Во исполнение Федерального закона от 29 ноября 2010 г.
N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Фе-
дерации" Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Московском городском фонде обяза-
тельного медицинского страхования (приложение).
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Правительства Москвы от 26 февраля 2002 г.
N 141-ПП "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхо-
вания населения города Москвы".
2.2. Постановление Правительства Москвы от 25 ноября 2003 г.
N 980-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Моск-
вы от 26 февраля 2002 года N 141-ПП".
2.3. Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г.
N 463-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Моск-
вы от 26 февраля 2002 г. N 141-ПП".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам об-
разования и здравоохранения Голодец О.Ю.
П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 октября 2011 г. N 494-ПП
Положение о Московском городском фонде
обязательного медицинского страхования
I. Общие положения
1. Московский городской фонд обязательного медицинского стра-
хования - территориальный фонд обязательного медицинского страхо-
вания города Москвы (далее - территориальный фонд) является неком-
мерческой организацией, созданной Правительством Москвы для реали-
зации государственной политики в сфере обязательного медицинского
страхования на территории города Москвы.
2. Территориальный фонд является юридическим лицом, созданным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, и в своей
деятельности подотчетен Правительству Москвы и Федеральному фонду
обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд).
Для реализации своих полномочий территориальный фонд открывает
счета, может создавать филиалы и представительства, имеет бланк и
печать со своим полным наименованием, иные печати, штампы и блан-
ки, геральдический знак-эмблему.
3. Официальное наименование - Московский городской фонд обя-
зательного медицинского страхования; сокращенное наименование -
МГФОМС.
4. Местонахождение территориального фонда и его юридический
адрес: Загородное шоссе, 18А, Москва, 117152.
5. Территориальный фонд осуществляет свою деятельность в со-
ответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными зако-
нами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федера-
ции, нормативными правовыми актами федерального органа исполни-
тельной власти, осуществляющего функции по выработке государствен-
ной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здраво-
охранения, настоящим Положением и нормативными правовыми актами
города Москвы.
II. Задачи территориального фонда
6. Задачами территориального фонда являются:
6.1. Обеспечение предусмотренных законодательством Российской
Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского стра-
хования.
6.2. Обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным
лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая в рам-
ках территориальной программы обязательного медицинского страхова-
ния и базовой программы обязательного медицинского страхования.
6.3. Создание условий для обеспечения доступности и качества
медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного
медицинского страхования.
6.4. Обеспечение государственных гарантий соблюдения прав
застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному ме-
дицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования независимо от финансового положения стра-
ховщика.
III. Полномочия и функции территориального фонда
7. Территориальный фонд осуществляет управление средствами
обязательного медицинского страхования на территории города Моск-
вы, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания
застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обяза-
тельного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой
устойчивости обязательного медицинского страхования на территории
города Москвы, а также решения иных задач, установленных Федераль-
ным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном меди-
цинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде-
рации"), настоящим Положением, законом города Москвы о бюджете
территориального фонда на соответствующий финансовый год (соот-
ветствующий финансовый год и плановый период).
8. Территориальный фонд осуществляет следующие полномочия
страховщика:
8.1. Участвует в разработке территориальных программ госу-
дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи на тер-
ритории города Москвы.
8.2. Аккумулирует средства обязательного медицинского страхо-
вания и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реали-
зации территориальной программы обязательного медицинского страхо-
вания в городе Москве, формирует и использует резервы для обеспе-
чения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхова-
ния в порядке, установленном Федеральным фондом.
8.3. Получает от органа, осуществляющего контроль за правиль-
ностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисле-
ния) страховых взносов на обязательное медицинское страхование,
необходимую информацию для осуществления обязательного медицинско-
го страхования.
8.4. Осуществляет администрирование доходов бюджета Федераль-
ного фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязатель-
ное медицинское страхование неработающего населения, регистрирует
и снимает с регистрационного учета страхователей для неработающих
граждан.
8.5. Начисляет недоимку по страховым взносам на обязательное
медицинское страхование неработающего населения, штрафы и пени и
взыскивает их со страхователей для неработающих граждан в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
8.6. Утверждает для страховых медицинских организаций диффе-
ренцированные подушевые нормативы в порядке, установленном прави-
лами обязательного медицинского страхования.
8.7. Предъявляет в интересах застрахованного лица требования
к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской
организации, в том числе в судебном порядке, связанные с защитой
его прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского
страхования.
8.8. Обеспечивает права граждан в сфере обязательного меди-
цинского страхования, в том числе путем проведения контроля объ-
емов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помо-
щи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав
в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации".
8.9. Ведет территориальный реестр экспертов качества меди-
цинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения
контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления меди-
цинской помощи.
8.10. Вправе предъявлять претензии и (или) иски к медицинской
организации о возмещении имущественного или морального вреда, при-
чиненного застрахованному лицу.
8.11. Вправе предъявлять иски к юридическим и физическим ли-
цам, ответственным за причинение вреда здоровью застрахованного
лица, в целях возмещения расходов в пределах суммы, затраченной на
оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
8.12. Осуществляет контроль за использованием средств обяза-
тельного медицинского страхования страховыми медицинскими органи-
зациями и медицинскими организациями, в том числе проводит провер-
ки и ревизии.
8.13. Собирает и обрабатывает данные персонифицированного
учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета
сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.14. Ведет реестр страховых медицинских организаций, осу-
ществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского стра-
хования на территории города Москвы.
8.15. Ведет реестр медицинских организаций, осуществляющих
деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на
территории города Москвы.
8.16. Ведет региональный сегмент единого регистра застрахо-
ванных лиц.
8.17. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведе-
ний, составляющих информацию ограниченного доступа.
8.18. Осуществляет подготовку и переподготовку кадров для
осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского
страхования.
9. Территориальный фонд осуществляет следующие функции:
9.1. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и
полное рассмотрение обращений граждан в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
9.2. Проводит разъяснительную работу, информирование населе-
ния по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда.
9.3. Заключает со страховыми медицинскими организациями, осу-
ществляющими деятельность в сфере обязательного медицинского стра-
хования, договор о финансовом обеспечении обязательного медицинс-
кого страхования.
9.4. Рассматривает дела и налагает штрафы, составляет акты о
нарушении законодательства об обязательном медицинском страховании
в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации".
9.5. Получает от медицинских организаций сведения о застрахо-
ванном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для
проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предостав-
ления медицинской помощи.
9.6. Получает от страховых медицинских организаций данные о
новых застрахованных лицах и сведения об изменении данных о ранее
застрахованных лицах, а также отчетности об использовании средств
обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахован-
ному лицу медицинской помощи, о деятельности по защите прав заст-
рахованных лиц и иной отчетности.
9.7. По месту оказания медицинской помощи осуществляет расче-
ты за медицинскую помощь, оказанную за пределами территории города
Москвы застрахованным на территории города Москвы лицам в объеме,
установленном базовой программой обязательного медицинского стра-
хования. При оказании медицинской помощи на территории города
Москвы застрахованным на территории другого субъекта Российской
Федерации лицам территориальный фонд субъекта Российской Федера-
ции, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования,
осуществляет возмещение средств территориальному фонду в объеме,
установленном базовой программой обязательного медицинского стра-
хования.
9.8. Осуществляет расчеты за медицинскую помощь, оказанную
застрахованным лицам медицинскими организациями, созданными в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации и находящимися
за пределами территории Российской Федерации.
9.9. Осуществляет контроль за деятельностью страховой меди-
цинской организации, осуществляемой в соответствии с Федеральным
законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Фе-
дерации", и выполнением договора о финансовом обеспечении обяза-
тельного медицинского страхования.
9.10. При отсутствии страховых медицинских организаций на
территории города Москвы осуществляет полномочия страховой меди-
цинской организации до дня начала осуществления деятельности стра-
ховых медицинских организаций, включенных в реестр страховых меди-
цинских организаций.
9.11. Определяет работников, допущенных к работе с данными
персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказан-
ной застрахованным лицам, и обеспечивает их конфиденциальность в
соответствии с установленными законодательством Российской Федера-
ции требованиями по защите персональных данных.
9.12. Направляет в страховые медицинские организации, осу-
ществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского стра-
хования в городе Москве, сведения о гражданах, не обратившихся в
страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязатель-
ного медицинского страхования, пропорционально числу застрахован-
ных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом
обеспечении обязательного медицинского страхования.
9.13. Получает сведения от территориальных органов Пенсионно-
го фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обя-
зательное медицинское страхование работающего населения.
9.14. Принимает решения о предоставлении или об отказе в пре-
доставлении страховой медицинской организации недостающих для оп-
латы медицинской помощи средств из нормированного страхового запа-
са территориального фонда.
9.15. Предъявляет к медицинской организации требования о
возврате в бюджет территориального фонда средств, перечисленных
медицинской организацией по договору на оказание и оплату меди-
цинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, исполь-
зованных не по целевому назначению.
9.16. Поручает проведение экспертизы качества медицинской по-
мощи эксперту качества медицинской помощи из числа экспертов ка-
чества медицинской помощи, включенных в территориальные реестры
экспертов качества медицинской помощи.
9.17. Участвует в установлении тарифов на оплату медицинской
помощи.
9.18. Рассматривает претензию медицинской организации на зак-
лючение страховой медицинской организации.
9.19. Осуществляет контроль за деятельностью страховых меди-
цинских организаций путем организации контроля объемов, сроков,
качества и условий предоставления медицинской помощи, проводит ме-
дико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экс-
пертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также
контроль за использованием средств обязательного медицинского
страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими
организациями.
9.20. Ведет учет и отчетность в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации.
9.21. Изучает и обобщает практику применения нормативных пра-
вовых актов по обязательному медицинскому страхованию.
9.22. Осуществляет в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации работу по делопроизводству, комплектованию, хра-
нению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в
процессе деятельности территориального фонда.
9.23. В установленном законодательством Российской Федерации
порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а
также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, вы-
полнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд территориаль-
ного фонда.
9.24. При нарушении условий договора о финансовом обеспечении
обязательного медицинского страхования в части осуществления конт-
роля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинс-
кой помощи, а также при нарушении установленных договором сроков
предоставления данных о застрахованных лицах страховой медицинской
организацией, сведений об изменении этих данных налагает штрафы в
случаях, порядке и размерах, которые установлены Федеральным зако-
ном "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федера-
ции".
9.25. Осуществляет иные функции в установленной сфере дея-
тельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации.
IV. Средства территориального фонда
10. Доходы бюджета территориального фонда формируются в соот-
ветствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К до-
ходам бюджета территориального фонда относятся:
10.1. Межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Феде-
рального фонда в соответствии с законодательством Российской Феде-
рации.
10.2. Платежи города Москвы на дополнительное финансовое
обеспечение реализации территориальной программы обязательного ме-
дицинского страхования в пределах базовой программы обязательного
медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом "Об
обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
10.3. Платежи города Москвы на финансовое обеспечение допол-
нительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установ-
ленных базовой программой обязательного медицинского страхования,
в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации".
10.4. Доходы от размещения временно свободных средств.
10.5. Межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета города
Москвы в случаях, установленных законодательством города Москвы.
10.6. Начисленные пени и штрафы, подлежащие зачислению в бюд-
жет территориального фонда в соответствии с законодательством Рос-
сийской Федерации.
10.7. Иные источники, предусмотренные законодательством Рос-
сийской Федерации.
11. Расходы бюджета территориального фонда осуществляются в
целях финансового обеспечения:
11.1. Выполнения территориальной программы обязательного ме-
дицинского страхования.
11.2. Исполнения расходных обязательств города Москвы, возни-
кающих при осуществлении органом государственной власти города
Москвы переданных полномочий Российской Федерации в результате
принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов
Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граж-
дан.
11.3. Исполнения расходных обязательств города Москвы, возни-
кающих в результате принятия законов и (или) иных нормативных пра-
вовых актов города Москвы.
11.4. Ведения дела по обязательному медицинскому страхованию
страховыми медицинскими организациями.
11.5. Выполнения функций органа управления территориального
фонда.
12. В составе бюджета территориального фонда формируется нор-
мированный страховой запас. Размер и цели использования средств
нормированного страхового запаса территориального фонда устанавли-
ваются законом о бюджете территориального фонда на соответствующий
финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период)
в соответствии с порядком использования средств нормированного
страхового запаса территориального фонда, установленным Федераль-
ным фондом. Размер средств нормированного страхового запаса терри-
ториального фонда не должен превышать среднемесячного размера пла-
нируемых поступлений средств территориального фонда на очередной
год.
13. Размер и порядок уплаты платежей города Москвы, указанных
в пунктах 10.2 и 10.3 настоящего Положения, устанавливаются зако-
ном города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий фи-
нансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).
14. Средства бюджета территориального фонда не входят в сос-
тав иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и изъятию
не подлежат.
15. Выполнение функций органа управления территориального
фонда осуществляется за счет средств бюджета территориального фон-
да, утвержденного законом города Москвы о бюджете территориального
фонда на соответствующий финансовый год (соответствующий финансо-
вый год и плановый период).
16. Имущество территориального фонда, приобретенное за счет
средств обязательного медицинского страхования, является государс-
твенной собственностью города Москвы и используется территориаль-
ным фондом на праве оперативного управления.
V. Органы управления территориальным фондом и организация де-
ятельности
17. Управление территориальным фондом осуществляется директо-
ром.
18. Директор территориального фонда назначается на должность
и освобождается от должности Правительством Москвы по согласованию
с Федеральным фондом.
19. Директор территориального фонда организует и осуществляет
общее руководство текущей деятельностью территориального фонда,
несет персональную ответственность за ее результаты, подотчетен
правлению территориального фонда.
20. Директор территориального фонда:
20.1. Действует от имени территориального фонда и представля-
ет его интересы без доверенности.
20.2. Распределяет обязанности между своими заместителями.
20.3. Представляет для утверждения в Правительство Москвы
предельную численность, фонд оплаты труда, структуру территориаль-
ного фонда.
20.4. По согласованию с правлением территориального фонда ут-
верждает в пределах установленной предельной численности и фонда
оплаты труда штатное расписание территориального фонда.
20.5. Утверждает положения о структурных подразделениях,
должностные инструкции работников территориального фонда.
20.6. Издает приказы, распоряжения административно-хозяйс-
твенного и организационно-распорядительного характера, дает указа-
ния по вопросам деятельности территориального фонда, обязательные
для исполнения всеми работниками территориального фонда.
20.7. Назначает на должность и освобождает от должности ра-
ботников территориального фонда в соответствии с трудовым законо-
дательством Российской Федерации.
20.8. Привлекает работников территориального фонда к дисцип-
линарной ответственности в соответствии с трудовым законодательст-
вом Российской Федерации.
20.9. Представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников территориального фонда к присвоению почетных званий и
награждению государственными наградами Российской Федерации и ве-
домственными наградами.
20.10. Открывает расчетные и другие счета территориального
фонда.
20.11. Организует ведение учета и отчетности территориального
фонда.
21. Правление территориального фонда является коллегиальным
органом, определяющим основные направления деятельности территори-
ального фонда и осуществляющим текущий контроль за его деятель-
ностью, а также иные полномочия в соответствии с федеральными за-
конами и принимаемыми в соответствии с ними законами города Моск-
вы.
22. Состав правления территориального фонда утверждается Пра-
вительством Москвы.
23. Порядок проведения заседаний правления территориального
фонда и принятия им решений определяется Правительством Москвы.
24. Правление территориального фонда не вправе осуществлять
административно-хозяйственные и организационно-распорядительные
функции.
25. Оплата труда работников территориального фонда устанавли-
вается применительно к оплате труда государственных гражданских
служащих города Москвы.
VI. Контроль за деятельностью территориального фонда
26. Контроль за деятельностью территориального фонда осущест-
вляется Правительством Москвы и Федеральным фондом.
27. Контроль за исполнением бюджета территориального фонда
осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Рос-
сийской Федерации.