В целях решения задач комплексного социально-экономического
развития города, сохранения и развития культурного потенциала и
эффективного использования культурного наследия Москвы в соответс-
твии с направлениями государственной политики в сфере культуры и
обеспечения непрерывности финансирования целевых программ в облас-
ти культуры и искусства:
1. Утвердить концепцию городской целевой комплексной програм-
мы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)" (приложение 1).
2. Утвердить состав рабочей группы по разработке проекта го-
родской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-
2010 гг.)" (приложение 2).
3. Рабочей группе:
- организовать работу по подготовке проекта городской целевой
комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)";
- сформировать в установленном порядке группу экспертов-кон-
сультантов из числа научных работников и специалистов.
4. Комитету по культуре города Москвы осуществить организаци-
онно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы.
5. Комитету по культуре города Москвы представить проект го-
родской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-
2010 гг.)" на рассмотрение Правительства Москвы в мае 2007 года.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы
Швецову Л.И.
П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Москвы
от 22 марта 2007 г.
N 482-РП
Концепция городской
целевой комплексной программы "Культура Москвы (2008-2010 гг.)"
Москва 2007
.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным задачам социально-экономического развития города
Москвы
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целе-
вым методом
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуа-
ции в сфере культуры Москвы без использования программно-целевого
метода
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рис-
ков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикатором и
показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой програм-
мы по годам
6. Предложения по источникам финансирования целевой программы
7. Предложения по участию органов исполнительной власти города
Москвы в формировании и реализации целевой программы и их взаимо-
действию с органами местного самоуправления по реализации культур-
ной политики
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целе-
вой программы
9. Предложения по формам и методам управления реализации целевой
программы
.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы
Город Москва как один из крупнейших центров мировой культуры
играет особую роль в деле сохранения национально-культурного по-
тенциала, обеспечения преемственности культурных традиций, куль-
турного воспитания новых поколений россиян и интеллектуальной эли-
ты нации.
Мировой опыт показывает, что авторитет и притягательность го-
родов, положительный имидж обусловлены в решающей степени их куль-
турным обликом, развитостью культурной инфраструктуры.
В городе Москве в силу реальных экономических и политических
факторов, культурная ситуация всегда была более благоприятной, чем
в целом по стране. Позитивную роль в деле сохранения и развития
культуры города Москвы сыграла разработка и реализация комплексных
программ "Культура Москвы".
К настоящему времени в городе Москве, как и в России в целом,
сложились необходимые социальные, экономические, политические
предпосылки для перехода к устойчивому развитию сферы культуры.
Сегодня накопленный потенциал культуры требует системных преобра-
зований, на осуществление которых будет направлена городская целе-
вая комплексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)".
Опыт культурного строительства в условиях рыночных отношений
и уникальный культурный потенциал города Москвы обусловливают не-
обходимость системной комплексной модернизации и целевой поддержки
развития важнейших направлений сферы культуры города.
Результаты социологических исследований Государственного на-
учно-исследовательского учреждения города Москвы "Московского инс-
титута социально-культурных программ" совместно с Институтом соци-
ально-политических исследований Российской Академии наук свиде-
тельствуют о возрастании культурных запросов населения города
Москвы, прежде всего молодежи, о недостаточной удовлетворенности
москвичей объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством
и оснащением учреждений культуры массового спроса.
Научный анализ ситуации наглядно демонстрирует, что в куль-
турной сфере за последние полтора десятилетия накопился целый ряд
проблем, без поэтапного разрешения которых невозможно динамичное и
социально значимое развитие культуры в городе Москве. В материаль-
ной сфере это, в первую очередь, сокращение численности объектов
культуры, неравномерное распределение их на территории города, не-
достаточность в районах новостроек. Существующие учреждения куль-
турно-досуговой сферы имеют малую вместимость, плохо оснащены сов-
ременным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в
большинстве своем недоступны для инвалидов и других лиц с ограни-
чениями жизнедеятельности. Кадровый состав не всегда имеет про-
фильное образование, новые методики организации культурно-творчес-
кого процесса, не всегда обладает необходимой инициативой, зачас-
тую не учитывает в своей работе запросов населения и государствен-
но-общественных интересов. На решение этих и других актуальных
проблем будут ориентированы соответствующие разделы программы.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития
города Москвы является обеспечение доступности культурных благ для
всех категорий населения, ликвидация диспропорции в развитии элит-
ных учреждений культуры и искусства в центре города и массовых,
расположенных в жилых районах города Москвы.
Разработка и реализация настоящей программы призваны не толь-
ко систематизировать и оптимизировать процесс развития учреждений
культуры, искусства и досуга, но и позитивно повлиять на культур-
ное состояние общества, так как от состояния духовной культуры,
морали, нравственности, просвещения напрямую зависят общественное
сознание, общественная консолидация в деле решения государственных
задач, социально-экономическое развитие города Москвы.
Эффективным инструментом оптимизации развития социально-куль-
турной сферы города Москвы должна стать городская целевая комп-
лексная программа "Культура Москвы (2008-2010 гг.)", представляю-
щая собой увязанный по направлениям, ресурсам, исполнителям и сро-
кам комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных со-
циально-культурных проблем города Москвы, в контексте развития со-
ответствующих отраслей городского хозяйства и административно-тер-
риториальных единиц.
Реализация городской целевой комплексной программы "Культура
Москвы (2008-2010 гг.)" будет направлена на решение приоритетных
задач социально-культурного развития города Москвы в первую оче-
редь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, в том
числе реализации конституционных прав граждан на доступ к культур-
ным ценностям и информации; укрепления роли города Москвы как
культурно-исторического центра мирового значения; совершенствова-
ния взаимодействия органов государственной власти и местного само-
управления; создание института государственно-частного партнерства
в деле развития социально-культурной сферы; стимулирования и под-
держки творческих инициатив; обеспечения свободы творчества.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы
города Москвы программно-целевым методом обусловлена тем, что
комплексные целевые программы позволяют обеспечить сочетание науч-
ного подхода к планированию и организации процесса развития куль-
турно-досуговой сферы с рациональным расходованием финансовых
средств.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимо-
действие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется ис-
пользование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязыва-
ется с развитием всех других отраслей городского хозяйства. В ус-
ловиях целевой программы возможно направить имеющиеся ресурсы на
развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее
болезненных общественно-культурных явлений. Эффективность решения
проблем модернизации сферы культуры программно-целевым методом
проявилась в ходе реализации трех предыдущих городских целевых
программ "Культура Москва".
В новых условиях утверждения рыночных отношений, укрепления
государственности, развития общественных связей, демократизации
общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах го-
родская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2008-
2010 гг.)" должна стать инструментом обеспечения стабильного раз-
вития культуры в городе Москве как одного из приоритетных госу-
дарственных проектов.
Нормативные правовые и научно-методические основания для раз-
работки и реализации программы содержатся в следующих документах:
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социаль-
ной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммер-
ческих организациях";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном
фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспече-
нии беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы".
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-
сийской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 де-
кабря 2005 г. N 740 "О федеральной целевой программе "Культура
России (2006-2010 годы)";
- постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г.
N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и конт-
роля за ходом реализации городских целевых программ в городе Моск-
ве".
Программа исходит из следующих принципов:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в
городе Москве в рамках широкого взаимодействия органов государс-
твенной власти и местного самоуправления, общественных и иных не-
государственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохра-
нения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных
гарантий для москвичей и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внед-
рение современных управленческих, информационных и иных технологий
в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле раз-
вития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проек-
тов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внеш-
ним);
- наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуа-
ции;
- возможность реализации проектов параллельно, в последова-
тельности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конк-
ретной ситуации.
В современных условиях город Москва становится местом взаимо-
действия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию".
Город Москва имеет возможность стать "открытой площадкой", модель-
ным регионом, областью развития принципов толерантности, уважения
к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм клас-
сического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в
городе Москве возможно в том случае, если специфические проблемы
мегаполиса будут рассматриваться как его уникальные возможности,
если органы государственной власти и другие субъекты культурной
деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс
социально-экономического развития города Москвы.
Основные принципы формирования программы
При формировании городской целевой комплексной программы
"Культура Москвы (2008-2010 гг.)" предполагается применение едино-
го системного подхода, характеризующегося следующими основными
принципами (концептуальными положениями):
- обязательность достижения согласованности мероприятий прог-
раммы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а так-
же срокам их выполнения;
- рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемле-
мой составляющей решения приоритетных задач социального и социаль-
но-экономического развития города Москвы;
- обеспечение согласованности целей и задач программы с тре-
бованиями федеральных законов и законов города Москвы, с генераль-
ным планом развития города Москвы, программами социально-экономи-
ческого развития Российской Федерации и города Москвы;
- признание многообразия форм культурной деятельности в их
динамике;
- ориентация на государственную поддержку конкретных проектов
и культурных учреждений с учетом их значимости в системе единой
культурной политики города Москвы, призванной обеспечить конститу-
ционное право граждан на участие в культурной жизни города и дос-
туп к культурным ценностям;
- отношение к объектам культуры и результатам творческой дея-
тельности как средству для формирования позитивной ценностной
ориентации населения, в особенности, молодежи;
- концентрация ресурсов на выполнении приоритетных мероприя-
тий по развитию социально-культурной сферы;
- обеспечение необходимой координации деятельности органов
государственной власти, местного самоуправления, государственных,
коммерческих, общественных организаций города Москвы при выполне-
нии программы;
- использование отечественного и зарубежного опыта управления
социально-культурной сферы мегаполиса.
Адресаты
- комплексы городского управления, департаменты, комитеты,
префектуры административных округов города Москвы и органы местно-
го самоуправления;
- население города Москвы по категориям и социальным группам;
- организации культуры, искусства и досуга;
- работники культуры и искусства;
- Творческие союзы;
- общественные организации;
- коммерческие организации, осуществляющие свою деятельность
в сфере культуры, искусства, досуга, шоу-бизнеса;
- средства массовых коммуникаций.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
ситуации в сфере культуры Москвы без использования
программно-целевого метода
Социально-культурная сфера как объект управления характеризу-
ется в первую очередь следующими основными особенностями:
- разнообразием социальных связей, реализуемых внутри данной
сферы;
- охватом различных социально-демографических и этнических
групп;
- качественным разнообразием структурных элементов (театры,
библиотеки, музеи);
- многокритериальностью оценок эффективности социально зна-
чимых целеполагающих установок деятельности культурно-досуговых
учреждений.
Как показывают многочисленные социологические опросы населе-
ния, существует определенная неудовлетворенность спроса на услуги
в разных областях культуры и досуга.
Наибольший недостаток по всем видам культурного обслуживания
наблюдается, в первую очередь, в новых жилых районах города Москвы
где культурно-досуговая сеть (библиотеки, учреждения культуры
клубного типа, детские музыкальные школы, школы искусств, прочие)
в количественном отношении не соответствует расчетным показателям,
определенным в нормативах проектирования планировки и застройки
города Москвы, а также социально-культурным стандартам удовлетво-
рения культурно-досуговых потребностей в расчете на душу населе-
ния.
В таблице представлены данные о количестве учреждений культу-
ры системы Комитета по культуре города Москвы в сравнении с данны-
ми о плотности населения и распределении учреждений культуры в ад-
министративных округах города Москвы.
Таблица
Плотность населения и распределение учреждений культуры
(подведомственных Комитету по культуре города Москвы)
в административных округах города Москвы*
_________________________________________________________________
Название округа Кол-во Площадь Население Плотность Кол-во
районов округа округа населения уч-ний
(кв.км) (тыс.чел. (тыс.чел. культуры
и в про- на кв.км)
центах от
общей чис-
ленности)
_________________________________________________________________
Восточный 16 151.0 1381,8 9,2 119
(14.4%) (13,4%)
Западный 13 132.8 1029,0 7,7 136
(12.7%) (9,9%)
Зеленоградский 3 37.0 215,7 5,8 20
(3.5%) (2,3%)
Северный 16 87.3 1112,9 12,7 97
(8.4%) (10,8%)
Северо- 17 102.3 1240,0 12,1 117
Восточный (9.8%) (11,9%)
Северо-Западный 8 106.9 780,0 7,3 83
(10.2%) (7,5%)
______________
1) Численность и размещение населения.Итоги всероссийской переписи
населения 2002 года.Т.1.-М.,ИИЦ"Статистика России".2004.-С.65-69.
Центральный 10 64.1 701,4 15,6 700
(6.1%) (6,8%)
Юго-Восточный 12 126.0 1109,1 8,6 100
(12.1%) (10,7%)
Юго-Западный 12 107.7 1179,2 10,9 65
(10.3%) (11,4%)
Южный 16 130.5 1593,1 12,2 106
(12.5%) (15,3%)
Всего по Москве 123 1045.6 10382,8 10,2 1543
(100%) (100%) (среднее)
На состояние социально-культурной сферы города Москвы однов-
ременно действуют самые различные факторы, сказывающиеся как на
духовной жизни москвичей, так и на состоянии и эффективности ис-
пользования имеющихся материальных и иных ресурсов в целом. Особое
значение в данной связи имеют проблемы, связанные с процессами:
- динамичного изменения социально-политической ситуации в
Российской Федерации;
- вымывания из сферы культуры и досуга бесплатных и недорогих
его направлений и форм, замена их бездуховными и дорогостоящими,
недоступными для широкого круга молодежи направлениями;
- неоптимальности в расходовании ограниченных бюджетных
средств, предусмотренных на развитие социально-культурной сферы;
- нарушения связей между отдельными элементами социально-
культурной сферы и ее инфраструктуры;
- коммерциализации социально-культурной сферы, приводящая к
нарушению ее функционирования.
Анализ деятельности учреждений культуры города Москвы также
выявил следующие проблемы отрасли:
1. Трудности в обеспечении равных условий доступа жителям ок-
раин и "спальных" районов города Москвы к достижениям культуры в
силу неравномерности распределения сети учреждений культуры и их
слабого материально-технического оснащения.
2. Недостаточная информатизация сферы культуры города Москвы,
которая приводит к нарушению коммуникативных горизонтальных связей
учреждений между собой и с аналогичными объектами в России.
3. Отсутствие мониторинга за получением общественно значимого
результата от культурной деятельности.
4. Недостаточное обеспечение отрасли специализированным обо-
рудованием, необходимым для осуществления профильной деятельности
учреждений культуры (звукозаписывающей и звуковоспроизводящей ап-
паратурой).
5. Отсутствие механизма оценки качества услуг и эффективности
деятельности учреждений культуры.
6. Недостаточная приспособленность учреждений культуры для
посещения и предоставления услуг различным категориям инвалидов, а
также других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
7. Недостаточное использование механизмов привлечения внебюд-
жетных средств в сферу культуры.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В связи с вышеперечисленными характерными чертами, явлениями
и факторами культуры в современных российских реалиях динамика
сложившейся проблемной ситуации без активного системного участия
органов государственной власти и использования научно обоснованно-
го программно-целевого метода организации процессов в этой сфере
предполагает усложнение культурной ситуации в городе Москве.
Организация и развитие культурной сферы города Москвы может
предполагать четыре варианта государственного планирования: крат-
косрочное планирование, среднесрочное планирование, долгосрочное
планирование и перспективное планирование.
Краткосрочное планирование, имеющее в качестве преимущества
детальную проработку отдельных элементов программы, как основной и
самостоятельный проект может иметь место только в городах при ус-
ловии небольшой численности населения и территории населенных
пунктов, и неприемлемо в условиях многомиллионного сложного по
составу населения города Москвы. Осуществление краткосрочного пла-
нирования возможно лишь в контексте реализации среднесрочных или
долгосрочных программ.
Долгосрочное и перспективное планирование в сфере культуры
эффективно в условиях стабильного государства и общества, сложив-
шихся культурных процессов, стереотипов, системы ценностей, ориен-
тиров и моделей развития. В ситуации активных социально-политичес-
ких, экономических, культурных трансформаций, когда динамика
изменений имеет стремительный, часто неожиданный характер и требу-
ют быстрых и эффективных государственных решений и мер, долгосроч-
ное планирование затрудняет деятельность органов государственной
власти и организаций культуры.
Таким образом, и это подтверждено практикой последних лет, в
настоящий момент наиболее эффективным инструментом организации
процессов в культурной сфере является среднесрочная целевая прог-
рамма развития культуры, с одной стороны, оставляющая в ее кон-
тексте возможности для краткосрочного (ежегодного) планирования и,
на основании постоянного мониторинга, корректировки отдельных по-
ложений и направлений в связи с меняющейся (экономической, полити-
ческой, социально-культурной) ситуацией, а с другой, учитывающей
положения постановления Правительства Москвы от 24 октября 2006 г.
N 839-ПП "О схемы развития и размещения объектов культуры на тер-
ритории города Москвы до 2020 года".
Успешная реализация городских целевых комплексных программ
"Культуры Москвы (2002-2004 гг.)", "Культуры Москвы (2005-
2007 гг.) подтвердила целесообразность и эффективность решения за-
дач культурного развития города Москвы в реальных условиях.
5. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой
программы по годам
Суть концепции развития культурной сферы города Москвы на
предстоящий период заключается в реализации идеи о развитии куль-
туры как целевой, приоритетной отрасли, способной влиять на про-
цессы социально-экономической трансформации общества.
Формируемая система разноуровневых сетей объектов культуры
(городского, федерального и международного значения) позволит
удовлетворить запросы различных социальных категорий населения, в
общекультурном контексте она направлена на усиление взаимосвязи
классической (элитарной), массовой и традиционной культур.
Цели и задачи программы
Цель программы заключается в комплексном развитии культурного
потенциала, сохранении культурного наследия и гармонизации куль-
турной жизни города Москвы.
Достижение поставленной цели программы обеспечивается выпол-
нением следующих основных задач:
- комплексная модернизация социально-культурной сферы города
Москвы, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение совре-
менных информационных технологий в деятельность учреждений культу-
ры;
- обеспечение доступности культурных благ, в том числе инфор-
мационного характера, для всех массовых групп и слоев общества,
включая инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности,
в частности, путем приспособления учреждений отрасли для посещения
и предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания
системы льгот на посещение учреждений культуры;
- достижение социально-гарантированного минимального уровня
культурного обслуживания в жилых районах города Москвы;
- сохранение и пропаганда культурного наследия, в том числе в
молодежной среде;
- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициа-
тив, защита и обеспечение свободы творчества;
- поддержка культурной деятельности различных этнических
групп, проживающих в городе Москве;
- использование социально-культурных механизмов социальной
адаптации мигрантов, лиц с девиантным поведением;
- развитие межрегиональных и международных культурных связей
города Москвы с целью интеграции города в европейское и мировое
культурное пространство;
- обеспечение культурной и информационной безопасности для
жителей города Москвы;
- обеспечение эффективного взаимодействия с общественными и
иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятель-
ность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвеще-
ния;
- совершенствование федеральных законов, иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов
города Москвы в сфере культуры, искусства, досуга, в том числе в
областях авторского права, сохранения архитектурного и культурно-
го наследия в городе Москве, поддержки меценатства, средств массо-
вой информации, взаимодействия с органами местного самоуправления.
Приоритеты программы
В качестве приоритетов программы на 2008-2010 гг. предлагает-
ся принять следующие особо значимые свойства, характеристики и
стороны социально-культурной жизнедеятельности жителей города
Москвы:
1. Обеспечение развития национальной культуры, пропаганды
традиционных культурных ценностей, культурное просвещение и воспи-
тание детей, подростков и молодежи на лучших образцах отечествен-
ной и мировой культуры, межнациональное и межгосударственное куль-
турное сотрудничество и культурное взаимообогащение при одновре-
менном создании надежного заслона антикультурной экспансии извне,
духовному разложению. Создание условий для духовной, культурной
консолидации общества.
2. Обеспечение государственных гарантий социально-приемлемого
уровня культурного обслуживания в жилых районах города Москвы.
3. Обеспечение прав граждан на свободный доступ к культур-
но-историческому наследию обеспечивается посредством развития и
модернизации публичных библиотек, в том числе развития библиотек
как общедоступных информационных интеллект - центров с целью рас-
ширения доступа граждан ко всем российским и зарубежным источникам
информации.
4. Динамичное развитие музейной сети.
Особенностью этого развития является то, что музеи в городе
Москве создаются коллективными усилиями различных государственных
и общественных организаций, с объединением и музеефикацией коллек-
ций и исторических объектов, находившихся в разных местах у разных
пользователей.
Предполагается также повышение эффективности использования
уже имеющегося потенциала музеев в области сохранения музейных
фондов и их публичного представления, создания нового музейного
продукта, внедрение новых информационных технологий.
5. Повышение конкурентоспособности образовательных учреждений
Комитета по культуре города Москвы. Для этого необходимо решение
следующих основных задач: совершенствование системы конкурсного
отбора абитуриентов; обеспечение условий для непрерывного повыше-
ния квалификации педагогических и руководящих кадров; развитие
концертной, просветительской деятельности лучших солистов и кон-
цертных коллективов (духовые и симфонические оркестры, хоровые и
хореографические коллективы) для формирования культурно-досугового
продукта для населения; увеличение сети групп раннего (дошкольно-
го) художественного образования и др.
6. Обеспечение в ходе реализации программы конструктивного
взаимодействия Комитета по культуре города Москвы с Московским го-
родским профсоюзом работников культуры в рамках социального парт-
нерства по вопросам социальной защиты социально-трудовых отношений
работников культуры в некоммерческих учреждениях культуры, незави-
симо от формы собственности, определенных Московским трехсторонним
и отраслевым соглашениями.
7. Социальная поддержка сотрудников и ветеранов отрасли сис-
темы Комитета по культуре города Москвы. Для этого необходимо
обеспечить взаимодействие с государственными, общественными, иными
некоммерческими организациями в решении задач социальной поддержки
ветеранов отрасли, выделение финансовых средств на адресную помощь
нуждающимся сотрудникам и ветеранам отрасли.
8. Совершенствование городской киносети. Целью этого является
наиболее полное удовлетворение духовных и эстетических потребнос-
тей жителей города Москвы услугами кинопоказа, а также осуществле-
ние средствами кинематографа воспитательной, просветительской, об-
разовательной и досуговой функции.
Для этого необходимо, прежде всего сохранение, развитие и
пополнение городского фильмофонда, создание современных кинозалов
на базе действующих кинотеатров путем их реконструкции, поддержка
сети государственных учреждений культуры в сфере кинофикации и ки-
нопроката, преобразование сети детских кинотеатров в современные
молодежные кинотеатры с единой программой работы с детьми и юно-
шеством, репертуаром и рекламной политикой, создание благоприятных
условий для творчества и самореализации специалистов в области ки-
нопроката и внедрения новых информационных технологий.
9. Создание благоприятных условий для творческой деятельности
молодых специалистов творческих профессий в области театрального и
музыкального искусства.
Для этого необходимо поддержать молодых режиссеров в поста-
новке драматических спектаклей для детей и юношества, создать
две-три экспериментальные молодежные театральные студии при ста-
рейших московских театрах для сохранения и развития московских ак-
терских школ и др.
10. Развитие системы государственных клубных учреждений и
центров досуга. Программой предусматриваются также мероприятия по
государственной поддержке учреждений культуры в Москве.
В настоящее время дворцы и дома культуры, творческие, досуго-
вые центры продолжают оставаться самыми массовыми, доступными и
востребованными учреждениям культуры. Расположенные на территории
административных округов города Москвы, как правило, в том числе и
в отдаленных от мест сложившейся концентрации учреждений социаль-
но-культурной сферы районах, данные учреждения учреждения культуры
предполагают развитие городской социокультурной среды в условиях
дальнейшего развития.
Формируя свою деятельность по принципам многофункционального
культурного центра, они сохраняют традиционную специфику и виды
клубного досуга: массовое общение, эстетическое просвещение, раз-
витие любительского творчества. Имея четкие ориентиры на запросы
посетителей, учреждения культуры развивают в качестве приоритетных
специализированные формы клубного досуга - детского, подростково-
го, молодежного, семейного, направленного на развитие национальных
культур, социокультурную реабилитацию инвалидов. На базе клубных
учреждений организуются мероприятия по нравственному и патриоти-
ческому воспитанию подрастающего поколения; используя организаци-
онно-творческие возможности, в клубах особое внимание уделяется
работе по профилактике девиантного поведения среди молодежи, бесп-
ризорности и безнадзорности среди подростков, досуговой работе.
Программа предусматривает конкретные мероприятия по сохране-
нию и модернизации учреждений культуры, являющихся объектами куль-
турного наследия (памятниками истории и культуры).
11. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия
(памятников истории и культуры).
Обеспечить в рамках программы проведение научно-исследова-
тельских, изыскательских, проектных, консервационных и реставраци-
онных работ на объектах, находящихся в ведении Комитета по культу-
ре города Москвы.
12. Обеспечение в рамках программы "Помощь конфессиям" под-
держки религиозных организаций в деле восстановления культовых
зданий и национальных святынь.
13. Организация детского досуга, поддержка детско-юношеских и
студенческих коллективов самодеятельного художественного и техни-
ческого творчества, организация культурно-творческих мероприятий
для детей и подростков на базе учреждений культуры, реализацию
программ по детскому эстетическому воспитанию, художественному об-
разованию и просвещению, развитию детских творческих коллективов -
хореографических, фольклорных ансамблей, детских театров и музы-
кальных студий, способствующих активизации детского творчества,
приобщению подрастающего поколения к высокому искусству.
14. Обеспечение поддержки и развития народного творчества.
Участие в художественной самодеятельности для более чем полумилли-
она москвичей является возможностью творческого самовыражения. В
последнее десятилетие активизировалось фестивальное движение, поэ-
тому фестивали народного творчества становятся заметным явлением
культурной жизни города Москвы.
15. Создание и обеспечение деятельности системы государствен-
но-общественного контроля за выполнением мероприятий программы,
эффективностью работы учреждений и организаций социально-культур-
ной сферы, в том числе формирование при органах государственного
управления социально-культурной сферой и ведущих учреждениях куль-
туры постоянно действующих независимых экспертных советов с учас-
тием авторитетных ученых, работников культуры и искусства, общест-
венных и политических деятелей, представителей молодежи, в функции
и полномочия которых входит участие в выработке решений по повыше-
нию эффективности реализации Программы.
16. Планирование и выполнение программных мероприятий должно
соответствовать реальным запросам населения, состоянию обществен-
ного мнения, рекомендациям авторитетных ученых и специалистов. С
этой целью должно обеспечиваться эффективное социологическое соп-
ровождение программы.
17. Предоставление равных прав и возможностей для инвалидов и
других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в том числе де-
тей-инвалидов, пользования благами социально-культурной сферы го-
рода Москвы.
Все мероприятия программы должны иметь единую последователь-
ность: "задача - мероприятие - результат - контроль". Классифика-
ция мероприятий (выделение основных направлений) будет осущест-
вляться по следующим основаниям:
- по уровню выполнения:
а) общегородские мероприятия, проводимые при участии Комитета
по культуре города Москвы;
б) мероприятия, проводимые в округах и районах при участии
префектур административных округов города Москвы и управ районов
города Москвы;
в) иные мероприятия;
- по участвующим организациям культурной сферы (театры, му-
зеи, библиотеки, образовательные учреждения);
- по основным элементам социально-культурной сферы:
а) творческая деятельность;
б) сохранение культурного наследия;
в) доступ к культурным ценностям;
г) дополнительное художественное образование и воспитание;
д) специальные направления (мигранты, этнические группы).
Государственная политика в области культуры ориентирует на
последовательное реформирование отрасли, которое гарантирует насе-
лению предоставление социального набора услуг к