Формирование розничных цен на товары и услуги в г.Москве в
предприятиях потребительского рынка и услуг, за исключением пред-
приятий и организаций, обслуживающих питанием школьников, студен-
тов ПТУ, вузов; оказывающих ритуальные услуги, производится самос-
тоятельно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государс-
твенного регулирования цен (тарифов)", постановлениями Правитель-
ства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по
упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Пра-
вительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствова-
нии ценовой и тарифной политики в городе Москве".
Свободное ценообразование в целом положительно сказалось на
результатах общего оживления экономики и бизнеса в Москве, насыще-
нии рынка товарами и услугами. Изменена потребительская культура
населения. Сняты искусственные ограничения для раскрытия предпри-
нимательской инициативы.
Инфраструктура потребительского рынка и услуг постепенно пе-
реходит на европейские технологические стандарты обслуживания и
ассортиментную насыщенность.
Предприятия потребительского рынка и услуг г.Москвы предлага-
ют покупателям более 5 тысяч продовольственных и 40 тысяч наимено-
ваний непродовольственных товаров, широкий спектр услуг обществен-
ного питания и бытового обслуживания. Розничный товарооборот в
фактических ценах достиг в 2001 году 910 300 000 000 руб. и соста-
вил 30% оборота России.
В рамках экономической и социальной политики Правительства
Москвы оказывалось воздействие на повышение платежеспособного
спроса жителей, развитие сети розничной торговли и услуг, на фор-
мирование конкурентной среды, применялись отдельные инструменты по
упорядочению цен и тарифов.
За 1999 - 2001 годы после финансового кризиса был принят ряд
нормативно-правовых документов, направленных на социальную под-
держку граждан, уменьшение цен на товары и услуги, действующие в
городе. Среди них: постановления Правительства Москвы об улучшении
торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечествен-
ной войны, о мерах по развитию сети продовольственных магазинов
"Овощи -фрукты - продукты", Программа развития торговли и общест-
венного питания в г.Москве до 2001 года, Комплексная программа
развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на
2001-2003 гг., о мерах по развитию оптовой торговли продовольстви-
ем в г.Москве на 2002-2004 гг.
В 2000 году сдана в эксплуатацию система информационного
обеспечения потребительского рынка и услуг г.Москвы, охватывающая
все стационарные и нестационарные объекты торговли, общественного
питания и бытового обслуживания, с аналитическими показателями
развития и наблюдения за уровнем розничных цен.
Сводный индекс потребительских цен на товары народного пот-
ребления и платные услуги для населения сократился с 146,5% в 1999
году до 120,4% в 2001 году.
Вместе с тем наряду с наметившимися устойчивыми тенденциями
развития потребительского рынка и услуг, внешним благополучием на-
сыщения рынка товарами и услугами наблюдается не всегда оправдан-
ный рост розничных цен на продукты питания, одежду, обувь, парик-
махерские и другие виды бытовых услуг.
В 2001 году при коэффициенте инфляции 18,6% розничные цены
выросли на мясо и рыбу от 30 до 44%, соль на 26%, молоко и сыры до
23%, овощи свежие до 58%, картофель на 35%, парикмахерские услуги
на 21%.
Причинами роста розничных цен стали более высокие прямые зат-
раты, связанные с реализацией товаров и оказанием услуг на мос-
ковском рынке, а также нарушения логистики товародвижения, наличие
значительного числа посредников, недостаточно скоординированная
работа оптового звена и размещение предприятий потребительского
рынка и услуг.
В целях сдерживания роста цен и создания комплекса инструмен-
тов косвенного влияния на формирование определенной ценовой поли-
тики в сфере потребительского рынка и услуг Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить Стратегию по сдерживанию роста цен на товары и
услуги в городе Москве до 2008 года (приложение), предусматриваю-
щую создание системы мер развития конкуренции и косвенного воз-
действия на состояние розничных цен на товары и услуги в Москве и
обеспечения эффективной социальной защиты граждан,повышение эконо-
мического потенциала города, совершенствование рыночных отношений.
2. Департаменту потребительского рынка и услуг до 1 января
2003 года подготовить обоснованные предложения в Правительство
Российской Федерации для внесения в установленном порядке измене-
ний:
- в статью 40 Налогового кодекса Российской Федерации;
- в проект федерального закона " О внесении изменений и до-
полнений в Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О конкурен-
ции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын-
ках";
- в Указание Центрального банка Российской Федерации от 14
ноября 2001 года N 1050-У "Об установлении предельного размера
расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридичес-
кими лицами по одной сделке" как не способствующих обеспечению
конкурентной среды и снижению цен на товары и услуги в регионах.
3. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
продовольственных ресурсов Правительства Москвы подготовить до 1
августа 2002 года предложения Правительства Москвы в Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов
Российской Федерации по дополнению действующей с 1997 года формы
бланков счетов-фактур, товарно-транспортных документов, введя
строку "отпускная цена предприятия-изготовителя".
4. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
продовольственных ресурсов Правительства Москвы в целях мобилиза-
ции недостаточно используемого ныне потенциала действующих оптовых
баз и сокращения числа посредников:
4.1. До 1 января 2003 года внести в Правительство Москвы
предложения о создании на конкурсной основе единой системы функци-
онирования действующих оптовых баз в режиме оптовых рынков для ма-
лого бизнеса с учетом организации прямых связей с регионами Рос-
сии.
4.2. Провести с 1 января 2003 года экспериментальную апроба-
цию указанной системы на бесконкурсной основе в реальном режиме на
базе оптового предприятия ООО "Продовольствие и снабжение" (ООО
"Продснаб") Западного административного округа. Подвести итоги до
1 сентября 2003 года.
4.3. В III - IV кварталах 2002 года организовать на базе Мос-
ковской международной продовольственной биржи в Северо-Восточном
административном округе торги по оптовой продаже на 2003 год одно-
родных продовольственных товаров и сельхозпродукции российских и
московских производителей. О результатах проинформировать Прави-
тельство Москвы до 1 марта 2003 года.
5. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства
Москвы совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг
дополнить создаваемый в г.Москве Центр конъюнктурной и маркетинго-
вой информации по оптовой торговле продовольственными и сопутству-
ющими товарами (п.9.2 постановления Правительства Москвы от 23 ап-
реля 2002 года N 306-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли про-
довольствием в г.Москве на 2002-2004 гг.") функциями конъюнктурной
и маркетинговой информации по розничной торговле продовольственны-
ми товарами.
6. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства Правительства Москвы до 1 января 2003 года обеспечить Депар-
тамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы и Департа-
мент потребительского рынка и услуг, другие заинтересованные
структуры Правительства Москвы информацией по номенклатуре и объ-
емам поставок товаров и услуг из регионов России через Межрегио-
нальные маркетинговые центры (ММЦ).
Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства Правительства
Москвы организовать до 1 января 2003 года систему информации мос-
ковских предпринимателей о предложениях регионов по поставкам то-
варов и уровню цен, поступающих в Межрегиональные маркетинговые
центры малого бизнеса.
7. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектурам
административных округов до 1 апреля 2003 года дополнить действую-
щую систему информационного обеспечения потребительского рынка и
услуг (СИОПР) информацией по инфраструктуре потребительского рынка
и услуг базой данных об оптовых предприятиях.
8. Департаменту потребительского рынка и услуг, префектуре
Южного административного округа в соответствии с утвержденной
Программой основных направлений развития потребительского рынка и
услуг г.Москвы на 2002-2003 гг. заказать Москомархитектуре до 1
января 2003 года в качестве пилотного проекта на базе Южного адми-
нистративного округа разработку схемы размещения малых предприятий
потребительского рынка и услуг социальной значимости (продукты,
овощи, быстрое питание, услуги по ремонту и др.) с учетом пешеход-
ной доступности, комфортности проживания, создания конкурентной
среды и отвлечения покупателей от неорганизованной рыночной тор-
говли.
9. Департаменту поддержки и развития малого предприниматель-
ства Правительства Москвы обеспечить за счет средств выделяемых
городским бюджетом на поддержку малого предпринимательства финан-
сирование разработки исходно-разрешительной и проектно-сметной до-
кументации на размещение малых предприятий потребительского рынка
и услуг социальной значимости в Южном административном окру-
ге (п.8).
10. Московскому земельному комитету совместно с префектом Юж-
ного административного округа предусмотреть на бесконкурсной осно-
ве выделение земельных участков для строительства малых предприя-
тий потребительского рынка и услуг на территории Южного админист-
ративного округа с учетом разработки схемы размещения малых пред-
приятий потребительского рынка и услуг социальной значимости (п.8).
11. Департаменту потребительского рынка и услуг, Комитету со-
циальной защиты населения Москвы, генеральному конструктору проек-
та "Социальная карта москвича", префектурам административных окру-
гов до 2005 года внедрить в рамках реализации проекта "Социальная
карта москвича" систему социальной защиты жителей города, направ-
ленную на приобретение товаров со скидкой и охват всех малообеспе-
ченных слоев населения Москвы, с привлечением для этих целей не
менее 5 - 7 магазинов на территории каждой районной Управы.
12. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг, префектурам
административных округов до 2005 года увеличить сеть фирменных ма-
газинов "Московские товары" и довести торговые площади до 60 тыс.
кв.м.
13. Департаменту науки и промышленной политики Правительства
Москвы, Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту
поддержки и развития малого предпринимательства Правительства
Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов Правительства
Москвы, префектурам административных округов содействовать созда-
нию союзов, ассоциаций и других различных форм объединений оте-
чественных товаропроизводителей, предприятий торговли и услуг, об-
щественных организаций в целях укрепления экономического развития
московских предприятий сферы производства, торговли и услуг и ак-
тивного продвижения отечественных товаров на рынок потребления.
14. Поддержать предложение Департамента потребительского рын-
ка и услуг о создании на предприятиях потребительского рынка и ус-
луг Электронного паспорта хозяйствующего субъекта с целью возмож-
ности идентификации субъекта при осуществлении им хозяйственной
деятельности, закупках товаров на оптовых предприятиях, сокращении
бюрократических барьеров, связанных с разрешениями, регистрацией
договоров, пролонгацией документов, проверками и другими действия-
ми.
Поручить Департаменту потребительского рынка и услуг совмест-
но с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" в рамках про-
екта "Карта москвича" приступить в 2002 году к разработке основных
положений и условий применения Электронного паспорта хозяйствующе-
го субъекта с последующим его внедрением на добровольной основе.
15. Департаментам, комитетам, управлениям, префектурам адми-
нистративных округов со второго полугодия 2002 года при проведении
конкурсов, выставок и соревнований включать одним из обязательных
критериев определения победителей уровень цен на выпускаемые и ре-
ализуемые товары и услуги между участниками-победителями.
Внести соответствующие изменения в документы, определяющие
условия проводимых мероприятий.
16. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с
Московским банковским союзом, префектурами административных окру-
гов провести организационную работу по внедрению в практику пре-
доставления кредитных финансовых ресурсов в оборотный капитал и на
развитие предприятий на основе особой формы предоставления крат-
косрочного кредита на условиях овердрафта (гарантия выплаты клиен-
том снятой, с согласия банка, со своего счета суммы, превышающей
сумму вклада).
17. Контроль за выполнением настоящего постановления возло-
жить на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П., министра Правительства
Москвы Малышкова В.И.
О ходе выполнения постановления Правительства Москвы доложить
Мэру Москвы во II квартале 2003 года.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 467-ПП
Стратегия
по сдерживанию роста цен на товары и услуги
в городе Москве до 2008 года
Экономическая и социальная политика Правительства Москвы
обеспечивает сохранение благоприятного предпринимательского и ин-
вестиционного климата, создает условия защиты прав собственности,
свободного движения товаров.
Все это позволяет в условиях свободного ценообразования обес-
печить насыщение рынка товарами и услугами, увеличивать потребле-
ние основных продуктов питания на душу населения.
Вместе с тем наметившиеся устойчивые тенденции развития пот-
ребительского рынка и услуг свидетельствуют о необходимости форми-
рования определенной ценовой политики и в этом секторе городского
хозяйства в соответствии с правовыми основами Российской Федера-
ции, а также создания действенных инструментов косвенного влияния
на инфляционные процессы, увеличение налоговых поступлений, опти-
мизацию ценовых соотношений на товары различных поставщиков, улуч-
шение благосостояния москвичей.
Целью стратегии по сдерживанию роста цен на товары и услуги в
Москве является создание системы участия Правительства Москвы в
выявлении и устранении факторов, повышающих уровень розничных цен
на товары и услуги, обеспечение повышения экономики городского хо-
зяйства и социальной защиты граждан.
Введение.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 го-
да N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования
цен (тарифов)", постановлениями Правительства Российской Федерации
от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государствен-
ного регулирования цен (тарифов)" и Правительства Москвы от 27 ок-
тября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной по-
литики в городе Москве" права органов исполнительной власти субъ-
ектов Федерации по регулированию ценообразования были увязаны с
бюджетными возможностями регионов, а перечень товаров и услуг, по
которым допускается прямое регулирование цен, значительно сокра-
щен.
Однако сокращение сферы прямого регулирования цен не означает
отказа от проведения мер активной ценовой политики. Для проведения
такой политики Правительство Москвы совершенствует имеющиеся меха-
низмы и создает Систему, используя методы косвенного воздействия -
упорядочение рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли,
обеспечение режима конкуренции, совершенствование товаропроводящей
сети, развитие сетевой торговли, уменьшение доли неорганизованного
рынка и др.
Прямое регулирование цен определено Концепцией ценовой поли-
тики на территории г.Москвы, утвержденной постановлением Прави-
тельства Москвы от 27 октября 1995 года N 893. Она определяет сох-
ранение регулирования цен на ограниченный круг товаров и услуг со-
циальной значимости, оплата которых производится за счет городско-
го бюджета и иных привлеченных городских финансовых ресурсов. В
области потребительского рынка и услуг это регулирование размеров
наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях питания при об-
щеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных
учебных заведениях, вузах, установление цен и тарифов на ритуаль-
ные услуги. Цены на эти товары и услуги подлежат контролю со сто-
роны Правительства Москвы и прямому регулированию в зависимости от
состояния экономики и создания нормальных, экономически эффектив-
ных условий работы предприятий.
Ключевыми нормативными документами, на которых базируется и
ведется работа по прямому регулированию цен на уровне города, яв-
ляются Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года N 3 "О госу-
дарственном контроле за соблюдением порядка применения регулируе-
мых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии"
и постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893
"О совершенствовании ценовой и тарифной политики в г.Москве".
Закон устанавливает права и ответственность органов, осущест-
вляющих контроль за соблюдением порядка установления и применения
регулируемых цен и тарифов, а также цен и тарифов субъектов ес-
тественной монополии, признанных таковыми законодательством Рос-
сийской Федерации и города Москвы.
Закон определяет права и ответственность лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность, и некоммерческих организаций за
нарушение порядка установления и применения регулируемых цен и та-
рифов, включая субъектов естественных монополий.
Принимая во внимание сокращение директивных методов воздейс-
твия на цены, Правительство Москвы отдает преимущество мерам кос-
венного воздействия на отношения в сфере производства товаров, оп-
товой, розничной торговли и услуг, направленных на формирование
цен.
За 1999 - 2001 годы после финансового кризиса был принят ряд
нормативно-правовых документов, направленных на социальную под-
держку граждан, уменьшение цен на товары и услуги. Среди них: пос-
тановления Правительства Москвы об улучшении торгового обслужива-
ния инвалидов и участников Великой Отечественной войны, о мерах по
развитию сети продовольственных магазинов "Овощи - фрукты - про-
дукты", Программа развития торговли и общественного питания в
г.Москве до 2001 года, Комплексная программа развития и поддержки
малого предпринимательства в г.Москве на 2001 - 2003 гг., о мерах
по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на
2002-2004 гг.
Сфера ценообразования является одной из системообразующих в
условиях рыночной экономики и экономического развития в целом. Од-
нако в России отсутствует единый скоординированный подход к цено-
вой политике государства, имеющиеся законодательные и нормативные
акты не обеспечивают проведение единой государственной политики
цен, отсутствует единый федеральный орган ценового регулирования.
Вместе с тем ценовой механизм выступает в качестве организа-
тора и координатора рыночной экономики, цены играют роль сигналь-
ной системы, с помощью которой предприниматели ориентируются на
рынке. Состояние экономики отраслей потребительского рынка и услуг
и экономики города в значительной мере зависит от спроса и предло-
жения, а также факторов прямо или косвенно влияющих на рост цен.
К прямым факторам относятся:
- стоимость сырья и материалов при производстве товаров;
- доходы, которыми располагает покупатель;
- тенденция преобладания товара по источникам поступления
(импортные, отечественные);
- меры по реальному укреплению рубля;
- реальные, приемлемые условия банковских кредитов, предос-
тавляемых как производителям, так и продавцам товаров;
- динамика инвестиций в основной капитал торговли, обществен-
ного питания и бытовых услуг;
- изменения на рынке труда.
Косвенными факторами, влияющими на рост потребительских цен,
являются:
- существующая система, обеспечивающая продвижение товара от
производителя к потребителю;
- состояние информации о том, что продавцы хотят и могут про-
дать, а покупатели хотят и могут купить;
- количество товаров на рынке отечественных товаропроизводи-
телей;
- число предприятий- продавцов на рынке;
- наличие товаров-заменителей, более дешевых, но потребитель-
ски относительно равноценных;
- состояние развития и применения новейших технологий в мето-
дах продажи товаров и оказания услуг;
- наличие и достаточность мер поддержки предпринимательской
деятельности со стороны государственных структур, включая развитие
социально-ориентированного бизнеса.
Учитывая это, Правительство Москвы считает необходимым в
2002-2008 годах в рамках создаваемой Системы оказать возможное
влияние на сдерживание необоснованного роста цен на товары и услу-
ги в г.Москве.
1. Правовые предложения.
Ключевой вопрос ценообразования - это нормативно-правовые до-
кументы. Некоторые положения из них или не работают, или способс-
твуют повышению цен. Предлагается обосновать и направить в уста-
новленном порядке изменения в статью 40 Налогового кодекса Рос-
сийской Федерации, к проекту федерального закона "О внесении изме-
нений и дополнений в Закон РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар-
ных рынках", в Указание Центрального банка Российской Федерации от
14 ноября 2001 года N 1050-У "Об установлении предельного размера
расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридичес-
кими лицами по одной сделке".
2. Совершенствование и повышение эффективности работы оптово-
го звена на товарном рынке г. Москвы.
Имеется в виду не столько увеличение числа оптовых предприя-
тий, сколько проведение качественных структурных преобразований,
создание из числа 2,5 тысяч действующих крупных структур современ-
ных типов оптовых фирм.
В настоящее время абсолютное большинство оптовых предприятий
Москвы являются небольшими компаниями-посредниками численностью до
17 человек и площадью складских помещений 263 кв.м. Они выполняют
одну функцию по закупке минимальных партий товаров у производите-
лей и доставке их в розницу. Ими не производится накопление товар-
ных запасов, подбор ассортиментных наборов и кредитование поста-
вок.
Продолжение такой практики ставит под угрозу надежность обес-
печения столицы товарами и услугами и создает необходимость форми-
рования оптовой торговой системы на принципе двухуровневого подхо-
да, то есть товаропроизводитель должен быть заинтересован в выборе
наименьшего канала продвижения на рынок своей продукции.
Структура оптового звена должна быть представлена тремя ос-
новными видами:
- специализированными оптовыми предприятиями, осуществляющими
полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права
собственности на товар к оптовому звену;
- посредническими оптовыми структурами, не использующими в
своей деятельности прав собственности на товар (предприятия-броке-
ры, предприятия- агенты, комиссионеры и т.д.);
- организаторами оптового оборота, не работающими с товаром,
но оказывающими услуги по организации оптового оборота товаров
(ярмарки, биржи, аукционы, оптовые рынки).
3. Создание конкурентной среды при продаже товаров и оказании
услуг в радиусе 500- метровой пешеходной доступности.
Современная тенденция развития розничной торговли и общест-
венного питания показывает на недопустимость дальнейшего преобла-
дания внемагазинных форм продажи товаров над магазинными.
По оценкам Мосгоркомстата около 30% оборота г.Москвы реализу-
ется на основе внемагазинных форм продажи, что влечет за собой
вполне определенные негативные последствия.
Стратегия по сдерживанию роста цен на товары и услуги нацели-
вает на прямо противоположную направленность и ориентирует на раз-
витие организованных форм торговли, питания и бытовых услуг, соз-
дание комфортности проживания, отвлечение покупателей от неоргани-
зованного рынка товаров и услуг. Реализацию стратегии целесообраз-
но начать с Южного административного округа, на территории которо-
го отмечается более высокий уровень цен на основные виды продо-
вольственных товаров.
Предполагается создание так называемых "удобных магазинов" и
других предприятий местного значения, расположенных в 5-7- минут-
ной пешеходной доступности и торгующих необходимым ассортиментом
продовольственных и непродовольственных товаров.
Предприятия, ориентированные на конкретную зону торгового и
бытового обслуживания формируют цены на основе спроса, предложения
и конкурентной среды в данном районе.
4. Усиление влияния в Москве на уровень цен товаров, постав-
ляемых по межрегиональным связям.
В целях сдерживания роста цен предлагается:
- в рамках договоров и соглашений по межрегиональным связям,
а также имеющейся информации о номенклатуре и объемах поставок то-
варов и услуг из регионов России через Межрегиональные маркетинго-
вые центры (ММЦ) создать практику продвижения этих товаров на мос-
ковский рынок;
- организовать во второй половине 2002 года на базе Московс-
кой международной продовольственной биржи в Северо-Восточном адми-
нистративном округе торги по оптовой продаже на 2003 год однород-
ных продовольственных товаров и сельхозпродукции российских и мос-
ковских производителей в целях дальнейшего распространения такого
опыта и создания конкурентной ценовой среды;
- подготовить и внедрить конкурсные условия участия ныне
действующих оптовых баз в их переориентации с функций только арен-
додателей на специализированные или универсальные оптовые предпри-
ятия преимущественно для малого бизнеса с предоставлением им широ-
кого набора оптовых услуг и применением безналичных платежей.
В 2002 году приступить к формированию такой практики на базе
ООО "Продснаб" Западного административного округа.
5. Формирование инфраструктуры предприятий торговли, общест-
венного питания и бытовых услуг для обслуживания социально незащи-
щенных категорий граждан с применением "Социальной карты москви-
ча".
Предлагается в 2002-2008 годах сформировать в каждом районе
не менее 5-7 предприятий торговли для обслуживания социально неза-
щищенных категорий граждан с применением "Социальной карты москви-
ча". Ввести в эту систему предприятия общественного питания и бы-
товых услуг. В 2002 году продолжить обслуживание участников и ин-
валидов Великой Отечественной войны в предприятиях потребительско-
го рынка с предоставлением скидок на товары до 10% и внедрением
"Социальной карты москвича". В последующие годы включить в такую
систему остальные категории социально незащищенных граждан. Сниже-
ние цен и гарантии качества товаров позволят переместить покупа-
тельский спрос с рынков и мелкорозничной сети на стационарную тор-
говлю, возрастут товарооборот и доходы бюджета.
6. Введение практики использования переговорных процессов в
рамках межотраслевых коллективных и трехсторонних соглашений.
Предлагается на основе многосторонних соглашений между предп-
риятиями, профсоюзами и Правительством Москвы при помощи постоян-
ных переговоров между производителями и потребителями и посредни-
честве Правительства Москвы воздействовать на уровень цен, зарпла-
ту и затраты предприятий, ограничивать возможности монопольного
влияния на уровень цен.
7. Организация мониторинга цен и конъюнктуры рынка на товары
и услуги с использованием информационных технологий.
Предполагается совершенствовать систему наблюдения за ценами
и конъюнктурой рынка на потребительском рынке товаров и услуг
г.Москвы с использованием новых информационных технологий.
Планируется подготовить проект типового соглашения о взаимной
заинтересованности структур Правительства Москвы и предпринимате-
лей в предоставлении и пользовании информацией, вхождении на опре-
деленных условиях в информационную систему по состоянию цен и
конъюнктуры потребительского рынка.
Восстановление репрезентативной информации на потребительском
рынке товаров и услуг, характеризующей наличие и развитие торговых
систем, отдельных предприятий, уровня цен, состояния конъюнктуры
рынка, должно стать действенным и постоянным инструментом для при-
нятия управленческих решений и регулирования рынка косвенными
средствами.
8. Содействие развитию сетевой торговли, созданию различных
форм объединений предпринимателей.
На смену разъединительным тенденциям, порожденным ошибочной
стратегией приватизации, формируются предпосылки развития интегри-
рованных торговых структур.
Побуждающим мотивом к интеграции являются необходимость уси-
ления конкуренции, обострение проблем реализации товаров, много-
численные трудности на пути движения товара от поставщиков к пот-
ребителям.
Интеграционные процессы будут проходить на фоне добровольного
объединения предприятий в различные торговые структуры в оптовом,
розничном звеньях, включая общественное питание.
Именно согласование закупочно-сбытовой политики и централиза-
ции функций товароснабжения в таких объединениях позволит снижать
уровень розничных цен.
9. Формирование эффективных каналов товародвижения московских
товаропроизводителей.
Имеется в виду исключение возможности увеличения поставок ря-
да товаров, завышающих общий уровень цен, защита и поддержка оте-
чественного товаропроизводителя.
Представляется целесообразным в целях снижения издержек по
доставке и реализации товаров, уменьшения числа посредников ока-
зать содействие в создании холдинговой компании "Московская про-
мышленность" как торгового оператора по реализации товаров мос-
ковских товаропроизводителей.
Ожидаемые результаты.
Реализация предполагаемой стратегии должна приблизить увели-
чение цен в соответствии со среднегодовым ростом курса рубля. Роз-
ничный товарооборот возрастет к 2008 году как минимум на 47%, из
них за счет цен - на 30%.
Налоговые поступления увеличатся на 65% и составят к концу
2008 года 27% к общему бюджету города.
Верно: