта Российской Федерации, рассматривается го-
родом Москвой как весьма важная часть деятельности страховщиков.
Это подтверждено многолетним положительным совместным опытом стра-
ховщиков и Правительства Москвы в части использования фонда пре-
дупредительных мероприятий на различные превентивные цели, в том
числе на противопожарные мероприятия. В данном случае фонд предуп-
редительных мероприятий является существенным дополнением к бюд-
жетным средствам, направляемым на эти цели.
Однако взаимодействие страховщиков и субъекта Российской Фе-
дерации - города Москвы в части использования фонда предупреди-
тельных мероприятий сегодня можно рассматривать как исключительное
явление в России, основанное скорее на доброй многолетней тради-
ции, чем на заинтересованном использовании страховыми организация-
ми законодательно установленного права формирования данного фонда.
Крайне негативное отношение страховщиков к существующему пра-
ву формирования фонда предупредительных мероприятий по договорам
добровольного страхования является следствием того, что страховщи-
ки фактически несут двойные расходы: с одной стороны - это добро-
вольно взятые на себя расходы на цели предупреждения случаев при-
чинения ущерба застрахованным объектам, а с другой стороны - это
уплата налогов с этой суммы.
Так, например, в период 2002-2008 гг. в рамках программы
страхования жилых помещений, осуществляемой с участием Правитель-
ства Москвы, страховщиками были сформированы фонды предупредитель-
ных мероприятий в размере более 300 млн.руб. Эти фонды в целях
предупреждения наступления случаев причинения ущерба застрахован-
ному имуществу полностью использованы, в том числе на реконструк-
цию зданий пожарных депо и техническое оснащение пожарных частей,
приобретение пожарных автомобилей, повышение пожарной безопасности
объектов жилого сектора (оснащение электрощитовых, установка сис-
тем дымоудаления в домах и т.д.).
При этом, с указанной суммы добровольно взятых на себя расхо-
дов страховая организация вынуждена была уплатить налоги на при-
быль в размере более 72 млн.руб.
Таким образом, для страховщиков невыгоден существующий поря-
док исчисления налога на прибыль с учетом формирования фондов пре-
дупредительных мероприятий (приложение 1).
Отказ страховщиков от формирования фондов предупредительных
мероприятий лишает и застрахованных и субъекты Российской Федера-
ции дополнительного финансирования мероприятий по предупреждению
страховых событий. В приведенном примере - это 300 млн.руб. (при-
ложение 2).
Обеспечить повсеместную заинтересованность страховщиков в
формировании фонда предупредительных мероприятий по видам страхо-
вания (программам страхования), осуществляемым с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе
и города Москвы, возможно лишь путем выведения этих средств из-под
налогообложения (приложение 3).
С принятием предлагаемых изменений в статью 294 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации будет устранен фактор,
сдерживающий формирование страховщиками данного фонда, в виде на-
лога на прибыль на средства фонда предупредительных мероприятий.
Это полностью отвечает интересам и субъекта Российской Федерации и
страховщиков в части направления оптимальных сумм на предупрежде-
ние наступления случаев причинения ущерба застрахованным объектам,
а так же положительно скажется и на ситуации в целом.
Следует отметить, что в большинстве стран Европы практикуются
либо целевые сборы от суммы страховых взносов по имущественному и
личному страхованию либо сборы налогового характера, и используют-
ся они на проведение различных превентивных (предупредительных)
мероприятий и другие цели: отчисления на противопожарные меры (Ве-
ликобритания, Дания, Греция, Испания, Германия), отчисления в фонд
помощи жертвам терроризма и Национальный фонд сельскохозяйственных
катастроф (Франция), в Национальный фонд социальной реабилитации
инвалидов (Бельгия), в Компенсационный фонд (Ирландия), в фонд со-
лидарности с жертвами вымогательства (Италия) и так далее.
.
Приложение 1
к пояснительной записке
к проекту постановления
Московской городской Думы
"О проекте федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом действующих требований ст.294 главы
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с учетом
формирования фонда предупредительных мероприятий
(схема - см.подлинник)
.
Приложение 2
к пояснительной записке
к проекту постановления
Московской городской Думы
"О проекте федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом действующих требований ст.294 главы
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, когда
фонд предупредительных мероприятий не формируется
(схема - см. подлинник)
.
Приложение 3
к пояснительной записке
к проекту постановления
Московской городской Думы
"О проекте федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом внесения изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса Российской Федерации, когда фонд
предупредительных мероприятий формируется
(схема - см. подлинник)
.
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 294 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации
Статья 1
Внести в пункт 2 статьи 294 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федера-
ции, 2000, N 32, ст.3340; 2002, N 22, ст.2026; 2004, N 27,
ст.2711; 2005, N 1, ст. 30) изменение, дополнив его подпунктом 1.3
следующего содержания:
"1.3) суммы отчислений в фонды предупредительных мероприятий
в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления
страховых случаев, если:
страхователем по договору страхования выступают органы испол-
нительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
определено участие субъектов Российской Федерации в страховых вып-
латах по договорам страхования, где страхователями выступают юри-
дические или физические лица;
на основании нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации выступают инициаторами проведения страхования;".
Статья 2
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2010 г.
Президент
Российской Федерации
.
Приложение 1
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью
294 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в
статью 294 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует признания
утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов
федерального законодательства.
.
Приложение 2
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью
294 части второй Налогового
кодекса Российской Федерации"
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных
затрат из федерального бюджета.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1
"Об организации страхового дела в Российской Федерации" предусмот-
рено право формирования страховыми организациями фонда предупреди-
тельных мероприятий в целях финансирования расходов по предупреж-
дению наступления страховых случаев.
Формирование страховыми организациями фонда предупредительных
мероприятий по договорам, заключенным с участием органов исполни-
тельной власти субъекта Российской Федерации, рассматривается го-
родом Москвой как весьма важная часть деятельности страховщиков.
Это подтверждено многолетним положительным совместным опытом стра-
ховщиков и Правительства Москвы в части использования фонда пре-
дупредительных мероприятий на различные превентивные цели, в том
числе на противопожарные мероприятия. В данном случае фонд предуп-
редительных мероприятий является существенным дополнением к бюд-
жетным средствам, направляемым на эти цели.
Однако взаимодействие страховщиков и субъекта Российской Фе-
дерации - города Москвы в части использования фонда предупреди-
тельных мероприятий сегодня можно рассматривать как исключительное
явление в России, основанное скорее на доброй многолетней тради-
ции, чем на заинтересованном использовании страховыми организация-
ми законодательно установленного права формирования данного фонда.
Крайне негативное отношение страховщиков к существующему пра-
ву формирования фонда предупредительных мероприятий по договорам
добровольного страхования является следствием того, что страховщи-
ки фактически несут двойные расходы: с одной стороны - это добро-
вольно взятые на себя расходы на цели предупреждения случаев при-
чинения ущерба застрахованным объектам, а с другой стороны - это
уплата налогов с этой суммы.
Так, например, в период 2002-2008 гг. в рамках программы
страхования жилых помещений, осуществляемой с участием Правитель-
ства Москвы, страховщиками были сформированы фонды предупредитель-
ных мероприятий в размере более 300 млн.руб. Эти фонды в целях
предупреждения наступления случаев причинения ущерба застрахован-
ному имуществу полностью использованы, в том числе на реконструк-
цию зданий пожарных депо и техническое оснащение пожарных частей,
приобретение пожарных автомобилей, повышение пожарной безопасности
объектов жилого сектора (оснащение электрощитовых, установка сис-
тем дымоудаления в домах и т.д.). При этом с указанной суммы доб-
ровольно взятых на себя расходов страховая организация вынуждена
была уплатить налоги на прибыль в размере более 72 млн.руб.
Таким образом, для страховщиков невыгоден существующий поря-
док исчисления налога на прибыль с учетом формирования фондов пре-
дупредительных мероприятий (приложение 1).
Отказ страховщиков от формирования фондов предупредительных
мероприятий лишает и застрахованных и субъекты Российской Федера-
ции дополнительного финансирования мероприятий по предупреждению
страховых событий. В приведенном примере - это 300 млн.руб. (при-
ложение 2).
Обеспечить повсеместную заинтересованность страховщиков в
формировании фонда предупредительных мероприятий по видам страхо-
вания (программам страхования), осуществляемым с участием органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе
и города Москвы, возможно лишь путем выведения этих средств из-под
налогообложения (приложение 3).
С принятием предлагаемых изменений в статью 294 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации будет устранен фактор,
сдерживающий формирование страховщиками данного фонда, в виде на-
лога на прибыль на средства фонда предупредительных мероприятий.
Это полностью отвечает интересам и субъекта Российской Федерации и
страховщиков в части направления оптимальных сумм на предупрежде-
ние наступления случаев причинения ущерба застрахованным объектам,
а так же положительно скажется и на ситуации в целом.
Следует отметить, что в большинстве стран Европы практикуются
либо целевые сборы от суммы страховых взносов по имущественному и
личному страхованию либо сборы налогового характера и используются
они на проведение различных превентивных (предупредительных) ме-
роприятий и другие цели: отчисления на противопожарные меры (Вели-
кобритания, Дания, Греция, Испания, Германия), отчисления в фонд
помощи жертвам терроризма и Национальный фонд сельскохозяйственных
катастроф (Франция), в Национальный фонд социальной реабилитации
инвалидов (Бельгия), в Компенсационный фонд (Ирландия), в фонд со-
лидарности с жертвами вымогательства (Италия) и так далее.
.
Приложение 1
к пояснительной записке
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом действующих требований ст.294 главы
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с учетом
формирования фонда предупредительных мероприятий
(схема - см. подлинник)
.
Приложение 2
к пояснительной записке
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом действующих требований ст.294 главы
25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, когда
фонд предупредительных мероприятий не формируется
(схема - см. подлинник)
.
Приложение 3
к пояснительной записке
к проекту федерального закона
"О внесении изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса
Российской Федерации"
Схема налогообложения с учетом внесения изменения в статью 294
части второй Налогового кодекса Российской Федерации, когда фонд
предупредительных мероприятий формируется
(схема - см. подлинник)