Правовые акты (Нормативная база) Москвы
Внимание! С данным правовым актом связан ещё 1 документ.
Подробнее смотрите в конце текущей страницы.
Постановление Правительства Москвы
№ 488-ПП от 2 июля 2002 года
О государственной поддержке детского движения Москвы
В последнее десятилетие в стране возникла принципиально новая ситуация в детском общественном движении. Ратификация конвенции о правах ребенка, принятой специальной сессией ООН в 1989 году, создание правовой базы для деятельности детских общественных объединений на государственном уровне (Феде- ральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной под- держке молодежных и детских общественных объединений", постановле- ния Правительства Москвы от 16 мая 2000 года N 336 "Об организации работы с детьми и подростками в Северном административном округе", от 30 октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения Концепции Мос- ковской программы общественного развития и мероприятий по ее реа- лизации на 2002 год") в значительной мере способствовали становле- нию нового общественного статуса детских объединений, предоставле- нию каждому ребенку права выбора объединения, расширению мест их базирования. На месте единственной Всесоюзной пионерской организации, ко- торая вносила существенный вклад в формирование гражданственности, патриотизма, нравственных основ юного поколения Отечества, посте- пенно возник спектр детских общественных формирований различной направленности. В настоящее время в городе действуют пионерские, скаутские, военно-спортивные, военно-патриотические, поисковые, экологические, спортивно-культурные, творческие и другие детские общественные объединения. Их деятельность направлена на формирова- ние основ коллективного творчества детей, участие в общественной жизни столицы, патриотическое воспитание. Однако в целом детское общественное движение Москвы характе- ризуется раздробленностью, локальностью, отсутствием координации на общегородском уровне. Число участников детских общественных объединений в среднем в настоящее время составляет всего 8-10% де- тей школьного возраста. Это, в первую очередь, связано с тем, что самостоятельно об- разовавшиеся детские объединения, не имея базы и материальных ос- нов для развития в существующих экономических условиях, необходи- мого и достаточного информационного и методического обеспечения, квалифицированных кадров руководителей, оказываются неспособными к серьезному саморазвитию, к привлечению в свои ряды новых активных участников. Существующие объединения располагаются на базе образователь- ных учреждений, в ветеранских клубах, учреждениях культуры и спор- та, по месту жительства своих лидеров. До сих пор в городе не выработан единый подход к размещению детских общественных объединений в помещениях, включенных в го- родской Реестр муниципальных помещений, предназначенных для веде- ния социально-воспитательной и досуговой работы с детьми, подрост- ками и молодежью по месту жительства, утвержденный распоряжением Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы от 01.12.99 N 4038-р. Неразвитая инфраструктура и материальная база детских общест- венных формирований ослабляют реализацию потенциала, заложенного в детском общественном движении. В органах исполнительной власти го- рода Москвы отсутствует структура, призванная осуществлять коорди- нацию детских общественных объединений: информационное, методичес- кое и научное обеспечение детского общественного движения. Все это отрицательно сказывается на состоянии работы с под- ростками, вызывает значительный рост негативных проявлений в детс- кой среде (безнадзорность, проституция, наркомания и так далее). В то же время активизировался ряд экстремистских политических движений, которые объединяют вокруг себя определенную часть под- ростков, насаждая в детской среде идеи насилия, нетерпимости, на- ционализма, шовинизма. Привлекая в свои ряды внешней атрибутикой, коллективными вызывающими акциями, демонстрацией силы и вседозво- ленности, они, таким образом, активно эксплуатируют особенности подростковой психики, наносят ощутимый вред формированию основ гражданского демократического общества в детской среде. В целях совершенствования работы с детьми и подростками, ко- ординации детского общественного движения в городе, формирования общественной и социальной активности юных москвичей, содействия становлению и развитию детских общественных формирований, расшире- ния масштабов их участия в реализации городских социально значимых программ, поиска способов и возможностей консолидации их усилий и объединения в практической деятельности, утверждения в массовом создании москвичей позитивного образа детского общественного объ- единения Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Концепцию государственной поддержки развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы (приложение 1). 2. Создать Городской координационный совет по государственной поддержке развития детского движения Москвы (далее - Городской ко- ординационный совет), утвердить положение о Городском координаци- онном совете и его состав (приложения 2, 3). 3. Комитету общественных и межрегиональных связей Правитель- ства Москвы, Московскому комитету образования, Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы совместно с Городским коор- динационным советом: 3.1. Разработать и представить в установленном порядке для утверждения в Правительстве Москвы до 1 сентября 2002 года план мероприятий по государственной поддержке развития детского движе- ния Москвы на 2002-2004 годы. 3.2. Провести в сентябре 2002 года Московский слет лидеров детских общественных объединений, сформировать орган их взаимо- действия с Городским координационным советом. 4. В целях осуществления координации деятельности детских об- щественных организаций создать в городе Москве в 2002 году госу- дарственное учреждение "Дом детских общественных организаций", а также на базе детского оздоровительного центра "Московия" - заго- родный постоянно действующий учебно-методический центр, на которые возложить функции изучения детской общественной и социальной ак- тивности, мониторинга, прогнозирования развития детского движения, информационной, кадровой, научно-методической поддержки детского общественного движения, создания и ведения базы данных об имеющих- ся детских объединениях на электронных и бумажных носителях, орга- низации взаимодействия детских общественных объединений Москвы, регионов России, стран СНГ и других государств. 5. Комитету общественных и межрегиональных связей Правитель- ства Москвы: 5.1. Обеспечить координацию деятельности детских общественных объединений столицы, выступить учредителем государственного учреж- дения "Дом детских общественных организаций" и загородного посто- янно действующего учебно-методического центра. 5.2. По согласованию с Департаментом государственного и муни- ципального имущества города Москвы и Департаментом экономической политики и развития г.Москвы разработать и утвердить в месячный срок устав Дома детских общественных организаций и положение о за- городном постоянно действующем учебно-методическом центре. 5.3. Совместно с Московским комитетом образования и Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы создать до декабря 2002 года на базе Дома детских общественных организаций межведомс- твенный учебно-методический центр по вопросам развития детского движения. 5.4. Совместно с ректорами Социально-технологического инсти- тута Московского государственного университета сервиса (ректор Хо- лостова Е.И.), Московского городского педагогического университета (ректор Рябов В.В.) организовать в I квартале 2003 года Центр со- циальных технологий детского движения, факультеты и отделения по подготовке социальных педагогов - организаторов детских объедине- ний. 6. Московскому комитету образования совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы к 1 сен- тября 2002 года внести предложение о подборе и передаче государст- венному учреждению "Дом детских общественных организаций" пригод- ного для осуществления уставных целей помещения. 7. Расходы на содержание создаваемых государственного учреж- дения "Дом детских общественных организаций" и загородного посто- янно действующего учебно-методического центра произвести в 2002 году за счет бюджетных средств, выделенных Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы на 2002 год. 8. Комитету общественных и межрегиональных связей Правитель- ства Москвы, Московскому комитету образования, Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитету по культуре, Коми- тету физической культуры и спорта Правительства Москвы: 8.1. Формировать позитивное общественное мнение о деятельнос- ти существующих детских общественных объединений, привлекая к это- му широкую общественность, в том числе родителей, используя средс- тва массовой информации, научные, методические и публицистические издания. 8.2. Предусмотреть поддержку социально значимых программ детских общественных объединений, развивать с ними договорные от- ношения. 8.3. Предоставлять на безвозмездной основе помещения для ра- боты зарегистрированным в установленном порядке детским обществен- ным объединениям, выделять им средства связи и оргтехники, иное оборудование и имущество. 9. Московскому комитету образования: 9.1. Изучить опыт взаимодействия образовательных учреждений с детскими общественными объединениями. 9.2. Провести в марте 2003 года городскую научно-практическую конференцию по проблемам взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений. 9.3. Обеспечить условия для деятельности в системе образова- ния городского и окружных центров взаимодействия с детскими об- щественными объединениями. 9.4. Представить в январе 2003 года в Городской координацион- ный совет предложения по более эффективному использованию ставок старших вожатых. 9.5. Совместно с Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы и Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы подготовить в I квартале 2003 года проект по- ложения о сертификации и аттестации деятельности детских общест- венных объединений. 10. Префектурам административных округов: 10.1. В двухмесячный срок проанализировать деятельность детс- ких общественных организаций, ведущих работу на подведомственных территориях, и создать базу данных детских общественных объедине- ний округа. 10.2. При формировании проектов целевых бюджетных фондов раз- вития территорий административных округов предусматривать вопросы финансовой поддержки детских общественных объединений. 10.3. Назначить к 1 сентября 2002 года из числа специалистов ответственного за координацию детского движения в административном округе, ввести в его должностную инструкцию соответствующие функ- ции. 10.4. Создать в двухмесячный срок в административных округах координационные советы по поддержке и развитию детского движения. 10.5. Систематически рассматривать вопросы развития детского общественного движения на заседаниях коллегий, постоянно освещать в средствах массовой информации деятельность детских общественных объединений. 11. Рекомендовать главам районных Управ: 11.1. При формировании фондов финансовых ресурсов районов предусматривать выделение средств для поддержки детских обществен- ных объединений. 11.2. Назначить из числа ответственных специалистов координа- тора детского движения и ввести в его должностную инструкцию муни- ципального служащего соответствующие функции. 11.3. Систематически рассматривать вопросы развития детского движения на заседаниях районных собраний, освещать в средствах массовой информации деятельность детских общественных объединений. 11.4. Принять меры по укреплению и расширению материальной базы детских общественных формирований, работающих на территории района, ежегодно проводить инвентаризацию помещений, пригодных для размещения детских общественных объединений, информацию направлять в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы. 12. Принять к сведению, что расходы по долевому участию в эксплуатации строений, оплате коммунальных и прочих услуг за по- мещения, предоставляемые в соответствии с пунктом 8.3. настоящего постановления, возмещаются детскими общественными объединениями за счет собственных средств. 13. Департаменту финансов г.Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы при формирова- нии проектов бюджета города Москвы в пределах средств Комплекса социальной сферы Правительства Москвы: 13.1. Предусматривать в составе расходов комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы финансирование мероприятий по поддержке и развитию детских общественных объединений Москвы. 13.2. Предусматривать в составе расходов Комитета обществен- ных и межрегиональных связей Правительства Москвы с 2003 года рас- ходы на содержание государственного учреждения "Дом детских об- щественных организаций" и загородного постоянно действующего учеб- но-методического центра. 14. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой инфор- мации Правительства Москвы: 14.1. Оказывать содействие в освещении деятельности детских общественных организаций и объединений на страницах городских пе- чатных изданий, предусмотреть создание на московских теле-, радио- каналах специальных программ и производство фильмов детской и юно- шеской тематики в рамках городской целевой программы создания оте- чественных телефильмов. 14.2. Продолжить совместно с редакцией газеты "Пионерская Правда" освещение данной тематики на страницах приложения "Юная Москва", рассмотреть вопрос об увеличении периодичности издания. 15. Управлению Правительства Москвы по делам наружной рекла- мы, информации и оформления города оказывать постоянное содействие Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Моск- вы в изготовлении и размещении информации о деятельности детских организаций столицы по тарифам городского заказа. 16. Межведомственной городской комиссии по делам несовершен- нолетних и защите их прав: 16.1. Осуществлять взаимодействие с детскими общественными объединениями по привлечению к участию в них несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений. 16.2. Осуществлять координацию деятельности окружных и район- ных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в вопро- сах их взаимодействия с детскими объединениями. Ввести в практику заслушивание информации по этой проблеме на специальных заседаниях. 16.3. Оказывать поддержку детским общественным объединениям по вопросам взаимодействия с органами государственной власти. 17. Контроль за исполнением настоящего постановления возло- жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в I квартале 2003 года. П.п.Исполняющий обязанности Мэра Москвы В.П.Шанцев Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2002 года N 488-ПП КОНЦЕПЦИЯ государственной поддержки развития детского движения Москвы на 2002-2004 годы Содержание: I. Основные понятия, используемые в Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004
годы стр.3 II. Детские общественные объединения Москвы: специфика и социальные функции стр.4 III. Обоснование необходимости разработки Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы стр.5 IV. Цели Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы стр.6 V. Принципы государственной поддержки детских общественных объединений Москвы стр.7 VI. Основные направления государственной поддержки детских общественных объединений Москвы: стр.8 1. Совершенствование правовой базы детских общественных объединений Москвы стр.8 2. Формирование структуры взаимодействия органов власти и детских общественных объединений Москвы стр.8 3. Финансовая и материальная поддержка детских общественных объединений Москвы стр.9 4. Осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детского обществен- ного движения Москвы стр.10 5. Содействие формированию кадровой политики в области детского общественного движения Москвы стр.11 6. Методическая и информационная поддержка детских общественных объединений Москвы стр.11 7. Развитие взаимодействия системы образования и детского общественного движения Москвы стр.12 VII. Работа с Концепцией государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы стр.13 VIII. Ожидаемые результаты стр.14 I. Основные понятия, используемые в Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы. "Детское общественное объединение" - общественное формирова- ние, в котором добровольно объединяются несовершеннолетние гражда- не (до 18 лет) и взрослые для совместной деятельности, удовлетво- ряющей их социальные потребности и интересы. Взрослые могут сос- тавлять не более 1/3 членов детских объединений. К детским общест- венным объединениям могут быть отнесены различные организации, об- щества, клубы, отряды, иные формирования, а также ассоциации (фе- дерации, союзы) этих объединений. "Детская организация" (тип детского общественного объедине- ния) - самодеятельное самоуправляемое детское общественное объеди- нение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (це- ли), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафик- сированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. (Детское движение: Сло- варь-справочник / Ред.-сост. Т.В.Трухачева. - Москва - Минск, 1998., - сс. 29, 32). "Детское движение" один из видов социальных движений, участ- никами которого являются дети и которое представляет собой сово- купность всех детских общественных объединений, созданных на доб- ровольной, самодеятельной, подвижническое основе. ("О государс- твенной поддержке детских организаций": Сборник / Под ред. Э.С.Со- коловой. - М., 1991. - с.9). "Пространство деятельности детских общественных объединений" - места базирования, функционирования и развития детских общест- венных объединений (школы, ПТУ, дома и дворцы творчества детей, клубы по месту жительства, учреждения культуры, спорта, а также специально арендуемые помещения или помещения, находящиеся в опе- ративном пользовании районных Управ и выделяемые ими детским объ- единениям без арендной платы) и окружающая социокультурная среда, создающие необходимые условия для гражданской социализации детей, их успешной самореализации в различных видах общественно полезной деятельности. "Инфраструктура внешкольной среды" - предприятия, учреждения и организации, поддерживающие жизнедеятельность детских обществен- ных объединений, их взаимодействие и развитие: служба информацион- но-методического обеспечения; сеть центров, помогающих общению детских общественных объединений, в том числе разных регионов (гостиницы, кемпинги, лагеря и т.д.); социальные институты, помо- гающие детским общественным объединениям в обмене опытом, в подго- товке и повышении квалификации кадров; производство символики, ат- рибутов, форменной одежды и ее элементов, инвентаря, туристского снаряжения и так далее. II. Детские общественные объединения Москвы: специфика и социальные функции. Детские общественные объединения (организации) - неотъемлемая часть общества, реальная разновидность социальных движений совре- менности. Кроме удовлетворения потребности детей в общении, в сов- местной деятельности, в реализации возрастных интересов, детские общественные объединения выполняют и другие социальные функции. Они включают детей в жизнь общества, позволяют приобрести положи- тельный опыт социального взаимодействия и созидательной деятель- ности, служат средством выражения и защиты их интересов и прав. Участие в детских общественных объединениях - ступень к полноцен- ной гражданской деятельности, школа воспитания будущих активных граждан, становления лидеров. Эти свойства детских общественных объединений делают их уникальным институтом социализации подраста- ющего поколения, который дополняет воздействие семьи, школы и дру- гих социальных институтов. Позитивно ориентированная социальная деятельность детских общественных объединений уводит детей от не- гативных влияний, предотвращает их антиобщественное поведение. Детские общественные объединения - свидетельство активности детей, но это не означает, что дети в состоянии сами создать свои организации, обеспечить их эффективное функционирование. Взрослые, работающие и входящие в детские общественные организации, - это общественная группа, участвующая в воспитании детей через их доб- ровольные самодеятельные организации и берущая на себя социальную ответственность за то, чтобы представлять и защищать интересы де- тей, в частности, их право на объединение в организацию. Подготов- ка данной категории воспитателей не адекватна подготовке школьного педагога. Специфика ее содержания предопределяет: обучение методам внешкольной педагогики, умение использовать потенциал самодеятель- ности детей, не подавляя ее, а также знания психологии подростков с учетом их возрастного развития, интересов, увлечения и др. III. Обоснование необходимости разработки Концепции государст- венной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы. Необходимость разработки Концепции обусловлена рядом причин. Годы реформ в нашей стране и обществе изменили положение в детском общественном движении. Представленное в прошлом, главным образом, массовой и, практически, единственной организацией - пио- нерской - оно в настоящее время представляет собой разнообразные детские общественные объединения, создаваемые на основе интересов, возраста, территории и др. В Москве в настоящее время действуют детские общественные ор- ганизации федерального, межрегионального, городского, муниципаль- ного уровней. Среди них: Московская городская пионерская организа- ция, организация "Юная гвардия", региональная общественная органи- зация "Союз "Звездный", межрегиональная молодежная общественная организация "Молодежный Евроклуб", разновозрастные отряды "Надеж- да", "Дорога" и другие, ассоциация "Юность Московского Севера", дружины национальной организации скаутского движения России, эко- логические объединения, поисковые отряды, профильные объединения по интересам (спортивные, туристские, художественные) и другие. Значительная их часть функционирует на базе клубов и помещений по месту жительства, учреждений культуры и спорта, школ и учреждений дополнительного образования. Условия деятельности детских общественных объединений в Моск- ве обеспечены рядом правовых документов, в том числе, Конвенцией о правах ребенка, принятой специальной сессией ООН в 1989 году, Фе- деральным законом от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", поста- новлениями Правительства Москвы от 16 мая 2000 года N 336 "Об ор- ганизации работы с детьми и подростками в Северном административ- ном округе", от 30 октября 2001 года N 973-ПП "О ходе выполнения Концепции Московской программы общественного развития и мероприя- тий по ее реализации на 2002 год". Однако, детские общественные объединения испытывают большие материальные трудности; пока еще невелик охват детей столицы этими формированиями, незначительна их роль в организации досуга и отды- ха детей. В Москве в настоящее время отсутствует координационный орган, а также информационный и методический центры, специально работаю- щие с детскими общественными объединениями. Не сложилась обосно- ванная и апробированная система государственной поддержки детского общественного движения, определения социального статуса, прав и ответственности взрослых в детских общественных объединениях. Вместе с тем, в столичном мегаполисе остро стоят проблемы детской преступности, алкоголизма и наркомании, агрессивности и экстремизма (скинхеды), фанаты, бродяжничества и беспризорности. В то же время существенная часть детей подросткового возраста прояв- ляет желание и стремление к участию в деятельности общественных объединений, но, к сожалению, не имеет для этого реальных возмож- ностей и, прежде всего, в силу отсутствия нужного кадрового потен- циала, базы и поддержки детских общественных объединений. Все эти обстоятельства обусловили необходимость разработки Концепции государственной поддержки развития детского движения в Москве (далее - Концепция), как стратегического направления в дея- тельности органов власти в отношении детских объединений. Актуаль- ность Концепции обусловлена также ролью столицы, ее историческим инновационным статусом в развитии детского движения. IV. Цели Концепции государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы. Концепция ставит своими целями: - определение основных принципов взаимодействия органов влас- ти с детскими общественными объединениями; - формирование общественной и социальной активности юных москвичей, становление и развитие детских общественных формирова- ний, определение способов и возможностей консолидации их усилий и объединение в практической деятельности; - утверждению в массовом сознании москвичей позитивного обра- за детского общественного объединения; - конкретизацию и развитие Московской программы общественного развития до 2005 года, утвержденную постановлением Правительства Москвы 4 мая 1999 года N 392 "О концепции Московской программы об- щественного развития" в сфере взаимодействия с детскими обществен- ными объединениями; - привлечение детских общественных организаций к более актив- ному участию в жизни столицы, включение их в реализацию социально значимых программ, в решение проблем города. V. Принципы государственной поддержки детских общественных объединений Москвы. Государственная поддержка детства как ресурса общества и, со- ответственно, детского общественного движения должна стать важной и перспективной сферой общей политической деятельности Правитель- ства и всех органов власти Москвы. Опираясь на Законодательство Российской Федерации, принципами государственной поддержки детских общественных объединений в Моск- ве целесообразно считать следующие: 1. Принцип равенства возможностей, предполагающий предостав- ление детским общественным объединениям равных возможностей в обеспечении правовой защиты, а также в финансовой, материальной и иной поддержке со стороны Правительства Москвы, органов власти. 2. Принцип льготности, обеспечивающий все виды прямой, либо косвенной государственной помощи детским общественным объединени- ям, имеющие финансовое выражение, на льготной или безвозмездной основе. 3. Принцип невмешательства, согласно которому меры государс- твенной поддержки детским общественным организациям ни в каком случае не могут быть использованы государственными органами и должностными лицами против интересов этих организаций, либо для вмешательства в содержание их деятельности и внутриорганизационную жизнь. 4. Принцип привлечения детских общественных организаций, пре- дусматривающий участие детских общественных объединений на правах партнеров в формировании и реализации городских, окружных, муници- пальных программ, касающихся детей и детского общественного движе- ния. VI. Основные направления государственной поддержки детских общественных объединений Москвы. Система поддержки детских общественных объединений предпола- гает соответствующую деятельность органов власти, общественности Москвы в Правовой, организационной, экономической, кадровой, мето- дической и информационной сферах. 1. Совершенствование правовой базы детских общественных объединений Москвы. Для обеспечения развития правовой базы функционирования детс- ких общественных объединений необходимо: - систематизировать российское и московское законодательство в целях создания единого правового поля в сфере детского движения; - провести анализ исполнения действующих законов в правопри- менительной практике, обеспеченности реализации их ключевых статей кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами; - дополнить существующие законы правовыми актами по вопросам развития детского движения, требующими юридического обоснования; - изучить отечественный и зарубежный опыт правового обеспече- ния детских общественных объединений с целью его творческого ис- пользования в условиях Москвы; - определить направления совершенствования московского зако- нодательства в области детского движения. 2. Формирование структуры взаимодействия органов власти и детских общественных объединений Москвы. В организационном аспекте при формировании и реализации мер в области государственной поддержки детских общественных объединений необходимо: - определить государственные органы и должностных лиц, кото- рые осуществляют практическую деятельность по поддержке детских общественных объединений; - сформировать общественно-государственные органы, которые призваны разрабатывать предложения для осуществления поддержки детских организаций по направлениям деятельности; - создать административно-территориальную структуру центров, работающих с детскими общественными объединениями такие как, дома детских общественных организаций, постоянно действующие учебно-ме- тодические центры на городском уровне, в административных округах и районных управах; - обеспечить подготовку кадров, работающих с детьми в различ- ных детских объединениях; - обеспечить создание материально-технической базы для разме- щения детских общественных объединений и условий их функционирова- ния; - обеспечить координацию деятельности государственных струк- тур общественно-государственных органов и учреждений, занимающихся работой с детскими объединениями. 3. Финансовая и материальная поддержка детских общественных объединений Москвы.
Для решения вопросов финансовой и материальной поддержки детских общественных объединений необходимо: - предусмотреть в бюджетах соответствующих комитетов Комплек- са социальной сферы Правительства Москвы, целевых фондов развития территориальных округов и бюджетах районов финансирование деятель- ности учреждений, работающих с детскими объединениями, средства на поддержку социально значимых инициатив общественных объединений, реализацию совместных программ и проектов; - безвозмездно или на льготных условиях аренды передавать детским общественных организациям здания, сооружения и иное иму- щество, необходимое для осуществления их уставных задач; - создать государственное учреждение "Дом детских обществен- ных организаций" и загородный постоянно действующий учебно-методи- ческий центр. На их базе предоставлять возможность детским общест- венным объединениям на безвозмездной основе осуществлять комплекс мероприятий, готовить и получать информационно-методический мате- риал и рекомендации по организации работы с детьми, повышать ква- лификацию и обмениваться опытом работы (семинары, симпозиумы, кон- ференции для взрослых лидеров, школы актива для лидеров объедине- ний); - осуществлять выделение на конкурсной основе городских гран- тов для поддержки социально значимых инициатив детских обществен- ных организаций; - разработать систему поощрения детских общественных объеди- нений за активное участие в реализации городских программ; - создать в Комплексе социальной сферы Правительства Москвы государственную систему подготовки и переподготовки кадров специа- листов, работающих с детскими объединениями; - содействовать размещению заказов по производству символики, атрибутики, форменной одежды детских общественных организаций на предприятиях г.Москвы по льготным ценам; - привлекать для финансирования программ детских общественных организаций взносы юридических и физических лиц, ресурсы различных фондов, внебюджетные и другие источники. 4. Осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детского общественного движения Москвы. Для характеристики общественной жизни столицы важно иметь ин- формацию о количестве и характере детских общественных объедине- ний. Детские общественные организации - системные образования со своей структурой, принципами функционирования и управления. Усло- вием их эффективной деятельности является постоянная информация о членах организации (детях и взрослых), их общественном самочувс- твии, удовлетворенности объединением, интересах, предпочтениях, ценностных ориентирах, проблемах и др. Поступление такой информации призван обеспечить мониторинг детского общественного движения, для чего необходимо: - создать в Доме детских общественных организаций межведомс- твенный центр мониторинговых исследований, привлечь к работе соци- ологов, психологов, педагогов, медиков, юристов и других ученых и специалистов, исследующих процессы, происходящие в детской среде, в том числе, и в детском общественном движении; - обеспечить систематическое изучение и анализ состояния детских общественных организаций по результатам социологических опросов детей и подростков, информации, поступающей в психологи- ческие службы, на "телефоны доверия" и т.п.; - регулярно информировать органы власти и общественно-госу- дарственные органы о процессах, происходящих в детском обществен- ном движении, прогнозах их развития, готовить соответствующие ре- комендации. 5. Содействие формированию кадровой политики в области детского общественного движения Москвы. Учитывая, что взрослые, работающие в детских общественных объединениях, - это преимущественно добровольцы (волонтеры) или получающие ведомственную поддержку, необходимо: - изучить вопрос о руководителях детских общественных объеди- нений и взрослых, работающих в этих объединениях в качестве воспи- тателей (наставников, вожатых и др.); - подготовить и принять необходимые правовые акты, регулирую- щие их права и ответственность как руководителей детских общест- венных формирований; - организовать для руководителей детских общественных объеди- нений постоянно действующие курсы переподготовки и повышения ква- лификации с выдачей свидетельства государственного образца; - организовать на базе московских ВУЗов центры социальных технологий детского общественного движения, факультеты и отделения по подготовке социальных педагогов - организаторов детских общест- венных объединений; - установить порядок государственно-общественной аттестации, повышения разрядности кадров детских общественных объединений; - определить возможности и формы материальной поддержки взрослых, работающих в детских общественных объединениях (в виде зарплаты, оплаты обучения, стипендий и т.д.); - проводить семинары, симпозиумы, конференции, "круглые сто- лы" и др. для организаторов детского движения и лидеров детских организаций с целью повышения квалификации и обмена опытом работы; - изучать международный и региональный опыт работы детских организаций. 6. Методическая и информационная поддержка детских обществен- ных объединений Москвы. В целях методической и информационной поддержки детских об- щественных объединений необходимо: - создать и вести информационный банк данных детских общест- венных объединений Москвы на электронных и бумажных носителях; - обеспечить издание методической литературы, рекомендаций, материалов из опыта работы, об инновациях и передовых технологиях воспитания для детских общественных объединений; - в целях пропаганды передового опыта, с участием научной об- щественности, занимающейся проблемами детства, обеспечить издание научных сборников по теории, методике и практике детского движе- ния; - осуществлять поддержку детских СМИ, выстроить систему дове- дения информации о детском движении: создать на Московских те- ле-,радиоканалах специальные передачи о детском общественном дви- жении Москвы; - привлечь возможности кабельного телевидения, городской со- циальной рекламы, средства местного телевидения и СМИ для утверж- дения в массовом сознании москвичей привлекательного образа детс- ких общественных организаций, для пропаганды и распространения со- циально значимых инициатив детских общественных объединений. 7. Развитие взаимодействия системы образования и детского общественного движения Москвы. Взаимодействие образовательных структур и детских обществен- ных объединений - необходимое условие успешного развития позитив- ного детского движения. Правовую базу развития составляют Закон Российской Федерации "Об образовании", федеральные законы "О госу- дарственной поддержке молодежных и детских общественных объедине- ний", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Взаимодействие должно строиться на выдвинутых в Концепции принци- пах государственной поддержки детских общественных объединений: равенства возможностей, льготности, невмешательства, партнерства. В целях развития взаимодействия органов и учреждений образо- вания с детскими общественными объединениями необходимо создание благоприятных условий для их деятельности в образовательных учреж- дениях различного типа: - предоставление на безвозмездной основе помещений и матери- ально-технической базы школ и учреждений дополнительного образова- ния для деятельности общественных объединений и их массовой работы; - привлечение общественных объединений к разработке и реали- зации в качестве соисполнителей совместных образовательных, досу- говых, игровых, образовательно-оздоровительных, героико-патриоти- ческих, экологических, краеведческих, творческих и др. программ; - организация службы информационно-методической помощи детс- ким общественным объединениям; - участие в кадровом обеспечении детских общественных форми- рований (выделение штатных единиц, обеспечение системы подготовки руководителей и лидеров объединений, работающих в образовательных учреждениях), проведение конкурсов педагогического мастерства по выявлению передовых старших вожатых, воспитателей, социальных пе- дагогов; - содействие сотрудничеству органов ученического самоуправле- ния и детских организаций; - формирование социального заказа детским общественным объ- единениям, функционирующим в образовательных структурах и вне них. Привлечение детских организаций к профилактике правонарушений под- ростков путем вовлечения их в деятельность позитивных детских объ- единений. VII. Работа с Концепцией государственной поддержки развития детского общественного движения Москвы на 2002-2004 годы. Реализация Концепции детского движения строится на основании разрабатываемых ежегодных городских планов практической деятель- ности по государственной поддержке детского движения, утверждаемых Городским координационным советом. Обязательным условием реализации намеченных планов является организация постоянного информирования широкой общественности че- рез СМИ, родительский актив, родительские комитеты, учреждения до- полнительного образования, клубы для работы с детьми по месту жи- тельства, профсоюзные комитеты организаций, сеть учреждений куль- туры, в т.ч. ведомственных. Для систематизации работы по реализации Концепции осуществля- ется издание соответствующих сборников, материалов с отражением как самих планов, так и информации о ходе их исполнения, докумен- тов Правительства города по данному вопросу. Систематический сбор предложений от детских общественных объ- единений, для формирования и дополнения намеченных планов по реа- лизации Концепции. VIII. Ожидаемые результаты. Практическая реализация Концепции развития детского движения Москвы должна обеспечить благоприятные условия для массового во- влечения юных москвичей в различные детские организации, способст- вовать созданию мощной Городской ассоциации детских общественных объединений, сплоченной общими задачами по организации досуга де- тей и подростков в городе, путем вовлечения в реализацию городских социально значимых программ, усилению патриотического воспитания, воспитанию у юных москвичей активной гражданской позиции. Это в свою очередь повлечет за собой увеличение позитивной активности детей и подростков, повышение заинтересованности в личностном рос- те, укрепление самодисциплины, увеличение интереса к участию в об- разовательном процессе, снижение роста негативных проявлений (детская безнадзорность, наркомания, проституция, различные право- нарушения, участие в экстремистских группировках, неформальных объединениях фанатов и др.). . Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2002 года N 488-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о Городском координационном совете по государственной поддержке развития детского движения Москвы 1. Общие положения: 1.1. Городской координационный совет по государственной под- держке развития детского общественного движения Москвы (далее - Городской координационный совет) - межведомственный совещательный координационный орган при Правительстве Москвы, созданный с целью обеспечения всеми заинтересованными сторонами эффективного участия детских общественных объединений в реализации молодежной политики города, создания позитивного общественного мнения о Детском движе- нии. 1.2. Городской координационный совет осуществляет свою дея- тельность в соответствии с настоящим Положением, распорядительными документами Правительства Москвы по вопросам организации детского движения, действующим законодательством. 1.3. Состав Городского координационного совета утверждается Правительством Москвы. 1.4. Работа Городского координационного совета обеспечивается за счет внебюджетных и привлеченных средств, бюджетных средств, выделяемых Комитету общественных и межрегиональных связей Прави- тельства Москвы и Дому детских общественных организаций, предус- мотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке детского общественного движения Москвы. 1.5. Городской координационный совет самостоятельно разраба- тывает и утверждает регламент свой работы. 1.6. Организационно-техническую работу по обеспечению дея- тельности Городского координационного совета осуществляет рабочая группа Совета. 1.7. Городской координационный совет размещается на базе Дома детских общественных организаций. 2. Задачи Городского координационного совета: 2.1. Координация деятельности государственных структур в ре- шении вопросов оказания государственной поддержки развития детско- го общественного движения Москвы. 2.2. Формирование позитивного общественного мнения, в том числе через средства массовой информации, о детском движении, его участии в реализации городских социально значимых программ. 2.3. Формирование и внесение запросов в органы власти, иные инстанции по всему спектру интересов детских общественных объеди- нений. 2.4. Поддержка отдельных детских общественных организаций или направлений деятельности отдельной организации. 2.5. Выявление приоритетных направлений в детском движении столицы. 2.6. Выработка совместных требований и рекомендаций по под- держке детского движения Москвы со стороны властных структур. 2.7. Содействие государственным, общественным формированиям в проведении совместных акций в интересах детского движения, созда- нии условий для повышения эффективности действий детских общест- венных объединений. 2.8. Планирование и организация комплекса мероприятий по под- держке и развитию детского движения. 2.9. Анализ осуществления планов и разработка стратегии и тактики детского движения на новых этапах развития. 2.10. Развитие международного сотрудничества с детскими объ- единениями стран СНГ, Балтии, дальнего зарубежья. 3. Структура и организация работы Городского координационного совета: 3.1. Городской координационный совет возглавляет председатель - заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководитель Комплекса социальной сферы Правительства Москвы.
3.2. Сопредседателями Городского координационного совета яв- ляются председатели профильных структурных подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы: Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Московского комитета обра- зования. При необходимости председатель Городского координационного совета имеет право расширить, либо ограничить состав своих сопред- седателей. 3.3. Членами Городского координационного совета могут быть руководители структурных подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, заместители префектов административных окру- гов, представители законодательной и исполнительной власти, об- щественные и творческие деятели, ученые. 3.4. Городской координационный совет работает по плану, ут- вержденному его председателем. Заседания координационного совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. 3.5. Для осуществления координации деятельности Городской ко- ординационный совет образует аппарат - рабочую группу (далее - ра- бочая группа), в которую входят ответственный секретарь Городского координационного совета, а также ответственные сотрудники Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Мос- ковского комитета образования и Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы; руководство аппаратом Городского координаци- онного совета осуществляет один из его сопредседателей. 3.6. Рабочая группа Городского координационного совета отве- чает за организационно-техническое обеспечение деятельности Сове- та, включающее: - подготовку проведения заседаний Городского координационного совета (информирование членов Городского координационного совета об очередном заседании, повестке дня, обеспечение членов Совета необходимыми информационными материалами и документами, подготовка проектов решений, оформление протоколов, рассылка материалов засе- даний Совета, пресс-релизов и других документов); - осуществление текущей деятельности по координации работы детских общественных объединений по выполнению совместных программ; - разработку предложений по перспективным и текущим планам Городского координационного совета; - учет входящей и исходящей корреспонденции; - обеспечение сохранности и целевого использования помещений, оборудования, оргтехники и имущества, находящегося в распоряжении Совета. 3.7. Решения Городского координационного совета принимаются простым большинством голосов и имеют рекомендательный характер для детских общественных организаций; представители общественных орга- низаций имеют право выносить на обсуждение и голосование свои предложения. 4. Функции Городского координационного совета: 4.1. Координация деятельности структурных подразделений Пра- вительства Москвы в интересах детского движения. 4.2. Координация действий префектур административных округов в поддержке и развитии позитивно ориентированных детских общест- венных объединений. 4.3. Рассмотрение и подготовка конкретных предложений в связи с пожеланиями детских общественных объединений по всему спектру вопросов. 4.4. Рассмотрение и утверждение предложений детских общест- венных объединений по частичному финансированию из бюджетных средств структурных подразделений Комплекса социальной сферы Пра- вительства Москвы осуществляемых ими социально значимых проектов и программ. 4.5. Подготовка предложений в адрес Правительства Москвы, Московской городской Думы, префектур административных округов, Уполномоченного по правам ребенка, предприятий, учреждений, орга- низаций, а в необходимых случаях - Правительства Российской Феде- рации или его структурных подразделений по решению проблем детско- го движения. 4.6. Общественная экспертиза программ подготовки организато- ров и координаторов детских объединений. 4.7. Организаций акций ученых, лидеров детских объединений, общественных и государственных деятелей в интересах кадровой, на- учной, информационной и иной поддержки детского движения столицы. 4.8. Подготовка публикаций и выступлений по различным аспек- там детского движения на страницах прессы, по радио и телевидению, на семинарах, совещаниях, конференциях, научных симпозиумах. 4.9. Разработка и утверждение обращений, призывов, программ, инициатив, связанных с привлечением детских объединений к осущест- влению общегородских традиций. 4.10. Представление интересов детского движения Москвы в ор- ганах государственной власти, в среде общественности, творческой интеллигенции на уровне столицы, межрегиональном, общероссийском и международном уровне. 4.11. Развитие связи с деловыми и общественными кругами горо- да, а также межрегиональное сотрудничество по поддержке и развитию детского движения, осмыслению его опыта, разработке научных основ. 5. Права Городского координационного совета. Городской координационный совет имеет право: 5.1. Привлекать к своей деятельности добровольцев. 5.2. Создавать постоянно действующие или временные органы: палаты, комиссии, штабы, организационные комитеты. 5.3. Создавать банк оперативных данных о состоянии детского движения в целом или отдельных его направлений: патриотического, пионерского, скаутского, добровольческого, творческого и других. 5.4. Организовывать семинары, совещания, конференции по воп- росам анализа ситуации в детском движении и прогнозирования его дальнейшего развития в столице. 5.5. Разрабатывать кратковременные и долговременные поручения своим членам, контролировать их выполнение и давать им оценку. 5.6. Запрашивать и получать в установленном порядке информа- цию о детских объединениях от советов по поддержке детского движе- ния, созданных и действующих в административных округах и районных Управах. 5.7. Готовить и вносить на рассмотрение Мэра, Правительства Москвы или его структурных подразделений (департаментов, комите- тов) аналитические или информационные записки, предложения, проек- ты или программы, связанные с практикой реализации гражданских прав и свобод детей, деятельности различных детских объединений (организаций, движений, союзов, ассоциаций, федераций) и взаимо- действия их с государственными структурами. 5.8. Приглашать на заседания Городского координационного со- вета руководителей детских объединений, ученых, общественных и го- сударственных деятелей для участия в обсуждении вопросов, входящих в их компетенцию. 6. Обеспечение деятельности Городского координационного сове- та: 6.1. Деятельность членов Городского координационного совета осуществляется на добровольной основе. 6.2. Финансовое и материально-техническое обеспечение работы Совета производится за счет внебюджетных и привлеченных средств, бюджетных средств, выделяемых Комитету общественных и межрегио- нальных связей Правительства Москвы и Дому детских общественных организаций, предусмотренных на реализацию мероприятий по госу- дарственной поддержке детского общественного движения Москвы. 7. Порядок прекращения деятельности Городского координацион- ного совета. Городской координационный совет прекращает свою деятельность на основании постановления Правительства Москвы. . Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 2 июля 2002 года N 488-ПП СОСТАВ Городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы Председатель совета: Швецова - первый заместитель Мэра Москвы Людмила Ивановна в Правительстве Москвы Сопредседатели совета: Кезина - председатель Московского Любовь Петровна комитета образования Муравьева - председатель Комитета по делам Ирина Николаевна семьи и молодежи Правительства Москвы Васильева - первый заместитель председателя Татьяна Алексеевна Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы Ответственный секретарь совета: Трухачева - вице-президент Ассоциации Тамара Викторовна исследователей детского движения Члены совета: Артемова - заместитель руководителя Галина Алексеевна Департамента финансов г.Москвы Бояринов - заместитель префекта Северного Игорь Александрович административного округа Быков - заместитель префекта Юго- Александр Владимирович Восточного административного округа Головань - уполномоченный по правам Алексей Михайлович ребенка в г.Москве Грамматиков - кинорежиссер Владимир Александрович Грекова - главный редактор газеты Ольга Игоревна "Пионерская Правда" Гусева - заместитель префекта Западного Людмила Ивановна административного округа Драгункина - председатель комиссии по Зинаида Федоровна социальной политике Московской городской Думы Забелина - заместитель префекта Татьяна Николаевна Зеленоградского административ- ного округа Заботина - заместитель префекта Северо- Валентина Александровна Восточного административного округа Иващенко - заведующая лабораторией Галина Михайловна социальных проблем детства Государственного института Российской академии образования и Министерства труда и социаль- ного развития Российской Федерации Иголкин - заместитель префекта Южного Михаил Иванович административного округа Кознякова - заместитель начальника Управления Фатима Мусаевна по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовер- шеннолетних ГУВД г.Москвы Король - председатель Комитета физической Сергей Николаевич культуры и спорта Правительства Москвы Котов - начальник Управления Правитель- Владислав Евгеньевич ства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города Крылатов - композитор Евгений Павлович Ларионова - первый заместитель префекта Ольга Николаевна Юго-Западного административного округа Литошин - заместитель префекта Центрального Александр Владимирович административного округа Монахов - директор Московского городского Дмитрий Львович дворца детского (юношеского) творчества Мороз главный редактор журнала "Пионер" Анатолий Степанович Неверова заместитель префекта Восточного Татьяна Анатольевна административного округа Орлов заместитель председателя комис- Степан Владимирович сии по экономической политике Московской городской Думы Подунова заместитель префекта Северо- Алла Григорьевна Западного административного округа Прохорова советник первого заместителя Мэ- Тамара Григорьевна ра Москвы в Правительстве Москвы (на общественных началах) Худяков председатель Комитета по культуре Сергей Ильич Чернякова заместитель председателя Тамара Васильевна Московской федерации профсоюзов Щеглова доктор социологических наук, Светлана Николаевна профессор, заведующая кафедрой Московской гуманитарно- социальной академии Якушев первый заместитель председателя Вячеслав Викторович Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы Верно:
- Постановление Правительства Москвы № 371-ПП от 16 августа 2011 года
- О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 2 июля 2002 г. N 488-ПП и от 3 августа 2010 г. N 667-ПП