Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Распоряжение Правительства Москвы
№ 482-РП от 22 марта 2007 года

О разработке проекта городской целевой комплексной программы «Культура Москвы (2008—2010 гг.)»

     В целях  решения  задач комплексного социально-экономического
развития города,  сохранения и развития культурного  потенциала  и
эффективного использования культурного наследия Москвы в соответс-
твии с направлениями государственной политики в сфере  культуры  и
обеспечения непрерывности финансирования целевых программ в облас-
ти культуры и искусства:
     1. Утвердить концепцию городской целевой комплексной програм-
мы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" (приложение 1).
     2. Утвердить состав рабочей группы по разработке проекта  го-
родской  целевой  комплексной  программы  "Культура  Москвы (2008-
2010 гг.)" (приложение 2).
     3. Рабочей группе:
     - организовать работу по подготовке проекта городской целевой
комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)";
     - сформировать  в установленном порядке группу экспертов-кон-
сультантов из числа научных работников и специалистов.
     4. Комитету по культуре города Москвы осуществить организаци-
онно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы.
     5. Комитету  по культуре города Москвы представить проект го-
родской целевой  комплексной  программы  "Культура  Москвы  (2008-
2010 гг.)" на рассмотрение Правительства Москвы в мае 2007 года.
     6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить
на  первого   заместителя   Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков

                                           Приложение 1
                                     к распоряжению Правительства
                                     Москвы
                                     от 22 марта 2007 г.
                                     N 482-РП












                       Концепция городской

 целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)"






























                             Москва 2007


.



                            СОДЕРЖАНИЕ


1. Обоснование соответствия решаемой проблемы  и  целей  программы
приоритетным   задачам  социально-экономического  развития  города
Москвы

2. Обоснование целесообразности решения проблемы  программно-целе-
вым методом

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуа-
ции в сфере культуры Москвы без использования  программно-целевого
метода

4. Возможные варианты решения проблемы,  оценка преимуществ и рис-
ков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикатором и
показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой програм-
мы по годам

6. Предложения по источникам финансирования целевой программы

7. Предложения по участию  органов  исполнительной  власти  города
Москвы  в формировании и реализации целевой программы и их взаимо-
действию с органами местного самоуправления по реализации культур-
ной политики

8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целе-
вой программы

9. Предложения по формам и методам управления  реализации  целевой
программы


.



      1. Обоснование соответствия решаемой проблемы  и целей
     программы приоритетным задачам социально-экономического
                      развития города Москвы



     Город Москва как один из крупнейших центров мировой  культуры
играет особую роль в деле сохранения  национально-культурного  по-
тенциала,  обеспечения преемственности культурных традиций,  куль-
турного воспитания новых поколений россиян и интеллектуальной эли-
ты нации.
     Мировой опыт показывает, что авторитет и притягательность го-
родов, положительный имидж обусловлены в решающей степени их куль-
турным обликом, развитостью культурной инфраструктуры.
     В городе  Москве в силу реальных экономических и политических
факторов, культурная ситуация всегда была более благоприятной, чем
в  целом  по стране.  Позитивную роль в деле сохранения и развития
культуры города Москвы сыграла разработка и реализация комплексных
программ "Культура Москвы".
     К настоящему времени в городе Москве, как и в России в целом,
сложились   необходимые  социальные,  экономические,  политические
предпосылки для перехода к устойчивому  развитию  сферы  культуры.
Сегодня  накопленный потенциал культуры требует системных преобра-
зований, на осуществление которых будет направлена городская целе-
вая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)".
     Опыт культурного строительства в условиях рыночных  отношений
и  уникальный культурный потенциал города Москвы обусловливают не-
обходимость системной комплексной модернизации и целевой поддержки
развития важнейших направлений сферы культуры города.
     Результаты социологических исследований Государственного  на-
учно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского инс-
титута социально-культурных программ" совместно с Институтом соци-
ально-политических  исследований  Российской  Академии наук свиде-
тельствуют о  возрастании  культурных  запросов  населения  города
Москвы, прежде всего молодежи,  о недостаточной  удовлетворенности
москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством
и оснащением учреждений культуры массового спроса.
     Научный анализ ситуации наглядно демонстрирует,  что в  куль-
турной  сфере за последние полтора десятилетия накопился целый ряд
проблем, без поэтапного разрешения которых невозможно динамичное и
социально значимое развитие культуры в городе Москве. В материаль-
ной сфере это,  в первую очередь,  сокращение численности объектов
культуры, неравномерное распределение их на территории города, не-
достаточность в районах новостроек.  Существующие учреждения куль-
турно-досуговой сферы имеют малую вместимость, плохо оснащены сов-
ременным оборудованием,  непривлекательны по дизайну,  а  также  в
большинстве  своем недоступны для инвалидов и других лиц с ограни-
чениями жизнедеятельности.  Кадровый состав не всегда  имеет  про-
фильное образование, новые методики организации культурно-творчес-
кого процесса,  не всегда обладает необходимой инициативой, зачас-
тую не учитывает в своей работе запросов населения и государствен-
но-общественных интересов.  На решение этих  и  других  актуальных
проблем будут ориентированы соответствующие разделы программы.
     Одной из приоритетных задач социально-экономического развития
города Москвы является обеспечение доступности культурных благ для
всех категорий населения, ликвидация диспропорции в развитии элит-
ных учреждений культуры и искусства в центре  города  и  массовых,
расположенных в жилых районах города Москвы.
     Разработка и реализация настоящей программы призваны не толь-
ко  систематизировать и оптимизировать процесс развития учреждений
культуры,  искусства и досуга, но и позитивно повлиять на культур-
ное  состояние  общества,  так как от состояния духовной культуры,
морали,  нравственности, просвещения напрямую зависят общественное
сознание, общественная консолидация в деле решения государственных
задач, социально-экономическое развитие города Москвы.
     Эффективным инструментом оптимизации развития социально-куль-
турной  сферы  города  Москвы должна стать городская целевая комп-
лексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)",  представляю-
щая собой увязанный по направлениям, ресурсам, исполнителям и сро-
кам комплекс мероприятий,  обеспечивающих решение приоритетных со-
циально-культурных проблем города Москвы, в контексте развития со-
ответствующих отраслей городского хозяйства и административно-тер-
риториальных единиц.
     Реализация городской  целевой комплексной программы "Культура
Москвы (2008-2010 гг.)" будет направлена на  решение  приоритетных
задач  социально-культурного  развития города Москвы в первую оче-
редь путем обеспечения благоприятной социальной  ситуации,  в  том
числе реализации конституционных прав граждан на доступ к культур-
ным ценностям и информации;  укрепления  роли  города  Москвы  как
культурно-исторического центра мирового значения;  совершенствова-
ния взаимодействия органов государственной власти и местного само-
управления; создание института государственно-частного партнерства
в деле развития социально-культурной сферы;  стимулирования и под-
держки творческих инициатив; обеспечения свободы творчества.


        2.  Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом


     Целесообразность решения  проблемы  развития культурной сферы
города Москвы  программно-целевым  методом  обусловлена  тем,  что
комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание науч-
ного подхода к планированию и организации процесса развития  куль-
турно-досуговой  сферы  с  рациональным  расходованием  финансовых
средств.
     В ходе реализации комплексных программ координируется взаимо-
действие  различных отраслей социальной сферы,  оптимизируется ис-
пользование бюджетных средств,  развитие культурной сферы увязыва-
ется с развитием всех других отраслей городского хозяйства.  В ус-
ловиях целевой программы возможно направить имеющиеся  ресурсы  на
развитие  стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее
болезненных общественно-культурных явлений.  Эффективность решения
проблем  модернизации  сферы  культуры  программно-целевым методом
проявилась в ходе реализации  трех  предыдущих  городских  целевых
программ "Культура Москва".
     В новых условиях утверждения рыночных  отношений,  укрепления
государственности,  развития  общественных связей,  демократизации
общества,  стабилизации в экономической и хозяйственной сферах го-
родская  целевая  комплексная   программа  "Культура Москвы (2008-
2010 гг.)" должна стать инструментом обеспечения стабильного  раз-
вития  культуры  в  городе Москве как одного из приоритетных госу-
дарственных проектов.
     Нормативные правовые и научно-методические основания для раз-
работки и реализации программы содержатся в следующих документах:
     - Закон  Российской  Федерации от 9 октября 1992 г.  N 3612-I
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
     - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социаль-
ной защите инвалидов в Российской Федерации";
     - Федеральный закон от 12 января 1996 г.  N 7-ФЗ "О некоммер-
ческих организациях";
     - Федеральный закон от 26 мая 1996 г.  N  54-ФЗ  "О  музейном
фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
     - Закон города Москвы от 17 января 2001 г.  N 3 "Об обеспече-
нии  беспрепятственного  доступа  инвалидов к объектам социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
     - Федеральный закон от 25 июня 2002 г.  N 73-Ф3 "Об  объектах
культурного  наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-
сийской Федерации";
     - постановление  Правительства  Российской Федерации от 8 де-
кабря 2005 г.  N 740 "О федеральной  целевой  программе  "Культура
России (2006-2010 годы)";
     - постановление   Правительства   Москвы от 17 января 2006 г.
N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и конт-
роля за ходом реализации городских целевых программ в городе Моск-
ве".
     Программа исходит из следующих принципов:
     - комплексное решение задач реализации культурной политики  в
городе  Москве  в рамках широкого взаимодействия органов государс-
твенной власти и местного самоуправления,  общественных и иных не-
государственных субъектов культурной деятельности;
     - социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохра-
нения  и  развития сферы культуры,  а также обеспечения социальных
гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
     - поддержка инновационных проектов в области культуры,  внед-
рение современных управленческих, информационных и иных технологий
в деятельность учреждений культуры;
     - социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле раз-
вития отрасли;
     - гибкость планирования, то есть возможность адаптации проек-
тов к изменяющимся условиям развития (как внутренним,  так и внеш-
ним);
     - наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуа-
ции;
     - возможность реализации проектов параллельно,  в  последова-
тельности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конк-
ретной ситуации.
     В современных условиях город Москва становится местом взаимо-
действия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию".
Город Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модель-
ным регионом,  областью развития принципов толерантности, уважения
к традициям и культурам разных народов,  к разнообразию форм клас-
сического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в
городе  Москве возможно в том случае,  если специфические проблемы
мегаполиса будут рассматриваться как его  уникальные  возможности,
если  органы  государственной  власти и другие субъекты культурной
деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры  в  процесс
социально-экономического развития города Москвы.

             Основные принципы формирования программы

     При формировании   городской  целевой  комплексной  программы
"Культура Москвы (2008-2010 гг.)" предполагается применение едино-
го  системного  подхода,  характеризующегося  следующими основными
принципами (концептуальными положениями):
     - обязательность достижения согласованности мероприятий прог-
раммы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а так-
же срокам их выполнения;
     - рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемле-
мой составляющей решения приоритетных задач социального и социаль-
но-экономического развития города Москвы;
     - обеспечение  согласованности целей и задач программы с тре-
бованиями федеральных законов и законов города Москвы, с генераль-
ным планом развития города Москвы,  программами социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации и города Москвы;
     - признание  многообразия  форм культурной  деятельности  в  их
динамике;
     - ориентация на государственную поддержку конкретных проектов
и культурных учреждений с учетом их значимости  в  системе  единой
культурной политики города Москвы, призванной обеспечить конститу-
ционное право граждан на участие в культурной жизни города и  дос-
туп к культурным ценностям;
     - отношение к объектам культуры и результатам творческой дея-
тельности   как  средству  для  формирования позитивной ценностной
ориентации населения, в особенности, молодежи;
     - концентрация  ресурсов на выполнении приоритетных мероприя-
тий по развитию социально-культурной сферы;
     - обеспечение  необходимой  координации  деятельности органов
государственной власти,  местного самоуправления, государственных,
коммерческих,  общественных организаций города Москвы при выполне-
нии программы;
     - использование отечественного и зарубежного опыта управления
социально-культурной сферы мегаполиса.

                             Адресаты

     -  комплексы  городского  управления, департаменты,  комитеты,
префектуры административных округов города Москвы и органы местно-
го самоуправления;
     - население города Москвы по категориям и социальным группам;
     - организации культуры, искусства и досуга;
     - работники культуры и искусства;
     - Творческие союзы;
     - общественные организации;
     - коммерческие организации,  осуществляющие свою деятельность
в сфере культуры, искусства, досуга, шоу-бизнеса;
     - средства массовых коммуникаций.


   3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
        ситуации в сфере культуры Москвы без использования
                    программно-целевого метода


     Социально-культурная сфера как объект управления характеризу-
ется в первую очередь следующими основными особенностями:
     - разнообразием социальных связей,  реализуемых внутри данной
сферы;
     - охватом различных  социально-демографических  и  этнических
групп;
     - качественным разнообразием структурных  элементов  (театры,
библиотеки, музеи);
     - многокритериальностью оценок эффективности социально   зна-
чимых целеполагающих  установок  деятельности  культурно-досуговых
учреждений.
     Как показывают  многочисленные социологические опросы населе-
ния,  существует определенная неудовлетворенность спроса на услуги
в разных областях культуры и досуга.
     Наибольший недостаток по всем видам культурного  обслуживания
наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах города Москвы
где  культурно-досуговая  сеть  (библиотеки,  учреждения  культуры
клубного типа,  детские музыкальные школы, школы искусств, прочие)
в количественном отношении не соответствует расчетным показателям,
определенным  в  нормативах  проектирования планировки и застройки
города Москвы,  а также социально-культурным стандартам удовлетво-
рения  культурно-досуговых  потребностей в расчете на душу населе-
ния.
     В таблице представлены данные о количестве учреждений культу-
ры системы Комитета по культуре города Москвы в сравнении с данны-
ми о плотности населения и распределении учреждений культуры в ад-
министративных округах города Москвы.


                                                          Таблица

     Плотность населения  и распределение учреждений культуры
      (подведомственных Комитету по культуре города Москвы)
                в административных округах города Москвы*

_________________________________________________________________
Название округа  Кол-во   Площадь  Население  Плотность  Кол-во
                 районов  округа   округа     населения  уч-ний
                          (кв.км)  (тыс.чел.  (тыс.чел.  культуры
                                   и в про-    на кв.км)
                                   центах от
                                   общей чис-
                                   ленности)
_________________________________________________________________

Восточный           16       151.0      1381,8       9,2    119
                             (14.4%)    (13,4%)

Западный            13       132.8      1029,0       7,7    136
                             (12.7%)    (9,9%)

Зеленоградский      3        37.0       215,7        5,8     20
                             (3.5%)     (2,3%)

Северный            16       87.3       1112,9       12,7    97
                             (8.4%)     (10,8%)

Северо-             17       102.3      1240,0       12,1   117
Восточный                    (9.8%)     (11,9%)

Северо-Западный     8        106.9      780,0        7,3     83
                             (10.2%)    (7,5%)

______________
1) Численность и размещение населения.Итоги всероссийской переписи
населения 2002 года.Т.1.-М.,ИИЦ"Статистика России".2004.-С.65-69.

Центральный         10       64.1       701,4        15,6   700
                             (6.1%)     (6,8%)

Юго-Восточный       12       126.0      1109,1       8,6    100
                             (12.1%)    (10,7%)

Юго-Западный        12       107.7      1179,2       10,9    65
                             (10.3%)    (11,4%)

Южный               16       130.5      1593,1       12,2   106
                             (12.5%)    (15,3%)

Всего по Москве    123      1045.6     10382,8       10,2   1543
                            (100%)     (100%)    (среднее)




     На состояние  социально-культурной сферы города Москвы однов-
ременно действуют самые различные факторы,  сказывающиеся  как  на
духовной  жизни москвичей,  так и на состоянии и эффективности ис-
пользования имеющихся материальных и иных ресурсов в целом. Особое
значение в данной связи имеют проблемы, связанные с процессами:
     - динамичного  изменения  социально-политической  ситуации  в
Российской Федерации;
     - вымывания из сферы культуры и досуга бесплатных и недорогих
его  направлений и форм,  замена их бездуховными и дорогостоящими,
недоступными для широкого круга молодежи направлениями;
     - неоптимальности    в  расходовании  ограниченных  бюджетных
средств, предусмотренных на развитие социально-культурной сферы;
     - нарушения  связей  между  отдельными элементами  социально-
культурной сферы и ее инфраструктуры;
     - коммерциализации  социально-культурной сферы,  приводящая к
нарушению ее функционирования.
     Анализ деятельности  учреждений  культуры города Москвы также
выявил следующие проблемы отрасли:
     1. Трудности в обеспечении равных условий доступа жителям ок-
раин и "спальных" районов города Москвы к достижениям  культуры  в
силу  неравномерности  распределения сети учреждений культуры и их
слабого материально-технического оснащения.
     2. Недостаточная информатизация сферы культуры города Москвы,
которая приводит к нарушению коммуникативных горизонтальных связей
учреждений между собой и с аналогичными объектами в России.
     3. Отсутствие мониторинга за получением общественно значимого
результата от культурной деятельности.
     4. Недостаточное обеспечение отрасли специализированным  обо-
рудованием,  необходимым для осуществления профильной деятельности
учреждений культуры (звукозаписывающей и звуковоспроизводящей  ап-
паратурой).
     5. Отсутствие механизма оценки качества услуг и эффективности
деятельности учреждений культуры.
     6. Недостаточная приспособленность  учреждений  культуры  для
посещения и предоставления услуг различным категориям инвалидов, а
также других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
     7. Недостаточное использование механизмов привлечения внебюд-
жетных средств в сферу культуры.


    4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
  и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


     В связи с вышеперечисленными характерными чертами,  явлениями
и факторами культуры в  современных  российских  реалиях  динамика
сложившейся  проблемной  ситуации без активного системного участия
органов государственной власти и использования научно обоснованно-
го  программно-целевого  метода организации процессов в этой сфере
предполагает усложнение культурной ситуации в городе Москве.
     Организация и  развитие  культурной сферы города Москвы может
предполагать четыре варианта государственного планирования:  крат-
косрочное планирование,  среднесрочное планирование,  долгосрочное
планирование и перспективное планирование.
     Краткосрочное планирование,  имеющее  в качестве преимущества
детальную проработку отдельных элементов программы, как основной и
самостоятельный  проект может иметь место только в городах при ус-
ловии небольшой  численности  населения  и  территории  населенных
пунктов,  и неприемлемо в условиях  многомиллионного  сложного  по
составу населения города Москвы. Осуществление краткосрочного пла-
нирования возможно лишь в контексте реализации  среднесрочных  или
долгосрочных программ.
     Долгосрочное и  перспективное  планирование  в сфере культуры
эффективно в условиях стабильного государства и общества,  сложив-
шихся культурных процессов, стереотипов, системы ценностей, ориен-
тиров и моделей развития. В ситуации активных социально-политичес-
ких,  экономических,  культурных  трансформаций,   когда  динамика
изменений имеет стремительный, часто неожиданный характер и требу-
ют быстрых и эффективных государственных решений и мер, долгосроч-
ное планирование затрудняет деятельность  органов  государственной
власти и организаций культуры.
     Таким образом,  и это подтверждено практикой последних лет, в
настоящий момент  наиболее  эффективным  инструментом  организации
процессов  в культурной сфере является среднесрочная целевая прог-
рамма развития культуры,  с одной стороны,  оставляющая в ее  кон-
тексте возможности для краткосрочного (ежегодного) планирования и,
на основании постоянного мониторинга,  корректировки отдельных по-
ложений и направлений в связи с меняющейся (экономической, полити-
ческой, социально-культурной) ситуацией,  а с другой,  учитывающей
положения постановления Правительства Москвы от 24 октября 2006 г.
N 839-ПП "О схемы развития и размещения объектов культуры на  тер-
ритории города Москвы до 2020 года".
     Успешная реализация  городских  целевых  комплексных программ
"Культуры Москвы (2002-2004  гг.)",    "Культуры  Москвы    (2005-
2007 гг.) подтвердила целесообразность и эффективность решения за-
дач культурного развития города Москвы в реальных условиях.


5. Предложения по целям и задачам программы, целевым  индикаторам
   и показателям,  позволяющим оценивать ход реализации целевой
                        программы по годам


     Суть концепции  развития  культурной  сферы  города Москвы на
предстоящий период заключается в реализации идеи о развитии  куль-
туры как целевой,  приоритетной отрасли,  способной влиять на про-
цессы социально-экономической трансформации общества.
     Формируемая система  разноуровневых  сетей  объектов культуры
(городского,  федерального  и  международного  значения)  позволит
удовлетворить запросы различных социальных категорий населения,  в
общекультурном контексте она направлена  на  усиление  взаимосвязи
классической (элитарной), массовой и традиционной культур.

                     Цели и задачи программы

     Цель программы заключается в комплексном развитии культурного
потенциала,  сохранении культурного наследия и гармонизации  куль-
турной жизни города Москвы.

     Достижение поставленной цели программы обеспечивается  выпол-
нением следующих основных задач:
     - комплексная модернизация социально-культурной сферы города
Москвы, укрепление  материальной инфраструктуры,  внедрение совре-
менных информационных технологий в деятельность учреждений культу-
ры;
     - обеспечение доступности культурных благ, в том числе инфор-
мационного  характера, для  всех  массовых групп и слоев общества,
включая инвалидов и других лиц с ограничениями  жизнедеятельности,
в частности, путем приспособления учреждений отрасли для посещения
и предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания
системы льгот на посещение учреждений культуры;
     - достижение социально-гарантированного  минимального  уровня
культурного обслуживания в жилых районах города Москвы;
     - сохранение и пропаганда культурного наследия, в том числе в
молодежной среде;
     - стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициа-
тив, защита и обеспечение свободы творчества;
     - поддержка  культурной  деятельности  различных   этнических
групп, проживающих в городе Москве;
     - использование  социально-культурных  механизмов  социальной
адаптации мигрантов, лиц с девиантным поведением;
     - развитие межрегиональных и международных культурных  связей
города  Москвы  с  целью интеграции города в европейское и мировое
культурное пространство;
     - обеспечение  культурной  и  информационной безопасности для
жителей города Москвы;
     - обеспечение  эффективного  взаимодействия с общественными и
иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятель-
ность в сфере культуры,  искусства, досуга, образования, просвеще-
ния;
     - совершенствование  федеральных  законов,  иных  нормативных
правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов
города Москвы в сфере культуры,  искусства,  досуга, в том числе в
областях  авторского права, сохранения архитектурного и культурно-
го наследия в городе Москве, поддержки меценатства, средств массо-
вой информации, взаимодействия с органами местного самоуправления.

                      Приоритеты программы

     В качестве приоритетов программы на 2008-2010 гг. предлагает-
ся  принять  следующие  особо значимые свойства,  характеристики и
стороны  социально-культурной  жизнедеятельности  жителей   города
Москвы:
     1. Обеспечение  развития  национальной  культуры,  пропаганды
традиционных культурных ценностей, культурное просвещение и воспи-
тание детей,  подростков и молодежи на лучших образцах отечествен-
ной и мировой культуры, межнациональное и межгосударственное куль-
турное сотрудничество и культурное взаимообогащение  при  одновре-
менном  создании надежного заслона антикультурной экспансии извне,
духовному разложению.  Создание условий для  духовной,  культурной
консолидации общества.
     2. Обеспечение государственных гарантий социально-приемлемого
уровня культурного обслуживания в жилых районах города Москвы.
     3. Обеспечение прав граждан на свободный  доступ  к  культур-
но-историческому  наследию  обеспечивается  посредством развития и
модернизации публичных библиотек,  в том числе развития  библиотек
как  общедоступных информационных интеллект - центров с целью рас-
ширения доступа граждан ко всем российским и зарубежным источникам
информации.
     4. Динамичное развитие музейной сети.
     Особенностью этого развития является то,  что музеи в  городе
Москве  создаются коллективными усилиями различных государственных
и общественных организаций, с объединением и музеефикацией коллек-
ций и исторических объектов, находившихся в разных местах у разных
пользователей.
     Предполагается также  повышение  эффективности  использования
уже имеющегося потенциала музеев  в  области  сохранения  музейных
фондов  и  их публичного представления,  создания нового музейного
продукта, внедрение новых информационных технологий.
     5. Повышение конкурентоспособности образовательных учреждений
Комитета  по культуре города Москвы.  Для этого необходимо решение
следующих основных задач:  совершенствование  системы  конкурсного
отбора абитуриентов;  обеспечение условий для непрерывного повыше-
ния квалификации педагогических  и  руководящих  кадров;  развитие
концертной,  просветительской  деятельности лучших солистов и кон-
цертных коллективов (духовые и симфонические оркестры,  хоровые  и
хореографические коллективы) для формирования культурно-досугового
продукта для населения;  увеличение сети групп раннего (дошкольно-
го) художественного образования и др.
     6. Обеспечение в ходе  реализации  программы  конструктивного
взаимодействия Комитета по культуре города Москвы с Московским го-
родским профсоюзом работников культуры в рамках социального  парт-
нерства по вопросам социальной защиты социально-трудовых отношений
работников культуры в некоммерческих учреждениях культуры, незави-
симо от формы собственности, определенных Московским трехсторонним
и отраслевым соглашениями.
     7. Социальная  поддержка сотрудников и ветеранов отрасли сис-
темы Комитета по культуре  города  Москвы.  Для  этого  необходимо
обеспечить взаимодействие с государственными, общественными, иными
некоммерческими организациями в решении задач социальной поддержки
ветеранов отрасли, выделение финансовых средств на адресную помощь
нуждающимся сотрудникам и ветеранам отрасли.
     8. Совершенствование городской киносети. Целью этого является
наиболее полное удовлетворение духовных и эстетических  потребнос-
тей жителей города Москвы услугами кинопоказа, а также осуществле-
ние средствами кинематографа воспитательной, просветительской, об-
разовательной и досуговой функции.
     Для этого необходимо,  прежде всего  сохранение,  развитие  и
пополнение городского фильмофонда,  создание современных кинозалов
на базе действующих кинотеатров путем их реконструкции,  поддержка
сети государственных учреждений культуры в сфере кинофикации и ки-
нопроката,  преобразование  сети детских кинотеатров в современные
молодежные кинотеатры с единой программой работы с детьми  и  юно-
шеством, репертуаром и рекламной политикой, создание благоприятных
условий для творчества и самореализации специалистов в области ки-
нопроката и внедрения новых информационных технологий.
     9. Создание благоприятных условий для творческой деятельности
молодых специалистов творческих профессий в области театрального и
музыкального искусства.
     Для этого необходимо   поддержать молодых режиссеров в поста-
новке  драматических  спектаклей  для  детей и юношества,  создать
две-три экспериментальные молодежные театральные студии  при  ста-
рейших московских театрах для сохранения и развития московских ак-
терских школ и др.
     10. Развитие  системы  государственных  клубных  учреждений и
центров досуга.  Программой предусматриваются также мероприятия по
государственной поддержке учреждений культуры в Москве.
     В настоящее время дворцы и дома культуры, творческие, досуго-
вые  центры  продолжают оставаться самыми массовыми,  доступными и
востребованными учреждениям культуры.  Расположенные на территории
административных округов города Москвы, как правило, в том числе и
в отдаленных от мест сложившейся концентрации учреждений  социаль-
но-культурной сферы районах, данные учреждения учреждения культуры
предполагают развитие городской социокультурной среды  в  условиях
дальнейшего развития.
     Формируя свою  деятельность по принципам многофункционального
культурного центра,  они сохраняют традиционную специфику  и  виды
клубного досуга:  массовое общение, эстетическое просвещение, раз-
витие любительского творчества.  Имея четкие ориентиры на  запросы
посетителей, учреждения культуры развивают в качестве приоритетных
специализированные формы клубного досуга - детского,  подростково-
го, молодежного, семейного, направленного на развитие национальных
культур,  социокультурную реабилитацию инвалидов.  На базе клубных
учреждений  организуются  мероприятия по нравственному и патриоти-
ческому воспитанию подрастающего поколения;  используя организаци-
онно-творческие  возможности,  в  клубах особое внимание уделяется
работе по профилактике девиантного поведения среди молодежи, бесп-
ризорности и безнадзорности среди подростков, досуговой работе.
     Программа предусматривает  конкретные мероприятия по сохране-
нию и модернизации учреждений культуры, являющихся объектами куль-
турного наследия (памятниками истории и культуры).
     11. Обеспечение  сохранности  историко-культурного   наследия
(памятников истории и культуры).
     Обеспечить в рамках  программы  проведение  научно-исследова-
тельских, изыскательских, проектных, консервационных и реставраци-
онных работ на объектах, находящихся в ведении Комитета по культу-
ре города Москвы.
     12. Обеспечение в рамках программы "Помощь  конфессиям"  под-
держки религиозных  организаций  в  деле  восстановления культовых
зданий и национальных святынь.
     13. Организация детского досуга, поддержка детско-юношеских и
студенческих коллективов самодеятельного художественного и  техни-
ческого  творчества,  организация культурно-творческих мероприятий
для детей и подростков на  базе  учреждений  культуры,  реализацию
программ по детскому эстетическому воспитанию, художественному об-
разованию и просвещению, развитию детских творческих коллективов -
хореографических,  фольклорных ансамблей,  детских театров и музы-
кальных студий,  способствующих активизации  детского  творчества,
приобщению подрастающего поколения к высокому искусству.
     14. Обеспечение поддержки и  развития  народного  творчества.
Участие в художественной самодеятельности для более чем полумилли-
она москвичей является возможностью творческого  самовыражения.  В
последнее десятилетие активизировалось фестивальное движение, поэ-
тому фестивали народного творчества становятся  заметным  явлением
культурной жизни города Москвы.
     15. Создание и обеспечение деятельности системы государствен-
но-общественного контроля за  выполнением  мероприятий  программы,
эффективностью  работы учреждений и организаций социально-культур-
ной сферы,  в том числе формирование при органах  государственного
управления социально-культурной сферой и ведущих учреждениях куль-
туры постоянно действующих независимых экспертных советов с  учас-
тием авторитетных ученых, работников культуры и искусства, общест-
венных и политических деятелей, представителей молодежи, в функции
и полномочия которых входит участие в выработке решений по повыше-
нию эффективности реализации Программы.
     16. Планирование  и выполнение программных мероприятий должно
соответствовать реальным запросам населения,  состоянию обществен-
ного мнения,  рекомендациям авторитетных ученых и специалистов.  С
этой целью должно обеспечиваться эффективное социологическое  соп-
ровождение программы.
     17. Предоставление равных прав и возможностей для инвалидов и
других лиц с ограничениями  жизнедеятельности,  в  том  числе  де-
тей-инвалидов,  пользования благами социально-культурной сферы го-
рода Москвы.
     Все мероприятия  программы должны иметь единую последователь-
ность:  "задача - мероприятие - результат - контроль". Классифика-
ция  мероприятий  (выделение  основных направлений) будет осущест-
вляться по следующим основаниям:
     - по уровню выполнения:
     а) общегородские мероприятия, проводимые при участии Комитета
по культуре города Москвы;
     б) мероприятия,  проводимые  в  округах и районах при участии
префектур административных округов города Москвы и  управ  районов
города Москвы;
     в) иные мероприятия;
     - по  участвующим организациям культурной сферы (театры,  му-
зеи, библиотеки, образовательные учреждения);
     - по основным элементам социально-культурной сферы:
     а) творческая деятельность;
     б) сохранение культурного наследия;
     в) доступ к культурным ценностям;
     г) дополнительное художественное образование и воспитание;
     д) специальные направления (мигранты, этнические группы).
     Государственная политика  в  области  культуры ориентирует на
последовательное реформирование отрасли, которое гарантирует насе-
лению предоставление социального набора услуг к