Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 464-ПП от 22 мая 2001 года

О проекте Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве

     В  целях реализации постановления Московской городской Думы от 18
октября  2000 года N 108 "О Концепции управления собственностью Москвы
и  взаимодействия  с иными собственниками на территории города до 2005
года" Правительство Москвы постановляет:
     1.  Одобрить проект Концепции содержания, эксплуатации, ремонта и
восстановления   объектов  жилищно-коммунального  хозяйства  в  городе
Москве" (приложение к настоящему постановлению).
     2.   Пресс-центру   Мэрии   и   Правительства  Москвы  обеспечить
публикацию настоящего постановления в средствах массовой информации.
     3.  Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В.


П.п.Премьер Правительства Москвы                        Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 22 мая 2001 года  N 464-ПП



          КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, РЕМОНТА И
     ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
                         В ГОРОДЕ МОСКВЕ


     В результате кардинальных изменений, произошедших в последнее
десятилетие в структуре экономических отношений, характеризующихся
активным развитием рыночных отношений и формированием новых  собс-
твенников, значительно изменились место и роль государства во всех
отраслях экономики от всеобъемлющей до координационной,  обеспечи-
вающей безопасность и социальную защищенность населения.  Основной
задачей государства остается формирование организационных и право-
вых основ экономических отношений.
     Эти тенденции наиболее показательны  в  сфере  жилищно-комму-
нального хозяйства. Так, в результате экономических преобразований
изменилась структура жилищного фонда по формам собственности,  ос-
новой отношений стал являться договор.
     Начиная с 1992 года в городе реализуются мероприятия  по  ре-
формированию жилищно-коммунального хозяйства,  направленные на пе-
ревод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функ-
ционирования и улучшения качества предоставляемых услуг.
     В настоящее время существует необходимость в едином подходе к
решению  проблем  жилищно-коммунального хозяйства в городе Москве,
связанных со снижением издержек на содержание,  эксплуатацию и ре-
новацию  объектов  недвижимости в жилищной сфере,  поставке комму-
нальных услуг.  Такой  подход  обеспечивается  систематизированным
программным документом - Концепцией содержания,  эксплуатации, ре-
монта и восстановления объектов жилищно-коммунального хозяйства  в
городе Москве (далее именуемой Концепцией).

                        I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Настоящая Концепция  разработана  во исполнение постановления
Московской городской Думы от 18 октября 2000 года N 108 "О Концеп-
ции  управления  собственностью  Москвы  и  взаимодействия с иными
собственниками на территории города до 2005 года",  с учетом дейс-
твующих нормативных документов.
     Концепция представляет собой официально принятую позицию  ор-
ганов государственной власти города Москвы по вопросам содержания,
эксплуатации, ремонта и восстановления объектов жилищно-коммуналь-
ного хозяйства в городе, а также определяет цели, задачи, основные
принципы и направления деятельности в области снижения издержек  в
жилищно-коммунальной сфере.
     Жилищно-коммунальное хозяйство города представляет собой  це-
лостную систему объектов жилищного фонда, коммунальной инфраструк-
туры,  производственных объектов, организационных структур и отно-
шений.
     Жилищно-коммунальное хозяйство города характеризуется  значи-
тельной энергоемкостью.
     Объекты жилищно-коммунального хозяйства являются одной из ка-
тегорий объектов недвижимости и нуждаются в  управлении,  осущест-
вляемом на профессиональной основе и обеспечивающем реализацию це-
лей реформирования отрасли.  Особенности управления в жилищно-ком-
мунальном хозяйстве определяются настоящей концепцией.
     В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы снижение
издержек достигается в результате:
     - стимулирования развития форм собственности -  совершенство-
вания  политики  формирования кондоминиумов и создания условий для
образования и  деятельности  товариществ  собственников  жилья;
     - дальнейшей  демонополизации  обслуживания жилищного фонда и
формирования рынка услуг;
     - регулирования  деятельности  организаций по поставке комму-
нальных услуг;
     - организации ресурсосбережения;
     - совершенствования расчетов за жилищно - коммунальные  услу-
ги;
     - обеспечения выполнения требований существующих нормативов и
реализации целевых программ,  направленных на качественное повыше-
ние уровня содержания жилищного фонда;
     - соблюдения нормативных требований, предъявляемых к планиро-
ванию,  организации и проведению  капитального  ремонта  жилищного
фонда;
     - совершенствования нормативно - правовой базы  в  жилищно  -
коммунальном хозяйстве.


      II. Нормативно-правовая основа регулирования отношений
   в сфере содержания,  эксплуатации,  ремонта и восстановления
             объектов жилищно-коммунального хозяйства


     Основополагающую нормативно-правовую базу регулирования отно-
шений в сфере содержания,  эксплуатации,  ремонта и восстановления
объектов жилищно-коммунального хозяйства составляют:
     Жилищный кодекс Российской Федерации;
     Гражданский кодекс Российской Федерации;
     Закон Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1  "Об  основах
федеральной  жилищной  политики";
     Закон Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензиро-
вании отдельных видов деятельности";
     Федеральный закон от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах  собс-
твенников жилья";
     Закон Российской Федерации от 04.07.91 N 1541-1 "О приватиза-
ции жилищного фонда в Российской Федерации";
     Федеральный закон от 03.04.96 N 28-ФЗ "Об  энергосбережении";
     Указ Президента Российской Федерации от 27.05.97 N 528 "О до-
полнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйс-
тва Российской Федерации";
     Указ Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425 "О ре-
форме  жилищно-коммунального  хозяйства  в  Российской Федерации";
     Указ Президента Российской Федерации от  29.03.96  N  432  "О
развитии  конкуренции  при  предоставлении услуг по эксплуатации и
ремонту государственного и муниципального жилищных фондов";
     Постановление Правительства  Российской Федерации от 02.08.99
N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных ус-
луг и мерах по социальной защите населения";
     Постановление Правительства Российской Федерации от  26.09.97
N  1223  "Об утверждении Положения об определении размеров и уста-
новлении границ земельных участков в кондоминиумах";
     Постановление Правительства  Российской Федерации от 26.09.94
N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской  Федера-
ции";
     Постановление Правительства Российской Федерации от  26.09.94
N  1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и
Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых от-
ходов";
     Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.85  N  415  "Об
утверждении Правил пользования жилыми помещениями,  содержания жи-
лого дома и придомовой территории в РСФСР и типового договора най-
ма жилого помещения в домах государственного, муниципального и об-
щественного жилищного фонда  в  РСФСР";
     Закон города Москвы от 11.03.98 N 6 "Основы жилищной политики
в городе Москве";
     Закон города  Москвы от 13.11.96 N 30 "Об установлении норма-
тивов по эксплуатации жилищного фонда города Москвы и контроле  за
их  соблюдением";
     Закон города Москвы от 29.09.99 N 37 "О порядке  переустройс-
тва  помещений в жилых домах на территории города Москвы";
     Постановление Правительства  Москвы  от 24.08.93 N 813 "О по-
рядке управления жилыми домами,  находящимися в коллективной собс-
твенности, и передаче домов в управление товариществам собственни-
ков помещений";
     Постановление Правительства Москвы от 04.06.96 N 465 "О  нор-
мативах  Москвы  по  эксплуатации жилищного фонда";
     Постановление Правительства Москвы от 16.04.96 N 349 "О даль-
нейшем совершенствовании отношений по управлению строениями, нахо-
дящимися в общей собственности";
     Постановление Правительства Москвы  от  06.05.97  N  321  "Об
уточнении  нормативных  документов  и полномочий Мосжилинспекции";
     Постановление Правительства Москвы от 01.07.97 N 497 "О мерах
по  реализации Указа Президента  Российской  Федерации от 28.04.97
N 425  "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Фе-
дерации";
     Постановление Правительства Москвы от 03.06.97 N 407 "О мерах
по улучшению состояния электрохозяйства в жилищном фонде Москвы";
     Постановление Московской  городской Думы от 13.05.98 N 48 "Об
утверждении Программы первоочередных мероприятий по  развитию  ре-
формы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы";
     Постановление Правительства Москвы от 28.07.98 N 566 "О мерах
по стимулированию энерго- и водосбережения в г.Москве";
     Постановление Правительства Москвы от 13.04.99 N 328 "О  ходе
выполнения  распорядительных документов Правительства Москвы о на-
ведении порядка в подъездах жилых домов и  задачах  по  проведению
этой  работы  в 1999-2001 гг.";
     Постановление Правительства Москвы 28.12.99 N 1217  "О  мерах
по улучшению эксплуатации систем  дымоудаления  и  противопожарной
автоматики в жилых домах повышенной этажности г.Москвы";
     Постановление Правительства  Москвы  от  14.03.2000 N 191 "Об
итогах работы в 1999 г.  по реализации программы "Мой подъезд, мой
двор" и задачах на 2000-20001 гг.";
     Постановление Правительства Москвы от 15.08.2000 N 634 "О хо-
де реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве";
     Распоряжение   Премьера   Правительства  Москвы  от  12.08.97
N 872-РП "О наведении порядка в подъездах жилых домов в свете реа-
лизации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства";
     Распоряжение   Премьера   Правительства  Москвы  от  12.03.96
N 223-РП "Об утверждении Положения по организации капитального ре-
монта жилых зданий в г.Москве";
     ВСН-41-85 Госгражданстроя "Инструкция по разработке  проектов
организации  и проектов производства работ по капитальному ремонту
жилых зданий";
     ВСН-48-86р Госгражданстроя  "Правила  безопасности проведения
технических обследований жилых зданий для проектирования капиталь-
ного ремонта";
     ВСН-53-86р Госкомархитектуры  "Правила оценки физического из-
носа жилых зданий";
     ВСН-58-88р Госкомархитектуры "Положение об организации и про-
ведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий,
объектов коммунального и социально-культурного назначения";
     ВСН-57-88р Госкомархитектуры "Положение по техническому  обс-
ледованию жилых зданий";
     Постановление Правительства Москвы от 23.02.99 N 138 "Об  ут-
верждении Московских городских строительных норм "Энергосбережение
в зданиях.  Нормативы по теплозащите и  тепловодоэлектроснабжению"
(МГСН-2.01-99)" и др.
    III.  Стимулирование развития частных форм собственности -
     совершенствование политики формирования кондоминиумов и
        создания условий для образования  и  деятельности
                товариществ  собственников жилья


     Одним из  способов  снижения  издержек в жилищно-коммунальном
хозяйстве является стимулирование развития частной формы собствен-
ности на жилищный фонд.
     Объединение собственников жилья в товарищества  собственников
жилья  (ТСЖ)  в  границах  единого комплекса недвижимого имущества
(кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположен-
ное  на  нем жилое здание,  является одним из наиболее эффективных
способов влияния на объективное снижение стоимости при обеспечении
должного  уровня качества предоставляемых услуг и позволяет созда-
вать условия для привлечения дополнительных источников  финансиро-
вания работ по обслуживанию и ремонту жилья.
     Приоритетными направлениями здесь являются:
     - формирование  кондоминиумов на базе объектов существующей и
перспективной застройки;
     - привлечение  собственников  к управлению общим имуществом в
кондоминиумах,  повышение их заинтересованности в экономном расхо-
довании средств и бережном отношении к жилищному фонду;
     - развитие в городе рынка жилищно - коммунальных услуг и пол-
ный переход на договорные отношения в жилищном хозяйстве;
     - снижение уровня бюджетного финансирования содержания жилищ-
ного фонда;
     - обеспечение баланса интересов органов городской администра-
ции  и  собственников помещений в кондоминиумах.
     Активизация деятельности и повышение ответственности районных
Управ и территориальных органов городской администрации содейству-
ет формированию кондоминиумов и создает условия для образования  и
деятельности  ТСЖ,  обеспечивает их экономическую стабильность,  а
также способствует упорядочению работы городских ведомств по  соз-
данию нормативно - правовых,  экономических, организационных и ин-
формационно - методических условий,  содействующих данным  процес-
сам.
     Стоит задача по обеспечению разработки и реализации специаль-
ных программ на уровне административных округов и районов.
     Отраслевые органы городской  администрации  должны  оказывать
префектурам  административных округов,  районным Управам и органам
территориального общественного самоуправления содействие:
     - в обучении их сотрудников, членов правлений ТСЖ, профессио-
нальных управляющих жилищным фондом,  бухгалтеров;
     - в  развертывании  агитационной  работы  и  информировании в
средствах массовой информации населения о существующей нормативной
базе и положительном опыте деятельности ТСЖ.
     Необходимо совершенствование организационной структуры  взаи-
модействия  районных Управ,  отраслевых и территориальных органов,
товариществ собственников жилья и их объединений.
     В префектурах и районных Управах создаются специальные струк-
туры,  организующие и осуществляющие деятельность по  формированию
кондоминиумов,  образованию и поддержке ТСЖ,  консультативно - ин-
формационных центров, методических кабинетов по обмену опытом дея-
тельности  товариществ.
     Создание благоприятных организационно - экономических условий
для  образования  и  деятельности  товариществ собственников жилья
достигается путем:
     - совершенствования  системы финансирования ТСЖ и оптимизации
финансовых потоков в целях наиболее  рационального  финансирования
деятельности по техническому обслуживанию и ремонту кондоминиумов;
     - расширения источников и обеспечения устойчивости финансиро-
вания технической эксплуатации и ремонта кондоминиумов с постепен-
ным переходом в режим самофинансирования с  исключением  бюджетных
дотаций;
     - стимулирования  хозяйственно  -  коммерческой  деятельности
ТСЖ,  ЖК и ЖСК через предоставление широкого спектра льгот при ис-
пользовании  объектов  общей  долевой  собственности  и  земельных
участков;
     - формирования механизма накопления амортизационных  отчисле-
ний с жилищного фонда и отчислений на капитальный ремонт жилых до-
мов;
     - проведения широкомасштабной информационно - разъяснительной
работы среди собственников жилья,  в том числе накопления  средств
на капитальный ремонт и полное восстановление жилого дома;
     - передачи ТСЖ в управление нежилых помещений для организации
деятельности товариществ, а также льготной продажи нежилого фонда.
     С целью  мобилизации  и  накопления товариществами финансовых
средств на проведение капитального ремонта, реконструкции объектов
кондоминиума  проработать вопрос:
     - образования  товариществами или городскими структурами спе-
циальных фондов,  а также привлечения финансовых институтов, гото-
вых  инвестировать  средства  в капитальный ремонт и реконструкцию
объектов кондоминиума;
     - участие города и других собственников в финансировании  ра-
бот пропорционально доле их имущества в кондоминиуме.


   IV. Дальнейшая демонополизация обслуживания жилищного фонда
                    и формирования рынка услуг


     Жилищно-коммунальная реформа одной из главных целей  преобра-
зований  в  жилищной сфере ставит демонополизацию обслуживания жи-
лищного фонда и формирования рынка услуг.
     Практика последних лет достаточно убедительно показывает, что
создание эффективных  механизмов  управления  жилищно-коммунальным
хозяйством города  достигается  путем четкого разграничения прав и
обязанностей собственника и субъекта хозяйствования.
     При таком подходе система жилищно-коммунального хозяйства го-
рода рассматривается как трехуровневая:
     - собственник жилищного фонда и других объектов недвижимости;
     - субъект  хозяйствования  -  заказчик жилищно-коммунальных и
прочих услуг (управляющие организации);
     - подрядные специализированные и иные организации.
     Формирование "института" заказчика, как субъекта рыночных от-
ношений, является ключевым вопросом для реального развития  конку-
ренции в жилищном хозяйстве.
     Управляющая организация должна создаваться как  хозяйствующий
субъект, выполнять функции по управлению жилищным фондом  г.Москвы
на основании договоров с районными Управами (или префектурами),  а
по управлению жилищным фондом,  находящимся в другой  (негосударс-
твенной) форме  собственности - на основании договоров с собствен-
никами или уполномоченными ими представителями, а также иметь пра-
во  на  заключение  договоров с другими хозяйствующими субъектами,
предоставляющими жилищно - коммунальные  услуги,  финансироваться,
исходя из стоимости жилищно - коммунальных услуг,  и иметь стимулы
к снижению их стоимости и повышению качества.
     Задачей городской администрации в  настоящее  время  является
установление порядка и создание нормативной базы, регламентирующей
передачу государственного и  муниципального  имущества  (жилищного
фонда)  г.Москвы  в управление организациям,  управляющим жилищным
фондом.
     Институт доверительного  управления  собственностью  является
новым  для нашей правовой системы и общие положения,  регулирующие
отношения по передаче имущества в управление, содержащиеся в Граж-
данском кодексе РФ, практически исчерпывают существующую норматив-
ную базу по данному вопросу.
     Вместе с  тем  управление  тем или иным имуществом имеет свою
специфику.
     Для успешного  становления профессионального управления таким
видом недвижимости,  как объекты жилищно-коммунального  хозяйства,
предъявляются  определенные  требования  к  уполномоченной городом
службе заказчика.
     Эти требования должны содержаться в договоре управления. Обя-
зательному включению в договор управления объектом  жилищно-комму-
нального  хозяйства подлежат условия о том,  что Доверитель (собс-
твенник имущества,  домовладелец),  давая поручение по  управлению
своим  имуществом,  обеспечивает Управляющего всей необходимой ин-
формацией,  включающей общую техническую  характеристику  объекта,
в том числе инженерного оборудования и сетей,  придомовой террито-
рии  в  границах эксплуатационной ответственности,  количественные
характеристики потребляемых объектом коммунальных услуг, фиксируе-
мые на момент передачи и др.
     Факт передачи  жилищного  фонда  управляющей  организации для
оказания услуг по управлению  оформляется  актом  приема-передачи.
     Передача движимого  имущества  (если  такое имеет место) осу-
ществляется по перечню с указанием его первоначальной стоимости  и
износа.
     На период действия доверительного управления управляющей  ор-
ганизации передаются в безвозмездное пользование служебные нежилые
помещения. При этом коммунальные и эксплуатационные услуги по пре-
доставленным в пользование помещениям должны оплачиваться управля-
ющей организацией.
     Среди обязанностей  управляющей организации также должны быть
оговорены определенные условия.
     Управляющая организация обязана вести в установленном порядке
техническую документацию на объект,  систематически проводить тех-
нические осмотры,  являться  заказчиком  на работы по техническому
обслуживанию,  санитарному содержанию, текущему и капитальному ре-
монту  жилищного  фонда,  уборке внутриквартальных и внутридомовых
асфальтовых покрытий,  ремонту и содержанию объектов внешнего бла-
гоустройства и озеленения. Разрабатывать и представлять Доверителю
на утверждение проекты смет на содержание и ремонт жилищного фонда
и  др.  объектов,  включенных в договор доверительного управления,
выполнять другие порученные управляющей организации обязанности.
     Наряду со  становлением служб заказчика рынок услуг по управ-
лению объектами жилищно-коммунального хозяйства должен быть открыт
для  частного  предпринимательства.
     При формировании или  выборе  службы  заказчика  (управляющей
компании)  собственник  руководствуется тем,  что служба заказчика
должна быть в максимальной степени ориентирована на удовлетворение
нужд нанимателей,  арендаторов, собственников и владельцев жилья в
части предоставления им жилищно-коммунальных услуг,  защиты их ин-
тересов, а также сохранности  объектов  жилищно-коммунального  хо-
зяйства.
     Такая организация может быть достигнута выбором соответствую-
щих организационных и финансовых механизмов.
     Для обеспечения  эффективности  своей деятельности служба за-
казчика должна быть заинтересована в:
     - расширении сферы обслуживания;
     - минимизации задолженности населения по оплате  жилищно-ком-
мунальных  услуг;
     - выборе на конкурсной основе самого эффективного подрядчика;
     - системе  эффективного  контроля  за деятельностью подрядных
организаций.
     Проведение конкурсного  отбора подрядчиков для проведения ра-
бот по эксплуатации жилищного фонда позволяет резко  повысить  эф-
фективность  используемых ресурсов.
     Главные вопросы для успешного проведения конкурсов:
     - грамотно  подобранный пакет объектов,  выставляемых на кон-
курс;
     - активная информационная кампания;
     - полное исключение формального подхода к процедуре  проведе-
ния конкурса и подведения его итогов,  строгие и  четкие  критерии
отбора.
     Формирование системы эффективных договорных отношений на пос-
тавку  жилищно-коммунальных  услуг,  производство работ и оказание
услуг - длительный и непростой процесс,  связанный с окончательным
переходом от административных рычагов управления к рыночным.
     Внедрение системы договорных отношений создает,  с одной сто-
роны,  экономическую  заинтересованность  в эффективном управлении
жилищным фондом, с другой стороны - условия для контроля количест-
ва,  качества  предоставляемых услуг и выполняемых работ,  а также
позволяет корректировать стоимость работ и услуг в зависимости  от
качества и нормативных сроков их предоставления.


            V. Регулирование  деятельности организаций
                 по поставке коммунальных услуг.


     Основываясь на общих принципах правовых и экономических отно-
шений, установленных законодательством в сфере размещения и выпол-
нения государственного заказа,  и с целью достижения баланса инте-
ресов  города  и организаций,  являющихся естественными локальными
монополистами,  содержанием отношений между ними являются:
     - выделение работ, которые могут проводится на конкурсных на-
чалах (поставка сырья и материалов,  ремонтные работы  и  др.);
     - согласование  тарифов и цен на поставляемую для нужд города
продукцию,  работы и услуги;
     - распределение  полученной прибыли по согласованию с городс-
кой администрацией;
     - формирование планов капитальных вложений и проектов целевых
программ развития по согласованию с  городской  администрацией;
     - внедрение альтернативных технологий с целью демонополизации
предоставления услуг.
     В целях  снижения  издержек  по  поставке коммунальных услуг,
применяемые в городе для расчетов с населением и прочими  потреби-
телями тарифы на тепловую и электрическую энергию,  газоснабжение,
водоснабжение и водоотведение,  вывоз мусора  регулируются  Регио-
нальной  энергетической комиссией города Москвы и Межведомственной
комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
     Указанное позволяет обеспечить рациональное расходование бюд-
жетных средств,  предназначенных для возмещения разницы в  тарифах
на тепловую энергию и затрат на обезвреживание бытовых отходов  на
мусоросжигательных заводах и мусороперегрузочных станциях, а также
способствует формированию экономически обоснованных тарифов.
     В сложившихся условиях тарифная политика Правительства Москвы
должна иметь следующие цели и ограничения:
     - увеличение  доли платежей населения за жилищно-коммунальные
услуги должно осуществляться плавно,  регулярно, исходя из утверж-
денных Московской  городской Думой принципов с одновременной защи-
той малообеспеченных  слоев  населения  и  сохранением  жизненного
уровня семей со средним достатком;
     - начиная с 2002 года, перейти на оплату жилищно-коммунальных
услуг, исходя из их фактической стоимости,  гражданами - собствен-
никами жилых помещений,  ставшими таковыми в результате  договоров
купли-продажи,   что  позволит  значительно  сэкономить  бюджетные
средства;
     - перейти  на расчеты с населением за тепловую энергию,  пре-
дусматривающие фактическое ее потребление жилым зданием;
     - завершить переход в оплате тепловой и электрической энергии
и услуг водоснабжения на два тарифа - для населения и других  пот-
ребителей,  при  этом повышая тарифы для населения в более быстром
темпе, чем для других потребителей;
     - рост доходов населения должен ненамного,  но опережать рост
увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     Важнейшим аспектом  регулирования деятельности организаций по
поставке коммунальных услуг является  исключение  из  существующей
практики  перекрестного субсидирования населения в результате уве-
личения платежного бремени в реальном секторе экономики.
     Эта задача должна решаться путем перехода к возмещению расхо-
дов жилищных и ресурсоснабжающих организаций,  связанных с предос-
тавлением отдельным категориям  граждан  льгот  по  оплате  жилищ-
но-коммунальных услуг, через городской Центр жилищных субсидий.
                VI. Организация ресурсосбережения
                в жилищно-коммунальном хозяйстве.


     Одним из важнейших аспектов реформирования жилищно-коммуналь-
ного хозяйства является ресурсосбережение, т.е. снижение затрат на
производство,  передачу и потребление энергоресурсов и воды и свя-
занное  с этим смягчение для населения условий перехода отрасли на
безубыточное функционирование.
     В этих  целях  жилищными  и  ресурсоснабжающими организациями
проводятся мероприятия по применению  ресурсосберегающих  техноло-
гий,  установке приборов учета расходов воды и тепла.
     Для целенаправленной работы по экономии энергоресурсов и воды
в городе необходимо разработать программу энергоресурсосбережения,
содержащую перечень конкретных мероприятий по внедрению энергосбе-
регающих технологий и устройств.
     Источниками финансирования программы  энергоресурсосбережения
могут  быть  определены:
     - целевые ассигнования на эти мероприятия,  предусматриваемые
в бюджете города Москвы на соответствующий год;
     - бюджетные ассигнования по дотации на тепло, сэкономленные в
результате сокращения потребления тепла в жилищном фонде;
     - собственные средства товариществ собственников жилья;
     - кредитные ресурсы,  привлекаемые товариществами собственни-
ков жилья и иными организациями для  выполнения  указанных  работ.
     В основе программы должен быть заложен комплекс организацион-
ных, экономических, технических и других мероприятий, направленных
на эффективное использование энерго- и водоресурсов.


             VII. Техническая  эксплуатация  объектов
          жилищно-коммунального хозяйства города Москвы


     Одним из основных способов снижения издержек в жилищно-комму-
нальном хозяйстве является строгое соблюдение действующих нормати-
вов по технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хо-
зяйства.
     Техническая эксплуатация - комплекс мероприятий, направленных
на обеспечение соответствующего требованиям нормативов состояния и
функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.  Техни-
ческая эксплуатация  осуществляется  собственниками,  владельцами,
управляющими организациями,  арендаторами и нанимателями путем ис-
пользования,  осуществления технического обслуживания и производс-
тва ремонта помещений, конструкций, инженерных систем и иного обо-
рудования,  при обеспечении режимов их функционирования,  а  также
санитарного содержания зданий и прилегающих к ним территорий.
     Совокупность нормативов служит основой общегородской  системы
содержания  и  ремонта  жилищно-коммунального  хозяйства  города и
включает в себя нормативы на техническое обслуживание эксплуатиру-
емых объектов и их санитарное содержание,  а также нормативы водо-
потребления и водоотведения,  газо- и  теплоснабжения,  накопления
твердых бытовых отходов (ТБО) и др.
     Функции по утверждению нормативов, в зависимости от компетен-
ции,  возложены  на федеральные органы государственного управления
(Госстрой РФ,  Госсанэпиднадзор РФ,  Госгортехнадзор РФ и другие),
органы городской администрации (Правительство Москвы, Региональная
энергетическая комиссия города Москвы,  Региональная  комиссия  по
ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы и др.).
     Постоянный контроль за соблюдением нормативов при осуществле-
нии технической эксплуатации осуществляют, в пределах своей компе-
тенции,  специально уполномоченные органы государственного контро-
ля, в том числе органы Государственной жилищной инспекции РФ, Гос-
гортехнадзора РФ,  Госсанэпиднадзора РФ, Инспекции Госархстройнад-
зора города Москвы,  противопожарного надзора и др. Межведомствен-
ной комиссией по ценовой и  тарифной  политике  при  Правительстве
Москвы устанавливаются предельные цены на техническое обслуживание
лифтового оборудования,  захоронение и транспортировку твердых бы-
товых отходов, эксплуатацию систем дымоудаления и пожарной автома-
тики, внутриквартальных коллекторов и т.д.
     Планирование деятельности  по  технической  эксплуатации осу-
ществляется управляющей организацией, исходя их нормативных требо-
ваний  и с учетом имеющихся финансовых ресурсов.
     Ежегодное, среднесрочное и долгосрочное планирование осущест-
вляется как в рамках специальных целевых программ,  так и в рамках
годовой программы деятельности Правительства Москвы.  Планирование
расходов  по  содержанию  объектов жилищно-коммунального хозяйства
должно осуществляться как на общегородском так и на  территориаль-
ном уровнях управления.
     Планирование расходов по технической  эксплуатации  жилищного
фонда и санитарному содержанию домовладения должно  осуществляться
по следующим направлениям:
     1. Расходы по содержанию объектов жилищного фонда, в том чис-
ле:
     - заработная плата с начислениями;
     - текущий ремонт жилищного фонда;
     - вывоз твердых бытовых отходов;
     - содержание  домохозяйства  (включая  содержание дежурных по
подъезду);
     - амортизационные отчисления;
     - налоговые и иные обязательные платежи;
     - содержание  службы  заказчика (управляющей организации);
     - прочие расходы.
     2. Доходы от эксплуатации жилищного фонда, в том числе:
     - оплата жилья или услуг технического обслуживания;
     - оплата  услуг  по вывозу твердых бытовых отходов;
     - прочие доходы.
     3. Расходы по капитальному ремонту жилищного фонда:  проведе-
ние комплексного капитального ремонта и  выборочного  капитального
ремонта, в том числе:
     - ремонт фасадов  зданий;  кровли;  теплотрасс;
     - замена электроплит,  газовых плит, газовых водонагревателей
в квартирах;
     - вынос газопроводов из подвалов жилых домов;
     - замена и модернизация лифтов;
     - ремонт тепловых пунктов, а также систем дымоудаления и про-
тивопожарной автоматики, внутридомового газоснабжения;
     - проведение мероприятий по комплексному благоустройству дво-
ров и подъездов жилых домов.
     Техническая эксплуатация объектов  жилищно-коммунального  хо-
зяйства  должна обеспечиваться управляющими организациями (или ор-
ганизациями балансодержателями) путем привлечения  для  этой  цели
специализированных подрядных организаций исключительно на конкурс-
ной основе.
     Необходимым требованием  для предоставления права специализи-
рованной организации выступать в качестве подрядчика на  техничес-
кую эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства является
наличие лицензии на определенный вид работ. Законом Российской Фе-
дерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов де-
ятельности" к этим видам деятельности отнесены:
     - деятельность  по  обеспечению  работоспособности тепловых и
электрических сетей;
     - эксплуатация инженерных инфраструктур города;
     - эксплуатация централизованных систем питьевого  водоснабже-
ния и систем водоотведения города.
     В перечень видов работ и услуг, входящих в понятие этих видов
деятельности, включены:
     - инженерная  диагностика  технического  состояния  и  режима
функционирования;
     - разработка проектов ремонтных и специальных работ;
     - техническое обслуживание и текущий ремонт объектов и систем
жилищно-коммунального хозяйства;
     - наладочные работы;
     - капитальный ремонт.


                     VIII. Капитальной ремонт
            объектов жилищно-коммунального хозяйства.


     Капитальный ремонт  объектов  жилищно-коммунального хозяйства
является самостоятельной, специфической сферой деятельности, обес-
печивающей  техническую эксплуатацию в соответствии с нормативными
требованиями. Отношения, связанные с капитальным ремонтом объектов
жилищно-коммунального хозяйства,  требуют специального регулирова-
ния.
     Капитальный ремонт  -  система  мероприятий,  направленных на
восстановление ресурсов объектов  жилищно-коммунального  хозяйства
при возможной замене их отдельных конструктивных элементов, а так-
же улучшения их эксплуатационных показателей.
     Капитальный ремонт  объектов  жилищно-коммунального хозяйства
должен осуществляться с соблюдением действующих нормативных требо-
ваний,  определяемых Правительством Москвы и федеральными органами
власти.
     Классификация капитального  ремонта  имеет несколько подходов
определяющих его виды.
     В целях  планирования расходов по капитальному ремонту объек-
тов жилищно-коммунального хозяйства следует различать два основных
его вида, характеризующихся различным объемом выполняемых работ:
     - комплексный капитальный ремонт должен предусматривать восс-
тановление всех изношенных элементов;
     - выборочный капитальный ремонт должен предусматривать замену
или  ремонт  отдельных  элементов,  вышедших из строя.
     Проведение комплексного капитального ремонта требует примене-
ния материалов, обеспечивающих нормативный срок службы ремонтируе-
мых элементов объекта. По завершении комплексного капитального ре-
монта объект должен полностью соответствовать всем нормативно-тех-
ническим требованиям.
     Проведение выборочного капитального ремонта должно  обеспечи-
вать восстановление  эксплуатационных  свойств отдельных элементов
объекта, вышедших из строя в межремонтный период.
     Планируя объем затрат, необходимый для проведения капитально-
го ремонта объектов  жилищно-коммунального  хозяйства,  необходимо
предусматривать  возможность проведения неплановых ремонтных работ
(аварийных),  направленных на ликвидацию последствий аварий,  пов-
реждение элементов, вызванных стихийными бедствиями, экстремальны-
ми условиями и ситуациями и др.
     При формировании планов капитального ремонта  следует  учиты-
вать технические характеристики объектов жилищно-коммунального хо-
зяйства, степень их оснащенности инженерным оборудованием, а также
межремонтные  сроки  службы конструктивных элементов объектов,  их
состояние, наличие заявок территориальных органов, заключений спе-
циализированных  эксплуатационных и инспектирующих организаций,  а
также сложившуюся стоимость единицы работ.
     Размещение заказов  на  капитальный  ремонт  объектов  жилищ-
но-коммунального хозяйства должно проводится исключительно на кон-
курсной основе.
     Городские службы заказчика в процессе производства  работ  по
капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства обя-
заны обеспечивать строгое соблюдение технологий, определенных тех-
ническими нормативами, и качество работ.
     В условиях недостаточного финансирования работ по капитально-
му  ремонту  объектов  жилищно-коммунального  хозяйства необходимо
дальнейшее совершенствование системы его планирования и  организа-
ции,  учета выполнения проводимых работ,  а также разработка перс-
пективных плановы