Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 459-ПП от 15 мая 2001 года

Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г.Москве

     В  целях  обеспечения  целенаправленной  деятельности  московских
городских  органов  управления,  научно-исследовательских  и проектных
организаций  в  сфере организации дорожного движения в городе Москве и
во  исполнение  пункта  5.1.1  постановления Правительства Москвы от 5
декабря  2000  года  N 971  "О  мерах по совершенствованию организации
дорожного движения в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
     1.  Утвердить  Основные направления совершенствования организации
дорожного   движения   в   городе   Москве  на  период  до  2020  года
(приложение).
     2.  Управлению  транспорта  и  связи  Правительства Москвы, ГУ г.
Москвы  "Центр  организации  дорожного движения Правительства Москвы",
Москомархитектуре,   Управлению   жилищно-коммунального   хозяйства  и
благоустройства  Правительства  Москвы,  ГУП "Государственная компания
"Мосгортранс",   Управлению   ГИБДД   ГУВД   г.  Москвы,  Департаменту
экономической  политики  и  развития  г.  Москвы обеспечить разработку
мероприятий   и   выполнение   плановой,   научно-исследовательской  и
проектной  работы по организации дорожного движения с учетом положений
Основных  направлений совершенствования организации дорожного движения
в городе Москве на перспективу до 2020 года.
     3.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В.


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков


                                          Приложение
                                 к постановлению Правительства
                                 Москвы от 15 мая 2001 года
                                 N 459-ПП



          ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
      ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


     1. Цели и задачи настоящего документа
     Условия дорожного движения  в Москве  характеризуются сложной
дорожной обстановкой,  снижением средних скоростей движения, учас-
тившимися предзаторовыми и заторовыми ситуациями, увеличением зат-
рат времени пассажирами общественного пассажирского транспорта.
     Основной причиной создавшейся ситуации является  резкий  рост
городского автомобильного парка и повышение мобильности населения,
не полностью компенсируемые принимаемыми мерами по совершенствова-
нию  управления  дорожным  движением и ростом дорожно-транспортной
инфраструктуры.
     Москва остро нуждается в интенсификации использования сущест-
вующей улично-дорожной сети путем оптимизации  дорожного  движения
современными средствами и методами,  которые включают в себя комп-
лекс мер управляющего правового, организационного и инженерно-тех-
нического  воздействия на дорожное движение при соблюдении условий
экологической безопасности.
     Кроме того  интенсивное наращивание  количественных показате-
лей улично-дорожной сети, которая представляет собой основной фонд
городского  хозяйства,  без соответствующей поддержки современными
методами и средствами организации движения  влечет  за собой нера-
циональное использование этого фонда.  Мировая практика свидетель-
ствует,  что оптимизация дорожного движения способна повысить про-
пускную  способность  улиц и магистралей на 20%  при одновременном
повышении степени безопасности движения на 10-15%.
     Целью настоящих  Основных направлений совершенствования орга-
низации дорожного  движения в г.Москве (далее - Основные направле-
ния) является концептуальное формулирование требуемого уровня  ор-
ганизации  дорожного движения в г.Москве на краткосрочный (до 2005
года),  среднесрочный (до 2010 года) и долгосрочный (до 2020 года)
периоды.
     Целевые установки позволят определить  граничные  условия,  в
рамках  которых будет производиться вариантное планирование и реа-
лизация конкретных мероприятий по улучшению условий дорожного дви-
жения.
     Задачей настоящего документа  является  определение  основных
путей достижения запланированного уровня состояния организации до-
рожного движения в г.Москве к концу каждого расчетного срока.
     Механизмом реализации Основных направлений являются разработ-
ка и внедрение соответствующих целевых программ на каждый  расчет-
ный период  как для города в целом, так и для отдельных транспорт-
но-планировочных районов.

     2. Основные критерии и принципы разработки мероприятий по ор-
ганизации дорожного движения в г.Москве
     Совершенствование организации  дорожного  движения базируется
на комплексном подходе  к  проблеме,  предусматривающем  системную
проработку всех составляющих аспектов:  правовая база, организаци-
онные мероприятия,  техническое обеспечение.  Основной критерий  -
повышение экономической эффективности транспортного процесса, пря-
мым образом связанной с минимизацией затрат времени на движение  и
величины пробега транспортных средств.
     Минимизация названных параметров будет  достигнута  с  учетом
обеспечения  требуемого  уровня  безопасности  дорожного движения,
экологической безопасности окружающей среды,  а также  архитектур-
но-градостроительных,  социальных,  историко-культурных  факторов.
При этом в таком городе,  как Москва, количественные значения всех
перечисленных  факторов  зависят  от  территориальных  и временных
признаков.
     По территориальному признаку проблема совершенствования орга-
низации дорожного движения разделяется на три  части:  центральная
часть города, включая Садовое кольцо, срединная зона - между Садо-
вым и Третьим транспортным кольцами и остальная городская террито-
рия, включая МКАД.
     Выделение центральной части  города  -  общепринятая  мировая
практика, учитывая уникальную историческую и функциональную специ-
фику этой территории и ее особую транспортную роль.
     В Основных   направлениях  осуществляется  дифференцированный
подход  к проработанности вопросов организации дорожного  движения
как  по  описываемым  территориям,  так и в отношении длительности
прогнозируемых временных периодов.  Причем  если  для  центральной
части  города  реальным  для  разработки планов является выделение
трех составляющих:  краткосрочный период - до полного ввода в экс-
плуатацию Третьего транспортного кольца, среднесрочный период - до
2010 года и долгосрочный период - расчетный срок Генерального пла-
на г.Москвы, то для прочей территории города целесообразно ограни-
читься самыми общими стратегическими принципами  совершенствования
системы организации дорожного движения с ориентировочным распреде-
лением основных мероприятий по указанным трем расчетным  периодам.
     В Основных направлениях учитываются в первую очередь градост-
роительные перспективы  и  дорожно-строительная  политика развития
Москвы.  В Генеральном плане развития Москвы предусмотрены сущест-
венные  изменения  функциональной организации города,  в том числе
связанные с перебазированием и ликвидацией ряда предприятий и  ор-
ганизаций.
     Программы совершенствования  организации дорожного движения в
обязательном порядке должны планироваться и реализовываться однов-
ременно  с наращиванием темпов дорожно-мостового строительства и с
учетом сложившихся традиций и тенденций в развитии города,  финан-
совых и технических возможностей.

     Центральное ядро города
     Многофункциональная загруженность центра города, несопостави-
мая по своей величине с загруженностью других  зональных  центров,
обуславливает  его  высокую привлекательность для целевых поездок.
Центр Москвы является самым мощным  в  городе  районом  притяжения
транспортных потоков.  Кроме того в связи с исторически сложившей-
ся в Москве радиально-кольцевой структурой улично-дорожной сети (с
заметным  преобладанием  радиальной составляющей) центр города ин-
тенсивно используется транзитными транспортными потоками.  Все это
привело  к  тому,  что центр города первым столкнулся с проблемами
транспортных заторов и экологической безопасности.
     В то же время социальная, экономическая, политическая и исто-
рическая значимость центра г.Москвы требует первоочередного приня-
тия  защитных мер против негативных последствий ускоренной автомо-
билизации общества.
     Кардинальное решение  проблем  центра  заключается в снижении
его транспортной загрузки,  т.е. уменьшении его роли в общегородс-
кой транспортной системе.
     Это решение достигается при одновременном  использовании  ме-
роприятий, направленных  как на уменьшение привлекательности цент-
ра города в качестве пункта целевого назначения поездок,  так и на
сокращение транзитных транспортных потоков  через центр города.  К
основным мероприятиям такого рода относятся:
     - уменьшение притяжения транспортных потоков путем сокращения
или запрещения строительства новых объектов финансово-деловой сфе-
ры,  ограничения  строительства  торгово-обслуживающих  объектов в
пределах Садового кольца;
     - реализация парковочной политики,  выражающейся в строитель-
стве многоярусных внеуличных паркингов  при одновременной ликвида-
ции  неорганизованных автостоянок на проезжих частях улиц и упоря-
дочении пользования организованными автостоянками;
     - введение  ограничений на въезд транспортных средств в цент-
ральную часть города;
     - вывод из центральной части города ряда учреждений и органи-
заций;
     - ограничение числа улиц,  используемых для пропуска транзит-
ных транспортных потоков,  с одновременным обеспечением их  макси-
мальной пропускной способности;
     - создание организационных и регулировочных  препятствий  для
использования прочей улично-дорожной сети центра города транзитны-
ми транспортными потоками за счет  введения  режима  "успокоенного
движения"*)  на межмагистральных территориях и обеспечения приори-
тетного использования этих территорий пешеходным движением.

     Срединная и периферийная части города
     Москва располагает крупномасштабными  планами  и  программами
перспективного дорожного строительства,  в том числе увязанными со
строительством и реконструкцией федеральной дорожной сети Московс-
кой  области.  Планируемые работы тем более требуют акцентирования
внимания на создании научно обоснованной и эффективной общегородс-
кой системы организации дорожного движения.  Проектирование и реа-
лизация системы требует наличия достаточно информативной базы дан-
ных о параметрах и условиях дорожного движения,  а также соответс-

__________________________________________________________________
*) Режим "успокоенного движения" предусматривает введение понижен-
ного  предела скорости движения транспортных средств на определен-
ной территории.  Установление этого режима возможно путем введения
зонального ограничения скорости движения.
твующего инструментария (нормативно-правового,  инструктивно-мето-
дического  и аппаратурно-технического) для принятия управленческих
решений. Кроме того  необходим эффективный управленческий механизм
для реализации принятых решений.
     На сегодняшний день наиболее остро ощущается нехватка  транс-
портных связей между различными городскими территориями.  Недоста-
точная транспортная связанность территорий является причиной того,
что по показателям эффективности транспортного процесса Москва со-
поставима с городами линейной территориальной структуры.
     Устранение этих недостатков позволит компенсировать ущерб до-
рожному движению в результате затрудненных транспортных связей че-
рез  водные преграды (Москва-река, река Яуза,  канал Москва-Волга,
река Сходня и др.  водотоки),  а также разветвленную сеть железных
дорог.  Затрудненность связей объясняется низкой плотностью мосто-
вых переходов,  что вызывает значительные перепробеги транспортных
потоков и дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть.  Реали-
зация программы строительства новых мостов и  путепроводов,  также
как  и  строительства  и реконструкции магистральной УДС в связи с
большими экономическими и временными затратами, должна выполняться
в течение всего расчетного периода настоящих Основных направлений.
Однако оперативное улучшение  показателя связанности планировочных
районов Москвы требует первоочередного внимания к схемам организа-
ции дорожного движения на  общегородских  радиальных  магистралях,
разрывающих  поперечные  транспортные  связи  и являющихся для них
преградой,  равноценной по сложности преодолению реки или железной
дороги.
     Приоритетными являются мероприятия,  направленные на дальней-
шее развитие (в территориальном и функциональном аспектах) общего-
родской системы автоматизированного управления дорожным движением.
При этом она не будет ограничиваться оптимизацией светофорного ре-
гулирования, а возьмет на себя основную роль в оптимизации распре-
деления  транспортных  потоков  посредством  системы  информацион-
но-указательных дорожных знаков направлений движения с  переменной
информацией.  Ее  роль  в общегородской системе мониторинга транс-
портных потоков будет постоянно усиливаться.
     Существенное внимание  будет  уделено  организации  дорожного
движения на межмагистральных территориях с  использованием  широко
распространенных  в  зарубежной  практике зон "успокоенного движе-
ния",  что способствует снижению дорожно-транспортного травматизма
и увеличению экологической безопасности окружающей среды.
     Качество системы организации дорожного движения и  общий  го-
родской  облик  тесно связаны с ассортиментом используемых методов
организации дорожного движения и качеством технических средств.
     Необходимо более  широкое  применение  в  Москве таких широко
распространенных в зарубежных  городах  методов,  как  обеспечение
приоритетных условий движения наземного общественного пассажирско-
го транспорта,  "жилые зоны", автоматизированное перераспределение
транспортных потоков в экстремальных условиях, упорядочение движе-
ния грузового автотранспорта, управление работой автостоянок с со-
ответствующей информацией водителей о наличии свободных стояночных
мест и др. Должен получить, наконец, положительное разрешение воп-
рос  создания в городе современной системы информирования участни-
ков дорожного движения о направлениях и условиях движения по улич-
но-дорожной  сети.  Должен завершиться процесс модернизации свето-
форного хозяйства с переходом на современное оборудование, оснаще-
ния улично-дорожной сети техническими средствами контроля за дви-
жением и сбора информации о параметрах  транспортных  потоков.  В
связи с этим,  наряду с разработкой соответствующих мероприятий в
рамках комплексных схем  организации  дорожного  движения  (КСОД),
требуется  дальнейшее развитие общегородской программы мероприятий
по совершенствованию организации дорожного движения  на  локальных
участках  с приоритетным вниманием к основным транспортным коридо-
рам.
     Остротой отличается проблема эксплуатации технических средств
организации дорожного движения. Их постоянное поддержание (особен-
но  светофорных  объектов) в надлежащем эксплуатационном состоянии
требует особого внимания.

     3. Основные  направления совершенствования организации дорож-
ного движения в краткосрочный период

     3.1. Центральная часть города

     Центральное городское ядро
     Первоочередной задачей при совершенствовании организации  до-
рожного движения в центральном городском ядре является организация
пропуска транзитных транспортных  потоков  через  его  территорию.
Транзитное движение характеризуется величиной около 20 тыс. транс-
портных единиц в час.  Значительное снижение или полная ликвидация
этого потока позволила бы решить транспортную проблему данной тер-
ритории. Однако такое решение на сегодня невозможно, т.к. оно пов-
лечет за собой значительную дополнительную загрузку и без того пе-
регруженного Садового кольца.
     Тем не  менее  общая  стратегическая  установка  на  снижение
транспортной роли центральной части города должна постепенно  реа-
лизовываться, начиная уже с краткосрочного периода.
     В краткосрочный период в Москве будет осуществлен ряд  проек-
тов  по  развитию  улично-дорожной сети,  способствующих разгрузке
центра города.  Это,  прежде всего,  ввод в эксплуатацию  участков
Третьего транспортного кольца. Главной составляющей всего комплек-
са мер по совершенствованию организации дорожного движения в цент-
ре  города остается развитие автоматизированной системы управления
дорожным движением "СТАРТ" и выполнение программы локальных мероп-
риятий.  Это  позволяет  упорядочивать  и  постепенно ограничивать
транзитное движение через центр.  Мероприятия соответствующей нап-
равленности  будут  разработаны в рамках КСОД  в центральной части
г.Москвы  с активным использованием имитационного моделирования на
ЭВМ для выбора оптимального варианта.
     Реализация общих целевых  установок  в  краткосрочный  период
включает в себя:
     1. Выполнение мероприятий по повышению пропускной способности
магистральной  улично-дорожной сети,  предназначенной для пропуска
транзитных транспортных потоков, и скорости сообщения транспортных
потоков на этой сети. Это требование предполагает максимальное ис-
пользование ширины проезжей части транзитными транспортными средс-
твами,  а потому отказ от размещения на проезжих частях данных ма-
гистралей автостоянок и приоритетных полос движения  общественного
пассажирского транспорта.  На этих магистралях должна быть обеспе-
чена эффективная координация работы светофорных объектов и  выпол-
нен ряд других мероприятий, в частности:
     - уменьшение числа  мест  съезда(въезда)  с магистральной  на
местную  улично-дорожную сеть;
     - уточнение задач,  возлагаемых на систему "СТАРТ", в связи с
изменениями  характера  распределения транспортных потоков в цент-
ральном городском ядре и завершение внедрения этой системы;
     - оптимизация системы одностороннего движения  как на магист-
ральной, так и на прочей улично-дорожной сети;
     2. Создание  на межмагистральных территориях центрального го-
родского ядра системы зонального ограничения движения транспортных
средств. Эта система должна обеспечить межмагистральным территори-
ям статус зоны "успокоенного движения".  Система будет реализована
за счет оптимальной комбинации различных по степени вводимых огра-
ничений зональных методов организации дорожного движения:  зоны  с
ограниченной скоростью движения транспортных средств,  "жилые" зо-
ны,  пешеходные зоны (бестранспортные или с ограниченным  доступом
транспортных  средств).  При создании пешеходных зон будет попутно
преследоваться цель создания физических преград для  использования
местной  улично-дорожной  сети транзитными транспортными потоками.
     3. Полное запрещение  неорганизованных  стоянок  транспортных
средств на улично-дорожной сети центрального городского ядра,  ре-
гулирование времени нахождения автомобилей на организованных  сто-
янках.

     Садовое кольцо
     Количественная характеристика транспортных потоков на Садовом
кольце  в настоящее время выражается суммарной величиной интенсив-
ности движения в 16100 автомобилей в час.  Садовое кольцо является
распределителем транспортных потоков.  Существенное  снижение  его
транспортной нагрузки достижимо путем уменьшения объема транзитно-
го транспортного потока и уменьшением  его  роли  как  магистрали,
обслуживающей центральное городское ядро.
     Компенсировать повышение  интенсивности движения в результате
роста автомобилизации необходимо за счет:
     а) введения  в  эксплуатацию  участков Третьего транспортного
кольца, строительства на Садовом кольце запланированных транспорт-
ных развязок и внеуличных пешеходных переходов;
     б) уменьшения  величины   пробега   транзитных   транспортных
средств по Садовому кольцу путем:
     - оптимального управления распределением транспортных потоков
в периферийной зоне Москвы с тем, чтобы транспортные средства пос-
тупали с периферии на Садовое кольцо в пункты,  обеспечивающие  их
минимальный пробег  по Садовому кольцу;
     - совершенствования схем организации  дорожного  движения  на
перекрестках Садового кольца;
     - оптимизации числа и мест разворота транспортных средств  на
Садовом кольце;
     в) совершенствования системы регулирования дорожного движения
на Садовом кольце,  в частности, адаптации работы светофорных объ-
ектов к дорожным, погодным и временным факторам, повышения качест-
ва координированного регулирования,  упорядочение транспортных по-
токов на подходах к перекресткам  и  на  территориях  перекрестков
(широкое  использование направляющих устройств),  введения обосно-
ванных ограничений на перестроения и стоянки транспортных  средств
на перегонах и пр.
      В краткосрочный период нельзя искусственно ограничивать дос-
туп транспортных средств с Садового кольца в центральное городское
ядро,  т.к.  это повлечет за собой увеличение пробега транспортных
средств непосредственно по Садовому кольцу. В краткосрочный период
не планируется реализация мероприятий по снижению транспортной ро-
ли  Садового кольца.
      Вместе с тем представляется необходимым  предотвратить  пос-
тупление  мощных  транспортных потоков с Садового кольца на улицы,
не предусмотренные для пропуска транзитных  транспортных  потоков.
Конкретные  мероприятия  по снижению загрузки Садового кольца (так
же как и центрального городского ядра)  транзитными  транспортными
потоками  будут определены на основе анализа различных вариантов с
использованием имитационной модели.
      Изменение ситуации  в центральном городском ядре требует вы-
деления дополнительных площадей для размещения автостоянок (парко-
вок, паркингов) большой вместимости.

     3.2. Срединная и периферийная части города
     Для решения задачи улучшения условий  движения  транспорта  в
краткосрочный период будет проделана следующая работа:
     1) разработана  и  частично  реализована  схема  оптимального
распределения транспортных потоков по улично-дорожной сети,  в том
числе система ограничений на  движение  грузового  автотранспорта;
оптимизирована схема одностороннего движения транспортных средств;
получит дальнейшее территориальное и функциональное развитие  сис-
тема "СТАРТ"; внедрены приоритетные условия движения общественного
пассажирского транспорта на ряде магистральных улиц общегородского
значения;  завершено оснащение Третьего транспортного кольца комп-
лексом технических средств контроля и управления движением и  сис-
темы информирования участников дорожного движения. Все перечислен-
ные мероприятия будут запланированы и  реализованы  во  исполнение
рекомендаций КСОД и программ локальных мероприятий, выполняемых по
магистральному и территориальному принципам;
     2) разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных
на улучшение транспортной взаимосвязи территорий, включающих в се-
бя  как  строительство  новых,  так  и  реконструкцию существующих
транспортных связей, пересмотр действующих схем организации движе-
ния;
     3) разработана и  внедрена  общегородская  автоматизированная
система  мониторинга транспортных потоков.  Она будет основываться
на постоянно действующей технологии экспресс-анализа  существующих
дорожно-транспортных условий. Система мониторинга должна стать ос-
новой для принятия решений об очередных пересмотрах КСОД в отдель-
ных  транспортно-планировочных районах;
     4) разработана и  внедрена  общегородская  автоматизированная
система  управления  распределением транспортных потоков в экстре-
мальных условиях.

     4. Основные направления совершенствования организации  дорож-
ного  движения  в среднесрочный период

     4.1. Центральное городское ядро
     В среднесрочный период, с учетом полного ввода в эксплуатацию
Третьего  транспортного  кольца,  а  также реализации Генерального
плана Москвы в части строительства и реконструкции ряда путей  со-
общения,  находящихся  в зоне между Третьим транспортным кольцом и
Садовым кольцом,  возможно дальнейшее сокращение числа улиц центра
города, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков.
К 2010 году их число будет сведено к минимуму.
     В среднесрочный период,  в соответствии с  уменьшением  числа
улиц,  используемых  для пропуска транзитных транспортных потоков,
произойдет увеличение количества улиц местного  движения.
     В этот  период имеется возможность ввести в эксплуатацию пер-
вую очередь модифицированной системы "park-and-ride"*)  в пределах

__________________________________________________________________
*) Метод организации дорожного движения,  предусматривающий парки-
рование автомобиля на так называемой задерживающей  автостоянке  в
непосредственной близости  от  бестранспортной  зоны  и дальнейшее
следование водителя на общественном пассажирском транспорте.

Бульварного кольца.  Адаптация этой системы к дорожно-транспортным
условиям центральной части Москвы заключается в продолжении  функ-
ционирования  мощных  транспортных магистралей,  которые будут ис-
пользоваться исключительно для пропуска транзита.  При этом доступ
транспортных  средств  на  местную  сеть будет предельно сокращен.
Исключение - только для  общественного  пассажирского  транспорта.
     Применение модифицированной  системы "park-and-ride" потребу-
ет:
     - устройства  дополнительных  автостоянок  в непосредственной
близости от зоны действия системы;
     - пересмотра  маршрутной  системы общественного пассажирского
транспорта;
     - разработки и внедрения системы специального малогабаритного
общественного пассажирского транспорта.
     В зоне  функционирования  системы  "park-and-ride" отменяется
режим "успокоенного движения",  практически отпадает необходимость
в  светофорных  объектах,  а на прочей территории центрального го-
родского ядра дислокация светофорных объектов пересматривается  со
значительным  сокращением их количества.  Связано это со снижением
статуса улиц и общим уменьшением интенсивности движения на местной
улично-дорожной сети.

     4.2. Садовое кольцо
     В среднесрочный период объем транзитного движения по Садовому
кольцу должен заметно уменьшиться за счет его перераспределения на
Третье транспортное кольцо.  На этом этапе будет  принято  оконча-
тельное  решение  по  принципиальной  схеме  движения транспортных
средств.
     В этот  период  значительно  ослабеют и качественно изменятся
функциональные связи Садового кольца  с  периферийной  территорией
города.  Благодаря Третьему транспортному кольцу  свою  транзитную
роль Садовое кольцо будет исполнять в основном для территорий, ог-
раниченных Садовым кольцом и приблизительно срединной линией между
Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом. Мероприятия по ор-
ганизации  движения в этот период должны быть направлены на сокра-
щение транзитных транспортных потоков на Садовом кольце, генериру-
емых  и поглощаемых периферийной зоной.
     Одновременно будут развиваться функции  Садового  кольца  как
магистрали,  обслуживающей  местные транспортные связи расширенной
центральной зоны Москвы.
     В среднесрочный  период  произойдет  перераспределение  обеих
функций Садового кольца в пользу обслуживания центрального городс-
кого ядра,  что предоставит большие удобства для его связи с пери-
ферийной зоной. Увеличится число пунктов доступа в центральное го-
родское ядро и произойдут соответствующие изменения в схемах орга-
низации дорожного движения на перекрестках  и  перегонах  Садового
кольца.

     4.3. Срединная и периферийная части города
     В среднесрочный период,  в связи с введением  в  эксплуатацию
Третьего транспортного кольца и других новых (или реконструирован-
ных) транспортных связей,  требуется подготовка новой редакции об-
щегородской  схемы организации дорожного движения,  опирающейся на
данные нового комплексного транспортного обследования и  автомати-
зированной системы мониторинга транспортных потоков.  Перечень вы-
полняемых мероприятий соответствует указанному для  краткосрочного
периода.  Соответствующие  коррективы  будут внесены в алгоритмы и
техническое обеспечение названных выше  автоматизированных  систем
управления  движением  и  применяемые методы организации дорожного
движения, будет расширяться их ассортимент и сфера применения.

     5. Основные направления совершенствования организации  дорож-
ного движения в долгосрочный период

     5.1. Центральное городское ядро
     На долгосрочный период возможен ряд вариантов решения пробле-
мы транспортной роли центральной части г.Москвы.  Причем выбор оп-
тимального варианта не может основываться только на технико-эконо-
мическом их сопоставлении,  т.к.  превалирующую роль в этом случае
играют не экономические соображения,  а комплекс архитектурно-гра-
достроительных, исторических и др. социально значимых факторов.
     Диапазон возможных  вариантов  ограничивается с одной стороны
предложениями на среднесрочный период, а с другой - вариантом пре-
образования центрального городского ядра в бестранспортную зону. В
первом случае:
     - используются по прямому назначению современные транспортные
магистрали с высокой пропускной способностью.  Отказ от их исполь-
зования равносилен уничтожению значительной доли основного городс-
кого фонда;
     - предупреждается  значительное увеличение пробега транспорт-
ных средств при реализации общегородских  транспортных  маршрутов.
     Во втором  случае  защищается  историческая  часть  города от
вредного атмосферного,  механического и антиэстетического воздейс-
твий дорожного движения на окружающую среду.
     В отношении пропуска транзитных  транспортных  потоков  через
центральное городское ядро будет проводиться политика, основой ко-
торой станет  защита  окружающей  среды  от  вредного  воздействия
транспортных  потоков.  В  том числе  она  будет осуществляться за
счет ограничительных мероприятий на  межмагистральных  территориях
центральной части города и различного рода специальных мероприятий
на магистральной улично-дорожной сети.
     К 2020 году в центральной части города будет полностью реали-
зована комбинация бестранспортных зон,  разделенных мощными транс-
портными  магистралями  с преимущественным использованием для про-
пуска транзитных потоков. В этих зонах спрос на передвижения в ос-
новном  будет удовлетворен общественным пассажирским транспортом и
пешеходным сообщением.
     В долгосрочный  период реализуется вторая очередь модифициро-
ванной системы "park-and-ride" - в пределах Садового  кольца.  При
развитии инфраструктуры этой системы ликвидируются ранее введенные
режимы "успокоенного движения" и пересматривается дислокация  све-
тофорных объектов в сторону уменьшения их количества.

     5.2. Садовое кольцо
     В долгосрочный период транзитная функция Садового кольца сво-
дится  к минимуму - к обслуживанию маршрутов движения между терри-
ториями города,  расположенными между Садовым кольцом и  срединной
линией,  приблизительно равноудаленной от Садового кольца и Треть-
его транспортного кольца.
     В связи  с  введением  в  действие в пределах Садового кольца
системы "park-and-ride"  также резко  сокращается исполнение Садо-
вым  кольцом  функции  транспортного обслуживания центрального го-
родского ядра. Она сводится в основном к предоставлению стояночных
пространств для посетителей центра города.  То есть в долгосрочный
период должно быть обеспечено максимально возможное  использование
проезжей части Садового кольца для размещения автостоянок.

     5.3. Срединная и периферийная части  города
     В долгосрочный период должна  предусматриваться  актуализация
общегородской схемы организации дорожного движения и перечисленных
выше автоматизированных систем в соответствии с изменениями дорож-
но-транспортной ситуации в городе.  Программа работ в основном со-
ответствует указанным для кратко-и среднесрочного периодов с соот-
ветствующим  территориальным  развитием предлагаемых мер по совер-
шенствованию организации дорожного движения.

     6. Перечень и финансовое обеспечение основных мероприятий  по
совершенствованию  организации дорожного движения
     Перечень и распределение основных мероприятий  по  совершенс-
твованию  организации дорожного движения в г.  Москве по расчетным
срокам приведены в таблице.
     Ориентировочные среднегодовые  финансовые затраты на реализа-
цию настоящих Основных направлений складываются из следующих  ста-
тей расхода:
     * ежегодная разработка КСОД для 2-3 транспортно-планировочных
зон  Москвы  (повторяемость  разработки  КСОД  для  одной и той же
транспортно-планировочной зоны - ориентировочно  через  5-7 лет) -
7 млн.руб. (здесь и далее затраты указаны в масштабах цен 2000 го-
да);
     * разработка проектов организации дорожного движения в  соот-
ветствии с рекомендациями КСОД,  включая элементы автоматизирован-
ных систем управления дорожным движением (АСУД) - 15 млн.руб.;
     * реализация проектов организации дорожного движения, включая
элементы АСУД - 300 млн.руб.;
     * научно-исследовательская  и опытно-конструкторская работа -
5 млн.руб.;
     * разработка  и  внедрение новой техники и технологии,  в том
числе  расширение  функциональных  возможностей  АСУД  "СТАРТ"   -
15 млн.руб.
     * эксплуатационные затраты  на  поддержание  действующей сис-
темы  организации  дорожного движения,  в том  числе  мероприятия,
выполняемые  по  общегородской  программе локальных мероприятий, -
650 млн.руб.;
     * непредвиденные расходы - 200 млн.руб.
     Таким образом, ожидаемые годовые затраты на реализацию Основ-
ных направлений совершенствования организации движения  в г.Москве
составляют  ориентировочно  около  1,2 млрд.рублей в год.   Причем
названная сумма затрат должна рассматриваться как минимально необ-
ходимый  объем финансирования мероприятий по организации дорожного
движения из средств городского бюджета.

Таблица.

+---------+------------------------------------------------------+
|Расчетные|Наименование мероприятий по ОДД для территориальных   |
|временные|зон города                                            |
|периоды  +-----------------------+-----------------+------------+
|         |Центральное городское  |  Садовое кольцо |Срединная  и|
|         |ядро                   |                 |периферийная|
|         |                       |                 |зоны        |
+---------+-----------------------+-----------------+------------+
|  1      |        2              |       3         |     4      |
+---------+-----------------------+-----------------+------------+
|Кратко-  |Пересмотр классификации|Пересмотр схем   |Разработка и|
|срочный  |улиц и выполнение 1-го |организации дви- |внедрение   |
|         |этапа сокращения числа |жения на регули- |КСОД для    |
|         |улиц, используемых для |руемых перекрес- |транспортно-|
|         |пропуска транзитных    |тках по критериям|планировоч- |
|         |транспортных потоков,  |минимизации про- |ных зон.    |
|         |и улиц местного движе- |бега транспортных|Разработка и|
|         |ния, имеющих доступ на |средств по Садо- |начало реа- |
|         |магистральную улично-  |вому кольцу,     |лизации ме- |
|         |дорожную сеть.         |уменьшения досту-|роприятий по|
|         |Повышение пропускной   |па транспортных  |повышению   |
|         |способности улиц, пред-|средств на мест- |транспортной|
|         |назначенных для про-   |ную улично-дорож-|связанности |
|         |пуска транзитных тран- |ную сеть цен-    |внутригород-|
|         |спортных потоков.      |трального город- |ских терри- |
|         |Введение общего запре- |ского ядра.      |торий.      |
|         |щения неорганизованных |Пересмотр дислока|Разработка и|
|         |стоянок транспортных   |ции мест разворо-|внедрение   |
|         |средств.               |та транспортных  |общегород-  |
|         |Реализация 1-го этапа  |средств с учетом |ской системы|
|         |введения зон "успокоен-|перераспределения|мониторинга |
|         |ного движения" (пеше-  |транспортных по- |транспортных|
|         |ходные зоны, "жилые зо-|токов в срединной|потоков.    |
|         |ны", зональное ограни- |части города.    |Разработка и|
|         |чение скорости движе-  |Выполнение меро- |внедрение   |
|         |ния).                  |приятий по повы- |1-й очереди |
|         |Пересмотр режима работы|шению пропускной |системы ав- |
|         |системы "Старт".       |способности.     |томатизиро- |
|         |Постепенная замена     |                 |ванного уп- |
|         |крупногабаритных       |                 |равления    |
|         |средств общественного  |                 |распределе- |
|         |пассажирского транспор-|                 |нием транс- |
|         |та на малогабаритные.  |                 |портных по- |
|         |Разработка и внедрение |                 |токов.      |
|         |методов организации до-|                 |            |
|         |рожного движения, ре-  |                 |            |
|         |комендуемых КСОД.      |                 |            |
+---------+-----------------------+-----------------+------------+
+---------+-----------------------+-----------------+------------+
|   1     |         2             |       3         |    4       |
+---------+-----------------------+-----------------+------------+
|Средне-  |Разработка и внедрение |Окончательное ре-|Разработка и|
|срочный  |КСОД на среднесрочный  |шение вопроса по |внедрение   |
|         |период, в т.ч.: