Правовые акты (Нормативная база) Москвы

Постановление Московской городской Думы
№ 48 от 2 марта 2011 года

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов обеспечения конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья, совершенствования механизма профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и борьбы с ними»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов обеспечения конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья, совершенствования механизма профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и борьбы с ними".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы М.И. Москвину-Тарханову.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Вносится
Московской городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ,
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ,
ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА И БОРЬБЫ С НИМИ
Статья 1
Внести в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4850; 2005, N 52, ст. 5583; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3616) следующие изменения:
1) часть первую статьи 21 изложить в следующей редакции:
"В целях охраны здоровья граждан, предупреждения наркомании, токсикомании и алкоголизма, инфекционных, массовых неинфекционных, профессиональных, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в целях выявления лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременного оказания им медицинской помощи работники отдельных профессий, производств и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.";
2) в части четвертой статьи 61:
пункт 5 дополнить словами "(в том числе противоправных действий самого гражданина)";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) в отношении граждан, имеющих несовершеннолетних детей, если сокрытие сведений, составляющих врачебную тайну, может повлечь угрозу жизни и здоровью детей.".
Статья 2
Пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2004, N 35, ст. 3607) изложить в следующей редакции:
"1. В целях предупреждения наркомании, токсикомании и алкоголизма, инфекционных, массовых неинфекционных, профессиональных, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в целях выявления лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременного оказания им медицинской помощи работники отдельных профессий, производств и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры).".
Статья 3
Пункт 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Диспансеризация и медицинские осмотры обучающихся, воспитанников образовательного учреждения проводятся в целях обеспечения конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья, предупреждения наркомании, токсикомании и алкоголизма, инфекционных, массовых неинфекционных, профессиональных, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также в целях выявления лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременного оказания им медицинской помощи.".
Статья 4
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 27, ст. 2700; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4011; 2009, N 29, ст. 3588; 2010, N 21, ст. 2525; 2011, N 1, ст. 16) дополнить статьей 43.1 следующего содержания:
"Статья 43.1. Предварительные исследования по установлению фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ
1. В целях выявления лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в Российской Федерации проводятся предварительные исследования по установлению фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ.
2. Порядок проведения предварительных исследований по установлению фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА
И БОРЬБЫ С НИМИ"
В Российской Федерации существует конституционно-правовая и международно-правовая основа для закрепления ориентации медицинских осмотров работающих граждан, диспансеризации и медицинских осмотров обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, антинаркотических мероприятий и мероприятий в сфере безопасности дорожного движения на обеспечение конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья, а также на предупреждение наркомании, токсикомании и алкоголизма, инфекционных, массовых неинфекционных, профессиональных, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выявление лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременное оказание им медицинской помощи.
Право на жизнь Конституция Российской Федерации закрепляет как высшую ценность, ставя его на первое место среди основных гражданских прав и свобод (статья 20). Кроме того, в статье 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1), а также закреплена норма о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья (часть 2).
Положения Конституции Российской Федерации дополняются и нормами международных правовых актов. Статья 6 Международного пакта о гражданских и политических правах не только закрепляет за каждым человеком право на жизнь, но и содержит требование о его охране законами каждого участвующего в пакте государства. Статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах требует проводить "мероприятия, необходимые для... предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними".
Следовательно, для создания в Российской Федерации соответствующим образом ориентированной законодательной базы существуют все необходимые правовые нормы.
Однако такая законодательная база до настоящего времени в полном объеме не создана.
Согласно статье 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан целью медицинских осмотров работающего населения является охрана его здоровья, а также предупреждение инфекционных и профессиональных заболеваний (в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к ним добавляется предупреждение возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний). Однако ни о предупреждении наркомании, токсикомании, алкоголизма, ни о предупреждении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, ни о выявлении лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременном оказании им медицинской помощи в рассматриваемых статьях не говорится. Не установлена и подчиненность указанным целям медицинских мероприятий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и статьей 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
Таким образом, налицо расхождение указанных положений с положениями статей 1, 2, 4, 5, 5.1, 6 и 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Результатом такого расхождения является ослабление механизма гарантий конституционных прав граждан на жизнь и охрану здоровья.
Верховный Суд Российской Федерации исходя из правоприменительной практики констатировал отсутствие законодательного закрепления принципиальной возможности использования указанных медицинских мероприятий для проведения предварительных тестовых исследований, являющихся наиболее удобным основанием для выявления противоправного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также одной из важнейших форм профилактики наркомании. Учитывая, что в России насчитывается от 600 тысяч (по официальным данным) до 2 миллионов (по некоторым экспертным оценкам) больных наркоманией, не менее 500 тысяч ВИЧ-инфицированных (преимущественно наркоманов и их половых партнеров), от 2,5 миллиона (по официальным данным) до 5 миллионов (по некоторым экспертным оценкам) больных алкоголизмом, данный правовой пробел представляет серьезную угрозу важнейшим конституционным правам граждан.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что изменение сложившегося положения возможно, если будут предприняты следующие меры:
1) закрепление в различных актах федерального законодательства в качестве целей соответствующих медицинских мероприятий обеспечения конституционных прав на жизнь и охрану здоровья, предупреждения наркомании, токсикомании и алкоголизма, инфекционных, массовых неинфекционных, профессиональных, социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также выявления лиц, страдающих указанными заболеваниями, и своевременного оказания им медицинской помощи (пункт 1 статьи 1, статьи 2 и 3 законопроекта);
2) закрепление проведения предварительных исследований по установлению фактов потребления наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления лиц, незаконно их потребляющих (статья 4 законопроекта);
3) закрепление возможности раскрытия полученной в результате исследований информации при наличии оснований, позволяющих полагать, что имели место факты незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (пункт 2 статьи 1 законопроекта).
В заключение необходимо отметить, что в законопроекте предлагается модель закрепления положений о проведении предварительных исследований на выявление потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, при которой внедрение форм выявления конкретных заболеваний для определенной категории лиц отнесено к полномочиям органов исполнительной власти. Это связано с тем, что в условиях финансово-экономического кризиса попытка внести жесткие законодательные предписания о проведении подобного рода исследований может сыграть негативную роль в реализации соответствующих норм.
Приложение 1
к проекту федерального закона
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА
И БОРЬБЫ С НИМИ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Приложение 2
к проекту федерального закона
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ ВОПРОСОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
НА ЖИЗНЬ И ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМА
И БОРЬБЫ С НИМИ"
Принятие данного проекта федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.