Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.

Постановление Московской городской Думы
№ 45 от 19 февраля 2003 года

О законодательной инициативе Московской городской Думы «О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»

    В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и
статьей 35 Устава города Москвы,


    МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


    1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
    2. Поручить представление указанного проекта Федерального закона
на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации депутату Московской городской Думы
Г.П.Хованской
    3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить
на Председателя Московской городской Думы.



    П.п. Председатель Московской     В.М.Платонов
        городской Думы



    Вносится Московской
    городской Думой

    Проект

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    "О внесении изменений и дополнений в
    Закон Российской Федерации "Об основах
    федеральной жилищной политики"


    Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 24 декабря 
1992 года № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в
редакции Федерального закона от 8 июля 1999 года № 152-ФЗ) следующие
изменения и дополнения:
    1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
    "Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы
реализации конституционного права граждан Российской Федерации на
жилище, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных
отношений независимо от форм собственности и видов использования
недвижимости в жилищной сфере.
    Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение
социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление
строительства и реконструкции государственного, муниципального и
частного жилищных фондов; создание условий для привлечения
внебюджетных источников финансирования (средств населения,
предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений,
отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других
источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав
предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие
конкуренции в сфере строительства, содержания и ремонта жилищного
фонда, производства строительных материалов, изделий и предметов
домоустройства."

    Раздел I "Общие положения" изложить в следующей редакции:

    "Статья 1. Основные понятия

    Жилищная сфера - область хозяйствования независимо от форм
собственности, включающая строительство и реконструкцию жилища,
сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры,
управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.
    Недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с
установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах
имущества, включающее земельные участки и прочно связанные с ними
жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные
хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом
развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и
других строениях, пригодные для проживания; сооружения и элементы
инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
    Жилище - помещение, пригодное для проживания человека.
    Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо
от форм собственности, пригодных для проживания человека.
    Жилищный фонд социального использования - жилые помещения,
предназначенные для предоставления гражданам по договору социального
найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном
фонде по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным
законодательством.
    Жилищный фонд коммерческого использования - жилые помещения,
предназначенные для предоставления гражданам по договору найма
(коммерческого найма) жилого помещения в государственном,
муниципальном и частном жилищных фондах на условиях и в порядке,
предусмотренных гражданским и жилищным законодательством.
    Жилищный фонд специализированного использования - жилые
помещения, предназначенные для предоставления отдельным категориям
граждан по договорам, не дающим права самостоятельного пользования
жилыми помещениями, в государственном и муниципальном жилищном
фонде на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
    Социальная норма площади жилища - размер общей площади жилища,
приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется
предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам
в государственном и муниципальном жилищном фонде социального
использования; оказывается помощь гражданам в приобретении и
строительстве жилища, а также в оплате жилища и коммунальных услуг.
    Договор социального найма жилого помещения - соглашение, по
которому собственник государственного и муниципального жилищного
фонда или управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет во
владение и пользование гражданину (нанимателю) пригодное для
проживания жилое помещение, в пределах нормы площади жилого
помещения, а наниматель обязуется использовать его для проживания и
своевременно вносить плату за жилое помещение.
    Договор найма жилого помещения - соглашение, по которому
собственник жилищного фонда или управомоченное им лицо (наймодатель)
предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение во временное
владение и пользование (наем) без ограничения размеров, а наниматель
обязуется использовать его для проживания и своевременно вносить плату
за жилое помещение.
    Договор аренды жилого помещения - соглашение, по которому
собственник жилищного фонда или управомоченное им лицо (арендодатель)
предоставляет юридическому лицу (арендатору) жилое помещение без
ограничения размеров во временное владение и/или пользование, а арендатор
обязуется использовать его только для проживания граждан и своевременно
вносить плату за жилое помещение.
    Квартира коммунального заселения (коммунальная квартира) -
квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат),
принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не
являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров,
сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
    Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, который
включает в себя земельный участок в установленных границах и
расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты
недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных
целей части (помещения) находятся в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности домовладельцев, а другие
части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности
домовладельцев.
    Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация,
созданная домовладельцами в целях совместного управления единым
комплексом недвижимого имущества - кондоминиумом - и обеспечения его
эксплуатации, а также в целях владения, пользования и, в установленных
законодательством пределах, распоряжения общим имуществом
кондоминиума.
    Компенсация (субсидия) - средства, предоставляемые гражданам в
качестве помощи для оплаты жилища и коммунальных услуг, строительства
или приобретения жилища.
    Застройщик - лицо, которое организует строительство,
реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной и социальной
инфраструктуры или без него), в том числе для собственного проживания,
предоставления внаем, аренду либо для продажи.


    Статья 2. Право граждан на жилище

    Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право
обеспечивается путем предоставления жилых помещений в государственном
и муниципальном жилищном фонде либо путем приобретения или
строительства жилища за собственные средства без ограничения площади.
    Гражданам, не обеспеченным жилищем по установленным нормам,
государство оказывает помощь путем нового жилищного строительства,
реконструкции существующего жилищного фонда для предоставления
жилых помещений на договорных условиях, предоставляя субсидии и льготы
на строительство или приобретение жилища.


    Статья 3. Обязанности органов государственной власти и управления,
органов местного самоуправления по обеспечению права
граждан на жилище

    Органы государственной власти, органы местного самоуправления
обеспечивают:
    1) порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления
гражданам жилых помещений по договору социального найма, иным
договорам, а также продажи гражданам жилых помещений в
государственном, муниципальном жилищном фонде;
    2) доступность для населения платы за жилые помещения, занимаемые
в пределах нормы площади жилища;
    3) возможность кредитной поддержки граждан и предоставления
налоговых льгот при строительстве и приобретении жилища;
    4) жилищное строительство за счет государственных и местных
бюджетов для предоставления жилища гражданам на доступных условиях, в
том числе с учетом льгот, предусмотренных законодательством для
отдельных категорий граждан;
    5) предоставление, продажу в установленном земельным
законодательством порядке земельных участков застройщикам для
жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной
документацией;
    6) содержание и развитие объектов инженерной, социальной,
транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
    7) возможность получения налоговых и финансово-кредитных льгот
предприятиями, учреждениями, организациями, предпринимателями,
осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и
объектов коммунального хозяйства;
    8) поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для
жилищного строительства;
    9) правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы
(пользователей и собственников объектов недвижимости в жилищной сфере,
застройщиков, исполнителей работ, агентов по торговле и аренде, страховых
компаний);
    10) бронирование нанятого жилища, а также сохранение права
пользования жилищем, неприкосновенность жилища в порядке и на
условиях, установленных законодательством;
    11) контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере.


    Статья 4. Обязанности и ответственность граждан, юридических лиц
при использовании жилищного фонда

    Граждане, юридические лица обязаны:
    1) использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и
оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других
граждан;
    2) бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам,
необходимым для использования жилищного фонда;
    3) выполнять предусмотренные законодательством
санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные,
противопожарные и эксплуатационные требования;
    4) своевременно производить оплату жилища, коммунальных услуг,
осуществлять выплаты по жилищным кредитам;
    5) использовать указанные в пункте 2 земельные участки без ущерба
для других лиц.
    Лица, не выполняющие обязанности по использованию жилищного
фонда, несут уголовную, административную или иную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.


    Статья 5. Участие населения в управлении жилищным фондом

    Граждане, неправительственные, общественные организации и иные
добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников
жилых помещений в домах всех форм собственности имеют право
участвовать в управлении жилищным фондом по месту жительства с целью
защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в
выборе эксплуатационных и ремонтных организаций."


    3. Раздел II "Собственность в жилищной сфере" изложить в
следующей редакции:

    "Статья 6. Право собственности на недвижимость в жилищной сфере

    Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее
часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц),
государственной, муниципальной собственности и переходить из одной
формы собственности в другую в порядке, установленном
законодательством.
    Собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет
право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и
распоряжаться ею, в том числе сдавать внаем, аренду, отдавать в залог, в
целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить,
совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие
нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также
общественные интересы.
    Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной
сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости,
обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит государственной
регистрации.


    Статья 7. Виды жилищного фонда

    Частный жилищный фонд:
    1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные
жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные жилые
помещения и дома, жилые помещения в домах жилищных и жилищно-
строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в
домах товариществ индивидуальных владельцев жилых помещений, жилые
помещения и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных
основаниях, предусмотренных законодательством;
    2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц, построенный
или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищно-
строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом,
средств общественных объединений.
    Государственный жилищный фонд:
    1) фонд, состоящий в государственной собственности Российской
Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных
предприятий или оперативном управлении государственных учреждений,
относящихся к федеральной государственной собственности;
    2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской
Федерации, а также фонд, находящийся в хозяйственном ведении
государственных предприятий или оперативном управлении
государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду
собственности.
    Муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в
собственности муниципальных образований, а также фонд, находящийся в
хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном
управлении муниципальных учреждений.


    Статья 8. Общее имущество кондоминиума

    Общим имуществом кондоминиума являются предназначенные для
обслуживания более одного домовладельца межквартирные лестничные
клетки, лестницы; лифты, лифтовые и иные шахты; коридоры, крыши,
подвалы и технические этажи; ограждающие несущие и ненесущие
конструкции; механическое, электрическое, сантехническое и иное
оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и
предназначенное для обслуживания более одного помещения; прилегающие
земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и
благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания
кондоминиума и его использования.
    Общее имущество кондоминиума находится в общей долевой
собственности домовладельцев и не подлежит отчуждению отдельно от
права собственности домовладельцев на помещения кондоминиума.
    Домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав
на владение, пользование и, в установленных законодательством пределах,
распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях
осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению
недвижимого имущества кондоминиума, распределения между
домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление
соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего
имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут
образовать в соответствии с законодательством товарищества собственников
жилья, жилищные кооперативы, другие объединения собственников в
жилищной сфере.


    Статья 9. Изменение отношений собственности

    При переходе государственных или муниципальных предприятий,
учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации
жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или
оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное
ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий,
учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение
органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением
всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых
помещений.
    При ликвидации общественных объединений и отсутствии их
правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности,
передается в муниципальную собственность, а в городах Москве и Санкт-
Петербурге - в государственную собственность, с сохранением всех
жилищных прав граждан и предоставлением права последующей
приватизации жилых помещений.
    Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные
на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям
нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять
их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной
собственности в порядке, установленном законодательством.


    Статья 10. Ограничения принудительного изъятия недвижимости в
жилищной сфере

    Принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без
согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается
законом или иным соглашением сторон.
    Принудительное изъятие недвижимости по основаниям,
предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может
проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда."



    4. В разделе III "Обеспечение граждан жилищем, пользование
жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере" статью 12
исключить, изложив статьи 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 20, 21 в
следующей редакции:

    "Статья 11. Порядок определения нормы площади жилища

    Социальная норма площади жилища устанавливается органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от
достигнутого уровня жилищной обеспеченности, других факторов.
    Норма площади жилища может превышать социальную норму для
отдельных категорий граждан в случаях, предусмотренных
законодательством.


    Статья 13. Предоставление жилого помещения по договору социального
найма

    Порядок и условия предоставления жилого помещения по договору
социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных
условий, определяют органы государственной власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью
на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по
предоставлению жилых помещений, установленных органами
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.


    Статья 14. Социальный наем жилого помещения

    Право социального найма жилого помещения предоставляется
гражданам, получающим жилые помещения в государственном и
муниципальном жилищном фонде в пределах нормы площади жилища.
    За гражданами, проживающими по договору социального найма в
жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда,
сохраняется право социального найма независимо от площади занимаемого
жилого помещения.
    Договор социального найма с указанными гражданами заключается
собственником жилищного фонда либо управомоченным собственником
лицом (органом).


    Статья 16. Пользование квартирами коммунального заселения

    Освобождающиеся изолированные жилые помещения
государственного и муниципального жилищного фонда социального
использования в квартирах коммунального заселения, где проживают
несколько семей, должны предоставляться проживающим в этой квартире
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при
отсутствии таковых - гражданам, занимающим жилые помещения по
договору социального найма и имеющим площадь менее установленной
нормы на одного человека с учетом права на дополнительную площадь.
    При отсутствии в квартире граждан, указанных в части первой
настоящей статьи, освобождающееся жилое помещение передается по
договору найма или купли-продажи проживающим в этой квартире
гражданам, занимающим жилые помещения по договору социального найма.
Указанная норма может быть ограничена законами субъектов Российской
Федерации.
    При отсутствии в квартире граждан, указанных в части второй
настоящей статьи, оно предоставляется другим гражданам в установленном
порядке.


    Статья 17. Приобретение гражданами жилища в частную
собственность

    Граждане имеют право на приобретение жилища в частную
собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости путем:
    1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых
помещений государственного и муниципального жилищного фонда, в том
числе находящихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном
управлении учреждений;
    2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства
товариществами индивидуальных застройщиков, жилищными и жилищно-
строительными кооперативами;
    3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;
    4) купли-продажи жилища, в том числе через биржи, аукционы;
    5) приобретения в порядке наследования и по другим законным
основаниям.
    Доли государственного и муниципального жилищного фонда для
продажи определяются Правительством Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
    Не допускается продажа иным лицам заселенных жилых помещений
государственного и муниципального жилищного фонда без согласия
проживающих в них граждан.


    Статья 18. Наем жилого помещения

    Собственники жилищного фонда имеют право предоставлять
гражданам жилые помещения во временное владение и пользование без
ограничения размеров.
    Порядок, сроки и условия найма (коммерческого найма)
определяются договором между нанимателем и собственником жилищного
фонда либо управомоченным им лицом.


    Статья 19. Аренда жилого помещения

    Собственники жилищного фонда имеют право предоставлять
юридическим лицам жилые помещения или дома любой площади по
договору аренды. Доли государственного и муниципального жилищного
фонда, предоставляемого по договору аренды, определяются соответственно
Правительством Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Порядок, сроки и условия аренды определяются договором между
арендатором и собственником либо управомоченным собственником лицом
(органом).
    Не подлежат передаче в аренду иным лицам заселенные жилые
помещения государственного и муниципального жилищного фонда без
согласия всех проживающих в них совершеннолетних граждан, а также
жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда
специализированного использования.
    Оплата жилища и коммунальных услуг по договору аренды
устанавливается договором между юридическим лицом (арендатором) и
собственником жилищного фонда или управомоченным им лицом
(арендодателем).
    Регулирование оплаты жилища и коммунальных услуг по договору
аренды юридическими лицами в государственном и муниципальном
жилищном фонде осуществляется соответственно Правительством
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    Если оплата жилища и коммунальных услуг по договору аренды не
производится в течение шести месяцев, то по требованию арендодателя
договор расторгается в судебном порядке.


    Статья 20. Обмен жилых помещений

    Наниматель жилого помещения в государственном и муниципальном
жилищном фонде социального использования имеет право с согласия
проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи произвести
обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем в
государственном и муниципальном жилищном фонде социального
использования, в том числе с проживающим в другом населенном пункте.
    Собственник государственного и муниципального жилищного фонда
либо управомоченное им лицо вправе по инициативе пользователей жилого
помещения государственного и муниципального жилищного фонда
заключить договор мены с собственником частного жилищного фонда в
порядке и на условиях, установленных гражданским законодательством, с
сохранением прав и обязанностей всех граждан, имеющих самостоятельное
право пользования жилым помещением государственного и муниципального
жилищного фонда социального использования, и при наличии их согласия.
    Обмен жилых помещений оформляется в установленном порядке.
Административные ограничения в обмене жилых помещений
государственного и муниципального жилищного фонда социального
использования не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.


    Статья 21. Заселение жилищного фонда

    Основанием для заселения жилого помещения по договору
социального найма является договор социального найма жилого помещения,
по договору найма - договор найма жилого помещения, для собственника -
документ, удостоверяющий право собственности.
    Административные ограничения по заселению гражданами жилого
помещения не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством."

    Раздел IV "Регулирование земельных отношений, строительства,
содержания и ремонта жилища. Налогово-кредитная поддержка жилищной
реформы" изложить в следующей редакции:

    "Статья 22. Получение, приобретение земельных участков для
жилищного строительства

    Застройщик имеет право на получение или приобретение в
установленном порядке земельных участков для строительства жилища в
зонах, предусмотренных градостроительной документацией. Органы
местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны
предоставить в пользование, аренду, собственность или продать земельные
участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца для
физических лиц и двух месяцев для юридических лиц с момента их
обращения.
    Граждане имеют право на получение или приобретение в
установленном порядке земельных участков для жилищного строительства
независимо от наличия у них другого жилого помещения (недвижимости в
жилищной сфере), в том числе в других населенных пунктах.
    Земельный участок, отведенный под жилищное строительство, должен
быть использован по назначению в сроки, устанавливаемые органами
местного самоуправления. При превышении установленного срока к
застройщику органами местного самоуправления применяются санкции,
предусмотренные законодательством.
    Необоснованный отказ органов местного самоуправления в
предоставлении и продаже в установленные сроки земельных участков для
жилищного строительства влечет за собой штрафные и иные санкции,
предусмотренные законодательством.


    Статья 23. Право на осуществление строительства, реконструкции
и ремонта жилищного фонда

    Право на осуществление строительства, реконструкции и ремонта
жилищного фонда предоставляется застройщику либо в порядке,
установленном законодательством, физическому или юридическому лицу,
которому этот жилищный фонд предоставлен в пользование или аренду, а
также застройщику, которому такое право предоставлено собственником по
договору.
    Строительство, реконструкция и ремонт жилища осуществляются на
основе строительного разрешения, предоставляемого лицам, указанным в
части первой настоящей статьи, в установленном порядке в срок не более
одного месяца с момента обращения.
    Необоснованный отказ или отсрочка в предоставлении строительного
разрешения влекут за собой штрафные и иные санкции, предусмотренные
законодательством.


    Статья 24. Развитие конкуренции в строительстве, реконструкции,
содержании и ремонте жилищного фонда

    При финансировании проектирования, строительства, реконструкции
жилищного фонда органами государственной власти или органами местного
самоуправления заказы (государственные заказы) на осуществление
указанных работ размещаются, как правило, на конкурсной основе, с
привлечением проектных, строительных предприятий, учреждений и
организаций (включая иностранные) любых форм собственности независимо
от места их регистрации.
    Договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту
государственного и муниципального жилищного фонда заключаются
собственником государственного и муниципального жилищного фонда либо
управомоченным им лицом, как правило, на конкурсной основе, с
привлечением предприятий и организаций любых форм собственности.


    Статья 25. Кредиты и субсидии гражданам при строительстве и
покупке жилища

    Граждане при строительстве или покупке жилища имеют право на
получение кредита под залог, в том числе под залог недвижимости, а также
под гарантии органов государственной власти или органов местного
самоуправления либо под гарантии предприятий, учреждений, общественных
объединений.
    Граждане вправе получить в установленном порядке субсидии,
льготные кредиты, ссуды от органов государственной власти, органов
местного самоуправления для реализации права на жилище.
    Условия получения субсидий, льготных кредитов, ссуд, кредитов под
залог недвижимости, отсрочки погашения ссуд, изъятия при неуплате
заложенного имущества, индексации ежемесячных выплат регулируются
Правительством Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством.


    Статья 26. Налоги на недвижимость в жилищной сфере

    Собственник недвижимости в жилищной сфере уплачивает налоги на
недвижимость в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о налогах.


    Статья 27. Налоговые льготы в жилищной сфере

    В целях развития и стимулирования жилищного строительства,
сохранения жилищного фонда гарантируются налоговые льготы в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации о налогах:
    гражданам, осуществляющим строительство или приобретающим
жилище за счет собственных средств, а также за счет целевых кредитов;
    предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим помощь
своим работникам в жилищном строительстве;
    предприятиям, эксплуатирующим жилищный фонд;
    на инвестиции в строительство, реконструкцию и ремонт жилищного
фонда, а также в развитие производства строительных материалов и
предметов домоустройства.


    Статья 28. Иные льготы гражданам в жилищной сфере

    Гражданам, осуществляющим индивидуальное жилищное
строительство собственными силами, при вынужденной потере ими работы,
в том числе после увольнения из Вооруженных Сил, устанавливается оплата
труда на срок до двух лет в порядке, определенном законодательством
Российской Федерации для безработных, участвующих в общественных
работах.
    Гражданам из числа военнослужащих, беженцев, вынужденных
переселенцев, а также проживающим в районах Крайнего Севера или
приравненных к ним местностях, в случаях, предусмотренных
законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы в
жилищной сфере."



    Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через десять
дней после его официального опубликования.



    Статья 3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые
акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.



    Президент Российской Федерации
    В.В.Путин

    Москва, Кремль
    __ _______2003 года
    № ___



    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений
    в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
    политики"


    Внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об
основах федеральной жилищной политики" (далее - Закон) связано с
необходимостью приведения ряда норм Закона в соответствие с
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15
мая 2001 года 
№ 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс
Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации", Федеральным законом от 20
мая 2002 года № 55-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации".
    Кроме того, проект Федерального закона уточняет ряд понятий,
исключает возможность двойного толкования отдельных норм Закона и
развивает ряд положений действующего Закона.
    Так, при предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий
на их приобретение, расчете объема помощи малоимущим гражданам при
оплате жилых помещений и коммунальных услуг, а также установленных
законом льгот норма площади жилища может превышать социальную норму
для отдельных категорий граждан. Норма площади может
дифференцироваться в зависимости от наличия у граждан  права на
дополнительную площадь, состава семьи и других обстоятельств. Статья 11
проекта Федерального закона содержит порядок определения нормы и
социальной нормы площади жилища с учетом изложенных обстоятельств.
    Предлагаемая редакция статьи 16 учитывает возможность
присоединения освобождающихся жилых помещений в квартирах
коммунального заселения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий и занимающим жилые помещения в этих
квартирах не только на праве пользования, но и собственности.
    В статью 20 Закона предлагается внести изменения, которые
позволят исключить нарушение жилищных прав граждан-нанимателей жилых
помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде
социального использования, вселяющихся в результате обмена в жилые
помещения, относящиеся к частному жилищному фонду.
    Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов
из федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    Депутат Московской городской Думы
    Г.П.Хованская
    928-34-64
    19 февраля 2003 года



    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    к проекту  Федерального закона
    "О внесении изменений и допол-
    нений в Закон Российской Феде-
    рации "Об основах федеральной
    жилищной политики"


    ПЕРЕЧЕНЬ
    актов федерального законодательства, подлежащих признанию
    утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
    принятию в связи с принятием проекта Федерального закона
    "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
    "Об основах федеральной жилищной политики"


    Законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в
Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 года (в редакции Федерального
закона от 31 декабря 2002 года № 187-ФЗ).



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    Депутат Московской городской Думы
    Г.П.Хованская
    928-34-64
    19 февраля 2003 года



    ПРИЛОЖЕНИЕ 2
    к проекту  Федерального закона
    "О внесении изменений и допол-
    нений в Закон Российской Феде-
    рации "Об основах федеральной
    жилищной политики"


    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
    проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
    Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
    политики"


    Настоящий проект Федерального закона не предусматривает расходы,
покрываемые за счет федерального бюджета.



    Московская городская Дума

    Редактор проекта:
    Депутат Московской городской Думы
    Г.П.Хованская
    928-34-64
    19 февраля 2003 года
 

Связанные документы (1)

Постановление Московской городской Думы № 146 от 26 мая 2004 года
О внесении изменений в постановление Московской городской Думы от 19 февраля 2003 года № 45 «О законодательной инициативе Московской городской Думы «О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и постановление Московской городской Думы от 12 ноября 2003 года № 363 «О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья> (в редакции федеральных законов от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ и от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ)»