Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Правительства Москвы
№ 482-ПП от 28 июня 2005 года

О Концепции демографического развития города Москвы

     В соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы   от
8 июля 2003 г. N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации
Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004
годы"  и  распоряжением Правительства Москвы  от 16 апреля 2004 г.
N 715-РП "О государственном заказе на разработку Комплексной целе-
вой  программы  регулирования  демографических  процессов в городе
Москве и проведение открытого конкурса юридических  лиц  на  право
заключения  контракта на выполнение работ" подготовлен проект Кон-
цепции демографического развития города Москвы.
     Объективно оценивая  сложившуюся  демографическую  ситуацию в
городе и учитывая геополитические последствия  влияния  демографи-
ческих процессов, протекающих в столице, на общероссийские тенден-
ции, Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить Концепцию демографического развития города Москвы
(далее - Концепция), согласно приложению.
     2. Департаментам,  комитетам, управлениям города Москвы, пре-
фектурам административных округов и управам районов города  Москвы
учитывать положения Концепции при планировании и осуществлении ме-
роприятий в области социально-демографического развития города.
     3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить публи-
кацию и освещение Концепции в средствах массовой информации.
     4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 28 июня 2005 г. N 482-ПП




        КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


                             Введение

     Концепция демографического развития города  Москвы  (далее  -
Концепция) представляет собой систему взглядов,  принципов и прио-
ритетов в сфере государственного и экономико-правового регулирова-
ния демографических процессов.  В основе этого регулирования лежит
целостная демографическая политика, включающая все необходимые ат-
рибуты. Демографическая политика - это система общепринятых идей и
концептуально объединенных средств, с помощью которых исполнитель-
ная  власть,  а  также  другие общественные институты предполагают
достижение целей как для данного, так и последующего этапов разви-
тия.  Двумя неотъемлемыми,  но различными по своему смыслу частями
любой политики,  в том числе и демографической, являются концепция
и программа (план) действий. Такое понимание трех категорий (поли-
тика,  концепция,  программа) хотя и органично связанных между со-
бой,  но разных по сути призвано исключить смешение концептуальных
и программных положений.
     На основе Концепции должны формироваться программные докумен-
ты по вопросам естественного воспроизводства населения,  поддержки
семьи,  укрепления здоровья,  увеличения продолжительности  жизни,
миграции (в части ее влияния на демографию) и иных направлений ре-
гулирования демографического развития.
     Концепция исходит из сложившейся политической, социально-эко-
номической и демографической ситуации в России и в Москве с учетом
долговременных тенденций и факторов,  включая геополитический ста-
тус  Москвы и характер демографических процессов в Европе и столи-
цах других государств.  Концепция принимает во  внимание  динамику
развития других регионов,  в том числе и соседних, и в первую оче-
редь Московской области.  Исходя из современной специфики демогра-
фического развития России и ее столицы Концепция  учитывает период
затяжной депопуляции в стране и  определенную инерционность  демо-
графических процессов,  а следовательно, и долгосрочность достиже-

ния ожидаемых результатов. Это необходимо для обоснования цели де-
мографического развития как стержневой компоненты  демографической
политики.  Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор прио-
ритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и
продолжительность жизни, миграция населения) - все это обусловлено
целью демографического развития города Москвы.
     Концепция обязательно учитывает также демократические принци-
пы,  определяющие  характер  деятельности  органов государственной
власти города Москвы в регулировании воспроизводственных и  мигра-
ционных процессов,  формирующих численность, динамику и состав на-
селения в целом и его конкретных групп на территории районов и ад-
министративных  округов  города Москвы.  Она служит ориентиром для
органов государственной власти, а также для органов местного само-
управления при решении вопросов,  касающихся увеличения рождаемос-
ти,  оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, роста
продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического
развития.
     Концепция опирается на общепризнанные принципы международного
права и нормы международных договоров,  Конституции Российской Фе-
дерации, национального законодательства,  а также  учитывает  опыт
регулирования  и  проведения  демографической  политики в регионах
страны и других государствах.
     Правовую базу  настоящей  Концепции  составляют:  Конституция
Российской  Федерации,  федеральные законы,  законы города Москвы,
другие нормативные правовые акты  Российской  Федерации,  правовые
акты  города  Москвы,  регулирующие деятельность органов государс-
твенной власти в сфере демографической политики; документы Всемир-
ной  организации здравоохранения,  общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры  Российской  Федера-
ции.

                ПРИНЦИПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

      Принципы, регулирующие проведение демографической политики:
     - обеспечение основных стандартов в  области  прав  человека,
содержащихся  во Всеобщей декларации прав человека и Международных
пактах о правах человека,  ратифицированных Российской Федерацией,
при обязательном соблюдении баланса прав и обязанностей человека и
с учетом ответственности органов власти за обеспечение адекватного
развития экополитического базиса демографической политики;
     - соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему
ее воссоединению,  что соответствует гуманитарным принципам совре-
менного международного и отечественного права;
     - недопущение дискриминации людей по  признаку  расы,  языка,
принадлежности к определенной этнической, социальной, политической
группе, в любой сфере жизнедеятельности города;
     - сочетание федеральных приоритетов с этнокультурными особен-
ностями населения города Москвы в соответствии с нормами Конститу-
ции Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
     - предоставление равного доступа к системе правовой, социаль-
ной и медицинской защиты,  действующей в Российской Федерации, для
населения города Москвы;
     - равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется зако-
нодательством Российской Федерации и соответствует ее  международ-
ным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Кон-
венции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин  и
Конвенции о гражданстве замужней женщины;
     - защита  женщин  и  детей в случае нарушения их прав в соот-
ветствии с национальной практикой Российской Федерации и с нормами
Конвенции  о  правах  ребенка  и Конвенции СНГ о правах и основных
свободах человека;
     - соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным
законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни инди-
вида и семьи,  право семьи обеспечивать воспитание своих  детей  в
соответствии с собственными убеждениями и нормами, предусмотренны-
ми Международным пактом о гражданских и политических правах;
     - предоставление  каждой семье свободного выбора желательного
для нее количества детей и сочетание этого права с правом  законо-
дательных  и  исполнительных  органов  на стимулирование тех типов
семьи,  которые соответствуют целям проведения демографической по-
литики в городе Москве, обеспечение приоритетного права ребенка на
проживание в семье;
     - создание  условий  органами  государственной  власти города
Москвы для охраны и укрепления здоровья населения города Москвы  с
целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни  на
основе принципов,  выработанных Всемирной организацией здравоохра-
нения, и законодательства Российской Федерации;
     - социально-правовая защита и создание достойных условий  су-
ществования для тех категорий населения,  которые с учетом сложив-
шихся жизненных стандартов и целей демографической политики требу-
ют такой защиты (инвалиды,  престарелые,  дети), как выражение гу-
манной направленности органов государственной власти города Москвы
и гражданского общества;
     - содействие реализации права на свободу  перемещения,  выбор
места жительства и места пребывания;
     - баланс интересов мигрантов, прибывающих на территорию Моск-
вы и получивших соответствующий правовой статус, с геополитически-
ми, демографическими и социально-экономическими интересами жителей
города Москвы в части их расселения,  обустройства и использования
городской  инфраструктуры,  а трудовых легальных мигрантов в части
их временного проживания и трудоустройства;
     - обеспечение баланса прав и законных интересов жителей горо-
да Москвы и мигрантов,  прибывающих в Москву и обустраивающихся на
ее территории, и формирование дифференцированного подхода к приему
различных категорий мигрантов  в соответствии со стратегией и ори-
ентирами структурной политики социально-экономического и  демогра-
фического развития Москвы;
     - содействие населению города Москвы, принадлежащему к нацио-
нальным меньшинствам,  в реализации права на получение образования
на  родном языке и создание национально-культурных центров на тер-
ритории Москвы в рамках соглашений СНГ о сотрудничестве в  области
образования и культуры, иных международных договоров и соглашений.

  ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

     Москва - самый крупный город в России и на всем постсоветском
пространстве, более того, это крупнейший мегаполис в мире. К нача-
лу  ХХI  века,  за  исключением двух северо-американских городов -
Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо
в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных  государствах
как Китай и Япония. Ныне Москва входит в число 10 городов, населе-
ние которых превышает 10 млн.человек.
     Являясь столицей,  Москва  соответственно выполняет все функ-
ции, присущие городам такого ранга,  и сталкивается со всеми свой-
ственными им проблемами.  Концентрация столичных функций выступает
одним из факторов роста населения. В частности, до двадцатых годов
прошлого века, когда произошел перенос столицы, по темпам демогра-
фического роста Москва уступала Санкт-Петербургу,  но затем  резко
его обошла и ныне в ней постоянных жителей в 2,2 раза больше,  чем
в бывшей северной столице.  Это обстоятельство, а также транспорт-
но-географическое  положение и история формирования российской го-
сударственности превратили Москву в самый  крупный  экономический,
политический и культурный центр России. На дату последней переписи
населения на долю Москвы приходилось 7,1%  постоянных жителей Рос-
сии, тогда как доля Москвы в совокупном валовом внутреннем продук-
те страны - 20,7%.  В консолидированном бюджете субъектов Российс-
кой Федерации доля Москвы превышает 17%. В Москве сосредоточены не
только огромные людские и трудовые ресурсы России,  но и сформиро-
ван мощный технико-экономический потенциал. Производимый в настоя-
щее время в российской столице валовой региональный  продукт  лишь
немного  уступает  внутреннему  валовому продукту всей Украины (ее
население составляет 47,8 млн.человек),  примерно равен его объему
в Португалии (населения столько же,  сколько и в Москве) и больше,
чем в Болгарии и Венгрии (население - 18 млн.человек) вместе  взя-
тых.
     Превращение Москвы во всесоюзный экономический  и  культурный
центр страны с постоянно растущим населением в прошлом не противо-
речило геополитическим интересам народов бывшего Советского Союза.
Нет  никаких  объективных  причин для существенного изменения этой
роли Москвы и в рамках СНГ,  разумеется на новой основе. В советс-
кое время демографических ресурсов хватало для заселения восточных
районов страны, обеспечения рабочей силой всесоюзных строек, осво-
ения  целины  и  т.д.  И тем не менее при огромных демографических
возможностях СССР численность жителей столицы  за  десятилетие  не
возрастала более чем на один млн.человек (с 1970 г.  по 1979 г. на
947 тыс.человек и с 1979 г.  по 1989 г. - на 830 тыс. человек). За
последний межпереписной период численность населения Москвы вырос-
ла почти  на  2  млн.человек.  Быстрый миграционный рост населения
Москвы идет на фоне уменьшения численности москвичей и  серьезного
ухудшения  основных  демографических показателей города и России в
целом.
     Рождаемость. В  начале  90-х  годов в Москве как и в целом по
стране было отмечено существенное снижение рождаемости.  Число ро-
дившихся в столице в 1993 г.  было в 1,5 меньше,  чем в 1990 г.  В
дальнейшем до 1999 г. эти показатели изменялись незначительно, а с
2000 г.  начался их заметный рост. В результате число родившихся в
2003 г.  было на 30%  больше,  чем в 1999 г. В 2004 г. тенденция к
повышению рождаемости сохраняется.  Рост общих показателей рождае-
мости, происходивший начиная с 2000 г., был обусловлен как благоп-
риятными сдвигами в половозрастном составе населения,  так и неко-
торым повышением возрастных коэффициентов рождаемости.
     Соотношение вклада изменения возрастных коэффициентов рождае-
мости и половозрастной структуры населения Москвы год от года  ме-
нялось. Прирост общего коэффициента рождаемости в 2000-2003 гг. по
сравнению с 1999 г.  на 4/5 был связан с увеличением  повозрастных
коэффициентов рождаемости и только на 1/5 с изменениями в половоз-
растном составе населения.
     Следует отметить,  что в ближайшие годы  изменение возрастной
структуры населения будет благоприятно отражаться на общих показа-
телях рождаемости и соответственно на демографической  динамике  в
целом. В возраста наиболее интенсивного деторождения будут входить
относительно многочисленные поколения женщин,  родившихся в первой
половине и середине 1980-х гг.  Это можно было бы использовать для
проведения активной демографической политики,  направленной на по-
вышение  рождаемости.  Ее эффект мог бы быть усилен благоприятными
сдвигами в возрастном составе. Совсем иная ситуация сложится через
10-15  лет,  когда  активного  репродуктивного  возраста достигнут
сравнительно малочисленные поколения,  родившиеся в 1990-е гг.  По
состоянию на середину 2003 г.  численность девочек в возрасте 5-14
лет в 2 раза меньше численности женщин в возрасте 20-29 лет.  Вряд
ли будет возможно добиться такого повышения возрастных коэффициен-
тов рождаемости,  которое сумело бы  компенсировать  столь  резкое
сокращение численности женщин репродуктивного возраста.  Возможный
результат от демографической политики в этом случае  будет  сильно
приуменьшен неблагоприятными сдвигами в возрастном составе населе-
ния города Москвы.
     Негативное влияние  на динамику рождаемости в настоящее время
оказывает откладывание рождений или смещение их  к  более  старшим
возрастам.  Во-первых, сокращается период репродуктивного возраста
и уменьшается вероятность рождения последующих  детей.  Во-вторых,
при нынешнем состоянии регулирования,  в т.ч. и откладывания дето-
рождения,  когда среди методов этого регулирования  большое  место
занимают аборты,  несмотря на сокращение их количества в последние
годы,  велика вероятность того,  что откладывание  рождения  детей
приведет к невозможности их иметь вообще.  В-третьих,  с возрастом
происходит ухудшение состояния здоровья,  в т.ч.  репродуктивного,
что может помешать реализации репродуктивных намерений.  В-четвер-
тых,  с возрастом у людей закрепляется представление о более высо-
ком жизненном стандарте и образе жизни, которые усиленно внедряют-
ся средствами массовой информации,  и при этом рождение  детей  не
вписывается в этот жизненный стандарт.  В-пятых, откладывание рож-
дения детей зачастую является следствием откладывания  регистрации
брака,  а  в этом в свою очередь проявляется снижение ценности ус-
тойчивого, длительного брака, что, безусловно, негативно влияет на
репродуктивное поведение.
     Важным самостоятельным аспектом в проблеме рождаемости  явля-
ется  рождение  детей вне зарегистрированного брака.  Число и доля
таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. К 2002 г.
в Москве  доля  родившихся  вне зарегистрированного брака достигла
27%,  что было в два с лишним раза больше,  чем в 1990 г. Наряду с
высоким  уровнем  разводимости и овдовения это ведет к росту числа
неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.
     Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью  бра-
ков. Причем дело не столько в том, что нестабильность браков и тем
более разводы ведут к ограничению  деторождения  или  что  меньшее
число детей у супругов и тем более их отсутствие при прочих равных
условиях облегчает принятие решения о расторжении  брака.  Главным
здесь является то,  что низкая рождаемость и нестабильность браков
имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, фило-
софия  бездетности и малодетности,  объективно существующая неста-
бильность в стране, политические и социально-экономические пробле-
мы.
     Смертность. Основные тенденции смертности столичного  населе-
ния в межпереписной период  соответствовали общероссийской динами-
ке. Вплоть до середины 1990-х годов продолжительность жизни  насе-
ления  сокращалась,  достигнув  минимума в 1994 г.  (57,3 года для
мужчин и  71,3 года  для  женщин),  который  оказался ниже, чем  в
1989 г. (65,1 года для мужчин и 74,2 года для женщин) на 7,8 и 2,3
года соответственно.  К 1998 г. произошло частичное восстановление
ситуации, причем у женщин показатель продолжительности жизни прак-
тически вернулся к дореформенному уровню,  составив 74 года,  а  у
мужчин отставание от дореформенного уровня существенно сократилось
и продолжительность жизни их составила 63,1 года, т.е. на два года
меньше, чем в 1989 г. После 1998 г. продолжительность жизни женщин
относительно стабилизировалась на достигнутом уровне, у мужчин на-
чала  медленно  сокращаться,  но уже куда более скромными темпами.
Перелом произошел в 2003 г.,  когда за один год  продолжительность
жизни резко возросла - на 2,8 года у мужчин (до 64,8 лет) и на 0,6
года у женщин (до 74,6 года).  Если оценивать итоги всего межпере-
писного  периода,  то  к 2002 г.  в сравнении с 1989 г.  мужчины в
среднем потеряли 3 года жизни, женщины - 0,3 года.
     Таким образом,  характер  динамики смертности в 90-е годы де-
монстрировал, вопреки теории инерционности демографических процес-
сов,  быстроту  реакции населения на проводимые социально-экономи-
ческие реформы.  Причины этого в том, что появились новые, не свя-
занные с демографическими факторами,  причины смертности. Следует,
однако,  отметить, что в столице острота этой реакции была заметно
мягче,  чем в большинстве регионов.  Например, младенческая смерт-
ность в Москве за межпереписной период не только не выросла,  но и
снизилась в 1,7 раза. Сокращение смертности детей до года произош-
ло за счет улучшения системы здравоохранения и самосохранительного
поведения будущих матерей.
     Отмеченные тенденции  раскрывают  различные  аспекты одного и
того же феномена:  беспрецедентный рост смертности в  1990-е  годы
среди наиболее активной части населения от причин,  предотвратимых
мерами профилактики в условиях социально приемлемого образа  жизни
и  усилиями  здравоохранения в случае обращения за медицинской по-
мощью, свидетельствуют о существенном увеличении вклада маргиналь-
ных слоев в смертность молодых возрастов.  При этом под маргиналь-
ным слоем следует понимать не только бездомных или живущих в край-
ней бедности, но и лица,  чрезмерно употребляющие алкоголь, нарко-
тически зависимые  группы  граждан.  Суженное  восприятие проблемы
маргинализации привело к тому, что за пределами систем здравоохра-
нения  и социальной защиты оказались многочисленные группы населе-
ния, чье поведение и образ жизни повышает риск заболеваний и смер-
ти.
     Сравнение структуры причин смерти  трудоспособного  населения
Москвы  и  среднероссийских показателей обнаруживает три принципи-
альных отличия.  Москва имеет более низкие (в 1,4-1,5 раза), чем в
целом  по стране,  уровни смертности от травм,  что сказывается на
более низких уровнях смертности в этих возрастах в целом.  И  этот
факт можно было бы расценивать как, безусловно, позитивный резуль-
тат,  если бы одновременно Москва не отличалась существенно  более
высокими (в 2,2-2,6 раз) уровнями смертности от неточно обозначен-
ных диагнозов. Как безусловное достижение Москвы необходимо расце-
нивать существенно более низкую смертность от инфекций,  которые в
рассматриваемой возрастной группе практически полностью  определя-
ются туберкулезом.  В отношении всех остальных причин смерти,  как
преимущественно эндогенных (болезней системы кровообращения и  но-
вообразований), так и экзогенных (болезней органов дыхания и пище-
варения),  показатели Москвы в отношении лиц молодого трудоспособ-
ного возраста,  как мужчин, так и женщин, мало отличаются от сред-
нероссийского уровня.
     Миграция. Москва является  полюсом  миграционного  притяжения
для  всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья.  Москва по
уровню социально-экономического развития вырвалась  далеко  вперед
по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.  Среднеду-
шевые денежные доходы в Москве почти вчетверо больше,  чем в целом
по стране,  притом их уровень намного выше, чем в любом другом ре-
гионе,  включая и северные нефтегазоносные. Москва занимает первое
место по среднему размеру вклада в сбербанке Российской Федерации.
В столице во всех сферах жизнедеятельности населения выше комфорт-
ность.  Это  нормальное  явление  и оно выступает стимулом притока
мигрантов из других районов России,  где не  только  ниже  уровень
жизни, но и значительно меньше делается для его повышения.
     Быстрый рост численности населения города Москвы идет на фоне
его быстрого уменьшения в большинстве регионов  России.  Городское
население страны за межпереписной период  сократилось  на 1,5 млн.
человек, тогда как в Москве оно выросло на 1,8 млн.человек.
     Оголяются российские окраины:  население приграничных районов
от Читинской области до Приморского края в межпереписные годы сок-
ратилось  на 740 тыс.человек (11,4%).  Пустеет Центральная Россия:
население одноименного федерального округа без Москвы и Московской
области  сократилось  на 1,5 млн.человек.  За межпереписной период
численность населения в семи субъектах Российской Федерации,  при-
мыкающих  к  Московской  области,  уменьшилось  более  чем  на 0,8
млн.человек (8,1%). Добавим, что в семи областных центрах "Золото-
го  кольца"  численность жителей сократилась за это время почти на
6%.  Причем подобные процессы могут еще больше усилиться в ближай-
шей перспективе в связи с дальнейшим сокращением численности насе-
ления России. По прогнозам Федеральной службы государственной ста-
тистики к началу 2011 г.  население России составит 138 млн.,  а к
началу 2016 г. - 134 млн.человек. Суть здесь не в точности цифр, а
в том, что при такой направленности демографических тенденций рост
населения города Москвы за счет миграционной компоненты будет спо-
собствовать дальнейшему уменьшению численности населения  террито-
рий, в том числе и важных в геополитическом отношении.
     Происходят сдвиги  и  в этнической структуре населения города
Москвы.  С 1989 г.  по 2002 г. доля русских сократилась с 89,7% до
84,8%, а вместе с украинцами и белорусами соответственно с 93,0 до
87,8%.  В свою очередь возросла в населении города Москвы доля на-
родов  Северного Кавказа с 0,2 до 0,5%,  Закавказья - с 1 до 2,8%,
Центральной Азии с 0,3 до 0,8% и т.д. Особенно выросла численность
корейцев - в 2,3 раза, армян и грузин - в 2,8 раза, арабов - в 2,9
раза,  азербайджанцев - в 4,6 раза, молдаван - в 5,2 раза, ингушей
- в 5,9 раза, чеченцев - в 6,9 раза, таджиков - в 12,2 раза, вьет-
намцев - в 14,1 раза и китайцев - в 35 раз. Речь идет о постоянном
населении, сюда не входят трудовые мигранты. На этом фоне сократи-
лась численность прибалтийских народов,  евреев,  поляков, белору-
сов, чехов и др., т.е. происходят не только этнические, но и этно-
культурные изменения.
     Таким образом,  в условиях сложившейся в России демографичес-
кой  ситуации  и учитывая ее неблагоприятные тенденции в обозримом
будущем, дальнейшей концентрации населения  в столице за счет миг-
рационной компоненты не будет соответствовать как  геополитическим
интересам государства, так и социальному развитию города Москвы.

             ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Исходя из стратегических задач эффективного наращивания соци-
ально-экономического  потенциала города и повышения качества жизни
населения в условиях депопуляции в России,  учитывая,  что  Москва
обеспечивает  более  чем пятую часть прироста валового внутреннего
продукта России и тем самым расширяет условия преодоления бедности
как в Москве,  так и в стране в целом, долгосрочной целью демогра-
фической политики является приведение всей социально-экономической
системы  и  инфраструктуры  города  в соответствие с общей числен-
ностью населения города Москвы. При этом предполагается обязатель-
ное достижение высоких стандартов качества жизни.  Ближайшей целью
может быть стабилизация численности  населения  города  Москвы  на
современном уровне.
     Поддержание стабильной численности населения возможно в  слу-
чае такого повышения рождаемости и сокращения смертности,  которое
позволит свести миграционный прирост в начале до размеров  естест-
венной убыли населения,  вплоть до выхода Москвы из режима депопу-
ляции.  Неотъемлемой частью стабилизации численности населения яв-
ляется рост качества жизни - улучшение состояния здоровья,  уровня
образовательной,  профессиональной структуры,  возрастно-полового,
национального,  религиозного состава населения. Для оценки измене-
ния качественных характеристик населения в  мировой  практике  ис-
пользуется  специальный показатель - индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП)*, который к началу XXI века для России был равен
0,795  (57-е место среди всех стран мира) и 0,855 для Москвы,  что
ниже соответствующих показателей многих столиц мира.



______________________________

   * Индекс развития  человеческого  потенциала  - разработанный в
рамках Программы развития ООН показатель для оценки  эффективности
социально-экономических  программ  и определения приоритетов соци-
ально-демографической  политики.  Он  представляет  собой  среднее
взвешенное значение четырех индексов:  ожидаемой продолжительности
жизни при рождении,  уровня грамотности взрослого населения, сово-
купного  валового коэффициента поступивших в начальные,  средние и
высшие учебные заведения и реального ВВП на душу населения.

     В условиях  стабильного  населения и его трудоспособной части
даже при существующих темпах экономического развития постоянно со-
путствующим явлением будет дефицит трудовых ресурсов, который дол-
жен преодолеваться в первую очередь за счет  повышения  производи-
тельности  труда  и  только во вторую за счет привлечения трудовых
мигрантов. Однако в условиях строительства правового  государства,
развития демократии и рыночных отношений, а Москва призвана в этих
процессах быть первой,  меры ее политики в отношении трудовых миг-
рантов должны опираться на сильные экономические рычаги,  понятные
для восприятия их постоянным населением и мигрантами.
     Обеспечение стабильной  численности населения,  как ближайшей
цели, наиболее предпочтительно для экономического развития Москвы,
ориентированного  прежде всего на использование интенсивных факто-
ров, для дальнейшего наращивания и функционирования его производс-
твенной и социальной инфраструктуры, для рационального использова-
ния территории и сохранения экологической безопасности, особенно в
обстановке стремительного транспортного насыщения.
     В соответствии с этой целью основные задачи и направления де-
ятельности в сфере демографической политики сводятся к следующим:
     В области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни:
     - сокращение  разрыва в продолжительности жизни населения го-
рода Москвы с территориями, обладающими аналогичным социально-эко-
номическим потенциалом с тем, чтобы обеспечить снижение смертности
до уровней стран Центральной и Восточной Европы  (средних  уровней
продолжительности  жизни для этой группы стран для мужчин - 66 лет
и максимальных для женщин 75 лет).  Для этого должны  быть задейс-
твованы не только возможности здравоохранения, но и всех секторов,
влияющих на здоровье,  обеспечивающих улучшение окружающей  среды,
условий труда, повышение доходов, оздоровление образа жизни и т.д.
с тем,  чтобы средства на эти цели расценивались как инвестиции  в
человеческий капитал;
     - снижение масштабов сверхсмертности от тех причин  и  в  тех
возрастах,  которые обеспечивают наиболее экономически эффективный
путь роста продолжительности жизни населения,  его трудового, реп-
родуктивного  и  в  целом жизненного потенциала.  Для этого акцент
должен быть сделан на резервы  сокращения смертности, предотврати-
мой мерами профилактики, во всех возрастах, в том числе для:
     детей раннего  возраста - путем охраны и укрепления репродук-
тивного здоровья родителей, повышения их ответственности за рожде-
ние и воспитание детей,
     детей школьного возраста и подростков - путем образовательной
и просветительной работы и с помощью других средств,  способствую-
щих развитию навыков, способностей и чувства самоуважения,
     взрослого населения - путем оздоровления образа жизни  прежде
всего в отношении алкоголя и табака,  регулируя предложение, огра-
ничивая спрос и формируя общественную поддержку принимаемым мерам,
     пожилых -  путем вовлечения с помощью соответствующих возмож-
ностей и стимулов в активную общественную и культурную  жизнь  об-
щества;
     - уменьшение различий  в  смертности  разнородных  социальных
групп (по уровню доходов, образования и т.д.) с тем, чтобы обеспе-
чить устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни  населе-
ния  в целом и во всех возрастах от предотвратимых при современном
уровне развития общества причин. Для этого акцент должен быть сде-
лан прежде всего на сокращение масштабов маргинализации и обуслов-
ленных ею потерь здоровья путем повышения доходов людей  с  низким
уровнем жизни, улучшения доступа их к образованию, обеспечения до-
полнительного профилактического лечения и помощи  по  реабилитации
соответствующих групп.
     В области повышения рождаемости и укрепления семьи:
     - переориентация системы ценностей на устойчивую,  юридически
оформленную семью с несколькими детьми,  повышение ее престижа как
в общественном мнении,  так и при проведении социальной  политики;
обеспечение родителям, имеющим нескольких детей, благоприятных ус-
ловий для сочетания трудовой деятельности вне дома  с  выполнением
семейных обязанностей;
     - формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в
отношении необходимости повышения рождаемости;  повышение социаль-
ного статуса выполнения родительских функций;  формирование  пози-
тивного  общественного мнения по отношению к мерам по стимулирова-
нию рождаемости и  укреплению семьи,  использование  средств  мас-
совой информации,  рекламы в пропаганде повышения рождаемости, ук-
репления семейного образа жизни,  сплоченности семьи,  эмоциональ-
но-позитивных отношений в семье;
     - содействие  молодым семьям,  состоящим в зарегистрированном
браке,  для которого характерно по сравнению,  с  так  называемым,
гражданским браком, большее число детей, в укреплении брака, в ре-
шении проблем,  связанных с рождением и воспитанием детей,  совер-
шенствование  системы  помощи  молодым семьям в улучшении жилищных
условий;
     - усиление  дифференцированности социальной поддержки семей в
зависимости от числа детей в них, обеспечение приоритетного стиму-
лирования  рождений  второго  и третьего ребенка (большая величина
пособий,  больший процент погашения кредита на приобретение жилья,
меньший  первоначальный  взнос при вступлении в программу "Молодой
семье - доступное жилье".

       В области трудовой миграции и миграционного прироста
                            населения:
     - внедрение системы эффективных рычагов регулирования притока
мигрантов,  прибывающих на постоянное место жительства в Москву из
других регионов  России  и зарубежных стран,  положив в его основу
экономические ограничения,  соответствующие рыночным механизмам, с
целью стабилизации численности населения города Москвы;
     - создание "прозрачных" для работодателей и мигрантов условий
для привлечения трудовых мигрантов с помощью экономических методов
в целях обеспечения баланса труда за счет миграции,  совершенство-
вание  механизма регистрации трудовых мигрантов и контроля за мес-
тами их проживания и приложения труда,  снижения до минимума коли-
чества иностранцев, которые нелегально проживают и незаконно заня-
ты на московских предприятиях и организациях;
     - обеспечение  баланса  интересов  населения  города Москвы с
учетом их этнических,  культурных, языковых и религиозных различий
на  основе  разработки  и реализации специальных программ их этно-
культурной и языковой адаптации,  а также путем развития  межкуль-
турного обмена и реализации социальных проектов по совершенствова-
нию инфраструктуры города;
     - содействие интеграции мигрантов, прибывших в Москву на пос-
тоянное место жительства  в  культурную,  социально-экономическую,
демографическую  среду  столицы  на  основе  координации  действий
органов государственной власти,  международных, общественных орга-
низаций и иных объединений;
     - обеспечение поддержки социально-экономического развития ре-
гионов-доноров для Москвы для ограничения притока мигрантов в  го-
род.


     ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ

     Основные ограничения реализации Концепции:
     - градостроительная емкость территории города;
     - экологическая обстановка;
     - емкость рынка труда;
     - реальные  пределы обеспечения социально-экономических мате-
риальных и духовных условий жизни населения в условиях  ограничен-
ности бюджетных и других источников финансирования;
     - выполнение Москвой столичных функций;
     - обеспечение  безопасности в условиях экстремальной концент-
рации населения в городе;
     - недостаточная  пропаганда  экономических  способов  жизни и
обеспечение трудового долголетия.

     Основные критерии   эффективности  реализации  Концепции:
     - обеспечение стабильной численности жителей города Москвы на
уровне 10,4-10,6 млн. человек;
     - увеличение показателей рождаемости до уровня простого восп-
роизводства;
     - снижение смертности,  особенно мужчин в трудоспособных воз-
растах;
     - увеличение  продолжительности  жизни  и  уменьшение разрыва
между продолжительностью жизни мужчин и женщин;
     - улучшение показателей здоровья населения.


          МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

     Реализация Концепции  и  демографической  политики  в  городе
Москве должны предусматривать:
     - объединение усилий государственных и общественных организа-
ций в реализации задач Концепции;
     - обеспечение эффективной координации действий органов  госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления;
     - разработку плана действий и системы городских целевых прог-
рамм по достижению конкретных результатов в рамках основных задач,
сформулированных в Концепции;
     - концентрацию финансовых и материальных ресурсов по реализа-
ции приоритетных положений Концепции,  предусматривающую использо-
вание как бюджетных, так и внебюджетных источников;
     - обеспечение обязательного  учета  особенностей  современной
демографической  ситуации  в  программах  социально-экономического
развития Москвы и их влияния на качество  жизни  населения  города
Москвы;
     - формирование  Генерального  плана  развития города Москвы с
учетом современной структуры населения города Москвы  и  прогнозом
демографического развития города;
     - подготовку нормативно-правовой базы в области регулирования
демографических процессов;
     - поддержку фундаментальных научных  исследований  в  области