В соответствии с постановлением Правительства Москвы от
8 июля 2003 г. N 542-ПП "О корректировке мероприятий по реализации
Московской городской программы регулирования миграции на 2003-2004
годы" и распоряжением Правительства Москвы от 16 апреля 2004 г.
N 715-РП "О государственном заказе на разработку Комплексной целе-
вой программы регулирования демографических процессов в городе
Москве и проведение открытого конкурса юридических лиц на право
заключения контракта на выполнение работ" подготовлен проект Кон-
цепции демографического развития города Москвы.
Объективно оценивая сложившуюся демографическую ситуацию в
городе и учитывая геополитические последствия влияния демографи-
ческих процессов, протекающих в столице, на общероссийские тенден-
ции, Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию демографического развития города Москвы
(далее - Концепция), согласно приложению.
2. Департаментам, комитетам, управлениям города Москвы, пре-
фектурам административных округов и управам районов города Москвы
учитывать положения Концепции при планировании и осуществлении ме-
роприятий в области социально-демографического развития города.
3. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить публи-
кацию и освещение Концепции в средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на Вице-мэра Москвы Шанцева В.П.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 28 июня 2005 г. N 482-ПП
КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Введение
Концепция демографического развития города Москвы (далее -
Концепция) представляет собой систему взглядов, принципов и прио-
ритетов в сфере государственного и экономико-правового регулирова-
ния демографических процессов. В основе этого регулирования лежит
целостная демографическая политика, включающая все необходимые ат-
рибуты. Демографическая политика - это система общепринятых идей и
концептуально объединенных средств, с помощью которых исполнитель-
ная власть, а также другие общественные институты предполагают
достижение целей как для данного, так и последующего этапов разви-
тия. Двумя неотъемлемыми, но различными по своему смыслу частями
любой политики, в том числе и демографической, являются концепция
и программа (план) действий. Такое понимание трех категорий (поли-
тика, концепция, программа) хотя и органично связанных между со-
бой, но разных по сути призвано исключить смешение концептуальных
и программных положений.
На основе Концепции должны формироваться программные докумен-
ты по вопросам естественного воспроизводства населения, поддержки
семьи, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни,
миграции (в части ее влияния на демографию) и иных направлений ре-
гулирования демографического развития.
Концепция исходит из сложившейся политической, социально-эко-
номической и демографической ситуации в России и в Москве с учетом
долговременных тенденций и факторов, включая геополитический ста-
тус Москвы и характер демографических процессов в Европе и столи-
цах других государств. Концепция принимает во внимание динамику
развития других регионов, в том числе и соседних, и в первую оче-
редь Московской области. Исходя из современной специфики демогра-
фического развития России и ее столицы Концепция учитывает период
затяжной депопуляции в стране и определенную инерционность демо-
графических процессов, а следовательно, и долгосрочность достиже-
ния ожидаемых результатов. Это необходимо для обоснования цели де-
мографического развития как стержневой компоненты демографической
политики. Формулировки задач по всем ее направлениям, выбор прио-
ритетов в рамках этих направлений (рождаемость и семья, здоровье и
продолжительность жизни, миграция населения) - все это обусловлено
целью демографического развития города Москвы.
Концепция обязательно учитывает также демократические принци-
пы, определяющие характер деятельности органов государственной
власти города Москвы в регулировании воспроизводственных и мигра-
ционных процессов, формирующих численность, динамику и состав на-
селения в целом и его конкретных групп на территории районов и ад-
министративных округов города Москвы. Она служит ориентиром для
органов государственной власти, а также для органов местного само-
управления при решении вопросов, касающихся увеличения рождаемос-
ти, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, роста
продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического
развития.
Концепция опирается на общепризнанные принципы международного
права и нормы международных договоров, Конституции Российской Фе-
дерации, национального законодательства, а также учитывает опыт
регулирования и проведения демографической политики в регионах
страны и других государствах.
Правовую базу настоящей Концепции составляют: Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы,
другие нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые
акты города Москвы, регулирующие деятельность органов государс-
твенной власти в сфере демографической политики; документы Всемир-
ной организации здравоохранения, общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федера-
ции.
ПРИНЦИПЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Принципы, регулирующие проведение демографической политики:
- обеспечение основных стандартов в области прав человека,
содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и Международных
пактах о правах человека, ратифицированных Российской Федерацией,
при обязательном соблюдении баланса прав и обязанностей человека и
с учетом ответственности органов власти за обеспечение адекватного
развития экополитического базиса демографической политики;
- соблюдение принципа единства семьи и содействие быстрейшему
ее воссоединению, что соответствует гуманитарным принципам совре-
менного международного и отечественного права;
- недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка,
принадлежности к определенной этнической, социальной, политической
группе, в любой сфере жизнедеятельности города;
- сочетание федеральных приоритетов с этнокультурными особен-
ностями населения города Москвы в соответствии с нормами Конститу-
ции Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
- предоставление равного доступа к системе правовой, социаль-
ной и медицинской защиты, действующей в Российской Федерации, для
населения города Москвы;
- равноправие мужчин и женщин, которое регламентируется зако-
нодательством Российской Федерации и соответствует ее международ-
ным обязательствам по Конвенции о политических правах женщин, Кон-
венции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и
Конвенции о гражданстве замужней женщины;
- защита женщин и детей в случае нарушения их прав в соот-
ветствии с национальной практикой Российской Федерации и с нормами
Конвенции о правах ребенка и Конвенции СНГ о правах и основных
свободах человека;
- соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным
законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни инди-
вида и семьи, право семьи обеспечивать воспитание своих детей в
соответствии с собственными убеждениями и нормами, предусмотренны-
ми Международным пактом о гражданских и политических правах;
- предоставление каждой семье свободного выбора желательного
для нее количества детей и сочетание этого права с правом законо-
дательных и исполнительных органов на стимулирование тех типов
семьи, которые соответствуют целям проведения демографической по-
литики в городе Москве, обеспечение приоритетного права ребенка на
проживание в семье;
- создание условий органами государственной власти города
Москвы для охраны и укрепления здоровья населения города Москвы с
целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни на
основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохра-
нения, и законодательства Российской Федерации;
- социально-правовая защита и создание достойных условий су-
ществования для тех категорий населения, которые с учетом сложив-
шихся жизненных стандартов и целей демографической политики требу-
ют такой защиты (инвалиды, престарелые, дети), как выражение гу-
манной направленности органов государственной власти города Москвы
и гражданского общества;
- содействие реализации права на свободу перемещения, выбор
места жительства и места пребывания;
- баланс интересов мигрантов, прибывающих на территорию Моск-
вы и получивших соответствующий правовой статус, с геополитически-
ми, демографическими и социально-экономическими интересами жителей
города Москвы в части их расселения, обустройства и использования
городской инфраструктуры, а трудовых легальных мигрантов в части
их временного проживания и трудоустройства;
- обеспечение баланса прав и законных интересов жителей горо-
да Москвы и мигрантов, прибывающих в Москву и обустраивающихся на
ее территории, и формирование дифференцированного подхода к приему
различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ори-
ентирами структурной политики социально-экономического и демогра-
фического развития Москвы;
- содействие населению города Москвы, принадлежащему к нацио-
нальным меньшинствам, в реализации права на получение образования
на родном языке и создание национально-культурных центров на тер-
ритории Москвы в рамках соглашений СНГ о сотрудничестве в области
образования и культуры, иных международных договоров и соглашений.
ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Москва - самый крупный город в России и на всем постсоветском
пространстве, более того, это крупнейший мегаполис в мире. К нача-
лу ХХI века, за исключением двух северо-американских городов -
Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, все остальные мегаполисы находятся либо
в развивающихся странах, либо в таких перенаселенных государствах
как Китай и Япония. Ныне Москва входит в число 10 городов, населе-
ние которых превышает 10 млн.человек.
Являясь столицей, Москва соответственно выполняет все функ-
ции, присущие городам такого ранга, и сталкивается со всеми свой-
ственными им проблемами. Концентрация столичных функций выступает
одним из факторов роста населения. В частности, до двадцатых годов
прошлого века, когда произошел перенос столицы, по темпам демогра-
фического роста Москва уступала Санкт-Петербургу, но затем резко
его обошла и ныне в ней постоянных жителей в 2,2 раза больше, чем
в бывшей северной столице. Это обстоятельство, а также транспорт-
но-географическое положение и история формирования российской го-
сударственности превратили Москву в самый крупный экономический,
политический и культурный центр России. На дату последней переписи
населения на долю Москвы приходилось 7,1% постоянных жителей Рос-
сии, тогда как доля Москвы в совокупном валовом внутреннем продук-
те страны - 20,7%. В консолидированном бюджете субъектов Российс-
кой Федерации доля Москвы превышает 17%. В Москве сосредоточены не
только огромные людские и трудовые ресурсы России, но и сформиро-
ван мощный технико-экономический потенциал. Производимый в настоя-
щее время в российской столице валовой региональный продукт лишь
немного уступает внутреннему валовому продукту всей Украины (ее
население составляет 47,8 млн.человек), примерно равен его объему
в Португалии (населения столько же, сколько и в Москве) и больше,
чем в Болгарии и Венгрии (население - 18 млн.человек) вместе взя-
тых.
Превращение Москвы во всесоюзный экономический и культурный
центр страны с постоянно растущим населением в прошлом не противо-
речило геополитическим интересам народов бывшего Советского Союза.
Нет никаких объективных причин для существенного изменения этой
роли Москвы и в рамках СНГ, разумеется на новой основе. В советс-
кое время демографических ресурсов хватало для заселения восточных
районов страны, обеспечения рабочей силой всесоюзных строек, осво-
ения целины и т.д. И тем не менее при огромных демографических
возможностях СССР численность жителей столицы за десятилетие не
возрастала более чем на один млн.человек (с 1970 г. по 1979 г. на
947 тыс.человек и с 1979 г. по 1989 г. - на 830 тыс. человек). За
последний межпереписной период численность населения Москвы вырос-
ла почти на 2 млн.человек. Быстрый миграционный рост населения
Москвы идет на фоне уменьшения численности москвичей и серьезного
ухудшения основных демографических показателей города и России в
целом.
Рождаемость. В начале 90-х годов в Москве как и в целом по
стране было отмечено существенное снижение рождаемости. Число ро-
дившихся в столице в 1993 г. было в 1,5 меньше, чем в 1990 г. В
дальнейшем до 1999 г. эти показатели изменялись незначительно, а с
2000 г. начался их заметный рост. В результате число родившихся в
2003 г. было на 30% больше, чем в 1999 г. В 2004 г. тенденция к
повышению рождаемости сохраняется. Рост общих показателей рождае-
мости, происходивший начиная с 2000 г., был обусловлен как благоп-
риятными сдвигами в половозрастном составе населения, так и неко-
торым повышением возрастных коэффициентов рождаемости.
Соотношение вклада изменения возрастных коэффициентов рождае-
мости и половозрастной структуры населения Москвы год от года ме-
нялось. Прирост общего коэффициента рождаемости в 2000-2003 гг. по
сравнению с 1999 г. на 4/5 был связан с увеличением повозрастных
коэффициентов рождаемости и только на 1/5 с изменениями в половоз-
растном составе населения.
Следует отметить, что в ближайшие годы изменение возрастной
структуры населения будет благоприятно отражаться на общих показа-
телях рождаемости и соответственно на демографической динамике в
целом. В возраста наиболее интенсивного деторождения будут входить
относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой
половине и середине 1980-х гг. Это можно было бы использовать для
проведения активной демографической политики, направленной на по-
вышение рождаемости. Ее эффект мог бы быть усилен благоприятными
сдвигами в возрастном составе. Совсем иная ситуация сложится через
10-15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут
сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 1990-е гг. По
состоянию на середину 2003 г. численность девочек в возрасте 5-14
лет в 2 раза меньше численности женщин в возрасте 20-29 лет. Вряд
ли будет возможно добиться такого повышения возрастных коэффициен-
тов рождаемости, которое сумело бы компенсировать столь резкое
сокращение численности женщин репродуктивного возраста. Возможный
результат от демографической политики в этом случае будет сильно
приуменьшен неблагоприятными сдвигами в возрастном составе населе-
ния города Москвы.
Негативное влияние на динамику рождаемости в настоящее время
оказывает откладывание рождений или смещение их к более старшим
возрастам. Во-первых, сокращается период репродуктивного возраста
и уменьшается вероятность рождения последующих детей. Во-вторых,
при нынешнем состоянии регулирования, в т.ч. и откладывания дето-
рождения, когда среди методов этого регулирования большое место
занимают аборты, несмотря на сокращение их количества в последние
годы, велика вероятность того, что откладывание рождения детей
приведет к невозможности их иметь вообще. В-третьих, с возрастом
происходит ухудшение состояния здоровья, в т.ч. репродуктивного,
что может помешать реализации репродуктивных намерений. В-четвер-
тых, с возрастом у людей закрепляется представление о более высо-
ком жизненном стандарте и образе жизни, которые усиленно внедряют-
ся средствами массовой информации, и при этом рождение детей не
вписывается в этот жизненный стандарт. В-пятых, откладывание рож-
дения детей зачастую является следствием откладывания регистрации
брака, а в этом в свою очередь проявляется снижение ценности ус-
тойчивого, длительного брака, что, безусловно, негативно влияет на
репродуктивное поведение.
Важным самостоятельным аспектом в проблеме рождаемости явля-
ется рождение детей вне зарегистрированного брака. Число и доля
таких рождений в общем числе родившихся неуклонно растет. К 2002 г.
в Москве доля родившихся вне зарегистрированного брака достигла
27%, что было в два с лишним раза больше, чем в 1990 г. Наряду с
высоким уровнем разводимости и овдовения это ведет к росту числа
неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.
Проблема рождаемости во многом связана со стабильностью бра-
ков. Причем дело не столько в том, что нестабильность браков и тем
более разводы ведут к ограничению деторождения или что меньшее
число детей у супругов и тем более их отсутствие при прочих равных
условиях облегчает принятие решения о расторжении брака. Главным
здесь является то, что низкая рождаемость и нестабильность браков
имеют общие базовые причины - низкая ценность семьи и брака, фило-
софия бездетности и малодетности, объективно существующая неста-
бильность в стране, политические и социально-экономические пробле-
мы.
Смертность. Основные тенденции смертности столичного населе-
ния в межпереписной период соответствовали общероссийской динами-
ке. Вплоть до середины 1990-х годов продолжительность жизни насе-
ления сокращалась, достигнув минимума в 1994 г. (57,3 года для
мужчин и 71,3 года для женщин), который оказался ниже, чем в
1989 г. (65,1 года для мужчин и 74,2 года для женщин) на 7,8 и 2,3
года соответственно. К 1998 г. произошло частичное восстановление
ситуации, причем у женщин показатель продолжительности жизни прак-
тически вернулся к дореформенному уровню, составив 74 года, а у
мужчин отставание от дореформенного уровня существенно сократилось
и продолжительность жизни их составила 63,1 года, т.е. на два года
меньше, чем в 1989 г. После 1998 г. продолжительность жизни женщин
относительно стабилизировалась на достигнутом уровне, у мужчин на-
чала медленно сокращаться, но уже куда более скромными темпами.
Перелом произошел в 2003 г., когда за один год продолжительность
жизни резко возросла - на 2,8 года у мужчин (до 64,8 лет) и на 0,6
года у женщин (до 74,6 года). Если оценивать итоги всего межпере-
писного периода, то к 2002 г. в сравнении с 1989 г. мужчины в
среднем потеряли 3 года жизни, женщины - 0,3 года.
Таким образом, характер динамики смертности в 90-е годы де-
монстрировал, вопреки теории инерционности демографических процес-
сов, быстроту реакции населения на проводимые социально-экономи-
ческие реформы. Причины этого в том, что появились новые, не свя-
занные с демографическими факторами, причины смертности. Следует,
однако, отметить, что в столице острота этой реакции была заметно
мягче, чем в большинстве регионов. Например, младенческая смерт-
ность в Москве за межпереписной период не только не выросла, но и
снизилась в 1,7 раза. Сокращение смертности детей до года произош-
ло за счет улучшения системы здравоохранения и самосохранительного
поведения будущих матерей.
Отмеченные тенденции раскрывают различные аспекты одного и
того же феномена: беспрецедентный рост смертности в 1990-е годы
среди наиболее активной части населения от причин, предотвратимых
мерами профилактики в условиях социально приемлемого образа жизни
и усилиями здравоохранения в случае обращения за медицинской по-
мощью, свидетельствуют о существенном увеличении вклада маргиналь-
ных слоев в смертность молодых возрастов. При этом под маргиналь-
ным слоем следует понимать не только бездомных или живущих в край-
ней бедности, но и лица, чрезмерно употребляющие алкоголь, нарко-
тически зависимые группы граждан. Суженное восприятие проблемы
маргинализации привело к тому, что за пределами систем здравоохра-
нения и социальной защиты оказались многочисленные группы населе-
ния, чье поведение и образ жизни повышает риск заболеваний и смер-
ти.
Сравнение структуры причин смерти трудоспособного населения
Москвы и среднероссийских показателей обнаруживает три принципи-
альных отличия. Москва имеет более низкие (в 1,4-1,5 раза), чем в
целом по стране, уровни смертности от травм, что сказывается на
более низких уровнях смертности в этих возрастах в целом. И этот
факт можно было бы расценивать как, безусловно, позитивный резуль-
тат, если бы одновременно Москва не отличалась существенно более
высокими (в 2,2-2,6 раз) уровнями смертности от неточно обозначен-
ных диагнозов. Как безусловное достижение Москвы необходимо расце-
нивать существенно более низкую смертность от инфекций, которые в
рассматриваемой возрастной группе практически полностью определя-
ются туберкулезом. В отношении всех остальных причин смерти, как
преимущественно эндогенных (болезней системы кровообращения и но-
вообразований), так и экзогенных (болезней органов дыхания и пище-
варения), показатели Москвы в отношении лиц молодого трудоспособ-
ного возраста, как мужчин, так и женщин, мало отличаются от сред-
нероссийского уровня.
Миграция. Москва является полюсом миграционного притяжения
для всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Москва по
уровню социально-экономического развития вырвалась далеко вперед
по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. Среднеду-
шевые денежные доходы в Москве почти вчетверо больше, чем в целом
по стране, притом их уровень намного выше, чем в любом другом ре-
гионе, включая и северные нефтегазоносные. Москва занимает первое
место по среднему размеру вклада в сбербанке Российской Федерации.
В столице во всех сферах жизнедеятельности населения выше комфорт-
ность. Это нормальное явление и оно выступает стимулом притока
мигрантов из других районов России, где не только ниже уровень
жизни, но и значительно меньше делается для его повышения.
Быстрый рост численности населения города Москвы идет на фоне
его быстрого уменьшения в большинстве регионов России. Городское
население страны за межпереписной период сократилось на 1,5 млн.
человек, тогда как в Москве оно выросло на 1,8 млн.человек.
Оголяются российские окраины: население приграничных районов
от Читинской области до Приморского края в межпереписные годы сок-
ратилось на 740 тыс.человек (11,4%). Пустеет Центральная Россия:
население одноименного федерального округа без Москвы и Московской
области сократилось на 1,5 млн.человек. За межпереписной период
численность населения в семи субъектах Российской Федерации, при-
мыкающих к Московской области, уменьшилось более чем на 0,8
млн.человек (8,1%). Добавим, что в семи областных центрах "Золото-
го кольца" численность жителей сократилась за это время почти на
6%. Причем подобные процессы могут еще больше усилиться в ближай-
шей перспективе в связи с дальнейшим сокращением численности насе-
ления России. По прогнозам Федеральной службы государственной ста-
тистики к началу 2011 г. население России составит 138 млн., а к
началу 2016 г. - 134 млн.человек. Суть здесь не в точности цифр, а
в том, что при такой направленности демографических тенденций рост
населения города Москвы за счет миграционной компоненты будет спо-
собствовать дальнейшему уменьшению численности населения террито-
рий, в том числе и важных в геополитическом отношении.
Происходят сдвиги и в этнической структуре населения города
Москвы. С 1989 г. по 2002 г. доля русских сократилась с 89,7% до
84,8%, а вместе с украинцами и белорусами соответственно с 93,0 до
87,8%. В свою очередь возросла в населении города Москвы доля на-
родов Северного Кавказа с 0,2 до 0,5%, Закавказья - с 1 до 2,8%,
Центральной Азии с 0,3 до 0,8% и т.д. Особенно выросла численность
корейцев - в 2,3 раза, армян и грузин - в 2,8 раза, арабов - в 2,9
раза, азербайджанцев - в 4,6 раза, молдаван - в 5,2 раза, ингушей
- в 5,9 раза, чеченцев - в 6,9 раза, таджиков - в 12,2 раза, вьет-
намцев - в 14,1 раза и китайцев - в 35 раз. Речь идет о постоянном
населении, сюда не входят трудовые мигранты. На этом фоне сократи-
лась численность прибалтийских народов, евреев, поляков, белору-
сов, чехов и др., т.е. происходят не только этнические, но и этно-
культурные изменения.
Таким образом, в условиях сложившейся в России демографичес-
кой ситуации и учитывая ее неблагоприятные тенденции в обозримом
будущем, дальнейшей концентрации населения в столице за счет миг-
рационной компоненты не будет соответствовать как геополитическим
интересам государства, так и социальному развитию города Москвы.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Исходя из стратегических задач эффективного наращивания соци-
ально-экономического потенциала города и повышения качества жизни
населения в условиях депопуляции в России, учитывая, что Москва
обеспечивает более чем пятую часть прироста валового внутреннего
продукта России и тем самым расширяет условия преодоления бедности
как в Москве, так и в стране в целом, долгосрочной целью демогра-
фической политики является приведение всей социально-экономической
системы и инфраструктуры города в соответствие с общей числен-
ностью населения города Москвы. При этом предполагается обязатель-
ное достижение высоких стандартов качества жизни. Ближайшей целью
может быть стабилизация численности населения города Москвы на
современном уровне.
Поддержание стабильной численности населения возможно в слу-
чае такого повышения рождаемости и сокращения смертности, которое
позволит свести миграционный прирост в начале до размеров естест-
венной убыли населения, вплоть до выхода Москвы из режима депопу-
ляции. Неотъемлемой частью стабилизации численности населения яв-
ляется рост качества жизни - улучшение состояния здоровья, уровня
образовательной, профессиональной структуры, возрастно-полового,
национального, религиозного состава населения. Для оценки измене-
ния качественных характеристик населения в мировой практике ис-
пользуется специальный показатель - индекс развития человеческого
потенциала (ИРЧП)*, который к началу XXI века для России был равен
0,795 (57-е место среди всех стран мира) и 0,855 для Москвы, что
ниже соответствующих показателей многих столиц мира.
______________________________
* Индекс развития человеческого потенциала - разработанный в
рамках Программы развития ООН показатель для оценки эффективности
социально-экономических программ и определения приоритетов соци-
ально-демографической политики. Он представляет собой среднее
взвешенное значение четырех индексов: ожидаемой продолжительности
жизни при рождении, уровня грамотности взрослого населения, сово-
купного валового коэффициента поступивших в начальные, средние и
высшие учебные заведения и реального ВВП на душу населения.
В условиях стабильного населения и его трудоспособной части
даже при существующих темпах экономического развития постоянно со-
путствующим явлением будет дефицит трудовых ресурсов, который дол-
жен преодолеваться в первую очередь за счет повышения производи-
тельности труда и только во вторую за счет привлечения трудовых
мигрантов. Однако в условиях строительства правового государства,
развития демократии и рыночных отношений, а Москва призвана в этих
процессах быть первой, меры ее политики в отношении трудовых миг-
рантов должны опираться на сильные экономические рычаги, понятные
для восприятия их постоянным населением и мигрантами.
Обеспечение стабильной численности населения, как ближайшей
цели, наиболее предпочтительно для экономического развития Москвы,
ориентированного прежде всего на использование интенсивных факто-
ров, для дальнейшего наращивания и функционирования его производс-
твенной и социальной инфраструктуры, для рационального использова-
ния территории и сохранения экологической безопасности, особенно в
обстановке стремительного транспортного насыщения.
В соответствии с этой целью основные задачи и направления де-
ятельности в сфере демографической политики сводятся к следующим:
В области улучшения здоровья и роста продолжительности жизни:
- сокращение разрыва в продолжительности жизни населения го-
рода Москвы с территориями, обладающими аналогичным социально-эко-
номическим потенциалом с тем, чтобы обеспечить снижение смертности
до уровней стран Центральной и Восточной Европы (средних уровней
продолжительности жизни для этой группы стран для мужчин - 66 лет
и максимальных для женщин 75 лет). Для этого должны быть задейс-
твованы не только возможности здравоохранения, но и всех секторов,
влияющих на здоровье, обеспечивающих улучшение окружающей среды,
условий труда, повышение доходов, оздоровление образа жизни и т.д.
с тем, чтобы средства на эти цели расценивались как инвестиции в
человеческий капитал;
- снижение масштабов сверхсмертности от тех причин и в тех
возрастах, которые обеспечивают наиболее экономически эффективный
путь роста продолжительности жизни населения, его трудового, реп-
родуктивного и в целом жизненного потенциала. Для этого акцент
должен быть сделан на резервы сокращения смертности, предотврати-
мой мерами профилактики, во всех возрастах, в том числе для:
детей раннего возраста - путем охраны и укрепления репродук-
тивного здоровья родителей, повышения их ответственности за рожде-
ние и воспитание детей,
детей школьного возраста и подростков - путем образовательной
и просветительной работы и с помощью других средств, способствую-
щих развитию навыков, способностей и чувства самоуважения,
взрослого населения - путем оздоровления образа жизни прежде
всего в отношении алкоголя и табака, регулируя предложение, огра-
ничивая спрос и формируя общественную поддержку принимаемым мерам,
пожилых - путем вовлечения с помощью соответствующих возмож-
ностей и стимулов в активную общественную и культурную жизнь об-
щества;
- уменьшение различий в смертности разнородных социальных
групп (по уровню доходов, образования и т.д.) с тем, чтобы обеспе-
чить устойчивое сокращение потерь продолжительности жизни населе-
ния в целом и во всех возрастах от предотвратимых при современном
уровне развития общества причин. Для этого акцент должен быть сде-
лан прежде всего на сокращение масштабов маргинализации и обуслов-
ленных ею потерь здоровья путем повышения доходов людей с низким
уровнем жизни, улучшения доступа их к образованию, обеспечения до-
полнительного профилактического лечения и помощи по реабилитации
соответствующих групп.
В области повышения рождаемости и укрепления семьи:
- переориентация системы ценностей на устойчивую, юридически
оформленную семью с несколькими детьми, повышение ее престижа как
в общественном мнении, так и при проведении социальной политики;
обеспечение родителям, имеющим нескольких детей, благоприятных ус-
ловий для сочетания трудовой деятельности вне дома с выполнением
семейных обязанностей;
- формирование гражданской, подлинно патриотической позиции в
отношении необходимости повышения рождаемости; повышение социаль-
ного статуса выполнения родительских функций; формирование пози-
тивного общественного мнения по отношению к мерам по стимулирова-
нию рождаемости и укреплению семьи, использование средств мас-
совой информации, рекламы в пропаганде повышения рождаемости, ук-
репления семейного образа жизни, сплоченности семьи, эмоциональ-
но-позитивных отношений в семье;
- содействие молодым семьям, состоящим в зарегистрированном
браке, для которого характерно по сравнению, с так называемым,
гражданским браком, большее число детей, в укреплении брака, в ре-
шении проблем, связанных с рождением и воспитанием детей, совер-
шенствование системы помощи молодым семьям в улучшении жилищных
условий;
- усиление дифференцированности социальной поддержки семей в
зависимости от числа детей в них, обеспечение приоритетного стиму-
лирования рождений второго и третьего ребенка (большая величина
пособий, больший процент погашения кредита на приобретение жилья,
меньший первоначальный взнос при вступлении в программу "Молодой
семье - доступное жилье".
В области трудовой миграции и миграционного прироста
населения:
- внедрение системы эффективных рычагов регулирования притока
мигрантов, прибывающих на постоянное место жительства в Москву из
других регионов России и зарубежных стран, положив в его основу
экономические ограничения, соответствующие рыночным механизмам, с
целью стабилизации численности населения города Москвы;
- создание "прозрачных" для работодателей и мигрантов условий
для привлечения трудовых мигрантов с помощью экономических методов
в целях обеспечения баланса труда за счет миграции, совершенство-
вание механизма регистрации трудовых мигрантов и контроля за мес-
тами их проживания и приложения труда, снижения до минимума коли-
чества иностранцев, которые нелегально проживают и незаконно заня-
ты на московских предприятиях и организациях;
- обеспечение баланса интересов населения города Москвы с
учетом их этнических, культурных, языковых и религиозных различий
на основе разработки и реализации специальных программ их этно-
культурной и языковой адаптации, а также путем развития межкуль-
турного обмена и реализации социальных проектов по совершенствова-
нию инфраструктуры города;
- содействие интеграции мигрантов, прибывших в Москву на пос-
тоянное место жительства в культурную, социально-экономическую,
демографическую среду столицы на основе координации действий
органов государственной власти, международных, общественных орга-
низаций и иных объединений;
- обеспечение поддержки социально-экономического развития ре-
гионов-доноров для Москвы для ограничения притока мигрантов в го-
род.
ОСНОВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ
Основные ограничения реализации Концепции:
- градостроительная емкость территории города;
- экологическая обстановка;
- емкость рынка труда;
- реальные пределы обеспечения социально-экономических мате-
риальных и духовных условий жизни населения в условиях ограничен-
ности бюджетных и других источников финансирования;
- выполнение Москвой столичных функций;
- обеспечение безопасности в условиях экстремальной концент-
рации населения в городе;
- недостаточная пропаганда экономических способов жизни и
обеспечение трудового долголетия.
Основные критерии эффективности реализации Концепции:
- обеспечение стабильной численности жителей города Москвы на
уровне 10,4-10,6 млн. человек;
- увеличение показателей рождаемости до уровня простого восп-
роизводства;
- снижение смертности, особенно мужчин в трудоспособных воз-
растах;
- увеличение продолжительности жизни и уменьшение разрыва
между продолжительностью жизни мужчин и женщин;
- улучшение показателей здоровья населения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Реализация Концепции и демографической политики в городе
Москве должны предусматривать:
- объединение усилий государственных и общественных организа-
ций в реализации задач Концепции;
- обеспечение эффективной координации действий органов госу-
дарственной власти и органов местного самоуправления;
- разработку плана действий и системы городских целевых прог-
рамм по достижению конкретных результатов в рамках основных задач,
сформулированных в Концепции;
- концентрацию финансовых и материальных ресурсов по реализа-
ции приоритетных положений Концепции, предусматривающую использо-
вание как бюджетных, так и внебюджетных источников;
- обеспечение обязательного учета особенностей современной
демографической ситуации в программах социально-экономического
развития Москвы и их влияния на качество жизни населения города
Москвы;
- формирование Генерального плана развития города Москвы с
учетом современной структуры населения города Москвы и прогнозом
демографического развития города;
- подготовку нормативно-правовой базы в области регулирования
демографических процессов;
- поддержку фундаментальных научных исследований в области