Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 460-ПП от 18 июня 2002 года

О повышении эффективности системы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов

С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством Москвы Концепция санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической базы переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов. За этот период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнерами для сбора ТБО, обновлен городской парк мусоровозов, введены в эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В стадии строительства вторая очередь мусоросжигательного завода N 2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Южном и Юго - Восточном административных округах. Начаты работы по реконструкции полигонов "Икша", "Хметьево" и мусоросжигательного завода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов в домовладениях Юго - Западного административного округа. Принятые меры позволяют обеспечить прием и переработку на городских объектах значительной части (38%) твердых бытовых отходов, образующихся в жилом секторе города.
Однако изменившиеся общественно - экономические условия требуют не только корректировки стратегии в области санитарной очистки города от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы.
В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки города Москвы и в соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 "Поддержка Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами") Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы Основные направления развития системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектам административных округов при решении задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) руководствоваться Основными направлениями.
3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы обеспечить координацию мероприятий по реализации Основных направлений.
4. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Департаментом градостроительной политики, развития и реконструкции города в течение текущего года откорректировать программу строительства объектов санитарной очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 20.04.99 N 353 "О ходе строительства объектов санитарной очистки города", с учетом Основных направлений и внести на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.
5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы предусматривать в годовых инвестиционных программах Правительства Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов промышленной переработки и захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капитальных вложений, выделенных инвесторам.
6. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года образовать в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых отходов г. Москвы с возложением на него следующих функций:
- разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на объекты промышленной переработки и полигоны Московской области в соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными уполномоченными областными организациями;
- координация деятельности организаций города Москвы, занятых в сфере обращения ТБО, с уполномоченными организациями и органами Правительства Московской области;
- разработка предложений по формированию тарифной политики и нормативной базы обращения с ТБО;
- осуществление единой технической политики в области санитарной очистки города от ТБО;
- создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на реализацию проектов строительства и реконструкции объектов санитарной очистки города.
7. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром" совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения административно - технических инспекций Правительства Москвы осуществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с целью формирования общегородского банка данных по источникам загрязнений и контролю за перемещением отходов.
8. Префектурам Западного и Северо - Западного административных округов в течение месяца представить в Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предложения по размещению быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках площадью 0,5-0,8 га в административных округах в соответствии с Основными направлениями.
9. Префектурам административных округов (за исключением Центрального административного округа) в течение 2002 года представить в Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предложения по размещению участков для приема и сортировки крупногабаритного мусора (КГМ) согласно п. 3.3 приложения к настоящему постановлению.
10. Государственному унитарному предприятию города Москвы "Экотехпром":
10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разработку в установленном порядке исходно - разрешительной документации на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках, предложенных префектурами административных округов (п. 8).
10.2. По окончании разработки исходно - разрешительной документации (п. 10.1) оформлять в Москомземе в установленном порядке земельно - правовые отношения.
11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" по заявкам Управления жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы включать в ежегодные планы финансирования работ по Программе НИОКР на 2002-2004 гг. работы по научно - техническому сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизированной системы управления потоками отходов и внедрению системы селективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство".
12. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы с привлечением специализированных научно - исследовательских организаций и ведущих производственных предприятий разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2003 года единую концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы (включая брошенный и разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумуляторные батареи, отходы полимерных материалов и др.).
13. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года представить руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения о создании совместно с Администрацией Московской области регионального Консультативного совета по управлению отходами производства и потребления.
14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 05.05.92 N 239 "Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых отходов".
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2002 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 18 июня 2002 г. N 460-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА 2002-2010 ГОДЫ
+---+--------------------+---------------------------+---------------------------------------------------------+
¦N  ¦Направление развития¦Мероприятия                ¦Эффект от реализации                                     ¦
¦п/п¦                    ¦                           +-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦                    ¦                           ¦экономический                ¦экологический              ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦ 1 ¦         2          ¦            3              ¦            4                ¦             5             ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО)                                                                     ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦1.1¦Модернизация        ¦Внедрение евроконтейнеров  ¦Повышение                    ¦Оптимизация процесса       ¦
¦   ¦контейнерного парка ¦<*> с целью снижения       ¦производительности           ¦сжигания ТБО               ¦
¦   ¦                    ¦влажности ТБО, направляемых¦и снижение удельных затрат   ¦на мусоросжигательных      ¦
¦   ¦                    ¦на сортировку,             ¦на ~ 10% при сортировке,     ¦заводах. Предотвращение    ¦
¦   ¦                    ¦брикетирование и сжигание. ¦брикетировании и сжигании    ¦сброса загрязненного       ¦
¦   ¦                    ¦В 2002-2010 годах - 20000  ¦ТБО за счет снижения         ¦фильтрата в окружающую     ¦
¦   ¦                    ¦контейнеров (охват 50%     ¦их влажности в период        ¦среду на ~ 310 т в год     ¦
¦   ¦                    ¦домовладений)              ¦дождей и снегопадов.         ¦(в т.ч. 150 т в год        ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦Экономический эффект         ¦на проезжую часть улиц)    ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦~ 1 млн. руб./год            ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦1.2¦Внедрение           ¦Внедрение системы          ¦Уменьшение объемов           ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦селективного сбора  ¦селективного сбора ТБО     ¦захоронения ТБО              ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦   ¦ценных компонентов  ¦с целью:                   ¦на полигонах на 220 тыс.     ¦от полигонов захоронения   ¦
¦   ¦ТБО                 ¦- отбора и использования   ¦т/год (от жилого сектора).   ¦ТБО и автотранспорта:      ¦
¦   ¦                    ¦  в качестве вторичного    ¦Снижение затрат              ¦- от полигонов ~ 198 тонн  ¦
¦   ¦                    ¦  сырья ценных компонентов;¦на транспортировку           ¦  в год;                   ¦
¦   ¦                    ¦- снижения объемов отходов,¦и захоронение ТБО            ¦- от автотранспорта        ¦
¦   ¦                    ¦  направляемых на          ¦на ~ 66 млн. руб./год.       ¦  ~ 105 тонн в год         ¦
¦   ¦                    ¦  захоронение к 2010 году: ¦Получение дополнительных     ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    ~ на 5% от объема ТБО  ¦доходов от реализации        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    жилого фонда (110-130  ¦вторсырья ~ 33 млн. руб./год.¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    тыс. тонн в год) за    ¦Экономия инвестиционных      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    счет системы селектив- ¦средств на развитие          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    ного сбора (охват 30%  ¦полигонных мощностей         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    домовладений);         ¦(~ 3 га в год)               ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    ~ на 10% от общего объ-¦~ 33 млн. руб./год           ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    ема ТБО г. Москвы      ¦(в т.ч. выкуп земли -        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    (450-500 тыс. тонн     ¦~ 3 млн. руб./год).          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    в год, в т.ч. 110-130  ¦Сокращение количества        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    тыс. т в год от жилого ¦собирающих мусоровозов       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    фонда) за счет сети    ¦на ~ 10 единиц               ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    пунктов приема втор-   ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    сырья от физических и  ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦    юридических лиц        ¦                             ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦2. Транспортировка твердых бытовых отходов                                                                ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦2.1¦Внедрение           ¦Внедрение среднетоннажных  ¦Сокращение транспортных зат- ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦перспективных       ¦мусоровозов с целью        ¦рат на ~ 1,8 млн. руб./год.  ¦вредных веществ            ¦
¦   ¦моделей собирающих  ¦повышения эффективности    ¦Сокращение количества        ¦от автотранспорта          ¦
¦   ¦мусоровозов с учетом¦транспортировки ТБО        ¦малотоннажных мусоровозов    ¦на ~ 30 т в год            ¦
¦   ¦сокращения плеча    ¦на городские объекты.      ¦на ~ 60 единиц               ¦                           ¦
¦   ¦вывоза ТБО          ¦Внедрение к 2010 г.        ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦до объектов         ¦среднетоннажных мусоровозов¦                             ¦                           ¦
¦   ¦обезвреживания      ¦в количестве 240 единиц    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(замена 300 малотоннажных) ¦                             ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦2.2¦Расширение системы  ¦Строительство к 2006 году  ¦Сокращение транспортных зат- ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦двухстадийного      ¦5 быстровозводимых         ¦рат на ~ 40 млн. руб./год.   ¦вредных веществ            ¦
¦   ¦вывоза ТБО          ¦мусороперегрузочных станций¦Сокращение количества        ¦от автотранспорта          ¦
¦   ¦                    ¦локального значения        ¦собирающих мусоровозов       ¦на ~ 68 тонн в год         ¦
¦   ¦                    ¦(размещение на площади     ¦на ~ 70 единиц               ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦0,5-0,8 га) суммарной      ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦производительностью 600    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦тыс. тонн ТБО в год        ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(на территории ЗАО, СЗАО)  ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦и МПС эстакадного типа     ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦на Остаповском проезде     ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(100 тыс. тонн в год)      ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦с целью уменьшения         ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦потребности в собирающем   ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦мусоровозном транспорте    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦и снижения транспортных    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦затрат за счет сокращения  ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦среднего плеча вывоза      ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦с 50 до 8 км.              ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦Внедрение перспективных    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦моделей большегрузных      ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦мусоровозов                ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(грузоподъемность 25-30 т, ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦объем кузова - 80 куб. м)  ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦для вывоза ТБО от МПС      ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦до полигонов захоронения   ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦с целью повышения          ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦эффективности              ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦транспортировки ТБО        ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(49 единиц к 2006 году)    ¦                             ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов                                                       ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦3.1¦Внедрение           ¦Внедрение                  ¦Повышение эффективности      ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦производственных    ¦на мусороперерабатывающих  ¦переработки и уменьшение     ¦вредных веществ:           ¦
¦   ¦комплексов          ¦предприятиях технологии    ¦объемов захоронения ТБО      ¦- от автотранспорта        ¦
¦   ¦по сепарации ТБО    ¦механизированной сепарации ¦на полигонах на 70 тыс. тонн ¦  на ~ 65 тонн/год;        ¦
¦   ¦                    ¦ТБО с выделением ценных    ¦в год.                       ¦- от полигонов ~ 63 т в год¦
¦   ¦                    ¦компонентов:               ¦Снижение затрат              ¦  (парниковые газы)        ¦
¦   ¦                    ¦- на ОЭЗ САО - в рамках    ¦на транспортировку           ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦  реконструкции;           ¦и захоронение ТБО            ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦- на МПК "Котляково" ЮАО - ¦на ~ 38 млн. руб./год.       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦  2-я очередь строитель-   ¦Получение дополнительных     ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦  ства.                    ¦доходов от реализации        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦Суммарная                  ¦вторсырья ~ 21 млн. руб./год.¦                           ¦
¦   ¦                    ¦производительность -       ¦Экономия инвестиционных      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦540 тыс. тонн ТБО в год.   ¦средств на развитие          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦Выделение 70 тыс. тонн     ¦полигонных мощностей         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦в год вторичного сырья     ¦(~ 1 га в год)               ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦~ 11 млн. руб./год           ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦(в т.ч. выкуп земли          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦~ 1 млн. руб./год).          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦Сокращение количества        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦собирающих мусоровозов       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦на ~ 65 единиц               ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦3.2¦Развитие технической¦Завершение строительства   ¦Уменьшение объемов           ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦базы и повышение    ¦МСЗ N 2 и МСЗ N 4,         ¦захоронения ТБО              ¦вредных веществ:           ¦
¦   ¦эффективности работы¦реконструкция МСЗ N 3      ¦на полигонах на 770 тыс.     ¦- от автотранспорта        ¦
¦   ¦заводов             ¦с суммарной                ¦т/год.                       ¦  на ~ 236 тонн/год;       ¦
¦   ¦по термической      ¦производительностью        ¦Снижение затрат              ¦- от полигонов ~ 693 тонны ¦
¦   ¦переработке ТБО     ¦680 тыс. тонн ТБО в год    ¦на транспортировку           ¦  в год (парниковые газы). ¦
¦   ¦                    ¦(в том числе участков      ¦и захоронение ТБО            ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦   ¦                    ¦предварительной сепарации  ¦на ~ 139 млн. руб./год.      ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦   ¦                    ¦ТБО перед сжиганием        ¦Получение дополнительных     ¦от сжигания природного     ¦
¦   ¦                    ¦суммарной                  ¦доходов от реализации        ¦топлива на ТЭС,            ¦
¦   ¦                    ¦производительностью        ¦вторсырья                    ¦соответствующих выработке  ¦
¦   ¦                    ¦550 тыс. тонн ТБО в год)   ¦~ 9 млн. руб./год.           ¦260 тыс. Гкал/год          ¦
¦   ¦                    ¦к 2006 году.               ¦Экономия инвестиционных      ¦теплоэнергии и 105 млн.    ¦
¦   ¦                    ¦Выделение 30 тыс. тонн     ¦средств на развитие          ¦кВтч/год электроэнергии:   ¦
¦   ¦                    ¦в год вторичного сырья.    ¦полигонных мощностей         ¦- угольных на ~ 2812 т/год;¦
¦   ¦                    ¦Повышение коэффициента     ¦(~ 10,5 га в год)            ¦- мазутных на ~ 1278 т/год;¦
¦   ¦                    ¦использования установленных¦~ 115 млн. руб./год,         ¦- газовых на ~ 240 т/год.  ¦
¦   ¦                    ¦мощностей                  ¦в т.ч. выкуп земли           ¦Снижение вредного          ¦
¦   ¦                    ¦мусоросжигательных заводов ¦~ 10 млн. руб./год.          ¦воздействия золошлаковых   ¦
¦   ¦                    ¦с 0,6 до 0,7-0,75          ¦Сокращение количества        ¦отходов на окружающую      ¦
¦   ¦                    ¦в 2006-2010 гг. (повышение ¦собирающих мусоровозов       ¦среду. Сокращение выбросов ¦
¦   ¦                    ¦суммарной                  ¦на ~ 70 единиц.              ¦от автотранспорта (учтено  ¦
¦   ¦                    ¦производительности на 150  ¦Дополнительный доход         ¦ранее)                     ¦
¦   ¦                    ¦тыс. т/год равносильно     ¦от реализации избыточной     ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦строительству нового       ¦тепло- и электроэнергии      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦завода). Использование     ¦~ 26 млн. руб. в год.        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦энергетического потенциала ¦Исключение затрат на вывоз   ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦ТБО для выработки тепла    ¦и захоронение золы и шлака   ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦и электроэнергии           ¦за счет их переработки       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(260 тыс. Гкал/год и 105   ¦~ 40 млн. руб./год (учтено   ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦млн. кВтч/год).            ¦ранее).                      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦Внедрение технологии       ¦Дополнительный доход         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦переработки золошлаковых   ¦от реализации строительных   ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦отходов мусоросжигательных ¦материалов и изделий         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦заводов в материалы        ¦~ 1 млн. руб./год            ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦и изделия для дорожного    ¦                             ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦строительства              ¦                             ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦3.3¦Создание производств¦Создание и развитие        ¦Снижение затрат              ¦Снижение валовых выбросов  ¦
¦   ¦по промышленной     ¦производственных участков  ¦на транспортировку           ¦вредных веществ:           ¦
¦   ¦переработке         ¦по приему и сортировке КГМ.¦и захоронение КГМ            ¦- от автотранспорта        ¦
¦   ¦крупногабаритного   ¦К 2010 году прием          ¦на ~ 104 млн. руб./год.      ¦  на ~ 168 тонн/год;       ¦
¦   ¦мусора (КГМ)        ¦и переработка 50%          ¦Сокращение инвестиционных    ¦- от полигонов на ~18 тонн ¦
¦   ¦                    ¦ежегодного объема          ¦затрат на строительство      ¦  в год (парниковые газы)  ¦
¦   ¦                    ¦образования КГМ в г. Москве¦полигонов на ~ 6,6 млн.      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦(7-10 участков площадью    ¦руб./год (в т.ч. выкуп земли ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦0,5-0,6 га каждый)         ¦~ 0,6 млн. руб./год).        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦Дополнительный доход         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦от реализации вторсырья      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦~ 10 млн. руб./год.          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦Сокращение собирающих        ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦мусоровозов                  ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦на ~ 72 единицы              ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦4. Захоронение твердых бытовых отходов                                                                    ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦4.1¦Создание новых      ¦Отвод земельных участков   ¦Сокращение транспортных      ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦   ¦полигонов           ¦и строительство двух       ¦затрат на вывоз ТБО          ¦вредных веществ            ¦
¦   ¦для захоронения ТБО ¦полигонов для захоронения  ¦от городских объектов        ¦от автотранспорта          ¦
¦   ¦г. Москвы в Южном   ¦ТБО г. Москвы с суммарной  ¦санитарной очистки           ¦на ~ 131 т/год             ¦
¦   ¦и Западном секторах ¦производительностью        ¦суммарной                    ¦                           ¦
¦   ¦Московской области  ¦1 млн. т в год и ресурсом  ¦производительностью          ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦на 8-10 лет с целью        ¦960 тыс. т/год,              ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦сокращения плеча вывоза    ¦расположенных в Южном и      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦с 80-100 км до 40-50 км    ¦Западном секторах г. Москвы, ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦~ 77 млн. руб./год           ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦4.2¦Переработка влажной ¦Производство технического  ¦Уменьшение объемов           ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦   ¦органической фракции¦грунта методом полевого    ¦захоронения ТБО              ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦   ¦ТБО в технический   ¦компостирования влажной    ¦на ~ 300 тыс. тонн в год.    ¦от полигонов на ~ 270 т/год¦
¦   ¦грунт               ¦органической фракции ТБО   ¦Сокращение инвестиционных    ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦на полигонах (замещение    ¦затрат на развитие           ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦природного грунта          ¦полигонных мощностей         ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦для послойной пересыпки ТБО¦(~ 4 га/год) на ~ 44 млн.    ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦и рекультивации)           ¦руб./год (в т.ч. выкуп       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦земли ~ 4 млн. руб./год).    ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦Дополнительный доход от      ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦замещения природного грунта  ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦для послойной пересыпки ТБО  ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦и рекультивации 8 млн.       ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦руб./год                     ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦4.3¦Создание            ¦Создание систем сбора      ¦Доход от экономии тепло-     ¦Снижение парникового       ¦
¦   ¦на полигонах        ¦и использование биогаза    ¦и электроэнергии             ¦эффекта в ~ 7,5 раза       ¦
¦   ¦для захоронения ТБО ¦для выработки тепло- и     ¦на собственные нужды -       ¦                           ¦
¦   ¦систем сбора        ¦электроэнергии на полигонах¦компенсация                  ¦                           ¦
¦   ¦и утилизации биогаза¦                           ¦эксплуатационных затрат на   ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦сбор и утилизацию биогаза    ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦   ¦5. Система управления санитарной очисткой города                                                          ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
¦5.1¦Совершенствование   ¦Создание центра            ¦Снижение затрат              ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦   ¦управления потоками ¦по координации потоков ТБО ¦на санитарную очистку        ¦вредных веществ            ¦
¦   ¦ТБО г. Москвы       ¦г. Москвы                  ¦г. Москвы за счет            ¦от автотранспорта          ¦
+---+--------------------+---------------------------+оптимизации схем сбора,      ¦на ~ 25 т/год              ¦
¦5.2¦Автоматизация       ¦Создание городской         ¦транспортировки              ¦                           ¦
¦   ¦управления          ¦автоматизированной системы ¦и обезвреживания             ¦                           ¦
¦   ¦санитарной очисткой ¦контроля и управления      ¦оперативного контроля,       ¦                           ¦
¦   ¦г. Москвы           ¦потоками ТБО               ¦учета и управления потоками  ¦                           ¦
¦   ¦                    ¦                           ¦ТБО на ~ 10-15 млн. руб./год ¦                           ¦
+---+--------------------+---------------------------+-----------------------------+---------------------------+
--------------------------------
<*> Евроконтейнер - оцинкованный контейнер для сбора ТБО, изготовленный из штампованной листовой стали с подпруженной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой. Срок службы - до 15 лет.